bannerbanner
Три стадии мороженого. Невероятные истории из практики психолога
Три стадии мороженого. Невероятные истории из практики психолога

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Галя Волновая

Три стадии мороженого. Невероятные истории из практики психолога

Бог любит нас всех, но ни от одного из нас он не в восторге.

(Айзек Азимов)

Немного о себе (вместо предисловия)

Складываю в сундук многочисленные сертификаты и ныряю в новое состояние под названием: «Я знаю, что ничего не знаю». Хотя, кажется, у этой известной фразы Сократа есть смешное продолжение: «…но многие не знают и этого».

Исследую новое качество: «Я никто»: ни дочь, ни жена, ни коллега, ни гуру… Страшно? Но, как оказалось, лишь на расстоянии. На самом деле очень даже интересно. Здесь столько воздуха…

Мой жизненный маятник знает крайние и очень опасные точки. Но, как серфер, познавший середину волны, учусь технике торможения.

Обожаю разводить огонь. Неважно: в лесу, в камине, мангале, в сердцах. И наблюдать за тем, как огонь сжирает все лишнее и ненужное.

Читаю людей. К сожалению, редко ошибаюсь.

Умею вести за собой. Делаю это легко и играючи. Если добавить любви, то путешествие получается захватывающим. Никогда не зову туда, куда сама не ходила. Люблю подначивать, провоцировать, тормошить.

Обожаю распутывать клубки: ниток, запутанных историй, жизненных переплетений. Всегда довожу эти занятия до конца.

Никогда не носила часы. Но самый точный будильник внутри ни разу не позволил мне опоздать. Даже на свидания, как ни старалась.

Реакция на слова: «должна» и «привыкнешь» такая же, как на скрежет пенопласта по сухому стеклу или визг микрофона. Хочется закрыть уши и бежать подальше.

Все цифры вижу в цвете. И никто не сможет убедить меня в обратном. Люди тоже все цветные, со своими оттенками. Потому как оцифрованы моим внутренним «креативным директором».

Постепенно перехожу в лагерь наблюдателей за бегущими к цели. Это очень увлекательно. Особенно, когда грудь хранит след от красной ленточки, а сердце – тепло рук отстающих.

Лучшая метла от плохого настроения – живые танцы босиком, игра красками на холсте и прогулки «моно-но-аварэ» (очарование мимолетностью).

Своих узнаю по поросячьему визгу и ликованию внутри. Как пленник с острова «тумба-юмба», который долгое время не слышал родную речь.


Ставлю работу на паузу, если хотя бы один их трех важных инструментов (интуиция, интерес, любовь) потерян. Без куража любой процесс бесполезен. Даже такой серьезный как групповая терапия.

Никогда не считала себя настоящим классическим психологом. Скорее, «от сохи». Поэтому обхожусь без умных слов, научных терминов и сложного серьезного лица.

Обожаю возраст после шестидесяти. Здесь все так просто…

А сегодня с антресолей свалились рисунки бывших клиентов.

И я подумала: если на голову падают папки, значит это кому-нибудь нужно…



1. Начало

дуршлаг затевает игру

дуршлаг промывает икру

дуршлаг прочищает мозги

мешать ты ему не моги


чтоб суть выходила наружу

чтоб мысли не ранили душу

чтоб дурь утекала в ночи

чтоб боль утихала в груди


чтоб радость ждала впереди

дуршлаг ты себе заведи…

Корень или крона


Массажист узнает бывших клиентов по родинкам. Стоматолог – по пломбам. А психолог – по рисункам.

Именно это ошарашило меня, когда старая папка рухнула мне на голову с антресолей и картинки веером рассыпались по ковру.

Срочность документа, затеявшего игру в прятки, потеряла важность, когда истории стали оживать, как в старом кинотеатре. Грустные и смешные, простые и сложные, но всегда живые и настоящие. Даря приятные воспоминания и запоздалые инсайты.

Память стерла имена многих авторов, но природная изюминка каждого сохранилась в неумелых, но смелых линиях.

Рисунки разлетаются и укладываются по кругу, становясь бейджиками на груди невидимых участниц импровизированной виртуальной группы.

Растения. Посуда. Оружие. Украшения.

Простое детское упражнение: нарисовать первое, что пришло в голову. Потом озвучить рисунок от первого лица.

