Полная версия
Автобиография троцкизма. В поисках искупления. Том 1
На вопрос о том, создала ли оппозиция альтернативный язык описания, полагается, пожалуй, отрицательный ответ. Платформа легитимировала себя в понятиях марксистской науки об обществе, проповедовала административный централизм, плановую экономику. Платформа третировала «буржуев» и «нэпачей» как врагов революции, смотрела на крестьянина сверху вниз, клялась именем рабочего класса. «Демократический централизм», ленинские принципы партийного строительства не подлежали критике. В то же время налицо был оппозиционный диалект: смена акцентировки значений разных терминов из политического словаря, постоянные требования свободы выражения и демократии позволяли говорить в таких терминах. Оппозиционеры узнавали друг друга через такие лозунги, понимали друг друга с полуслова.
Не желая рисковать утратой авторитета, ЦК категорически отказался публиковать платформу. Все, что было опубликовано 2 ноября 1927 года в «Правде», – это сжатые тезисы речи Зиновьева на октябрьском пленуме ЦК и ЦКК, останавливающиеся в основном на вопросах внешней политики: «1) пассив Сталина: проигрыш китайской революции; 2) позорное банкротство политики блока с предателями из Генсовета; 3) ускорение разрыва Англии с СССР; 4) полуразрыв с Францией; 5) шаг на пути к признанию довоенных долгов; 6) начало раскола Коминтерна; 7) передача ряда компартий в руки правых»429.
В верхах оппозиции царило волнение, но не уныние. Вожди оппозиции не теряли надежду: главный бой был впереди. У нас есть свидетельство некоего Б. М. Крейнеса из ячейки ВКП(б) в Центросоюзе о вере интересующего нас Евдокимова в чудотворное влияние платформы, которую он высказывал в частных разговорах с единомышленниками. Записка Крейнеса в партбюро начинается с бытовой зарисовки: 13 октября 1927 года в кабинет некоего т. Климохина вошли Евдокимов и некий Прибытков. Автор сидел и делал вырезки из газет для Климохина, прислушиваясь, что же скажет Евдокимов о политике партии. «Все мне слышать не удалось, так как дверь была закрыта. Я слышал отдельные фразы: „ЦК обанкротилось“; „Дошли до последней меры – исключать лучших рабочих членов партии“». Ленинградская губернская контрольная комиссия скрывала свои преступления против пролетариата, не указывая стажа и социального положения исключаемых. «Беседа велась около полчаса. Ответы т. Прибыткова я не слышал, так как он тихо говорил. После ухода Прибыткова т. Евдокимов вышел из кабинета и просил газету „Правда“. Я ему дал». Крейнес позволил себе заметить Евдокимову: «Я считаю, что Вы делаете неправильно», разговаривая с посторонними людьми в рабочее время, «кроме того, не знаете, кто присутствует за дверьми. В ответ на это он спросил: „Вы член партии?“ Отвечаю: „Да“. – „Вот я Вам и объясню, что Вы не правы“ – и начал изъяснять постановления X‑го съезда партии как В. И. разрешал дискуссию, а также обсуждать разные платформы: „Вы же наши платформы не читали, так как ЦК Вам их не дает и не публикует“».
Крейнес пытался возразить: «Я ему привел пример, что во время их руководства и дискуссии с т. Троцким они поступили гораздо резче, чем сейчас ЦК по отношению к Вам: как, например, резолюция, в Ленинграде требующая исключения из партии т. Троцкого, где ЦК не согласился с этим. Т. Евдокимов на это ответил: „Вы идиот, ничего не понимаете. Большинство ЦК вышвырнуло Ваши мозги из головы“. Крейнес отвечал, что исключение т. Троцкого ставил т. Сталин и дал нам такие директивы в Ленинграде, но мы т. Троцкому давали всегда говорить и выступать в печати. Мы и в это время указывали, что он полуменьшевик».
