bannerbanner
Нога Бога. Юмор – эликсир жизни
Нога Бога. Юмор – эликсир жизни

Полная версия

Нога Бога. Юмор – эликсир жизни

Язык: Русский
Год издания: 2019
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 4

Нога Бога

Юмор – эликсир жизни


Александр Георгиевский

© Александр Георгиевский, 2022


ISBN 978-5-0050-4257-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Несколько вводных страниц

Не теряйте чувство юмора. Юмор для человека то же, что аромат для розы

Джон Голсуорси

Способность человека воспринимать окружающий мир с чувством юмора относится к одному из высших проявлений интеллектуальной деятельности. Творчество с элементами юмора есть продукт работы мозга по созданию необычной информации, вызывающей у людей подъем настроения, радости и удовольствия. Восприятие с чувством юмора выражается в самых разных эмоциональных формах: улыбках, смехе, иронии и сатире. Искусство юмора отражается в поговорках и пословицах, баснях, комедиях, карикатуре, кинофильмах, эстрадном шутовстве.

Юмор – очень острое оружие, причем с обоюдоострым лезвием: с одной стороны, приносящее людям веселое настроение и признание окружающих, с другой стороны, может оказаться оскорбительным для ответной реакции, причем даже по ничтожному поводу. М. Лермонтов в шутку назвал одетого в черкеску друга юности «горцем с большим кинжалом» и поплатился жизнью.

Во всех областях общественной жизни движущей силой является конкуренция, наглядно представляемая на соревнованиях и выставках, от демонстрации достижений в освоении космоса до конкурсов женской красоты. Неоднократно проводились определения самой «умной» страны, за критерий принимались показания по коэффициенту интеллекта (IQ) и числу нобелевских лауреатов. По первому критерию впереди оказался Гонконг, по второму – США. Юмор относится к такой сфере творчества, где подобные состязания вряд ли состоятся, хотя бы потому, что не просматриваются даже критерии для конкурсного отбора, настолько разнообразна, искрометна и неуловима комедийная фантазия.

Чувство юмора есть редкий дар природы, которым наделены избранные личности, сопоставимый в какой-то мере с необыкновенной красотой и отменным здоровьем. Юмору не научишь, как не найдешь лекарства от глупости. Остроумный весельчак и балагур вхож в любое общество людей, понимающих и нуждающихся в юморе, является выигрышным козырем при назначении на пост и вождя племени дикарей, и президента страны.

В жизни всегда есть место юмору, да еще в таком изобилии сюжетов и жанров, что давно назрела необходимость их систематизации, как это сделано в отношении живых организмов и болезней. Для примера можно выделить политический и медицинский юмор.

Старый диалог между пресс-секретарем правительства и журналистом:

– В Швейцарии создано министерство морского транспорта.

– Зачем такое министерство Швейцарии, у нее ведь нет границ с морем?

– В России же есть министерство культуры!

После установки пандуса к подъезду дома инвалид-пенсионерка в коляске настолько разволновалась от радости, что у нее поднялось высокое давление, и «скорая помощь» увезла бабушку в морг. Юмор «черный», но и жизнь еще далеко не повсюду «светлая».

Замысел настоящей книги заключается в описании того, какое место в жизни человека занимает восприятие мира с чувством юмора и в этом качестве приносит радость и удовольствие, и не только. После утоления голода, жажды, интимной близости юмор занимает важнейшее место в общении людей. Огромное значение данной темы отозвалось в издании многих работ, среди которых следует назвать книги отечественных и иностранных авторов.1 Однако парадоксальным является вывод об отсутствии глубоких научных знаний в понимании того, что же такое «юмор»? «Механизм смешного, – пишет известный исследователь К. Глинка, – скрыт от нас тем же туманом, как и для наших предков». Теория юмора, по выражению писателя-фантаста Станислава Лема, – «трудный орешек».