– Я дерево. Зрелое, крепкое здоровое. У меня мощный корень, ствол в три обхвата, красивая пушистая крона.

– Но твои корни на поверхности? Так тщательно прорисованы? Что происходит? Разве они не должны быть под землей?

– Крона возомнила себя королевой. Пришлось корням напомнить о себе. Вечный спор, кто в доме хозяин.

– Для этого обязательно выскакивать из себя?

– Контролировать их становится все труднее. Эти внутренние споры уже достали меня.

– Как дерево похоже на тебя? Что есть крона, ствол и корень? Кто с кем спорит?

– Умная голова (крона). Тело (ствол). Корень (бессознательное). Спорят, кто из них важнее.

– Чего вдруг?

– Узнала сегодня цифру, которая меня потрясла. Оказывается (и это доказано), как корень на девяносто процентов определяет здоровье дерева, так девяносто процентов поведения человека определяется бессознательным. То есть тем, что скрыто от нас. Только десять процентов мы делаем осознанно. С ума сойти! Я в шоке!

– А ты сама как считаешь? Это похоже на правду?

– Как бы я хорошо не относилась к своей мудрой голове и красивому телу, понимаю, что без корня я всего лишь набор для гербария и сухостой для пионерского костра.

– Зато теперь прекратятся споры внутри тебя на тему «кто главный»?

– Не думаю. Крона со стволом объединились, чтобы это оспорить.

– Что поможет прекратить споры?

– Подтверждение теории на практике.

– Но для этого придется спуститься под землю и посмотреть, как это работает.

– Под землю? Не рановато?

– Да там сыро, темно и противно. Червяки, грязь. Но если там хранятся все разгадки, может быть, стоит рискнуть?


Открыть крышку сломанного компьютера с огромным количеством микросхем и спуститься под землю – не одно и то же.

У природы все намного проще. Там не нужны глубокие знания, заслуги, медали и красные дипломы. Они скорее мешают. Там важно просто быть.

Под землей для дерева все по-другому. Нет притворства, показушности, желания продемонстрировать себя и приукрасить. Там не нужны витиеватые конструкции слов. Там все предельно ясно, просто, очевидно и понятно.

– Взглянуть на природное в себе? На то, что скрыто и вылезает в самый неподходящий момент и портит мне жизнь?

– Портит, пока ты считаешь его сорняком, который пролез в твой идеальный сад, а не чуланом с сундуками, полными сокровищ.

Природное в нас – это данность. То, что зовется интуицией, смекалкой, творчеством, чуйкой, необъяснимой силой и выносливостью.

Это то, что делает дерево деревом уникальным и неповторимым. Проверим?

Да, да, я приглашаю в путешествие именно вас, дорогие читатели.

Тем более набралась целая группа, о которой я расскажу в этой книге. Будет легко и не так страшно. Соглашайтесь!

В темноте часто можно увидеть то, что не всегда видно при ярком освещении.

Несколько ступенек вниз



И вот мы спускаемся «под землю», как в глубоком метро. Наверху остается все, что придумал человек, начиная от звезды на Кремле до простой булавки.

Теряют грандиозность атомные ледоколы и космической ракеты. Тускнеют помпезные здания, горделивые бизнес-центры, джунгли из небоскребов. Стираются театры, суды, галереи, парки, школы, кабинеты ЖКХ…

Рисунок – как дорожная карта. Он ведет нас по бесконечным подземным коридорам и пыльным подвалам.

Как ребенок, рожденный со смартфоном в руках, двумя пальцами увеличивает прилетевшую бабочку на стекле, так я разглядываю рисунки.

Некоторые из них замыкаются на коротком подземном маршруте с двумя станциями: «Знакомство» и «Диагностика».

Другие разворачиваются целой схемой разноцветных веток метрополитена с множеством станций и поездов. С многоходовыми переходами. Остановками. Пересадками.

Я разглядываю рисунки. Ныряю. Погружаюсь. Вспоминаю.

Глубоко-глубоко на дне самой таинственной внутренний реки ЕСТЬ тот, кто знает о нас ВСЕ.

Кастрюля


– Я кастрюля.

– Пустая?

– Нет, с супом.

– На столе? На плите?

– На плите.

– Расскажи, пожалуйста, каково это, быть на плите?

