Полная версия
Терминал
Если связи с основной памятью нет, человек может пользоваться только тем, что физически хранится в его голове постоянно – набором личностных настроек, рефлексами, позволяющими выжить в критической ситуации, небольшой оперативной памятью с последними событиями и наиболее часто используемой информацией – о родственниках, работе, простые бытовые схемы поведения, как кэш на компьютере, где хранится, по сути, то же самое …
Глава 6
…глаза. Глаза были не его. Жесткий взгляд, складки в углах рта. Это не доктор Буткевичюс, этому лет на сто больше, выражение лица такое. Сразу понятно, что человек долго живет и многое видел. Поразило меня даже не само превращение пятидесятипятилетнего живчика доктора Буткевичюса в этого старца, а выражение его лица. Мировая скорбь, усталость атланта, тысячелетиями держащего небо, знания всей истории человечества, причем не самые приятные знания.
– Vad heter du? (Как вас зовут? швед.)
Вежливо улыбаюсь на всякий случай.
– Так как вас зовут? – Настойчиво повторяет незнакомец.
Показываю лицом недоумение.
– Я знаю, что вы русский. Не прикидывайтесь, что не понимаете.
– Понимаю, только сказать не могу. У меня амнезия, сами посмотрите в истории болезни. Ничего не помню.
– Вы клоун? – Начинает он терять выдержку.
– Учителя в школе тоже спрашивали, но нет, не клоун. Хотяяя…
– Тогда давайте серьезно поговорим о вашем будущем.
– Вы предсказываете будущее? По линиям на руке, по картам? По кофейной гуще не получится, здесь все пьют эту гадость из дешевых кофеварок, нормальный кофе никто не варит.
Демонстративно осматриваю ладонь правой руки на предмет длины линии жизни.
– Не паясничайте! – Рявкает неизвестный в теле доктора.
– А кто вы? – Спрашиваю, как ни в чем не бывало.
– Меня зовут Куратор. – А вас?
– Пушкин Александр Сергеевич.
– У нас принято называться настоящими именами.
– У нас?
– Я имею в виду наш круг, тех, кто знает про релокацию.
– Про что? Хорошо. Иван. Меня зовут Иван.
– Почему русские, как что случилось, все Иваны?
– Генетическая память включается. Под этим именем мы много героического совершили и еще много совершим. А что это за «наш круг»?
– Те, кто умеет перемещаться между телами, со временем узнаете.
– Вы так спокойно мне это говорите?
– Во-первых, вы никому об этом не расскажете. Вы даже английского языка толком не знаете, не то что местного. Во-вторых, вам не поверят. Вы же отдаете себе отчет где находитесь? Место как раз для таких рассказчиков, – ухмыляется он.
– Да, забавно получилось, – соглашаюсь.
– И третье, вы же понимаете, что можете застрять в таком состоянии навсегда? Без нас вы не разберетесь что к чему. Через небольшое время сознание шведа вытолкнет вас, и шанса побороть это у вас нет. Сейчас вы держитесь только за счет того, что у него мозговая деятельность на нуле, но он придет в себя рано или поздно.
– И чего вы от меня хотите?
– Сотрудничества. Подробностей. Кто вы, для начала? Как вас зовут? Отвечайте сразу, чтобы я видел, говорите ли вы правду.
– Я не люблю, когда на меня давят. У меня убеждение – если не дают времени подумать, значит, хотят обмануть. Знаете, это как кредитный договор с банком. Сперва торопят подписать, потом возмущаются, что не читали текст внизу мелким шрифтом.
– Вы типичный русский, – как приговор заявляет неизвестный, качая головой.
– Почему? То, что мы с вами говорим по-русски, ничего не значит. Вы первый заговорили на этом языке, и я лишь из вежливости поддерживаю.
– Только русские такие недоверчивые, думают, что их все хотят обмануть.
– А нет, не хотят?
