bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

«В Санкт-Петербурге светосила очень слабая по сравнению с Ташкентом, не дает силы восприятия. Тени и зайчики – нежные, слабые. Там – как звонкие светики, сочные. Чем ближе к экватору, тем сильнее зайчики. Самое подходящее время для ловли зайчиков в Ташкенте в течение 40 дней, которые называются "Дюля". Это самые жаркие дни, самое яркое время. Я писал зайчики у речки, через 15 минут работы нырял в воду, снова писал под зонтиком, высыхал за 15 минут и снова писал»

В этой теме отражено влияние работ П.П. Бенькова, являвшегося для Опульса непререкаемым авторитетом:

«Первое мое впечатление от зайчиков на холсте – это полотно Бенькова "Сбор винограда". Это большой холст, который я увидел с большого отдаления (несколько десятков метров) и подумал, что это окно, в котором видно, как собирают виноград. Беньков написал зайчики на переднем плане, свет лился через виноград, через кисти винограда проявлялось солнце. Меня поразил этот живой эффект. Я долго мучился, добиваясь такой же живости, испортил много холстов».

Именно этими эффектами его завораживала работа на Коневце, где «зеркало воды отражает солнце, рефлекс идет на остров, солнечный свет здесь гораздо сильнее, светосила мощнее в два раза. Медные крыши каре горят на солнце так, что слепит глаза. Там я опять вспомнил ощущения детства».

Всю жизнь с благодарностью вспоминал свою первую учительницу живописи Зою Григорьевну Абруцкую, приехавшую в Ташкент из блокадного Ленинграда. Ее наставления «больше наблюдать» во многом сформировали творческую личность художника Сергея Опульса, который объяснял:

«Живопись – это искусство созерцания, сосредоточения внимания. Впечатления откладываются, проходят через сон, а потом из этого наблюдения рождаются работы».

Однажды, в одном из интервью его спросили, всегда ли он видит завершение каждой конкретной работы, всегда ли понимает, что подошел к финалу? На что он задумчиво ответил: «В живописи финал? Живопись в этом смысле как Космос, бесконечна».

Космос его живописи навсегда остается с нами. Смерть – не выздоровление, но всегда исцеление, как бы она не была груба и беспощадна. Она – исцеление от всех недугов, физических и душевных. Сергей Опульс исцелился. И понес свой огонь в Дом Бога.

Опубликовано: «Вестник Александро-Невской Лавры № 5-6 от 28.06.2022, стр. 8-9.


Георгий Витальевич Ермолов

редактор научно-публицистического журнала "Источник надежды" Александро-Невской лавры, один из ведущих аналитиков Службы внешней разведки РФ, автор нескольких книг.


Глава 3. Художник и его муза (2013)

Первая встреча

Сергей Опульс:

– После успешной персональной выставки картин в немецком центре в Москве в 2000 году мне посоветовали начать изучать язык предков (с одной стороны, это Опульсы – латышские немцы, с другой – это русский немец ювелир Рюкерт). Я вернулся в Петербург, где в таком же немецком центре встреч на Невском существовали курсы немецкого языка. Я обратился к директору центра встреч и попросил дать мне самого лучшего преподавателя! В это время как раз шли занятия, и меня сразу отвели в класс. Когда я вошел, то сразу увидел ее – преподавательницу. Это была любовь с первого взгляда.


Наталья Булгакова:

– Это был интенсивный курс немецкого языка, осень 2001 года, занятия уже шли, когда наша директор привела еще одного участника, весьма необычного и странного. К тому времени я уже была опытным преподавателем, в моих группах обучались взрослые люди самого разного склада и характеров. С новым учеником мы были заняты вязанием морских узлов, которому он непременно хотел обучить меня…


Период романтики

Наталья Булгакова:

– Сергей звонил мне каждый день рано утром, спрашивая всегда одно и то же «Как твои дела? Как твое здоровье». Это была такая специальная восточная формула-заклинание. В конце учебного года к лету 2002 года я была уже вполне заколдована. Это было невероятно красивое и романтичное «симметричное лето», когда два уже совсем взрослых человека чувствовали себя как впервые влюбившиеся школьники. Ко мне приходили сами собой даже стихи, например, такие:

Мгновеньями,часами,даже днями,и ночи шли, и было счастье –Невыразимость.Казалась тайна жизни примитивной,очень легкой –хотелось Вечности.