Несколько замечаний о названии книги. Часто упоминаются слова известного режиссера К.С.Станиславского «театр начинается с вешалки». Никто не будет отрицать правомерность афоризма, но правильнее было бы сказать, что любое заведение и произведение культуры начинается с названия, в котором отражено их общественное назначение, и тем самым привлекается интерес. При взгляде на обложку возникает образ комедийного защитника футбольных ворот, ее наименование скорее символическое и юмористическое, продиктованное ажиотажем вокруг эпизода, связанного с игрой вратаря сборной команды России на чемпионате мира 2018 года.


Сенсационный трюк


Основное и дополнительное время в матче между сборными командами России и Испании закончилось ничейным результатом 1:1, затем последовала серия пенальти, в которой и произошло сенсационное событие – блокировка вратарем полета мяча в ворота российской сборной. В итоге наша команда вышла в четверть финала на чемпионате мира, чего никогда не было за всю историю отечественного футбола. Можно отдаленно представить, что творилось бы в стране, если бы сборная стала чемпионом мира, тогда бы деревенский гармонист Андрюша так заиграл, что и «горы заплясали», и Днепр потек в обратном направлении, и солнце неподвижно зависло в небе.

Сенсационные сообщения о небывалом успехе российской сборной в Интернете открываются заголовком «Нога Акинфеева», преподносятся для всеобщего торжества и ликования. Не задержались в своем рвении ретивые борзописцы. Петербургский стихотворец Сергей Шнуров (член совета по культуре при Государственной Думе) бойко отреагировал строками:

Посмотрел немного строго, и сомнения развеяв,Мяч отбил ногою бога триумфатор Акинфеев!Мы не верили, покуда не увидели воочию,Как он нам явил всем чудо!А теперь до встречи в Сочи!

Ну чем не последователь Ломоносова и Державина, посвящавшим свои оды российским императрицам, правда, известностью пониже, однако в рифме горазд! Показать истинных «пророков в своем отечестве» благородное дело, но можно угодить в запредельное восхваление, вызывающее чувство юмора и сатиры. За примерами далеко ходить не надо, смотрите вокруг и смейтесь над тем, что «кажется смешно», и будьте здоровы!

К определению понятия «юмор»

Юмор с трудом поддается определению,

ведь только отсутствием юмора можно

объяснить попытки определить его.

Гилберт Честертон

В познавательных средствах любой науки выделяются главные понятия, которые называются «ключевыми», поскольку содержат информацию для образования производных от них терминов. Имеется много толкований и научных определений (дефиниций) понятия «юмор», из которых в нашем тексте наиболее устраивают следующие. Юмор – способность подмечать в окружающих предметах и событиях смешные стороны, у человека определять комичные моменты в его характере и поведении. Так называемое чувство юмора связано с умением обнаруживать противоречия в наблюдаемых явлениях, когда смешное покажется таковым не само по себе, а на противоположном фоне. Эксцентрично падающий на сцене актер вызовет более сильную реакцию публики в присутствии рядом стоящего в спокойной позе сотоварища. Юмор – выделение комичного в мире людей, когда недостатки и слабости человека высмеиваются не беспощадно, а в доброжелательном тоне, напоминая о том, что они часто лишь продолжение наших достоинств в обнаженном виде. Скрываемая способность к подвигу у человека, не умеющего плавать, вдруг проявится в спасении утопающего, но может вызвать и осуждение за такое самопожертвование с ироническими упреками и даже издевательскими смешками по поводу того, кого спасали – уважаемого человека или негодяя.

В феномене «юмор», как и в отношении к товару, следует различать два существенных аспекта: производство и потребление. Эти два подхода разделяют и две стороны в чувстве юмора: способность одних людей создавать смешное, а других воспринимать его в разной степени понимания и эмоциональной реакции.

