Полная версия
Школа на пути к открытому образованию: опыт освоения тьюторской позиции
Прочитав, какими интересами они заселили свое жизненное пространство, я прониклась к ним уважением и благодарностью за искренность, что и не преминула им вернуть.
Самым главным в их пространстве оказалось общение. Вот цитаты из работ восьмиклассников: «Люблю общаться с семьей, сестрой, братом, друзьями, незнакомыми людьми, одноклассниками… Играть с братом, сидеть в «контакте», говорить с друзьями, общаться с противоположными мне людьми, узнать с чем смысл взаимоотношений».
Групповое занятие, посвященное анализу формы обучения через образовательное событиеИнтересов, о которых заявили ребята, много, но как работать дальше? Безусловно, важно обсуждать и дать возможность им увидеть всю «палитру интересов» в учебной группе. Я пригласила взрослых людей, заинтересованных в развитии учащихся этого класса (Е. А. Волошина, А. В. Вичканов, В. Б. Романова, Е. Украинец, Л. Н. Осипова) в качестве экспертов и попросила их выполнить тьюторскую функцию – выслушать каждого из ребят, помочь разобраться с заявленным интересом чуть глубже.
Ребятам перед этим занятием я дала текст об образовательном событии, немного сократив его. Класс разделили на небольшие группы, каждая группа переходила от одного эксперта к другому. Сначала группа рассказывала экспертам о своем понимании образовательного события, вместе оценивали возможность такой учебной формы. Затем эксперты задавали вопросы, выясняя, конкретизируя их интересы, разбираясь, какой интерес можно сделать стержнем образовательного события. В этом поле появилась энергия дела, говорили о своем, личном, появилась завязка, появился предмет борьбы. В группах произошел обмен информацией: выдавая – добываю, позиционирую публично Свое, слушаю других. А далее все, как в классической модели поведения – кому больше всех надо, тот и проявляет инициативу. По окончании мы с экспертами поделились соображениями: кто из ребят готов работать в новой форме образования, а кому сложно пока выйти за рамки традиционного урока.
Включились в процесс запуска образовательных событий К. с темой «Каков нынешний идеал современного человека», С. – «Я оптимист в жизни, но, когда пишу, на бумаге все серо…», М. – «Как можно самовыражаться, не завися от общества?», Н. – «Влияние эмоций на жизнь людей. Если это не несет жизненно важной информации, то пусть летит в помойку», К. – «Любовь. И как понять, что ты любишь человека», К. – «Творчество – успокоиться, уединиться. Переложить свое настроение в виде красок».
Первые шаги в процессе образовательного событияНачалась работа. Я попросила ребят изложить на бумаге свои первые представления, понимание путей решения той проблемы, которую они заявили. Время шло, они ничего не писали. Я понимала их замешательство – первый самостоятельный шаг, с чего начать конкретно. Нет оценки, нет учебника, нет опыта. Есть необходимость перехода к самостоятельному осмыслению своего интереса. И вот «стоп», остановка, защита, напряжение. Неудобство и поиск… Когда, как, и в каком возрасте осознается, что человек должен принять на себя ответственность за достижение результатов? Долженствование и движет, и останавливает. Что же победит?..
На уроке мой маленький монолог был посвящен задаче – подвигнуть ребят к этому риску – отваживаться и сделать первый шаг. Потом я попросила Стасю прочесть ее стихотворение «После нас», созвучное этой ситуации, она прочла. Аплодисменты. Проявились эмоции, а именно эту актуальную для всех тему – эмоции – заявил Никита. Я ее легализовала, связала важность проработки своих тем в общей группе. Вот и открылось пространство возможностей образовательных событий.
Для того, чтобы расширить контекст, я привела примеры интересных событий, связанных с проявлением или подавлением эмоций: как вакханки в Древней Греции, будучи в экзальтированном состоянии, растерзали Орфея, как разведчики учатся вообще не проявлять эмоций, как часто в жизни мы заражаемся то созидательными, то разрушительными эмоциями других. Мы вместе рассматривали картины и скульптуры античной Греции и Возрождения, иллюстрирующие проявление эмоций.
