Полная версия
Морские байки. Антология
Ну ладно, секстант и хронометр возникли на две сотни лет позднее (хотя и тогда пираты были в этом плане ничуть не лучше), а на этот момент ничего подобного не существовало и дело было особенно сложным, даже для образованного человека.
Помня, что угловая высота полюса мира над горизонтом всегда равна широте точки наблюдения, было достаточно отыскать на небе Полярную Звезду и вычислить широту при помощи секстанта. Но до его изобретения ещё со времён Древней Греции использовали менее удобную астролябию. Для вычисления долготы объекта нужно было получить разницу во времени между точкой нахождения и портом отправления, но до появления часов этот метод практически не применялся.
В итоге, профессиональные мореплаватели использовали крайне сложную систему вычислений, определяя местоположение объекта в пространстве по положению Луны и спутников Юпитера, что требовало наличия астрономических инструментов и серьёзных познаний в области математики.
Капитаны и офицеры получали эти знания в морских училищах, но обычные люди, не имевшие специального образования, в принципе не могли заниматься подобными вычислениями. Что и говорить, поскольку многие испытывали сложности при обращении с компасом.
Образованный офицер понимал, что на море прямой путь от точки до точки – не обязательно кратчайший.
Во-первых, существовали всевозможные подводные течения, которые были тщательным образом изучены и нанесены на карты. Их знание позволяло сэкономить время и силы, а незнание могло в как минимум осложнить путь и отклонить корабль от курса.
Во-вторых, ураганы, возникающие в определённое время года, так называемый «сезон ураганов» с августа по ноябрь. Во избежание встреч с ними любой знающий человек вернулся бы переждать в порт, вместо того чтоб бороться со стихией. Смелые, но глупые – шли напролом, в результате чего их корабли тонули или разбивались о скалы.
В-третьих, существовали так называемые морские ветра, или «пассаты», стабильно дувшие в определённых местах на протяжении целого года. Они были нанесены на карты, и у мореплавателей даже было профессиональное выражение «выйти к пассату». Паруса наполнялись ветром, и корабль приходил куда нужно. Но если капитан не разбирался в подобных вопросах, его могло занести хоть к чёрту на рога – 300
231
Из засады появляются пиратские корабли! Что поделать, с каждым днём они становятся всё изощрённее и изощрённее…
Бросьте игральную кость!
«1»: легковооружённые, манёвренные и быстрые канонерки – 606
«2»: внушительный галеон при поддержке канонерок – 613
«3»: смешанная эскадра по принципу «что добыли» – 629
«4»: пара голландских флейтов – 670
«5»: сарацинские пираты на своих «шайтан-корытах» – 647
«6»: несколько бригантин – 674
232
Тролльвал слишком силён, чтобы расправиться с ним так, нахрапом. Но всё-таки Вы его одолели: монстр стремительно отступает!
Вы получаете +1 пункт Авантюризма, +5 пунктов Героизма, +5 пунктов Вдохновения и +5 пунктов Репутации!
Конечно, можно махнуть на него рукой и уплыть: дело, в общем-то, сделано. Но есть риск, что эта дрянь вернётся и снова возьмётся за старое, начав топить корабли поменьше и послабее Вашего.
Догнать и добить – 259
Да ну его к водяному – 389
233
В скором времени от блокгауза остались лишь дымящиеся воспоминания. Это было не так уж и легко, но – вполне по силам профессионально обученной команде. Миновав покорёженный частокол и обрушенные врата, перешагивая через трупы и добивая раненых (вот нечего было грабить корабли, убивать Ваших людей и упрямиться, когда можно было сложить оружие), Вы прошли в повреждённые помещения в сопровождении своих матросов и офицеров.
Действительно, награбленного пиратами добра (в числе которого были атлас и шелка, чёрный и белый жемчуг, восточные пряности, золотые монеты и слитки, драгоценные камни всех цветов и размеров, инкрустированные оружия с золотыми насечками, и так далее) хватило бы на то, чтобы приобрести и вооружить целый флот. Естественно, всё это не принадлежало единолично одному человеку. У того капера были покровители, без которых всего этого просто бы не было, и с ними нужно было делиться. Да и содержание форта с гарнизоном и всей сети укреплений обходилось недёшево.