Разновидности и формы юмора. Наиболее распространенным ответом на юмор является смех, выражающийся в динамике лицевых мышц и телодвижениях, тембре и громкости голоса, речевом произношении. Смех очень редко «посещает» людей в одиночестве, разве что в минуты самоанализа прошлых событий, размышлений о настоящем и будущем или вообще без видимой причины. В одном из рассказов М. Горького описана сцена, когда священник возвращается в гостиницу, снимает сапоги, ставит их перед собой и говорит: «Ну, идите же, то-то же, без меня не пойдете» и заливается громким смехом. Эксперимент показал, что студенты в 30 раз смеются чаще в присутствии своих коллег, чем вне компании. Замечено любопытное явление: когда человек щекочет сам себя, он не реагирует на это, но, если его начнут щекотать другие, будет воспринимать такую шутку со смехом и даже со слезами на глазах.

Смех и восприятие юмора различаются в своем проявлении в зависимости от возраста. Уже в три месяца младенец начинает активно улыбаться и смеяться при виде близких людей и игрушек, но прежде всего, когда он сыт и сухой. В юношеском возрасте смех может быть без причины, просто от избытка энергии и хорошего настроения, но далеко не всегда соответствовать шутливой поговорке «смех без причины – признак дурачины». Взрослый человек, помимо смеха, способен не только к «потреблению» юмора, но и его «производству», в зависимости от способности к этому и получаемому удовольствию. Ч. Дарвин в «Автобиографии» в размышлениях о своем уме и характере писал: «С возрастом я все более обнаруживал, что работа мысли приносит несравненно больше удовлетворения, чем физический труд или спорт». К юмору сказанное относится в еще большей мере.

К. Глинка выделял четыре разновидности юмора: политический, военный, еврейский, юмор подобно «пиру во время чумы». Предлагаемая классификация пример непродуманной до конца инициативы, пригодной наполовину для критики.

С выделением политического юмора, как и четвертой разновидности, можно согласиться – на политические темы сочинено несметное количество анекдотов и шутливых присказок. В адрес одного из руководителей ГКЧП (государственного комитета по чрезвычайному положению), организации, созданной в попытке сохранения партийной гегемонии и советской власти, для министра внутренних дел Б.К.Пуго придумано рифмованное по-лермонтовски словосочетание: «Забил заряд я в тушку Пуго». Более безобидным был бы каламбур: Пуго испугался неизбежно предстоящего судебного позора и с достоинством офицера застрелился. Экс-министр, в свою очередь, отозвался о марионетке М. Горбачеве язвительной репликой: «Он всех нас продал». Таковы перипетии острой борьбы за власть, отраженной во взаимных колких филиппиках и юморесках! Не отстают в сочинительстве по поводу смены власти и шутники из народа (не народные артисты, а артисты из народа), соответственно поговорке «голь на выдумки хитра». По поводу прихода к власти Бориса Ельцина считаем уместным авторское четверостишие:

Раньше правил великой РоссиейИзбран Думой Борис Годунов,А теперь вот воссел на престолеСамозванец Борис Бодунов.

Не менее распространен «черный» юмор по поводу непристойных и мрачных событий, которые воспринимаются через горе и слезы, образно ассоциированный автором приведенной классификации с пушкинским «пиром во время чумы». В последующем тексте ему будет отведено значительное место.

«Военный» юмор представляет собой одно из проявлений профессионального юмора, упоминается такое же число раз, как самих трудовых и нетрудовых специализаций. Военный юмор отличается грубоватостью и нередко просто пошлостью. Прапорщик Сидоренко обращается к шеренге новобранцев с указанием: У кого стоит между ногами (имеется в виду чемодан), поставьте рядом. Армейскую жизнь нельзя представить без повседневного чувства юмора, как и без соблюдения дисциплины. «Чей это окурок?» – строго спрашивает дежурный офицер. Рядовой отвечает – «Ничей, товарищ майор, курите на здоровье!» Раздается дружный смех, не посадишь же за такую безобидную находчивость на гауптвахту. Перед прыжком из самолета один парашютист напоминает другому: «Смотри, не зацепись за облако», шутка эта придает обоим десантникам заряд дополнительной бодрости.

