bannerbanner
Повседневность дагестанской женщины. Кавказская война и социокультурные перемены XIX века
Повседневность дагестанской женщины. Кавказская война и социокультурные перемены XIX века

Полная версия

Повседневность дагестанской женщины. Кавказская война и социокультурные перемены XIX века

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
7 из 9

Когда до Шамиля доходили слухи о злоупотреблениях и превратных действиях наибов, их ожидали взыскания и строгое предписание «исполнять его приказания в настоящем смысле»362.

Возвращаясь к практике принуждения девушек к замужеству, следует отметить, что проявление женщиной инициативы в выборе мужа не могло появиться спонтанно. Очевидно, что данный обычай имел место в культуре некоторых дагестанских народов в архаичные времена, а в реалиях военного времени он возродился в новой форме.

Описанные обычаи и обряды были зафиксированы исследователями преимущественно в горном Дагестане. В частности, сохранившиеся реликты древнего обычая отмечались у аварцев, андийцев, даргинцев и, за редким случаем, у лакцев363. Некоторые исследователи усматривали в этих обычаях отголоски материнско-родового культа, где была сильна брачная инициатива девушки364.

Сохранившиеся обычаи имели форму игры. Так, например, в селении Тлалух Чародинского района в старину бытовал обычай, по которому ежегодно в центре аула собирали всех незамужних девушек и женщин, а также мужчин брачного возраста. Обряд начинался со слов ведущего. Он вызывал девушку, которая должна была произнести имя избранника из числа присутствующих мужчин. Если же девушка долго не решалась, то толпа закидывала ее мелкими камушками до тех пор, пока она не скажет имя жениха365. Без сомнения, девушки стеснялись, не каждая могла осмелиться на такой шаг. Единственное, что смягчало проведение обряда, – это игровая атмосфера.

Представляет интерес обряд, распространенный у аварцев селения Цада Хунзахского района, в котором принимали участие все молодые юноши и девушки. Суть обряда, который также проводился в игровой форме, заключалась в том, что юноши должны были закидать папахами дом девушки, пока она не выберет одну из них. Если выбор девушкой был сделан, дальше следовало сватовство. Аналогичный обычай тIагърал рехи («забрасывание папах») был широко известен и у ахвахцев366.

Нередко выбор девушки мог пасть на того мужчину, который уже имел семью. И в этом случае он был обязан на ней жениться. Нередко мужчина до последнего был не в курсе, что он стал избранником девушки, – эту новость ему приносили сельчане.

Ю. Ю. Карпов, исследовавший обычаи цезов, отмечал, что при выборе избранника женщины должны, произнося имя мужчины, бросить в него свою вязаную обувь гедоби367.

Очевидно, что к такому обычаю, сохранившемуся реликту эпохи матриархата, в объективных реалиях военного времени рационально прибегнул имам Шамиль.

Мнения исследователей разнятся в оценке этой практики. По мнению А. Руновского, она была направлена на борьбу с распущенностью. Кроме того, она распространялась исключительно на легкомысленных девушек, одаренных веселым характером368. Руновский полагал, что такие радикальные меры должны были избавить семьи девушек от бесславия, а их самих от неминуемого наказания369. Необходимо отметить, что автор в своих доводах ссылался на имама Шамиля, с которым провел длительный период в Калуге.

Заботясь о моральном облике общества, Шамиль не только предписывал своевременно выдавать замуж веселых девиц «во избежание блудства», но и обязывал родителей это делать по первому же указанию наибов. Но, с другой стороны, это противоречило нормам шариата, согласно которым судьбой дочери имел право распоряжаться только ее отец. Только отец мог совершить действия в отношении своей «легкомысленной дочери», желая смыть позор с семьи и тухума.

Как писал Руновский, Шамиль и сам понимал, что из‑за столь радикального вмешательства в семейные дела горцев он рисковал нажить себе очень много врагов370. Имам понимал, что таким образом он подвергал свою жизнь риску371.

После пленения Шамиля новые брачные нормы были забыты, за исключением двоеженства, которое у некоторых народов Дагестана сохранилось. Но опять-таки это зависело от множества факторов: сословной принадлежности брачующихся, материальных возможностей, менталитета.

