bannerbanner
Внутренняя сила чемпиона. Путь к лучшей версии себя в жизни и спорте
Внутренняя сила чемпиона. Путь к лучшей версии себя в жизни и спорте

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Главная ментальная установка Внутреннего Совершенства звучит так:

«Я соревнуюсь, чтобы совершенствоваться в жизни, учиться и духовно расти, а также вдохновлять на это других».

Мы стремимся к высоким результатам не ради медалей или славы, а для того, чтобы открыть что-то новое в себе и испытать то, что прежде было неведомо. Мы соревнуемся и ради самого соревнования, и ради того, чтобы прочувствовать момент и ощутить радость жизни. Мы делаем это, чтобы помочь другим – в том числе и нашим соперникам – сделать то же самое, чтобы мы все могли учиться, расти и совершенствоваться. Мы жаждем испытаний и вызовов, чтобы увидеть, кто мы на самом деле и кем мы можем стать.

Мы покоряем пики не для того, чтобы дойти до самого верха, а для того, чтобы понять, на что мы способны, пытаясь взобраться наверх. Вершина задает цель и фокус поведения, но мотивация, что заставляет нас идти в гору или участвовать в соревнованиях, гораздо глубже, чем просто красивые виды или селфи для социальных сетей.

Конькобежка Клара Хьюз, завоевав золотую медаль на Олимпиаде, написала в дневнике:

«В глубине души мне ясно, почему я снова и снова выхожу на старт. И это точно не ради медали, уже висящей у меня на шее. Все эти медали я отправляю маме в Виннипег, а она, в свою очередь, хвастается ими перед нашими друзьями и родственниками. Не награды вызывают у меня чувство истинного удовлетворения, что наполняет мою душу и, в свою очередь, учит меня жизни».

Хьюз катается на коньках, чтобы понять, как надо жить. Самый действенный способ – это постоянно самосовершенствоваться, учиться и расти, вдохновляя на это других.

Давайте сравним, как обычно воспринимают соревнования и результаты, и то, как надо смотреть на них с точки зрения Внутреннего Совершенства:



Внутреннее Совершенство – это целый образ жизни и система тренировок и техник, призванная помочь вам добиться высоких результатов и стать самим собой, чтобы жить полной жизнью, – и неважно, спортсмен ли вы или просто обычный человек.

В этой книге мы проанализируем, как легендарные олимпийцы и спортсмены мирового класса годами тренируются, готовясь к состязанию, которое может длиться меньше минуты. Несмотря на то что они не могут полностью контролировать свои результаты, атлеты спокойно и уверенно выступают в условиях невероятного психологического давления. Потом мы обсудим, как вы можете делать то же самое, будь вы спортсмен или руководитель, пекарь или блогер.

Из моего опыта общения и работы с атлетами или влиятельными лидерами я понял, что на самом деле мы хотим не только достичь ощутимых целей, но и почувствовать всю полноту жизни. Мы жаждем прекрасных впечатлений, наполняющих отношений, стремимся полностью раскрыть свой потенциал. Мы хотим, чтобы нам бросали вызовы, давали творить. Мы хотим расти. Мы хотим, чтобы нам дали свободу жить на полную катушку и реализовать свои мечты независимо от того, что думают об этом другие, сколько денег мы зарабатываем или какой у нас статус. В конечном счете мы хотим жить как можно лучше – ощутить всю полноту жизни.

Страх лишает нас всего этого. Страх живет в болезненных воспоминаниях прошлого и переживаниях о неизвестности будущего, отнимая у нас неограниченные возможности настоящего. Вместо вызовов мы видим препятствия, вместо возможностей – неудачи. Вместо того чтобы развиваться, мы живем прошлым. Если вы хотите жить полной жизнью, нужно обуздать свои страхи и найти в себе мужество быть собой.

Когда я был аутфилдером[1] в «Чикаго Кабс», мое чувство собственного достоинства и самооценка зависели от моих результатов, в основном от показателя отбивания. Когда мяч отскакивал, я расправлял плечи и чувствовал себя героем.

