bannerbanner
ПИАНИНО. Школа великолепной игры
ПИАНИНО. Школа великолепной игры

Полная версия

ПИАНИНО. Школа великолепной игры

Текст
Aудио

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2023
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Ввиду этого игра пианиста будет не настолько интересной, как могла бы быть. Снижается контакт с клавиатурой, выразительность, скорость и свобода игры, а звук снова становится резким и плоским, как у начинающего.

Чувствительный человек не сможет выносить того, что ему мешает чувствовать. Конечно можно для начала только подрезать длинные ногти, оставив лак или нарощенный слой. Но затем необходимо будет полностью отказаться от всех искусственных манипуляций с ногтями. Вы почувствуете, насколько приятней вам станет выполнять и другие работы, такие как шитье, массаж и самомассаж, приготовление пищи и др.

Конечно я не могу требовать от всех учениц сразу отказаться от маникюра, поэтому мы играем и учимся чувствовать из того состояния, в котором они приходят. Затем все обычно меняется.

Синусоида энергии

Энергия всегда привычно изображается в виде синусоиды. Мягкие руки, похожие на крылья лебедя, тоже имеют вид синусоиды. Давайте рассмотрим, как движется рука пианиста. Медленно поднимайте и опускайте руку над клавишами. Наблюдайте, как происходит подъем и спад. Следите, чтобы движения были удобными и естественными. Только такие движения не вызовут усталости и самое главное: дадут нужный по глубине и красоте звук!

Энергия медленно проходит через все суставы последовательно: палец, кисть, запястье, локоть, плечо, позвоночник, таз, ноги. Потом поток уходит в землю. Если этот процесс постоянно отслеживать, ученик, довольно быстро осознает, что и как работает и ему станет намного легче расслабить лишние зажатые мышцы и позволить телу помогать игре, осуществляя нужные движения.

Однако важно учесть, что плоская синусоида – это проекция объемной спирали. А спираль – это видимая при погружении в медитацию часть волны энергопотоков, протекающих через тело человека. Они движутся из бесконечности вверху в бесконечность внизу и обратно. Кстати, спираль ДНК тоже явление энергопотока.

Видеть, знать и чувствовать потоки конечно могут не все, но приблизиться к этому на моих уроках возможно. Это называется энергетической грамотностью и в наше время приобрело огромную актуальность. Магические дисциплины перестают быть экзотикой, «шизотерикой» и становятся популярны среди блогеров ЮТУБа, ученых, преподавателей ВУЗов и даже в школах, где работают настоящие чувствующие учителя.

Паузы для разминки ног

Вернемся еще раз к связи рук и ног, а значит, и всего тела пианиста. Часто, а вернее всегда, я вижу, что приходящие ко мне ученики с опытом (как дети, так и взрослые) не имеют привычки и навыка разминать ноги и спину в перерывах между подходами. Урок обычно длится от 45 минут до часа. У меня это час, и мы обязательно делаем два-три перерыва. Но в музыкальной школе (колледжах, студиях и др.) не принято, чтобы среди урока были даже маленькие паузы для разминки.

Как человек чувствительный, я вижу, в какой момент и насколько ученик устал и необходима пауза. Она нужна и мне, и ему, потому что я и мой ученик – единая система. Когда ему тяжело, мне тоже словно трудно дышать становится.

Рекомендую делать паузы каждые 15-20 минут. Если урок длится час, то получается 3 перерыва через каждые 20 минут, а если 45 минут – каждые 15 мин. Длительность перерыва 2-3 минуты, иногда меньше. Ученик сам должен это чувствовать и дозировать. Я так и говорю: вставай, как только начала ощущаться усталость.

Можно применять и другой ритм. Все зависит от энергетики системы учитель-ученик. Ученики по мере обучения могут уже не так быстро уставать, тогда перерыв может быть один или его не быть вовсе. Это надо видеть, т.е. наблюдать за состоянием ученика. Когда происходит постоянный энергообмен, есть понимание друг друга и взаимное принятие нужд, то форма и количество разминок будет обосновано.

Если не делать паузы особенно для начинающих, накапливается усталость, голова плохо соображает, руки не играют, спина деревенеет, ноги затекают. До ног конечно ощущения доходят только в последний момент. Поэтому я говорю: встань и пройдись по залу (классу). У меня довольно просторное помещение со сценой и небольшим залом для зрителей на концертах и других занятий (танцы, йога и др.).

После разминки – совсем другое дело: ученик оживает, так как через ноги во время ходьбы идет приток энергии, которая поступает и в голову, в спину, и в руки. Да и мне становится намного легче чувствовать и руководить моим подопечным. Мы снова становимся целостным и воспринимающим существом.

Усталость во время обучения настолько коварна, что мешает детям понимать, быть честным с собой и учителем, не притворяться, что ты ничего не чувствуешь, не стесняться сказать, если что-то не так. А искренность и откровенность во всех вопросах, касающихся музыки и не только ее для нас первостепенна.

