Полная версия
Манипуляции и защита от них: смотрите, как это делается. Психология в кино. Часть 1
– В следующий раз читайте Афанасьева повнимательнее. Афанасьев – это большая умница.
– Не спорь с профессором, ты неправа.
– Профессор, страница 99.
– Теперь он утверждает совершенно обратное.
– А кто же это Иванченко П. С., на которого ссылается академик Афанасьев?
– П. С.? Виктор Иванович, она…
– Раскопки я начала со своими учениками, а потом ему написала, он сам приехал. И вот теперь… пересмотрел свою точку зрения. Виктор Иванович, но вы не виноваты, это новая публикация, а вы человек занятой.
– Сдаюсь.
Разрешите документы
«Брестская крепость», Александр Котт, 2010
военный, боевик, драма, история создания 16+
С помощью манипуляции на лжи офицеров Красной Армии раскрывают шпиона в военной форме, призывающего к отступлению из Брестской крепости.
– Я крепость… Я крепость… Держим оборону… Ведём бой… Ждём подкрепления…
– Что за подразделение? Кто командует? Командира ко мне! Командира ко мне!
– Лейтенант НКВД Вайнштейн!
– Как старший по званию приказываю: оставить казарму и разбившись на мелкие группы прорываться из крепости в сторону укрепрайона!
– Товарищ майор, разрешите обратиться! Если мы оставим позиции, немцы прорвутся в крепость, а мы можем их удерживать пока не подойдёт помощь!
– Немцы! К бою!
– Выполняй приказ, лейтенант! Две дивизии уже выдвинулись из-под Кобрина на помощь! Жертвовать людьми бессмысленно! А вы, сержант!..
– Старший сержант Новиков!
– Знаете, что бывает за невыполнение приказа?
– Товарищ майор, виноват… Я вас не знаю! Разрешите документы!
– Ах, да… Конечно… Это правильно! Хвалю за бдительность!
– И сапоги, пожалуйста!
– Что «сапоги»?
– Сапоги покажите! Наши гвозди – круглые, немецкие – квадратные. Новиков Смотри!
– Квадратные!
– Стой! Стой!… А жетончик-то немецкий.
– А гвозди-то были круглые.
Спорим, на сотне собьёшься
«Будьте моим мужем», Алла Сурикова, 1981
комедия, мелодрама, драма 6+
Манипуляция «на слабо» на приёме у детского доктора.
– Ты до скольких считать умеешь?
– Хоть до тысячи!
– Хм… Слабо. Спорим, на сотне собьёшься?
– Спорим. А на что?
– Подходит?
– Подходит. Раз, два, три, четыре…
– Шепотом, про себя.
Если вы собираетесь разнести мне голову, сделайте это сейчас, или я вырву Ваше сердце
«Вавилон 5: Призыв к оружию», Майкл Виджер, 1999
фантастика, боевик, драма 7,3
Президент вычисляет предателя. Пример манипуляции на чувстве страха.
– Четыре корабля дракхов попытались установить контакт, а потом они неожиданно напали. Они знали, кто мы: они узнали наши корабли.
– Это невозможно: никто не видел чертежей. Они не могли этого знать.
– Вот что я думаю. Они атаковали только после получения чрезвычайно мощной передачи. Кто-то сообщил им, кто мы. Кто-то знал, куда мы отправились, и опознал наши корабли.
– Но это… Когда была передача?
– Примерно в 16 по восточному времени.
– Примерно в то же время, что и… Думаю, мы обнаружили причину утечки. Я перезвоню вам.
– Майкл!
– Есть колония на расстоянии прыжка отсюда. Вы высадите меня и я…
– Почему вы это сделали Дрейк, а? Союз поддержал вас. Они дали вам шанс, который больше никто на Земле вам не дал. Так почему же? Почему?
– Дракхи сделали мне предложение получше.
– И вам наплевать, что случится с Землёй?
– А почему бы и нет? Их никогда не волновало то, что случится со мной. И я говорю: «Пусть горят».