«Еврейский» юмор неправомерно вычленять в качестве особой разновидности, так как каждая нация отличается присущей ей способностью находить в жизни смешное, подобная инициатива попахивает ложным патриотизмом в духе возвеличивания «избранного богом народа». Юмор рассматривается как одна из высших интеллектуальных способностей мыслительной деятельности человека, данная от природы далеко не всем, а реально одаренным личностям, а таковые найдутся в любом этническом сообществе.

В отличие от иронии, сатиры, тем более сарказма, в юморе проявляется беззлобно-насмешливое отношение к комичному в жизни. Из афоризмов известных юмористов середины XIX века под псевдонимом «Козьма Прутков» читаем: Образцом непостоянства одни выставляют мужчину, другие – женщину, но всякий наблюдательный житель Петербурга не согласится с таким выводом, так как более всего переменчива петербургская погода. Подобное неожиданное переключение мысли с одного объекта на другой является несомненным показателем таланта, в том числе юмористического.

Этимологический и лингвистический анализ термина «юмор» – дело не простое. Первый из них по названию происходит от сочетания греческих слов etymon (истина) и logos (понятие, наука) и означает содержательный смысл термина, второй – его происхождение и связь с родственными словами. В первом аспекте понятие юмора отражает всем известное отношение к событиям и лицам с элементами восприятия, вызывающими улыбки и смех, поднимающими настроение с жизнерадостным состоянием души и тела. Рассмотренный во втором аспекте термин «юмор» имеет синонимы, но они кажутся таковыми при восприятии без надлежащего анализа. Русский язык наполнен такими родственными словами: ирония, насмешка и надсмехательство, в более остром выражении – сатира, сарказм, карикатура.

Ирония – тонкая насмешка, выраженная в скрытой или явной форме критического отношения к событиям, людям, в более редких случаях к самому себе. Основная цель и социальная значимость иронии состоят в совершенствовании общественной жизни и отдельной личности. Ирония никогда не бывает мелочной и злобной, ее роль в позитивном назначении. Негативный смысл иронии скрывается за внешней положительной стороной и полушутливым поведением окружающих, что подмечено в пушкинских строках: «Малыш уж обморозил пальчик, ему и больно и смешно, а мать грозит ему в окно». Подхалим Чичиков в «Мертвых душах» Н. Гоголя называет полицмейстера начитанным человеком, автор же изображает его малограмотным и недалеким чиновником. В стихотворении Н.А.Некрасова о судьбе бедного крестьянского мальчика с надеждой выйти «в люди» в условиях тогдашней жизни со скрытой иронией обещается, что такой подвиг совершил архангельский мужик, по «своей и божьей воле» ставший великим Ломоносовым. Социально воспитательное назначение иронии удачно подмечено в названии кинокомедии «Ирония судьбы, или с легким паром», где легкомысленное поведение героев иносказательно сопряжено с традиционным русским поздравлением после посещения бани. Никаких слишком осуждающих наставлений, одни шутки и смех – такова сущность иронии.

Сатира является преимущественно литературным приемом острого бичевания недостатков общественной жизни, нередко приобретает форму язвительного высказывания, не лишенного юмора. В басне Крылова «Волк на псарне» описана аллегорическая сцена обращения хозяина к забравшемуся по ошибке в псарню хищнику с намерением полакомиться овечьим мясом: «Ты сер, а я, приятель, сед и волчью вашу я давно натуру знаю». Совершенно недвусмысленно изображаются роли агрессора Наполеона и полководца-освободителя Кутузова в Отечественной войне 1812 года. В басне «Кот и повар» присутствуют вместе ирония и сатира, когда сцена, где повар увещевает кота оставить в покое «курчонка», выглядит иронией на ситуацию, а в словах «Васька слушает, да ест» отражена сатира на пустые уговоры по поводу недопустимых занятий. Историки полагают, что басня содержит явный намек на агрессивную политику Наполеона по захвату европейских государств после заключения Тильзитского мира с Россией. Напоминает она и договор «Молотов-Риббентроп» о мирном сотрудничестве СССР и гитлеровской Германии, чем оно окончилось, хорошо известно. Общая мораль из всех этих историй такова: потенциального врага с намерениями к захвату чужой территории бесполезно уговаривать, ему можно противостоять только вооруженным сопротивлением. Все чаще сегодня напоминают напутственные слова императора Александра III: у России есть только два надежных союзника – ее армия и флот, не случайно за время его правления страна ни с кем не воевала. Собственно юмора как такового в подобных сентенциях нет, отсутствие его тоже не бесполезно, поскольку открывается возможность и появляется стимул для сочинения новых смешных историй на аналогичные или близкие темы, что наглядно проявляется в карикатурном творчестве.