В это время вошел товарищ Зуев, который вмешался в разговор, «говоря, что я ничего не понимаю, так как тебе ничего не говорят и не опубликовывают. Я говорю: „Вот. Т. К… оппозиционер, который на собраниях выступает, и никто ему рот не закрывает. Т. Евдокимов ответил, что здесь не [оппози]ционер, – он не разбирается в вопросах“. Евдокимов и Зуев ушли в кабинет т. Климохина, пошушукались, т. Зуев ушел. Евдокимов вышел и сказал мне: „Извиняюсь за резкие выражения, так как во время спора бывает“ и начал беседовать, доказывая неправоту большинства ЦК. Он говорил, ЦК принял неслыханную линию. При Ленине этого никогда не было. Проводятся сначала все выборы парткомов и подготовка конференций <…> а потом разрешается дискуссия. При уходе он распрощался и сказал: „Во время дискуссии мы с вами подискутируем, хотя знаем, что подготовка к съезду проведена. Но нашу платформу мы постараемся объяснить всей партии и доказать нашу правоту“»430.
Платформу оппозиции к XV съезду ВКП(б) подписали 17 членов ЦК и ЦКК, в том числе Троцкий, Зиновьев, Каменев, Смилга, Евдокимов, Раковский, Пятаков, Бакаев и другие. Активно собирались подписи коммунистов под платформой. «Если наберем тридцать тысяч, – говорил Зиновьев, – нам не откажут в слове на XV съезде»431. Руководители оппозиции с трудом набрали под платформой 5000–6000 подписей на отдельных листах (с номерами партийных билетов) по всей стране. Не желая ставить подписавшихся под удар, в ЦК было сообщено лишь несколько сот имен старых большевиков, подвергавшихся репрессиям при царизме. С другой стороны, комментировал студент ЛГУ Н. П. Полетика, «сообщение в ЦК имен всех подписавшихся выдало бы малочисленность оппозиции»432.
Не получив права широко печататься в партийной прессе, оппозиция начала распространять свою литературу в самиздате. Дело не ограничивалось традиционными для предыдущего этапа партийной борьбы гектографами, шапирографами и стеклографами – известными с конца XIX века кустарными копировальными приборами с производительностью в десятки копий в сутки. Да и такие приборы были эффективнее для копирования рукописей – копии с машинописных листов выходили смазанными и читались плохо. «Ответственные за оппозиционную технику» (так внутри самой оппозиции постоянно именовались специалисты по копированию оппозиционных материалов, во всяком случае в протоколах допросов они сами себя называют себя именно так) искали и находили доступ к профессиональным типографским мощностям. Это удавалось время от времени, хотя и нечасто. В архивных фондах Политбюро 1927 года есть пятитомная коллекция тиражированных оппозицией материалов: абсолютное большинство листовок, воззваний, копий статей создано кустарной техникой, использовавшейся еще во времена подпольного существования РСДРП и партии социалистов-революционеров. Однако иногда встречаются и профессиональные оттиски – они тиражировались во многих тысячах экземпляров.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
1
Выполняет функции иностранного агента.
2
«Я не считаю большевистское сектантство метафорой»: Юрий Слезкин о своей книге «Дом правительства» [Электронный ресурс: https://www.corpus.ru/press/urij-slezkin-svoej-knige-dom-pravitelstva.htm (дата обращения здесь и далее по всем ссылкам на электронные ресурсы 28.06.2023)].
3
Александер Д. Смыслы социальной жизни: Культурсоциология. М.: Праксис, 2013. С. 212–213.
4
Литература о милленарных элементах в марксизме бесконечна. Упомяну только: Tucker R. C. Philosophy and Myth in Karl Marx. New York: Cambridge University Press, 1961; Tuveson E. L. The Millenarian Structure of the Communist Manifesto // The Apocalypse in English Renaissance Thought and Literature / Ed. by C. Patrides and J. Wittreich. Ithaca, N. Y.: Cornell University Press, 1984; Billington J. H. Fire in the Minds of Men: Origins of the Revolutionary Faith. New York: Basic Books, 1980; Rothbard M. N. Karl Marx: Communist as Religious Eschatologist // The Review of Austrian Economics. Vol. 4 (1). 1990.