– Легко сказать, Дрейк. Может даже легче сделать, хорошо и чужими руками. Но нажать на этот урок и превратить мою голову в решето? У вас не хватит духа на это.
– Не подходите ко мне!
– Потому что если вы собираетесь разнести мне голову, сделайте это сейчас, или я вырву ваше сердце. А если вы убьете меня, то мой народ будет преследовать вас повсюду. И то, что они сделают с вами, будет хуже, чем то, что могло мне присниться за тысячу лет! А мои сны могут быть очень мрачным… А теперь вы расскажете мне обо всем, что здесь происходит. Вы расскажете мне всё, что знаете! Или я отдам вас им.
– Хорошо.
– Да…
Я сейчас твоего щенка об стену трахну, мозги вылетят
«Ванечка», Елена Николаева, 2007
мелодрама, драма 16+
Бандиты проникают в квартиру свидетельницы по возбужденному против них уголовному делу, чтобы та изменила свои показания в суде.
– Кто там?
– Милиция.
– Нет!
– Тихо, не надо. Ты нас знаешь? Ты видела нас? Да или нет?
– Да, видела.
– Да или нет?
– Да, видела.
– Видела? Видела? Ах ты сука… Иди сюда, сучка. Начинай… Я сейчас твоего щенка об стену трахну, мозги вылетят. Ты видела нас, тварь, видела? Говори. Громче, не слышу.
– Нет, не видела, не видела, не видела. Честное слово, не видела.
– Не слышу.
– Не видела я вас, не видела!
– В общем, так, запомни. Ты не только нас не видела. Ты машину нашу не видела и номера не видела. Всё понятно?
– Поняла.
– Чё ты поняла?
– Я поняла, всё я поняла.
– Поняла?
– Поняла, я ничего не видела.
– Всё, пошли.
– Слышь, а может?..
– Не, пошли. И скажи спасибо, что мы с тобой по-человечески.
– Не слышу!
– Спасибо.
– Пошли.
– Дверь подопри, а то щас бандиты на каждом шагу.
Сытый повар верно оценивает еду
«Вкус жизни», Скотт Хикс, 2007
драма, мелодрама, комедия 7,3
С помощью манипуляции на лжи повар заставляет шеф-повара попробовать его блюдо.
– Мне и бамбино надо экстра большую порцию, плиз.
– Бернадетта, Бернадетта.
– Всё, хватит.
– Дэвид, Ричард. Будут, кажется, все мужчины.
– Думаю, я справлюсь.
– Удачи тебе.
– Джон.
– Шеф.
– Спасибо, мне не надо.
– Очень вкусно, шеф.
– Сытый повар верно оценивает еду. Если ты голоден, то всё кажется вкуснее, чем на самом деле.
– Я обычно никогда не ем днём.
– А это интересное сочетание. Попробуй ещё добавить этого.
– Моя бабуля прошептала мне этот рецепт, лёжа на смертном одре. Он сохранился у неё со времён Старого Света, и я дал ему новую жизнь сегодня специально для Вас.
– Доволен?
– Весьма.
– Я думала, твоя бабушка живёт в Майами.
– Ну, это, как его… В общем, мы все думали, что она не выкарабкается… Однако случилась чудо. Это было настоящее чудо.
Ты даешь мне пропуск, а я тебе – жизнь
«Возмещение ущерба», Эндрю Дэвис, 2001, 16+, 6,2
С помощью манипуляции на чувстве страха заключенный, покидающий тюрьму во время пожара, получает от сокамерника необходимый ему пропуск.
– Клаудио, они здесь! Надо уходить!
– Пусть горит в аду!
– Черт! Мы заживо сгорим! Поджаримся!
– Шевели мозгами! Поживей!
– Долой Америку!
– Выпусти меня отсюда!
– Давай договоримся. Ты даешь мне пропуск, а я тебе – жизнь.
– Мой пропуск? Ты не оставляешь мне выбора. Ты хочешь, чтобы я погиб здесь? Я тебя по-другому отблагодарю, только выпусти меня, хорошо? Ну, давай же! Неужели ты дашь мне погибнуть?
