Полная версия
Научный Герметизм, или Герметическая Наука. Теория и практика всеобъемлющего учения о Природе, Космосе и Человеке (издание второе, расширенное и дополненное)
Иногда, не до конца поняв и осознав Принцип Абсолютности, но, уже зная о том, что Абсолют и Природа являются всем, что только есть, (а значит и каждый человек – Абсолют), кто-то может начать считать себя чуть ли ни самим Богом. Главный просчёт таких заблуждающихся заключается в том, что возвышают они только себя, а в этом вопросе – либо все, либо никто. Бог – максимально возможное Совершенство, существующее исключительно в единственном варианте. К нему можно лишь вечно приближаться – это безграничное Абсолютное Совершенство недосягаемо, ибо всегда бесконечно удалено от любого относительного совершенства, которое только может себе представить наше ограниченное воображение. В нашей условной и относительной плоскости Бытия никто не может быть не только Богом, но и вообще кем бы то ни было другим, кроме себя самого. А на абсолютном, недуалистическом уровне все мы одновременно представляем собой и саму Природу в целом, и какое-то её конкретное воплощение. Личное Эго индивидуально и неповторимо, тогда как Высшее «Я» является одним и общим абсолютно для всех. Не одинаковым или очень похожим, словно продукция с некоего конвейера, а именно общим и одним и тем же. Одно и то же Абсолютное «Я» находится внутри каждого живого существа, а также во всех неодушевлённых предметах, во всех явлениях, процессах и, соответственно, в составных частях абсолютно всех объектов и субъектов. По этой причине многие восточные философии постулируют наличие Души у всех вещей, а не только у живых организмов. И когда благодаря квантовой физике обнаружилось наличие «элементарного сознания» в субатомных частицах, то эта фантастическая идея сразу же перекочевала из категории мистики в область научных гипотез. Высшая «Душа Природы» действительно находится внутри всего. Вспомним Кибалион: «Всё есть всё и всё во Всём». Сущее Бытиё функционирует через нас и через всех окружающих нас людей, животных и растений, процессов и явлений… Таким образом, Природа – Главный Архитектор, Главный Строитель, Драматург, Актёр, Главное Действующее Лицо в любом месте и в любое время.
Несмотря на то, что законы физики функционируют в «автоматическом режиме», Природа не похожа на неразумный и бездушный механизм. В её действиях проглядывается некое подобие замысла, который мы пока не в силах полностью распознать, но отдельные пункты «Главного Сценария» и некоторые детали «Главного Проекта» видны отчётливо. Позже мы рассмотрим их подробнее.
Принцип Абсолютности – главный, но, как станет видно в дальнейшем, не единственный фундамент основных религиозных заповедей и светских морально-этических норм поведения. Что бы мы ни делали, говорили или думали, всё это совершается в первую очередь по отношению к самим себе, а не к кому-то другому. Некоторые восточные учения, к слову, утверждают, что и нет никакого так называемого другого, а есть только одна единственная Природа, «играющаяся» сама с собой. «Нет ничего и никого, кроме нас вокруг нас» (адвайта Ведантизма). Но наши альтернативные и параллельные инкарнации отнюдь не являются нашими «марионетками». Не получится полностью игнорировать другие мнения, взгляды, действия и даже бездействия – придётся уклоняться от нападок при разногласиях и сотрудничать при совпадении интересов. Именно на этом Принципе и базируются все призывы не делать другим того, чего мы не желаем самим себе.
Древние пророки и авторы всех священных писаний были самыми прогрессивными людьми своего времени. Но так как вещали они, как правило, на малограмотную и плохо образованную публику, пользоваться научными терминами и называть вещи своими именами было равносильно преподаванию высшей математики детям дошкольного возраста. А вот язык притч, сказок, мифов, легенд и прочих завуалированных иносказаний как нельзя лучше подходил для безопасной и эффективной передачи знаний о Природе, к тому же это выглядело очень красиво и поэтично. Когда-то все сказки сочинялись Посвящёнными и предназначались они, в первую очередь, для взрослых, которые передавали их от поколения к поколению, обучаясь таким способом основным жизненным премудростям. Шли годы и века, «испорченный телефон» постепенно вносил свои коррективы, но первоначальные идеи в большинстве случаев сохранялись (хотя где-то исказились). Практически во всех сказках заложен скрытый научный и философский подтекст. В них вымысел обнажает правду, которую скрывает Реальность. Искусство играет в этом одну из главных ролей. Человечество развивается в 2-х направлениях: в рациональном и чувственном. Рациональным занимается Наука, а чувственным – Искусство. И хотя они сильно отличаются, но, тем не менее, тесно взаимосвязаны, как и всё в Природе.