5
Kotkin S. Magnetic Mountain: Stalinism as Civilization. Berkeley: University of California Press, 1995. P. 152.
6
Халфин И. Автобиография большевизма: между спасением и падением. М.: Новое литературное обозрение, 2023. С. 31–79.
7
Хелльбек Й. Революция от первого лица: дневники сталинской эпохи. М.: Новое литературное обозрение, 2017.
8
Крылова А. «Советская современность»: Стивен Коткин и парадоксы американской историографии // Неприкосновенный запас. № 108 (4). 2016 [Электронный ресурс. URL: http://www.nlobooks.ru/node/7612].
9
Фуко М. История сексуальности – III: Забота о себе. М.: Грунт, 1998. С. 51.
10
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 171. Д. 426. Л. 88.
11
Pagels E. The Origins of Satan. New York: Knopf, 1995. P. 167; Wayne P. Meeks, The Origins of Christian Morality. New Haven: Yale University Press, 1993. P. 124; Аникин А. В. Элементы сакрального в русских революционных теориях // Отечественная история. 1995. № 1. С. 78–92.
12
Александер Д. Указ. соч. С. 328–341.
13
Большая цензура: Писатели и журналисты в Стране Советов. 1917–1956 / Под общ. ред. акад. А. Н. Яковлева; сост. Л. В. Максименков. М.: МФД, 2005. С. 425.
14
Рикёр П. Символика интерпретации зла // Рикёр П. Конфликт интерпретаций. М.: Академический проект, 2008. С. 390.
15
Ricoeur P. The Symbolism of Evil. New York: Harper and Row, 1967. P. 287.
16
Рикёр П. Указ. соч. С. 378.
17
Ricoeur P. Op. cit. P. 300.
18
Рикёр П. Указ. соч. С. 406–407.
19
Ricoeur P. Op. cit. P. 233–235.
20
Рикёр П. Религия и вера // Рикёр П. Конфликт интерпретаций. М.: Академический проект, 2008. С. 581.
21
Абрамс М. Г. Апокалипсис: темы и вариации // Новое литературное обозрение. № 46. 2000. С. 5–31.
22
Кентавр. 1992. Июль – август. С. 103.
23
Из архива Л. О. Дан / Отобрал, снабдил примечаниями и очерком биографии Л. О. Дан Борис Сапир. Амстердам: Международный институт социальной истории, 1987. С. 101–104.
24
Тайны национальной политики ЦК РКП. Стенографический отчет секретного 4‑го совещания ЦК РКП, 1923 г. М.: Инсан, 1992. С. 63.
25
Правда. 1918. 11 октября.
26
Троцкий Л. Бюллетень оппозиции (большевиков-ленинцев) № 73 [Электронный ресурс: http://www.hai-nyzhnyk.in.ua/doc2/1939.trotsky2.php].
27
Раскольников Ф. В тюрьме Керенского // Пролетарская революция. 1923. № 10. С. 150–152.
28
Пролетарская революция. 1923. № 10. С. 151; Воспоминания о В. И. Ленине. Т. 2. М.: Политиздат, 1984. С. 266.
29
Правда. 1927. 2 ноября.
30
Дело провокатора Малиновского / Сост. Б. И. Каптелов, И. С. Розенталь, В. В. Шелохаев. М.: Республика, 1992. С. 205–206, 212–213.
31
Там же. С. 230.
32
Там же. С. 234–235.
33
Сталин И. В. Закрытое письмо ЦК ВКП(б): Уроки событий, связанных с злодейским убийством тов. Кирова // Сталин И. В. Сочинения. Т. 16. М.: Писатель, 1997. С. 280.
34
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 171. Д. 426. Л. 277, 199.
35
Об официальном образе врага см.: Guenter H. Der Feind in der totalitären Kultur // Kultur im Stalinismus: Sowjetische Kultur und der 1930er bis 50er Jahre / Hrsg. B. Gorzka. Bremen: Edition Temmen, 1994. S. 89–100; Фатеев А. Образ врага в советской пропаганде, 1945–1954. М.: Ин-т рос. истории РАН, 1999; Cassiday J. The Enemy on Trial: Early Soviet Courts on Stage and Screen. De Kalb: Northern Illinois University Press, 2000.
