bannerbanner
Развитие западного интеллектуализма
Развитие западного интеллектуализма

Полная версия

Развитие западного интеллектуализма

Язык: Русский
Год издания: 2007
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 4

Менесу приписывается строительство первой столицы Египта – города Мемфиса – на берегу Нила (близ теперешнего Каира). В те времена владыку не называли фараоном – этот титул стали использовать через два столетия, он символизировал единение власти и религии в одном лице: в Египте фараон считался главным земным богом. Египтяне верили, что бог-фараон даёт указание Нилу разливаться, поэтому он почитался настоящим отцом-кормильцем народа. Остальные боги были мифическими созданиями.

За два столетия столичный город Мемфис превратился в громадный богатый центр, в нём жило пятьдесят тысяч человек – вся бюрократия страны, имевшая сложную иерархию. Имелась также школа писцов, где изучались искусство письма, многочисленные мифы, легенды о походах фараонов и литература – записанные ранее тексты. Там же обучали системе мер и весов, экономике, архитектуре и, возможно, другим искусствам. Насколько можно себе представить, это была первая в мире школа университетского типа. Верхушка Египта была образованной.

Но уровень знаний и представлений в Древнем Египте диктовался постулатами религии. Она развивалась под влиянием условий жизни и с развитием государства оформилась в систему миропонимания. В культуре и повседневном быте Египта главенствовал абсолютный религиозный символизм. То, что сегодня называется суеверием, там было правилами поведения – наукой жизни. Религиозный символизм диктовал всё, но особое значение он приобретал в вопросах веры в загробную жизнь и культ мёртвых. По оставшимся захоронениям состоятельных египтян можно себе представить, что все усилия людей были в философском и бытовом плане направлены на одно: пока ты существуешь, готовься к жизни после смерти. Богатое воображение, фантазия в подготовке к загробной жизни стимулировали искусство мумификации тел и расцвет изобразительных искусств.

Для погребения богатых и влиятельных людей к западу от Мемфиса предназначалось кладбище Саккара, названное в честь бога похорон Сокара. Египтяне знали, что солнце опускается на западе, и считали, что туда вместе с солнцем спускался и сам бог солнца Ра, или Амон-Ра. Он был одним из главных богов, был представлен в семидесяти разных образах и имел множество других имён. Согласно доверию, к ночи он уходил за горизонт и спускался вниз, под землю, чтобы обходить умерших. На следующее утро бог солнца снова появлялся из мира покоя, восходя на востоке. Для умерших выкапывали могилы в земле, а над ними ставили мастабы — крытые прямоугольные сооружения из глиняных или известковых плит. В них было припасено всё для жизни после смерти: продукты, вещи и папирусные свитки, сопровождавшие людей в загробную жизнь. Многие мастабы были изнутри расписаны фресками – символами общения с богами, сценами из бытовой жизни, даже изображениями праздников с танцами.

Самые большие и красивые мастабы были над захоранениями фараонов. По традиции, они готовились задолго до смерти фараона. В 2780 гг. до н. э. ДЖОСЕР, став фараоном, сразу же решил строить для своей загробной жизни большое каменное захоронение. Хотя строения из камня в Египте уже были, но строить каменную гробницу было новой и трудной задачей. Это стало переходом от мастабы к необычному виду захоронения – пирамиде. Отсюда и берет начало легенда об Имхотепе.

Первую каменную египетскую пирамиду построил визирь фараона Имхотеп. Его имя означает «тот, который посвятил себя миру». Сохранились некоторые биографические сведения о нём: он был сыном архитектора по имени Канофер, был многосторонне образован, имел семью, а до первой пирамиды построил храм в Верховьях Нила. Но за долгие века об Имхотепе сохранилось больше легенд, чем точных сведений. Одна из них рассказывает, как, будучи политическим советником фараона, он предсказал ему, что в Египте семь урожайных лет сменятся семью засушливыми. Поэтому фараон приказал сделать запасы зерна и тем спас народ от голода (позже эта легенда была повторена в Библии – в истории об Иосифе Прекрасном, который растолковал фараону его сон о семи тучных и семи тощих коровах). Но ярче всего Имхотеп остался в памяти народа, как искусный целитель.


