Полная версия
Игра случая в истории искусства. Генерируй то, генерируй это
Кстати, в стилистическом и семантическом аспектах здесь, в частности, прослеживаются отголоски дадаистских стихотворений, что свидетельствует об очевидном сходстве творческих результатов, достигаемых при использовании автономных систем, – неважно, являются ли источником «случая» игральные кости, «метод нарезок» или генератор случайных чисел.
С точки зрения большинства реципиентов, такие наборы бессвязных предложений едва ли представляют интерес: так, в одном из выпусков журнала «Литературная Россия» за 1969 год упоминалось о прошедшей в Лондоне выставке электронных машин, специализирующихся в разных областях искусства, на которой «машины-поэты не блистали, еще раз подтвердив, что вряд ли возможно автоматизировать такой вид деятельности, как оригинальное творчество»104.
Тем не менее подобные эксперименты интересны как раз с позиции генеративного процесса; они проводились не только европейскими, но и советскими программистами. Начальный этап эксперимента сводился, главным образом, к введению в память ЭВМ определенного количества слов и их последующей категоризации. В примере, описываемом Бирюковым и Гутчиным105, несколько сотен слов заимствовалось из сборника стихотворений О. Э. Мандельштама «Камень» и разбивалось на четыре раздела: 1) существительные и местоимения, 2) прилагательные и притяжательные местоимения, 3) глаголы, 4) наречия и существительные с предлогами. Каждое слово сопровождалось информацией о метре, рифме и грамматике. Далее формировался алгоритм, задававший правила, согласно которым строка стихотворения состояла из одного подлежащего, одного сказуемого, нескольких определений и обстоятельств.
В задании машине программист указывал нужное количество строк в каждой строфе, количество слогов в каждой строке, характер рифмовки. На основе полученного задания начинался процесс генерации стихотворного текста. «Сначала при помощи датчика случайных чисел из словаря наугад выхватывается слово с ударением на последнем или предпоследнем слоге в зависимости от задания. К нему подбирается рифмованное слово, после чего оба они ставятся на последние места в соответствующих строках будущего стихотворения. Когда окончания всех строк строфы заполнены, начинается (тоже случайным образом) подбор остальных слов, которые, после проверки на метрические и грамматические соображения, либо отвергаются, либо приписываются слева от первоначально выбранных рифмованных слов»106.
В итоге были получены любопытные результаты, в целом схожие с переводными вариантами зарубежных стихотворений подобного рода:
«Вновь в кустах горят ресницы.Ветер хрупкий светлый злой,На столе желтели птицы,Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
1
Млодинов Л. (Не)совершенная случайность. Как случай управляет нашей жизнью. – М.: Livebook/Гаятри, 2010. С. 25.
2
Матвей В. Принципы нового искусства // Волдемар Матвей (Владимир Марков) (1877–1914): Статьи. Каталог произведений. Письма. Хроника деятельности «Союза молодежи» / Государственный художественный музей (Рига); Составление и комментарии: Ирена Бужинска. – [Б. м.]: Neputns, 2002. С. 27.
3
Матвей В. Принципы нового искусства // Волдемар Матвей (Владимир Марков) (1877–1914): Статьи. Каталог произведений. Письма. Хроника деятельности «Союза молодежи» / Государственный художественный музей (Рига); Составление и комментарии: Ирена Бужинска. – [Б. м.]: Neputns, 2002. С. 27.
4
Там же.
5
Ерохин С. В. Эстетика цифрового изобразительного искусства. – СПб.: Алетейя, 2010. – 432 с., ил.
6
Galanter P. What is generative art? // Сайт Филипа Гэлентера. URL: http:// philipgalanter.com/downloads/ga2003_what_is_genart.pdf (дата обращения: 10.09.2013).
7
Soban B. Generative art definitions, thoughts and views // Bogdan Soban website. URL: http://www.soban-art.com/definitions.asp (дата обращения: 11.08.2013).
8
Golan Levin, Interview by Carlo Zanni for CIAC Magazine, 16 June 2004 // Flong. URL: http://www.flong.com/texts/interviews/interview_ciac (дата обращения: 09.08.2013)
9
Petersen T. Generative Art Now. An Interview with Marius Watz [September 20th 2005] // Artificial.dk. URL: http://www.artificial.dk/articles/watz.htm (дата обращения: 15.08.2013).
10
Ex Machina: Algorithmisches Flimmern [29 April, 2008] // Der Standart. URL: http://derstandard.at/3312774/Geschichte-der-Computerkunst-Ex-Machina-Algorithmisches-Flimmern (дата обращения: 16.08.2013).
