Полная версия
Деловая этика. Социальное общение
Долгое время это обозначалось как корпоративная культура, и внутри компаний проводилась некая психотерапия, направленная на изменение поведения в мелких коммуникациях, таких как приветствия, прощания, уход с работы, обсуждение конфликтных ситуаций и их разрешение.
Все это пытались зарегламентировать субординационными директивами и административными предписаниями.
В компаниях возникают сложности во взаимодействии между отделами, где также требуется эффективное общение между сотрудниками, например, между Олегом из IT и Колей службы технической поддержки или Игорем из маркетинга и Васей из продаж.
Именно здесь Agile и другие современные методологии могут оказать значительную помощь в оптимизации процессов и улучшении коммуникации.
На данном этапе возникает множество конфликтов из-за различий в характерах людей: некоторые слишком энергичные, другие чересчур пассивные, в то время как необходимо проявлять инициативу. В следующих главах мы подробнее рассмотрим эту проблематику.
Agile сильно сосредоточен на коммуникации между сотрудниками, что порождает проблему: когда мы приходим на очередной тренинг, внимательно слушаем лектора, который вновь рассказывает нам об Agile, мы не приобретаем практических навыков.
Мы узнаем несколько новых умных слов, которые можно красиво расставить в соцсетях, можем даже получить красивый сертификат, который будет рекламировать нашего тренера у нас на странице, но все это больше похоже на кулинарный уикенд с шеф-поваром, с классными фотками на красивой кухне или даже на репостинг рецептов из популярного паблика себе на сцену, но почему-то наши домашние продолжают оставаться голодными…
Знания должны изменять вашу прибыль.
А не вызывать преждевремнные лайки.
В качестве резюме хочется подчеркнуть, что Agile – это о гибкости и ежедневной коммуникации. Сама по себе эта глава статична, в отличие от тренингов, которые я провожу, расписание можно посмотреть на моем сайте. Они динамичны и направлены на взаимодействие между участниками, позволяя им приобрести огромный опыт в области коммуникации всего за один день.
Опыт, а не знания.
Глава 5. Коммуникация. Общение. Работа в Команде. Взаимопонимание
Умение работать в команде настолько востребованный навык, что его пишут даже в описании вакансии как требование.
Но что это такое?
В чем измеряется?
Как, кроме субъективной оценки начальника оценить, кто лучше в работе в команде, а кто нет?
а) Лена здоровается со всеми и приносит печеньки раз в неделю на работу, а еще рассылает смешные и мотивирующие мемы с котятами. Но обязанности свои Лена предпочитает сбагрить на своих ближайших друзей и прочих экспертов, которым неудобно ей отказать.
б) Марат нелюдимый, и часто сидит в офисе за компом в наушниках и с надвинутой на лицо кепкой, но когда горят сроки, именно Марат доделывает за отстающими коллегами срочную работу.
в) Иван со всеми дружит, но бесит всех своими пошлыми анекдотами в курилке. Сам себя считает рубахой-парнем, а его все избегают. Работу делает быстро и в срок, но ровно в 18:00 уходит.
Как оценить, кто из них более ценен для коллектива и кто больше заряжен на работу в команде?
Сегодня каждый находит на этот вопрос сам. Это приводит к новым и новым конфликтам, когда у разных участников коллектива разное видение того, что более ценно для команды.
Решать задачу командной игры часто поручают сотрудникам департамента персонала, отдела кадров, эйчарам, которые должны импровизировать в выработке непроверенной методики.
Однако то, что я предлагаю в этой книге – это настоящая палочка выручалочка, так как это игры и упражнения отобранные из сотен других психологических и тимбилдинг игр.
Тут отсеяны слишком актерские игры, которые развивают, но на таком уровне, который в офисе не требуется. Игры, которые больше подходят для тех людей, которые будут связывать свою жизнь со сценой тут убраны.
С другой стороны слишком простые игры и детские игры, которые в большей степени развлекают, нежели учат. Которые создают много смеха и фана в процессе, но мало что меняют в поведении человека – тут так е убраны.
Все таки это не сборник конкурсов для корпоратива или развлекательного тимбилдинга. Это психологические упражнения в форме игр, которые как минимум должны открыть глаза на специфику нашего каждодневного поведения. А в лучшем случае скорректировать поведение для тех, кто хочет меняться в лучшую сторону.
В этом пакете упражнений я собрал для вас игры, которые помогут ненавязчиво показать, что такое на самом деле есть работа в команде и пусть на некоторое время, но сплотить коллектив.