Рис. 1–1. Позднее скульптурное изображение Имхотепа в виде бога медицины, прижизненные изображения Имхотепа неизвестны.


Позже он был причислен к богам как бог медицины, и был построен храм, посвящённый Имхотепу. Сохранилось несколько его скульптурных изображений (Рис. 1–1), но его настоящее захоронение не найдено. Египтяне тысячелетиями приходили для исцеления к его воображаемому захоронению и приносили с собой вылепленные из глины изображения своих больных частей тела (рук, ног, глаз), веря, что бог Имхотеп сможет вылечить их. Через две тысячи лет он был признан богом медицины и, как бог, почитался больше фараонов. Легенды о врачевании Имхотепа перешли в мифы греков о боге Эскулапе и в образ римского бога медицины Асклепия. Считалось, что все традиции египетской медицины исходили от Имхотепа, они высоко ценились во времена греческой и римской цивилизаций и через тысячелетия дошли до Средних веков.

Имхотеп был также и знаменитым зодчим, он должен был бы, по идее, составить план и расчёты задуманной им пирамиды, но не сохранилось никакой документации по её строительству. Тогда впервые в истории были применены сложенные ярусами блоки. Их вырубали из скал светлого и прочного известняка, обтачивали и обрабатывали на месте. Всё делалось вручную, без применения какой-либо техники (которой тогда и не было). Скрепляющих растворов вроде цемента египтяне не знали, для прочности конструкции блоки вытачивались с «замками» – уклонами и выступами соответствующих впадин для подгонки друг к другу. Это делалось с такой точностью, что даже после пяти тысяч лет высушивания ветрами, засыпания песками и землетрясений между блоками нельзя вставить и почтовую открытку. Такой высокой культуры строительства, какая была в Древнем Египте, потом не знала ни одна страна мира.


Рис. 1–2. Первая египетская пирамида – Ступенчатая пирамида, построенная Имхотепом для захоронения фараона Джосера.


Начальный вариант пирамиды был из двух ярусов, но, очевидно, он не удовлетворял фараона, а может быть, и самого Имхотепа. Поэтому в процессе постройки Имхотеп увеличил её в два раза. С поразительной точностью он сумел вмонтировать прежнее строение во второе, разросшееся (Рис. 1–2). Пирамида состоит из шести суживающихся к вершине ступеней. Предполагалось, что умерший фараон может по ступеням пирамиды подняться в рай (по этому плану в XX веке был построен «ступенчатый» мавзолей Ленина в Москве. Но куда было подниматься по ступеням неверующему коммунисту Ленину – неизвестно).

Квадратное основание пирамиды по длине равно 63 м и соответствует такой же высоте (22-этажный дом!). Это соотношение основания и высоты создаёт идеальную пирамидальную форму и потом использовалось во всех остальных пирамидах. Вся конструкция ориентирована точно с севера на юг, так что с восхода до заката тень падает на запад и восток, и это можно использовать для точного указания времени дня. Учитывая астрономические знания древних египтян, наверняка известные Имхотепу, расположение пирамиды можно считать точно продуманным. Вокруг пирамиды Имхотеп построил галлерею помещений, размером 544 на 277 м и высотой 10 м. Это были размеры среднего города того времени. Пышно оформленный вход состоял из парных колонн с раструбом в виде цветов папируса. Стены были укращены барельефами и росписями. На одной из стен сохранилась надпись, что это сооружение было построено мудрым визирем фараона Имхотепом. В галерею ведут четырнадцать входов. Всё в Египте имело символическое значение, число четырнадцать было также магической цифрой. Лишь один из четырнадцати входов был настоящим, остальные – ложные. В галерее было расположено триста залов и комнат для ритуальных процедур, склады вещей и продуктов для жизни фараона после смерти. Они образовывали сложный запутанный лабиринт. Не знакомый с планом человек, особенно грабитель, никогда не смог бы выбраться оттуда. Имхотеп впервые применил лабиринт в строительстве, и это затем повторялось в планах многих строений в других странах[1]. На две тысячи лет Ступенчатая пирамида Имхотепа стала образцом для строительства всех последующих пирамид. Она даже вошла в египетскую письменность как иероглиф «Первое строение мира». Имхотеп сумел создать беспрецедентную концентрацию и организацию рабочей силы – для постройки такого грандиозного сооружения работали тысячи людей и должна была существовать сложнейшая многостепенная организация. Это был один из первых примеров непревзойдённой до сих пор египетской организации работ.