– У меня нет времени на бессмысленные дискуссии, будете сотрудничать?
– А подумать можно?
– Думайте сейчас.
– Вы, часом, не рептилоид с другой планеты?
– Не ведите себя как идиот.
– Это не ответ. И кстати, почему вы все-таки заговорили по-русски?
– В отчете Буткевичюса есть предположение, что вы русский.
– Всех шведов с амнезией обвиняют в этом?
– Нет, только тех, кто себя странно ведет, – он перелистывает страницы журнала наблюдений на столе и зачитывает: – «открывает медперсоналу женского гендера двери, пропускает его вперед, встает, когда к нему обращаются». – Статьи в библиотеке тоже в основном читаете на русском. Русский. Тем более что и говорите вы по-русски свободно. Так что, вы решили сотрудничать? Учтите, второго предложения не будет, это единственное, притом и единственный шанс выжить.
– В смысле выжить? – Удивляюсь я. – Вы мне угрожаете?
Не отвечает, занят тем, что что-то записывает в перекидном календаре на столе доктора.
– Предупреждаю. Найдем ваше тело в России или любой другой стране и уничтожим. Либо с нами, либо…
Продолжить он не успевает, лицо замирает, превратившись в маску, и на свет появляется доктор Буткевичюс. Трет лицо руками, ошалело оглядывается.
– Я заснул? У меня такое чувство, что мне снился сон, только я его не помню. Я что-нибудь говорил?
Взгляд у него немного обалдевший.
– Доктор, в то время, что вы сидели в задумчивости, в дверь настойчиво стучали, и у меня такое чувство, что это что-то важное.
Доктор встает и идет к двери. Максимум четыре секунды до того времени, как он выглянет наружу, убедится что там никого нет, и обернется, возвращаясь за стол. За четыре секунды я успеваю прочитать запись на календаре, оставленную «старцем», и сесть обратно. Запись короткая: «узнать персональные данные под гипнозом, не обязательно добровольным». Может, последние слова я не совсем точно перевел, вполне возможно, что вместо «не обязательно добровольным» следовало читать «обязательно не добровольным». Маленькая перестановка букв, а как меняется смысл. Добровольный, классический гипноз это не то же самое, что эриксоновский, цыганский и прочие способы забраться в чужой мозг грязными ногами.
И это что получается, какой-то гражданин вселился в доктора и пытался выяснить кто я и откуда? И еще оставил указание как со мной поступить. Как он на меня вышел? Как узнал что я читаю в библиотеке? Он так в каждого может вселяться или в некоторых? Вот в медсестру сейчас может? Надо быть настороже. И валить отсюда. Похоже, я узнал что-то такое, что знать не должен. Или он думает, что знаю. А я как раз ничего не знаю, но как объяснить? Все статьи, которые я определил как полезные, скопированы на флэшку, которую на всякий случай «приватизировал» во временное пользование в библиотеке. Или ее можно было взять бесплатно? Фиг их поймешь этих иностранцев, что у них можно и что нельзя. Дверь перед женщиной открыть нельзя, а флэшку, может, как раз взять можно, если очень хочется или нужно. Все через задницу.