36
Тепляков А. Г. «Непроницаемые недра»: ВЧК–ОГПУ в Сибири. 1918–1929 гг. / Под ред. Г. А. Бордюгова. М.: АИРО-XXI, 2007 (Серия «АИРО – Первая монография»).
37
Глебкин В. В. Ритуал в советской культуре. М.: Янус-К, 1998; Зиновьева Т. А. К вопросу о культе мертвых на территории бывшего СССР // Знание – сила. 1996. № 1. С. 13–15.
38
Koselleck R. The Historical-Political Semantics of Asymmetric Counterconcepts // Koselleck R. Futures Past: On the Semantics of Historical Time. Cambridge, MA: The MIT Press, 1999. P. 177.
39
Протоколы X съезда РКП(б), март 1921 г. / Под ред. Н. Н. Попова. М.: Партийное издательство, 1933. С. 332–333.
40
Тепляков А. Г. Дневник чекиста Семенова, или Голгофа воинствующего троцкиста и безбожника // Голоса Сибири. Литературный альманах. Вып. 4. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. С. 343.
41
Сойма В. Запрещенный Сталин. М.: Олма-Пресс, 2013. С. 12.
42
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 171. Д. 259. Л. 69, 84.
43
Там же. Л. 31.
44
[Электронный ресурс: https://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/67974].
45
РГАСПИ. Ф. 671. Оп. 1. Д. 161. Л. 52–57.
46
Чудинов А. П. Политическая лингвистика. М.: Флинта-Наука, 2008; Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. М.: Гнозис, 2004; Евстигнеева Н. В., Оберемко О. А. Модели анализа нарратива // Человек. Сообщество. Управление. 2007. № 4. С. 95–107.
47
Лебина Н. Б. Нормы и ценности повседневной жизни. Становление социалистического образа жизни в России, 1920–1930‑е годы. СПб.: Нева; Летний Сад, 2000; Козлова Н. Н. «Советские люди»: сцены из истории. М.: Европа, 2005.
48
Малиновский Б. Избранное: Аргонавты западной части Тихого океана. М.: РОССПЭН, 2004. С. 36–37.
49
Ярская-Смирнова Е. Р. Нарративный анализ в социологии // Социологический журнал. 1997. № 3. С. 38–61; Троцук И. В. Теория и практика нарративного анализа в социологии. М.: Изд-во РУДН, 2006; Анкерсмит Ф. Р. История и тропология: взлет и падение метафоры / Пер. с англ. М. Кукарцева, Е. Коломоец. М.: Прогресс-Традиция, 2003.
50
Гирц К. Глубокая игра: Заметки о петушиных боях у балийцев. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017.
51
Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004. С. 11.
52
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998.
53
Колоницкий Б. И. Символы власти и борьба за власть: К изучению политической культуры российской революции 1917 года. СПб.: Лики России, 2001.
54
Анфертьев И. А. Организационные основы создания и деятельности ЦКК РКП(б)–ВКП(б). По документам Российского государственного архива социально-политической истории // История России. Исследования и документы: Мат-лы междунар. науч. конф. «Архивные документы в системе объективного научного знания по истории России», 19 ноября 2010 г., г. Москва. М.: РГГУ, 2011. С. 43–58.
55
Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985. С. 135.
56
Москаленко И. М. ЦКК в борьбе за единство и чистоту партийных рядов. М.: Политиздат, 1973; Орлов Е. Н. Ленинский план создания органов партийного контроля и осуществление его в Москве, 1924–1934. М.: Наука, 1987; Иванцов И. Г. Органы внутрипартийного контроля ВКП(б) в 1923–1934 гг. (на материалах Кубани и Северного Кавказа) // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2009. № 2; Саран А. Ю. Контрольные органы региональных структур ВКП(б) 1920–1930‑х гг. (на примере Центрально-Черноземной области) // История: факты и символы. 2016. № 4. С. 132–138; Санников В. А. Контроль над моральным обликом членов РКП(б) в 1920‑е годы (на примере Москвы) // История: факты и символы. 2016. № 3. С. 13–17.