Так как же устроено Главное Действующее Лицо всего Мироздания? Получить приблизительное представление об этом помогут последующие Герметические Принципы.
4. Принцип Относительности
«Абсолютно всё, всегда и везде условно и относительно. Всё выглядит совершенно не таким, каким является в Реальной Действительности. Относительно всё, включая и саму относительность».
Герметическая аксиома.«Когда в поднебесной узнали, что красота – это красота, появилось и уродство; когда узнали, что добро – это добро, появилось и зло. Вот почему бытиё и небытиё друг друга порождают, трудное и лёгкое друг друга создают, короткое и длинное друг другом измеряются, высокое и низкое друг к другу тянутся…, предыдущее и последующее друг за другом следуют…» (Лао-Цзы).
«Только теория решает, что именно можно наблюдать», – подчёркивал Эйнштейн в беседах с молодым физиком-философом Гейзенбергом на заре квантовой механики. Ибо только правильное понимание делает возможным правильное восприятие любых феноменов, условных и относительных по своей сути, то есть иллюзорных, иными словами. Но иллюзорность в данном случае не есть нереальность. Твёрдый камень в действительности лишь сгусток поля, воспринимаемый нашими глазами в форме камня, а руками в ощущениях твёрдости, тяжести… Иллюзорна наша интерпретация воспринимаемой энергии, реальность которой достаточно очевидна.
Если Принцип Абсолютности раскрывает нам истинную природу всех вещей во Вселенной (некое конкретное проявление энергии в конкретном месте в конкретное время), то Принцип Относительности объясняет и показывает, как именно они взаимно обуславливаются и соотносятся друг с другом.
Абсолютно всё на свете условно и относительно. Сами по себе никакие объекты и субъекты, процессы и явления, события и ситуации… самостоятельно существовать не могут в принципе, даже теоретически. Любая вещь создаётся чем-то, находящимся вокруг неё, а также и внутри неё (внешняя обстановка и внутреннее содержание). Каждая вещь из чего-то состоит и сама в свою очередь является составной частью чего-то более крупного. Из ничего никогда и нигде ничто не возникает, что-то может произойти только из чего-то, содержащего в себе как минимум соразмерное количество энергии.
Природа не терпит пустоты, даже космический вакуум чем-то да заполнен – и пресловутые тёмная материя с тёмной энергией никоим образом не единственные и не самые мелкие его наполнители (просто глубже заглянуть пока не позволяют современные технические возможности).
И все без исключений отличительные черты, параметры и характеристики какой бы то ни было вещи появляются и проявляются только в сравнении с аналогичными параметрами и характеристиками каких-то других вещей. Всем известно, что, скажем, большое является таковым лишь на фоне чего-то более мелкого. А в сравнении с чем-то ещё более крупным оно само уже выглядит маленьким. И так везде и во всём.
Принцип Относительности формирует и структурирует все вещи во Вселенной, создаёт иерархию, всевозможные масштабы, а также различные направления движений от чего-то к чему-то. В частности, процесс развития устремлён от прошлого к будущему, от простого к более сложному, от хаотичного к более упорядоченному, от грубого и низкого к более возвышенному и утончённому…
Аристотель установил, что всё из нижнего уровня находится в вышестоящем, но не всё из вышестоящего уровня находится в нижнем. Именно так неизбежно устанавливается иерархия. Предложения содержат слова, слова – буквы, клетки содержат молекулы, молекулы – атомы, состоящие из элементарных частиц… Но никак не наоборот. Однако нижестоящий уровень количественно превосходит вышестоящий. Кварков больше атомов, атомов больше молекул, звёзд и планет больше галактик… и так по восходящей. А на самом верху – Единое Мироздание.