Если удар был плохой, я сжимался и перспективы казались мне ужасными. У меня были постоянные эмоциональные качели. Я был рабом своих результатов, и это подавляло мою эффективность. Я боялся провала, и этот страх отбрасывал мои мысли в прошлое и будущее.

Когда я сам начал тренировать профессиональных спортсменов и олимпийцев, то видел ту же ошибку снова и снова: атлеты унывали и даже впадали в депрессию, потому что не могли справиться с давлением, когда от них требуют побед или выдающихся результатов. Страх неудачи сковывал их.

В этой книге вы узнаете, как лучшие мировые спортсмены учатся Внутреннему Совершенству и как оно помогает достигать выдающихся результатов даже тогда, когда обуревают сомнения, – вы можете добиться таких же успехов. Помимо этого, вы узнаете, как жить с чувством глубокого удовлетворения, радости и уверенности.

Вы убедитесь, что базовые принципы одинаковы, и неважно, спортсмен вы или руководитель компании, олимпийская команда или офисный коллектив.

Мы изучим концепцию самоотдачи и самореализации, а также способы, с помощью которых можно добиваться лучших результатов и жить полной жизнью.

Первая вещь, которую нужно усвоить, звучит так: эта книга и этот образ жизни основаны на установке.

Самое большое препятствие, с которым мы сталкиваемся в работе и в жизни, – эгоцентризм.

Я говорю не о морали. Главная проблема в том, что при нашей озабоченности собой наше поле зрения сужается, наш личностный рост останавливается, а неудачи случаются чаще. Любознательность и жажда вызовов сменяются тревогой и страхом перед неудачей. Начинается обесценивание.

Ваше восприятие мира, а значит, и то, что вы считаете возможным, формируется из созданных вами убеждений и истории о себе, которую вы транслируете. Она составляется из постоянного анализа и оценки вашего прошлого, к которому вы привязались. Именно эта привязанность вас ограничивает. Самое большое препятствие – у вас в голове, а точнее, в запущенной вашим мозгом программе, которая основана на том, каким мы подсознательно запрограммировали себя.

Решение этой проблемы помогло влиятельным лидерам, олимпийским атлетам и профессиональным спортсменам, а также лучшим командам в мире. Это модель, что зиждется на трех простых словах: любовь, мудрость и мужество. Любовь – это ключ к сердцу, мудрость – расширение кругозора, а мужество – полное присутствие в моменте. В этой модели любовь становится страстью, мудрость – целью, а мужество – самообладанием.

Если в стремлении к выдающимся результатам, мечтам и победам вы посвятите свою жизнь учебе и совершенствованию в любви, мудрости и мужестве, то обнаружите, что ваше сердце постепенно переориентируется на опыт, а не на результаты. Вы обретете веру, сосредоточенность и свободу. Вскоре умение быть в моменте станет важнее победы или итогового результата, что, по иронии судьбы, позволит побеждать чаще. Там, где раньше вы сосредотачивались на преходящих, поверхностных целях и желаниях, приоритетным станет постоянное и глубокое. Вы станете добиваться большего. Ваша жизнь изменится. Идем вперед, к удивительным открытиям.

01

Маслоу и «Мазерати»

Стремление к большему

Соблазнившись сладкозвучными песнями общества потребления, в котором царит культ быстрого решения проблем, мы иногда идем по пути, который приносит лишь иллюзию свершений и тень удовлетворения.

Джордж Леонард, мастер айкидо

Если вы хотите, чтобы никто вас не трогал, можно подумать о переезде в глухие дали, на природу. Там нет ни ипотеки, ни счетов, ни лужайки с газоном, который нужно подстригать. Если нужна полная стабильность и безопасность, отправляйтесь в тюрьму. А что? Поселят, будут кормить три раза в день по расписанию. Но если вам нужна другая свобода – свобода жизни, наполненной перспективами и чувством уверенности, гармонии и радости, то придется за это заплатить. Истинная свобода имеет цену, и она высока.

