Полная версия
Сокровенное учение Махатм. Наука об устройстве Вселенной
Сокровенное учение Махатм
Наука об устройстве Вселенной
Составитель Юрий Владимирович Максименко
ISBN 978-5-0050-7556-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Как мог ты знать его? Ты все еще находился
В самом узком круге; он же почти достиг
Последнего, который в сфере белого пламени,
Чистый, без жара, в обширном пространстве
Ввысь разгорается, и эфир черно-синий
Облекает все другие жизни…
Теннисон «Бодрствующий сновидец
Введение
Поиски корней человечества обязательно приведут ищущего исследователя в северные регионы нашей планеты, к необходимости понимания, что такое Гиперборея, и почему древние эллины располагали прародину своих богов именно в Гиперборее. Выдающийся французский философ XVIII века Ж. С. Байи выводил истоки человечества также с севера Евразии, называя располагавшуюся ранее там территорию Гиперборейской Атлантидой. При этом обязательно возникнет вопрос, что это был за материк в районе нынешнего Северного Полюса, который по данным, представленным мiру1 эзотериком Е. П. Блаватской, затонул около 75 тыс. лет назад. Вот так исследователь и приходит к необходимости понять и разобраться, а что же собой представляет древнее Сокровенное (Эзотерическое – сокрытое от мрогих) учение Востока, почему именно оно отвечает на все важнейшие вопросы касательно основ нашего бытия и раскрывает нам реальную картину древнейшей истории человечества. Именно к такому выводу пришел и автор данной работы, проведя более 20 исторических исследований, направленных на поиск корней древней Руси и на понимание истоков человечества на планете Земля.
Что же собой представляет Сокровенное (Эзотерическое) учение Востока? Это учение открыла мiру Е. П. Блаватская. Её фундаментальные труды «Разоблачённая Изида» и «Тайная Доктрина» занимают особое место в мировом философском наследии. Для вдумчивого читателя труды Блаватской являются кладезем уникальных знаний о мире и человеке – таких знаний, которых невозможно найти ни в канонах официальной науке, ни в религиозных догматах. За огромным количеством фактов, приводимых в книгах Блаватской, стоит особое мировоззрение, логический и аргументированный взгляд на природу Космоса и человека. В Эзотерическом учении нет излишнего скептицизма и предвзятости по отношению к духовным феноменам, характерного для современной науки; нет в нём и догматизма, свойственного религиям. В этом и состоит непреходящее значение Эзотерического учения, которое утверждает новый, объективный подход к истолкованию самых разных феноменов в природе и в человеке, новое мировоззрение и миропонимание, способное помочь человеку постичь истинную природу Космоса, планеты Земля и самого себя.
Возникает вопрос: откуда же взялись у автора «Разоблачённой Изиды» и «Тайной Доктрины» столь глубокие познания? Очевидно, что Е. П. Блаватская не смогла бы в одиночку собрать для своих исследований столько научного материала, включающего в себя огромное количество фактов из самых разных отраслей знания – философии, истории, медицины, географии, филологии, религиоведения, истории искусств, геологии, минералогии, ботаники, биологии, психологии и других отраслей науки. Елена Петровна никогда не скрывала источника своих знаний – они были переданы ей духовными Учителями мудрости, Махатмами – членами тайной обители, веками существовавшей на Востоке. В Тибете эту обитель называют Шамбалой, на Западе – Белым Братством. Идея существования Братства Махатм высшей мудрости может показаться кому-то мистической, но на самом деле никакой мистики в этом нет, и на сегодняшний день есть немало веских доказательств того, что духовные Учителя Блаватской являются реальными историческими лицами. Множество фактов, свидетельств и исторических примеров в пользу этого вывода приведено, например, в книге «Аватары Шамбалы».
Ученица Махатм Е. П. Блаватская приняла вверенное ей Учителями поручение – донести до человечества основы древнейшего духовно-философского наследия Востока, способного ускорить духовное развитие всего человечества. Блаватская принесла людям подлинное, свободное, всеобъемлющее Знание об обустройстве окружающего нас мiра. Вот об этом знании, о его сути и будем вести разговор на страницах данного исследования. В качестве главного источника положений Сокровенного (Эзотерического) учения представим письма Махатм, Учителей легендарной Шамбалы, которые вступили в переписку в двумя представителями высшего общества Великобритании и посредством этой переписки донесли до них суть Сокровенного учения Востока. Именно на основании этих полученных знаний один из корреспондентов, известный журналист А. П. Синнетт, выпустил книгу «Эзотерический буддизм», о которой мы также расскажем в исследовании.