57
Gofman E. Frame analysis: An essay on the organization of experience. London: Harper and Row, 1974.
58
Pocock J. G. A. Politics, Language, and Time: Essays on Political Thought and History. Chicago: University of Chicago Press, P. 14–15; Skinner Q. Meaning and Understanding in the History of Ideas // History and Theory. Vol. 8. 1969. P. 3–53; Pocock J. G. A., Skinner Q., Collini S. et al. Intellectual History // History Today. Vol. 35. 1985. P. 52; Велижев М. Б., Атнашев Т. М. История политических языков в России: к методологии исследовательской программы // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 2. № 3. С. 107–137.
59
Фуко М. Археология знания / Пер. М. Б. Раковой. СПб.: Гуманитарная Академия, 2004.
60
Козлова Н. Н. Советские люди: Сцены из истории. М.: Европа, 2005; Лившин А. Я., Орлов И. Б. Власть и народ: «сигналы с мест» как источник по истории России 1917–1927 гг. // Общественные науки и современность. 1999. № 2. С. 94–102; Суровцева Е. В. Жанр «письма вождю» в тоталитарную эпоху. 1920–1950‑е гг. М.: Аиро ХХ, 2008; Сухова О. А. В поисках социальной идентичности: советское общество в зеркале эпистолярного наследия эпохи // Вестник архивиста. 2017. № 4. С. 101–110; Рожков А. Ю., Мамонтова О. А. Письма «во власть» как исторический источник изучения социальных проблем студенчества в Советской России 1920‑х гг. // Общество: философия, история, культура. 2019. № 1. С. 85–93; Андреев Д. А. Советский студент первой половины 1920‑х: особенности самопрезентации // Социологический журнал. 2007. № 2. С. 156–166; Еремеева А. Н. Об одном студенческом письме «во власть» // Парадигма. 2019. № 30. С. 129–135.
61
Шубин А. В. Вожди и заговорщики: Политическая борьба в СССР в 1920–1930‑х гг. М.: Вече, 2004; Емельянов Ю. В. Сталин: Путь к власти. М.: Вече, 2006; Хлевнюк О. В. Хозяин: Сталин и утверждение сталинской диктатуры. М.: РОССПЭН, 2010.
62
«Я не считаю большевистское сектантство метафорой».
63
Koestler A. Darkness at Noon. New York: Scribner, 1941.
64
Milosz Cz. The Captive Mind. New York: Vintage Books, 1955. P. 193, 199.
65
Arendt H. On Revolution. New York: Viking, 1962. P. 100.
66
Гутнер Г. Б. Ханна Арендт о тоталитаризме [Электронный ресурс: https://sfi.ru/science/doklady-stat-i-vystuplieniia/hanna-arendt-o-totalitarizme.html].
67
Там же.
68
Berman H. J. The Challenge of Soviet Law // Harvard Law Review. Vol. 62 (2). 1948. Р. 260–261.
69
Luhmann N. Law as a Social System. Oxford: Oxford University Press, 2004.
70
СЗ СССР. 1927. № 12. С. 123; № 49. С. 330.
71
Крыленко Н. В. Обвинительные речи по наиболее крупным политическим процессам. М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1937. С. 305–306; Викторов Б. Без грифа «Секретно». Записки военного прокурора. М.: Юридическая литература, 1990. С. 95–98.
72
Папков С. А. Обыкновенный террор. Политика сталинизма в Сибири. М.: РОССПЭН, 2012. С. 180–181.
73
Sharlet R. Stalinism and Soviet Legal Culture // Stalinism: Essays in Historical Interpretation / Ed. by R. Tucker. New York, 1977. P. 163–168; Unfried B. Rituale von Konfession und Selbstkritik: Bilder vom stalinistischen Kader // Jahrbuch für historische Kommunismusforschung. Bd. 2. 1994. S. 148–164.