– Внизу огонь. Очень горячо. Прям пятой точкой чувствую. Внутри все кипит. Булькает. Овощи больно бьют меня со всех сторон. Долго. Горячо. Невыносимо.

– Крышка есть?

– Крышка есть. Но она не спасает. Белая плита залита супом.

– А хозяйка где? Можно же газ убавить, снизить градус бурления.

– Хозяйка не контролирует процесс кипения. Ей не до меня.

– То есть днем такая картина. А ночью?

– А ночью я в холодильнике (слезы готовы).

– Думаю, это отличается от плиты?

– В холодильнике холодно и одиноко. Ночью никому не нужен мой суп. Ради чего старалась, мучилась, терпела? (слезы)

– Не знаю. Я бы с масленкой и сыром развлеклась… Так о чем твоя кастрюля?

– Хорошая новость, что я не пустая, а наполненная – вкусным, красивым и полезным. Плохая – что хозяйка, которая затеяла обед и должна контролировать кипение внутри меня, отсутствует. В результате – грязная плита. Безобразие!

– Будем искать хозяйку? Какие такие важные дела у нее, интересно…

Что воля, что неволя…


– Я цветочек.

– Куда летишь?

– Нет, не лечу.

– Но у тебя нет ни горшка, ни почвы. Опоры нет, корней. Тебя срезали? Сорвали? Скосили? Ты висишь в воздухе.

– Да, и правда в воздухе. Сорвали, наверное.

– У тебя есть имя?

– Не знаю. Просто цветочек.

– Как оказался в воздухе?

– Бросили, наверно… Сорвали и бросили.

– Если летишь, то вверх или вниз? Как по ощущениям?

– Как и все на земле. Думают, что вверх. На самом деле вниз. Закон притяжения…

Роза


– Я сортовая зеленая роза. Дорогая очень. Необыкновенная. Украшение сада и гордость хозяйки. Главная достопримечательность. Я на особом положении. Все лучшее – мне.

– Вокруг есть еще другие цветы?

– Есть. Ерунда всякая. Нарциссы, ромашки, гладиолусы, сирень – полная безвкусица.

– Как тебе такое соседство?

– Мне они неинтересны вообще. Где я, и где они?

– Люди восхищаются тобой?

– О, да! Очень люблю всех соседей хозяйки и особенно гостей. Восторженные взгляды, восклицания. Все подолгу крутятся вокруг меня. Ритуал обхода сада заканчивается всегда мной. Как сборный концерт – песнями самой звездной звезды. Тащусь прям от себя.

Чашка с блюдцем


– Я чашка. Внутри меня – душистый свежий чай.

– Ты всегда в паре с блюдцем?

– Да. Всегда.

– Можешь быть без него?

– Могу, наверно. Но в паре лучше.

– Для чего тебе нужно блюдце?

– Так правильно. Так положено. У всех чашек должно быть блюдце.

– Для чего?

– Для поддержки. Для десерта. Для ложки. Чтобы стол оставался чистым. Чтобы не запачкать скатерть в случае чего. Чтобы остужать горячее во мне. Собирать капли.

– Для чего блюдцу нужна чашка?

– … Не знаю. Но кому нужно блюдце отдельно от чашки? Без меня?

– Значит в вашей паре ты главная, не смотря на то, что у блюдца столько функций?

– Конечно! По этикету предлагают чашечку кофе, а не блюдце какое-то…

Без шипов


– Я роза. Без шипов.

– Чего так?

– Я против всякой агрессии. Против крови. Против боли. Против насилия. Стебель мой гладкий. Цветы – нежные. Я дорогая сортовая роза.

– Но на рисунке я вижу обычную розу, с шипами. Все, как положено.

– Это случайно так получилось.

– То есть это не твой рисунок?

– Мой. Но…

– Шипы подрисовал кто-то другой?

– Они случайны…

Чайник


– Я чайник. Простой. Обыкновенный. «Сделано в СССР». Носик вздернут. Ручка откидная. Объемный. Могу напоить чаем большую компанию. Стою на плите. Закипаю на сильном огне. Но медленно. Плююсь по сторонам, если прозевали и забыли выключить.

– Проблемы создаешь окружающим.

– Какие проблемы?

– Слишком уж долго думающий. Не дождешься, пока раскочегаришься. Караулить надо, чтобы не забрызгал все вокруг. То ли дело электрочайники. Современные, скоростные. Нажал кнопку и никаких забот.