Полагаем, что данное исследование, которое базируется на трех основных источниках о Сокровенном (Эзотерическом) учении, как-то: письма Махатм, книги «Эзотерический буддизм» и «Тайная Доктрина», поможет вдумчивому читателю в понимании истинных основ мироустройства и формировании правильного отношения к существующей действительности. Задача состоит не в том, чтобы доказать что-либо кому-либо, отнюдь нет, а чтобы попытаться убедительно, в максимальной степени раскрыть содержание Эзотерического учения. Это всем нам необходимо знать, чтобы наконец-то приблизиться к пониманию происходящих как во Вселенной, так и в человеческом обществе процессов и попытаться тем самым трансформировать сознание человечества, что позволит изменить наше отношение к существующему бытию и начать движение в сторону духовного и прогрессивного развития.
ГЛАВА 1. Об Эзотерическом учении Востока
Люди никогда не сомневались, что наряду с мiром видимым существует и мiр невидимый, как бы его ни называли. На заре человеческой истории эти два мiра вообще не разделялись в человеческом сознании: люди и боги сосуществовали, у каждой вещи была душа. Позже наступила некая дифференциация, но их по-прежнему объединяло представление о единстве законов, управляющих тем и этим мiром. Учение о единстве этих законов и называется сегодня эзотеризмом.
ЭЗОТЕPИЗМ, тж. эзотерика, эзотерический: эти слова происходят от греч. esoterikos, «внутренний». Термин возник в эпоху эллинизма (IV— III в. до н.э.). Исторически он обозначал тайноведение, «ВНУТРЕННЮЮ ДОКТРИНУ» религиозного, философского или иного учения, доступную лишь прошедшим обряды высших посвящений, в отличие от ЭКЗОТЕРИЧЕСКОЙ, «внешней», изучение которой не только было доступно всем, но и вменялось им в обязанность. Посвященный в эзотерическое знание был обязан хранить его в тайне.
Сегодня ЭЗОТЕРИЗМ – это обобщающее название современного учения или, точнее, представления о мiре и человеке как единстве макрокосма и микрокосма, не ограничивающегося рассмотрением одних только их материальных характеристик, метод познания «внутренней сущности» всех вещей, мерой которых, как известно, является человек. Кроме того, со времен «великого Копта» Калиостро (конец XVIII века), а окончательно – Е. П. Блаватской (конец XIX века) и Алистера Кроули (начало ХХ века) в основе современного эзотеризма лежит сравнительное изучение учений Востока и Запада, цель которых – помочь человеку познать в первую очередь самого себя, если уж мера всех вещей – он сам, ибо без этого он не сможет познать все остальное. А познание самого себя, как известно, не только древнейшая, но и труднейшая из задач, когда-либо ставившихся человеком, недаром на храме Аполлона в Дельфах было написано: Gnōthi se auton – «Познай самого себя». В философском плане Эзотерическое учение представляет определенный взгляд на мiр, предполагающий, что непознанное и даже признанное непознаваемым требует столь же уважительного отношения и строго научного подхода, как уже познанное или признанное познаваемым, в практическом же плане – совокупность дисциплин, изучающих законы, общие для того и другого.
Слово ЭЗОТЕРИЗМ так же, как и слово ГЕРМЕТИЗМ, придумано греками в эпоху эллинизма или чуть раньше: Геродот (484—425 гг. до н.э.) рассказывал о египетских жрецах, обладающих тайным знанием и возводящих это знание к некоему Гермесу Трисмегисту, от имени которого и образовано слово герметизм. Прежде знание хотя бы основ герметизма считалось признаком образованности, эрудиции. В гороскопы можно было верить или не верить, но составлять их умели. Теперь же это знание стало порочным, поганым («языческим», от лат. paganus). Право на связь с мiром невидимым было монополизировано церковью, все прочие эзотерики превратились в соперников, конкурентов, расправа с которыми не заставила себя ждать – в средние века началась эпоха сожжения ведьм. Герметизм вкупе со всем прочим античным наследием был объявлен дьявольщиной и забыт.
