bannerbanner
Выход в свет. Как выйти из тени и стать профессиональным фотографом
Выход в свет. Как выйти из тени и стать профессиональным фотографом

Полная версия

Выход в свет. Как выйти из тени и стать профессиональным фотографом

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Александра Бунаева

Выход в свет

Как выйти из тени и стать профессиональным фотографом

Учиться через опыт других – это и есть путь. Фотографу необходимо постоянное развитие, и обучение у других экспертов дает доступ к новым знаниям. Если вы интересуетесь фотографией и хотите реализоваться в этой сфере, то эта книга о пути профессионала высокого уровня поможет вам прокачать свои навыки и преуспеть в любимом деле. Вы узнаете о том, с чего Саша начинала как фотограф, какие препятствия преодолела и как достигла своих целей.

Каждый опыт уникальный, и путь любого профессионала непростой. Саша рассказывает в этой книге свою историю от новичка в фотографии до основателя своей школы. Я чувствовала, что была рядом с ней на каждом шагу, меня зацепила максимальная откровенность о трудностях, кризисах и факапах на пути. Ведь если вы получаете удовольствие от того, что делаете, то вы нашли свое дело. Именно это и будет мотивировать вас постоянно двигаться вперед.

Марина Яровая,

топовый маркетолог, спикер,

автор подкаста «На этом не заработаешь»,

№ 1 в категории «бизнес» на Apple Podcast

Я в фотографии 26 лет, и меня довольно сложно удивить. Но я всегда с интересом и уважением отношусь к индивидуальному опыту профессионалов в моей сфере. Когда я начала читать Сашину книгу, я почувствовала, будто она сама рассказывает мне истории из своей жизни. Именно такая подача и цепляет. Меня увлекает жизнь человека, то, как она описывает, через что прошла, как двигалась в одну сторону, ошибалась, искала себя – вплоть до того, что побрила голову (простите за спойлер!) и ушла в другое направление.

Ведь, когда мы заходим в Instagram[1] (запрещен в РФ) успешных экспертов, то видим только результат. Большая часть опыта остается за кадром, и нам кажется, что им повезло, они попали в нужное время, в тренды, поток…

Мне кажется, что Сашина история как раз показывает, что у каждого был шанс, только кто-то его просрал, а кто-то взял и что-то с ним сделал. Кто-то сделал сто раз и сдался, а кто-то сделал сто и понял, как не надо было, чтобы на сто первый раз добиться своего.

У Саши офигенная школа, я слышала много положительных отзывов. Трое моих подруг учились у нее и остались в восторге! От подачи, от техники, от всего. Людям кайфово, и я могу сказать, что те, кто учился у Саши, снимают так же, как она. Это о чем говорит? Что преподаватель классно подал информацию и погружается в каждого ученика.

Это происходит из любви к своему делу, почувствовать которую легко с первых страниц этой книги. Наслаждайтесь!

Наталья Игнатова,

фотограф, основоположник направления

newborn в России, основатель онлайн-школы,

автор книги «Большой мир маленькой фотографии»

Глава 1

«В чем мое призвание? В какой сфере я точно стану успешным и заработаю много денег?» – сейчас с такими вопросами модно ходить к астрологам, тарологам, нумерологам, коучам и профориентологам. Масса специалистов готовы за установленный прайс сделать распаковку ваших талантов и дать волшебную таблетку: пойди туда, там твое дело жизни.

В моей юности всего этого не было. Оглядываясь назад, я понимаю, что от профессии фотографа я всячески пыталась убежать на протяжении целых 10 лет, но она меня упорно догоняла. Это судьба или случайное стечение обстоятельств? Я не знаю. Знаю только, что все попытки получить «нормальную» профессию в итоге проиграли неутолимому желанию создавать красивые картинки – не потому, что я так захотела, а потому, что мир дал понять: мне от тебя нужно, чтобы ты была фотографом! Только я не сразу это услышала и приняла. Поэтому на пути к своему призванию меня нехило потрясло.

Первые шаги в фотоискусстве

Когда я поняла, что все-таки хочу стать фотографом? Точно не помню. Наверное, в 2005 году. Родители купили цифровую мыльницу – великолепную Sony на пять мегапикселей. Папа приобрел ее для работы. В то время мы с ним делали рекламные баннеры для его фирмы, и он решил купить камеру, чтобы делать фотографии, которые я бы потом обрабатывала в Photoshop.