Подготовленный таким образом переход от неуверенности в себе к решимости сделать самостоятельные шаги свершился.
Круг персональных образовательных событий ребятРассмотрим более подробно три самых ярких из них.
Стася. После этого перехода я разговаривала на темы образовательных событий по одному и сразу с несколькими ребятами. Выяснилось, более готова к работе над образовательным событием была Стася, и она в своей теме «Я – оптимист в жизни, но когда пишу на бумаге, все слишком серо» уже была готова вступать во взаимодействие с другими.
Началась подготовка ее персонального образовательного события. Мы читали ее стихи – она и я, я ей возвращала смысл её же образов, как они поняты мной. Во время первых встреч она была не уверена, боялась, читала «под нос». Мы кричали, находили её выражения силы, смеялись, уставали. Я понимала, что она, несмотря на неуверенность в себе, хочет поделиться с ребятами тем, что ей дорого, выплеснуть свои чувства, эмоции, образы не только через бумагу, а вот так, вживую, в общении, лицом к лицам. Мы искали ассоциации, образы, искали манеру её чтения. Оснащали голосовой аппарат новыми навыками. От волнения голос её уходил наверх, и все становилось мелким. Здесь пригодилась моя профессия педагога по сценической речи. В перерывах я ей показывала картины эпохи Возрождения, в которых проявлялись сила и покой. Перспективу чтения для своего класса она выстраивала самостоятельно, что-то добавляла, сочиняла новые стихи. Я шла с ней параллельно, намеренно не сближаясь.
Стася человек наблюдательный, мыслящий, осознающий. Она чувствовала, я думаю, стенку, которую я поставила намеренно, это удерживало ее внутренний конфликт, её точки напряжения. Это напряжение разрядилось только на свершении события в классе. О, произошло Чудо! Они приняли друг друга – Стася и круг класса. Когда ребята слушали, родилась какая-то необыкновенная атмосфера – внимания, удивления, восторга, слез. Я думаю, что здесь сработала позиция ровесничества. В Стасиных образах круг увидел свое личное и откликнулся принятием, пониманием, любовью. Ребята высказали свои соображения, что в них отозвалось на Стасины стихи. Её поиск, страдание, внутреннее одиночество, крик отразились в них. В эти минуты ребята любили Стасю, а она их (тут же появились у нее новые стихи – благодарность, приношение)…
Катя. Ее тема – «Что такое любовь, и люблю ли я?». Первое препятствие, с которым она столкнулась – отсутствии рефлексии каких-либо своих поступков и чувств. Сама с собой наедине, в молчании, она находится редко. Вбирая в себя, она тут же отдает. На что же опираться? Мы разработали три шага по «маршрутной карте». Катя решила:
1. Взять маленькие интервью в близком окружении (в семье, у друзей, знакомых) о понимании любви.
2. Сопоставить полученные высказывания со своими ощущениями, чувствами, представлениями и выразить свое понимание любви в эссе.
3. Найти у древнегреческих авторов представления о любви и соотнести их со своими современными взглядами, выраженными в эссе.
Работая вместе в этом направлении, мы вышли на любовную лирику, читали стихи поэтов XX и XXI веков. Катя готовилась выйти в круг во время урока по расписанию и вступить с ним в диалог. Я думаю, что главный мотив, который ею двигал, это – признать, как говорится, на миру свое новое чувство, заявить о нем, утвердиться в нем и носить его в себе, уже не скрывая. Её внутренний конфликт основывался на страхе – «хочу поверить и сказать, но боюсь выглядеть дурой»…
На первом образовательном событии со Стасей ребята говорили о таких тонких, интимных вещах, что я испугалась, как бы не навредить Кате. Они открывались все откровенней и откровенней. Чтобы складывающаяся ситуация была наиболее безопасной, каждая последующая наша встреча на уроке МХК начиналась с маленького психофизического тренинга, где благодаря определенным упражнениям, создавалась дружественная, веселая атмосфера. В. Ф. Шаталов как-то сказал: «Если огурцы опустить в рассол, через некоторое время все они без всяких нотаций станут солеными». Наши упражнения создавали пространство партнерства, совместной работы – «рассол», то есть, среду принятия друг друга. После тренинга каждый раз Стася читала новые стихи – ритуал закреплял позитивные эмоции круга. И благодаря этому, столь интимную Катину тему было уже не страшно выносить в пространство круга.