Под ГЕРМЕТИЗМОМ люди той эпохи понимали учение, возникшее как признание наличия скрытой, непознаваемой сущности вещей, открытой лишь посвященным. Слово же ЭЗОТЕРИЗМ стали примерять к себе христианские иерархи: себя они считали эзотериками, и не без оснований – какое учение может быть эзотеричнее веро-учения? – а всех остальных, включая царей, – экзотериками. Возродился герметизм, впрочем, очень скоро, и тоже вместе со всем античным наследием, но уже под другим названием: ОККУЛЬТИЗМ. Слово ОККУЛЬТИЗМ происходит от лат. occultus, «скрытый» и обозначает все то же учение о существовании скрытой взаимосвязи между событиями и явлениями, не объяснимой полностью ни с точки зрения канонического богословия, ни с точки зрения рациональной науки.
В целом же, несмотря на очевидное признание, эзотерика до сих пор занимает маргинальное положение, находясь как бы на периферии общественного сознания. Эзотеризм как философия прежде всего удобен, потому что помогает объяснить и понять многие вещи, а также прогнозировать их развитие. То есть требованиям, предъявляемым к теории, он отвечает (теория, как известно, должна не только объяснять, но и прогнозировать). Кроме того, его построения красивы, а красота – еще один признак хорошей теории. Прикладные эзотерические дисциплины тем более удобны, потому что помогают найти решение многих практических проблем.
Для пропаганды Эзотерического учения, принятого и распространенного на Востоке, было основано ТЕОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО (англ. Theosophical Society). Е. П. Блаватская и полковник Генри Олькотт2 в 1875 г. в Нью-Йорке образовали «ядро всемiрного братства», и начали пропагандировать неизученные до тех пор законы природы и скрытые способности человека на основе синтеза духовных достижений Востока и Запада. Само слово «теософия» означает «богопознание». Оно также было придумано греками, вкладывавшими в него свой смысл (познание воли богов и судьбы). В данном же случае оно послужило просто новым названием восточного (буддийского) эзотеризма: Блаватская предпочла так назвать свою доктрину, чтобы подчеркнуть ее отличие от других, а также ненавязчиво заявить ее претензию на роль новой мiровой религии. Основные принципы теософов были: единение всех людей без различия рас, внимательное изучение трудов эзотериков Востока и Запада, постоянное совершенствование психических способностей человека. Девиз Теософского общества гласил: «Нет религии выше Истины».
Представим кратко основные постулаты Эзотерического учения Востока, чтобы сориентировать читателя в том объеме последующей информации, который будет представлен в данном исследовании. Даже если что-то будет непонятно, надеемся, дальнейшее изложение откроет все сокровенные стороны живого и истинного философского учения. Ведь именно для понимания Эзотерического учения и предпринято данное исследование.
Согласно учению, Природа не есть «случайное сочетание атомов», учение указывает человеку его законное место в схеме Вселенной; показывает, что скрытая сторона Природы никогда еще не была доступна науке современной цивилизации. В учении отрицается существование антропоморфного бога-творца и утверждается вера в Универсальный Божественный Принцип – Абсолют, вера в то, что Вселенная разворачивается сама, из своей собственной Сущности, не будучи сотворённой.
Исходной точкой Вселенной является «Непознаваемое», неизреченный Абсолют, Безличный Принцип, благодаря которому всё существует во Вселенной. В смысле универсального Принципа, Абсолют означает абстракцию. Высшую триаду Абсолюта составляют Непроявленный Логос, Потенциальная мудрость и Вселенская Мыслеоснова или же – вечная мысль, отпечатанная на субстанции или духо-материи в вечности. Мысль, которая становится активной в начале каждого нового цикла жизни. Нисхождение в мiр божественных энергий совершается через сферу Проявленного Логоса, затем через планы: духовный, ментальный, астральный и материальный.