Ступенчатая пирамида – это самое древнее в мире крупное строение. Одной из основных загадок остаётся решение Имхотепа – почему это гигантское строение должно было иметь форму пирамиды. Почти наверняка, он должен был сначала экспериментировать с формой в меньшем масштабе, чтобы выбрать наиболее рациональную.

Имхотеп

Когда ночами дремлет Нил,Бог Ра проходит вдоль могил,И среди мумий СаккараТам отдыхает до утра,А утром снова, Солнца Бог,Он озаряет весь Восток.Он знает тайны Пирамид,Кто в саркофагах древних спит.Он помнит всех мужей и жён,Кто был прекрасен, кто умён,Кто добрым был, кто был свиреп.Но только мудрый ИмхотепИз всех, кто там навек застыл,К Богам потом причислен был.Он был целитель всех невзгодИ предсказатель непогод,Он Пирамиду СтупенейВоздвиг, как чудо, средь полей;Она, красой своей гордясь,Вершиной к небу вознеслась.В неё внесён был фараонНа тризне пышных похорон;А где-то рядом скромный склеп,И в нём бессмертный Имхотеп.Когда ночами дремлет Нил,Два бога видны у могил:Пред Имхотепом – дани знак —Бог Солнца замедляет шаг.Владимир Голяховский

Фактически с Имхотепа начинается записанная история развития архитектуры, строительства, медицины и вообще всей науки. Письменность в Египте применялась не только в административных и экономических целях, но и для записи событий. Поэтому так много известно об истории египетской цивилизации. Конечно, в те записи вплетено много легенд древнего времени, проверить которые невозможно. Но даже если Имхотеп не совершал всего, что ему приписано в легендах, всё равно – его реальная Ступенчатая пирамида возвышается перед нами и теперь. Уже давно одряхлевшая, но всё ещё прямая и прочная, она всем своим видом говорит, что легенда о первом выдающемся учёном по имени Имхотеп не выдумка, не миф, а отражение правды, и что прогресс цивилизации уже тогда держался на плечах интеллектуала.

Известность и влияние Имхотепа как учёного не были превзойдены еще и через две тысячи лет после него. Только через два тысячелетия в истории появились имена следующих достоверно известных интеллектуалов – греческих философов, математиков и астрономов, живших уже в VIII–V веках до н. э.

2. Доминирующая сила религии Древнего Египта

Раннее развитие сложных религиозных представлений во многом способствовало высокому уровню культуры Древнего Египта. В главе описываются связи религии со многими достижениями древности: строительство Великой пирамиды Хеопса, религиозные храмы в долине Нила с их обелисками и колоннами и Большой Сфинкс в Гизе. Именно в Египте впервые зародилась идея монотеистской религии.

……………………………….

В египетской религии была продолжительность энергии, которая, как и другие стороны её цивилизации, пережила политические формы, поддерживавшие и защищавшие её.

Джон Робертс(британский историк)

Религиозные представления зарождались в сознании первобытных людей под влиянием окружающей природы. Люди не могли понимать её сверхъестественной силы, в их примитивном сознании она превращалась в первые символы. Так возникло суеверие, вера в могущественных богов и в силу магии. С развитием общества эти символы постепенно складывались в устойчивые представления и ритуалы, порождавшие культуру народа.

В Египте было более двух тысяч богов – больше, чем в других древних цивилизациях. Каждое селение имело своих богов, свои религиозные ритуалы и традиции. Религия страны была скроена из «лоскутов» вер разных местностей. В природе доминировала река Нил: в сухой изнуряющей пустыне, которая занимала 90 % территории страны, могучий Нил давал людям жизнь – воду, умеренный климат, рыб, птиц и растения. Древние египтяне почитали Нил богом. Даже сама идея, что смерть – это лишь временное прерывание жизни, могла прийти египтянам из наблюдений над ежегодным бурным возрождением природы в долинах Нила. Он и теперь, через многие тысячелетия, поражает своей величественностью.