– Ты умрешь не сразу. Сначала железо разогреется, и здесь будет 250 градусов. А потом ты вспыхнешь, как свечка в церкви, и тогда ты поймешь, что надо было согласиться!
– Ладно, черт с тобой! На! Он твой, идет? Держи его. Только выпусти меня. Прошу тебя! Скорей! Ну давай же!
Немедля освободить моего водителя!
«Водитель для Веры», Павел Чухрай, 2004
Манипуляция на чувстве страха.
– Я вам, сукам, устрою. Я вам уши на жопу натяну!
– Товарищ генерал…
– Немедля освободить моего водителя!
– Так он это… обвиняемый… по факту аварии.
– С фактом я разберусь. А его не отдашь, я с тебя лично погоны сорву, понял?
Там их дешевле продавали, теперь-то ясно почему
«Всё или ничего», Майк Ли, 2002, 16+, 7,1
Мужчине продали просроченный товар со скидкой, что является манипуляцией на чувстве выгоды.
– Привет.
– Привет. Что ты купил?
– Булки. Их тут много.
– И куда их нам?
– Жизнь долгая.
– Какой у них срок годности?
– 24 октября.
– Так сегодня уже больше месяца прошло.
– Да.
– Иди, отдай их обратно!
– Да ладно, пригодится. Я зашёл в магазин. Там их дешевле продавали, теперь-то ясно почему. Знаю, что я с ними сделаю: они пригодятся для барбекю.
– Сделаем бургеры?
– Да.
У меня семья, двое мальчишек
«Вторжение», Оливер Хиршбигель, Джеймс МакТиг, 2007
фантастика, триллер 6,6
Мужчина пытается с помощью манипуляции на чувстве жалости забрать пистолет у женщины, считающий его зомби.
– Не подходи!
– Прошу, мисс, успокойтесь.
– Вы ведь тоже зомби. Я права?
– Вам же никого не хочется ранить? У меня семья, двое мальчишек.
Исключительно под жесточайшим давлением
«Выживший», Эрин Берри, 2006
ужасы, триллер, драма 18+
Студент мединститута с помощью манипуляции (ложный выбор) уговаривает другого студента поменять бирки у трупов, чтобы получить для вскрытия тело получше.
– Мне нужен этот.
– Этого нельзя.
– Почему?
– Нельзя.
– Почему?
– Потому что тут должен делать вскрытие настоящий врач.
– Патологоанатомы – ненастоящие врачи.
– Как и педикюрши.
– Мило, но непоследовательно.
– Я знаю.
– Мне нужен этот.
– Эй, не тыкай трупы пальцем.
– Можешь практиковаться на Кленсе.
– Бездомный алкоголик? Нам нужна печень, а не труха, которую промывали спиртом 20 лет.
– У нас сегодня ничего, кроме гамбургеров. Берите и валите.
– Я хочу вскрытие грудной клетки. И Джессика тоже.
– Ты сказал Джессике?
– Да, я же тебе говорил. Ты запал на неё?
– Может быть.
– Поменяй бирки.
– Что?
– Поменяй их бирки. Скажешь, что перепутал.
– Что? Слушай, это не химчистка, это люди!
– Это не люди, это трупы.
– Да меня же с работы уволят!
– Найдёшь новую. Слушай, экзамен через неделю: или ты потеряешь работу, или, подумай, вылетишь из мединститута.
– Тяжкий выбор… Хорошо.
– Умница!
– Исключительно под жесточайшим давлением.
– Справедливо замечено. Круто будет.
– Да уж…
Все люди братья, должны помогать друг другу
«Гостья из будущего», Павел Арсенов, 1984
фантастика, семейный, детский 8,3
Бандит использует манипуляцию на чувстве страха, чтобы заставить свидетеля молчать об увиденном.
– Попробуешь рот разинуть, убью.
– Главное, ни во что не вмешиваться. Я вас правильно понял? А я просто хотел помочь. Может, тяжело?
– Не надо.
– Я пойду?
– Сидеть. Не вздумай вызвать милицию.
– Ну что вы, я просто хотел помочь поднести этого мальчика.