К сожалению, мы не смогли тогда найти в себе силы измениться и быть вместе навсегда. Можно говорить, что слишком многие обстоятельства были против нашего благословенного союза тогда, хотя это только оправдания собственной нерешительности.

Только спустя семь лет, после многих горестей и испытаний, Бог снова дал нам шанс стать супругами, который мы уже не упустили. Сергей Опульс вернулся осенью 2008 года из паломничества к невероятно сильному монаху – отцу Гавриилу, который держит православную общину неподалеку от городка на Верхней Волге. Отец Гавриил сказал тогда мятущемуся художнику, чтобы он принял решение однозначное – если есть любовь, то необходимо вернуться, венчаться и жить семейной жизнью. Если нет, надо идти по духовному пути монашества и служения.

Художник вернулся в город на Неве. Как раз в это время все устроилось самым наилучшим образом для нашей повторной встречи, теперь уже без расставания. Можно говорить о чудесах, которые происходили осенью 2008 года практически каждый день, чтобы мы встретились, поняли друг друга и последовали указанным свыше путём.

Все годы недоверия и разлуки мы жили в одиночестве, каждый в своем. Могу подчеркнуть особо, что одиночество очень вредно и разрушительно, как для обычных людей, так и особенно для творческих личностей.


Предложение руки и сердца. Венчание

Наталья Булгакова:

– Как православный и глубоко воцерковленный человек, Сергей Опульс не мыслил себе нашего союза в другой форме, кроме как в венчанном браке. Поэтому мы сразу были нацелены на венчание в православной традиции, все остальное имело подчиненное значение, хотя и было очень красиво и важно. Венчальные кольца мы купили в Сретенском монастыре в Москве, где настоятелем отец Тихон (автор бестселлера «Святые несвятые»). Так получилось, что путешествие в Москву у нас было сначала, а потом уже венчание с предварительной регистрацией брака. Мы венчались 25 января – в Татьянин день 2009 года. На подворье Коневского монастыря, где Сергей Опульс является прихожанином с самого первого дня возрождения подворья. Нас – единственных – венчал в мощной службе по монашескому чину – тогдашний настоятель подворья отец Борис.


Сергей Опульс:

– Могу сказать, что если бы не эта мощная духовная сцепка, наш брак не выдержал бы испытаний первых лет. Потому, как бы ни сильна была изначальная эмоция, жизнь семейная – это марафон, который требует постоянных внутренних сил. Венчанный брак – это тот сейф, в котором хранится золото вашей любви.


Любовь в семейной жизни

Наталья Булгакова:

– Мы считаем, что с первого дня нашего знакомства, вместе мы, так или иначе, уже почти 12 лет. Первоначальное чувство восхищения и любования, однажды возникшее Божьей волей беспричинно, теперь рождается каждый день в ежедневном общении, иногда – вопреки, иногда – благодаря, но всегда вдохновляет на творчество и свершения.


Сергей Опульс:

– Благодаря моей венчанной супруге Наталье я нашел себя в середине жизни, я вышел на новые горизонты творчества и развития как живописец и человек. Многие вещи и обстоятельства жизни она открыла мне с новой стороны, что позволило переосмыслить свои результаты и цели в жизни, подняться над собой.


Наталья Булгакова:

– Благодаря Сергею Опульсу я нашла для себя новую сферу реализации накопленных за профессиональную жизнь умений, получила возможность действия на многие годы вперед, возможность саморазвития и совершенствования. Мой любимый муж открыл мне новый прекрасный мир и повел за собой, что, собственно, и является основной задачей мужчины в жизни любой женщины.


Глава 4. О живописи, творчестве, картинах

О призвании

– Опульс – Художник. Понимаете, это моя основная профессия, это мое призвание. А все остальное – штурман, вертолет – это дополнение к призванию. Как говорят на Востоке – нужно видеть главное. Для меня главное – это художественное творчество. Пускай это будет живопись, скульптура, декоративные вещи, но главное – воплощение художественным языком.