В возникшей атмосфере дружественности и приподнятости даже название Катиного события прозвучало трогательно. Тем более, что родился еще один ритуал: тот, кто уже вступал во взаимодействие с кругом на образовательном событии, передает инициативу следующему, сопровождая его своим вниманием и заботой. Представляя всем Катю с её темой, Стася была готова в любую минуту прийти к ней на помощь.
Катя попросила каждого сказать, что он думает о любви, как представляет себе это чувство и что для него любовь. И все на удивление с готовностью начали говорить, да так интересно и разнообразно, все более увлекаясь, что казалось, каждый давно ждал этого момента, этой возможность высказаться. На протяжении целого урока все слушали друг друга в тишине, доставая из глубины души самое заветное. После таких «подарков» Катя, менее эмоционально, чем всегда, держа внимание где-то внутри, на открывшемся ей одной новом уровне, поведала о своем. В этом возникшем, новом принятии себя и других и свершилось событие.
Карина. Третье образовательное событие было заявлено Кариной, но как-то невнятно. Она писала, что свое настроение любит «переложить в виде красок, успокоиться, уединиться». В контексте прозвучало и слово «творчество». Карина – человек, который живет территориально далеко от школы, в социуме существует неброско, на уроке пользуется инициативой только тогда, когда ей её вручаешь. Поэтому Карину я немножко спровоцировала, подтолкнула к проявлению её проблемы. А проблема состояла в том, что в художественной школе она закончила основной курс и надо было решать продолжать ли там занятия. Карина переходила в 9 класс общеобразовательной школы и очень боялась, что не справится с двойной нагрузкой и плохо сдаст экзамены. Она склонялась к тому, чтобы оставить художественную школу, хотя там преподаватели советовали ей учиться дальше. Она оказалась между двух стульев. Мучения были большими, страх не справиться побеждал, усталость от нагрузки в двух школах брала свое. Мне показалось, что ей не хватало веры в свои силы ни там, ни здесь. Что же может в этом возрасте подвигнуть к принятию решения? Как ни странно, оказалось – ровесники, их мнения и оценки.
В процессе подготовки образовательного события мы встречались несколько раз, искали причинно-следственные связи ей отказа продолжать учебу в художественной школе, все «за» и «против» такого решения. В этих встречах у Карины рождалась и укреплялась собственная ответственность за выбор. Когда появилась внутренняя активность, Карина вынесла проблему в круг, представив ребятам и свои работы, сделанные в художественной школе. Состоялся и ритуал передачи, Карину поддерживали уже двое – Стася и Катя.
Карина позиционировала свою проблему, ребята задумались и стали разглядывать ее работы. Что им открылось в этих работах, о чем они думали, о чем молчали – не знаю. Никто из них не учился в художественной школе, то есть, этого общего с Кариной дела у них не было. Они были просто одноклассники, но ведь это был урок МХК, и они рискнули высказать свои ощущения и оценки. Первой заговорила Стася – деликатно, осторожно, она увидела в работах Карины тонкость, хрупкость, нежность. Потом включилась Катя и я. И ребята как-то трепетно, как бы боясь разбить драгоценный сосуд, стали проявлять свое мнение о работах и задавать вопросы. Во время обсуждения я показала фрагмент фильма о Леонардо да Винчи, в котором рассказывалось о его сомнениях, мучениях, о том, как он, не закончив, бросал одно дело и переходил к другому. Это был один из аргументов отказа от начатого дела, пример поисков любого творческого человека, будь он просто способным или гениальным.