Влияние военного фактора на изменения во внесемейной повседневности и социальном поведении дагестанок

Традиционное мировоззрение народа предполагало множество запретов для женщин, а также неукоснительное их соблюдение. В то же время и мужчина был обязан соблюдать общественные нормы приличия.

Несоблюдение женщиной общепринятых запретов и ограничений неизбежно сопровождалось осуждением семьи и общества и было чревато для нее различными санкциями. Безусловно, в первую очередь такое поведение женщины у всех народов Кавказа пресекалось со стороны ее семьи и рода372. По мнению Ю. Д. Анчабадзе, в традиционном обществе род являлся «мощным органом контроля за социальным поведением женщины»373.

И сама женщина, чтобы получить социальное одобрение и избежать порицания общества, всегда старалась соответствовать гендерной модели.

Ситуация длительной военной угрозы повлекла за собой изменения менталитета дагестанок (независимо от их социального происхождения), трансформировала традиционные нравственно-этические нормы. Под влиянием военного фактора у женщин сформировались новые модели поведения, которые нередко были нетипичными для традиционного канона. Несмотря на то что поведение женщин не соответствовало общепринятым патриархальным нормам, при определенных обстоятельствах оно оказывалось весьма эффективным.

Так, например, в реалиях военного времени наиболее рельефно проявилось поведение жен в отношении мужей – уклонистов от воинской службы и дезертиров. Учитывая, что Кавказская война имела затяжной характер, то уклонение от службы и дезертирство было нередким явлением. Объективными причинами дезертирства было тяжелое материальное положение. Наряду с ними играли роль и субъективные факторы: деспотизм, произвол и насилие со стороны руководства имамата374.

Для борьбы с уклонистами и дезертирами в имамате прибегали к низаму «За уклонение от воинской повинности». Низам не имел к женщине прямого отношения, но косвенно он затрагивал ее интересы.

В низаме были прописаны санкции, которые ожидали виновных за уклонение от военной службы и за побег с поля боя. Поначалу тех, кто уклонялся от воинской повинности, приговаривали лишь к тюремной яме сроком на три месяца375. Однако такие меры особого результата не принесли. По мнению Н. Ф. Дубровина, беспрерывная война изнуряла людей и способствовала дезертирству376. Неслучайно у горцев в обиходе была поговорка «Лучше просидеть года в яме, чем пробыть месяца в походе».

По сведениям Н. Ф. Дубровина, в качестве наказания виновных Шамиль предложил взыскивать с этого преступника 20 копеек за каждую ночь, проведенную в яме377. Такая мера наказания дезертира действительно оказалась очень эффективной и привела к сокращению числа дезертиров.

Очевидно, что в условиях затяжной Кавказской войны, которая была сопряжена ухудшением жизненного уровня дагестанских семей, муж-дезертир еще более усугублял эту ситуацию. Все материальные тяготы ложилось бременем на семью мужчины, то есть на его жену. Следовательно, чтобы облегчить собственное положение, женщине приходилось прибегать к таким мерам, оказывая на мужа-дезертира психологическое давление. С одной стороны, руководствуясь практическими соображениями, она старалась минимизировать финансовые убытки. С другой стороны, учитывая, что дезертирство расценивалось общественным мнением как трусость, женщина пыталась оказать на мужа моральное воздействие и пробудить в нем воинский долг. Конечно, такое решение давалось ей нелегко.

По мнению Н. Ф. Дубровина, эта мера оказалась весьма эффективной, женам, которые боялись разорения хозяйства, удавалось убедить своих мужей-уклонистов отправиться в военный поход378. Если же муж сопротивлялся, то жены могли пойти на крайние меры – сдать тайное пристанище мужей-дезертиров379.

В мирное время такое решение общество вряд ли бы одобрило, но во время войны женщин не решались осуждать. Наоборот, хозяйке дома сочувствовали, видя тяжелое положение ее семьи. Не вызывает сомнения, что в спокойной обстановке такое поведение жены расценивалось бы как неподобающее, подрывающее авторитет мужчины. Неслучайно у кавказских народов бытовали такие поговорки: «Муж, сваленный женой, не встанет», «Лучше быть вдовою героя, чем женою труса», – говорят горянки380.

