Полная версия
Алкоголизм – симметричный ответ! Опыт освобождения от алкогольной зависимости
Во-вторых, есть много таких, кто приходит не сразу. Для всходов этой части зерен, бывает, еще не сезон. Для кого весна, а кому еще осень, и посевная получается «под озимые». Этой категории нужно еще пережить долгую суровую зиму. Часть посева, наверное, померзнет в лютую стужу, это неизбежные издержки, характерные для зоны рискованного земледелия. Зато уцелевшие семена будут вдвойне ценить журчание весенних ручейков и тянуться к солнышку, подставляя озябшие бока под живительные золотые лучи. А потом, через год, по осени, может быть, дадут урожай и воспроизведут устойчивый к стихийным катаклизмам здоровый семенной фонд.
В-третьих, программа АА не панацея и даже на это не претендует. Она не для всех алкоголиков, только лишь для честных. Поэтому те, кто не поверил и остался при своем мнении, вероятно, обречены.
И наконец в-четвертых: может быть те, кто не пришел, это не ваши клиенты. Такой пример. Я более 5 лет в одной из подмосковных наркологических клиник нес служение по 12 шагу программы – донесению вести, что выход есть. Поднаторел, набрался опыта, бойко отвечал на вопросы интересующихся. Программа не рекомендует выходить на внешние аудитории в одиночку, и я приглашал с собой членов АА с большими сроками трезвости, с серьезным опытом наставничества. Брал для «обкатки» и недавно вступивших на путь трезвения и каждый раз напрягался, когда до новичков доходила очередь говорить.
Я боялся, что они скажут что-то не то или не так, что оттолкнет больных от движения АА, только волнения всегда были напрасными. Больных, которых не могли «пронять» «бывалые», с легкостью «пробивали» новички. Их выступления были эмоционально насыщены, и это был таран. Излагаемый ими опыт еще сильно саднил, было ясно видно – они выговаривали свежую боль, они точно не врут. Им, заикающимся и косноязычным, алкоголики доверяли безоговорочно. Так что, если на ваше выступление не отреагировали ожидаемым образом, еще не означает, что вы плохой оратор, возможно здесь просто нужен другой вестник.
Еще одна аналогия к 12 шагу. Представьте, что вы стоите перед людьми, про которых знаете, что им предстоит пережить страшные лишения, как в блокадном Ленинграде. Они еще не знают, что будет война и в их город не будет поставляться продовольствие. У них нет подобного опыта и они относятся к таким вещам легкомысленно. Вы говорите: «Друзья, возьмите бесплатно по мешку муки, это поможет вам пережить лихолетье». А они равнодушны – куда-то ехать, напрягаться. «Нас и так неплохо кормят ватрушками из кулинарии», – думают и перемигиваются между собой они. Тогда, прощаясь, вы говорите, что вы их прекрасно понимаете, поскольку уже прошли через то, что их вскоре ожидает, и вы их просите запомнить только одно: «Когда станет совсем плохо, приходите, отсыплю каждому по пригоршне муки».
Не сомневайтесь, они забудут ваши слова тут же, как только за вами закроется дверь. Но будьте уверены, когда прижмет, они их обязательно вспомнят. Мешок «сейчас» по потребительской ценности для этой категории граждан не идет ни в какое сравнение с блокадной пригоршней «потом». Только претерпев, они узнают настоящую цену куску хлеба и передадут трепетное отношение к нему детям. Они не захотели учиться на чужом опыте, значит, им придется вкусить полынную горечь от своей ошибки по неприятию помощи, ценой жертвы переосмыслить свое отношение к вашим словам. Донесение вести, что спасение от алкоголизма есть, приносит пользу также – с отсрочкой понимания.
Настороженная позиция больного объяснима. Он привык бояться остаться без спиртного и по привычке хитрит. Опасается всего: что его вовлекут в секту, лишат квартиры, и так далее – вы же не выпить ему предлагаете. Он будет показывать свое мнимое величие, несуществующее превосходство от страха, чтобы скрыть свою ущербность. Ничем другим, кроме понтов, он выделиться не может. Колоссальный комплекс неполноценности, дикая разница между желанием быть не хуже других, непьющих, и пониманием невозможности хотя бы отдаленно приблизиться к ним, сожаление от того, что сам виноват, что оказался здесь, – все это заставляет его пытаться поднимать себя в глазах окружающих за счет дешевой бравады и отрицания. Поэтому в контакте с алкоголиками важно быть спокойным и терпимым, понимать, что перед тобой очень больные люди, буквально каждой клеточкой сотканные из боли и страха.