– Вот такие, как ты, и засунули меня в темный шкаф, где я сейчас живу.

– Заслуженный отдых – хорошее время на подумать.

– Вот, только думать и остается.

– Совсем забросили тебя? Или вспоминают иногда?

– Пару раз навестили. Когда электричество отключали.

– И как?

– Эх, вспомнил молодые годы. Взбодрился. Покипел. Разгорячился. Развеселился. Покуражился…

– Хочешь, чтобы электричество надолго отключили?

– Нет, уж. Пусть будет. Они молодые. Им некогда. Жалко их. Я же их люблю…

Вьюн, рогатка, фата и дети


– Я вьюн. Я стелюсь по земле. Как только увижу опору, так по ней наверх. И обвиваю, обвиваю, обвиваю… Крепко, не вырваться. На века.

– А тот, кого ты душишь в своих объятиях, он так же счастлив, как ты?

– Нет, он быстро хиреет и становится слабым. Почему-то…

– А какое оружие ты нарисовала?

– Люблю я быть оригинальной. Поэтому, это не пистолет и не танк, как у многих, а рогатка. Я рогатка. Простая мальчишечья забава. Блин! Постоянного хозяина нет. Попользовались, поиграли и бросили. Кто увидел, подобрал. И я опять в игре…

Блин через ять! Это же все про меня!

Тот случай, когда название длиннее текста. А диагноз содержит все рецепты. Нельзя очистить поле от сорняков в черной повязке на глазах. Чтобы избавиться от чего-то, необходимо это сначала увидеть…

***


2. Уйти, найти и сбыться

слоган у поезда

по-рельсовому прост:

«не ждать того, кому уже не нужен»

не потому, что зол или бездушен,

а просто он немножечко подрос…


Букет для таксиста


Есть женщины, которые прячут себя за яркой внешностью. Чтобы потом спрятаться за спину мужа. Лишая себя возможности случиться.

В моих руках еще один случайный рисунок: ваза с букетом.


– Я шикарный букет. Огромный. Очень дорогой. Изысканный. Оформление мне под стать. Упакована по высшему разряду. Я участник церемонии награждения. Иду в комплекте к призам и наградам именитому и успешному. Вокруг все одуряюще прекрасно. Публика высшего полета. Шлейфы дорогих духов, шуршание тонких тканей, ослепляющий блеск украшений. Плавность. Музыка. Аплодисменты. Комплименты.

– Разве восхищаются тобой?

– И мной тоже. Я часть этого праздника. Это моя стихия. Разве можно мной не восхищаться?! Каждый цветочек подобран по цвету, размеру. Трехслойная упаковка повторяет все оттенки. Кружева усиливают нежность лепестков. Заморские травы оттеняют наполненность. Ленты усиливают впечатление. Я на виду. Я в центре. Я в руках роскошного мужчины. Я счастли…

– Воду когда последний раз меняли?

– Какую воду? В каком смысле?

– Ну, здесь ты не в руках роскошного мужчины, а в вазе. Вся, как есть: в упаковке, кружевах и лентах. Поэтому и спрашиваю, воду когда меняли?

Молчание гробовое, длительное. Борьба со слезами. Ошарашенные люди отходят долго.


– Давай я тебе помогу. Начни так: «Я выросла в оранжерее, в тепличных условиях. Где выращивают цветы на продажу. Так? Продолжай!»

– Да, в теплице. Да, на продажу. Искусственное солнце. Искусственное тепло. Полив и удобрения по расписанию. Зато я была цельная, с корнями и листьями! (румянец). А потом меня срезали. Разделили. Увезли от плодородной земли и качественного ухода. Перетрясли. Упаковали и выставили на продажу. Мой внешний вид и свежесть не оставляли равнодушными никого. Поэтому очень скоро меня выбрали. Предпочли другим букетам, кстати. Так я оказалась на церемонии награждения в руках роскошного мужчины.

– «Недолго музыка играла? Недолго фраер танцевал…» Прости, песня дурацкая привязалась. Судя по количеству воды в вазе праздник давно закончился?

– Да, призы стоят на отдельной полке и являются предметом гордости. А я тухну в вазе без внимания.

– Этим и отличаются призы от подарков. Одни завоевывают, другие достаются даром.