Чтобы стать по-настоящему свободными, нужно иметь мужество следовать определенным системам принципов, смотреть в лицо своим страхам и соединиться со своим истинным «я». Путь к настоящему успеху и долгосрочной самореализации рискован и полон препятствий: соблазны вещизма, потребительства и мгновенного удовлетворения терзают нас каждый день. Они вызывают соблазнительное онемение и ложную реальность, которые мешают жить полной жизнью, свободной жизнью. Постепенно подстраиваясь под ожидания общества и социальное определение успеха, мы попадаем в плен нашей повседневной рутины (и достижений), теряем истинную свободу и в конечном счете самих себя.

Это ужасная перспектива, опасный путь, уводящий от истинных желаний. Ведь гораздо удобнее идти по пологой и широкой дороге, где меньше опасностей, неудач и больше соблазнов. Нас отпугивает таинственный и туманный путь возможностей. Нам проще поддаться той части мозга, которая требует мгновенного удовлетворения и быстрых удовольствий, чтобы не видеть более объемную и пугающую перспективу того, чего мы действительно хотим: важных и вдохновляющих моментов, приходящих от ощущения настоящей жизни. В итоге мы используем данные нам Богом таланты в погоне за ложными идолами – деньгами, статусом, показателями или общественным одобрением, – пытаясь утолить глубокую жажду быть мотивированными и реализовать себя.

У каждого из нас бывали периоды в жизни, когда все идеально сходилось: сакральные моменты, когда мы полностью погружались в состояние потока и чувствовали себя по-настоящему живыми. Когда наступают такие мгновения, то хочется, чтобы хоть на долю секунды хватило смелости отправиться в этот непростой путь.

И это стоит сделать! Но часто мы так строги к себе, так концентрируемся на своих неудачах и переживаниях, что не замечаем, что все еще впереди: свободная жизнь, наполненная чувством глубокого удовлетворения, радости и уверенности, не зависящих от обстоятельств.

Все мы люди, у нас одни и те же желания и заботы. Нам всем хочется невероятных впечатлений и глубоких отношений; мы хотим быть частью чего-то большего, чем мы сами. Мы хотим любить, радоваться и добиваться успехов. Такова человеческая природа.

Но у каждого из нас в голове постоянно крутятся и обесценивающие мысли, желания, которые причиняют нам боль, и убеждения, которые нас ограничивают. Все это происходит потому, что наш разум не научился управлять единственной вещью, от которой зависит все: нашими мыслями.

В погоне за результатами легко впасть в беспокойство и стресс, потому что многое не поддается контролю. Однако когда вы научитесь жить полной жизнью, вы сможете добиться максимальных результатов и полюбить вызовы. Каждое выступление, презентация или проблема, с которой вы сталкиваетесь, – это возможность учиться, расти и ярко переживать каждый момент. Отправившись в это путешествие вместе со мной, вы обнаружите, что лучшие моменты всегда приходят, когда мысли чисты, а на сердце легко. Это воодушевит вас рискнуть, что необходимо для того, чтобы стать тем, кем вы созданы.

Узкая тропинка к самоотверженности

Не ставьте себе целью успех – чем больше вы будете стремиться к нему, сделав его своей целью, тем вернее вы его упустите. За успехом, как и за счастьем, нельзя гнаться; он должен получиться – и получается – как незапланированный побочный эффект личной преданности большому делу или как побочный результат любви и преданности другому человеку.

Переживший холокост доктор Виктор Франкл. «Человек в поисках смысла»

К свободной жизни можно идти двумя путями: проторенная дорога, широкая и манящая, сулящая похвалу и восхищение, и узкая тропинка, трудная, проселочная и порой ухабистая, которая тем не менее ведет к чувству глубокого удовлетворения, радости и уверенности. Этот путь требует жертв, но зато позволит достичь выдающихся результатов. Только там вы обретете свободу и гармонию духа, не привязанного ни к результатам, ни к тому, что могут подумать или сказать другие.

