bannerbanner
Паломники
Паломники

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Он расслабился. Сказались, естественно, и плотный ужин, и окружающая обстановка в гостях у друга. «Это же надо! – говорил он себе, – это же надо так случиться, чтобы было все хорошо! -Хорошо, что мы, наконец выбрались и поехали к Степану, Хорошо, что у него хозяйство такое добротное, живое, надежное, Хорошо, что он и его жена, Ольга, сестра моя, такие добрые, порядочные и честные люди, действительно настоящие друзья, на которых всегда можно надеяться и положиться. А какой стол для нас приготовила Ольга! А вино у Степана, от Леонтьевских виноградников – просто чудесное! И вообще как Хорошо, что Судьба нас со Степаном свела вместе еще с детских лет! Говорят, что хорошего много не бывает, но что-то слишком много у нас этого самого хорошего, даже опасаться начинаешь, ничего ведь бесконечного не бывает. И все же – надо думать, как Степана с семьей из этой берлоги выводить на люди. Подходит пора детей отправлять в школу. Ольге тоже эта лесная, оторванная от мира жизнь, – уже каторгой кажется. Были хотя бы в Слободзее, а так, вроде бы и рядом, а, похоже, как за сто верст находятся. Жалко хозяйство Степана, без него – оно сразу развалится. Был бы сын постарше – оставил бы Степан его вместо себя. А так- когда это еще будет, да и вряд ли согласится сын там жить, да еще и хозяйство вести. Надо думать и надо действовать. И не когда-нибудь, когда уже припечет, а сегодня, пока все на ходу. Если Степан приедет на Крещение – надо с ним обязательно и серьезно поговорить»– думал Семен, умиротворенно скользя взглядом по пробегающим мимо усыпанным снегом кустам, похожим на белые копны и свисающим почти до головы Ворона, таким же набитым снегом, веткам деревьев.

По времени – они уже находились недалеко от края леса. Семен чуть было не задремал, тишину нарушал лишь приглушенный снегом на дороге, топот копыт Ворона. И вдруг- резкая остановка, конь уперся четырьмя ногами, а потом встал на дыбы, захрапел, задрожал всем телом, захлопал ушами и громко заржал. Семен чудом не вылетел вперед под сани, судорожно ухватившись за доску, на которой сидел. Если бы доска не была прибита – могло быть много неприятностей для всех ехавших в санях пассажиров. Закричала проснувшаяся Мария, Ксения взяла её на руки, начала успокаивать. Непонятное мгновение прошло и тут, – в темноте, слева по ходу, совсем рядом, раздался отвратительный по звуку и страшный по сути, вой… Один, за ним – второй, третий…

«Волки! – мелькнуло в голове Семена, – а в руках один кнут…». Был бы он сам, – наверное, испугался бы больше. Но за его спиной, в санях – Ксения и Мария!. Действовал инстинктивно, не рассуждая, перехватил подальше вожжи, дернул за них и сделал то, что, чего никогда раньше с Вороном не делал, – полоснул его по спине тяжелым кнутом, одновременно крикнув: «Но-о!» и, в сторону Ксении: «Держись! Лягте на днище!». Ворон от боли и обиды, ставший в начале на дыбы, видимо тоже прочувствовал ситуацию, сорвался с места в галоп и понесся по дороге к выходу из леса. Когда сани вылетели на поляну, Семен увидел, ориентируясь по горящим глазам, несколько волков, которые бежали из леса наперерез саням. Подгонять Ворона не было необходимости, он выдавал все, что мог и даже больше. Сани проскочили место «встречи» раньше волчьей стаи на каких-нибудь 15–20 метров. Нашим героям дважды повезло в том, что на снежной поверхности, за несколько часов, после того, как снег перестал идти, образовалась тонкая корка, не крепкий «наст», как после сильного мороза, на котором волки не проваливаются, а именно – корка, которая не давала им бежать, сдерживая скорость движения, и, кроме того, когда они «промахнулись» с санями и начали преследование, им пришлось догонять сани только по дороге, так как обгон им не позволяла сделать та же снежная «корка».