При беседах с больными в наркологических отделениях каких только не приходилось слышать ответов на вопрос: «Почему вы здесь?» Большинство, с их искренних слов, оказались там по нелепой случайности. Свои систематические запои они не воспринимают как нечто ненормальное. Услышанную информацию об их диагнозе они признают интересной и очень полезной… для их кума, пьющего зятя, собутыльников, но только не для себя. Болезнь лжива, она смещает угол зрения так, что признание себя больным максимально затрудняется.
Рассказывает Константин, постоянно срывающийся тридцатидвухлетний парень. Отекшее синюшное лицо, голос то с крикливой спесивой наглецой, то с плаксивыми интонациями. «В моей жизни с раннего детства все всегда было по высшему разряду. С 11 лет меня возили в школу на крутой иномарке, получил хорошее образование в гимназии со спец уклоном, поступил в престижный ВУЗ. От армии «откосил», женился, потом мама умерла…
И я стал восполнять потерю алкоголем. Очень быстро развелся, бросил ВУЗ, пропил две квартиры, машину, гараж, дачу… Живу в лесу полтора года, питаюсь с контейнеров. Собираю жестяные банки и сдаю их, на это одеваюсь и пью. Временно приютила мама друга-собутыльника, с условием, что я пойду в анонимные алкоголики, брошу пить сам и повлияю на ее сына. Способен кто-то из вас жить в лесу и питаться с контейнеров? – думаю, что нет. А вы меня еще чему-то здесь учите».
Здорово! То ли разрыдаться от сочувствия, то ли стоя зааплодировать от такой героической судьбы. Упрекает, на борзой лошадке наскакивает с претензиями, виноватых ищет в своей незадавшейся жизни – так хорошо все начиналось. Кто тебе виноват, кичливый маменькин сынок, что ты сам ничего не сделал, чтобы сохранить родительское наследство, приумножить его, применив данное тебе приличное образование. Ты сам, без мамы, оказался ни на что не способен.
Избалованный с детства, капризный, все получавший по первому требованию, привыкший к мнимому превосходству над сверстниками. Мать из сил выбивалась, вкладывала в тебя как в наследного принца: образование, питание, деньги, наследство… как ты им распорядился, куда вложил с прибытком? В пожарку он работать пошел, пахарь. Пошел только потому что график удобный – хорошо совмещается с пьянкой в компании такой же заносчивой «элиты». И оттуда выгнали, и там хвастливые лоботрясы не нужны.
Пришел на группу не чтобы избавиться от болезни, а с меркантильным расчетом – родительницу друга уважить, по сути, чтобы на мороз как собаку не выгнала. Ты все мамино наследие ум, здоровье, образование, квартиры, деньги бездарно пропил, и этим еще кичишься – наследный принц крови, хренов. Кичись дальше! Ты же не слышишь никого, здесь есть люди, чей путь был тяжелее, но они нашли в себе силы подняться и живут. Но ты пропустил их опыт мимо ушей, потому что услышанное здесь несовместимо с твоим фальшивым величием. Ничтожный сноб, ты можешь и дальше упиваться своей фальшивой исключительностью, и неизбежно будешь продолжать вливать в себя всякую дрянь – она со спесью идет бонусом, в одном флаконе.
Ты сам бессилен перед вызовами этой жизни, признай это. Когда выбраковывают щенят, им суют палец в рот – если пытается кусать или сосать – значит есть воля к жизни и его оставляют. Если выплевывает, скулит – значит толку все равно не будет, он нежизнеспособен и его топят в ведре с водой. Ты сейчас как тот щенок, тебе предоставили шанс спастись, цепляйся и держись. Но хватки нет, слышен только жалобный скулеж. Ну и уходи своей дорогой – жизнь неизбежно сама отбракует тебя в ходе естественного отбора.