Чем дорожат больше? Подарками или призами?

– Да, я не приз. Ради меня не совершали подвигов. Я подарок. Досталась легко и по случаю. Пока была в комплекте с призом, еще была интересна. А сейчас…

– А что сейчас?

– Скукоженные лепестки и запах тухлой воды. Самой противно. Чувствую, совсем немного времени отделяет меня от помойки. Мне кажется, хозяин держит меня только из-за упаковки. Она сейчас меня спасает. Ее жалко выбросить. Слишком хороша. Сами посудите. Кто откажется выйти под руку с такой красотой?!

– Тухлая вода – это очень хорошо! Значит, развязка близко.

– Смотря, какая развязка.

– Та, которая спасет тебя.

– А мне что делать?

– Бог любит тех, кто ищет ответы на такие вопросы.

– А подсказок не дает.

– Все подсказки сейчас вокруг тебя. Главное их заметить. Не прозевать. Знаешь, зачем люди ходят к психологу?

– Знамо дело зачем. Проблемы свои решить.

– А вот и нет. Ответственность переложить.

– Ну, это не про меня.

– Ты же знаешь ответ на свой вопрос, но он тебе не нравится. Поэтому ты и пришла.

– Вы намекаете, что я сама должна уйти от него?

– Заметь, это не я сказала.

– Ну вот, вторая подстава за день. Прям как у сестренки в новом статусе Вконтакте.

– Какой статус?

– «Хочешь горячий чай, вылей из чашки холодный».

– Да, сестренки, они такие. Вечно все портят. То платье заляпают, то любимую картину мира перечеркнут.

– Я не пью чай. Только молоко и кофе.

– Все случайное сейчас важно. Прислушайся. Приглядись. Почувствуй.

– Уйти от олигарха не просто.

– Да уж! Это не дворника осчастливить. На это мужество нужно.

Уйти от богатого успешного красавца и правда, оказалось очень сложно. Но у нее получилось. Съемная квартира стала хорошим решением.

Но, чтобы поменять знак, событиям, как и маятнику, нужна крайняя точка. И она вскоре нарисовалась. Когда история получила неожиданное продолжение.

В то время (как и сейчас, надеюсь) не было камер наблюдения в раздевалках спортивных клубов. Поэтому, выйдя из душа, легко можно было обнаружить свой шкафчик пустым. Это и случилось с нашей героиней.

Дорогая спортивная брендовая одежда, обувь, часы, сумочка с документами, телефоном и ключами – все это испарилось легкой дымкой вместе с паром из сауны и исчезло в неизвестном направлении.

Работники фитнес-клуба любезно предоставили ей полотенце, шлепки (с возвратом) и оплатили такси до дома, вход в которой был значительно затруднен в связи с отсутствием ключей и номера телефона хозяйки. Длинные цифры которого просто выскакивали после нажатия цифры «один», освобожденной от телефона бывшего гражданского мужа.

Картину, как наша героиня садится в такси, замотанная в казенное полотенце, с заплаканным, растерянным и одновременно злым лицом, трудно себе представить. Но при богатом воображении возможно.

Таксисту же повезло больше. Он увидел это наяву.

И не только увидел, но и принял активное участие в спасении бедолаги. Предложив свободное время, футболку, штаны и чашечку кофе, он привез ее к себе домой и… оставил там навсегда. С ее радостного на то разрешения.

Тем более что таксистом оказался молодой перспективный предприниматель, один единственный раз подменивший брата в тот день.

Молодой человек влюбился в девушку в первого взгляда – зареванную, без макияжа и дорогих вещей.

В такую, какая есть – отмытую, настоящую, родную…

Проверить на деле прописную истину: «Хочешь свежее молоко? Вылей из чашки прокисшее», оказалось не так просто, но возможно.

Сейчас у них дружная семья и процветающий семейный бизнес.

Ведь смелых всегда ожидает приз.

Дуршлаг


– Я дур-шлаг. Именно так, от слова «дур». Через меня промывают разное содержимое. Все нужное и ценное остается во мне, и я его надежно храню. Все ненужное свободно стекает в раковину. Так я задуман. Но что-то пошло не так. Я пытаюсь задержать то, что должно уйти. Я трачу огромные усилия на это. Будто боюсь, что вместе с ненужным может утечь что-то очень важное во мне. И я пытаюсь это остановить. Голова трещит от бесполезной работы.