Аналогичным образом на Вершине Духовного Эвереста смыкаются все Пути эволюционного Восхождения, стираются все границы и рамки относительных условностей и сливаются воедино все диалектические противоположности: и Вершина с Пропастью, и Материализм с Идеализмом, и Наука с Религией… Абсолют буквально «заполонил» собою абсолютно всё, что только есть, было и будет где бы то ни было и когда бы то ни было. После подобных откровений всем Посвящённым и Просветлённым всех времён и народов обычно больше и говорить как бы уже не о чем (ибо понимают друг друга и без слов), но мы всё же продолжим наш, надеюсь, интересный разговор по душам со своим Высшим «Я». Ведь разные тонкости и нюансы также заслуживают нашего внимания.
Относительно абсолютно всё, включая и саму относительность. Благодаря этому существуют незыблемые истины из серии дважды два – четыре. Абсолютной Истиной естественно является исключительно лишь сама Природа. Однако важно помнить, что абсолютность включает в себя вообще всё, что только есть, в том числе и относительность. Поэтому Природа хотя и абсолютна сама по себе, но одновременно с этим ещё и относительна во всех своих частных вариациях, проявлениях и воплощениях. И настоящий момент (здесь и сейчас) с одной стороны статичен, а с другой – постоянно видоизменяется, «бурлит». Но наш ум помнит предыдущее и на этой основе создаёт связи, сравнения, время.
Точно так же, как Принцип Относительности выявляет индивидуальные особенности всего сущего, он присутствует и в основании практически всех других Герметических Принципов в качестве своеобразного незаменимого фундаментального и структурообразующего строительного элемента данной философской системы. В этом заключается его главный и неоценимый вклад во всё то, о чём мы будем говорить в дальнейшем.
Зная о том, что Принцип Относительности позволяет структурировать весь массив данных о Мироздании, рассмотрим некоторые детали и подробности этой структуризации.
5. Принцип Бесконечности
«Всё бесконечно. Размер, который можно измерить, – не истинный размер. Вес, который можно взвесить, – не истинный вес. Все видимые параметры условны и относительны. Конечные объекты есть не что иное, как иллюзия или результат искажённого восприятия».
Герметическая аксиома.Геометрическая модель бесконечности – это сфера, центр которой везде, а поверхность нигде, или, наоборот, центр нигде, а поверхность везде. Иными словами, любая точка пространства вокруг или внутри нас является одновременно и центром всего Мироздания, и его периферией. С некоторыми людьми подобная информация может сыграть ту же злую шутку, что и в ситуации с Абсолютом, – они спешат называть себя центром Вселенной, опять-таки наделяя данной исключительностью лишь собственную персону. А тут дело обстоит, как и в предыдущем случае, – или абсолютно всех нужно считать такими «центрами», или вообще никого.
Бесконечность имеет два условных направления: вширь и вглубь. Какой бы большой объект мы ни взяли, всегда найдётся ещё больший и наоборот. Даже Вселенная представляет собой ничтожную песчинку в бескрайнем просторе глобальной Мультиленной, а мельчайшая элементарная частица выглядит огромным Космосом на фоне бесконечно малых величин. Верхнюю границу бесконечности, или Абсолютный Максимум, очень трудно вообразить, а вот Абсолютный Минимум имеет чёткое математическое обозначение в виде геометрической точки. Её ещё называют «нулевой точкой», «абсолютным нулём», или «абсолютным ничем». Геометрическую точку сложно правильно описать словами, но каждый разбирающийся в математике ясно представляет, что это такое. Она не имеет ни объёма, ни массы, у неё нет вообще каких-либо измерений. Её можно сравнить с «нулевой точкой» времени, или абсолютным мгновением, когда прошлое уже полностью закончилось, а будущее пока ещё не началось. Миг между прошлым и будущим мы тоже не в силах уловить, но все знают, что он реально существует. Мгновение выполняет функцию первичной и неделимой единицы времени, а геометрическая точка является первичной и неделимой «частицей» пространства. Можно с полной уверенностью считать любой отрезок времени совокупностью неограниченного количества мгновений, а любой участок пространства, соответственно, объединением неисчислимого множества геометрических точек.