Глава 7
Сто лет не сидел вот так просто у костерка. Рыбина неспешно печется с краю, где жар от углей не такой сильный. Удочку я спер из какого-то сарая на берегу озера. Там же взял ржавый топор, зажигалку и соль. Было еще какое-то спиртное на дне литровой бутылки, на вид прозрачное, водка, скорее всего. Финны понимают, чем восстановить душевное равновесие, не виски или коньяком, а именно водкой. Ну, от распития я воздержусь, алкоголь притупляет внимание, но бутылка нужна, она понадобится, чтобы кипятить в ней воду. Можно было бы взять и лодку, которая валяется не привязанная тут же на берегу, но лодку станут искать, а мне совсем не нужно, чтобы заодно с ней нашли и меня. Хотелось бы некоторое время побыть одному и подумать, без полиции и недовольных местных жителей. Я три часа протопал по лесу, уходя от шоссе и туристических маршрутов. Бесплатная карта, которую взял на заправке, не очень подробна, но достаточна для того, чтобы понять: огромное озеро и острова на нем почти необитаемы, местных жителей вблизи практически нет. Погода вполне летняя, вода относительно теплая и я совсем не замерз, пока плыл к ближайшему острову, держа мешок с одеждой над головой. Можно было бы соорудить плотик или завязать все в пластиковые пакеты, но вещей немного, да и пакеты нужно искать. Так плавать я научился еще в детстве, в спортивном лагере, да и после, на базе Северного Флота, хороший инструктор был. В общем, спокойно доплыл. Осмотрел островок и переплыл на следующий. Там и остановился. Небольшая бухта, просматриваемая, только если находишься напротив. Если что всегда хватит времени укрыться, шум весел, а тем более мотора, по воде слышен издалека. А боевых пловцов против меня вряд ли пошлют. Я, как понимаю, представляю угрозу не для властей, а для непонятной организации с неясными пока целями и средствами. И неизвестно еще, может меня просто пугали, не имея никаких возможностей реализовать угрозы. Да и зачем им это? Вполне вероятно, что таких случайных «переселенцев» в чужие тела хватает, и никому они особо не нужны. Да и не понимают они ничего, попали как кур в ощип.
Ладно, осталось сделать укрытие и отдыхать. Мышцы тела ноют, швед явно так много по лесам не бегал. Это только от шоссе к озеру я три часа шел, а до этого пять часов по лесу вдоль самого шоссе, стараясь не попадаться никому на глаза. Хотя больше меня беспокоили не глаза, а камеры. Камеры на заправках, камеры на перекрестках, камеры дорожной полиции. Не то, что я опасаюсь преследования из клиники или того, что таинственный человек, вселившийся в доктора, будет меня ловить. Так, на всякий случай. Все-таки чужая территория, а я без документов, да и вообще без всего. Старая одежда кого-то из персонала клиники – куртка, джинсы и ботинки, рюкзак с одеялом. Это мне еще повезло.
Рыбина покрылась золотистой корочкой и пахнет восхитительно. Скорее всего, это подлещик, и это единственная пойманная мной рыба. Люблю ловить, но не люблю соблюдать многочисленные мудреные правила – подкормку там всякую, выбор времени и места. Место должно быть удобное, главное чтобы без комаров и можно было сидеть. Время – когда захотелось. А прикормки у меня и нет. Есть люди, к которым рыба буквально сама идет, но я к ним не отношусь. Привезти пару штук – щучек там или плотвичек – после целого дня на воде для меня нормально. Помню, отдыхал как-то с семьей на берегу Саймы в коттедже. Ловили, конечно, но какую-то мелочь, не больше сковородки в день. Когда уже собирались домой, подъехала большая компания русских туристов, спросили телефон хозяина коттеджного поселка. Поблагодарили за информацию и через десять минут шумно заселились рядом, в ста метрах дальше по берегу. Пошумели, потом уплыли на лодке. Через час, когда мы носили вещи в машину, подошли с двумя огромными щуками. Это, говорят, вам. Я им говорю, что мы домой, а вам самим в самый раз к обеду. А они говорят, что еще шесть себе оставили. Это меньше чем за час восемь огромных рыбин. Сын посмотрел на одну из щук и спрашивает – это что, крокодил? Ну да, похож, и по цвету, и по размеру, некрупный такой крокодил.