Их нужно повторять регулярно не реже раза в две недели. Для маленьких команд до 10 человек это идеально.
5.1 Замкнутый Круг
Здоровская игра для тренировки коллектива. Для корпоративов, выходных и минут отдыха. Тренирует сыгранность и командность на бизнес-тренингах.
Все игроки ложатся на пол. На спины. Головами друг к другу. Они образует эдакое солнышко на земле.
Ведущий объясняет правила, что сейчас они будут считать от одного до тридцати. Но нельзя перебивать друг друга, говорить одновременно и нельзя называть несколько числе по очереди.
Так же, каждый раз, когда игроки скажут число одновременно – все игроки должны вскинуть в воздух и руки и ноги с выкриком «Ура, мы облажались!»
Начнем
– Раз…
– Два…
– Два…
– Мы облажались!!!
Игра продолжается либо около 10 раундов либо пока вы не досчитаете до 30. Удивительно, но как только вы попробуете вам станет понятнее правила этой игры, чем когда вы их читаете.
И это не так просто как кажется. Однако именно эта игра тренирует слышать друг друга. Вы увидите ее волшебные свойства и что игроки постепенно станут лучше понимать друг друга. Чувствовать.
Так же ведущий может столкнуться с тем, что кто-то отмалчивается в стороне. Как решение можно отобрать более пассивных игроков и дать им поиграть в эту игру без активных лидеров эмоционального интеллекта.
Упражняйтесь и развивайте своих коллег. Классная игра!
5.2 ЭМОрской бой
Простая игра, в которую можно играть один на один и в группе. Хороша при знакомстве с новыми людьми. Можно играть в дороге. Даже при знакмостве в купе поезда или бизнес-классе самолета. На торжественном фуршете или если вы застряли вместе в лифте.
Каждый игрок пишет в тетрадке/заметках в телефоне 5 прилагательных, каким он сам себя считает.
Затем все игроки пишут еще 5 прилагательных (других), каким, как ему кажется его считают другие игроки. Что они про него думают.
Затем ведущий объявляет:
–
Окей, давайте поговорим про Ваню.
И игроки по кругу называют по одному прилагательному. Ваня отвечает «ранил», если это прилагательное из списка «я думаю, что про меня так думают» и «убил», если это прилагательное из списка «я думаю, что я такой».
За каждое ранение и Ваня и игрок, сделавший такое ранение получают по 1 баллу, а за «убийство» по 2 балла.
Например я написал про себя:
спокойный
умный
целеустремленный
красивый
журчащий
А то, что думают про меня другие написал:
остроумный
серьёзный
интеллектуальный
красивый
недоступный
Олеся говорит про меня:
смешной
Я отвечаю: «Ранила» (потому что «смешной» это почти «остроумный»)
Олег говорит про меня:
грубый
Я отвечаю: «Мимо»
Сергей говорит про меня:
целеустремленный
Я отвечаю: «Убил»
В финале подсчитываете баллы и находите победителя – человека, который лучше всех разбирается в других и в себе.
Это простая игра очень важна для начинающих, потому что, как показывает практика многие люди в ходе нее впервые сталкиваются с необходимостью самоидентификации, осознанию того, какими их видят другие люди.
Психологи, которые читают эту книгу уже догадались, что тут я напрямую затрагиваю тему «окон Джохари», где человеческая личность делится на четыре «окна». Оставлю загадку – будьте любопытными и заинвестируйте 5 минут в то, чтобы загуглить эту тему.
А после – напишите положительный комментарий к этой книге на Литресе, чтобы рассказать сомневающимся, чему может научить их эта книга, какие возможности откроет и какие эмоции доставит.
Даже опытные актеры услышат о себе новые прилагательные. Иногда они даже будут прямопротивоположными тому, что они о себе думают. Однако упражнение имеет огромную социальную ценность, так как акцентирует внимание на наиболее ярких проявлениях личности и помогает построить цельный образ самого себя.
Будет правильным, если игроки будут записывать наиболее точные прилагательные, которые о них скажут. Накапливать их для создания более точного понимания, какое впечатление они производят на окружающих.
Это, что касается слушания прилагательных о себе.
«Майндгеймс» более сложного уровня заключается в том, что чтобы набрать больше баллов опытному игроку нужно не только уметь наблюдать и описывать качества окружающих, но и суметь просчитать: какие из них тот сам в себе замечает, а какие бросаются в глаза только окружающим.