Нил Нилыч

Наш кораблик «Святая Стефания»Выходил из Асуана в Луксор,И уже предвкушал я заранее,Что увижу я нильский простор.Ранним утром вода – как зеркальная,Над пустыней забрезжил рассвет;Нил-красавец, река уникальная,Во всём мире славней тебя нет.Ты рождён водопадом ВикторииИ зовёшься там Нил Голубой,В эфиопской сухой территорииТвой источник родился второй.Рассекая пустыню Нубийскую,У гранитных порогов бурля,Ты живишь берега свои низкие,И тобой напоилась земля.Разливаясь широкими нивами,Урожай ты давал трижды в год,Люди жили твоими разливами —Тебя богом считал твой народ.И как бог, ты египетской нацииПодарил небывалый прогресс,Омывал ты цивилизацию,След которой вовек не исчез.Много рек есть на свете, которыеНапоили народы собой,Но во всей человечьей историиНи одна не сравнится с тобой.Асуанским гранитом гружённые,Обработанным силой рабов,С обелисками и колоннамиПлыли сотни тяжёлых плотов.Ты сплавлял их тысячелетьямиИ для храмов, и для пирамид;Красок яркими многоцветьямиУкрашался их стройный вид.Может, Нил, ты далёк от идиллии,И опасен бываешь порой —Всех пугали глаза крокодильи,Вдруг всплывавшие над водой.Но тебя перекрыли плотиною,Крокодилам отрезали путь.Электричеству с новою силоюУ плотины подставил ты грудь.Не решаюсь я, Нил, на пророчества,Но хочу с уваженьем сказать:Тебя надо по имени-отчествуНилом Нилычем называть.Владимир Голяховский

Со всё усложнявшейся фантазией египтяне тысячелетиями шли от реалистического восприятия природы к условной символической форме поклонения ей. Эта религия символов помогала им жить в необъяснимом окружающем мире. Богов они изображали полулюдьми-полуживотными. Такая форма религии называется анимизмом – одушевлением животных. С неповторимым мастерством и фантазией египтяне представляли богов в скульптурах и росписях людьми с головами животных и птиц, или животными с головами людей.

Когда укрепилось государство и выросли поселения – выделилась группа основных богов. Они фигурировали под многими именами. Северная часть страны, которая называлась Нижним Египтом, поклонялась божеству в виде кобры, а южная часть, называвшаяся Верхним Египтом (по направлению течения Нила), почитала божество в виде грифа.

Сложные представления о богах могли приходить к простым людям только через жрецов – профессиональную группу служителей культов, магов-волшебников. Волшебство явилось первой стадией интеллектуального развития – нечто вроде примитивной науки. Люди глубоко верили, что магические чары способны повлиять на их реальную и загробную жизнь. В религии господствовал принцип МААТ – божественная справедливость и порядок. Полное погружение в символику религии и обожествление владык пропагандировались и поддерживались верховными жрецами. Как при любой диктатуре, подавляющая сила религии во многом обеспечивала успех внутренней стабильности египетской цивилизации в течение трёх тысяч лет. Это беспримерно большой срок существования цивилизации – половина всего того времени, в котором существует записываемая история.

Египтяне обожествляли реку Нил, а также животных и птиц, обитавших в тех местах. Египет был богат урожаями зерновых культур. На его земле, близко к поверхности, находились в изобилии ценные металлы и минералы: золото, серебро, медь, драгоценные камни. Особо ценились растения, используемые для пахучего фимиама, и дорогостоящие шкуры леопардов и других зверей. К тому же, в сильном Египте всегда была большая армия африканских рабов из соседних стран – Нубии, Эфиопии и Судана. Их использовали как солдат и неквалифицированную рабочую силу. Другим богатством Египта были слоновая кость и чёрное дерево. Красота и плотность дерева были так велики, что из него выделывали особо ценные украшения.