Человек (микрокосм) является отражением проявленного Абсолюта (макрокосма), и его истинное внутреннее «Я» вечно и едино с Божественным «Я» Вселенной. Эволюция человека совершается путём многочисленных воплощений (рождений в физическом мiре), в которых он приобретает опыт, знания и через самопожертвование, служение людям становится активным участником божественного плана преобразования и строительства жизни как на Земле, так и во всей Вселенной.
Эзотерическая доктрина опирается на учения о карме – перевоплощении, законе жертвы и восхождении человека к своему истинному «Я», и заключённому в высшем Триединстве «Атма-Буддхи-Манас». Человек, вступивший на путь самосовершенствования и постижения Божественной Мудрости, встречает множество препятствий и опасностей: только чистое, огненное сердце способно устоять под натиском стихий и выдержать воздействия низших желаний, страстей, мыслей. Закон кармы рассматривается с точки зрения гармонии и согласия с законами природы. Физически – это действие; метафизически – закон воздаяния или закон причины и следствия, нравственная причинность. Существует карма заслуги и карма недостатка. Карма ни наказывает, ни награждает. Она есть просто всеобщий закон, безошибочно и слепо направляющий все другие законы, производящие определенные результаты по линиям их соответствующих причинностей. Карма есть то духовное зерно, которое единственное переживает смерть и сохраняется при перевоплощении. Это означает, что после каждой Личности (после смерти проявленного – физического человека) не остается ничего, кроме ею порожденных причин. Их невозможно удалить из вселенной, пока они не заменены своими законными следствиями и эти причины последуют за перевоплощенным эго до тех пор, пока полностью не будет установлена гармония между причинами и следствиями.
В основе концепции учения лежит семеричный принцип: 7 планов бытия, 7 принципов человека, 7 эволюционирующих рас и др. (подробнее см. ниже).
Социально-историческая концепция строится на идее «Всемирного Братства Человечества», которая является ведущей во всех мировых учениях (Сангха буддизма, Умма ислама, Община христианства и др.).
Отметим четыре основных идеи, которые лежат в основе всех возникающих в Эзотерическом учении идей:
а) Фундаментальное Единство всего сущего. Это единство не имеет ничего общего с привычным понятием, которое мы имеем в виду, когда говорим, что нация или армия едины… Оно гласит, что единство – это ОДНО ЦЕЛОЕ, а не собрание разнородных вещей, пусть даже взаимосвязанных. В основе всего лежит Единое Бытие. Это Бытие – не что иное, как Абсолют в первом его проявлении. А если оно абсолютно, значит, ничто не существует вне его. Это Все-бытие. Очевидно, что это основное ЕДИНОЕ СУЩЕЕ, или Абсолютное Бытие, должно присутствовать в качестве Реальности в любой из существующих форм. Атом, Человек и Бог, все вместе и каждый в отдельности, суть в конечном счёте не что иное, как это Абсолютное Бытие, которое и есть их ИСТИННАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. Именно эта идея служит основой любого представления, возникающего в процессе изучения учения.
Эзотерическая философия Востока утверждает, что за внешним многообразием эмпирического мира кроется единая Реальность, источник и причина всего, что было, есть и будет. Великий истолкователь ведийской традиции Шри Шанкарачарья приводит в качестве иллюстрации этого утверждения пример с глиной, которая, какой бы вид ей ни придавали, остаётся единственной реальностью объектов, в то время как её формы и наименования – не более чем обманчивая, преходящая видимость. Так же и все вещи, возникающие из Единого Высшего, – по своей сущностной природе не что иное, как само это Высшее. Все бесконечные феномены проявленной Вселенной, всё в ней – от высочайшего до нижайшего, от огромнейшего до мельчайшего – есть Единое, облачённое в имена и формы.
Учение о фундаментальном Единстве всего сущего является отличительной чертой философии Востока. Ни одна из доктрин, основанных на признании первоначальной двойственности, идёт ли в них речь о разделённости духа и материи, о различной природе Бога и человека или же о добре и зле как извечных реальностях – не может иметь никакого отношения к Эзотерическому учению. Коренное единство ультимативного естества каждой части, входящей в состав Природы – от звёзд до минерального атома, от высочайшего Дхьян-Чохана до малейшей инфузории, в полном принятии этого термина, и будет ли оно применено к духовному, либо мыслительному или физическому миру – это единство есть единый, основной закон Оккультной Науки.