Для ведущего важно понимать, что если в группе будут проявления типа «а это вообще корректно говорить о других?» и прочие болезненные проявления чрезмерной уязвимости и пессимизма, то это резкий сигнал о том, что человеку лучше сначала обратиться за профессиональной психологической помощью, так как вероятно, что любая откровенность у него ассоциируется с агрессией и вероятным ущербом, который по его мнению нанесут ему окружающие.
Такие проявления виктимности имеют место. Некоторые люди излишне себя оберегают и сами не замечают, как вместо обороны переходят к нападению и установлению слишком «душных» личных границ.
Как вы понимаете стать артистом, когда тебе страшно, что о тебе подумают другие – это невероятный риск для личности. Лучше сначала разобраться с этими внутренними страхами.
С другой стороны участников группы, которые нарочно пытаются оскорбить или максимально жестко задеть окружающих, следует попросить быть более экологичными.
По опыту скажу, что живодерская жестокость купируется проще, чем попытка «задушить» откровенный разговор от избегателей искренности. Но не пугайтесь – это просто предупреждение, чаще всего все проходит на ура.
Мы всего лишь очертили две крайности, между которыми находится огромное поле нормального и допустимого.
Люди в большей мере склонны шутить и говорить друг другу комплименты. Так уж эволюционно сложилось.
Эта игра вынудит всех игроков проявлять эмпатию – то есть основной навык, который мы с вами развиваем в этой книге. Умение наблюдать и сопереживать другим людям. Мы «зачищаем клемы» наших контактов между друг другом и на самом деле улучшаем качество общения и качество жизни.
Эту вещь не купишь за деньги – её можно только натренировать большим количеством позитивного и качественного общения. Поэтому порекомендуйте эту книгу своим коллегам в общем чате на работе или даже своему боссу в личной беседе.
Мой опыт показывает, что хорошая качественная рекомендация начальству незаметно, но очень точечно повышает ваш статус среди остальных сотрудников.
Уже есть психологические эксперименты доказывающие, что большее количество общения, большая включённость человека в различные социальные группы, более крепкое, глубокое его взаимодействие с окружающими не только делает нас более счастливыми, но и увеличивает срок жизни.
Так что начинайте инвестировать в свое будущее уже сегодня. Относитесь бережно и внимательно друг к другу. Играйте в эти игры и живите долго и счастливо.
5.3 Только не я!
Простая игра, в которую вы можете играть на следующем занятии после ЭМОрского боя.
Хороша для подростков от 10 до 40 лет. Можно играть в дороге.
Используя накопленные прилагательные о себе, каждый игрок прописывает напротив каждого прилагательного его антоним.
Таким образом составляя карту, каким он не является.
Например:
лысый – волосатый
растерянный – собранный
болтливый – молчаливый
Далее, взяв антонимичные прилагательные игрок продумывает, какие места и обстоятельства максимально не подходят ему и «направляет» себя именно туда.
Например:
Я лысый, антоним – волосатый. Где волосатые люди? В парикмахерской, в группе «Металлика».
Окей, значит я могу придумать про себя сценку: я трясу волосами в составе группы «Металлика».
Далее игроки по очереди выходят на сцену, чтобы инсценировать получившиеся сценки. Пофантазируйте, что будет, если вы будете делать неподходящую работу или окажетесь в неудобных обстоятельствах?
Например:
Я спокойный.
Спокойный – Возбуждённый
Где возбужденные люди? На стадионе болеют во время финала чемпионата.
Окей, моя сценка:
Финал чемпионата мира по футболу, Месси и Мбапе бьют пенальти, а я попиваю калмыцкий чай, укутываясь в пледик.
Еще пример:
Я растерянный
Растерянный – собранный, сфокусированный, сосредоточенный
Где надо быть максимально собранным?
Я гонщик формулы один? Я нейрохирург? Я космонавт?
Изобретайте несколько вариантов. Выбирайте лучший.
Основная цель этой игры – перестать быть костными и зажатыми в своих социальных ролях. Отправьтесь (для начала хотя бы мысленно) в неподходящие для себя условия. Это немного страшно, но на самом деле вы узнаете себя с лучшей стороны.
Повышение сложности.
На следующем уровне, вы можете отвести 5 минут на то, чтобы каждый вспомнил, когда в жизни он оказывался в самых конфузных для него условиях и подготовил об этом небольшую историю. Это будет шаг полезный для будущих стендап комиков, потому что у меня на личных консультациях очень частый вопрос: «Как придумать историю».
Вопрос стоит не в том, чтобы «придумать», а в том, чтобы выбрать из ваших историй ту, которая больше всего подходит «для разгона».
Из неё же в опытной группе вы сможете сыграть и Аскет.
