bannerbannerbanner
Они боролись с коммунизмом. Том 27
Они боролись с коммунизмом. Том 27

Полная версия

Они боролись с коммунизмом. Том 27

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

В интеллектуальном плане Афляк видоизменил арабские консервативные националистические идеи, тем самым отразив революционные и прогрессивные тенденции, сложившиеся в арабском мире в связи с деколонизацией и иными событиями того времени.

Он настаивал на свержении старых господствующих классов и выступал за создание светского общества путём отделения исламской религии от государства.

Не все эти идеи принадлежали Афляку, однако он способствовал созданию интернационального движения на их основе.

Ядром баасизма является арабский социализм, «социализм с арабской спецификой», который не относится к международному социалистическому движению, а также идеология панарабизма

Сформулированный Афляком и Битаром баасизм был уникальной левой, ориентированной на арабов идеологией. Баасизм позиционировал себя как выражение «арабского духа против материалистического коммунизма» и «арабской истории против мёртвой реакции». Данная идеология составила благоприятную основу для развития Движения неприсоединения, видными сторонниками которого были такие деятели как Джавахарлал Неру, Гамаль Абдель Насер и Иосип Броз Тито. Его суть заключалась в отказе от присоединения к западному проамериканскому или восточному просоветскому блоку времен холодной войны

Идеологя

Мишель Афляк, основатель баасизма. После раскола партии Баас он стал главным идеологом в проиракской фракции

Мишель Афляк поддерживал Сати аль-Хусри в той идее, что язык был основным определяющим и объединяющим фактором арабской нации, потому что язык приводит к единству мысли, норм и идеалов. Другим объединяющим фактором являлась история, поскольку она была «плодородной почвой, в которой наше сознание обрело форму». Ядром баасизма в понимании Афляка была идея Баас, то есть идея «возрождения»

Это возрождение могло быть достигнуто объединением в единое арабское государство, и оно бы видоизменило арабский мир политически, экономически, интеллектуально и морально. Данное «будущее возрождение» должно было стать «перерождением» первого арабского возрождения, которое согласно Афляку, стало истоком исламской религии в седьмом веке. Это новое «возрождение» принесло бы обновлённое арабское послание. Данная идея была отражена в слогане партии Баас: «Одна нация, несущая Вечное Послание».

Арабская нация могла прийти к этому «возрождению» лишь путём революционного процесса с целью достижения «единства, свободы и социализма».

По мнению Афляка, нация способна только развиваться или деградировать[15]. В свою очередь, разобщённые арабские государства того времени могли только прогрессивно увядать из-за своих «болезней» – «феодализма, сектантства, раздробленности и интеллектуальной реакции».

Эти проблемы, по мнению Афляка, могли быть решены лишь через революционный процесс. Революция, в свою очередь, могла увенчаться успехом, лишь если революционеры были чисты и почти религиозны в своей преданности перед поставленной задачей. Афляк поддерживал марксистские взгляды о необходимости партии-авангарда после успешной революции, при этом успешная революция не являлась неизбежным результатом. Авангардом по идеологии баасизма являлась собственно баасистская партия.

Афляк полагал, что молодёжь была ключом к успешной революции. Молодёжь была открыта к переменам и просвещению, поскольку ещё не была подвержена влиянию иных взглядов. Значительной проблемой, согласно Афляку, было разочарование арабской молодёжи. Разочарование вело к индивидуализму, а индивидуализм был нездоровым знаком для слаборазвитой страны, в отличие от развитых стран, где это являлось нормой.

Главной задачей партии перед революцией было распространение идей просвещения среди людей и изменение реакционных и консервативных элементов общества. В соответствии с Афляком, баасистская партия должна была осуществлять политику прозелитизма, с тем чтобы избежать попадания необразованных масс в партию до тех пор, пока руководящее звено партии не было полностью охвачено идеями просвещения.

Тем не менее, партия также являлась политической организацией, и согласно записям Афляка, политика «является самым серьёзным вопросом на конкретном данном этапе». Баасизм был похож на коммунизм в убеждении о том, что авангардная партия должна находиться у власти неопределённый промежуток времени с целью формирования «нового общества»

Афляк поддерживал идею о создании активистской революционной партии, основанной на модели ленинизма, которая в свою очередь была бы основана на принципах демократического централизма.

