Полная версия
Философия субъективности
3
Шапинская Е.Н. Проблема этничности в современной теории культуры // Полигнозис. 2001. № 1.С. 85.
4
Соловьева. Цит. соч. С. 37–39, 46; Шапинская. Цит. соч. С. 85, 89.
5
Соловьева. Цит. соч. С. 42.
6
Асмолов А.Г., Леонтьев ДА. Личность // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 2. М., 2001. С. 400.
7
Асмолов А.Г., Леонтьев ДА. Личность // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 2. М., 2001. С. 400.
8
Гайденко П.П. Индивидуум // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 2. М., 2001. С. 105.
9
Гайденко П.П. Индивидуум // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 2. М., 2001. С. 106.
10
Лекторский В.А. Объект // НФЭ. Т. 3. М., 2001. С. 136.
11
Лекторский В.А. Объект // НФЭ. Т. 3. М., 2001. С. 660.
12
Бердяев И. Новое средневековье // Вестник высшей школы. 1991. N 3. С. 95, 98, 104.
13
Бурсов Б. Судьба Пушкина // Звезда. N 6. 1974. С. 163.
14
Хесле В. Философия техники М. Хайдеггера // Философия Мартина Хайдеггера и современность. М., 1991. С. 143, 148.
15
Понятия “диспозитива” и “дискурса” – одни из основных в системе Фуко. За ними стоит новый метод объяснения изучаемых явлений, предполагающий особую реконструкцию, когда данные явления рассматриваются как образования, обусловленные и конституированные властными отношениями и социальными практиками.
16
Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996. С. 273–274.
17
Клочков И. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М., 1983. С. 149.
18
Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.
19
Бахтин М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 285, 312, 318.
20
Бандуровский К.В. Личность // Новая философская энциклопедия: В 4-х т. Т. 2. М., 2001. С. 400.
21
Бандуровский К.В. Личность // Новая философская энциклопедия: В 4-х т. Т. 2. М., 2001. С. 401.
22
Бандуровский К.В. Личность // Новая философская энциклопедия: В 4-х т. Т. 2. М., 2001. С. 401.
23
Библер B.C. Образ простеца и идея личности в культуре средних веков // Человек и культура. М., 1990. С. 122.
24
При этом Попов упоминает М. Хайдеггера с его понятием «постав». Вводя трактовку техники как "постава" (когда всякая техника рассматривается как функциональный элемент поставляющего производства – вода Рейна как средство для работы электростанции, электростанция как средство выработки тока, электрический ток как средство для освещения городов или работы электромашин и т. д.) и показывая дальше, что человек и природа сами превращаются в постав, Хайдеггер блокирует столь привычное для нас убеждение, по которому человек стоит над техникой и природой или что техника не влияет на природу, поскольку создана и действует в соответствии с ее законами. И одновременно Хайдеггер говорит, что и без сознательных усилий человека техника не сможет измениться. «Поскольку, однако, бытие осуществилось в событии постава как существо техники, а истине бытия принадлежит человеческое существо, – ибо бытие требует человека, чтобы осуществиться самим собою среди сущего и сохраняться в качестве бытия, – то существо техники не может прийти к своему историческому изменению без помощи человеческого существа… Чтобы вынести существо техники (подобно тому, говорит Хайдеггер чуть выше, как человек выносит боль, – В.Р.), требуется, конечно, человек. Однако человек требуется тут в своей отвечающей этому вынесению сути. Значит существо человека должно сперва открыться существу техники, что по смыслу события есть нечто совсем другое, чем процесс принятия и развития людьми техники и ее средств. И чтобы человек стал внимателен к существу техники, чтобы между техникой и человеком в их сущностной глубине окрепло неповерхностное отношение, для этого человек, каким он стал с Нового времени, должен сперва, опомнившись, снова ощутить широту своего сущностного пространства» (Хайдеггер М. Вопрос о технике // Мартин Хайдеггер Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993. с. 254).