Эта игра может оказать очень полезный эффект на формирование личности подростка, заранее разрушив «стеклянные потолки».
Часто среда, в которой формируется подросток, его социальное происхождение, особенности воспитания в семье слишком рано накладывают матрицу представлений о том, где он может появляться, а где не может. И эта игра может дать юному человеку возможность расправить плечи.
Для людей бизнеса же она поможет в первую очередь тем, кто создает новые продукты, чтобы раскрыть их креативность и научиться видеть, как продуктом будут пользоваться люди, совершенно не похожие на вас. Что они о нём будут думать. UX как он есть.
Поэтому не забывайте рекомендовать эту книгу в чатах, в которых вы состоите.
5.4 А, Давайте!
Простая игра для тренировки импровизационной команды. Тренирует сыгранность.
Хорошо подойдет для детей в дороге. Удобна для разминки на бизнес тренинге, тимбилдинге.
Все достаточно просто. Игра построена на памяти физического действия. На ПФД.
Все актеры ходят по комнате, пока один из них выкрикнет
– А давайте мы все врачи!
В этот момент все должны хором выкрикнуть:
– А давайте!
И моментально превратиться во врачей. Каждый показывает физически врача так, как он себе его представляет: кто-то выписывает рецепт, кто-то делает хирургическую операцию, кто-то слушает кашель.
Эту игру хорошо снимать на видео и выкладывать в сторис – разумеется со ссылкой на эту книгу.
Затем кто-то другой выкрикивает
– А, давайте мы все клоуны!
И игра продолжается пока ведущий ее не остановит. Важно проработать разных персонажей. Убедить физически всех членов вашей команды, что надо физически и визуально показывать различные профессии и персонажей. А не только словами.
5.5 Походный рюкзак
Простая игра для новичков.
Эта игра может наглядно продемонстрировать силу импровизации и взаимодействия новичкам.
Ведущий делит игроков на пары.
1 раунд.
Каждой паре предлагается собрать рюкзак в поход. При этом игроки обязаны использовать такую формулировку: «Нет. Это плохая идея. Давай вместо этого возьмем…»
Пример:
–
Давай возьмем в поход шампуры для шашлыка.
–
Нет. Это плохая идея. Давай вместо этого возьмем консервы.
–
Нет. Это плохая идея. Давай вместо этого возьмем личного повара.
После пары минут таких сборов игрокам предлагается осмыслить, как проходили сборы, что них получилось. Что почувствовали?
Во втором раунде игрокам надо собираться используя формулировку
«Да, хорошая идея, но лучше вместо этого возьмем…»
Пример:
–
Давай возьмем палатку
–
Да, хорошая идея, но лучше вместо этого возьмем надувную кровать
–
Да, хорошая идея, но лучше вместо этого возьмем яхту
–
Да, хорошая идея, но лучше вместо этого возьмем переносной хостел.
Снова предложите командам поделиться ощущениями.
В третьем раунде ведущий предлагает игрокам использовать формулировку «Отличная идея, а еще к этому мы возьмем…»
Пример
–
Давай возьмем спички
–
Отличная идея, а еще к спичкам мы возьмем дрова.
–
Отличная идея, а еще к дровам мы возьмем шампуры.
–
Отличная идея, а еще к шампурам мы возьмем шашлык.
И снова дайте им минуты три-пять.
Потом предложите поделиться ощущениями.
Как собираться было проще?
Что вы чувствовали несмотря на то, что знали, что все это игра?
В каком из раундов сложилась история?
Где было больше взаимодействия?
В каком случае вы смогли больше самореализоваться?
Эта наглядно показывает как разрушительно «работает» отрицание в коммуникации. И даже как любимая многими форма «да, но» все равно все губит.
Если въедаться в детали, то отрицание превращает игру в перечисление никак не связанных вместе предметов. более того в голове начинается хаос, потому что в итоге за час таких «сборов» они не собрали в поход ничего.
«Да, но» превращает все в соревнование. Часто вы будете замечать, что игроки невольно начинают соревноваться выбирая предметы из одного ряда:
–Спички
–Да, но лучше зажигалку
–Да, но лучше газовую горелку
Если вы в жизни играете в такие игры, то чаще всего слишком фокусируетесь на этом соревновании, а на деле забываете взять то, что можно было бы приготовить на костре или спастись от дождя.
Эта игра простая и медленная демонстрация того, во что может превратиться ваша жизнь, если вы примете и имплиментируете принципы импровизации в свою жизнь: общение станет проще и продуктивнее, ваши отношения с людьми станут крепче и начнут производить истории, события, бизнес, семьи и произведения искусства. Надо только отказаться от отрицания и избегать «да, но».