Сначала это было просто баловством. Помню некоторые из первых работ – автопортреты, которые я отфотошопила в стиле постера «Города грехов», тогда как раз вышел этот фильм. Все черно-белое, какие-то «интересные» женщины, нарисованный дождь… А еще я ходила с этой камерой по городу, снимала дома, деревья, себя на фоне деревьев, какие-то городские пейзажи, природу. Это и было началом.






Но мне больше нравилось «фотошопить», превращать обычную картинку в необычную. Как будто это кадр из фильма, какая-то старинная фотография или картинка из журнала. Я могла создавать необычные вещи, которых в моей реальности тогда не было, – и это было здорово.

Но еще интересней было сделать что-то новое с собой. Я была обычной девчонкой, ходила в школу, внешне никак особенно не выделялась. Еще до того, как появилась камера, я экспериментировала с одеждой. Например, отрезала рукава от старого свитера и надевала их на ноги. Сшила себе джинсовую юбку и надевала поверх джинсов. А еще у меня были дырки в ушах, я наматывала на себя цепи, налысо брила голову – это было в 2003 году! У меня всегда была потребность самовыражаться через визуал.





Что мне нравилось больше всего? Я могла поместить себя в какое-то необычное место и стать тем, кем не являлась в жизни. Более красивой, яркой, интересной. Героиней фильма, девушкой с обложки. Мне очень нравились вампирские образы: я одевалась в черное и фотошопила себе белое лицо.



Я снимала по дороге из дома в школу и из школы домой один и тот же пейзаж, который наблюдала девять лет подряд. Абсолютно ничем не примечательный, особенно в те годы в Улан-Удэ. Снимала дорогу вдоль моего дома, деревья, снег, а потом применяла фильтр – и все становилось красным. Как будто я живу в «Сонной лощине» Тима Бертона.



А это мои первые пробы в постановочном женском портрете. Вот с чего я начинала. Так что, как вы видите, не боги горшки обжигают.

От хобби к профессии

Окончив школу, я переехала в Самару, поступила в институт. Я хотела стать программистом, мечтала поступить в МЭСИ. Еще до увлечения фотографией и обработкой фото я начала заниматься разработкой веб-сайтов и к окончанию школы уже умела их делать. Но родители не отпустили меня в Москву, сказали, что я маленькая: пройдя 11 классов за девять лет, я окончила школу в 16. Мой дедушка был профессором в СГЭУ (Самарском государственном экономическом университете), так что мне пришлось выбирать одну из профессий, которым там учили. Мне подходила только одна – прикладная информатика в экономике. Вот на эту специальность я и поступила.

Там нас учили вещам, которые к тому времени уже успели устареть. Но, как бы там ни было, я отучилась пять лет на информатика-экономиста и окончила институт с красным дипломом. Вплоть до пятого курса я думала, что буду работать по специальности. Уже в первый год я устроилась в интернет-клуб на подработку: набирала тексты, подключала клиентам интернет. На втором я полгода работала верстальщиком веб-сайтов, то есть почти по специальности, хотя работать в офисе мне не понравилось. А после четвертого курса я посмотрела, чему нас научили, прошла летнюю практику в компании «Финам» и поняла, что работать в офисе – точно не мое. Как раз тогда, между четвертым и пятым курсами, я поняла, что не буду работать по специальности. Но я умела делать только одно – фотографировать.

Первую зеркальную камеру, Nikon D50, мне подарила бабушка, когда я еще училась на первом курсе университета. Курсов и мастер-классов по фотографии, как сейчас, в 2006 году не было, и я пошла в фотошколу «Самара». Это была школа советского образца, где нас учили фотографировать на пленочный фотоаппарат. Мы сами проявляли пленку, сами печатали фотографии. Это было очень весело. Но там нас учили снимать в советском стиле, делать репортажно-жанровые портреты, то есть про настоящую жизнь других людей.

Мне это не подходило, потому что настоящая жизнь не очень вдохновляла – что в Улан-Удэ, что в Самаре. У меня не получилось найти прекрасное в обыденном, как бы меня ни пытались этому научить.

Я продолжала снимать автопортреты (и именно этим занималась много лет). Училась красиво позировать, снимала крупным планом и в полный рост. Потом начала заниматься более сложным фотомонтажом. Например, при помощи Photoshop изобразила себя этаким деревом, из рук которого растут ветки. Это стало началом более сказочной, сюрреалистичной фотографии: отчасти фото, отчасти рисунок. Этим я занималась довольно долго, примерно до 2010 года.