25
Постмодернизм. Энциклопедия (http://www.infoliolib.info/philos/postmod/smertsub.html).
26
Роджер Алан Дикон Производство субъективности // ЛОГОС # 2 (65) 2008. С. 38, 40. Сравни. “Быть и стать самим собой, – пишет Сейла Бенхабиб, – значит включить себя в сети обсуждения… Мультикультурализм слишком часто увязает в бесплодных попытках выделить один нарратив как наиболее существенный… Мультикультуралист сопротивляется восприятию культур как внутренне расщепленных и оспариваемых. Это переносится и на видение им личностей, которые рассматриваются затем как в равной мере унифицированные и гармоничные существа с особым культурным центром. Я же, напротив, считаю индивидуальность уникальным и хрупким достижением личности, полученным в результате сплетения воедино конфликтующих между собой нарративов и привязанностей в уникальной истории жизни» (Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. М., 2003, С. 17, 19, 43).
27
Кант. Критика чистого разума. Соч. 6 т. Т.3. М., 1964. С. 191–192, 193.
28
Кант. Критика чистого разума. Соч. 6 т. Т.3. М., 1964. С. 581–589.
29
Микешина Л.А. Философия познания. М., 2002. С. 223, 377.
30
Микешина Л.А. Философия познания. М., 2002. С. 585.
31
Микешина Л.А. Философия познания. М., 2002. С. 585.
32
Комаров СВ. Метафизика и феноменология субъективности. Санкт-Петербург, 2007. С. 14, 15.
33
Комаров СВ. Метафизика и феноменология субъективности. Санкт-Петербург, 2007. С. 14–15, 17.
34
Розин В.М. Феноменология глазами методолога // Вопросы философии. 2008. N 5.
35
Из книги автора «Мышление и творчество».
36
Мамардашвили М. Лекции о Прусте. М., 1995. С. 11, 126–127, 424.
37
Мамардашвили М. Лекции о Прусте. М., 1995. С. 11.
38
Мамардашвили М. Начало всегда исторично, то есть случайно // Вопросы методологии. N 1. 1991. С. 48–49
39
Мамардашвили М. Начало всегда исторично, то есть случайно // Вопросы методологии. N 1. 1991. С. 49
40
Мамардашвили М. Лекции о Прусте. М., 1995. С. 308–309.
41
Платон. Федон // Соч. В 4 т. М., 1993. Т. 2. С. 35.
42
Мамардашвили. Лекции о Прусте. С. 302.
43
Мамардашвили. Лекции о Прусте. С. 97, 119, 189.
44
Так же. С. 157, 160, 336, 354.
45
Так же. С. 377
46
Розин В.М. Эзотерический мир. ОНС N 4, 1992; Эзотерическое мироощущение в контексте культуры. ОНС N 5, 1993; Путешествие в страну эзотерической реальности. Избранные эзотерические идеи. М., 1998.
47
Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1990. С. 155, 156.
48
Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1990. С. 58, 59.
49
Мамардашвили. Лекции о Прусте. С. 100, 101.
50
Там же. С. 211.
51
Там же. С. 218.
52
Там же. С. 347–348.
53
Мамардашвили. Лекции о Прусте. С. 405.
54
Там же. С. 397
55
Там же. С. 219.
56
Мамардашвили. Лекции о Прусте. С. 317.
57
Мамардашвили. Лекции о Прусте. С. 238.
58
Там же. С. 387–388.
59
Мамардашвили. Лекции о Прусте. С. 377.
60
Мамардашвили. Начало всегда исторично… С. 47.
61
Щедровицкий Л.П. А был ли ММК? // Вопросы методологии. 1997, N 1–2. С. 9.
62
Бенхабиб. Цит. соч. С. 42, 43, 48
63
Там же. С. 162, 169.
64
Розин В.М. Особенности дискурса и образцы исследования в гуманитарной науке. М., 2008. С. 127–135.
65
Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 349.