Цепляешься за образ благородного рыцаря пригородной лесополосы. В собственных глазах ты невинно пострадавший праведник, защитник униженных и обездоленных, страдалец за справедливость, добродел, застрельщик, меценат… Забудь, несчастный! Ты смешон, когда пытаешься натянуть на себя героические маски, эти фасоны не по твоей натуре. Обосновываешь свою причастность к племени героев сомнительными фактами, которые бережно хранятся и лелеются в копилке твоей памяти, додумываются подробностями, приукрашаются дешевой мишурой.
Допустим, твои благородные поступки имели место быть. Но они уже с лихвой перевешены мерзкими пьяными выходками. И вот парадокс – пока ты, опускаясь все ниже в ад, кормишь фантазиями свой образ почти что полубога – ты пьешь, все больше и чаще, ты уже спился совсем! Почему? – Потому, что заливаешь алкоголем свою вопиющую ложь и только умножаешь ее.
Вспомни, сколько раз тебя, образчик морали, приносили домой упившегося до беспамятства? А сколько ты, прекрасный семьянин, крови попортил своей бывшей жене в пьяном угаре? Сколько ты, бессребреник, денег занимал и не отдал до сих пор у знакомых и друзей? Сколько раз, отважный защитник обиженных, пьяный лез в драку с заведомо слабым по надуманным поводам? Причем реальные факты стерлись из памяти, но осталось ощущение собственного героизма, горьким послевкусием обжигает убежденность, что за правду пострадал, изнутри распирает дутая гордость за то, что других сделал пострадавшими и смог уйти от заслуженного наказания.
Сколько раз ты, высокий профессионал, оскорблял коллег, которые двигались по карьерной лестнице вверх, потому что не заливались как ты текилой на «корпоративах» до беспамятства? Сколько раз, спаситель человечества, ты пьяный садился за руль? И что чудом не убил никого, это не твоя заслуга, повезло дураку. Может в сообщество тебе путь подсветили сверху не за твои высокоморальные качества, а чтобы больше вреда никому не нанес?
Что? Не пил с бомжами? Не валялся под забором? Не ограбил никого? Не сел в тюрьму? Так это только потому, что Бог не попустил твоего дальнейшего падения. Ты уже сидел в плохом автомобиле с раздолбанной подвеской и без тормозов, которому одна дорога – под откос. Твоя жизнь вылетала с выхлопом в трубу без совершения полезной работы, с отрицательным КПД. Ты только впустую палил жизненное топливо, которое вливали в тебя другие, отрывая от себя, переживая за тебя, слабо надеясь, веря и моля Бога, чтобы ты, иждивенец, оболтус, прожигатель жизни пересел в чужую исправную машинку, которая еще способна в ущерб себе с надрывом тянуть в горку…
Хвалишься своей безбашенностью – больше то нечем! Парадоксальным поведением. Да, действительно – надо же было накануне добровольно довести себя мутным пойлом до беспамятства с целью обеспечить себе и окружающим веселых приключений, чтобы наутро не вспомнить что было вчера. Кино с собой в главной роли снял, да только посмотреть его не получится, пленка засвечена по недоразумению… в памяти остались только слабо связанные между собой размытые картинки, обрывки безумных диалогов, бессмысленных фраз и сплошные междометия… А чего, парадокс!
Ты просто аморальный тип, признай это. Развенчай лучше себя сам, пока ты витаешь в облаках – ты пьешь! Опустись на землю, стань ногами на твердь – на горькую правду. Только с нее ты можешь оттолкнуться от своего дна и вынырнуть обратно в человеческую жизнь.
Алкоголики даже на разных полюсах способны слышать друг друга. Они остаются «своими» и на дне, и, если один на дне, а другой трезвый, и, если оба трезвые. Между ними устойчивая связь, все их приемно-передающие коммуникативные инструменты настроены в резонанс. На группе алкоголики как секции аккумулятора соединяются в батарею, которая мощнее каждой из «банок» в отдельности. Батарея обладает значительно более высокой энергоемкостью для получения мощной «подзарядки» от Бога, чем просто совокупность секций. Приращение КПД гарантировано при условии, что «накопители духовной силы» сохраняют надежный контакт между собой и совершают работу во внешней цепи – продолжают помогать друг другу и обществу.