– Но ты же знаешь, что оно все равно уйдет, как бы ты ни старалась? Дырки для этого и нужны.

– Да. Но я не готова.

– Главный вопрос, который решает все головоломки в стремлении удержать или получить: «Полезно ли это твоей душе?» Задай себе этот вопрос.

– Нет, не полезно.

– Тогда, может быть, стоит перестать быть плотиной для самой себя?

– Пока нет сил. Очень больно.

– Ты знаешь, как-то после спектакля про любовь к Марку Захарову подошла молоденькая заплаканная девушка и спросила: «От меня ушел любимый парень, что мне делать?». «Страдать!» – ответил Марк Анатольевич.

Страдать – это нормально. Не надо этого бояться. Ты боишься потерять не объект, а эмоции, связанные с ним. Но себя потерять невозможно.


***


3. Возраст: "Взрослый"

дырявый носок в углу

любил создавать чехарду:

– друзья, помогите, спасите!

на улицу я не иду!


любил причитать поутру:

– зашейте мою дыру!

и вопль задыхался в углу

– на свалку я не пойду!


кричал он и день и ночь

никто не хотел помочь

пока себе самому

не пришелся таким ко двору

заштопав себе дыру…

Подснежник хочу!


В нашем семейном альбоме есть фотография, на которой я, двухлетнее чудное создание, стою на стуле. Умиляет на ней не только мое недовольное личико, но и ножки буквой икс. Таких упрямых красавиц я называю «девочки коленками назад».

Где все запрещенное несогласие жесткой пружиной живет в коленях. Выворачивая их наизнанку, как у кузнечика в известной детской песенке.

Я любуюсь рисунком одного из ярких представителей такого отряда.


– Я подснежник. Я хочу, чтобы солнце светило ярче. Чтобы ветер был мягче. Чтоб без снега вокруг. Хочу, чтобы пели птицы и летали разноцветные бабочки. Я хочу расти в рыхлой земле, а не пробиваться сквозь мертвую ледяную корку. Я хочу, чтобы мои нежные листочки встречала молодая травка, а не жухлые прошлогодние листья и серый колючий снег. Я хочу видеть вокруг себя другие цветы, а не корявые сухие ветки. Я хочу… Хочу, чтобы все, как у других цветов, которым повезло больше!

– Сколько претензий к жизни. Это все во власти подснежника? Ты можешь всем этим управлять? Изменить мир вокруг себя. Тебе это под силу?

– Я выросла под песню: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас».

– Мир не собирается ни под кого прогибаться. Он просто есть. Ему нет дела до наших хотелок. Верх гордыни – требовать обратного. Ты и правда думаешь, что можешь изменить саму природу?

– Нет, конечно. А что нельзя об этом мечтать?

– Мечтать можно, конечно, если это не рождает иллюзию всемогущества и отрицательные эмоции.

– Я люблю мечтать.

– Как в математике образуются отрицательные числа?

– Когда вычитаемое больше уменьшаемого, то разность станет отрицательной.

– Отличный ответ. По такому же принципу образуются отрицательные эмоции. Ответь так же быстро.

– Когда есть ожидания и они намного превышают реальное.

Эмоции = Факт – Ожидания

– Вот ты и вывела формулу вечного недовольства. Сама. Когда за окном идет дождь, это не повод для расстройства, а лишь напоминание о том, что следует захватить зонт. Твои сплошные «хочу» намного превосходят законы природы.

– Это не я. Это жизнь такая…

– Наши отношения с жизнью – парный танец. Ты любишь жизнь, и она любит тебя. Не любишь, она проходит мимо. Так просто. А у тебя столько претензий к ней, главная из которых: «Я буду любить тебя, только если ты выполнишь все мои условия».

– Да, танец наш корявый какой-то…

– Хочу, хочу, хочу! Целая куча «хочу». Кого тебе это напоминает?

– Ребенка в магазине, который что-то требует от мамы.

– Открывай свою сумочку

– Зачем?

– Доставай паспорт. Что там написано про возраст?

– Написано: «Врослый».

– Тогда заменяй свое детское «хочу» на взрослое.

– Взрослое «должен» мне не нравится.

– «Должен» – это, скорее родительское. Это им свойственны поучительные «должен», «надо»…

На страницу:
1 из 3