б) Вторая идея: НЕ СУЩЕСТВУЕТ МЁРТВОЙ МАТЕРИИ. Даже мельчайший атом наделён жизнью. Иначе и быть не может: ведь каждый атом в основе своей есть Абсолютное Бытие.
в) Третья основная идея заключается в том, что Человек – это Микрокосм. А раз так, то в нём заключены все основные Иерархии. В действительности же не существует ни Макрокосма, ни Микрокосма, а есть лишь Единое Сущее. Великое и малое существуют лишь в ограниченном сознании.
г) Четвёртая и последняя основная идея нашла своё выражение в Великой Герметической Аксиоме. Она поистине представляет собой сумму и синтез всех остальных идей. Как внутри, так и вовне; как в большом, так и в малом: как вверху, так и внизу; существует лишь ОДНА ЖИЗНЬ И ОДИН ЗАКОН; и тот, кто осуществляет его, есть Единый. Нет ни внешнего, ни внутреннего; нет ни большого, ни малого; нет ни высокого, ни низкого в Божественном Устройстве.
Основанием эзотерической традиции служат три фундаментальных положения:
1. Вездесущий, Вечный, Беспредельный и Непреложный ПРИНЦИП, о котором никакие рассуждения невозможны, ибо он превышает мощь человеческого понимания и может быть лишь умалён человеческими выражениями и уподоблениями. Он вне уровня и достижения мысли – «Немыслим и Несказуем». Это скорее Бытийность, чем Бытие – Сат по-санскритски – и превышает мышление и рассуждение.
Это Бытие символизировано под двумя аспектами. С одной стороны – Абсолютное, Абстрактное Пространство, представляющее чистую субъективность, то единственное, что никакой человеческий ум не может ни изъять из своего миропонимания, ни представить его как само по себе; с другой стороны – Абсолютное, Абстрактное движение, представляющее Безусловное Сознание. Этот последний аспект Единой Реальности также символизируется термином Великое Дыхание. Таким образом, первая основная аксиома есть это метафизическое Единое Абсолютное БЫТИЕ, символизированное конечным разумом, как теологическая Троица. Парабрахман, Единая Реальность, Абсолют, есть область Абсолютного Сознания, то есть, та Сущность, которая вне всякого отношения к условному существованию; условным символом которой является сознательное существование. Но как только мы мысленно отходим от этого (для нас) абсолютного Отрицания, получается двойственность в противоположении Духа (или Сознания) и Материи, Субъекта и Объекта. Дух (или Сознание) и Материя, тем не менее должны рассматриваться не как независимые реальности, но как два символа или аспекта Абсолюта, Парабрахмана, составляющего основу обусловленного Бытия, субъективного либо объективного.
Рассматривая эту метафизическую триаду как Корень, из которого исходит всё проявление, Великое Дыхание принимает характер Пре-Космической Мыслеосновы. Это есть fons et origo (источник и происхождение) Силы, так же, как и всего индивидуального Сознания. С другой стороны, Пре-Космическая Корень-Субстанция (Мулапракрити) является тем аспектом Абсолюта, который лежит в основании всех объективных планов Природы. Как Пре-Космическая Мысле-Основа есть корень каждого индивидуального Сознания, так Пре-Космическая Субстанция является субстратом Материи в различных стадиях её дифференциации.
Потому Проявленная Вселенная исполнена двойственности, которая является как бы самой сутью её Проявленного Существования, но именно, как противоположные полюсы субъекта и объекта, Духа и Материи, являющиеся только аспектами Единства, в котором они синтезированы, так и в Проявленной Вселенной имеется «то», что связывает Дух с Материей, субъект и объект. Это нечто, неизвестное пока умозрению, называется оккультистами Фохатом. Это есть «мост», посредством которого Идеи, существующие в Божественной Мысли, запечатлеваются на Космической Субстанции, как Законы Природы. Фохат, таким образом, является динамической энергией Космической Мыслеосновы. Он – разумный посредник, руководящая сила всех проявлений, Божественная Мысль, переданная и проявленная Дхьян-Чоханами, Строителями видимого Мира. Фохат в его различных проявлениях является таинственным звеном между Разумом и Материей, животворящим принципом, электризующим каждый атом к жизни.