Название «ЕГИПЕТ» пришло из греческого языка, от слова «AIGUPTOS», данного этой древней стране через тысячи лет после её возникновения. Сами египтяне ещё шесть тысяч лет назад назвали свой край «ЧЁРНАЯ СТРАНА» – за плодородность земли. Богатство и роскошь, сконцентрированные в руках владык – фараонов, способствовали процветанию интеллектуальных сил и мастерству бесчисленных художников, которым фараоны и просто богатые люди хорошо платили.

Подготовка к жизни после смерти была так внедрена в повседневное существование египтян, будто эта вера жила под их смуглой кожей. Но это было заботой элиты, а масса народа была занята простым трудовым существованием и человеческими страстями.

С верой в загробную жизнь было связано уникальное египетское искусство мумифицирования тел для подготовки к загробному миру. Этот сложный процесс проводился жрецами высокого ранга в присутствии фигур богов.


Рис. 2–1. Маска бога смерти в виде головы шакала, которую жрецы надевали на себя в процессе мумифицирования тела (показано в рамке).


Из тела вынимались внутренние органы, потом его туго обматывали бинтами, которые были пропитаны ароматическими маслами (Рис. 2–1). Для различных внутренностей, извлекаемых при мумификации, были назначены разные боги (например, бог кишечника). Хотя медицина и хирургия в Древнем Египте были развиты больше, чем в других государствах, но мумифицирование было религиозным ритуалом и не имело никакой связи с медициной. Например, по представлениям того времени, сердце считалось вместилищем разума, а мозг служил для охлаждения крови.

Безымянные интеллектуалы египетской науки пытались определить начала космологии – учения о Вселенной. Согласно мифу, в создании мира участвовали три бога: богиня неба НУТ, бог земли ГЕБ и бог воздуха, дыхания и ветра ШУ – отец богини Нут. Все они были детьми основного бога АМОНА, первого и единственного во Вселенной. Так как у Амона не было напарницы, он создал себе детей путём мастурбации. Его изображали с лицом, скрытым священным жуком-скарабеем, и держащим в руках свой пенис (Рис. 2–2).

Вначале богиня неба Нут и бог земли Геб соединились в полном любовном слиянии. Когда она забеременела, любящий отец Шу отделил её от Геба и стал на руках поддерживать в воздухе. Нут родила звёзды, и они распространились по её животу. В египетской религии было много эротических описаний происхождения богов.


Рис. 2–2. А – Изображение главного бога Амона, Б – египетское представление о происхождении мира – космология (объяснение в тексте).


Среди многочисленных богов был бог самозародившегося интеллекта по имени ТОТ, которого называли «писец в компании богов». Он был богом мудрости и письма, автором священного «СВИТКА ТОТА», в котором содержались главные тайны всех загадок мира. Написанный иероглифами, он мог дать тому, кто сумел его прочитать, неограниченную власть над духами воздуха и над подземными богами. Но хитрость была в том, что прочитать такую рукопись могли только верховные жрецы; даже фараонам, как правило неграмотным, это было не под силу. Считается, что этот священный свиток был потом потерян в веках.


Рис. 2–3. Бог Тот – бог интеллекта и письма, всегда изображался с головой священной птицы ибис.


Бог Тот изображался с человеческой фигурой и головой птицы ИБИС (белая болотная птица с длинным загнутым вниз клювом; Рис. 2–3). Тайну этого изображения узнали в более поздние времена от последних жрецов Древнего Египта. Голова и шея ибиса были даны богу интеллекта потому, что, когда спящий ибис кладёт свою голову под крыло, он принимает очертания, сходные с формой сердца. А сердце почиталось вместилищем высокой мудрости. Кроме того, размер шага ибиса считался точно равным размеру «одного локтя». Эта величина считалась священной. Она якобы была дана ибису самими богом Тотом. Математически эта величина – около 1 м 25 см – присутствовала во всех измерениях Вселенной. По поверию жрецов, у ибиса было ещё одно священное свойство – длина его кишок составляла точно 96 локтей (равняется 120 м). Это была важная мера в строительстве, потому что она делится на священную цифру «6».


Рис. 2–4. Бог-покровитель фараонов Гор, изображался в виде сокола.