Тем временем подлещик съеден и запит. Финской водкой. Ну не выливать же ее? Да и есть за что. За побег! Освободившуюся бутылку я мою и наполняю водой из озера, кипячу на догорающем огне и ставлю остывать на камень рядом. Мысль остудить в озере я отгоняю, был давний опыт. Когда-то, будучи еще студентом и проходя практику, я немного заплутал в лесу, разыскивая геологический лагерь. Не то, чтобы совсем заблудился, просто вышел к реке километрах в десяти от нужного места, так, часа на три по петляющему лесистому берегу. Вода кончилась, да я ее и не экономил, не рассчитывал на задержку, а день выдался на редкость жарким. На берегах рек, где бывают российские туристы, всегда можно найти емкость для кипячения воды – банку или бутылку. Единственно, пластиковую бутылку нужно подвешивать над огнем, на углях она плавится, а стекло можно ставить и так. Посуда на берегу встречалась, обычно понемногу, но тут мне повезло. Туристы здесь пили и с собой ничего увозить не стали, оставили целую батарею бутылок, может похвалиться хотели, как они здорово отдохнули. Свиньи, конечно, но мне это как раз было на руку. Я тщательно помыл бутылку из-под водки, набрал в нее воды и довольно быстро вскипятил прямо на углях. После, надев на горячее горлышко шнур из паракорда, отнес ее к реке и опустил на дно у берега – остывать. Раздалось «чпок», и уровень воды в бутылке быстро сравнялся с уровнем реки. По закону сообщающихся сосудов, как учили в школе на уроке физики. Это донышко от резкого перепада температуры отвалилось. Я взял следующую бутылку из длинной батареи разнокалиберной посуды, помыл, вскипятил воду, поставил на траву и минут двадцать ждал, благо никуда не торопился, пока она немного остынет. В реку я ее нес уже рукой, горлышко было не горячее. Дальше, как водится, «чпок», и вода вернулась к воде, нагрев реку на какую-то ничтожную долю градуса. Я не сдался, я вскипятил третью бутылку. Я остужал ее на воздухе, обмахивая полотенцем, потом намочил его в реке и обмотал снаружи, так очень хорошо отводится тепло. Когда стекло стало совсем не горячим, осторожно опустил в воду. «Чпок» не произошел и через пять минут я, наконец, напился.
Так я и сижу у догорающего костра, жду пока остынет вода и вспоминаю события последних дней. Думаю. Вот живу я в теле этого шведа, Олле Густавссона, уже вторую неделю. И могу еще столько же прожить, и в десять раз больше. Наверное. Тепло, воды полно, еда вроде есть, хотя неделю можно спокойно и без еды обойтись. Это ерунду пишут, что если вы заблудились в лесу нужно сразу начинать искать корешки всякие, ловить птиц и рыбу. Неделю можно спокойно идти, была бы вода. Я рыбу поймал не потому, что умирал с голоду, а потому что глупо сидеть голодным на острове, когда вокруг ее полно. Просто глупо. Так о чем я? Да, со мной здесь пока порядок, а с тем мной, который сейчас, надеюсь, в больнице даже не знаю точно какого города, порядок? Он как там, жив вообще, и если жив, надеюсь, что жив, отключать от каких-нибудь систем жизнеобеспечения не собираются? Вполне могут, у нас экономия на всем, на койках в больницах, на лекарствах для больных. Надо как-нибудь сказать им, чтобы не отключали, как-то передать, что я погуляю тут и вернусь обратно, обязательно вернусь. А семья моя там как? Первые дни было не до тяжких раздумий, даже интересно, особенно на фоне рутины последних нескольких лет: работа, дети, в магазин сходить. Ремонт затянувшийся, черт бы его побрал. Даже выбраться на велике на полдня – и то с оглядкой на дела и обязанности. Так плотно обкладываем себя делами, что подумать некогда. Но вот выпал из колеса сансары, получил свободу, и как-то тоскливо стало. Как в мультфильме про Шрека, где он вернул свою прошлую жизнь. Очень хочется верить, что я не умер на самом деле, что мое тело после аварии действительно под присмотром врачей и я в него вернусь. В свою семью, к детям, друзьям. В свою рутину.
