Полная версия
Манипуляции и защита от них: смотрите, как это делается. Психология в кино. Часть 1
Манипуляции и защита от них: смотрите, как это делается
Психология в кино. Часть 1
Автор-составитель Анатолий Верчинский
Дизайнер обложки Анатолий Верчинский
© Анатолий Верчинский, дизайн обложки, 2022
ISBN 978-5-4496-0242-8 (т. 1)
ISBN 978-5-4496-0243-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
От составителя
Если вы считаете, что вами никто не манипулирует, значит, вы в руках профессионалов.
Неизвестный авторЗдравствуйте! Меня зовут Aнaтoлий Вeрчинcкий. Я автор и ведущий рассылки «Синемалогия – психология в кино» и тренинга «Психология в кино».
Можно прочитать множество книг по психологии, чтобы получить представление о том или ином определении, положении, теории. А можно один раз увидеть в кино – и всё сразу понять. Наглядно, просто, увлекательно. «Фабрики грёз» предоставили достаточное число успешных образцов поведения – вам останется лишь продемонстрировать их участникам ваших тренингов. Развивайте искусство видеть манипуляции!
Тренер вместе с участниками просматривает эпизоды известных фильмов с последующим их разбором с психологической точки зрения. Специально подобранные кадры – это:
• видеоиллюстрации к терминам и понятиям психологии,
• демонстрация, где и как могут быть использованы психологические навыки,
• сцены, сыгранные профессиональными актёрами, как образец для подражания.
В данной книге приведены иллюстрации следующих видов манипуляций:
• с помощью лжи (искажение или утаивание информации);
• на авторитете;
• на жадности и выгоде;
• на любви (если любишь, то…);
• на отношениях, дружбе;
• на ощущении предрешённости;
• на тщеславии;
• на чувстве вины и великодушии;
• на чувстве жалости, сочувствии;
• на чувстве справедливости;
• на чувстве благодарности;
• на чувстве страха;
• на чувстве уважения;
• на чувстве любопытства;
• на отсутствии альтернатив;
• на отрицательной оценке;
• «на слабо».
Самоманипуляции:
• на чувстве жалости и долга;
• на совести.
Могу подобрать и оформить отрывки и иллюстрации в учебных целях для психологических курсов и тренингов на самые различные темы:
• конфликтология,
• переговоры,
• продажи,
• ораторское искусство,
• отношения «мужчина – женщина»,
• НЛП,
• и многие другие.
Имею опыт успешной работы с такими грандами отечественной психологии, как Игорь Вагин и Николай Козлов.
Отрывки из фильмов сегодня, в эпоху медиaконтента, используют везде, даже в презентации нового смартфона Samsung Note 20.
Сам уже давно использую в своих тренингах вырезки из фильмов. Посмотрите программу «Спрашивали? Отвечаем…» с моим участием на тему «Психология в кино».
Я люблю кино. И мне нравятся тренинги. Я уверен, что нам будет интересно пообщаться на тему использования кино на тренингах. Вступайте во «ВКонтакте» в группу «Психология в кино», и я помогу вам изучить практическую психологию по фильмам.
Сайт проекта – psinema.ru.
Анатолий Верчинский,июнь 2022 г.Вся серия «Психология в кино»
6 книг в печатном и электронном виде
Манипуляции широко используются в переговорах, продажах, конфликтах, публичных выступлениях, в отношениях между полами, поэтому дополнительные примеры использования манипуляций вы найдете в остальных книгах серии «Психология в кино».
Заказывайте в печатном виде на «Озоне», Wildberries или AliExpress, скачивайте в электронном виде на «ЛитРесе» и Amazon, читайте на «Букмейте».
Часть 1. Манипуляции и защита от них: смотрите, как это делаетсяКнига для проведения тренингов по манипулятивному влиянию: как изменяют восприятие и поведение других людей при помощи скрытых и обманных действий – манипуляций.
Посмотрите, как создаются условия успешной манипуляции, какие уязвимости для управления своими жертвами используются манипуляторами, их базовые манипулятивные тактики и стратегии.
Также представлены примеры защиты от манипуляций.