Революционная партия должна была обрести политическую власть и после этого трансформировать общество во имя высшего блага. Даже в момент численного меньшинства революционной партии, она тем не менее являлась мощным институтом, который имел право инициировать какую-либо политику, даже в случае если большинство населения было против неё. Аналогично модели ленинизма, баасистская партия обладала бы универсальным правом определять правильный курс. Население в целом не имело об этом представления, поскольку оно всё ещё находилось под влиянием старых ценностей и моральной системы

Реакционные классы

По мнению Афляка, арабское восстание 1916–1919 годов не смогло объединить арабский мир, поскольку возглавлялось реакционным классом.

Он полагал, что правящий класс, который поддерживал монархию, как делали лидеры арабского восстания, являлся по сути реакционным классом. В баасизме правящий класс заменяется «прогрессивным революционным классом». Афляк резко выступал против любой монархической формы правления, и охарактеризовал арабское восстание как «иллюзии королей и феодалов, которые понимали единство как единство отсталости и отсталости, эксплуатации и эксплуатации и чисел с числами, подобно овцам».

Именно точка зрения реакционного класса на арабское единство лишила арабское восстание «борьбы за единство без крови и нервов». Афляк рассматривал объединение Германии в качестве доказательства данного тезиса. Данное убеждение находилось в абсолютном контрасте по отношению к идеям других арабских националистов, большинство из которых были германофилами.

Согласно Афляку, объединение Германии Бисмарком породило самое репрессивное государство, и виноваты в этом монархия и реакционный класс. Копирование немецкого примера Афляк рассматривал как неудачный вариант, который приведет к порабощению арабского народа.

Единственным способом борьбы с реакционными классами являлась прогрессивная революция, ключевым аспектом которой должна быть борьба за единство. Эта борьба должна быть неотделима от социальной революции, разделять эти два аспекта, значит ослаблять движение.

Реакционный класс, которого устраивало существовавшее положение вещей, выступил бы против такой революции. Даже если бы революция осуществилась в одном регионе (стране), то данный регион не может развиваться из-за ограниченных ресурсов и небольшой численности населения, а также антиреволюционных сил, поддерживаемых другими арабскими лидерами.

Чтобы революция в арабском мире успешно осуществилась, ей необходимо стать «единым целым», иными словами, арабское единство является одновременно причиной арабской революции и её результатом

В качестве основного препятствия на пути революции Афляк рассматривал Лигу арабских государств, которая, по его мнению, усиливала региональные интересы отдельных государств и укрепляла реакционные классы, тем самым уменьшая шансы на создание единой арабской нации.

Из-за мировой ситуации, когда большинство арабских государств были под властью реакционных классов, идеология была изменена с учётом обстановки. Вместо создания арабской нации путём прогрессивной революции, главной задачей государства, где революция уже одержала победу, было распространение этой революции на другие государства.

Революционные страны постепенно бы объединялись с друг другом, пока арабский мир не стал бы единым государством. Революция не могла бы одержать победу без её активного распространения прогрессивными революционными правительствами [26].

Свобода – не роскошь в жизни нации, но её основа, суть и смысл.

Афляк рассматривал свободу как одну из главных идей в баасизме. Изложение мыслей и взаимодействие между людьми были путём построения нового общества. Эта свобода, согласно Афляку, создавала новые ценности и мысли.

Афляк полагал, что жизнь в условиях империализма, колониализма, или религиозной и не просвещённой диктатуры, ослабляет свободу; идеи приходят сверху, а не снизу через взаимодействие между людьми.

Одна из главных задач партии Баас, согласно Афляку, заключалась в распространении новых идей и мыслей. Чтобы дать людям свободу, необходимую для следования этим идеям, партия встаёт между арабским народом и его угнетателями – иностранными империалистами и теми формами тирании, которые существуют в арабском обществе

Хотя понятие свободы было важным для Афляка, он предпочитал ленинскую концепцию непрерывной революционной борьбы. Он не разрабатывал теорию общества, в котором свобода была бы защищена набором институтов и правил.

Его видение однопартийного государства, управляемого партией Баас, которая распространяла бы информацию для общественности, в разных вопросах противоречило его точке зрения об индивидуальном взаимодействии людей. Партия Баас, с помощью своего преимущества, установила бы свободу. Афляк полагал, что свобода не может прийти из ниоткуда, для этого нужна просвещённая и прогрессивная группа, что в конечном итоге привело бы к созданию действительно свободного общества.

По сути, Афляк имел авторитарный взгляд на свободу, в отличие от либерально-демократического понятия свободы. С точки зрения Афляка, свобода будет обеспечиваться партией Баас, которая не избиралась народными массами, однако имела добрые намерения.

«Арабский Социализм»

«Мы приняли социализм не из книг, абстракций, гуманизма или жалости, а скорее из необходимости […] для арабского рабочего класса он является необходимой движущей силой в этот период истории.»