О продаже работ

– Мне не жалко расставаться с творениями, если картины идут в надежные, хорошие руки, как котята. Если люди покупают мои картины не для того, чтобы перепродавать, а для себя, для души. Таких людей много, которые хотели бы иметь мои картины, но, в основном, у них нет возможностей покупать картины. Поэтому часто картины висят много лет не оплачены. Например, есть картина с тигром, которая живет у одной поклонницы пока просто так. И мне не жалко было давать этого тигра, потому что она любит его. Лучше пусть он будет жить у нее, чем неизвестно где. Хотелось бы, чтобы мои картины жили в тех домах, где их любят.


Прибыл из Берлина. (2015, холст, масло, 115 x 100 см)
О выставках

– Активно выставляться я начал с помощью жены с 2009 года, до этого у меня был перерыв почти десять лет. Я был занят духовным деланием, пребывал в «ограде церкви». Поэтому у меня была возможность продвинуться от гордости и страха в другую сторону. Для меня важно знать, что люди видят мои картины, чувствуют то, что я хочу им передать. На свою персональную выставку – первую после долгого перерыва (культурный фестиваль «ДУХ-QUEST» в октябре 2010 г.) я приходил с радостью, что у меня вышло, что люди видят мои картины, и они людей вдохновляют. Эта радость за картины, что они освобождаются, выходят к людям.


О мотивах для творчества

– На 12-м Международном Репинском пленэре, в котором я принимал участие летом 2011 года, как раз обсуждали за круглым столом этот вопрос. К единому мнению, мы, конечно, не пришли. Именно там, на пленэре я четко осознал, насколько важно писать именно то, что близко тебе внутренне.

Мой пример с пленэра такой – нас вывозили на натуру за город, там, где течет река, есть вода. В самом городе Чугуеве река не проходит.


– У меня во всех этюдах присутствует вода. Вода, водная стихия в природе для меня очень важна, другие участники пленэра не писали воду, выбирали другие мотивы – дорогу, лес, поляну, освещенную солнцем.

Вода всегда привлекала меня своей неповторимостью, необычностью. Смотришь в одну сторону на реку – вода одна, повернешь голову – другая, невероятно красива.


О Божьем даре и образах

– Художником надо родиться. Ремеслу можно научиться, но не быть художником. Хороших ремесленников очень много было и есть. Они не стали художниками, хотя они большие мастера в ремесле. Настоящий художник имеет свое вИдение Красоты. И по-своему выражение ее. Хочу подчеркнуть, что это должно быть видение именно красоты.


– Художник – призвание от Бога. Музыка, как передача, а живопись – это импульсы. Индивидуальность сохраняется тогда, когда есть устремление к Богу. Как будто записываешь Божьи сигналы. Если хобби совпадает с профессией, рождается искусство. Если занимаешься не любимым делом, то разрываются все связи вокруг.


– Фотография станет искусством, если фотограф сможет поймать мгновение. Мне нравятся черно-белые фотографии, в них больше ритма, воздушности, перспективы, поэтому их можно превратить в живопись.


– Когда художник берет образ из головы, получается более выразительно. Своего рода сказка. У каждого сказка своя, у каждого художника свое видение красоты. Иногда мне сюжеты приходят во сне. Стихотворения «случаются», и живопись тоже «случается». Одну из своих работ, «Двор моего детства» я создавал на протяжении 25 лет, с каждым годом добавляя новые и новые детали. Живопись, как хорошее вино, должна настояться.


О личности художника

– Злой и равндоушный человек не может быть художником, потому что художник он уже неравнодушен к тому, что он делает. Он может играть роль художника, делать мизансцену, включать театр. Удобно и приятно играть эту роль на публике, показывать себя. А картины не получаются в этом случае, получаются декорации. Один театр, а не художественность.


– Различать художника и человека я научился недавно, важно именно различать профессионала и личность, порядочность. Раньше я думал, что если художник супергениальный, то и человек хороший, но это оказалось далеко не так.