Нередко женщина могла выразить свое отношение к недостойному поведению мужчины, публично пристыдив его. Как правило, это могла позволить себе замужняя женщина или вдова. При этом женщины часто делали это в весьма фривольной форме.

Так, современники описывали сюжеты из повседневной жизни горских обществ Унцукуля и Гимры. По сведениям секретаря канцелярии Шамиля Мухаммед-Тахира, во время вооруженного конфликта между обществами Унцукуль и Гимры женщина-унцукулька, работающая в поле, пристыдила мужчин своего аула, бегущих от противника: «Ну как – посчастливилась дорога?» Те прошли молча. Она спросила вторую группу мужчин – те тоже не удостоили ее ответом. Третья группа также ответила ей на вопрос гробовым молчанием. Тогда она не выдержала и крикнула: «Эх вы, богатыри, вояки на боях с врагами! Вам только воевать в постелях со своими женами! Для чего вы носите усы и папахи, раз вы не умеете носить их как ваши отцы и деды!»381

Заметим, что в этом сюжете женщины не боялись последствий, выражая отношение к бегущим с поля битвы мужчинам.

На свободу нравов указывали и другие обычаи, бытовавшие в некоторых аулах горного Дагестана. По сведениям некоторых авторов, девушки из лакского селения Кули отличались смелостью и дерзостью и редко в чем уступают мужчинам382. Про таких «мужеподобных» женщин в лакском народе говорят: бурхьни къур кунна – «как морковь мужского пола». Традиционное общество положительно воспринимало такое необычное поведение девушек-кулинок, усматривая в этом сходство с легендарной Парту Патимат.

Маскулинные черты характера были свойственны женщинам и других дагестанских аулов. Надо отметить, что, в отличие от мужественности, которая в специфических условиях времени выражалась в стойкости и отваге женщин, маскулинность проявлялась в нарочитой мужеподобности – в дерзости, состязательности, агрессии, воинственности. Женщины перенимали мужские паттерны поведения.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

1

Березин И. Н. Путешествие по Дагестану и Закавказью. Казань, 1850. Ч. 1–3; Свечин Д. И. Очерк народонаселения, нравов и обычаев дагестанцев // Записки Кавказского отдела Императорского русского географического общества. 1853. Т. 2. С. 59–67; Берже А. П. Материалы для описания Нагорного Дагестана // Кавказский календарь на 1859 г. Тифлис, 1858; Глиноецкий Н. П. Поездка в Дагестан // Военный сборник. 1862. № 24. С. 69–74. Пржецлавский П. Г. Дагестан, его нравы и обычаи // Вестник Европы. 1867. № 3. С. 141–192; Петухов П. С. Очерк Кайтагско-Табасаранского округа (в Южном Дагестане) // Кавказ. 1867. № 12; Львов Н. О нравах и обычаях дагестанских горцев // Кавказ. 1867. № 71; Он же. Домашняя и семейная жизнь дагестанских горцев аварского племени // Сборник сведений о кавказских горцах. 1870; Воронов Н. И. Путешествие по Дагестану // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1868. Вып. 1. С. 1–36; Он же. Из путешествия по Дагестану // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1870. Вып. III. С. 1–40; Лиль-Адам В. В. Две недели в Даргинском округе: Путевые заметки // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1875. Вып. 8. С. 1–25; Захаров А. Домашний и социальный быт женщины у закавказских татар // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. XX. Тифлис, 1894. С. 91–157; Семенов Н. С. Очерки народных обычаев у кумыков Терской области // Туземцы Северо-Восточного Кавказа. СПб., 1895.