Из квантовой физики известно, что элементарные частицы могут находиться во многих местах одновременно. «Нулевая» геометрическая точка в этом смысле поистине мельчайшая «элементарная частица», ибо она присутствует сразу везде. Таким образом, абсолютно все точки пространства – это не множество разных точек, а один единственный вездесущий центр бесконечности, который не только в теории, но и в действительности находится повсюду. Именно поэтому любая точка Вселенной содержит всю информацию обо всём. Данный феномен в отдалённой степени можно наблюдать на примере разбитого зеркала (или голограммы) – любой, даже самый мелкий осколок отражает (или отображает) сразу всё изображение целиком.
Наше воображение позволяет придавать бесконечности разнообразнейшие формы. Например, прямая состоит из неограниченного количества отрезков любой длины, плоскость «соткана» из бесчисленных прямых, а пространство – своего рода бесконечная «стопка» плоскостей. На первый взгляд может показаться, что пространство наверняка больше любой плоскости, не говоря уже о прямых, лучах, отрезках и т. д. «Нельзя объять необъятное», и в нашем воображении бесконечность просто не укладывается «целиком». Прямую мы воспринимаем как очень длинный отрезок, плоскость – очень большой «лист», а пространство – как ограниченный нашим воображением некий объём. Но бесконечность не может быть больше или меньше другой бесконечности, в каких бы формах мы её ни рассматривали. И внутренняя «бездна» микрокосмоса любого физического объекта или субъекта, вне зависимости от его видимого объёма, парадоксальным образом ничуть не меньше внешнего макрокосмоса. Но все парадоксы находятся лишь у нас в головах. У Природы нет никаких парадоксов. Количество «нулевых» геометрических точек одинаково бесконечно и во всей Вселенной, и в каждой её мельчайшей песчинке.
Любая форма бесконечности представляет собой условную совокупность бесконечного количества бесконечностей, а не конечных форм, которых в Природе попросту не существует. Все видимые внешние и внутренние ограничения – продукт ограниченного восприятия и субъективного воображения нашего мозга, не более того. Однако условность и относительность иллюзорного мира никоим образом не означает его нереальности, просто мы должны правильно понимать всё то, с чем имеем дело в повседневной действительности (с условным восприятием безусловной реальности). Только так мировоззрение начнёт постепенно меняться, и «внутренние глаза» будут приоткрываться всё больше и больше, пока однажды незаметно для себя мы ни начнём воспринимать мир именно таким, каким он является на самом деле. Резкое открытие Духовного Зрения, или Полярного (всеохватного) Видения окружающей реальности, во время Озарений, Вдохновений, Просветлений или Посвящений также возможно, но это больше похоже на «шоковую терапию», для которой необходима достаточная физическая и психологическая устойчивость. Поэтому тихая и спокойная эволюция всегда комфортнее, безопаснее и, безусловно, предпочтительнее любых резких перемен, хотя и протекает намного медленнее. Но, как говорят англичане, «медленнее, зато увереннее». «Тише едешь – дальше будешь», – вторят им русские. «Дальше и дольше», – уточняют мудрые кавказские аксакалы-долгожители.
Относительность измеряемых размеров всех физических тел зависит от того, с какого ракурса на них посмотреть. Со стороны положительного полюса бесконечности абсолютно все вещи исчезающее малы, а с противоположного конца, наоборот, невообразимо огромны. Сами же по себе, без учёта окружающих «соседей», все объекты и субъекты не имеют ни массы, ни объема, ни каких-либо других известных и неизвестных измерений. Все размеры появляются только в сравнении с другими параметрами. Мир – это уникальный симбиоз внешней обстановки с каждой конкретной вещью, наполняющей эту обстановку. Любая внешняя обстановка образуется из находящихся в ней предметов, явлений и процессов, которые не могут существовать по отдельности. Они не просто взаимосвязаны и взаимозависимы, они ещё и взаимообразующи! Нарисованный круг может обозначать и отверстие, и шар, и что-то другое. Без уточняющего контекста он ничем конкретным не является. Всё условно и относительно. И бесконечности со знаками плюс или минус – это не две разные, а тем более разновеликие бесконечности, а одна и та же, имеющая условные полюса, искусственно созданные нашим воображением исключительно для удобства восприятия и лучшего понимания данного вопроса.