74
РГАСПИ. Ф. 671. Оп. 1. Д. 256. Л. 59–60.
75
Гинзбург Л. Я. Записные книжки. Воспоминания. Эссе. СПб.: Искусство, 2002. C. 34.
76
РГАСПИ. Ф. 613. Оп. 3. Д. 7. Л. 16.
77
Там же. Л. 18–22.
78
Мельниченко М. Советский анекдот (Указатель сюжетов). М.: Новое литературное обозрение, 2014. С. 107.
79
ГАНО. П-6. Оп. 2. Д. 2763. Л. 8.
80
Одиннадцатый съезд РКП(б). Стенографический отчет. М.: Политиздат, 1961. С. 694.
81
Отчет Томского окружного исполнительного комитета II окружному съезду Советов Томского округа Сибирского края. Октябрь 1925 – март 1927 г. Томск, 1927; Отчет о работе Томского городского Совета рабочих и красноармейских депутатов VII созыва за 1927 и 1928 года. Томск, 1929.
82
ЦДНИ ТО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 525. Л. 52.
83
ГАНО. Ф. Р-1053. Оп. 1. Д. 1378. Л. 13.
84
Известия Сибирского бюро ЦК РКП(б). 1922. № 45. С. 29–30.
85
Тринадцатый съезд РКП(б). Стенографический отчет. М.: Политиздат, 1963. С. 779–780.
86
Троцкий Л. Д. Новый курс. М.: Красная новь, 1924. С. 78–79.
87
ЦДНИТО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 499. Л. 190.
88
Там же. Д. 604. Л. 27.
89
Там же. Л. 28.
90
Там же. Д. 99. Л. 378.
91
ГАНО. Ф. П-6. Оп. 2. Д. 2763. Л. 9–10.
92
Там же. Л. 12.
93
Там же. Л. 32.
94
Там же. Л. 35.
95
XIV съезд ВКП (б). Стенографический отчет. М.; Л.: Госиздат, 1926. С. 101–102.
96
Там же. С. 494.
97
ГАНО. Ф. П-6. Оп. 2. Д. 2763. Л. 34–38.
98
Там же. Л. 33.
99
Там же. Л. 30.
100
Кокоулин В. Г. Повседневная жизнь Томска (декабрь 1919 – март 1921 г.) // Сибирь. Деревня. Город / Отв. ред. С. А. Красильников. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2011. С. 9.
101
ЦГА ИПД. Ф. 197. Оп. 1. Д. 211. Л. 17.
102
ЦГА ИПД. Ф. 9. Оп. 1. Д. 127. Л. 1.
103
ГАНО. П-6. Оп. 2. Д. 2763. Л. 39.
104
ЦДНИ ТО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 525. Л. 34.
105
Правда. 1923. 7 декабря.
106
Троцкий Л. Д. Указ. соч. С. 77–78.
107
Десятый съезд РКП(б). Стенографический отчет. М.: Госполитиздат, 1963. С. 518.
108
Там же. С. 520.
109
Тринадцатый съезд РКП(б). С. 604.
110
ГАНО. Ф. П-6. Оп. 2. Д. 2763. Л. 24.
111
Там же. Л. 46–48.
112
Там же. Л. 27–29.
113
Там же. Л. 43.
114
Там же. Л. 64.
115
Гузаров В. Н. Борьба секретаря Томского губернского комитета РКП(б) В. С. Калашникова против троцкизма (1923–1924 гг.) // Вестник Томского государственного университета. История. 2012. № 4 (20). С. 159.
116
Тринадцатый съезд РКП(б). С. 223.
117
Десятый съезд РКП(б). С. 284.
118
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 71. Д. 1. Л. 12; Д. 89. Л. 10–11; Оп. 85. Д. 222. Л. 159; ЦГА ОДМ Ф. 67. Оп. 1. Д. 97. Л. 6 об.; Ленинградская правда, 1923. 5 декабря; Комсомольская правда. 1926. 19 сентября.
119
Тринадцатый съезд РКП(б). С. 203.
120
Там же. С. 201–202.
121