2. Вечность Вселенной в целом, как беспредельный план (проекция) периодически – «ристалище бесчисленных Миров, беспрестанно проявляющихся и исчезающих», называемых «Проявляющимися Звёздами» и «Искрами Вечности». Это второе утверждение относится к абсолютной всемирности этого закона периодичности, прилива и отлива, нарастания и убыли, усмотренного и установленного физической наукой во всех отделах Природы.
3. Основная тождественность всех душ с Всемирной Превышней Душой, последняя Сама есть аспект Неведомого Корня; и обязательному странствованию для каждой души – искры Превышней души – через Цикл Воплощений, или Необходимости, согласно Закону Циклов и Кармы, на протяжении всего срока. Доктрина Эзотерической философии не допускает ни преимуществ, ни особых дарований в человеке, за исключением завоёванных самим «Эго» личными усилиями и достижениями на протяжении длинного ряда воплощений.
Краткое обобщение Учения.
БОГ. В Эзотерическом учении не существует личного Бога. Считается, что никто не может представлять Бога на Земле. Но каждое человеческое существо по мере развития сознания ощущает присутствие Божественного начала в себе. Бог – есть Таинство. Человек может постичь только то, что вмещает его ум и поэтому приписывает Богу те качества, которые в каждую эпоху в различных регионах считались самыми лучшими. Никто не владеет всей полнотой Истины, но лишь ее частичным искаженным видением.
КОСМОГЕНЕЗ. В учении есть понятие КОСМОС. В неоплатонизме есть определение Космоса, как огромной живой формы, постоянно обновляющейся подобно телу любого минерала, растения, животного или человека. Собственно, человек в этом Космосе является одним из многочисленных проявлений жизни на физическом плане. Космос не имеет постигаемых умом размеров. Наше познание Космоса возрастает в соответствии с нашим прогрессом. По ходу истории изменяются наши представления о Вселенной. За пределами этих соответствующих эпохе познаний, которые отражает культура, существуют древние учения, которые были переданы людям более высокими космическими сущностями.
В тибетской книге Дзиан3 говорится о Космосе, как о чрезвычайно сложном организме с беспредельным количеством форм материи и энергии. И более того, говорится, что кроме «нашего космоса» (т.е. физического) существуют и другие, более или менее подобные нашему, не доступные для понимания из-за ограниченности человеческого ума. Части Космоса и даже весь он целиком рождаются, живут, воспроизводятся и умирают, подобно любому живому существу. Он расширяется и сжимается в процессе космического дыхания, основанного на гармонии противоположностей.
Все души различны по своему внешнему проявлению, но, по сути, одинаковы, так как не имеют пола, нации, расы. Человеческое существо перевоплощается всегда только в человеческое существо той расы и того пола, которые ему необходимы для приобретения нового опыта. Древние традиции учат, что души эволюционируют, проходя много перевоплощений, переходят с планеты на планету, чтобы входить в более совершенное тело. Как говорится в древних текстах, ни причину, ни то, для чего существует Космос, «не знает даже самый великий ясновидец, находящийся ближе всех к небу». Это Таинство из Таинств. Начало и Конец ускользают от человеческого восприятия.
АНТРОПОГЕНЕЗ. Учение не принимает идей Дарвина. Оно поддерживает древние Доктрины относительно человечества «высадившегося» на Землю с Луны. Постепенно эти существа стали приобретать телесную оболочку по мере уплотнения Земли. На Земле в физическом теле человек развивается более 18 млн лет, сначала как гигант с ограниченным интеллектом. 9 млн лет назад человек уже стал похож на современного. Миллион лет назад в полном расцвете находилась так называемая «Цивилизация Атлантов», жившая на континенте, расположенном между Евразией и Америкой. У Атлантов технический прогресс достиг очень высокого уровня. Этот континент вследствие геологических катастроф раскололся. Последний оставшийся остров около 11,5 тысяч лет назад погрузился в воды океана, получившего название Атлантический.