11
Boden M. A., Edmonds E. A. What is generative art? // University of Technology, Sydney. URL: http://research.it.uts.edu.au/creative/eae/intart/pdfs/generative-art.pdf (дата обращения: 16.08.2013).
12
Generative Art [Osborne, Harold, editor. The Oxford Companion to Twentieth-Century Art. Oxford University Press. 1988] // Notebook, The Development of a Context for Understanding Visual Art References and Resources. URL: http://www.noteaccess.com/APPROACHES/G.htm (дата обращения: 07.09.2013).
13
Petersen T. Generative Art Now. An Interview with Marius Watz [September 20th 2005] // Artificial.dk. URL: http://www.artificial.dk/articles/watz.htm (дата обращения: 15.08.2013).
14
Verostko, Roman. The algorists // Roman Verostko website. URL: http://www.verostko.com/algorist.html (дата обращения: 25.10.2014).
15
Там же.
16
Там же.
17
Там же.
18
Зарипов Р. Х. Кибернетика и музыка / АН СССР. Науч. совет по комплексной проблеме «Кибернетика». Секц. филос. вопросов кибернетики. Секц. семиотики. – M.: Наука, 1971. C. 34.
19
Hideo N. Mozart – Musical Game in C K. 516f. [1997/12/28] // AsahiNet. URL: http://www.asahi-net.or.jp/~rb5h-ngc/e/k516f.htm (дата обращения: 18.10.2012).
20
Pearson M. Generative art: a practical guide using Processing. – NY: Manning Publications Co., 2011. P. 7.
21
Зарипов Р. Х. Кибернетика и музыка / АН СССР. Науч. совет по комплексной проблеме «Кибернетика». Секц. филос. вопросов кибернетики. Секц. семиотики. – M.: Наука, 1971. С. 38.
22
Боборыкин А. Минуты до отбытия машины грез // Частный корреспондент. URL: http://www.chaskor.ru/article/minuty_do_otbytiya_mashiny_grez_18688 (дата обращения: 07.04.2012).
23
Burroughs W. S. The Cut-Up method of Brion Gysin // UbuWeb. URL: http://www.ubu.com/papers/burroughs_gysin.html (дата обращения: 10.02.2013).
24
Савенко С. Карлхайнц Штокхаузен. // Сайт «Открытый текст» (Нижегородское отделение Российского общества историков-архивистов). URL: http://opentextnn.ru/music/personalia/schtokhauzen (дата обращения: 10.10.2013).
25
Pearson M. Generative art: a practical guide using Processing. – NY: Manning Publications Co., 2011. P. 7.
26
Eldred M. The Quivering of Propriation: A Parallel Way to Music // A Site of Philosophy www.arte-fact.org. URL: http://www.arte-fact.org/qvrpropn.html (дата обращения: 10.10.2013).
27
Ihmels T., Riedel J. The methodology of generative art // Media Art Net. URL: http://www.medienkunstnetz.de/themes/generative-tools/generative-art/scroll/ (дата обращения: 10.10.2013).
28
Дёготь Е. Ю. Русское искусство ХХ века. – М.: Трилистник, 2002. С. 32.
29
Бобринская Е. А. Русский авангард: границы искусства. – М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 47.
30
Гальцова Д. Е. Дадаистский коллаж и его параллели в литературной теории русского авангарда. (А. Кручёных, И. Терентьев, И. Зданевич, С. Шаршун) // Русский авангард 1910–1920-х годов. Проблема коллажа/ отв. ред. Г. Ф. Коваленко. – М.: Наука, 2005. С. 280.
31
Здесь и далее: Кручёных А. Новые пути слова. // Русский авангард. Манифесты, декларации, программные статьи (1908–1917) / авт.-сост. И. С. Воробьёв. – СПб.: Композитор, 2008. С. 54.
32
Там же.
33
Там же.
34
Дёготь Е. Ю. Русское искусство ХХ века. – М.: Трилистник, 2002. С. 32.
35
Кручёных, А. Е. Сдвигология русского стиха: Трахтат обижальный (Трактат обижальный и поучальный): Кн. 121 / А. Кручёных. – М.: Тип. ЦИТ, 1922. – 46, [2] с. с ил.
36
Там же. С. 29.
37
Теория литературы: Стиховедение. Сдвиг // Лингвокультурологический тезаурус «Гуманитарная Россия» / под науч. ред. М. Л. Ремнёвой. URL: http:// tezaurus.oc3.ru/docs/4/dictionary.php?label=%D1&word=%D1%E4%E2%E8%E3 (дата обращения: 05.10.2013).
38
Бобринская Е. А. Русский авангард: границы искусства. – М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 223.
39
Там же. С. 222.