Оставалась одна небольшая проблемка. Дело в том, что не имея специальной репрессальной грамоты, Вы не имели права просто так взять и присвоить себе даже и трофеи, добытые в борьбе с пиратами, от которых Вы отбились. Корабль, так или иначе, должен был прийти в порт, в судовом журнале должны были быть соответствующие записи, а у капитана иметься соответствующие документы, на основании которых должны были проверить, что конкретно, в каком количестве и на каком основании находится на борту. Тальманская расписка, и т. д. Бывали прецеденты, когда у капитанов изымались трофеи, добытые в схватке с врагами державы или пиратами, на том простом основании, что эти капитаны не состояли в регулярном флоте и не имели каперского патента.
Но даже и имея репрессальную грамоту, капитан не мог свободно распоряжаться тем, что добыл. Он должен был отвести всё добытое добро (пиратский корабль, сундуки сокровищ и т.д.) в призовой суд державы, выписавшей ему патент. Можно было иметь только один патент, и исключения не делались даже для союзников: иначе капитан мог выбирать, какой суд выгоднее в данном случае. Далее суд уточнял все обстоятельства дела (порядок захвата приза, предложение сдаться, обращение с пленными, вклад в дело захвата приза и т.д.), на основе которых капитану доставалась лишь какая-то доля добытого.
Как быть? Очевидно, что оставлять сокровище здесь не вариант. Его просто заберут те, кто приплывут следом после Вас. Забрать его на борт, а потом перепрятать в другом месте? Ну так собака Лорентин на Вас настучит. А выбросить его за борт – это тоже срыв всей миссии, хотя на море бывает и всякое. Да и не в нём одном дело: не во всех своих людях Вы одинаково уверены.
Что же остаётся? Можно нагрузить «Иосифа Обручника», делать крюк, тратить время, привести всё это в коканский порт, и получить за это от короля большое «спасибо». Зато – всё по закону, да.
Что Вы решили?
Поступить законно – 213
Поступить по-своему – 107
234
Вражеская шхуна вскоре уходит ко дну, оставив на душе ощущение лёгкого раздражения, как если бы Вы только что прихлопнули комара. Назойливого, но с парусами и пушками.
Вы получаете +1 пункт Авантюризма, +5 пунктов Героизма, +5 пунктов Вдохновения, +5 пунктов Репутации!
Туда им и дорога – 208
235
На взгляд членов Вашего экипажа, это было слишком мягкое наказание. Но, так или иначе, Вы были капитаном, и отважно сражались, не прячась за спинами товарищей. Поэтому заслужили своё право принимать решение – даже и такое, которое придётся по душе далеко не всем.
Впрочем, они ещё не знали того, что Вы придумали. Высадив пятнадцать человек на маленьком клочке суши в окружении моря, носившим среди местных моряков название Сундук Мертвеца, Вы оставили им бутылку рома, прекрасно зная о том, что ром не утоляет, а напротив, только усиливает жажду…
Вы получаете +1 пункт Авантюризма, +5 пунктов Героизма, +5 пунктов Вдохновения и +15 пунктов Репутации!
…После чего – отбыли прочь – 208
236
Ну, это уже просто ни в какие ворота! Громадный тролльвал, подобных которому Вы прежде не видели за всю свою жизнь, всплыл и улёгся, загородив со бой весь видимый горизонт и пространство до солнца и неба. Из-за этого вмиг стало темно. Да уж, такую махину даже Птица Рух с места не сдвинет. В его брюхе, наверное, запросто поместится вся Европа. Если только сам материк, частью которого она является, не расположен на спине другого тролльвала, который спит на дне мирового океана. Люди могут жить веками на земле, которую считают своей, даже не зная о существовании такого колосса.