Духовность программных действий по донесению вести, что выход есть, проявляется в отсутствии меркантильного расчета. Отдающий другим свой опыт анонимный алкоголик откажется от любого, даже очень заслуженного вознаграждения, в каком бы сложном материальном положении он ни находился. И объяснит это тем, что приехал издалека и потратил время прежде всего для своего выздоровления. И это не лицемерие, он действительно так считает, это такая программная пилюля от гордыни.
Не все здоровые люди понимают полезность визитов членов АА в учреждения, где проходят лечение больные алкоголизмом. Обычно причина этого в неосведомленности о существовании сообщества и его целях. Хочется обратиться к ним:
Уважаемые НЕ алкоголики! Не мешайте анонимным алкоголикам делать свое трудное и благородное дело, лучше помогите им чем сможете. Это безвредное, бесконфликтное и органично вписанное в социум сообщество несет важную оздоровительную миссию на планете. Анонимные алкоголики – как клетки иммунной системы. Оставаясь незамеченными, они отслеживают «вторжение» болезни, пресекают ее развитие на уровне конкретного человека, превращают безнадежно больного и потерянного для людей алкоголика в полноценного члена общества.
Удивительно работает программа, разные люди с разным жизненным опытом говорят непохожие слова – каждый о своем, а спасительная весть пробивается через мрак непонимания, словно хрупкий стебелек к свету через толщу асфальта.
Кто подвержен алкоголизму
Друзья, не рвите сердце мне на частиНу почему Господь меня храня,Куда бы ни привел – там не хватало счастья,А где его с лихвой – там не было меня.
Какая же категория людей питает унылую статистику медвытрезвителей, наркологических клиник и реабилитационных центров? Общая черта для большого числа будущих алкозависимых – несчастливость, в первую очередь это выходцы из неблагополучных семей. Скандалы, пьянки, жестокость и несправедливость по отношению к детям порождают чувство безысходности, психозы, депрессии.
Множество услышанных историй спившихся людей свидетельствуют, что в особенности больно ранит и навсегда остается кровоточащей раной на сердце материнская черствость. С матерью у ребенка инстинктивно связано чувство защищенности. Мать – привычный с зародышевого состояния последний оплот в этом мире, куда можно прийти и восстановить нарушенную энергетику от конфликтов в детском садике, школе, спортивной секции, на улице. Иногда эта «крепость» вместо защиты безжалостно добивает ребенка истеричным криком, незаслуженной критикой, оскорблениями, побоями, еще более расшатывая неокрепшую психику. Из ребенка он превращается в затравленного в своем крохотном детском мирке зверенка, беззащитного, беспомощного, оставшегося наедине со своими недетскими проблемами.
Жизненные истории большой части алкоголиков подтверждают, что в прошлом это недолюбленные дети – голодные сердца. Перекосы воспитания в детстве становятся причиной проблем во взрослой жизни, напряженности и конфликтности в будущей семье, на работе. У ребенка в семье нет выбора, он воспринимает происходящее как норму, даже если это ад. И выбирает модель поведения, которая позволяет выжить, копируя ее из взрослого окружения. Он только в начале пути, у него еще нет жизненного опыта, воспринимаемая им информация не накладывается на предыдущую, ее не с чем сравнивать. Код будущей жизни пишется на чистый диск – это нулевые условия, которые предопределяют его недобрый рок. Он обречен, у него нет выбора.
Даже с хорошими задатками обделенные любовью дети идут по взрослой жизни с открытым забралом и нацелены на восстановление справедливости, смысл и содержание которой они сами понимают смутно. Но себе они кажутся благородными Зорро и свободолюбивыми Робин Гудами. А в конечном счете оказываются типичными Дон Кихотами – пародиями на рыцарей, неудачниками с искалеченными ветряными мельницами душами.
Они легче других переступают черту моральных и правовых рамок общества, пытаясь расширить их, при этом больно ранятся сами. Стараясь ликвидировать свою неполноценность, будущий алкоголик временами может преодолевать вязкое сопротивление среды и выходить в ненапряженное социальное пространство. Но почивать на лаврах не приходится, в новых условиях он воссоздает усвоенные раньше штампы поведения и сам становится источником напряжения. Когда нет модели здоровых отношений и непонятно как вести себя иначе, колеса судьбы сами сворачивают в ненавистную раздолбанную и такую глубокую колею.
