bannerbanner
Коломенцы – звёзды советского спорта
Коломенцы – звёзды советского спорта

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 6

– Безупречной технике и сыгранности гостей мы должны противопоставить максимальную скорость, высокий дух коллективизма, предельную манёвренность в атаке и подлинную неприступность в обороне.

О тактике обороны здесь следует сказать особо. Европа тогда практически не знала принципа «персональной опеки», широко применявшегося у нас во внутреннем чемпионате. Борис Андреевич сделал ставку именно на эту тактику. Индивидуальный постоянный контроль наших защитников и полузащитников за венгерскими форвардами должен был, по мнению тренера, лишить последних свободы действий, нарушить или, во всяком случае, предельно осложнить привычные тактические связи…

У меня нет никакой возможности описывать ход состоявшихся матчей: это, вероятно, потребовало бы отдельной главы. Напомню, что первый закончился вничью (1:1), во втором победили хозяева поля (2:0).

Эти результаты вызвали широкие комментарии во всей европейской спортивной прессе. Тренер сборной Венгрии И. Калмар в беседе с советскими журналистами заявил:

– Я утверждаю, что советский футбол занимает сегодня передовые позиции. Ваша трактовка построения обороны является открытием в искусстве тактики. Степень физической готовности игроков, их скоростные данные и выносливость не имеют себе равных. В целом сборная СССР – отлично сыгранная и в высшей степени современная команда.

В течение мая и июня она дважды встречалась со сборной Болгарии (2:2, 2:2), победила сборную Румынии (3:1), затем в Хельсинки на олимпийском стадионе выиграла у сборной Финляндии (2:0), а вернувшись через два дня, приняла сборную Чехословакии и в напряжённом матче переиграла её (2:1)».


В июле олимпийская сборная команда страны по 19 видам спорта дебютировала на Олимпийских играх 1952 г. в Хельсинки. Здесь необходимо напомнить, что политический климат во время подготовки Олимпийских игр в Хельсинки был напряжённым. На повестке дня во время заседания МОК в Вене в 1951 г. было множество сложных вопросов: разворачивалась холодная война, очень напряжёнными были отношения Израиля и арабских стран. Также обсуждалось возможное участие единой команды разделённой в то время Германии. В то же время гражданская война в Китае завершилась победой коммунистов и формированием Китайской Народной Республики. На предыдущие Олимпийские игры в Лондоне не были приглашены страны, потерпевшие поражение во Второй мировой войне, например, Япония. Израильский олимпийский комитет ещё не был признан, а германский олимпийский комитет после войны практически не существовал. Но, несмотря на эти сложные вопросы, все эти страны были приглашены к участию в Играх в Хельсинки, даже протекторат Саар с его особым статусом, так как над этой частью Германии был введён французский контроль.

Советский Союз принял членов МОК в мае 1951 г. и в декабре того же года подтвердил, что он будет участвовать в борьбе за олимпийские медали. По требованию СССР советские спортсмены должны были жить отдельно от спортсменов из капиталистических стран. Советская сторона предлагала два варианта: спортсмены могли либо приезжать из Ленинграда в Хельсинки каждый день, либо жить на военной базе Порккала. Организаторы Игр, однако, настаивали на том, чтобы все спортсмены располагались в олимпийской деревне. В результате переговоров было принято компромиссное решение: организаторы создали вторую олимпийскую деревню в районе Отаниеми (Эспоо). Кроме всего прочего, в 1952 г. над Олимпиадой снова нависла угроза отмены из-за мирового политического кризиса, связанного с началом в 1950 г. Корейской войны, и это также являлось поводом для серьёзного беспокойства Международного олимпийского комитета.

Для полного понимания всех сложностей, предшествовавших решению советского руководства об участии в Олимпийских играх в Хельсинки, также необходимо напомнить, что там же должны были проводиться Олимпийские игры ещё в 1940 г. Но 30 ноября 1939 г. Советский Союз начал так называемую «Зимнюю войну» с Финляндией, и 20 марта 1940 г. Оргкомитет по подготовке Олимпийских игр в Хельсинки остановил подготовку к ним. 20 апреля 1940 г. было принято решение МОК об официальной отмене Олимпийских игр в Финляндии. В это время Германия уже оккупировала Данию и Норвегию.

После окончания Второй мировой войны в качестве столицы летних Олимпийских игр 1948 г. (Игры 1944 г. были также отменены из-за войны) был назначен Лондон. Но Хельсинки не оставлял попыток добиться получения прав на проведение Игр и выдвинул свою кандидатуру на следующие Игры 1952 г., и в результате на конгрессе МОК в Стокгольме 21 июня 1947 г. был избран городом-организатором, обойдя таких серьёзных конкурентов, как Амстердам, Лос-Анджелес, Миннеаполис, Детройт, Чикаго и Филадельфия.