Психиатр Абрахам Маслоу исследовал как раз этот способ. Он анализировал жизнь успешных людей, таких как Авраам Линкольн, Томас Джефферсон и Альберт Эйнштейн: как они думали, о чем мечтали, как жили. Маслоу обнаружил, что у гениев много общих черт: чувство собственного достоинства, тесная связь с другими, а также любознательность, находчивость и энергичность в решении проблем. Они были высокого мнения о себе и были заточены на глубокие чувства и опыт. Он назвал этих людей, которые не только изменили мир, но и прожили вдохновляющую жизнь, самоактуализаторами. Самоактуализаторы, отмечал Маслоу, благодаря их способности смотреть на мир широко обладают уникальной способностью притягивать моменты, в которые они чувствуют всю полноту жизни, удовлетворение от творчества и пребывания в потоке. Люди, достигшие высоких результатов, по Маслоу, самоотверженно стремились к Цели, что была выше и больше их самих. Мы будем называть таких людей бескорыстными актуализаторами, или людьми, которые видят мир через призму, выходящую за их пределы, и поэтому получают свободу жить полноценно. Вот девять характеристик, которые Маслоу использовал для их описания:

1. Полная вовлеченность. Они умеют переживать важные события в жизни во всей их полноте, ярко и с самоотдачей, с полной концентрацией.

2. Личностный рост. Они не зацикливаются на потребностях и желаниях более низкого уровня (например, одобрении со стороны окружающих), а стремятся учиться и расти. Их цель – быть в моменте, а не думать, что из него можно выжать. Для них средство – это цель; путешествие – это удовольствие, а не результат.

3. Самоосознание. Самоотверженные актуализаторы проделывают работу по раскрытию своих истинных мотивов, эмоций и способностей. Они руководствуются собственным этическим кодексом, из-за которого порой чувствуют себя так же неловко, как иностранцы за границей.

4. Gemeinschaft. Это немецкое слово означает товарищество, сообщество. Маслоу считал, что принадлежность – фундаментальная потребность человека и что связь с другими людьми является неотъемлемой частью самоактуализации.

5. Благодарность. Бескорыстные актуализаторы обладают удивительной способностью снова и снова свежо и наивно переоценивать основные жизненные блага с благоговением, удовольствием, удивлением и даже экстазом, какими бы отжившими ни казались эти переживания другим. Например, для такого человека любой закат так же прекрасен, как и впервые увиденный в жизни, любой полевой цветок так же удивителен, даже после миллиона других цветов. Для таких людей даже обычные будни, ежеминутные дела жизни могут быть захватывающими.

6. Аутентичность/сопротивление навязыванию какой-то культуры. Бескорыстные актуализаторы мотивированы на реализацию своего внутреннего потенциала, а не на внешнее вознаграждение от общества; они обладают большей автономией и сопротивляются пассивному уподоблению остальным.

7. Уединение. Бескорыстные актуализаторы способны оставаться наедине со своими чувствами. Они стремятся к уединению в большей степени, чем обычные люди. Бескорыстные актуализаторы ценят время для спокойных размышлений и не всегда нуждаются в том, чтобы их окружали другие. Они могут находиться рядом с кем-то и не нуждаться в общении с ним; присутствие рядом с ними достаточно само по себе.

8. Внешняя высокая цель. У бескорыстных актуализаторов есть Миссия в жизни, какая-то сверхзадача, которую нужно выполнить, некая внешняя проблема, на решение которой тратится большая часть их энергии, а польза идет на благо человечества.

9. Отсутствие ментальной брони. Маслоу считал, что мы строим стены, которые, как мы думаем, защитят нас, но вместо этого они ограничивают нас. Бескорыстные актуализаторы способны обнаружить свои внутренние механизмы защиты и затем найти в себе силы отказаться от них.