Алкоголь снял напряжение, пойду спать. Утро вечера мудренее, как писали в сказках, утром и составлю план действий. Днем еще недалеко от берега нашел огромную старую ель, нижние ветки которой уже начали врастать в землю, образуя шатер. Внутрь накидал елового лапника, им же закрыл продуваемые места. Получилось уютно. Если решу здесь остаться, построю полноценный шалаш, а один-два дня и так перебьюсь. Городской дом, если разобраться, не белее надежное укрытие, нежели палатка или шалаш. Холодный камень дает иллюзию защиты, но рассчитывать все равно приходится на живую силу, хоть свою, хоть товарищей. Случись какой катаклизм, в четырех стенах не выживешь и недели – ни еды, ни воды, ни тепла. Заворачиваюсь в одеяло, натягиваю капюшон худи почти на лицо и сразу же вырубаюсь. Не надо быть праведником, чтобы так засыпать, достаточно пробежать по лесу километров двадцать с лишним…
Глава 8
…поздно под пение лесных птиц. Непривычное к нагрузкам тело ноет и требует совершать как можно меньше движений. Сам бог велел начать с медитации. Вроде ничего и не делаешь, но и в безделье не упрекнуть. В позе лотоса мне никогда не было комфортно, за годы занятий боевыми искусствами привык к дзадзену в положении сейдза, по-простому «на коленках». Основная цель дзадзэн – успокоение тела и разума. Руки сложены в «космическую» мудру: левая ладонь находится поверх правой, суставы средних пальцев соприкасаются, большие пальцы слегка соединены. После ее можно сменить на Прана Мудру, в переводе «Мудру Жизни». Мудра – особое расположение кистей рук и пальцев, складывание их в символическое жесты, в теории еще и замыкая определенные энергетические меридианы, пуская потоки энергии в конкретные контуры. Абсолютное большинство людей думает, что мудры это что-то мистическое и восточное, причудливо сложенные пальцы вызывают в сознании образ Будды или других богов индийского пантеона. Нет, это также и наше родное, со временем утерянное знание. Старые православные иконы, большинство сохранившихся – византийские, написанные до пятнадцатого века, показывают нам святых со всеми христианскими атрибутами, и пальцы их сложены в йога-мудры. Это не случайно, в прошлом не было отделения духовных практик от религии, знания о мире и человеке в нем были связаны. Выполнение той же Мудры Жизни выравнивает энергетический потенциал всего организма, способствует усилению его жизненных сил, способствует стабильности, спокойствию и уверенности в себе, повышает работоспособность, даёт бодрость, выносливость, улучшает общее самочувствие. По внешнему виду Мудра Жизни не что иное, как жест при крещение двумя пальцами, так называемое двоеперстие.
При двуперстном сложении указательный и средний пальцы подняты вверх, немного перекрещиваясь, а большой палец, мизинец и безымянный палец складываются вместе. Можно сказать, что складываются в символическом единении трёх ипостасей Бога: Отца, Сына и Святого Духа, а можно, что замыкают энергетические меридианы, так как три этих пальца связаны с мозгом, кровью и сердцем. Так крестились от первых веков христианства и до реформы Никона, которая кроме как новым крещением тремя пальцами ничем и не запомнилась. Ну, разве что Крестный Ход еще стали ходить в обратную сторону, не по солнцу, а против. Неужели из-за сложения пальцев и направления обхода храма одни люди готовы были убивать и жечь, а другие быть гонимыми и сжигаемыми заживо? Сомнительно, но только об истинных мотивах реформы мы ничего не знаем.
К слову, Крестное Знамение, современное крещение тремя пальцами, есть не что иное как Мудра Кубера, помогающая вступить в контакт с богом Кубера и получить его благословение на богатство, новые источники дохода.