На Вашем пути возникла реальная проблема. Можно хоть целый день палить в него из пушек, но с таким же успехом блоха может кусать Ваш корабль. Делать нечего, остаётся либо ждать, когда чудовище уйдёт, либо пытаться обойти его, если у него, конечно, есть край. Но это может занять недели, если не месяцы!
Вы теряете 40 пунктов Плаванья!
Впрочем, что поделать, выбора всё равно, по сути, и нет: уйдёт он или не уйдёт, от того что Вы проторчите на месте – времени пройдёт ничуть не меньше, а плыть в обход – это шанс. Зато можно, если получится пробить его шкуру, можно будет пополнять запасы съестного, не заботясь о них во время плаванья. Это ж пир на весь мир, всех голодных накормить можно!
Испытайте судьбу!
237
Если Вы попадали на этот параграф раньше, не читайте написанного ниже, а сразу переходите на следующий параграф по списку.
Ваше плаванье продолжается, и слева по борту проплывает громадная черепаха. Кто-то из членов экипажа начинает опускать шутки по поводу черепашьего супчика. Черепаха шутку юмора не оценила, и вскоре у неё на панцире поднимаются орудийные порты, из которых показываются внушительные дула крупнокалиберных пушек. Идиоты! Ну разве ж можно так шутить?! Они что, ни разу в жизни не слышали про Пушечную Черепаху? Она ведь не дура, всё слышит и понимает!
Впрочем, поздно сокрушаться – пушечные ядра, исторгнутые черепахой, уже устремляются в мачту, и сверху на палубу сыплются обломки рангоутов. Потом, обязательно, кому-то за всё это влетит, но сейчас – нужно обеспечить команде черепаший суп на ужин!
Вы теряете 3 пункта Авантюризма, но получаете 1 пункт Плаванья!
Выдержите проверку со сложностью 10!
Если всё успешно – 269, если нет – 355
238
Если Вы попадали на этот параграф раньше, не читайте написанного ниже, а сразу переходите на следующий параграф по списку.
К Вашему кораблю подплывает небольшой тролльвал. Он движется медленно и осторожно, стараясь не выпускать большие струи, поскольку на его спине сидят люди.
Когда тролльвал оказывается возле правого борта, эти люди начинают голосить, объясняя, что их корабль пошёл ко дну, а морское чудовище подобрало их и спасло. Да, такое время от времени бывает. Приказав позаботиться о людях, Вы даёте распоряжение выделить для тролльвала вяленой ветчины – он её заслужил.
Вы получаете +1 пункт Авантюризма, +5 пунктов Героизма, +5 пунктов Вдохновения, +5 пунктов Репутации и +1 пункт Плаванья!
Погладив тролльвала по чешуе, Вы отдаёте приказ продолжить путь – 208
239
Если Вы попадали на этот параграф раньше, не читайте написанного ниже, а сразу переходите на следующий параграф по списку.
В стороне, чуть поодаль от Вашего корабля, проплывает здоровенный тролльвал, на спине у которого расположена сеть оборонительных фортификаций, с блокгаузами и мощными орудиями. Суровый офицер с нафабренными усами муштрует роту солдат на плацу. Бойцы отрабатывают метание гранат, но тролльвала это, кажется, ни сколечко не беспокоит. Огромный кряжистый линдорм вспахивает грядки на спине у морского чудовища, огромный кейфонг исторгает пламя, на котором кузнец, оттирая пот, выковывает фальчионы и чинкуэды.
Вы получаете +3 пункта Авантюризма, +5 пунктов Вдохновения, +1 пункт Плаванья!
Что и говорить, такое увидишь не каждый день. Ваши люди собрались у борта и с интересом наблюдают за прирученным тролльвалом и фортом-поселением. Многие хотели бы пообщаться с обитателями гарнизона, но Вы полны сомнений – всё-таки это не портовый городок, а боевая крепость.
Подплывёте поближе – 607
Продолжите путь – 354
240
Если Вы попадали на этот параграф раньше, не читайте написанного ниже, а сразу переходите на следующий параграф по списку.