Мишель Афляк о необходимости социализма.

Афляк поддерживал многие аспекты марксизма, полагая, что марксистское понятие «важности экономических условий жизни» было одним из главных открытий человечества в современную эпоху.

Однако он не соглашался с марксистским мнением о том, что диалектический материализм был единственной истиной. Афляк считал, что марксизм забыл о человеческой духовности.

Будучи убеждённым в том, что марксистская концепция будет успешно работать в других малых и слабых обществах, он считал, что только диалектический материализм не будет подходящим вариантом для арабского мира.

Для столь духовных людей, как арабы, рабочий класс был просто одной из групп в наиболее широком движении за освобождение арабской нации, хотя и наиболее важной группой. Афляк поддержал Маркса в том, что рабочий класс был главной движущей силой, но не в том, какую роль он сыграл в истории.

В отличие от Маркса, Афляк был националистом и считал, что в арабском мире все классы (а не только рабочий) объединились бы в борьбе против капиталистического господства иностранных держав. То, что на западе было борьбой между классами, в арабском мире стало бы борьбой за собственную политическую и экономическую независимость

Для Афляка социализм был необходимым средством для выполнения целей арабского «возрождения» и модернизации. В то время, как объединение арабского мира принесло бы арабскому народу свободу, социализм был краеугольным камнем, способным сделать единство и свободу успешными.

Арабский социализм не означал революцию.!

С точки зрения Афляка, конституционная демократическая система не преуспела бы в такой стране, как Сирия, которая находилась во власти «псевдофеодальной» системы, и где подавление крестьян ликвидировало политическую свободу людей.

Свобода значила мало или почти ничего не значила для бедного населения Сирии. Афляк рассматривал социализм как способ решения данной проблемы.

Конечной целью социализма в баасизме не был вопрос о том, сколько необходимо государственного контроля или экономической свободы, но социализм должен стать «средством для удовлетворения животных потребностей, чтобы люди могли свободно жить».

Другими словами, арабский социализм был системой, которая освободила бы население от рабства и создала бы по-настоящему независимых людей.

Экономическое равенство было главным принципом в идеологии баасизма; устранение неравенства «устранило бы все привилегии, эксплуатацию и господство одной группы над другой». В случае успешного освобождения арабский народ нуждался в социализме

Роль ислама в арабском социализме

«Европа сегодня так же боится ислама, как она боялась его раньше. Сейчас она знает, что сила ислама (которая ранее была выражена в арабах) теперь переродилась и появилась в новой форме: арабском национализме.» Мишель Афляк об исламе, 1943 год

Афляк рассматривал создание ислама в качестве доказательства «арабской гениальности» и завещания арабской культуры, ценностей и мышления Суть ислама, согласно Афляку, заключалась в его революционных качествах. Афляк призвал всех арабов, как мусульман, так и немусульман, восхищаться ролью ислама в становлении арабского характера.

Но его точка зрения об исламе была чисто духовной; Афляк подчеркнул, что ислам «не должен быть наложен» на государство и общество. Партия Баас была против как атеизма, так и религиозного фундаментализма; фундаментализм рассматривался как «поверхностная, ложная вера».

Баасизм рассматривает все религии как равные. Несмотря на свою антиатеистическую позицию, Афляк был убежденным сторонником светского правительства и заявлял, что баасистский режим заменит религию государством, основанным на принципах единства, арабского национализма, свободы и морали.

Во время шиитских беспорядков конца 1970-х годов, направленных против баасистского режима в Ираке, Афляк предупреждал Саддама Хусейна, чтобы тот не шёл ни на никакие уступки протестующим, поскольку партия Баас «имела религию, но не являлась религиозной партией и не должна ей быть».

Во время своего вице-президентства Саддам Хусейн обсуждал необходимость убедить широкие слои населения принять линию партии в отношении религии

Позиция Саддама по вопросу секуляризации изменилась после ирано-иракской войны, когда был принят закон, позволяющий людям убивать своих сестёр, дочерей и жён, если они были «неверными».

Когда Афляк умер в 1989 году, иракское региональное руководство партии Баас заявило, что он принял ислам перед смертью, однако неназванный западный дипломат в Ираке заявил Уильяму Харрису, что семья Афляка ничего не знала об его религиозном обращении.

До, после и во время войны в Персидском заливе режим Хусейна становился все более исламским; в начале 1990-х годов Саддам объявил, что партия Баас является партией «арабизма и ислама»

Но уважаемый читатель кроме псевдосоциалистической партии БАСС в Сирии и Египте было созданы и активно действовали еще и местные коммунистические партии.