2

Милютин Д. А. Описание военных событий в Северном Дагестане в 1839 году. СПб., 1850; Романовский И. Д. Кавказ и Кавказская война. Публ. лекции, прочит. в зале Пассажа в 1860 г. Ген. штаба полковником Романовским. СПб., 1860; Дубровин Н. Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Т. 1–6. СПб., 1871–1888; Зиссерман А. Л. Двадцать пять лет на Кавказе. Ч. II: 1851–1856 гг. СПб., 1879; Потто В. А. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях. Т. 2. Ермоловское время. СПб., 1887; Он же. Кавказская война. Т. 5. Время Паскевича, или Бунт Чечни. СПб., 1889; Фадеев Р. А. Собр. соч. Т. 1. Шестьдесят лет Кавказской войны. СПб., 1889; Богуславский Л. А. История Апшеронского полка. 1700–1892 гг. СПб., 1892; Прушановский К. И. Выписка из путевого журнала Генерального штаба штабс-капитана Прушановского // Кавказский сборник. 1902; Щербина Ф. А. История Кубанского казачьего войска: В 2 т. Т. II: История войны казаков с закубанскими горцами. (Репринт). Екатеринодар, 1913.

3

Пленницы Шамиля: Воспоминания г-жи Дрансе. Тифлис: тип. Канцелярии наместника кавк., 1858.

4

Броневский С. М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Нальчик, 1999. (Репр. воспр. М., 1823.)

5

Торнау Ф. Ф. Секретная миссия в Черкесию русского разведчика барона Ф. Ф. Торнау. Нальчик, 1999; Он же. Воспоминания кавказского офицера. М., 2000. (Репр. воспр.: М., 1864.)

6

Ольшевский М. Я. Кавказ с 1841 по 1866 год. СПб., 2003.

7

Чичагова М. Н. Шамиль на Кавказе и в России: Биографический очерк. СПб., 1889.

8

Вердеревский Е. А. Кавказские пленницы, или Плен у Шамиля. СПб., 1856.

9

Прушановский К. И. Выписка из путевого журнала Генерального штаба штабс-капитана Прушановского. Кавказский сборник. 1902. С. 14.

10

Волконский Н. А. Война на Восточном Кавказе с 1824 по 1834 г. в связи с мюридизмом // Кавказский сборник. Т. X. Тифлис, 1886.

11

Скалон Ф. П. Сведения об Аварском ханстве. 1829 г. // История, география и этнография Дагестана XVIII–XIX вв.: Архивные материалы. М., 1958.

12

Baddeley J. The Russian conquest of the Caucasus. London, New York, Bombey, Calcuta, 1908.

13

Баддели Дж. Завоевание Кавказа русскими. 1720–1860. М., 2011.

14

Пржецлавский П. Г. Нравы и обычаи в Дагестане // Вестник Европы. 1860. № 4; Глиноецкий Н. П. Поездка в Дагестан. Из путевых заметок, веденных на Кавказе в 1860 г. // Военный сборник. 1862. Т. 24; Петухов П. С. Очерк Кайтагско-Табасаранского округа (в Южном Дагестане) // Кавказ. 1867. № 13; Воронов Н. И. Из путешествия по Дагестану; Львов Н. Домашняя и семейная жизнь дагестанских горцев аварского племени // Сборники сведений о кавказских горцах; 1870; Семенов Н. С. Туземцы Северо-Восточного Кавказа. СПб., 1895; Бестужев-Марлинский А. А. Путь до города Кубы // Бестужев-Марлинский А. Сочинения. Т. 1. М., 1958; Чурсин Г. Ф. Авары: Этнографический очерк. Махачкала, 1995.

15

Бестужев-Марлинский А. А. Путь до города Кубы. С. 301.

16

Комаров А. В. Адаты и судопроизводство по ним // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1868. Вып. 1; Леонтович Ф. И. Адаты кавказских горцев: Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Вып. 2. Одесса, 1882; Ковалевский М. М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890. Т. 2.

17

Леонтович Ф. И. Адаты кавказских горцев. С. 232.

18

Шихалиев Д.М. Рассказ кумыка о кумыках // Кавказ. 1848. № 33–44; Дебиров Г. М. Дагестанские предания и суеверия // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1884. Вып. 4; Алиханов-Аварский М. В горах Дагестана: Путевые впечатления и рассказы горцев // Кавказ. 1896. № 223. Габиев С. Лаки: Их прошлое и быт // Сборники сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1906. Вып. 36.