Часть 2. Ораторское искусство: смотрите, как надо выступатьЭта книга для ведущих тренингов по ораторскому мастерству и риторике.
Посмотрите, как ораторы побуждают, убеждают, защищают, используя подготовленную речь и техники ораторского мастерства.
Часть 3. Мужчина и женщина: смотрите, как они общаютсяЭта книга для ведущих тренингов по отношениям между мужчиной и женщиной.
Психология общения мужчины и женщины предполагает особые правила поведения и нормы, необходимые для установления контактов и поддержания отношений.
Посмотрите киноэпизоды, которые помогут вам лучше понять противоположный пол.
Часть 4. Продажи и переговоры: смотрите, как надо продаватьЭта книга для ведущих тренингов по продажам и переговорам.
Переговоры – это тип коммуникации, при котором каждая из сторон стремится достичь поставленных целей. В частности, продать что-нибудь. Поэтому продажи без переговоров фактически невозможны.
Посмотрите на стратегии и конкретные речевые техники и заготовки, которые используют при продажах и переговорах.
Часть 5. Лидерство и конфликты: смотрите, как надо побеждатьЭта книга для ведущих тренингов по конфликтологии. Как проявлять лидерские качества и вести за собой, как действовать в конфликтных ситуациях и побеждать в них.
Часть 6. НЛП: смотрите, как нас программируютЭта книга для ведущих тренингов по НЛП.
Как влиять на отдельную личность и на группу? Как преодолевать несогласие между людьми, изменяя их взгляды? Посмотрите на один из возможных методов НЛП – рефрейминг, позволяющий сместить точку зрения на сложившуюся ситуацию, изменив рамки восприятия.
Также приведены примеры подстройки.
Примеры манипуляций
145 киноэпизодов
Мы объяснимся в другом месте
«12 стульев», Леонид Гайдай, 1971
комедия, приключения, 16+
С помощью манипуляции на лжи и страхе Остап Бендер получает взятку от владельца магазина.
– В чём дело?! В чём дело?! Вы кто такой?.. У меня что-нибудь не в порядке?
– Вы сами прекрасно знаете.
– Так может быть зайдем в магазин? Там и объяснимся.
– Мы объяснимся в другом месте.
Подайте что-нибудь на пропитание бывшему депутату Государственной Думы
«12 стульев», Леонид Гайдай, 1971
комедия, приключения, 16+
Как зарабатывают манипуляциями на чувстве жалости.
– Боже мой, что вы делаете?! Мой пиджак! Я ношу его пятнадцать лет, и он всё как новый.
– Не волнуйтесь, он скоро не будет как новый! Дайте шляпу!
– Не дам шляпу!
– Дайте шляпу.
– Ай…
– Скажите, предводитель, а можете вы на французском языке сказать: «Господа, я не ел шесть дней!»
– Пожалуйста! Значит, так: «Месье, же не манж па сис жур».
– Ну и произношение у вас, Кисуля! А в каких пределах вы знаете немецкий язык?
– Зачем мне это нужно?
– А затем, что вы сейчас пойдёте в городской парк и будете на французском, немецком и русском языках просить подаяние. Весь чистый сбор пойдёт монтёру Мечникову.
– Никогда, никогда ещё Воробьянинов не протягивал руки.
– Так протянете ноги, старый дуралей! Как вам нравится этот альфонс? Три месяца я кормлю его, пою, воспитываю, а теперь он становится в третью позицию и заявляет – никогда! Ну, довольно, товарищ. Одно из двух: или вы сейчас же приступаете к исполнению своих обязанностей и к вечеру приносите десять рублей, или я вас автоматически исключаю из числа пайщиков-концессионеров. Считаю до пяти. Да или нет? Раз.
– Да.
– Повторите заклинание.
– Месье, же не манж па сис жур.
– Не верю, не верю. Жалостливее. Больше музыки в голосе. Идите от себя. Месье, желема…
– Месье, же не манж па сис жур.
– Ну, на немецком давайте.
– Гебен мир зи битте.
– Ну, немецкий ладно, вы знаете. По-русски давайте. Ну, по-русски.