Ребята советовали Карине продолжать учебу в художественной школе, хотя она и сказала, что это решение – больше для родителей, а у нее такого актуализированного желание нет. Советы были не произнесены вслух, а высказаны в записочках. Когда Карина дала мне их прочитать, я отметила, что все, кроме одного, поддержали позицию родителей, при этом они написали много хороших слов о ее работах и советовали не отступать. Так проявилось взросление круга.
В этом учебном периоде образования в форме образовательных событий через представленные такты работы состоялось включение в процесс освоения предмета МХК через оформление образа себя, выявление своих интересов.
Образовательные события в 8-Б классе не разграничивались одно от другого и не заканчивались одной встречей. Их развитие было вплетено в ткань последующих уроков, так же, как каждый раз на встречах звучала заявленная Никитой тема эмоций. Я понимала, что Никите сложно пока публично говорить о личном. И тем более – найти адекватные слова для выражения своих чувств и эмоций. Он был не готов к этому, его просто корежило от нарушения стереотипов: то, с чем он сталкивался на образовательных событиях, кардинально отличалось от того, что формально должно быть на уроке (МХК в том числе). Для Никиты препятствия возникали на каждом шагу – разбивались его ожидания и представления о том, как должно быть, поэтому возникала и агрессия, и слезы, и враждебность. Но он не прятался, не уходил, а участвовал в круге. Чтобы помочь в осмыслении его темы «Зачем нужны эмоции», я показывала на уроках фрагменты фильма «Обмани меня», приносила картинки, изображающие разнообразие эмоций, читала небольшие рассказы по теме, приводила цитаты из высказываний великих людей. Все это оказывалось актуальным для всех, круг развивался на этом и взрослел.
Ребята сами задавались вопросами и пытались разобраться в интересующих их аспектах темы. Например, что стоит за понятиями «очарование-разочарование-обида», «Предательство. Есть ли оно на самом деле, или это только наши оценки» и так далее. На уроках проявлялись те моменты, которые были для них «горячими», и те эмоциональные моменты, которые сегодня искали выхода.
Важным итогом этого этапа была действительная перестройка урока на пространство работы учебной группы класса как единого организма. В нашем случае круг нес не только посреднические функции, но и другие. С одной стороны, в образовательных событиях круг был цельным самостоятельным существом, как бы единым экраном, эхом, отражающим и усиливающим действия человека, вступающего во взаимодействие с ним. Это был «океан», который внимал, слушал и отражал лучшие смыслы и формы их выражения. С другой стороны, это были отдельные единицы – люди, и когда кто-то из этих людей был не согласен, дерзил, единолично шел против круга, круг не «съедал» его, а давал ему занять новое место в своем пространстве. То есть, это было взаимное живое воздействие и круга на отдельных личностей, и отдельных личностей на круг. Круг дышал, его ткань постоянно видоизменялась.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
«Образовательная сессия – новая форма учебной деятельности», М., 2012.
2
Губанова Т. М., Губанов А. Ю., Нечипоренко А. В. Образовательный проект «Вертикаль». Мегион, 2007.
3
Рыбалкина Н. В. Открытое пространство образования: способы представления и построения. Сборник «Способы построения образовательного пространства» Томск, 2004.
4
Веряев А. А., Шалаев И. К. «От образовательных сред к образовательному пространству» http://www.uni-altai.ru/Journal/pedagog/pedagog_4/articl_1.html.
5
Слободчиков В. И. «Антропологическая перспектива отечественного образования» Екатеринбург, 2010.
6
Архипов Б. А., Эльконин Б. Д. «Язык антропотехнического действия. Антропопраксис» Ежегодник гуманитарных исследований. Ижевск, 2011.
7
Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. М, 1994. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М. Академия, 2000.
8
http://www.thetutor.ru/regions/moskva/docs/11-11-06Standart.doc.
9
http://standart.edu.ru/
10
Там же.
11
Там же.