19

Мухаммед Тагир аль-Карахи. Три имама. Махачкала, 1990; Хайдарбек Геничутлинский. Историко-биографические и исторические очерки. Махачкала, 1992; Гаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле / Сост., вступ. ст., коммент. и общ. ред. В. Г. Гаджиева. Махачкала, 1995; Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний. Махачкала, 1997.

20

Покровский М. Н. Дипломатия и войны царской России в ХIX столетии: Сб. статей. М., 1923; Гаджиев В. Г. Роль России в истории Дагестана. М., 1965; Блиев М. М. Кавказская война: социальные истоки, сущность // История СССР. М., 1983. № 2. С. 85–96.

21

Henze P. B. Fire and Sword in the Caucasus: The 19th Century Resistance of the North Caucasian Mountaineers // Central Asian Survey. 1983. Vol. 2. P. 5–44.

22

Kanbolat Y. Bin Sekiz Yüz Altmış Dörde Kadar Kuzey Kafkasya Kabilelerinde Din veToplumsal Düzen. Ankara, 1989. S. 51.

23

Бланч Л. Сабли рая. Махачкала, 1991.

24

Магомедов Р. М. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. Махачкала, 1991; Халилов А. М. Национально-освободительное движение горцев Северо-Восточного Кавказа под предводительством Шамиля. Махачкала, 1991; Блиев М. М., Дегоев В. В. Кавказская война. М., 1994; Даниялов Г.А. Д. Имамы Дагестана. Т. II–III. Махачкала, 1996; Рамазанов А. Х. Реформаторская деятельность великого имама Шамиля. Махачкала, 1996; Омаров Х. А. 100 писем Шамиля. Махачкала, 1997; Гаммер М. Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. М., 1998; Дегоев В. В. Имам Шамиль: пророк, властитель, воин. М., 2001; Урушадзе А. Т. Генезис фронтирных идентичностей в эпоху Кавказской войны // Научная мысль Кавказа. 2014. № 4.

25

Цыбульникова А. А. Судьбы линейных казачек в плену у горцев // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа: Материалы VI международной Кубанско-Терской конференции. Краснодар; Армавир, 2008; Клычников Ю. Ю., Цыбульникова А. А. «Так буйную вольность законы теснят…»: борьба российской государственности с хищничеством на Северном Кавказе (исторические очерки) / Под ред. и с предисл. Б. В. Виноградова. Пятигорск, 2011; Иноземцева Е. И. Институт рабства в феодальном Дагестане: Очерки истории. Махачкала, 2014.

26

Цыбульникова А. А. Казачки Кубани в конце XVIII – середине XIX века: Специфика повседневной жизни в условиях военного времени. Армавир. 2012. С. 122.

27

Gammer M. Russian Resistance to the Tsar. Shamil and the Conquest of Chechnia and Daghestan. London, 1994; Richmond W. The Circassian Genocide (Genocide, Political Violence, Human Rights). New Brunswick, 2013.

28

Гаммер М. Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. М., 1998. С. 319.

29

См.: Белл Д. Белевы путешествия через Россию в разные асиатские земли, а именно: Испаган, Пекин, Дербент и Константинополь. СПб., 1776. Ч. 3; Гмелин С. Г. Путешествие по России для исследования всех трех царств в природе естества. СПб., 1785. Ч. 3; Березин И. Н. Путешествие по Дагестану и Закавказью. Казань, 1850. Ч. 1; Костенецкий Я. И. Записки об Аварской экспедиции на Кавказе в 1837 году. СПб., 1851; Бахтамов И. М. Чирка или аул Чиркей // Кавказ. 1863. № 29–30; Дорн Б. А. Отчет об ученом путешествии по Кавказу // Труды Восточного отделения археологического общества. СПб., 1864; Воронов Н. И. Путешествие по Дагестану // Сборники сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1868. Вып. 1; Лиль-Адам В. В. Две недели в Даргинском округе // Сборники сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1875. Вып. 8; Костемеровский И. С. Салаватия // Кавказ. 1878. № 1; Маргграф О. В. Очерки кустарных промыслов Северного Кавказа с описанием техники производства. М., 1882; Ган К. Ф. Путешествие в Кахетию и Дагестан (летом 1898 года) // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1902. Вып. 31; Ган К. Ф. Экскурсия в Нагорную Чечню и Западный Дагестан летом 1901 года // Известия Кавказского отделения Императорского Русского географического общества. Тифлис, 1902. Т. 15; Сержпутовский А. К. Поездка в Нагорный Дагестан. Пг., 1917.