Часть 3. Сирийская коммунистическая партия

Итак, уважаемый читатель, мы переходим к изучению истории так называемой «Сирийской коммунистической партии». Она имеет очень сложную и запутанную историю. Причем вся правда о этой партии и ее членах как это не парадоксально находится в архивах ФСБ РФ, поскольку сама партия изначально создавалась усилиями агентов Коминтерна как чисто просоветская «ручная» коммунистическая организация!

А те противоречия внутри самой СКП, что ПРИВЕЛИ В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ К ЕЕ ДЕЛЕНИЮ НА ДВА САМОСТОЯТЕЛЬНЕ КООМУНИСТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ явились уже следствием местной сирийской специфики!

Что в конечном итоге естественно не прибавило им обоим ни влияния в сирийском обществе ни финансового снабжении со стороны СССР как главного их идеологического учителя наставника я и финансового спонсора!

В качестве отдельной партии была образована только в 1944 году из Коммунистической партии Сирии и Ливана, которая была создана в 1924 году в Бейруте.

Её лидер с 1936 года, Халед Багдаш, не шёл строго по ленинскому путиа открыл партию для тех, кто боролся за независимость Сирии от Франции.

Ну и раз так, то разрешите мне и приставить нашего нового главного героя:

Халед Багдаш (араб. خ 1912–1995) – сирийский политик курдского происхождения, лидер Сирийской коммунистической партии в 1937–1995 годах.

Халед Багдаш родился 15.11.1912 в Дамаске, в курдском районе аль-Мухаджирин

Его отец служил сначала в османской армии, затем в сирийской армии во время правления короля Фейсала. Багдаш учился в Университете Дамаска на юридическом факультете, однако был исключён за свою незаконную политическую деятельность.

В 1951 году женился на курдской девушке по имени Висаль разделявшей его убеждения, и после его смерти, возглавившей партию. Халед Багдаш скончался 15 июля 1995 года, в возрасте 83 лет, от сердечного приступа.

Политическая карьера

Ранние годы

Багдаш рано начал политическую жизнь. Уже в 1929 году он вступил в ряды Национального Блока Сирии.

В 1930 году он вступил в компартию Сирии.

В это время дважды подвергался преследованиям за свою политическую деятельность (в 1931 году он провёл 4 месяца в тюрьме, а в 1933 сумел избежать ареста).

В это время он перевёл на арабский язык Манифест коммунистической партии – это был первый перевод манифеста на арабский язык.

В 1933 году партия отправила Багдаша на учёбу в Москву. Здесь он учился в Коммунистическом университете трудящихся Востока им. И. В. Сталина, а также посетил Ташкент.

Где он не только почти в совершенстве овладел русским языком, а и прошел обучение в спец. разведывательно-диверсионной школе № 101 НКВД СССР под Москвой и был завербован там же как агент советской внешней разведки!

В 1935 году он будучи уже в таком своем «новом качестве» с подачи руководства Коминтерна был избран главой арабских делегаций на Седьмом конгрессе коммунистического интернационала, проходившем 25 июля – 20 августа в Москве.

Честь как для в принципе «безродного араба» ему была оказана великая!

Ну а далее предстояло начало работы нового агента советской разведки за границей и в связи с чем с Багдащем снова была проведена соответствующая работа.

Так он ещё до отъезда в СССР был избран главой сирийского отделения Коммунистической партии Сирии и Ливана, а после своего возвращения в 1936 году, он был избран главой всей партии.

После Второй мировой войны Багдаш активно участвует в международном коммунистическом движении: устанавливает и укрепляет по заданию своих кураторов из СССР связи с другими коммунистическими партиями Ближнего Востока (в особенности с партиями стран Плодородного полумесяца), Европы (Италия, Великобритания).

В 1947 году он в качестве официального делегата принимает участие в 19 конференции Коммунистической партии Великобритании; в 1948 году был назначен Коминформом представителем организации в арабских странах.

Во время диктаторского правления Адиба аш-Шишакли компартия Сирии вступает во временный альянс с Баас, чтобы совместными усилиями добиться возвращения к власти Хашима аль-Атасси.

После падения режима Адиба аш-Шишакли на выборах в 1954 году Багдаш был избран в парламент Сирии, став, таким образом, первым коммунистом-членом парламента в арабском мире.

То есть и в Кремле и руководстве советской разведке очень гордились своим воспитанником и всячески его поощряли и награждали!!!

В 1954–1958 годах (срок полномочий Багдаша в качестве депутата), компартия Сирии была представлена почти во всех государственных структурах Сирии, её члены занимали, в том числе, и высокие армейские посты.