– По-русски… Подайте что-нибудь на пропитание.
– Минутку, минутку, серьёзней. Слезу дайте.
– Подайте что-нибудь на пропитание бывшему депутату Государственной Думы.
– Гениально. Конгениально. У вас талант к нищенству заложен с детства.
– Правда?
– Ну, конечно. Идите и без денег не возвращайтесь!
***– Месье, же не манж па сис жур. Гебен мир зи битте. На этом я знаю. Господа, подайте что-нибудь на пропитание бывшему депутату Государственной Думы.
Ты копаешь, как собака
«13-й воин», Джон МакТирнан, Майкл Крайтон, 1999
боевик, фэнтези, 18+
С помощью манипуляции викинг накрывается на драку с соперником, намного выше, моложе, крупнее и сильнее его.
– Принц, тоже мне…
– Потребуется пример.– Я это сделаю, тебе нужно вмешиваться.
– А что мне нужно делать?
– Держи язык за зубами и работай.
***– Эй, осторожней!
– Ты копаешь, как собака.
– Ты назвал меня собакой?
– Я сказал, что копаешь, как собака. Разбрасываешь, как зверь, эту гадость.
– Значит, теперь я зверь?
– Ты не слушаешь…
– Я ее и глухой?!
– Ты глупец, малыш.
– Да, парень, ты ничего сказать не можешь, как старая баба.
– Я тебе отправлю сейчас к праотцам, старик.
***– Что случилось?
– Да так, конфликт по поводу рытья канавы.
– Ты заметил, что он больше тебя?
– Да.
– И моложе.
– Да. Можешь поставить на него, если хочешь.
– Может быть, и поставлю.
***– Ты! Ты мог убить его сразу!
– Да.
– Но почему ты этого не сделал? Зачем ты обманывал всех?
– Обман – это самое главное. Любой глупец может увидеть силу. Но этого мало. Каждый должен думать о том, что незаметно.
С тех пор я мечтал приехать с США
«15 минут славы», Джон Херцфелд, 2001
боевик, триллер, драма, преступление, 16+
При прохождении миграционного контроля в аэропорту Нью-Йорка выясняется, что с помощью фильма можно сманипулировать впечатлением о целой стране.
– Я приехал ради фильмов.
– Поясните, я не понимаю.
– Когда я был маленьким, посмотрел фильм «Эта прекрасная жизнь» режиссёра Фрэнка Капры. И с тех самых пор я мечтал побывать в стране высоких идеалов, стране, где каждый может стать тем, кем хочет!
Я хочу узнать, что доставляет тебе удовольствие
«Авиатор», Мартин Скорсезе, 2004
драма, биография 12+
Владельцу кинокомпании понравилась одна из официанток.
– Сигары, сигареты, шоколад?
– Тельма, я думал, ты в Браун-Дерби с этой… Трикси. Или нет, с Терезой.
– С Маргарет.
– С Маргарет, точно. А что там с Маргарет? Она потеряла туфли?
– Я рад, что всё разрешилось.
– Прости. Тельма, это Говард Хьюз. Мы с Говардом как раз обсуждали, что я должен достать камеры прямо из моей задницы.
– Сигарету?
– О, нет, я не курю. Какие тут женщины ходят, надо же! Боже. Я могу попросить? Одну улыбку. Всего одну улыбку… Да, да. Верхняя губка короче, и улыбка так и пленяет… Хотел бы я знать, что тебе доставляет удовольствие. Например, ты стоишь здесь, а я дотронусь тихонечко, самыми кончиками пальцев. Тебе это нравится? Нравится?.. Я хочу узнать, как тебе угодить. Я бы хотел всё о тебе узнать. Ты мне позволишь? Ты дашь мне эту работу?
– Я заканчиваю через полчаса.
– В каком я номере?
– 217.
– 217. Увидимся.
«Аль-Каида»! «Аль-Каида»!
«Адреналин», Брайан Тейлор, Марк Невелдайн, 2006
боевик, триллер, преступление, 18+
С помощью манипуляции на чувстве страха пассажир избавляется от таксиста, который не хочет его дальше везти. «Аль-Ка́ида» – одна из самых крупных ультрарадикальных международных террористических организаций (её деятельность запрещена на территории России).