30

Маргграф О. В. Очерки кустарных промыслов. С. 283.

31

Захаров А. Домашний и социальный быт женщины у закавказских татар; Козубский Е. И. Темир-Хан-Шуринская женская гимназия // Кавказ. 1901. № 271; Он же. Отчет о втором десятилетии Темир-Хан-Шуринского реального училища. 1890–1899. Темир-Хан-Шура, 1901; Он же. К истории народного образования в Дагестанской области в первое десятилетие // Дагестанский сборник. Вып. 1. Темир-Хан-Шура, 1902; Он же. История города Дербента. Темир-Хан-Шура, 1905.

32

Козубский Е. И. Темир-Хан-Шуринская женская гимназия // Кавказ. 1901. № 271; Отчет о втором десятилетии Темир-Хан-Шуринского реального училища. 1890–1899. Темир-Хан-Шура, 1901; История города Дербента; Свидерский П. Ф. В горах Дагестана. СПб., 1903.

33

Краснов М. В. Просветители Кавказа. Ставрополь, 1913; Фарфоровский С. В. Дагестанская мусульманская школа // Журнал Министерства народного просвещения. 1915. № 11; Рудольф Н. Ф. К вопросу об организации начальных училищ, специальных педагогических курсов, коммерческих и других профессиональных отделений при женских гимназиях. Тифлис, 1915.

34

Нахшунов И. Р. Экономические последствия присоединения Дагестана к России (Дооктябрьский период). Махачкала, 1955.

35

Хашаев Х.М. Занятия населения Дагестана в XIX веке. Махачкала, 1959; Милованов Г. И. Очерк формирования и развития рабочего класса в Дагестане. Махачкала, 1963; Гаджиева С. Ш. Некоторые виды домашних промыслов даргинцев в XIX–XX веках // Ученые записки Института истории, языка и литературы. Махачкала, 1966. Вып. 16; Рамазанов Х. Х. Сельское хозяйство и промышленность Дагестана в пореформенный период. Махачкала, 1972; Развитие промышленности в Дагестане во второй половине XIX века // Проникновение и развитие капиталистических отношений в Дагестане. Махачкала, 1984; Магомедов P. M. Россия и Дагестан. Махачкала, 1987; Каймаразов Г. Ш. Просвещение в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1989.

36

Милованов Г. И. Рабочий класс Дагестана. Махачкала, 1991.

37

Гаджиев А. С. Прогресс культуры и духовной жизни народов Дагестана в конце XIX – начале XX века. Махачкала, 1996; Булатов Б. Б. Дагестан на рубеже XIX–XX вв. Махачкала, 1996; Мансурова А. Г. Промышленность Дагестана во второй половине XIX – начале XX в. Махачкала, 2006; Егорова В. П. Культурная жизнь города Темир-Хан-Шуры во второй половине XIX – начале ХХ в. // Провинциальный город в XVIII–XXI вв. (история, экономика, культура): Материалы междунар. науч.-практич. конф. (25–28 сентября 2008 г., г. Кизляр). Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2008.

38

Гарунова Н. Н. Очерки истории виноделия и коньячного производства на Кизлярщине в XVII–XXI вв. Махачкала, 2009; Она же. «Женский след» в виноделии Кизляра // Женщины в истории: недостающие фрагменты исторического полотна: Материалы Всерос. науч.-практич. конф. / Отв. ред. С. Л. Дударев, Н. Л. Пушкарева; сост. А. А. Цыбульникова. Армавир, 2010. С. 171–173; Далгат Э. М. Население городов Дагестанской области в конце XIX – начале XX в. // Вестник Института ИАЭ. 2012. № 1.

39

На страницу:
7 из 9