…Сборная СССР по футболу олимпийский турнир начала с победы над сборной Болгарии (2:1). Следующим соперником стал один из фаворитов олимпийского турнира – сборная Югославии.

Можно, конечно, сослаться на неблагосклонность жребия для нашей команды. Слабых команд в 1/8 турнира хватало – Турция, Нидерландские Антилы, Норвегия, Финляндия, Египет. Что касается опыта международных встреч, югославы многократно превосходили наших игроков. К 75-й минуте сборная СССР безнадёжно проигрывала – 1:5. Счёт был по игре, зрители на стадионе в Тампере пребывали в полной уверенности, что результат сделан и победитель известен. Но не тут-то было! В оставшиеся минуты советская команда сотворила такую сенсацию, что после её вспоминали много лет.

Вновь, как и в игре с болгарами, нашу команду повёл за собой её капитан Всеволод Бобров. Его хет-трик во второй тайме позволил сделать невозможное: за минуту до конца основного времени полузащитник ЦДСА Александр Петров сравнял счёт – 5:5. В дополнительное время дрогнувшие югославы могли пропустить ещё, но нашим форвардам, увы, не хватило в решающий момент точности. Через день – переигровка. На 6-й минуте Бобров вывел сборную СССР вперёд, однако развить успех нашим не удалось – более опытные югославы провели в ответ три мяча. Советские футболисты завершили выступление на Олимпиаде и отправились домой.

Дух того времени лучше всего передают воспоминания об исторических футбольных матчах с югославами легендарного конькобежца Евгения Гришина, участвовавшего в Олимпийских играх 1952 г. в качестве члена сборной команды страны по велоспорту. В своей книге «Такое не забывается», вышедшей в 2001 г., он писал: «Весь лагерь был в ожидании этого поединка, а когда он начался, все припали к приёмникам, слушая трансляцию. Было такое впечатление, что мы находились не на Олимпиаде, а на чемпионате мира по футболу. Ни одно соревнование ни по одному виду спорта не привлекало такого пристального внимания, как этот матч. А особенно – внимание руководства. В то время у нас с Югославией были очень натянутые отношения, а президент Югославии Иосип Броз Тито числился главным и личным врагом Сталина. Вот почему победа в этом матче Сталину была нужна больше, чем вся Олимпиада.

Жизнь в лагере замерла, все слушали футбольный репортаж, а из кабинета Романова (председателя Всесоюзного спорткомитета. – В.М.) по специально налаженной связи в Кремль беспрерывно докладывали о ходе встречи. Напряжение было невероятным, так как с самого начала наши проигрывали 1:4. И тут произошло невероятное: советские футболисты забили четыре гола подряд, но пропустили ещё один в свои ворота, и матч закончился вничью – 5:5. Это значит, что назавтра должен быть назначен дополнительный повторный матч.

К несчастью, на следующий день чуда не произошло: наша команда проиграла 1:3 и выбыла из дальнейшей борьбы. Реакция Сталина на то поражение была однозначной: он приказал разогнать команду».

Для того чтобы понять уровень мастерства игроков той сборной СССР процитирую статью из французской газеты «Юманите»: «Хотя советская сборная в конце концов проиграла, она оставила очень сильное впечатление. Матч, сыгранный ею с сильнейшей в истории Югославии сборной, несомненно, войдёт во все учебники футбола как образец выносливости, мужества, ошеломляющей скорости. Да, русские проиграли. Но их сборную можно сегодня сравнить с сапёром, взорвавшимся при разборе неизвестной мины, но успевшим объяснить товарищу тайну действия взрывателя. И кто знает, может быть, опыт, приобретенный советскими футболистами на земле Суоми, поможет им в далёком Мельбурне». Пророческие слова! В 1956 г. на Олимпийских играх в австралийском Мельбурне сборная СССР в финале обыграла сборную Югославии 1:0. И стала олимпийским чемпионом.

Лондонская «Таймс» после матча сборной СССР в Хельсинки резюмировала: «Русские подтвердили свою репутацию могучей футбольной державы. Дебют их сборной на Олимпийских играх не оставляет в этом сомнения».