Поздравляю, теперь вы счастливый человек и знаете (но скорее всего еще не умеете), как правильно общаться. Осталось только сколотить команду людей, которые тоже будут исповедовать эти принципы.
Принцип тотального принятия всего, что «дает» партнер и есть ключ к хорошей коммуникации. Он состоит в том, чтобы искать позитивное во всем, что предлагает вам реальность, будь то обстоятельство исходящие от вашего партнера по сцене или заданные залом обстоятельства.
Эти принципы гораздо важнее для жизни, чем для сцены. Для семейных отношений и бизнеса. Поэтому описывая игры в этой книге я часто буду возвращаться к тому, как данные тренировки могут сделать качественней вашу каждодневную коммуникацию.
Глава 6. Страх Общения.
6.1 Кейс «Валерины Глаза»
Чтобы не быть голословным, вот вам пример одного моего ученика Валеры, у которого были большие психологические сложности с публичными выступлениями и с тем, чтобы вообще смотреть человеку в глаза при общении.
Страх публичных выступлений во всей своей красе.
Мы обсудили с Валерой и саму проблему и ту драму из детства, что к ней привела.
– Вот с психологом даже занимаюсь раз в неделю… – соображал в слух Валера.
С сожалений я пытался подобрать нужные слова:
– Но, понимаешь, психологи занимаются тем, что было. Копаются в прошлом. Психология как учебник истории: даже если выучишь наизусть все даты – никак тебе это не поможет предсказать, что будет завтра.
– А чо делать тогда?
– Вот именно. Важно, что ты будешь «делать». Смотри: есть такое простое упражнение: идешь в людное место. Никольская или Красная Площадь. Или переход на какой-нибудь популярной станции метро. Например на Киевской или на Курской.
– Ну…
– Стоишь спокойно, никого не трогаешь, но если видишь людей, которые замешкались и смотрят по сторонам, то подходишь и говоришь: «Вам что-нибудь подсказать?»
– Хм… Да им же не надо это.
– Это только так кажется. Половина будет адресовать свой внутренний вопрос тебе. Будешь подсказывать и пробовать смотреть в глаза. Смотреть в глаза людям, которым ты нужен, которые ищут от тебя помощи, гораздо проще. А когда ты еще и грамотно дорогу укажешь, то увидишь благодарность. Улыбку. «Спасибо».
– Кстати да, у меня было пару раз такое.
– Главное, что твой мозг будет тренироваться. И выстроятся новые нейронные связи: «Я говорил с человеком и смотрел в глаза – он улыбался». Вместо старых.
Валера, не сразу конечно, но начал так делать. Через полгода это вошло в привычку – помогать тем, кто рядом замешкался.
И через девять месяцев его поведение на сцене в стендапе сильно изменилось. Ушел этот взгляд прячущийся в листочек или в пол. Он стал чаще с улыбкой смотреть в глаза поддерживающим его людям. Находить их, а не тех, кто сидит насупившись в зале и опираться на них. Развивать коммуникацию со сцены именно с ними. Все изменилось. И зритель конечно же не поймет почему.
Но ежедневная практика по пути с работы побольше времени провести на Боровицкой, где трафик «потеряшек» большой, а подсказать им ничего не стоит, потому что у всех по сути один и тот же вопрос «Как выйти к Кремлю?» – такая практика сделала свое дело.
– И зачем я только тратил время на психолога? О готов был меня «лечить» годами, а по сути мы просто разговаривали.
– Словно говорить о причинах ожирения вместо того, чтобы начать бегать.
– Во-во. Просто мозолили больную тему.
Валера стал выступать. Смотреть в глаза со сцены становилось все проще с каждым удачным выступлением и пускай пока что любая неудачная шутка в тишину вызывала у него рецидивы, но он уже видел свет в конце туннеля.
Мы уже перестали заниматься, когда я встретил его на Петровке через год. Он выходил из самого популярного московского клуба Moscow Standup Store.
– Сегодня у нас был сольник на троих! – его глаза горели, а зрители выходившие из клуба фотографировались с ним и смотрели как на звезду.
От взрослого человека, боявшегося смотреть в глаза даже при разговоре с малознакомым человеком не осталось и среда. Даже осанка у него изменилась, так как взгляд стал более прямым и положение головы «орлиным».
Иногда, чтобы подняться на огромную гору – сначала нужно вытащить крохотный камушек из ботинка.
Выполните задание:
Запишите, где в вашем городе есть место, где людям нужна помощь прохожих?