Карикатура тесно примыкает к жесткой сатире и сарказму, представлена в литературном жанре в виде юморесок и памфлетов, художественном изображении на картинках и плакатах. Наглядная очевидность карикатуры придает ей воспитательное значение, и потому она широко используется в средствах воздействия на общественное сознание. Карикатурные изображения социальных недостатков и пороков регулярно помещаются в Интернете, телевизионных экранах, сатирических журналах, причем в разных странах, независимо от их политического строя и общественной культуры.

Та или иная реакция на восприятие смешного: от легкой и едва заметной, улыбки до неистового хохота со слезами на глазах, падением на пол и чуть ли не в обморок зависят от проникновенной силы юмора и эмоционального состояния человека. Для иллюстрации сказанного представляет интерес соотношение слов юмор и умора, кажущихся родственными лингвистически и созвучными по произношению. Это, действительно, так, но имеются и отличия. Устаревший смысл слова «умора» заключается в крайнем утомлении, обессиленном состоянии, близком к потере сознания. Противоположная трактовка сводится к оценке очень смешного в окружающем мире, порой вызывающего необычайное нервное возбуждение, обозначенного словом «гомерический смех» (название от имени древнегреческого поэта Гомера). С этим значением слова умора ассоциируются эмоциональный возглас в виде смешка хи-хи-хи, слова хохотушка и проявления собственно юмора.

На всем своем протяжении история человечества складывается из двух противоположных процессов – созидательного и разрушительного. Понятно, что первый превалирует над вторым, иначе бы не было никакой этой истории. Человек строит дома, дороги, проводит каналы, учит детей, лечит больных, оберегает природу, одним словом, создает все, что приносит ему пользу и удовлетворение. Ко всем случаям созидания полезного к их оценке приложимо чувство «светлого», радостного юмора. Но не обходится и без разрушения созданного самим человеком и природой. Не требуется аргументов, чтобы на первое место в негативной деятельности поставить войны во всем их многообразии и жестокости. Чинимые человеком бедствия можно перечислять бесконечно. Одни из них творятся бессознательно, другие осознанно с прицелом на положительный результат. Строительство Беломорско-Балтийского канала обошлось в десятки тысяч жертв заключенных. Создание искусственного Рыбинского водохранилища сопровождалось затоплением исторической территории с уничтожением восьмисот деревень. При этом утверждалось, что все эти жертвы не «напрасны», а принесены во благо строительства коммунистического общества! Не исключено, что к «красной книге» с перечнем занесенных в нее видов животных и растений, стоящих на грани вымирания по вине человека, будет добавлена «черная книга». Критическую оценку таких негативных процессов принято называть «черным» юмором.

Мир человеческих деяний под названием «юмор» в разных случаях и разделяет, и объединяет созидательную и разрушительную стороны в развитии цивилизации. Само собой понятно, что войны, пожарища, наводнения порождают «черный» юмор в его абсолютно негативном аспекте, в котором он несовместим с любыми вариантами «доброго» юмора. В слегка «осветленном» виде насмешки и даже язвительные замечания могут произвести положительный эффект, когда они помогают человеку исправить свои ошибки и не допускать безнравственных поступков.