О завершенности работы

– В живописи финал? Живопись в этом смысле как космос, бесконечна. Художники по двадцать, десять, восемь лет писали картины, и они оставались недоделанными… В живописи – не в литературе, где можно поставить точку и положить в стол. В живописи процесс завершения может быть очень долгим. Невозможно точно предсказать, когда работа будет закончена. Да, я прекращаю работу над картиной, потому что потемнело, например…


– Сознательное решение о том, что картина закончена «я сделал», у меня не появляется. Появляется только на следующий день или через некоторое время решение, что «пожалуй, пусть остается так». Таким образом, завершенными картины становятся, когда останавливаешься, чтобы не навредить, от противного, так сказать.*


________

* Примечание Натальи Булгаковой: Сергей Опульс мог несколько раз переписать работу полностью, при этом получались совершенно разные произведения, с разной эмоциональностью, энергетикой и цветовой палитрой.

Например, это видно на трех вариантах картины «После дождя на Коневской косе» (холст на картоне, масло, 50х50), которые удалось зафиксировать. К сожалению, не всегда было возможно уследить за маэстро, который вносил изменения в свои работы совершенно непредсказуемо.


2010 год


2014 год


 2017 год


О Божьем даре и цельности в картинах

– Самое главное человеческое качество для художника – терпение, устремленность к цели, стремление добиться желаемого в картине, во что бы то ни стало.

Художник должен быть цельным человеком, заниматься только одним, не дробиться, не разбрасываться, а собираться в одно. Для любого художника очень важно такое качество, как «поставленный глаз», этого нельзя добиться сразу, для постановки глаза нужно годами трудиться.

В результате художник может воспринимать цельно, профессионально, при написании картины он уберет лишнее, что-то обобщит, что-то выделит, усилит и т.д. За счет этого форма получается более выпуклой объемной.


– Цельное восприятие важно для художника, широкое восприятие, не вышивание мелочевки. Важно, когда художник видит большую форму, оперирует большой формой, и только чуть-чуть подправляет детали. Очень важно, когда человек может увидеть картину в эскизах в формате, представить ее в голове полностью и целиком.


– Необходимо, чтобы у художника было три Т – терпение, талант и труд. Если есть сочетание этих трех факторов, то получается произведение. Должно быть терпение, очень большая работоспособность и дар Божий.


О своем вкладе в искусство

– Сейчас трудно говорить, что есть мой вклад в искусство, а что не вклад. Это может определить только время. При этом масштаб человеческой жизни считается за мгновение.

При жизни Ван Гога его живопись никто не покупал кроме его брата Тео, а прошло время, и его картины продаются за многие миллионы долларов. Ван Гог был цельным, одержимым человеком, он занимался только живописью. Он не бегал по лавкам, не портил руку на лавке, потому что брат обеспечивал его всем, а он только писал. Он писал цельно, именно как говорило ему его художественное восприятие, именно поэтому он остался великим художником 20 века. Ван Гога признали за гения только через 30 лет после его смерти.

Такое происходит с художником, если ему близкие помогают, его мастерство приходит с годами. Но при этом он не занимается лавкой или копированием лубка, а пишет то, что его волнует, тревожит, будоражит.


О радости в жизни

– Я хочу языком живописи выразить свое восприятие мира, общее мое понимание человеческого фактора выразить в картинах, чтобы они читались как знак.

– Если мы возьмем больших художников двадцатого века, то у каждого художника есть знаковая работа, которая остается в истории человечества.

Знаковыми художниками они стали уже после смерти, а при жизни они были простыми людьми, как все, ходили по тем же улицам, пили ту же воду, ели тот же хлеб, смотрели на то же небо.


– Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины (Ницше) Для меня это трудно выразить словами, поэтому я и пишу картины, а не книги, это трудно объяснить словами, живопись – это визуальное восприятие. 90 процентов восприятия окружающего мира идет через глаза, мне живопись дает радость жизни.


Об искусстве будущего

– Сейчас очень модно искусство гламура, которое диктует правящий класс, но наряду с этим также популярно искусство русской академической школы, передвижников.

– Однако, если говорить о векторе будущего – то пришло время инсталляции, время панорамной живописи (вспомните, например, Бородино, панорама Севастополя). Панорамная живопись вместе с инсталляцией – последний ход в искусстве, за которым будущее.

– Творческая деятельность художников изменить общественные и экономические отношения, например, Герника Пикассо, которая прозвучала против фашизма.


О солнечных зайчиках на холсте и первой учительнице живописи Зое Григорьевне Абруцкой

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2