Опасность не миновала, просто какой-то момент был нашими путешественниками выигран. Ворон, хотя и летел с за предельной для него скоростью, но волки, растянувшись цепочкой – догоняли. Когда Семен увидел, что один из бегущих волков, приблизился к саням метров на двадцать, то крикнул Ксении: «Бросай быстрее вертуту на дорогу!». Ксения развязала узел с подарками и бросила на дорогу печеную, вкусно пахнущую вертуту. Это позволило выиграть несколько драгоценных секунд – волки сгрудились над вертутой, но, видимо вегетарианская пища им не понравилась и они продолжили погоню. Через минуту, такой же трюк повторили и с другой вертутой – волки опять остановились, окружили «подарок», может быть, решили попробовать, но один из них, возможно вожак, бросив остальных, бросился все-таки догонять сани. Видимо был любитель конины. Главной целью волков в такой ситуации, являются – лошади, люди – это уже потом, по необходимости… И вот здесь Семен, в одном действии, выплеснул все, что у него накопилось внутри за эти несколько минут:– отчаяние, злость, заботу, радость, надежду, разумную уверенность и Силу. Он смотрел, как волк постепенно догоняет сани, бежит, опустив голову, раскрыв пасть и тяжело дыша. Семен встал на санях во весь рост, держась за вожжи, подошел поближе к Ксении и с размаха, опустил плетенный кожаный кнут на голову волка. Тот пару раз кувыркнулся через голову, но бежать сразу не смог, так как на него налетели бежавшие сзади собратья и устроили волчью «кучу-малу». Главным действием этой минуты было то, что сани вылетели на берег Днестра, такой ослепительно белый, открытый, а главное- такой желанный…

Лед был под небольшим слоем снега. Недалеко от берега, блестело пятно чистого зеленого льда, Ворон инстинктивно взял правее, по снегу, сани юзом пошли по льду, чудом не опрокинулись, но все обошлось благополучно и через минуту, лошадь с санями пересекла по льду реку и поднялась от места летнего пляжа, вверх по улице, ведущей к центру села. Волки на реку не вышли. Наверное – устали…

А как приятно было Семену и его семье слушать лай сельских собак, крики петухов и веселые песни односельчан, расходящихся по домам, после рождественских «вечерей»!. Все это было гораздо приятнее волчьего воя в темном лесу.

Когда въехали в село, Ворон успокоился, Семен пустил его шагом до самого дома, причем по главной улице, хотя можно было бы где-то и сократить путь. Теперь его самого начала бить дрожь и до самого дома не отпускала. А дома- лежат без дела – несколько первоклассных охотничьих ружей…Ну, – кто же знал, что такое может случиться!. Семену очень тяжело и обидно было вспоминать прошедшую «вечерю», а о возможных последствиях – вообще было страшно думать. Он никому ничего подробно не рассказывал и наказал Ксении – не распространяться об этом. Решил просто поставить в известность Степана, а там они уже сами решат, как быть с теми волками, они же никуда не делись, где-то там, в лесу и прячутся и может быть – не одна стая…Надо, чтобы он, да и другие люди, пользующиеся той дорогой, имели это в виду.

Ксения легла спать с Марией, боялась, что та сильно испугалась и не сможет заснуть. Но все обошлось благополучно, полусонная дочка сказала, что ей приснился какой-то нехороший сон, будто бы собаки выли и бегали по дороге, но отец их прогнал. Сказала – снова уснула. Ксения все же не пошла к себе, а обняла нежно дочку и прилегла к ней.

Семен, отошедший от всего пережитого, лежал на кровати, отгоняя настойчиво набегающие мысли: «А что, если бы???… Может действительно надо было послушаться кума и не выезжать в ночь через лес?…А ведь я и не подумал ружье захватить с собой. Да кто же мог эту пакость предвидеть! Давно таких случаев в округе не было, надо будет и с волостным начальством поговорить, да прочесать лес от Кицкан до Чобруч на той стороне. Это волки «наши», здешние, не пришедшие откуда-то, а у Степана скот, считай, круглый год по лесу пасется. Что угодно может быть. Да и люди постоянно через лес ходят, часто женщины с детьми. Нет, – надо навести порядок в этом вопросе и как можно скорее, пока беды не приключилось».

Сон долго не приходил. «А ведь и в этом что-то есть! – вдруг пронеслось в голове-«не просто все так нормально обошлось, и не просто так совпало! Ведь и волки могли выйти на дорогу раньше и встретить нас еще в начале пути, и конь мог споткнуться, да и я, убаюканный тишиной, мог бы задремать, а кума Ольга могла бы свои знаменитые вертуты, нам в дорогу не положить. Все могло быть, но ведь так не стало!. Значит, нам кто-то помог, о ком мы не знаем и можем только догадываться. Будем считать, что помогло Чудо. А если это Чудо, то это уже не по нашей части, это уже откуда-то Сверху, скорее всего!». Семен не был фанатично верующим, но соблюдал все положенные правила поведения православного верующего человека, а главное – верил, что Бог для него существует – и где-то на небесах, и – частичкой – в нем лично. Поэтому- все то, что с ними случилось и как оно закончилось, это и есть та, незаметная неразрываемая соединительная нить, между тем, кто Наверху и тем, что находится у него внутри, в душе и сердце. «Спасибо тебе, Господи!»– невольно прошептал он в сторону угла, где висели иконы, – «я тоже в долгу не останусь, ни перед Тобой, ни перед людьми!».