40
Дёготь Е. Ю. Русское искусство ХХ века. – М.: Трилистник, 2002. С. 47.
41
Здесь и далее цит. по: Бобринская Е. А. Русский авангард: границы искусства. – М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 222.
42
Дёготь Е. Ю. Русское искусство ХХ века. – М.: Трилистник, 2002. С. 47.
43
Pearson M. Generative art: a practical guide using Processing. – NY: Manning Publications Co., 2011. P. XVIII.
44
Андреенко М. Журнал Шаршуна // Шаршун С. И. Орфей // Дадаизм / сост. и коммент. С. Шаргородского. Б. м.: Salamandra P. V. V., 2012. 115 с., ил. PDF. (Библиотека авангарда, Вып. VIII). URL: http://imwerden.de/pdf/sharshun_dadaizm_2012.pdf (дата обращения: 01.10.2013).
45
Здесь и далее: Шаршун С. И. Орфей. // Дадаизм / сост. и коммент. С. Шаргородского. Б. м.: Salamandra P. V. V., 2012. 115 с., ил. PDF. (Библиотека авангарда, Вып. VIII). URL: http://imwerden.de/pdf/sharshun_dadaizm_2012.pdf (дата обращения: 01.10.2013).
46
Пахмусс Т. Сергей Шаршун и дадаизм // Новый журнал, Нью-Йорк. 1989. № 177. С. 276.
47
Кузьмин Д. «После чего дышится легче»: Сергей Шаршун // Сетевой журнал Text only, № 15 (1’06). URL: http://textonly.ru/case/?article=5684&issue=15 (дата обращения: 10.09.2013).
48
Там же.
49
Там же.
50
Цит. по: Бобринская Е. А. Русский авангард: границы искусства. – М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 187.
51
Там же. С. 198.
52
Цит. по: Гальцова Д. Е. Дадаистский коллаж и его параллели в литературной теории русского авангарда (А. Кручёных, И. Терентьев, И. Зданевич, С. Шаршун) // Русский авангард 1910–1920-х годов. Проблема коллажа / отв. ред. Г. Ф. Коваленко. – М.: Наука, 2005. С. 280.
53
Гальцова Д. Е. Дадаистский коллаж и его параллели в литературной теории русского авангарда (А. Кручёных, И. Терентьев, И. Зданевич, С. Шаршун) // Русский авангард 1910–1920-х годов. Проблема коллажа / отв. ред. Г. Ф. Коваленко. – М.: Наука, 2005. С. 278.
54
Там же. С. 276.
55
Цит. по: Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм. Пер. с франц. С. Дубина. – М.: НЛО, 2002. С. 11.
56
Там же. С. 92.
57
Там же. С. 13.
58
Дали С. Дневник одного гения // Библиотека Максима Мошкова. URL: http://lib.ru/CULTURE/DALI/dnewnik.txt (дата обращения: 10.09.2013)
59
Биография Ремедиос Варо [Kaplan J. Unexpected journeys: The life of Remedios Varo] // Дневник Александра. URL: http://lactoriacornuta.livejournal.com/16684.html (дата обращения: 08.05.2013).
60
Там же.
61
Бобринская Е. А. Русский авангард: границы искусства. – М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 187.
62
Там же. С. 195.
63
Там же. С. 188.
64
Там же. С. 189.
65
Здесь и далее: Walther E. Max Bense’s Informational and Semiotical Aesthetics // Stuttgarter Schule [September, 2000]. URL: http://www.stuttgarter-schule.de/bense.html (дата обращения: 10.10.2013).
66
Цит. по: Крюковский Н. И. Кибернетика и законы красоты. – Минск: Издательство БГУ им. В. И. Ленина, 1977. С. 73–74.
67
Walther E. Max Bense’s Informational and Semiotical Aesthetics // Stuttgarter Schule [September, 2000]. URL: http://www.stuttgarter-schule.de/bense.html (дата обращения: 10.10.2013).
68
Ihmels T., Riedel J. The methodology of generative art // Media Art Net. URL: http://www.medienkunstnetz.de/themes/generative-tools/generative-art/scroll/ (дата обращения: 10.10.2013).
69
Завадский С. А. Теория и практика «машинного искусства» // Искусство и научно-технический прогресс. – М.: Искусство, 1973. С. 394.
70
Там же.
71
Ihmels T., Riedel J. The methodology of generative art // Media Art Net. URL: http://www.medienkunstnetz.de/themes/generative-tools/generative-art/scroll/ (дата обращения: 10.10.2013).
72
Завадский С. А. Теория и практика «машинного искусства» // Искусство и научно-технический прогресс. – М.: Искусство, 1973. С. 393–394.