– Вот если кто пробежит мимо и спросит про нас и про мальчика, ты что скажешь?
– Никого не видел, все люди – братья, все должны помогать друг другу.
– Молодец! Сиди читай.
Неужели тебя не прельщает слава, сборы, рекорды?
«Гостья из будущего», Павел Арсенов, 1984
фантастика, семейный, детский 8,3
Учитель физкультуры пытается с помощью манипуляции на тщеславии убедить перспективную школьницу заниматься спортом.
– Вот ты где мне попалась, козочка моя… Считай, что нам повезло: официальное письмо у меня в кармане, из школы тебя отпустят, родителей я беру у себя.
– Извините, я очень спешу.
– Но не вздумай убегать: ты быстра, а я быстрее. Неужели тебя не прельщает слава, сборы, рекорды? Остановись, я всё равно тебя догоню. Ты не уйдёшь от славы, ты ещё услышишь фанфары.
Ещё одну фотографию принесли
«Граффити», Игорь Апасян, 2005
драма, комедия 6+
Женщина просит вписать в картинную галерею портрет её сына. После отказа манипулирует на чувстве жалости.
– Андрюха, тут ещё одну фотографию принесли. Я говорю, что ни хрена нет места на картине.
– Конечно нет! Утром в кассу и нахрен отсюда… Ну, не могу. Списки, кого рисовать, ваш Мирон составлял. Это не в моей власти.
– Я ходила к нему, он сказал, что если вы возьмётесь, то чтоб можно было.
– Не можно! Сегодня в четыре часа получаю свои лавандосы и уезжаю.
– Значит, моего мальчика здесь не будет…
– Не будет. Поймите Вы, у меня денег нет, мне жрать нечего. Я здесь и так уже третий день лишний.
– Жрать у нас нет ни хрена! Ни жрать, ни пить, ни выпить.
– А вы знаете у меня… у меня деньги есть, я заплачу. Клизюшка, у меня есть яички хорошие, а потом, мы кабанчика недавно…
– Да не нужна мне ваша плата. Я домой хочу, в Москву… Да чё вы плачете тут все, а?.. Сколько время?
– Пол-первого.
– Давайте фотографию.
– Господи, я не знаю, как Вас благодарить. Вот он, Валя, сынок. В Чечне год назад…
– Сколько ему было?
– Да примерно так же как и тебе – двадцать.
– Помладше будет, теперь помладше. Сделаю, обязательно сделаю.
– Лиза меня зовут, а сынка моего – Валей. Я быстро, я сейчас. Поесть вам принесу.
В моей чашке волос!
«Греческие каникулы», Вера Сторожева, 2005
мелодрама, драма 16+
Манипуляция на чувстве страха.
– Ещё немного, и мы заработаем на собственный остров.
– Да уж… Знаешь, на собственный остров даже кариатиды не заработали, а уж поверь мне, они гораздо дольше здесь стоят, чем мы.
– Но им же деньги за это не давали.
– Нам вообще расплатиться хватит?
– Нет…
– Ну, прекрасно, что ж… Ладно, давай…
– Ну, давай…
– Готова?
– Угу.
– Ну, с богом, как говорится.
– Извините, могу я попросить воды?
– Да, конечно. С газом или без газа?
– С газом.
– А-а-а! Ипполит!
– Что?
– В моей чашке волос!
– Ой, просите, простите!
– Я могла умереть!
– Она могла умереть!
– Извините, я не знаю, как это произошло.
– Конечно, умрёт!
– Всё за наш счёт! Вы можете не платить, всё за наш счёт.
– Ещё мы платить вам будем. Всё, пошли, пошли.
– Всё, это было во второй раз и в последний.
– Ну, что делать, Сонь? Отсутствие денег влияет на качество жизни человека и количество его порядочности.
– Так, может, позаботимся о присутствии денег?
– Нимфа моя, ну, конечно, позаботимся, только Аполлоном больше не буду.
Странный человек
«Греческие каникулы», Вера Сторожева, 2005
мелодрама, драма 16+
Манипуляция на чувстве выгоды. Мужчина на дорогом автомобиле встречает пару молодых людей на улицах Греции.