А потом я начала пробовать снимать других людей, потому что фотографировать себя было сложновато. Технологии для селфи тогда были не очень развиты, ведь пульта еще не было, только таймер на 10 секунд. Нужно было поставить фотоаппарат на штатив, установить таймер, нажать на кнопку… За это время добежать до места, принять позу, дождаться щелчка, побежать обратно, посмотреть, что получилось… И переделывать не раз и не два, иногда 25 раз. Конечно, это было неудобно.



Так что я решила попробовать снимать других девушек, сделать их героинями своих сюрреалистичных фотоколлажей. Несколько раз я снимала свою одногруппницу. А потом нашла модель на сайте знакомств. Не помню, как я туда попала, кого я там искала. Я выкладывала там свои портреты – необычные, интересно отфотошопленные. Модель обратила на них внимание и сама написала мне. В итоге мы с ней пошли фотографироваться.





Получились очень крутые кадры, один из которых попал в журнал Digital photo and video. Другой кадр у нас попросили для книжной обложки: незнакомый молодой человек нашел меня в интернете, сказал, что собирается издать книгу – небольшой сборник стихов и рассказов.



Параллельно я пробовала снимать какие-то репортажи. А в 2009 году начала ездить за границу: в Великобританию, Германию. Во время поездок по Европе я снимала очень странных персонажей – там много фриков! – а еще красивые пейзажи. В университете у меня была выставка – фотопортреты европейцев. Но тогда это было для меня так, между делом, хотя некоторый успех был.




В университете меня часто просили что-то снять, что-то сделать для творческих конкурсов. Тогда же появились условно коммерческие заказы из серии «За 500 рублей пойдем в парк, пофотографируемся, нафотошопим листьев желтых побольше». Можно сказать, что я получила признание: Саша – классный фотограф.







Помню один забавный момент. После четвертого курса и практики в «Финаме» я приехала к родителям в Улан-Удэ. И когда папа провожал меня на самолет обратно в Самару, я сказала: «Папа, я, кажется, не буду работать экономистом». Я очень переживала, ожидая его ответ. Мне всегда внушали, что надо закончить школу с золотой медалью, потом – институт с красным дипломом экономиста. Пойти работать в крупную компанию и со временем в идеале стать финансовым директором международной корпорации. И вдруг я говорю, что по этому пути не пойду, что вообще себя в этом не вижу, что буду работать фотографом. Но папа на удивление спокойно к этому отнесся и сказал, чтобы я придумала, как из фотографии сделать бизнес. Так что на пятом курсе я немного забросила учебу и открыла свой фотоклуб в рамках института. Учила студентов фотографировать, устраивала конкурсы, другие мероприятия.



В то время, в 2010–2011 годах, фотоклубы и даже фотостудии были почти во всех вузах: фотография начала набирать популярность. Объяснение простое: цифровых камер стало много, и они были достаточно доступны. И уже тогда я победила в паре каких-то самарских конкурсов. Потом я организовывала конкурсы в своем вузе. Затем меня позвали в жюри конкурса в институте связи, там тоже был свой клуб. И как раз тогда начались коммерческие съемки: портреты, фотосессии в парке.



Вы спросите: что плохого в этих фотографиях? Клиентам же нравилось, они за них платили. Ответ прост: в них плохо все. Техническое качество, свет, позы и образ модели и, конечно, обработка, при помощи которой я пыталась нейтрализовать минусы и сделать кадр более контрастным, драматичным и эффектным.

При переходе от любителя к профи фотограф часто снимает ерунду, пытаясь повторить работы других. Разумеется, у него получается хуже, потому что ему не хватает знаний и навыков. А еще ужасней выглядит невероятный «креатив» – по той же причине.



Как вы видите, у меня тоже был такой период. И я не понимала, насколько это плохо. Это проблема каждого фотографа: снимаешь – выкладываешь в сеть – и никто не хочет это покупать. И только потом ты понимаешь почему.


Крутой поворот

Казалось, я нашла свой жизненный путь, поняла, чем хочу заниматься. Но, окончив университет, сразу поступила… в Самарский государственный институт культуры (СГИК) на хореографа.

Я хорошо танцевала с детства, хотя хореографией занималась мало, примерно до третьего класса. Потом родителям стало некогда возить меня на занятия. И так получилось, что в университете меня пригласили на фестиваль «Студенческая весна» что-то фотографировать, а в итоге оказалось, что я умею танцевать. И меня позвали на сцену – это было весной 2010 года. А потом через свою подругу я познакомилась с девушкой, которая вела в университете кружок современной хореографии. Мне это очень понравилось. И когда в 2011 году я оканчивала институт, то писала диплом, как говорится, «левой пяткой», в последний момент. Вместо работы над дипломом я поехала на российскую «Студенческую весну» в Тюмень. И мы там взяли гран-при. Я поняла, что мне очень нравится танцевать, а конкретно нравится современная хореография.