Последнее, о чем он подумал – надо обязательно зайти на днях в церковь, поговорить с батюшкой, что он скажет по поводу посещения Святой Земли. Страшный случай в лесу и счастливое его завершение, как бы напомнили, что видимо, – пришло время исполнить желания отца и деда, да и самому лично прикоснуться к святым для всех нас вещам и с благодарностью походить по земле, по которой ходил Святитель и его последователи. В проповеди батюшка как-то упоминал, что в молодости побывал в Иерусалиме, может быть расскажет, как это все делается, именно в плане паломничества, – насколько реально возможно побывать там, – и что для этого надо; после этого Семен как-то сразу провалился в сон.

Глава вторая

Наутро после «старого Нового года», Семен пораньше завез своих продавцов на базар, с товаром на сегодняшний день, дал кое-какие поручения Акиму, отвечавшему за торговлю в базарные дни, и подъехал к церкви. Заутренняя служба уже завершилась, церковный сторож сказал, что батюшка совсем недавно оправился домой. Семен долгие годы общался по жизни с настоятелем сельской церкви, еще с тех пор, как молодой тогда еще священник, прибыл в село после учебы в духовной семинарии и кратковременной службы в одном из одесских храмов. Одно время Семен со Степаном, даже пели в церковном хоре, неоднократно приходилось общаться с батюшкой при проведении различных культовых мероприятий, короче говоря, друзьями они не были, но настоящими товарищами – были точно. Поэтому Семен, без всякого стеснения, подъехал к дому, который стоял отдельно, за церковной оградой, в нем жил настоятель с семьей, и- постучал в дверь.

Батюшка сам вышел на крыльцо; увидев Семена, приветливо поздоровался и пригласил в дом. Когда Семен разделся – предложил ему легкое плетеное кресло, попросил вышедшую в прихожую жену, сообразить им два стакана чаю с бубликами, а потом спросил: «Что-то случилось, Семен?», понимая, что тот просто так не побеспокоил бы, тем более дома. «Да ничего особенного не случилось – ответил Семен, – пришел к вам посоветоваться по одному богоугодному делу, но не успел к концу заутрени, пришлось потревожить дома, простите меня, пожалуйста».

«Семен, какие могут быть извинения у нас с тобой, сколько лет знаем друг друга, сколько и отец твой, да и ты, помогали нашему приходу, один только Бог да мы знаем. Тем более, я уверен, что ты ко мне не просто чай зашел попить»-заинтересованно проговорил батюшка, усаживаясь напротив Семена, в такое же плетенное из ивовых веток, кресло. – «Слушаю тебя».

Семен был практически ровесником батюшки, даже на год или два, старше его по возрасту, но за все время их знакомства, называл его только на «вы» – «батюшкой», а тот, один на один- всегда называл его Семен, а при людях – «сын мой» или ко всем – «дети мои».

Он рассказал об инциденте с волками в «святой вечер», о чудесном спасении его семьи, о том, что и отец его, и дед, мечтали посетить Святую Землю в свое время, а недавно его друг, Степан, узнал – вроде бы в Тирасполе прошел слух, что в этом году, паломничеству на Святую Землю, будет уделено особое внимание. Вот и решил посоветоваться по этому вопросу. «Помнится, – сказал Семен, – как-то вы рассказывали, что бывали в тех священных местах; вот и у меня появилась мысль о паломничестве туда же. Расскажите, хотя бы в общих чертах, что это за паломничество, как все это происходит, и по времени, и по затратам, да и по человеческим возможностям, в конце концов. Что вам известно по этому новому году, почему вдруг он будет особенным для российских людей-паломников. Я хочу узнать, что и как, а потом уже буду агитировать моего кума и друга детства- Степана, вы его хорошо знаете. Собственно говоря – это он и поднял эту тему, когда мы возили к ним «вечерю». Он тоже обещал узнать какие-то подробности у своего родственника, служащего в уездной управе, по этому вопросу. Время идет быстро, скоро весна, много работ ожидается, поэтому надо определяться уже сегодня. Если решим- будем готовиться».

Батюшка внимательно выслушал Семена, прихлебывая чай, а потом сказал: «Я вот что скажу тебе, Семен- это очень похвально, что у вас со Степаном появилась такая мысль. Посетить Святую для каждого православного человека, Землю, где появился на свет Спаситель наш, по которой он ходил, где совершал свои чудесные деяния и где перенес такие страдания за всех нас, живущих на земле- это не только Желание, это большая Честь и великая Награда. И её удостаивается далеко не каждый, даже истинно верующий. Много ты знаешь в нашем довольно большом селе людей, посетивших то святое место?. Я, например, – никого не знаю, кроме себя самого, имевшем счастье там побывать в молодости, еще в годы обучения в духовной семинарии. Это действительно Счастье, Семен. И оно меня согревает и поддерживает уже более двадцати лет».