Мимо Вас проплывает огромный и необычный корабль: отливающий металлом, состоящий из множества листов, заклёпок и шестерёнок, он сверкает медью. Его экипаж составляют подобные ему автоматоны, напоминающие ожившие латы.
Вы получаете +1 пункт Плаванья!
Людей поблизости не видно. У экипажа возникают смешанные чувства. Одним любо-дорого смотреть, а другие напуганы, и желают, чтобы Вы открыли пальбу или, по меньшей мере, разобрались, что там и как. Третьи вообще за то чтобы плыть подальше и побыстрее.
Открыть пальбу – 658
Поскорее уплыть – 208
Подойти поближе и заняться изучением корабля – 644
241
Если Вы попадали на этот параграф раньше, не читайте написанного ниже, а сразу переходите на следующий параграф по списку.
Огромный тролльвал прилёг на коралловый риф, подставив солнышку пузико, и блаженствует, наслаждаясь жизнью. А Вам ещё работать и работать.
Вы получаете +1 пункт Плаванья!
Позавидовать, и открыть пальбу – 675
Пусть живёт – 178
242
Если Вы попадали на этот параграф раньше, не читайте написанного ниже, а сразу переходите на следующий параграф по списку.
На борту, слово за слово, вспыхнул новый мятеж. Этим дуракам только дай повод. И не важно, если даже минуту назад Вас буквально носили на руках: баранам много поводов не нужно.
Вы получаете +1 пункт Плаванья!
Выдержите проверку со сложностью 2!
Если всё прошло успешно – 659, если не очень – 352
243
На Вашем пути, совершенно некстати, оказываются сражающиеся флотилии. Очевидно, Вы присутствуете при грандиозном морском сражении, которое войдёт в учебники по истории. Вот только сейчас Вам просто нужно доплыть до места назначения, а эти воители Вам мешают. Плыть через них – это просто самоубийство, значит – придётся делать крюк и обходить армаду.
Вы теряете 2 пункта Авантюризма и 25 пунктов Плаванья!
Испытайте судьбу!
244
Если Вы попадали на этот параграф раньше, не читайте написанного ниже, а сразу переходите на следующий параграф по списку.
Вы обнаруживаете остров, населённый племенами зверолюдей. Доктор Моро хотел бы изучить их чисто из практического интереса. Но Лорентин требует, чтобы Вы не делали ненужных остановок и быстрее довезли его куда следует.
Вы получаете +1 пункт Плаванья!
По-своему, особо уполномоченный, конечно же, прав. И без того уже потеряно немало времени впустую – 354
Высадиться на берег, сославшись на пополнение запасов – 673
245
Если Вы попадали на этот параграф раньше, не читайте написанного ниже, а сразу переходите на следующий параграф по списку.
Один из моряков подходит к Вам, сжимая в руке пиковый туз. Все прерывают свои ежедневные рутинные занятия, наблюдая за развитием событий. Молодой придурок заявляет, что коллектив недоволен Вашим командованием, и по жребию именно ему выпала обязанность, и бла-бла-бла…
Нет, ну что ты будешь делать? А где этот самый «коллектив»? Почему эти крысы прячутся за спинами молокососа и говорят не от имени всего экипажа?
Вы получаете +1 пункт Плаванья!
Показательно казнить молодчика – 671
Показательно наказать парня – 648
Выйти с парнем на поединок – 654
Потребовать от экипажа объяснений – 638
246
Громадная туша тролльвала дрейфует по волнам. Её разрывают и жрут акулы, клюют птицы. Пищи хватит на всех, даже более чем. Но смотреть противно. Впрочем, Вам доводилось наблюдать вещи и похуже.
Вы получаете +1 пункт Плаванья!
Ладно, поплыли – 379
247
Если Вы попадали на этот параграф раньше, не читайте написанного ниже, а сразу переходите на следующий параграф по списку.
Вот это встреча! Прямо на Вас плывёт внушительный корабль, ощетинившийся множеством орудий. Это сарацинское судно, которое Вы никогда не спутаете ни с одним другим. Ведь оно принадлежит Вашему заклятому врагу, Абубакару Ибн Хамиду. Прошлый раз этот внебрачный сын козы и ишака едва не погубил Вас, когда Вы плыли с королём Ральфриком, который тогда ещё только служил во флоте под Вашим началом. Но теперь «Иосиф Обручник» значительно лучше оснащён!