У меня нет каких-то постоянных и специальных упражнений, хотя их можно придумать или использовать любые известные, которые хочется. Важно само движение: пройтись, присесть, наклониться. Иногда мой ученик сам становится в какую-то йогическую стойку, не зная ничего о йоге. Как это получается – диву даюсь? Это его тело включилось и подсказывает, как восстановить энергобаланс. Меня всегда радуют эти моменты!

Суставы кисти, поднимающие пальцы

Напоминаю, что мы играем не одними пальцами и даже не всей рукой, а всем телом и всем сознанием. Это очень важно. Когда вы чувствуете, что пальцы работают плохо, т.е. некоторые из них поднимаются, а другие упорно не желают, остановитесь и помассируйте кисти рук. Но не так, как обычно массируете – на физике, а иначе.

Закрыв глаза, прочувствуйте каждый палец в отдельности, затем идущие через кисть суставы и сухожилия, относящиеся к нему. Шевелите каждым пальцем до тех пор, пока не начнете хорошо ощущать его продолжение в кисти, а импульсы этого движения в предплечье, а затем и где-то в позвоночнике…

Стремитесь впустить ощущения глубоко внутрь пальцев, кисти, предплечья. Прощупывайте все переходы и места, где что-то не работает некой невидимой рукой прямо внутри своего тела. Не спешите и не насилуйте себя до утомления! Делайте всё как в медитации, спокойно и в удовольствие. Сидите и старайтесь почувствовать все суставы, изгибы мышц, медленно двигая каждым пальцем, вытягивая кисть, растопыривая пальцы пошире в разные стороны. Можно делать любые движения и упражнения, которые захотите, которые не в напряг, а в радость, которые приносят рукам расслабление и приятные ощущения. Делайте так, пока что-то не проснется и не оживет, не задышит новой жизнью внутри тела. Главное – начать чувствовать свои руки так, как вы никогда не чувствовали: досконально, глубоко, основательно. Это нужно для того, чтобы играть и чувствовать исполняемую музыку. А еще конечно, чтобы руки не болели и не уставали.

Суставы станут гибкими, а пальцы подвижными, когда ваши руки наполнятся вниманием. Помним: где внимание – там энергия!

Неважно, сколько вам лет и сколько вы до этого учились или не учились играть. Уберите все шаблоны и стереотипы, поверьте в то, что вы играете, как никто другой и в свое удовольствие. Иначе ведь это никому не нужно, правда? Поэтому просто прислушивайтесь и вникайте в процесс игры, ищите что-то своё и обязательно найдете, как нашла это я.

Я в вас верю!

Не хватает длины пальцев, чтобы взять октаву? Не беда. Дело не в растяжке, а в зажатости кисти, в отсутствии ощущений связи пальцев с другими частями руки и тела. Дело в вашем сознании. Сознание выстраивает все связи в материальном теле. А эти связи, как мы говорили ранее, чувствовать очень важно. Без ощущений и чувств не течет энергия, а без нее невозможно никакое действие.

Пальцы не играют трель и форшлаг? Не важно, что вам об этом сказали невежды, не важно, что у вас был перелом руки или что-то еще. Я знаю все эти слова: играешь как курица лапой, короткие пальцы-сосиски, немузыкальная рука и т.д. Забудьте! Играйте, как можете в свое удовольствие и перечитывайте эту книгу. Улучшения обязательно придут.

Держите руки расслабленными, сбрасывая вовремя напряжение с плеч. Поднимите плечи к ушам на вдохе, подержите несколько секунд с задержкой дыхания и резко сбросьте вниз на выдохе. Работайте во время игры локтями – в стороны. Запястьями – вверх-вниз. При игре гамм поднимайте пальцы для начала повыше, как марширующие солдатики, чтобы создать ощущение передвижения армии под командованием генерала – головы.

Пойте во время игры ноты или мелодию произведения. Так будет легче заучивать «текст», в смысле ноты. Так в тело будет поступать сила сознания, а значит и та энергия, которой не хватало до этого.

Почему болят руки и нормально ли это

Когда ребенок или взрослый испытывает боль в руках, шее, спине после уроков фортепиано, а тем более, систематически, это НЕ НОРМАЛЬНО! Прошу родителей сразу обратить внимание учителя на этот факты (факты) и в случае необходимости заменить учителя.

Объясню, что происходит.

Боль в теле всегда говорит о том, что в данной зоне недостаточно энергии, а значит, внимание ученика и учителя распределено неправильно и не обращено туда вовсе или где-то на подходе блокируется энергия, которая должна поступить на снабжение этой зоны. Например, если локти постоянно прижаты к туловищу, то в руки энергия приходит не на сто процентов. В этом случае играть ученик будет с трудом, быстро устанет и не достигнет нужной концентрации на эмоциональном восприятии музыки, а без это ее звучание будет невыносимо плоским, долбящим, надоедающим.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2