– Эй, ты не поедешь со мной в машине мокрым.
– Я дал тебе двести баксов только за три минуты ожидания.
– Ты со мной не поедешь. Ни за что!
– О да, ты прав: я поеду без тебя… «Аль-Каида»! «Аль-Каида»!
– Я люблю Америку! Я люблю Буша! Я голосовал за Буша!
Включи магию
«Ангелы Чарли», Макджи, 2000
приключения 12+
Обворожительные секретные агенты используют манипуляцию на сексуальности, чтобы отвлечь личного водителя подозреваемого и подложить в багажник машины следящее устройство.
– Включи магию.
***– На улице так жарко. О, а здесь тоже жарковато.
– Давайте я включу Вам кондиционер.
– О, блузка расстегнулась… Как приятно, спасибо. Какая приятная кожа. Я обожаю машины.
– Вы любите быстрые машины?
– Я люблю всё быстрое. / Лижет руль./
– О, господи.
– Спасибо, что покатали.
– Пожалуйста.
***– Задание выполнено: завтра Корвин проведёт для нас экскурсию по компании «Ред Стар».
Невыполнение приказа в военное время карается высшей мерой и приводится в исполнение немедленно
«Апостол», Юрий Мороз, Николай Лебедев, Геннадий Сидоров, 2008
боевик, военный, история 16+
Сотрудник НКВД путём манипуляции на чувстве страха склоняет гражданина к сотрудничеству.
Истомин: Бред какой-то. Бред. Это какой-то бред, это просто невозможно. Неужели вы сами не понимаете, что это
невозможно. Как вы себе это представляете? Бред, просто бред.
Хромов: Значит, так…
Истомин: Я не согласен.
Хромов: А я не спрашиваю согласия: это приказ.
Истомин: Поймите меня, прошу, я же невоенный человек.
Хромов: Считайте, что я вас мобилизовал. Невыполнение приказа в военное время карается высшей мерой, и немедленно. Сколько у вас диоптрий, пять?
Истомин: Пять… Нет, четыре с половиной. Впрочем, возможно, уже и пять.
Хромов: В случае вашего расстрела, все ваши родные и близкие подлежат аресту и немедленной отправки в лагерь, как родственники дезертира и предателя.
Истомин: Слушайте, но вы не станете сажать ребенка!
Хромов: Какая разница. Мальчика отправят в детдом, дадут ему другую фамилию… Вы же сами все прекрасно знаете.
Истомин: Поймите, прошу… Сергей – это не мой ребенок.
Хромов: Ваш, не ваш, разбираться некогда. У меня два ордера на арест. Первый – на имя Лидии Сергеевны Истоминой, 15-го года рождения, девичья фамилия Ильичёва. Второй – на имя ее сына. Взгляните сами.
Истомин: Позвольте очки.
Хромов: Думайте…
Истомин: Это какой-то бред. Так получается, что у меня выбора нет, что ли?
Хромов: Получается, что да.
Истомин: Ну, хорошо, а если я не смогу?
Хромов: Ну, сможете или не сможете, это буду решать я. С этого момента вы секретный сотрудник Главуправления безопасности НКВД СССР. А я ваш непосредственный руководитель – капитан Хромов Алексей Иванович.
Истомин: Скажите, но ведь вы обещаете, что… Спасибо.
Маманя у меня голодает
«Аты-баты, шли солдаты», Леонид Быков, 1976
драма, военный, 12+
У солдата находят пропавшее мыло. Пример манипуляции на чувстве жалости.
– Товарищ лейтенант, мыло… То самое, ворованное.
– Так.
– Он его за фанерку сховал.
– Чья тумбочка? Святкина?
– Нет, Крынкина.
– Ко мне его, живо!
– Есть.
***– Рядовой Крынкин по вашему приказанию…
– Объясните, Крынкин, как это мыло попало к вам в тумбочку. Нет, ну что ж вы молчите? Вы меня не слышите, Крынкин?