Вы наблюдаете за тем, как суетятся косматые бородачи в тюрбанных шлемах, вооружённые карамультуками, скимитарами и буздыганами, видите развевающиеся флаги с арабесками и саблями, видите сурового офицера в ерихонке с белым султаном, отдающего приказы своим янычарам, и видите самого Абубакара, невозмутимо перебирающего чётки.
Вынув из ножен свой скаллоп, Вы указываете им в сторону своего врага, и красноречиво проводите ребром другой ладони по горлу.
Выдержите проверку со сложностью 8!
Если успешно – 672, если нет – 348
248
Вы плывёте и обнаруживаете широкую чёрную черту, проходящую на протяжённости моря. Многие моряки пребывают в недоумении. Но Вы, как человек образованный, поясняете им, что это не что иное, как черта экватора.
Вы получаете +1 пункт Плаванья!
Во всяком случае, Вам так кажется – 258
249
Корабль уносит мощным течением. Некоторые матросы уверены, что ещё немного, и он рухнет вместе с водопадом с края света, и Вы собственными глазами увидите трёх китов, слонов и черепаху. Вас это не особенно прельщает, поэтому, поборовшись всеми силами за жизнь своего экипажа и вырвавшись из смертельной ловушки, Вы меняете курс.
Вы теряете 4 пункта Авантюризма и 25 пунктов Плаванья!
Что ж, Выше нос! – 218
250
В скором времени с проблемами и передрягами разобрались и плаванье продолжилось!
Испытайте судьбу!
251
Норд – 18
Норд – тень – ост – 270
Норд – норд – ост – 180
Норд – ост – тень – норд – 320
Норд – ост – 580
Норд – ост – тень – ост – 500
252
Ост – норд – ост – 221
Ост – тень – норд – 331
Ост – 560
Ост – тень – зюйд – 487
Ост – зюйд – ост – 243
253
Зюйд – ост – тень – ост – 201
Зюйд – ост – 301
Зюйд – ост – тень – зюйд – 567
Зюйд – зюйд – ост – 338
Зюйд – тень – ост – 360
Зюйд – 260
254
Зюйд – тень – вест – 524
Зюйд – зюйд – вест – 390
Зюйд – вест – тень – зюйд – 408
Зюйд – вест – 290
Зюйд – вест – тень – вест – 415
255
Вест – зюйд – вест – 236
Вест – тень – зюйд – 401
Вест – 531
Вест – тень – норд – 429
Вест – норд – вест – 441
256
Норд – вест – тень – вест – 308
Норд – вест – 422
Норд – вест – тень – норд – 448
Норд – норд – вест – 538
Норд – тень – вест – 280
257
Море штормит не на шутку! Лучше бы причалить в ближайший порт и переждать!
Вы теряете 10 пунктов Плаванья!
Что поделать, такова жизнь…
Бросьте игральную кость! Ближайший к Вам порт:
«1»: португальский – 636
«2»: голландский – 697
«3»: английский – 682
«4»: английский – 690
«5»: голландский – 695
«6»: английский – 676
258
Навстречу Вам движется какое-то судно. Присмотревшись в подзорную трубу, Вы понимаете, что это…
Бросьте игральную кость!
«1»: генуэзская галера – 678
«2»: французская шебека – 683
«3»: испанская каравелла – 691
«4»: португальская каракка – 689
«5»: шведский полакр – 609
«6»: алжирский самбук – 612
259
В какой-то момент тролльвал издаёт пронзительный крик.
Или, точнее, зов, на который из морских глубин всплывает такая необъятная глыба, на фоне которой сам грозный тролльвал выглядит неоперённым птенчиком. Наверное, это его мама. И для Вас это не сулит ничего хорошего…
Бросьте игральную кость восемь раз и сложите выпавшие значения! Это – сложность проверки, которую Вам необходимо преодолеть!