Подруга, благодаря которой я занялась танцами, сказала, что собирается поступать на хореографа в Академию культуры. Там как раз набирал курс Павел Николаевич Самохвалов, лучший преподаватель современного танца в Самаре. Я пошла с ней за компанию и поступила, при том что у меня не было никакой академической подготовки. Надо было сдавать сложный экзамен: классический танец, современный танец, импровизация. А я последний раз была на занятии по классическому балету лет в восемь! То есть я не помнила абсолютно ничего! И накануне экзамена подруга, у которой дома был балетный станок, привела меня к себе. Она показывала разные па и говорила, чтобы я их запомнила. Я отвратительно сдала классику, но средний балл у меня был неплохой.

На экзамене я выступила так, что меня даже запомнила наша преподаватель по классике Татьяна Федоровна. Все было настолько плохо, что я даже не отличала правую ногу от левой, прыгала все время не на ту ногу. Но все же оказалось, что я не хуже всех, а так как это было второе высшее, то есть обучение было платным, то меня взяли.

Я отучилась один семестр и поняла, что из всей программы мне нравится только одно – танцевать. А в вузе были и другие занятия. Мне что-то перезачли, что-то нет, и приходилось ходить, например, на философию. Нужно было писать курсовую работу по истории народного творчества. Получать образование, чтобы иметь диплом руководителя детского творческого коллектива, мне было ни к чему. А платить 20 000 рублей за каждый семестр, постоянно ходить в академию и сдавать зачеты и экзамены только ради занятий у Самохвалова мне не очень-то нравилось. Так что после первого семестра я забрала документы. И хотя учиться там было не очень интересно, это был хороший опыт.

Я отучилась один семестр и поняла, что из всей программы мне нравится только одно – танцевать.

Кстати, занятия танцами помогли мне изучить движение. Я понимаю, как двигаться в кадре, как помочь моделям позировать правильно. А еще это помогло моей работе в соцсетях. Благодаря привычке выступать, быть на сцене я спокойно веду сторис, прямые эфиры и мастер-классы. Мне это дается проще, чем тем, кто вообще нигде и никак не выступал. Хотя здесь надо отдать должное и первому университету. Там мне тоже приходилось много выступать: на защите проектов перед группой и преподавателями, с докладами на конференциях, куда я ездила как лучшая студентка. Это помогло научиться говорить уверенно, структурировать информацию и доносить ее до слушателей.

Первые разочарования

Во время учебы я продолжала зарабатывать фотографией. Примерно тогда начала снимать свадьбы, найдя себе, как сейчас говорят, наставника: замечательного дедушку по имени Георгий Филиппович Майоров. Он брал меня с собой как второго фотографа, и я смотрела, как он снимает. Это было не лучшей идеей, потому что он снимал довольно старомодно, но так получилось, что мы с ним познакомились на каком-то мероприятии, и он взял меня под крыло. А я тогда думала, что больше всего можно заработать именно съемкой на свадьбах. Но оказалось, что это тоже не мое.

И тогда же произошел «прекраснейший» случай. Мой бывший одногруппник работал в известном тогда сервисе скидок Biglion. И он внушил мне идею, что нужно продавать фотосессии за 500 рублей. Якобы все, кто их купит, потом придут ко мне фотографироваться за нормальные деньги. Мы загрузили в сервис несколько таких предложений, выбрав самые красивые фотографии из моего портфолио. Мы запустили акцию и продавали купоны: часовая фотосессия в лесу за 500 рублей, свадьба за 3000 рублей и подобное. Продали 50 купонов. И это было худшее время в моей карьере фотографа! Конечно, были нормальные клиенты, пара человек даже купила потом съемку по полной цене. Но большинство были просто неадекватны – про это можно написать отдельную книгу. Я поняла, что и этот путь не мой.

Но могу рассказать пару случаев, чтобы вы не повторили моей ошибки.

Один купон купила девушка, но звонила для записи на съемку ее мама. Это уже «звоночек», так как девушка была взрослой, лет двадцать пять – тридцать. И первый вопрос, который задала мама: «А какой здесь подвох?» То есть человек сразу искал во всем двойное дно. Точно не помню, что еще она у меня спрашивала. Я ей пыталась объяснить, что все честно. Они оплатили фотосъемку, им надо только прийти, заплатить за аренду студии (тоже 500 рублей), и я в течение часа буду снимать девушку. Они купили фотосессию за 500 рублей на сайте, думая, что есть какой-то подвох, но все равно купили, все равно пришли.