Возможно, иконы это не просто изображения святых, возможно, это наглядные пособия по применению Мудр, на них знающие люди показывают, как надо правильно их использовать. Мудр очень много, и на старых православных иконах они изображались все. Кроме Праны Мудры, то есть Мудры Жизни, есть еще Прихтви Мудра – Мудра Земля, применяемая для укрепления и заживления тела, в ней указательный и средний пальцы так же вытянуты вверх, но большого пальца касается только безымянный; с таким жестом много изображений и Будды, и Христа, опять же на старых иконах. Апану Мудру часто демонстрировал Папа Франциск, она образуется сложением безымянного и среднего пальцев, остальные три оттопырены в стороны. Шуни Мудра, или Акаша Мудра, выполняется касанием кончика среднего пальца кончиком большого пальца. Мудра порождает осознание нашего внутреннего божественного «я», поощряет сострадание, понимание и терпение по отношению к другим. Много разных Мудр, но, сказать по правде, кого в современном мире волнует сострадание, терпение или здоровье? Только деньги, только хардкор. Поэтому и крестятся все Мудрой Кубера, привлекая к церкви богатство. Кубера, к слову, переводится с санскрита как «имеющий уродливое тело», но это так…
При применении Мудр речь идет не столько о физическом здоровье, сколько о энергетическом, и психическая уравновешенность только его часть. Если с энергетикой беда, страдает уже тело, соответствующие энергетическим потокам органы и функции угнетаются, снижается иммунитет и появляется физическая хворь. Можно ее вылечить таблеткой, травой, а можно устранить первопричину, восстановив иммунитет и подправив энергетику. Я предпочитаю этот вариант.
Сегодня я практикую медитацию с концентрацией на дыхание – анапанасати, осознанное дыхание, с созерцанием дыхательного процесса. Смысл анапанасати в сочетании тела и ума, и дыхание становится посредником между ними. Я осознанно вдыхаю, и также осознанно выдыхаю, не упорядочиваю дыхание волей, а спокойно слежу за его течением, не препятствую, а наблюдаю, не пытаясь влиять на его ход. Контролируя свои мысли, я учусь управлять собой и достигать душевного спокойствия.
После медитации нагружаю тело зарядкой и растяжкой, провожу учебный бой с тенью, в результате которого морально уничтоженная тень сдается. Заканчиваю купанием в холодной с утра воде. За все это время мимо острова дважды проходили моторные лодки, но достаточно далеко и явно не с целью поиска. Отчетливо хочется есть. Ловушку на зайца, силки для птиц и прочее подобное делать лень, тем более в наличии имеется удочка. Вчера я нацепил на крючок вовремя подлетевшую любопытную муху, но сегодня ветрено и насекомых в прямом смысле слова сдуло. В детстве мы с ребятами ловили рыбу на личинок ручейника, они еще шитиками называются, с виду это такие похожие на веточки коконы, внутри которых находятся сами личинки. Лежит такая штука на дне ручья, присосавшись к камню, затопленному дереву, и, если не знаешь что это, ни за что не догадаешься. Здесь шитики должны быть, вода в озерах исключительно чистая, финны следят за экологией. Есть еще вариант поискать муравьиные яйца, но личинка ручейника удобнее.