Если всё хорошо – 608, если нет – 352
260
Есть, капитан! Поднять якорь! Отдать швартовы!
Испытайте судьбу!
261
Если Вы попадали на этот параграф раньше, не читайте написанного ниже, а сразу переходите на следующий параграф по списку.
Мимо Вашего корабля, заставляя колыхаться и трепетать всю морскую стихию, проносится великое множество тролльвалов. От самых маленьких, размерами немногим превосходящими Ваш корабль, до исполинов и колоссов, на спинах которых без проблем уместился бы целый город-государство с крепостными стенами. Да хоть та же Кокань!
Существо с огромной пастью и клыками, исторгающее мощные струи воды сквозь дыхала на рогах, проплыло так близко от «Иосифа Обручника», что можно было протянуть руку и прикоснуться к диковинке!
Слава Богу, путь этих громадин не пересекается с Вашим, а всего лишь проходит рядом!
Это жутко! И, в то же время, чарующе прекрасно!
Вы получаете +1 пункт Авантюризма, +10 пунктов Героизма, +10 пунктов Вдохновения и +1 пункт Плаванья!
Спустя некоторое время Вашему экипажу удаётся совладать с морским волнением, поднятым глубоководными исполинами, и продолжить плаванье – 359
262
Если Вы попадали на этот параграф раньше, не читайте написанного ниже, а сразу переходите на следующий параграф по списку.
Дозорный кричит и все поднимают головы, пытаясь рассмотреть, что так напугало бедолагу. В скором времени напуганы уже все, от мала до велика.
Громадная, жуткая Птица Рух пролетает в небе над Вами, сжимая и унося в когтях линейный стодвадцатипушечный линейный корабль. Чудовище издаёт пронзительный крик, и на воду вблизи «Иосифа Обручника» опускается птичье перо, по размерам сопоставимое с канонерской лодкой.
Сотрясаясь от ужаса, экипаж проводит это страшилище встревоженными взглядами.
– In nomine Patris, et Filii, et Spiritus Sancti. Amen, – заикаясь, произнёс падре Сабатини, перекрестившись трясущимися руками.
Команда заметно приуныла, как, впрочем, и капитан…
Вы теряете 5 пунктов Авантюризма, но приобретаете 1 пункт Плаванья!
– Спаси, Господи! – креститесь Вы, поспешно отдав приказ плыть как можно подальше и побыстрее – 297
263
Если Вы попадали на этот параграф раньше, не читайте написанного ниже, а сразу переходите на следующий параграф по списку.
На пути следования Вашего корабля появляется морской народец – сирены и урсулы. Полногрудые красотки с роскошными, пусть и намокшими, локонами приветливо машут руками, кокетливо призывая Ваш экипаж оставить на время заботы и окунуться в морскую прохладу.
Вы получаете +1 пункт Плаванья!
Мужчины, долгое время пребывающие в вынужденном воздержании, казалось, просто потеряли голову. Во всяком случае, – в подавляющем большинстве. В то время как некоторые настороженно говорят о бесовщине и чертовщине, а падре Сабатини, Чезаре и Оливер пытаются удержать безумцев, которые сбрасывают с себя одежду и прыгают за борт, Вы с Сильвио и юнгой Флинтом ещё не определились, как Вам быть.
Впрочем, не только мужчины теряют голову. Большая Мод тоже приглядела себе какого-то симпатичного перекаченного морского красавца, и теперь спешит к борту, раздеваясь на полном ходу.
«Прекратить безобразие хулиганить!» – 614
Присоединиться к веселью – 619
264
Если Вы попадали на этот параграф раньше, не читайте написанного ниже, а сразу переходите на следующий параграф по списку.
Вы долго держитесь без пьянства. Но это непросто даётся Вам, в прошлом запойному алкоголику и дебоширу, требуя немалых волевых усилий. Пока что Вы держались молодцом. Но кто знает, что будет дальше. Эх, бутылочка-бутылка… Выпить тебя, что ли, и на душе полегчает?