Мама возмущалась, почему в студии ничего нет: мебели или драпировок – будто на дворе все еще 1990-е годы. Просто серый фон и свет – все. Пока я снимала ее дочь, она постоянно пыталась ею руководить: «Так не стой, стой вот так. Что ты там встала?» – и так далее. Это было очень некомфортно, да и модель была достаточно сложная. Она попыталась втиснуться в платье, которое было ей мало.

После съемки они вышли из студии. Я собралась, выхожу, а они меня поджидают в коридоре. И эта мама начинает предъявлять претензии: «Я же у вас спрашивала, какой здесь подвох! Почему у вас на сайте фотографии красивые и в лесу, а нас вы снимали в студии на сером фоне?!» И тогда я поняла, что так работать нельзя.

Второй случай был такой. Девушка купила съемку в подарок сестре. Я снимала у них дома, принесла с собой вспышку. Дело было в квартире, в декабре, в Самаре. Было уже темно и ничего не видно. А сестра ходила, подсказывала модели, как встать: «Ножку поставь так, эту согни…» А я должна была только снимать. Потом она высказала мне: «На этом кадре я просила ее ногу поставить сюда, почему вы не сняли в полный рост, чтобы было видно, как она ногу поставила?» И то, что кадры, снятые в квартире, получились не такие яркие, как фотографии, сделанные в солнечный день в осеннем парке, тоже ей не понравилось. Такие типичные клиенты.

Но это было своего рода школой жизни. И получается, что я прошла ее достаточно быстро, когда проводила эти дешевые съемки. Тогда я поняла, что не нужно продавать фотосессии по 500 рублей. Низкая цена притягивает клиентов, которые тебя не ценят и в любом случае будут недовольны. Правда, в 2015 году я наступила на те же грабли.

Путь к умению – учение

Разумеется, есть самоучки, которым удалось добиться многого, и они могут поспорить с этой пословицей. Но мой опыт показал, насколько верны эти слова.

Во время истории с купонами на скидку у меня были первые попытки снимать в студии. Стоял ноябрь, на улице уже не поснимаешь. До этого я никогда не училась студийной съемке. Я пробовала ставить свет по схемам из интернета. Но реализовать на практике то, что показывали в видеоуроках, оказалось не так просто. Реальность расходилась с ожиданиями – выходило совсем не то. Мне не нравились фотографии. Вместо объемных глянцевых картинок – плоские, темные, с пересвеченными лбами и неровной кожей. Их приходилось часами обрабатывать в Photoshop, перед тем как отдать клиентам. В общем, я разочаровалась и пришла к мысли о том, что мое – снимать девочек в лесу, какие-то сказочные истории. Так я вернулась к съемке на природе с дневным светом.

Теперь я понимаю, в чем была проблема. Я пыталась делать все самостоятельно, методом тыка, вместо того чтобы поучиться у тех, кто это уже умеет. Где-то до 2015 года я не понимала важности обучения, ведь всему училась сама. Photoshop я осваивала еще в начале 2000-х годов, по книжке, в то время не было никаких курсов, тем более онлайн-уроков. Каким-то основам фотографии меня научили в самарской фотошколе. Но процесс обучения там был советского образца, он мне не понравился, так как я не получила того, за чем шла. Я разочаровалась и поэтому не хотела идти куда-то учиться. Я решила, что буду осваивать все сама, методом проб и ошибок. Но Photoshop так освоить еще можно, а работу со светом – сложнее.

Почти три года я снимала в лесах, полях, квартирах. Студийного света у меня не было. Были вспышки, и я брала их с собой в квартиры клиентов, чтобы просто чуть-чуть подсветить кадр. А в основном я тогда снимала свадьбы: все мои университетские друзья, которые помнили, что Саша – классный фотограф, звали меня их снимать. Мне это нравилось, потому что они были творческими ребятами, свадьбы у них были очень веселыми: с танцами, плясками, креативом. Но, когда мне приходили заказы на съемки свадеб от других людей, я понимала, что мне не нравится сам процесс. Я не вижу в этом ничего красивого, не могу придумать чего-то необычного. Я просто снимала четкие, стандартные фотографии: невеста и жених на красивом фоне.

На страницу:
1 из 2