– Извините, извините, могу я с вами поговорить наедине?
– Подожди…
– Я так рад, что нашёл вас.
– Мы знакомы?
– У меня к вам деловое предложение. Как вас зовут?
– Ипполит.
– Ипполит. Прекрасное имя. Это греческое имя, ты знаешь? И у тебя хороший английский. Чем ты занимаешься?
– Я студент, изучаю литературу, немного пишу.
– Ты пишешь?
– Да, пишу.
– Ну, раз ты литератор, значит, ты фантазёр.
– У меня для тебя есть очень хорошая работа.
– Какая работа?
– Ты должен поехать со мной на один из островов. Только там я тебе всё объясню.
– Что, банки грабить?
– Неужели такой человек как я будет нанимать такого человека как ты, чтобы грабить банк? Нет, поверь мне, это работа, которая помимо денег даст тебе возможность собрать материал для оригинального романа. Такое не придумаешь, это будет бестселлер. Вот моя визитная карточка. Подумай и обязательно позвони. Но есть условие: ты должен поехать один.
– Извините, я не могу этого сделать.
– Почему?
– Я здесь с женой, я не могу её оставить.
– Когда ты вернёшься, у тебя будут полные карманы денег.
– Скажите, наконец, что это за работа? Я должен знать.
– Зовут… Позвони мне.
– Кстати, часы стояли на половине седьмого.
– Часы? Какие часы?
– Помните, в квартире.
– А, эти часы? Это неважно, их уже поставили. Кажется на пять. Позвони мне. Пока.
– Н-да, странный человек.
Пришёл – не обижай хозяев
«Груз 200», Алексей Балабанов, 2007
триллер, драма 6,5
Манипуляция на чувстве уважения.
– На. Значит, Артём, бога нет? Души нет. Есть сознание и материя. Тогда откуда всё взялось? Сознание, например?
– Алексей, пустой разговор это. Существует теория Дарвина, её в школе проходят.
– Ты хочешь, чтобы я поверил, что обезьяна взяла в руки палку, и у неё появилось абстрактное мышление? Давай выпьем.
– Нет, не могу, спасибо. Мне ещё в Ленинск ехать.
– На чём?
– Ладно, я пойду.
– Погоди. Пришел – не обижай хозяев Мы к тебе со всей душой, хоть у тебя её нет… Ну, вот это по-нашему, профессор. Супчик, супчик ешь. У Тоньки он вкусный. Огурцы бери, свои. Сунь, доешь, возьми ключи у профессора от машины. Посмотри, что там. Так что же, Артём, нет там ничего?
– Видите ли, Алексей, я агностик. Я верю в познаваемость мира, и не верю в сверхъестественное.
Скоро Коля приедет и вас убьёт
«Груз 200», Алексей Балабанов, 2007
триллер, драма 6,5
Заложница пытается манипулировать захватившим её на чувстве страха.
– Здравствуй.
– Скоро Коля приедет и вас убьёт… Дяденька… Отпустите меня, пожалуйста. Я никому не скажу.
Как она его, а!
«Девчата», Юрий Чулюкин, 1961
мелодрама, комедия 8,4
Начальник проверяет порядок в жилых помещениях и ему очень понравилась одна работница, которая начинает этим манипулировать.
– Тише! Тихо! Не губите, причешитесь! Начальство новое.
– Тося! Анфиса! Девочки перестаньте!
– Можно? Добрый вечер. Замените там лампочку, темно.
– Обязательно.
– И тут графина с водой нет.
– Обязательно.
– Печку…
– Ломать.
– Почему ломать? Белить.
– Белить, обязательно.
– Минуточку, это можно было самим убрать. Где график дежурств? Кто дежурный?
– Обязательно.
– Что обязательно?
– Виноват.
– Кто дежурный?
– Ну, я, допустим.
– Как же вам девушка не стыдно?
– Вы знаете, может быть это и ужасно, но… не стыдно.
– Но ведь не хорошо… Беспорядок…
– Белить?
– А вы где, девушка, работаете?
– А что? Да нет, нет, ничего.