В добавление к прежним культам каждый новый фараон присоединял себя к лику богов, сочинялись легенды о его божественности и могуществе. Традиционно фараоны отождествляли себя с богом ГОРОМ. Бог Гор был потомком богини материнства и плодородия ИЗИДЫ и её супруга ОЗИРИСА, главного бога подземного царства. Гор изображался в виде сокола с хищным загнутым клювом, иногда с человеческой головой, и почитался богом династий фараонов (Рис. 2–4).


Рис. 2–5. Главный вход в храм Карнак; традиционно вход состоял из двух массивных пилонов и ворот между ними и двух обелисков по сторонам.


По всей долине Нила фараоны строили храмы с бесчисленными памятниками и украшениями, новые города. Эти строения до сих пор поражают величественностью размеров, сложностью архитектуры и тонкостью оформительского искусства. Один из храмов в комплексе «КАРНАК» возле города Луксора по размерам мог вместить в себя базилику Св. Петра в Риме, Миланский собор и Собор Парижской Богоматери (Рис. 2–5). Проектирование, строительство и украшение Карнака продолжались почти полторы тысячи лет. Это была непрерывная работа сотен интеллектуалов и тысяч мастеров одной школы искусств, направляемой религией страны.

Храм Карнак

Мне снилось, что мне подан знак:Езжай в Луксор для интересаИ посети там храм Карнак,Строенье славного Рамзеса;Других таких на свете нет —Отец и мать великих храмов;Он простоял там тыщи лет,Засыпанный песком и хламом.Когда Египет ослабелИ потерял поддержку Рима,Песок веками им владелИ разрушал Карнак незримо.Арабы дикою толпойЕгипет слабый захватили,Внесли разруху и разбой,Чужих сокровищ не ценили.Не мог арабский мир понятьЗахваченного им величья,И в дикой страсти разрушать,Ломал его от безразличья.Когда к Египту интересВ Европе снова возродился,Карнак совсем почти исчез,Песком и грязью завалился.У европейцев много летУшло в Египте на раскопки,Египтологии расцветСначала шёл по узкой тропке.Одним из первых встал Карнак,В своём величьи возродился…………………………………………….Мне снилось, что мне подан знак.Чтоб на поклон к нему явился.Владимир Голяховский

Дворцы украшались гениальным египетским архитектурным изобретением – колоннами. Колонны вошли в архитектуру всего мира, но лишь не многим известно, что это изобретение египетского интеллекта. Другое изумительное изобретение – это гранитные обелиски изысканных пропорций. Каждый из них четырёхгранной формы, в 2–3 метра у основания, с постепенным сужением к вершине до 1 метра, высотой 20–30 метров и весом 400–500 тонн (Рис. 2–6). До сих пор не раскрыты инженерные тайны их изготовления, транспортировки и вертикального воздвижения на местах. «Как египтяне это делали?» – этот вопрос так и остаётся неразгаданным, как и многие тайны их высокой культуры.


Рис. 2–6. Обелиск и колонны – изобретения египетского архитектурного гения.


С поразительной точностью египтяне высекали колонны из целых гранитных скал и на всех четырёх гранях писали крупными иероглифами сложные тексты, возвеличивающие фараонов. Поэты создавали победные гимны, воспевающие их подвиги и достижения. В одном из них, в 1500 г. до н. э., писалось: «Он – бог, делами которого каждый живёт, он – отец и мать всех людей, он – единственный, он – только сам, равного которому нет». Но фактически, кроме прославлений, обелиски стали одними из первых письменных памятников истории.

После построенной Имхотепом Ступенчатой пирамиды Джосера все фараоны строили для своего захоронения пирамиды – уникальный египетский религиозный символ загробной жизни. Всего сохранилось 114 пирамид, из них 98 – в Египте и 16 – на территории Судана. Их продолжали складывать из блоков, но вместо ступеней архитекторы нашли более простую и величественную форму – гладкий конус с наклоном в 52 градуса. Считается, что это могло быть имитацией расходящихся от солнца лучей. Все четыре стены выкладывались отполированными гранитными плитами (в Египте не было мрамора). Поверхности отражали яркие лучи солнца пустыни, символически утверждая единение фараона и бота-солнца.

На страницу:
2 из 4