Есть теория, что гениальность происходит от детских комплексов. Стремясь выправить деформации личности, доказать миру, что он не хуже других, человек способен переносить нечеловеческие нагрузки, усваивать невероятные объемы информации, приобретать уникальные способности, достигать суперпрофессионализма и суперэрудиции. С этой теорией можно согласиться, только успеха и признания хотят все, достигают единицы, а огромное большинство надрываются на пути, попадают в статистические издержки.
И каждый такой случай – это взрыв микровселенной в масштабе одной личности, уничтожение зарождающегося таланта. Когда превосходство способного и трудолюбивого человека становится ощутимым, он становится лидером – а у лидеров друзей нет. Он обречен быть одиночкой. Нужно принять свое одиночество, внутренне перестроиться, стать тверже и идти к успеху дальше. Но не у всех это получается. Не все к этому готовы. Да и успех – понятие относительное. Если душа пуста, то полученные признание, материальное благополучие и власть не делают их обладателя счастливее.
Нездоровая социальная атмосфера во многом способствует развитию алкоголизма. Любые отклонения от принятых в обществе правил вызывают трения с обществом. Чем сильнее выражена индивидуальность, тем болезненнее притирка к окружающему миру.
Не изменились люди с давних пор,Не стало меньше оснований кривотолкам.И человеку человек нередко вор,На брата брат, бывает, смотрит волком.Друг другу давим на скелетный срубИ травим опыт поколений в недрах гена.То чье-то горло пробуем на зуб,То чей-то горб равняем об колено.Социум отчетливо тяготеет к середине. Безнадежно отстающего окружающие могут жалеть, оправдывать его скверные поступки, приподнимая и подтягивая к среднему уровню. Также и вырывающегося вперед они не признают, порой откровенно клевещут и вредят – мстят за инаковость. Людям «золотой середины» обычно хочется сытно есть, вдоволь спать, не отказывать себе в удовольствиях и не утруждать себя работой. Поэтому они равняют шансы как умеют. Социум всегда стремится сохранить установившиеся в нем связи, правила и отношения. Не любит и примерно наказывает тех, кто нарушает болотную тишину, пусть даже соловьиными трелями. Чтоб не выделялись сами и чтобы другим было неповадно.
Питательная среда алкоголизма – страх. Один выздоравливающий алкоголик вспоминал: «В нашем доме с самого детства не слышался смех, ни детский, ни взрослый. Мы не знали, что это такое. Режим постоянно нагнетаемого стресса от ожидания наказания исключал любые положительные эмоции».
Другой член сообщества АА не помнил в своем доме книг: ни детских журналов, ни военно-патриотических, ни исторических – никаких. Значит, непонятно, к чему стремиться в этой жизни. Нет основы для формирования модели светлого будущего, идеала, мечты. Нечего противопоставить горькой реальности, нет альтернативы надвигающемуся стрессу. Нет твердой нравственной опоры в жизни. Безысходность и беспросветность, образовательная и духовная пустота внутри личности. Вакуум, который стремится схлопнуть человека, втянуть его целиком в безбожное, пропитанное леденящим космическим ужасом мрачное пространство.
Обретший вдруг трезвость человек с выхолощенным сознанием не знает, что с ней делать, как распорядиться этим капиталом. Во что его вложить, если нет модели жизни, нет бизнес-плана счастливой судьбы и эфемерен путь к ней. Если нравственный ландшафт личности скуден, то говорят: крикнешь внутрь себя и не услышишь эхо – бездуховная среда глушит все гармонические колебания, из которых могут рождаться симфонии и превращают их в режущие слух кошачьи концерты. Гнетущая депрессия и беспросветная тоска становятся преобладающими состояниями психики.