Здесь важно напомнить, что в те годы в олимпийских футбольных турнирах играли национальные сборные команды. Это с 1988 г. в Олимпийских играх разрешено выступать только футболистам в возрасте не более 21 года (к началу отборочных соревнований). И только в финальной части олимпийского турнира допускается включать в команду двух игроков более зрелого возраста. И победа сборной СССР на Олимпийских играх 1956 г. в Австралии – это выдающееся достижение советского футбола. А тогда, в 1952 г., выступление нашей команды футболистов на Играх Олимпиады повлекло тяжёлые последствия для игроков ЦДСА и всей сборной.

В финале тех Олимпийских игр по футболу наш обидчик – сборная Югославии встречалась со сборной Венгрии. Мадьяры победили со счётом 2:0. На Олимпиаде 1960 г. сборная Югославии стала уже чемпионом. Специалисты-современники после Игр 1952 г., анализируя итоги выступления в Хельсинки, говорили, что им было непонятно, почему Аркадьев отказался от услуг проверенных в футбольных сражениях крайних нападающих Алексея Гринина и Владимира Дёмина, находившихся в то время в хорошей спортивной форме. Они предполагали, что, вероятнее всего, Борис Андреевич поступил так, испытывая влияния извне, а, может быть, просто постеснялся во избежание кривотолков включать в сборную слишком много своих подопечных-армейцев. Четвёрка форвардов – Гринин, Николаев, Бобров и Дёмин, хорошо сыгранная в течение 5–7 сезонов и не потерявшая к Олимпиаде боевых качеств, могла бы в Хельсинки действовать более эффективно, нежели те нападающие, которых тренеры предпочли в итоге. Нет сомнения и в том, что к этому «квартету» по своим игровым качествам, высокой технике и умению действовать комбинационно наиболее всего подходил динамовец Константин Бесков. Здесь, я уверен, вмешалась политика и высокая порядочность Аркадьева. В результате в сборную СССР включили представителей семи клубов (ЦДСА, «Динамо» Тбилиси и Москвы, «Спартака», ВВС, МВО и «Зенита»).

В документально-художественной книге «ЦСКА. Жизнь или смерть?» Олег Логинов пишет: «Борис Аркадьев очень ценил Виктора Чистохвалова и считал его чуть ли не идеальным правым защитником… Одной из причин поражения сборной СССР на Олимпиаде-52 от югославов называли отсутствие в команде Чистохвалова, которого Крижевский не смог полноценно заменить в игре команды». Друг Чистохвалова Анатолий Башашкин рассказывал о том, что Борис Андреевич после поражения на Олимпиаде в разговоре с ним как-то посетовал: «Знаешь, Толя, а ведь наша команда (читай – ЦДСА) сыграла бы, пожалуй, успешнее сборной».


Легендарная «команда лейтенантов» ЦДКА собирала переполненные стадионы. Виктор Чистохвалов – пятый справа. Капитан команды Алексей Гринин


18 августа 1952 г. на московском стадионе «Сталинец» должен был состояться очередной матч первенства СССР между ЦДСА и «Динамо» (Киев). Но кремовый автобус с белой полосой под номером 47-17, доставлявший всегда команду ЦДСА на матчи, в тот день на Большой Черкизовской так и не появился. Не прибыли футболисты ЦДСА и другим транспортом. Болельщикам, пришедшим на стадион, сообщили, что матч отменён, но в связи с чем – не объяснили.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Сноски

1

Ныне это дом № 123 по улице Митяево.

2

Коломенский машиностроительный завод основан 14 сентября (2 сентября по ст. ст.) 1863 г.

3

Фульда Роберт Фердинандович (русифицированное имя – Роман Фёдорович) (1873–1944) – хозяин большого ювелирного магазина в Москве. Построил первые в Москве футбольные поля, организовал первый футбольный клуб СКС. В 1904 г. перевёл правила игры в футбол и отпечатал их. Председатель московской футбольной лиги (1910–1914 гг.), председатель правления Всероссийского футбольного союза (1914–1915 гг.). Был представителем России в ФИФА.

4

Легенды отечественного футбола. – М.: Международный объединённый биографический центр, 2014.

5

Пчеликов П.Н. (1903–1961) – родился в Коломне. Начал играть в футбол в 1919 г. в Коломне в команде при Всевобуче, затем, с 1921 по 1924 г., выступал за Коломенский паровозостроительный завод.

6

В 2000 г. Международная федерация футбола (ФИФА) признала Льва Яшина лучшим вратарём XX в.

7

В том году «Пищевик» в Кубке СССР дошел до 1/16 финала.

8

ОППВ – Опытно-показательная площадка Всевобуча – армейский клуб, предшественник ЦДКА (ЦСКА)

9

До 1959 г. Федерация футбола СССР называлась Секцией футбола СССР.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
6 из 6