– На коммутаторе телефонисткой. А… вы и есть то новое начальство, которого так все бояться, да?
– Ну, уж не такой я и страшный.
– Я тоже так думаю.
– А головной убор, между прочим, так не носят.
– Вы знаете, я шляп-то никогда не носил, это так, купил для солидности. Я ведь институт недавно кончил. Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста.
– А Вы сейчас куда?
– На коммутатор.
– Вот, кстати, мы там не были, пойдемте посмотрим.
– Обязательно.
– Как она его, а!
Знаете, я очень хочу начать побыстрее
«День сурка», Харольд Рэмис, 1993, 8,1, 12+
Мужчина, делающий побыстрее начать обучение игре на пианино, манипулирует на чувстве выгоды, чтобы преподаватель выставила за дверь ученицу, обучающуюся у нее в данный момент.
– Я хотел бы взять урок игры на пианино.
– Хорошо. Сейчас у меня ученица, приходите завтра…
– Знаете, я очень хочу начать побыстрее. Я дам Вам тысячу долларов.
– Заходите.
Ее младшая сестра, ну еще мать, но только не бабушка!
«Десятое королевство», Дэвид Карсон, Херберт Уайз, 1999—2000, 6+, 8,5
Волк в овечьей шкуре с помощью манипуляции на чувстве лести проникает в дом бабушки, чтобы съесть Красную Шапочку.
– Должно быть, я ошибся. Приношу свои извинения, я ищу бабушку Вирджинии.
– Это я.
– Не может быть! Ее младшая сестра, ну еще мать, но только не бабушка! Вы такая красавица!
– Ну, я еще даже не успела накраситься.
– Можно мне войти? Я хотел передать цветы.
– Да, а кто Вы?
– Я жених Вирджинии, мы помолвлены!
– Помолвлены? Она мне ничего не говорила.
– Как это на нее похоже – сама скромность! Другие девушки стали бы хвастаться помолвкой с богатым наследником, Но не Вирджиния.
– Конечно, входите. Только я сейчас переоденусь!
– Идите, переодевайтесь.
Мы маленькие жертвы!
«Десятое королевство», Дэвид Карсон, Херберт Уайз, 1999—2000, 6+, 8,5
Пойманные цыганки волшебные птички, умеющие разговаривать, пытаются манипулировать на чувстве жалости, чтобы их выпустили из клетки.
– Освободите меня! Освободите нас! Пожалуйста, выпустите нас! Мы маленькие невинные жертвы!
– Это волшебные птички, очень редкие, их очень сложно поймать. Только цыгане умеют их ловить.
– Мы жертвы! Вы же это понимаете! Мы маленькие жертвы!
– А что с ними сделают?
– Им сломают крылья и продадут богатым людям.
– Вы же не допустите этого?! Это такой ужас!
– Некоторые люди едят их, потому что верят, что получат их волшебную силу.
– Но ведь это не так! Это ужасно!
– У меня осталось шесть маленьких птенчиков. Без меня они умрут от голода!
– Как ужасно!
– Освободите нас, пожалуйста, освободите!
Бедная старая женщина
«Десятое королевство», Дэвид Карсон, Херберт Уайз, 1999—2000, 6+, 8,5
Бедная старая женщина с помощью манипуляции на чувстве жалости получает немного еды.
– Я бедная старая женщина, дайте мне немного еды.
– Прости, но у нас осталось всего шесть бутербродов.
– А вы, господин…
– Я жертвую только на благотворительность.
– А вы, юная леди?
– Да?
– Дайте мне немного еды. Пожалуйста!
– Я отдам всё, что у меня осталось.
– Вирджиния, ты такая жалостливая.
– Да. Мягкосердечная.
Это всем известный трюк – уговоры наоборот
«Джуманджи», Джо Джонстон, 1995
Ребенок успешно манипулирует взрослым – берет «на слабо», усомнившись в его бесстрашии.
– Ты куда?
– Мы с Питером поиграем. А ты просто посмотри.
– Я уже насмотрелся!
– Если не собираешься помогать, что будешь делать?