Погода ваших душ – всегда ненастье,Уныние, и я вам так скажу:Из синей птицы, вам принесшей счастье,Вы сделать можете лишь знатную лапшу.Вспоминает один завсегдатай наркологической клиники: «Пока лежал в реабилитации, мечтал получить миллион долларов. Прикидывал, как с пользой его потрачу. Куплю квартиру возле метро. Телевизор – плазму с большой диагональю, диван, журнальный столик. Вроде все, но как будто чего-то не хватает. А когда понял – стало страшно. Я не могу без спиртного, а приняв его – буду пить, пока не пропью весь миллион, квартиру, плазму, диван, журнальный столик…»
Народная мудрость гласит: «Посеешь привычку – пожнешь характер. Посеешь характер – пожнешь судьбу». Может, в характере все дело. Характер – это внутренняя структура личности, ее скелет. Он определяет поведенческую гибкость или твердость под натиском разных обстоятельств. Стратегию и тактику противостояния превратностям судьбы, умение приспосабливаться к перипетиям самому или «прогибать» обстоятельства под себя.
Определяет пределы терпимости к раздражителям – игнорировать натиск долго или отбрить сразу. Где наметить нейтральную полосу и обозначить ее мягко или жестко, или совсем не обозначать. Скверный, неуживчивый характер создает проблему не только для окружающих, но и для его обладателя и часто становится источником алкоголизма.
Обидчивость – одна из основных причин болезни. Обида подобна дохлой мыши в зубах кошки. Покуда она ее держит, сердито урча, – рот занят, и для нее недоступны сметана и другие лакомства жизни.
Рассказывает Оксана, выздоравливающая по программе, привлекательная 40-летняя женщина: «Год окончания школы, собиралась на выпускной вечер, была влюблена в мальчика из параллельного класса. Первое романтическое, наивное и очень сильное чувство. В мыслях я покоряла его своей красотой, мечтала о встрече рассвета на берегу вдвоем, первом поцелуе и долгой счастливой жизни… Днем перед выпускным мать забрала приготовленные для школьного бала деньги, и родители их пропили. Пропили мою мечту. Всю ночь прорыдала в подушку, никуда не пошла.
Мать с отцом давно умерли от алкоголизма. А кровная обида на нее осталась на всю жизнь, всегда глодала душу. Я считала ее виноватой во всей моей непутевой жизни со сменой мест жительства, мужей, сожителей, работ. Страшно запивала, думала – вот если бы тогда не пропили эти деньги, я не пропустила бы тот выпускной и вся жизнь сложилась бы по-другому.
А через 20 лет выпускной бал у дочери. Я была уверена, что уж я-то не такая нерадивая мать, как была у меня. Я ей и мертвой хотела доказать, что я лучше ее. Выгладила бальное платье, приготовила и себе свою самую нарядную одежду, чтобы пойти и порадоваться с другими родителями за своих детей, сказать спасибо учителям. А когда глубокой ночью закончила приготовления, подумала – я так устала, теперь можно чуть-чуть. Приняла, потом еще… Выпускной прошел без меня. Дочка после праздника сказала: «Хорошо, что ты не пошла. Там была одна мамочка, которая на радостях напилась до беспамятства и так накуролесила! Еще бы ты там отсветила…
И только тогда я поняла свою мать. Она не могла тогда не пропить мой выпускной – у нее просто не было выбора. Ни одного шанса. И после этого понимания я долгие годы отмаливала ее на церковных службах и просила меня простить. Теперь боль отпустила, обида ушла, жизнь поменялась. У меня были и остаются проблемы, но такой свободной, как сейчас, я никогда не была и даже не думала, что так можно жить – с легким сердцем».
С годами трезвой жизни анонимные алкоголики часто задают себе один простой вопрос: «Что особенного в этом трезвом образе жизни, почему нельзя было с самого начала так жить, по этим простым правилам в ладу с собой и с миром?» Потому, что нигде этого не объясняли, ни в детском саду, ни в школе, ни в институте. Не было предметов по жизневедению, жизнелюбию и жизнепониманию, на которых постигали науку жить, любить и быть счастливыми.
Нас учили непримиримой борьбе на примерах революционеров, подпольщиков. Умереть героической смертью в бою – так формулировалась цель жизни советских детей середины прошлого века. Детям перестроечных лет – конца ХХ века было еще тяжелее. Старую идеологическую машину сломали и вместо нее неумело попытались привить американскую сказку о Золушке. Не прижилась, а перекосы от этих прививок мы будем наблюдать еще долго, в том числе по статистике криминальных и наркологических сводок.