Как средство общения юмор нашел применение в истории человечества с очень далеких времен, следовательно, имеет полезное общественное значение. На этот счет существует несколько десятков теорий, большинство из них выполняют описательную научную задачу, часть пытается приобщиться к объяснительной функции. Многим исследователям природа комического вообще не представляет научного интереса, так как кажется простой и очевидной каждому человеку. О таких нередко говорят – «человек без чувства юмора».

На правильном пути стоят те, кто придерживается принципа историзма, согласно которому способность к юмору есть результат эволюционного развития человека, является своего рода оружием для выживания в борьбе за существование. Такую точку зрения отстаивал Зигмунд Фрейд в учении о психоанализе, считая юмор сильнейшим защитным средством, позволяющим преодолевать трудности и отрицательные эмоции. В этом отношении юмор имеет отличие от сугубо физиологических механизмов адаптации, в частности, повышении температуры тела при простудных заболеваниях, иммунологических реакциях в случаях заражения вредными микроорганизмами.

Чувство юмора, так же, как умственные и музыкальные способности или признаки внешней красоты, даются человеку от природы. «Родиться надо поэтом, всем остальным можно стать» – произнес один не очень умный «инженер» человеческих душ. Всем остальным надо тоже родиться с той лишь разницей, что этим подарком люди наделены по-разному. Одни талантливы в высшей степени одаренности и составляют очень незначительное число вундеркиндов, называемых гениальными. Основная часть населения представлена людьми со средними проявлениями таланта, третьи лишены их вообще. Так, согласно закону Гаусса о вероятностном численном распределении групп по какому-либо признаку, представлена и статистика разделения людей по способности к юмору. Очень немного поистине выдающихся юмористов, удивляющих своим остроумием, большая же часть объединяет людей в рамках средних способностей, некоторые вообще не проявляют чувства юмора сколько-нибудь заметно.

Еще не так давно в нашей стране проходила дискуссия о том, являются ли умственные способности врожденными или приобретенными в процессе обучения и воспитания. В советской педагогике верх одержала вторая точка зрения, и отвергнут принятый на западе тест определения одаренности по коэффициенту умственной способности (IQ). С признанием огромного значения генетических исследований пришло осознание того, что догма о решающей роли социальной среды в становлении одаренной личности и отрицании приоритета наследственных предпосылок оказалась ложной. Был взят курс на выявление одаренных детей и создание условий для их успешного развития.

Любопытны данные о корреляции между коэффициентом одаренности и способностью к рождению потомства: более 30% родителей с IQ ниже 70 единиц не имеют детей, c IQ в пределах 101—110 единиц бездетных насчитывается 10%, с коэффициентом IQ выше 131 единиц только 3—4% не имеют возможности продолжения рода. Отсюда парадоксальный вывод: чем ниже коэффициент одаренности у родителей, тем меньше возможность иметь детей и, наоборот, чем выше этот коэффициент, тем более многодетной может быть семья. В афоризме А.С.Грибоедова «рожать детей, кому ума не доставало» речь идет как раз о противоположной ситуации, грубо говоря, не надо быть умным, чтобы иметь детей. Приведенная статистика, казалось бы, полностью опровергает положение о высокой плодовитости населения слаборазвитых стран, в действительности, дело обстоит наоборот. Так что, цифрам доверяй, но проверяй.

Если величину коэффициента одаренности связать со способностью к чувству юмора, что не подлежит сомнению, приведенные данные можно распространить и на родителей, обладающих этой способностью и в то же время желающих иметь потомство. Юмор – один из элементов гения (В. Гёте), понятно, что бездарный с такой же невероятностью выдаст собственный смешной анекдот, как толстяк станет чемпионом в скоростном беге, и в то же время будет бездетным или малосемейным.

В Москве, по инициативе М. Горького, создан Литературный институт, задача которого заключается в создании нужных стране писателей, подобно выпускникам технических и гуманитарных вузов. В реальности невозможно штамповать выдающихся мастеров пера обучением писательскому искусству, от рождения не способных к этому, как напрасной тратой сил будут попытки превратить не обладающего голосом человека в классного тенора или баритона.

На страницу:
1 из 4