73
Там же. С. 394.
74
Завадский С. А. Теория и практика «машинного искусства» // Искусство и научно-технический прогресс. – М.: Искусство, 1973. С. 393–394.
75
Kurtz T. The Courage of One’s Convictions [from Monograph ‘Manfred Mohr’, Waser Verlag Zürich, 1994] // Manfred Mohr Website. URL: http://www.emohr.com/tx_kurtz_e.html (дата обращения: 10.10.2013).
76
Там же. С. 394.
77
Kurtz T. The Courage of One’s Convictions [from Monograph ‘Manfred Mohr’, Waser Verlag Zürich, 1994] // Manfred Mohr Website. URL: http://www.emohr.com/tx_kurtz_e.html (дата обращения: 10.10.2013).
78
Там же.
79
Ex Machina: Algorithmisches Flimmern [29 April, 2008] // Der Standart. URL: http://derstandard.at/3312774/Geschichte-der-Computerkunst-Ex-Machina-Algorithmisches-Flimmern (дата обращения: 16.08.2013).
80
Интервью с Александром Лысовым. // Интернет-журнал о граффити, стрит-арте, искусстве, дизайне, музыке и уличной культуре Code Red. URL: http:// old.codered.ru/blog/?p=107087 (дата обращения: 09.09.2013).
81
Там же.
82
Берг А. И. Основные вопросы кибернетики (Доклад академика А. И. Берга на заседании Президиума Академии наук СССР 10 апреля 1959 г.) // Электронная библиотека мультимедиа-ресурса «Музей А. А. Ляпунова». URL: http://elib.nsc.ru:8080/jspui/bitstream/SBRAS/5928/4/Berg1.pdf (дата обращения: 08.12.2013).
83
Глушков В. М. Кибернетика и творческий процесс // Литературная Россия, № 21 (333), 25 мая 1969. С. 17.
84
Митрофанов А. С. Кибернетика и художественное творчество. Философские проблемы кибернетического моделирования. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 165.
85
Там же. С. 159.
86
Филипьев Ю. А. Творчество и кибернетика. – М.: Наука, 1964. С. 7.
87
Митрофанов А. С. Кибернетика и художественное творчество. Философские проблемы кибернетического моделирования. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 173.
88
Там же. С. 159.
89
Завадский С. А. Теория и практика «машинного искусства» // Искусство и научно-технический прогресс. – М.: Искусство, 1973. С. 390.
90
Гутчин И. Б. Кибернетическое моделирование произведений искусства // Искусство и научно-технический прогресс. – М.: Искусство, 1973. С. 386.
91
Там же. С. 387.
92
Бирюков Б. В., Гутчин И. Б. Машина и творчество: результаты, проблемы, перспективы. – М.: Радио и связь, 1982. С. 116.
93
Переверзев Л. Б. Искусство и кибернетика. – М.: Искусство, 1966. С. 128.
94
Зарипов Р. Х. Кибернетика и музыка / АН СССР. Научный совет по комплексной проблеме «Кибернетика». Секц. филос. вопросов кибернетики. Секц. семиотики. – M.: Наука, 1971. С. 57.
95
Зарипов Р. Х. Кибернетика и музыка / АН СССР. Научный совет по комплексной проблеме «Кибернетика». Секц. филос. вопросов кибернетики. Секц. семиотики. – M.: Наука, 1971. С. 58.
96
Там же. С. 60.
97
Зарипов Р. Х. Моделирование на ЭВМ элементов творчества (на материале музыки). – М.: ВИНИТИ АН СССР. Научный совет по комплексной проблеме «Кибернетика», 1977. С. 9–10.
98
Завадский С. А. Теория и практика «машинного искусства» // Искусство и научно-технический прогресс. – М.: Искусство, 1973. С. 392.
99
Там же.
100
Кобринский Н., Пекелис В. Быстрее мысли. – М.: Молодая гвардия, 1959. –388 с.
101
Пекелис В. История одной мистификации // «Московский комсомолец», 11 января 1968. С. 4.
102
Там же.
103
Завадский С. А. Теория и практика «машинного искусства» // Искусство и научно-технический прогресс. – М.: Искусство, 1973. С. 401.
104
Радунская И. Гулливер в стране кибернетиков // Литературная Россия, № 17 (329), 25 апреля 1969 г. С. 22.
105
Бирюков Б. В., Гутчин И. Б. Машина и творчество: результаты, проблемы, перспективы. – М.: Радио и связь, 1982. С. 120.
106
Бирюков Б. В., Гутчин И. Б. Машина и творчество: результаты, проблемы, перспективы. – М.: Радио и связь, 1982. С. 120.