Очень удачное древнее символическое изображение бесконечности – змея, кусающая собственный хвост. С одной стороны, это своеобразный геометрический круг без начала и конца, а с другой, этот круг может изменять свои видимые размеры в любом направлении. Если такая змея начнёт заглатывать свой хвост, то через некоторое время она полностью сожмётся до объёма одной только головы, символизирующей «нулевую точку». А если представить, что она станет выпускать обратно своё бесконечно длинное и тонкое тело, то этот круг начнёт увеличиваться до любого измеряемого значения, тогда как его невидимая часть, всё ещё находящаяся в змеиной пасти, всегда будет оставаться бесконечной. Таким образом, мы имеем изменчивые внешние параметры, при постоянных, неизменных и неизмеримых внутренних.
Другой пример, позволяющий понять суть явления, – айсберг, подводная часть которого намного превышает надводную. Вывод однозначен: невидимая часть всех вещей не просто больше видимой, она поистине бесконечна!
Пожалуй, лучше и нагляднее будет сравнивать бесконечность с волнующимся океаном. Все волны индивидуальны и неповторимы со своими собственными формами, объёмами… Но, будучи лишь маленьким бугорком на необозримой водной поверхности, каждая такая волна одновременно является и всем океаном, так как представляет собой его непосредственное продолжение в едином объёме водной массы. Образ океана вплотную подводит нас к рассмотрению следующего Герметического Принципа, объясняющего, как и почему всё в мире взаимосвязано и взаимозависимо.
Иллюзия того, что все вещи имеют ограниченный размер и существуют отдельно друг от друга, – всего лишь особенность фрагментарного восприятия и способ «рисования картинки» отделом головного мозга, отвечающим за воображение. Только Природа абсолютно независима и автономна.
6. Принцип Единства
«Всё едино. Все вещи неразрывно связаны между собой невидимыми нитями, скреплены самыми тесными узами. Все события и явления Природы представляют собой постоянный и непрерывный процесс, в котором Единая Космическая Энергия переходит из одного состояния в другое, меняя только свои относительные формы. Глубинное содержание при этом всегда остаётся неизменным».
Герметическая аксиома.«Те же самые упорядочивающие силы, которые создали природу во всех её формах, ответственны и за строение нашей души, а значит, и наших мыслительных способностей» (Вернер Гейзенберг).
Осознать и понять тот факт, что все объекты Мироздания соединены некими невидимыми нитями, нам помогает современная физика. Например, Закон Всемирного Тяготения объясняет, что все объекты притягиваются друг к другу прямо пропорционально их массам и обратно пропорционально расстояниям между ними. Иначе говоря, если взять даже очень лёгкие предметы и удалять их друг от друга на бесконечно огромные расстояния, то сила взаимного притяжения будет постоянно и бесконечно уменьшаться, но окончательно не исчезнет никогда! Сверхпрочные гравитационные «нити» не обрываются и охватывают собой, словно эластичной паутиной, абсолютно всё пространство бесконечного Космоса. Гравитация – композиция всей имеющейся массы во Вселенной. На каждый объект, обладающий хотя бы какой-нибудь массой, действует гравитационная сила всего Мироздания. Восточные философы любят говорить, что камушек, брошенный в воду, создаёт вибрацию во всей Вселенной, вплоть до самых отдалённых уголков.
Нечто аналогичное можно сказать и об электрических, магнитных и всех других известных и неизвестных науке полях. Недавно открытые «тёмная материя» с таинственной «тёмной энергией» связывают всё сущее какими-то необъяснимыми силами на ещё более глубоком уровне. Мы их не видим и не ощущаем, поэтому и кажется, что все вещи существуют изолированно и независимо друг от друга. Теория Единого Поля предполагает общую природу всех сил и энергий. Исходя из Закона Сохранения Энергии, некая Единая Энергия в разных условиях проявляется как электромагнитная, ядерная, «тёмная» и т. д. Она перетекает из одной формы в другую подобно тому, как тепло горячего тела согревает холодное при их взаимодействии, и жидкости в сообщающихся сосудах стремятся к идеальному равновесию. А при «сгущении» (конденсации) Энергия становится Материей, так как элементарные частицы – это дискретные «кусочки» электромагнитных волн сверхвысокой частоты. Закон Сохранения Энергии является главным научным фундаментом Принципа Единства, так как все вещи на свете представляют собой всего лишь различные формы одной и той же Вселенской Энергии, называемой в Индуизме Брамой, безостановочно исполняющей свой вечный Космический Танец.