Спустя час я сижу на большом камне, далеко выдающемся в воду, смотрю на лениво покачивающийся поплавок и гонимые ветром рваные облака, которые то закрывают, то открывают достаточно уже жаркое солнце. Знаю, что рыба ловится не все время, что утренний клев давно закончился, но все таки… Сейчас бы чашку кофе, была бы полная идиллия. С тремя ложками сахара и молоком. Но кофе нет. И сахара нет, и молока, и картошки, и хлеба, и вообще ничего нет. Возможно, будет рыба. И вода из озера. Вечно так продолжаться не может, нужно принимать решение как действовать дальше. Обычно, когда принципиальное решение принято, становится проще решать и текущие проблемы, они становятся просто препятствиями на пути и целенаправленно преодолеваются. Какие вообще существуют варианты дальнейших действий? Вернуться в больницу, жить в лесу в ожидании, что все само собой рассосется, или куда-нибудь двигаться, поставив задачу и решив – куда. Сдаться обратно в психбольницу – не вариант. Во-первых, выпускать меня уже не будут в связи с утратой доверия, во-вторых, опять этот тип появится с вопросами и угрозами. Или вообще меня заберут эти, как он их называл, «в нашем кругу». Не знаю, что там за круг, но доступ к данным больниц они имеют. Как только швед очнулся и странно себя повел – сразу и появились. То есть мониторят отчеты. И сам факт того, как тип загрузился в голову доктора, несколько пугает. Не, нафиг их. Ждать на острове? Чего, зимы? Питаясь одной рыбой? Или по ночам искать еду на помойках? Устроиться нелегальным рабочим на местную стройку? Во-первых, вряд ли получится, это Финляндия, а не Россия, во-вторых, что мне это даст? Потянуть время? А дальше что? Нет, нужно что-то делать, что может помочь с решением проблемы. Проблема какая? Вернуться в свою жизнь. Жизнь моя где? В Питере. Значит, надо в Питер, надо как-то вернуть свое тело и свою прежнюю жизнь. Не знаю как это сделать, нужна информация, информация сейчас в интернете, значит, нужен доступ в интернет, и нужно с чего-то в этот интернет выходить, нужны деньги, чтобы купить хотя бы смартфон. Тогда, получается, я двигаюсь к дому, попутно решая вопрос с перемещением своей личности в свое тело. Принято.
Кстати, о чем я вчера думал перед сном? Да, как бы мое тело там, в России, действительно не отключили от систем жизнеобеспечения. Я же после аварии в коме, скорее всего. Надеюсь, что в коме, что не умер навсегда. Нужно, чтобы кто-нибудь за этим проследил, чтобы не отключили по прошествии какого-то времени, пока я добираюсь. Жену попросить не могу. Если я найду возможность и позвоню, во-первых, она не поверит что это я, во-вторых, ее будет просто не убедить. Эмоции зашкалят. Как бы еще плохо ей не стало. Нужно позвонить кому-нибудь из друзей. Не приятелей, а именно друзей. Кто сделает не так, как считает нужным, а так, как действительно нужно, как я попрошу. И у кого хватит воображения поверить в эту историю, и кого можно убедить в том, что я это я, то есть какими-то личными подробностями, кроме нас никому не известными. Вопрос…
… не клюет, зараза, а в животе уже урчит от голода. В группе по выживанию в социальной сети (а как мужчине не подписаться, а вдруг завтра Большой Писец, а кто за семью отвечает?) полно статей про то, как не помереть с голоду в наших северных лесах. Не только в северных, а везде, где можно заблудиться или потеряться, так вот, мысль такая, что с голоду при наличии воды за несколько дней не помрешь. Неделю точно можно идти, если заблудился, организм мобилизуется и перейдет на внутренние запасы. Но как-то эти статьи сейчас мне не близки, очень хочется есть. Были и другие статьи – про съедобное, которое можно поймать или выкопать в это время года. Зайцы, птицы, мыши, змеи, камыш, тот который рогоз, кора деревьев, что около ствола под грубой корой, еще муравьиные яйца, корень папоротника, желуди. Отдельным списком – улитки и дождевые черви. Из всего списка я ел зайца и змею. Зайца фиг сходу поймаешь, змею не хочу. Перед предложением поесть дождевых червей всегда упоминается классическое: нет брезгливых людей, есть недостаточно голодные. Да, я недостаточно голодный, согласен. Одно дело быть безбашенным голодным студентом-геологом, жарящим на костре змей и свежепойманных мидий, и другое – сейчас. Ничего из этого списка не хочу. А хочу шашлык, кофе, или что покрепче, да даже от продуктов Макдональдса сейчас не отказался бы. Кстати, о шашлыке, кажется дымком потянуло…