– Я, это… Виноват.
– Ну, глубокая мысль. Эх, а ещё комсомолец. Ну, я надеюсь, до первого собрания комсомолец.
– Простите меня, товарищ младший лейтенант.
– Берите мыло и идёмте ко взводу. Вот там своим товарищам вы всё и объясните.
– Мамане послать хотел, маманя голодает у меня. И сёстры сильно голодают. Отца убило у нас, и брата. А когда на среднего брата похоронка пришла, у мамани ноги отнялись. По избе ещё ходит, а так… Думал, мыла им, хлебца чтоб купили. Голодно, голодно сильно им, товарищ младший лейтенант.
– Мне… Мне жаль вас, Крынкин. И родных ваших жаль. Но ведь вы же украли, у своих же товарищей украли.
– Украл. Так точно. Думал, мамане. Думал, хлебца чтоб купили.
– Да простите вы его, товарищ младший лейтенант. Я насчет голода знаю: когда мать есть хочет, так не то что мыло… Простите Крынкина, а?
– Оставьте ваши советы при себе, Глебов.
– Тогда я скажу, что я украл! И пусть в штрафную меня, пусть куда угодно, лишь бы на фронт скорее. Вы под немцами не были, а я был. И не просто был, я пахал под ними. Да, пахал! И всё равно скажу, что я мыло украл, а не Крынкин. Вы что, не видите? Он же слабый. А я злой, и мне ничего не страшно. Так что, либо я, либо…
– Что «либо»? Что «либо», что? Что, это мыло опять в тумбочку, за фанерку заховать? Что вы молчите, Глебов?
– Да возьмите вы это мыло, пойдите на почту и отправьте Крынкиной мамане от имени всего взвода.
– Не надо этого, не надо.
– Нет, надо! Надо. Чтобы ты, гад, на всю жизнь запомнил, как у товарищей воровать. Ну, ладно, идите, Крынкин.
– Есть.
– И помалкивайте там пока.
***– Не понимаю я вас, Глебов, не понимаю. Нет, вообще-то, с другой стороны… Ну, все равно непедагогично. Понимаете, непедагогично.
– Эх, товарищ младший лейтенант, не голодали вы, не голодали.
Амилия Христофоровна, будьте человеком!
«Афоня», Георгий Данелия, 1975
драма, мелодрама, комедия, 12+
Манипуляция на чувстве жалости и сочувствии.
– А, Борщёв. После четырёх приходи.
– Амилия Христофоровна, будьте человеком! Его ж на уколы везти надо, а он целый день за мной ходит, сиротка.
– Какая сиротка-то?
– Да племянничек. Племянника ко мне на лечение с деревни прислали. Ведь пропадёт пацанёнок.
– А что с ним?
– Да не знаю, никто не знает, трясётся и трясётся малютка.
Если мы наполним бутылки поддельным виски, никто не догадается
«Баскетбол в стиле кунг-фу», Чу Иньпин, 2008
комедия, спорт
Манипуляции на чувстве выгоды.
– Посмотри на это великолепие, разве не прекрасно? А будет ещё лучше с лучшим виски двадцать первого века. Попробуй.
– Да, хороший вкус.
– Естественно, это на тысячу баксов дешевле настоящего виски, но клиенты никогда не предъявляли претензий. Это бухло совсем не плохое.
– Братан, какие-то идиоты делают ставки на дартс. Двести баксов за игру! Ты же знаешь, я никогда не проигрываю в дартс.
– Если мы наполним бутылки поддельным виски, никто не догадается. Семьдесят мне, тридцать тебе. Катит?
– Братан, мне нужно ещё двести баксов.
– Это как? Ты же никогда не проигрываешь.
– Ну, не повезло.
Ты помнишь, что я был лучшим другом твоего отца?
«Баскетбол в стиле кунг-фу», Чу Иньпин, 2008
комедия, спорт
Попытка манипуляции на чувстве благодарности.
– Я очень удачлив. Одна моя, одна твоя. Ещё мне, снова мне, а теперь тебе.
– Интересно, кто на этот раз твой чемпион?