«Все это далеко не так просто»-продолжил батюшка, – но вполне осуществимо. Первое и главное, что при этом необходимо – это Вера. Вера в Бога нашего и Вера в то, что это тебе сегодня нужно, Необходимо. Чувствую, у тебя желание посетить Святые для всех нас христиан места- появилось не сегодня. Просто случай в лесу, как-то подтолкнул тебя на осуществление этого давнего желания. Что ж, очень похвально, и я не вижу причин, которые бы помешали тебе осуществить такое паломничество. Если не секрет – как ты это видишь во времени и сам думаешь отправиться или еще с кем-то?».

«Я пришел к вам узнать о паломничестве на Святую Землю, хотя бы в общих чертах, как у человека, там побывавшего, а потом, думаю – будем советоваться с моим другом и кумом – Степаном, уже более подробно, с учетом обстоятельств, но желательно – в этом году. Сколько по времени может занять такая поездка?».

«Знаешь, Семен, судить по времени паломничества в общем – практически невозможно, здесь все определяется двумя основными способами: – или каждый решает самостоятельно, исходя из своих возможностей – физических, временных и материальных, или, как было с нами – семинаристами, где основные вопросы были заранее обозначены, расписаны и нам доведены к исполнению.

Сроки паломничества, исходя из того, что я сказал, могут быть абсолютно разнящимися, от наименьшего (до двух месяцев) и – до нескольких лет. Отдельные люди всю жизнь собирают копеечку на эту поездку, пешком добираются до пароходных пристаней, откуда идет сообщение со Святыми местами, с великими трудами добираются туда, и что ж ты думаешь, они через неделю, будут домой возвращаться?. Некоторые вообще не возвращаются! Я как-то читал в церковных ведомостях, что к примеру, за 1893 год, на Святую Землю, прибыло 2905 паломников, а убыло за год – только 1273. Ну, пусть там какие-то переходящие были люди, не попавшие в учет в конце- начале годов, но все равно, – немалое число есть и таких что остаются там навсегда. По разным причинам.

Наибольшими проблемами были и пока есть и сегодня, – Дальняя дорога, все-таки более двух тысяч верст, морем, и – Безопасность, как на всем пути следования туда и обратно, так и там, на месте, в Палестине. Да и условия передвижения паломников – далеко не лучшие. Конечно, сегодня далеко не те условия, что были в то время, когда мы ходили туда, тем более, для тех, кто паломничал еще раньше, когда людей возили в трюмах, вместе с грузами. Сегодня по этой линии ходят так называемые «грузо-пассажирские» суда, но все равно условия для пассажиров на них, далеко не лучшие. Для хозяев пароходного Общества, пускать по этой линии чисто пассажирские суда, более, чем невыгодно, по той простой причине, что более 97 % наших паломников – малоимущие мещане и крестьяне, которым каюты 1-го и 2-го классов – не по карману, они обходятся «групповыми» приспособленными местами – в трюмах и на палубах. А когда во главе внимания – стоит груз, то люди (пассажиры) отходят на второй план и только огромное желание – доплыть, попасть на Святое место, прикрывает все неудобства передвижения.

Надо добавить сюда и погодные явления. В открытом море – часто налетают вихри, штормы, другие непредвиденные обстоятельства. А еще – каждый встречный, – будь-то грек-монах, лодочник – араб или бандит-бедуин, уже в Палестине, стараются тебя заманить, обмануть, обсчитать или просто грубо ограбить. Короче говоря, – надо быть готовому ко всему; к сожалению – большинство людей, встречающихся на всем пути паломника туда и обратно, считают это самое паломничество, «золотой жилой», которую можно (и нужно) разрабатывать бесконечно. Причем, это относится и к тем, кто правит всеми этими процессами, делает на этом большие деньги, и к тем, кто подбирает после них «объедки»(от перевозчиков всех видов и торговцев-до бандитов на дорогах). Из получаемой по линии церкви информации, надо признать, что за последние 25–30 лет, в Палестине очень много сделано для улучшения размещения и пребывания русских паломников. Построено несколько храмов, специальных «подворий» для проживания, больница, торговая лавка, баня, ряд других объектов. Все эти вопросы сегодня – на контроле императорской семьи и курируются непосредственно братом нашего императора. То есть паломничество в российской жизни – заняло, наконец, свое достойное место. Но- далеко не все вопросы этого доброго движения решены, а главная проблема в том, что Святые для нас места, находятся далеко, в других, и не всегда дружественных России, государствах, с другой главенствующей религией и мы не всегда можем положительно влиять на эти процессы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2