Одни и те же атомы и молекулы постоянно «перетасовываются» в процессе активного энергообмена и входят в состав то одних, то других тел. Мы дышим тем же воздухом, которым когда-то дышали мамонты, и пьём ту же воду, в которой плавали самые первые одноклеточные доисторического океана. Наши тела состоят из того же материала, который ещё относительно недавно был внутри какой-нибудь кометы или звезды. Атомы и молекулы очень стабильны – единожды образовавшись, они уже никуда не исчезают, а лишь перемешиваются, вступая в различные химические реакции, создающие новые связи и соединения.
Всеобщая взаимосвязанность и взаимозависимость, судя по всему, имеет основополагающее значение в Природе. Все вещи складываются из составных частей и сами являются частями чего-то большего. А так как наше зрение имеет довольно узкий диапазон, мы видим лишь некоторые «островки» необъятной и невообразимой Реальности. На квантовом уровне, дойдя до определённой «глубины», обнаруживается слитность всех так называемых кирпичиков Материи. Элементарные частицы скорее напоминают гребни волн Единого Океана Энергии, нежели маленькие «бильярдные шарики». Сравнение с океаном удачно передаёт идею единства, ведь, помимо всего прочего, каждый морской обитатель механически связан не только с тем, что находится под водой, но и со всем, что соприкасается с водной массой. А раз уж дно океана является естественным продолжением суши, то существует прямая энергетическая взаимосвязь всего имеющегося на Земле.
Философская концепция Единства, или ведическая Адвайта (Недвойственность), наглядно показывает, что каждая клетка живого существа своей жизнедеятельностью вносит вклад в общее состояние всего организма, а это состояние в свою очередь напрямую влияет на жизнедеятельность каждой клетки. То есть, индивидуальный эгоизм клеток и всеобщий альтруизм целого организма при наиболее оптимальном варианте (здоровом состоянии) именно взаимовыгодно взаимодействуют, а не противоборствуют. И во Вселенной силы гравитации, электромагнетизма и другие функционируют слаженно, а не разрозненно, и выдают нагара «нужную продукцию» – звёзды, планеты, галактики, метагалактики… А если бы всё было бы «как попало» и «в разнобой», то вместо Симфонии мы имели бы гул или какофонию. Красота и Гармония стоят того, чтобы ради них жить и раскрывать их в себе и окружающем мире.
Принцип Единства «зашифрован» во многих древних преданиях и сказках, например, там, где присутствует такой колоритный персонаж, как многоголовый огнедышащий Дракон. Это мифическое существо представляет собой весьма многозначительный образ. Извергаемое им пламя «воздействует» на расстоянии, а если чудищу отрубают головы, то умирают только они, но не сам монстр. Причём эти головы отрастают снова, символизируя реинкарнацию и бессмертие. Царские короны на головах указывают на то, что каждый «Наблюдатель» является равноправным главным «оператором» в своей собственной Вселенной с индивидуальным «пультом управления» всем Мирозданием. Одновременно с этим, будучи своеобразными «нейронами», все вместе они образуют нечто вроде коллективного Глобального Мозга. И хотя головы думают и решают свои собственные задачи, вместе они мыслят как одна большая голова, причём, и то, и другое происходит одномоментно, без «совещаний» («скованные одной цепью, связанные одной целью»). Помимо того, что количество голов где-то означает число дней в неделе или месяцев в году, либо что-то иное, любой такой «Динозавр» олицетворяет ещё и взаимосвязь всего со всем в Природе. Каждая голова имеет полное право считать туловище Дракона своим собственным, хотя в то же самое время оно является общим для всех голов без исключений. То есть, каждая «отдельная» голова и юридически, и физически является и всем Драконом целиком, оставаясь при этом уникальной и неповторимой индивидуальной личностью.