В это время особенно велика была роль Багдаша как противника вступления Сирии в Багдадский пакт.

В связи с тем, что Багдаш был против объединения Сирии и Египта в одно государство, а также в связи с тем, что в 1956 и 1957 годах компартия Сирии предпринимала попытки взять власть в стране в свои руки, после объединения Сирии с насеровским Египтом, на сирийских коммунистов обрушились репрессии.

Сам Багдаш был вынужден бежать в СССР (вернее его и его семью тайно вывезли из страны советские спецслужбы), где он оставался до 1966 года.

С началом укрепления советско-сирийских отношений Багдаш вернулся в Дамаск, однако вплоть до начала 70-х годов не имел возможности принимать активного участия в общественной политической жизни в связи с резко отрицательным отношением правительства к компартии.

Лишь после создания Хафезом Асадом Национального прогрессивного фронта в 1972 году, коммунистам Сирии было позволено вернуться в общественное политическое пространство.

С этого времени Сирийская коммунистическая партия неизменно входила в Национальный прогрессивный фронт и была представлена в парламенте Сирии.

Однако тут пришла и первая беда.

В середине 80-х годов в партии произошёл раскол: ряд членов партии обвинили Багдаша в недемократичном управлении и создали свою партию, которая поначалу так же называлась «сирийской коммунистической партией», но затем к этому названию было добавлено слово «объединённая».

Награды СССР для Багдщаша

орден Ленина (12.11.1982)

орден Октябрьской Революции (14.11.1972)

С 1958 по 1970 год, в эру Насера и правления Баас члены партии подвергались преследованию.

Ситуация изменилась с приходом к власти Хафез аль-Асада.

Партия приобрела легальность в связи с входом в 1972 году в Национальный прогрессивный фронт, который возглавляется правящей партией Баас.

Но центробежные процессы в СКП продолжались и в 1986 году споры в руководстве партии между Юсефом Файсалом и Халедом Багдашем относительно отношения партии к перестройке в СССР привели к расколу партии.

Каждая из фракций долгое время выступали под именем «Коммунистическая партия Сирии», позднее историческое название осталось за партией Багдаша, а партия Файсала стала называться Сирийская коммунистическая партия (объединённая).

Справка: Сирийская коммунистическая партия (объединённая) (араб. – коммунистическая партия в Сирии.

Создана в 1986 в результате откола от Сирийской коммунистической партии проперестроечной фракции, возглавляемой Юсефом Фейсалом; первоначально носила такое же название.

После смерти Хафиза Асада партия начала публикацию газеты «Ан-Нур» («Свет»).

В марте 2011 прошёл 11 съезд партии, на котором Первым секретарём был вновь избран Хунеин Немер.

Далее я пытался выяснить, а чем же сегодня заняты сирийские коммунисты. И нашел два их сайта. Однако информация на сайтах очень застарела. Так последняя запись на сайте СКП (объединнной) партии относится к 07.-6.2011 г. и называется оно просто:

Послание коммунистам всего мира от Коммунистической партии Сирии (объединенной)

Дорогие товарищи из коммунистических и рабочих партий мира!

Болезненные события продолжаются в Сирии в течение около двух месяцев с возникновения протестного движения, выдвигающего требования узаконить местные и общие требования людей в провинции Дараа.

Это движение пролило свет на наличие крупных проблем в политической жизни Сирии: продление чрезвычайного положения, отсутствие законов, регулирующих политическую деятельность и так далее.

Кроме того, оно обратило внимание на народное недовольство по поводу ухудшения уровня жизни и на социальные условия, ставшие следствием поворота Сирии к экономике свободного рынка – уменьшение государственной поддержки бедным, сокращение субсидий на предметы первой необходимости и нужды сельского хозяйства, свободная торговля без модернизации производства, которая привела к росту уровня безработицы, особенно среди молодых людей.

Это уже привело к выходу трех законов: отмене чрезвычайного положения, роспуску Суда государственной безопасности и легализации мирных демонстраций.

Также были созданы специальные комитеты для разработки проектов законов о выборах, партиях, СМИ и других.

Другие новые законы, касающиеся социальных и экономических аспектов жизни, также находятся разработке.

В связи с непропорциональным ответом властей во время подавления протестов на улицах, что вылилось в большое количество жертв, протесты распространились в другие города. Не успело народное движение развернуться, как была устроена необыкновенная медийная кампания арабскими и зарубежными спутниковыми каналами с использованием новейших технологий.

На страницу:
2 из 3