– А-а-а, Ху. Я и забыл, что это твоя территория. Да ладно, не прикидывайся. Пойдёт?
– Я потерял свои бабки, а ты возвращаешь их мне. С какого перепугу это, а?
– Ты помнишь, что я был лучшим другом твоего отца? Я качал тебя на своих руках, а ты писал на меня… Джи, давай, у нас встреча. Забыл? Пойдём уже. Съедим мороженое ещё где-нибудь, нам пора. Пойдём!
Ты меня любишь?
«Беги, Лола, беги», Том Тыквер, 1998
триллер, драма, преступление, 16+
Манипуляция на любви (если любишь, то…).
– Мне пора, Майер скоро придёт. Может, увидимся позже?
– Ты меня любишь?
– Что?
– Ты меня любишь?
– Да. Почему ты спрашиваешь сейчас?
– Ты меня любишь?
– Да, чёрт возьми.
– Тогда решай.
– Но не сейчас же.
– Когда-то это должно случиться.
– Но почему здесь, сейчас, немедленно?
– Потому что я беременна.
Мы здесь обсуждаем не меня
«Беспомощный», Харрис Голдберг, 2007
драма, мелодрама, комедия
На приёме у женщины-психотерапевта мужчина пытается познакомиться с ней поближе.
– Когда вы себе говорите «Я себя ненавижу за то, что испоганил отношения с девушкой своей мечты», это есть пример преувеличения. Лучше эти чувства выразить вот так: «В данный момент я разочарован, что мы больше не вместе». Многие отношения не складываются: что я могу сделать, чтобы изменить своё поведение.
– Вы замужем?
– Ещё мы должны затронуть тему навешивания ярлыков.
– Да, но есть ли мистер Доктор Блейн?
– Я не думаю, что это важно для вашего лечения…
– Вы откуда родом?
– Мы здесь обсуждаем не меня.
– Ладно… А, из Техаса, правильно?
– Арканзас. Всё?
Шарлотта
«Блеф», Серджо Корбуччи, 1976
комедия, преступление, 16+
Манипуляция на чувстве вины и великодушии. Сцена кончается тем, что девушка, стоящая у окна ресторана, падает в обморок от голода.
– Шарлотта1.
– На десерт есть только фруктовый пирог.
– Меня так зовут.
– Никакой «пирог» тоже не плох!
– Вы всегда шутите?
– Да.
– Ты странный парень.
– Я согласен. Давай немного поговорим обо мне!
Я бы очень, очень осторожно думал, говорить об этом или нет
«Бойцовский клуб», Дэвид Финчер, 1999
триллер, драма, преступление, 18+
Пример манипуляции на чувстве страха. Начальник нашел в ксероксе документ с правилами секретного бойцовского клуба.
Сегодня у него был желтый галстук. Я уже не ходил в галстуке.
– «Первое правило Бойцовского клуба: никому не рассказывать о Бойцовском клубе»…
Я опять не спал. Видимо, забыл оригинал в ксероксе.
– «Второе правило…» Это твоё?
– Что?
– Поставь себя на место своего начальника. Прими управленческое решение. Ты нашел вот это. Как ты поступишь?
– Что ж, я скажу. Я бы очень, очень осторожно думал, говорить об этом или нет. Поскольку тот, кто это написал, – опасен. И этот приличный с виду психопат может взорваться в любую секунду и носиться по конторе с полуавтоматическим карабином Artillerie АR-10, выпуская обойму за обоймой в своих коллег. Возможно, вы знакомы с ним много лет, и он совсем, совсем рядом с вами.
Это слова Тайлера срываются с моих губ, не мои. А ведь я был таким хорошим парнем.
– Может, вам не стоит беспокоить меня из-за всякого мусора, который вы подбираете? Отдел возврата. Прошу прощения, мне надо работать.
А вы человек занятой
«Большая перемена», Алексей Коренев, 1973
мелодрама, комедия, 0+
Попытка манипуляции на авторитете.
– Позвольте, батенька, откуда вы это взяли? Эти, извините, данные?
– На эти данные ссылается академик Афанасьев.