Дальше вы узнаете, как эгоцентризм приводит к страху, а самоотверженность – к бесстрашию. Для самоотверженных актуализаторов их естественная забота о себе – со всеми ее ограничениями и мелочами – меркнет перед гораздо более масштабной перспективой с настолько широкими возможностями, какие не может представить себе эгоцентричный рассудок.

По мнению Маслоу, эти характеристики и связанные с ними модели поведения помогают раскрыть то, что уже есть в вас, или, точнее, то, что уже есть вы.

Представьте себе, как Микеланджело вырезает из мраморной глыбы изваяние Давида. Вот он отсек все, что не было Давидом, чтобы получить эту великолепную фигуру. Мы – что-то вроде этой глыбы, которая может превратиться в произведение искусства, но нас сдерживают ожидания, тревоги и страхи. Нас приучили, чтобы мы ценили славу и успех, пусть даже мимолетный, а не опыт, который он дает. В результате мы впадаем в уныние. Мы настолько зацикливаемся на победе, что боимся проиграть.

Привязанность к тому, что вы не можете полностью контролировать, ставит вас в положение нуждающегося и вызывает подспудный страх не получить то, что хочется. И тут впрягаются озабоченность собой и самокопание, которые высасывают вашу энергию и силу. Начинаются качели, мы пребываем между стремлением к победе и страхом проиграть; напряжение растет по мере того, как усиливается давление. Но под этими ограничениями бьется неделимое сердце – сердце воина, ваше истинное «Я». Уберите шелуху, и, подобно Микеланджело, сотворившему Давида, вы обнаружите в себе огромную силу и самообладание.

Болезнь потребления

Истинная ценность человека измеряется в тех вещах, к которым он стремится.

Марк Аврелий, римский император, 161–180 гг. н. э.

Отсекать шелуху очень сложно. Легко сбиться с пути, соблазниться фасадом того, что кажется вашей заветной мечтой. В западной культуре ежедневно есть риск подхватить вирус консюмеризма (а это самый опасный тип вируса – тот, который может повредить вашу душу).

Заболевшие этой заразой боготворят пять вещей:

✦ имущество,

✦ успехи,

✦ внешность (внешний вид),

✦ деньги,

✦ статус.

Аббревиатура – СУВИД. В словарях Merriam-Webster это слово определяется как метод медленного приготовления еды в вакууме. Точно так же томитесь в оболочке этих вещей и вы. Эти пять мнимых «символов успеха» могут украсть ваши истинные мечты, заставив вас сосредоточиться на шелухе, а не на том, что действительно имеет смысл, дает силы и пребывает в вечности. Болезнь консюмеризма впрыскивает в кровь постоянное желание получить больше и бесконечно сравнивать себя с другими, причем всегда не в пользу вас. Эта зараза разъедает вам душу и отдаляет вас от истинного «я».

Парадоксально, но именно зацикленность на атрибутах успеха уводит все дальше от успеха и настоящей мечты, что зреет внутри нас. Роскошная машина, дом побольше, миллион подписчиков… Наше влечение к вещам, которые помогают выглядеть и чувствовать себя успешными, – это тот поворот, что уводит от того, что по-настоящему вечно и ценно. Согласно Маслоу, если всю жизнь гоняться за великолепными особняками и шикарными авто (какие бы они ни были красивые), мы удовлетворяем лишь потребности низкого уровня. Проблема не в симптомах болезни самих по себе – деньгах, достижениях и так далее, – а в том, что вы увлекаетесь чем-то мимолетным и поверхностным.

Настоящая проблема возникает, когда эти материальные статусы успеха становятся главным сокровищем, потому что вы начинаете в них верить. Фокус ваших главных целей формирует в вас характеристики того, чего вы желаете. Имущество и достижения, внешность, деньги и статус – все это мимолетно, и смысл жизни, построенный на преходящих вещах, будет постоянно сопровождаться неуверенностью в себе.

Когда другие отмечают ваши достижения или восхищаются вашими успехами, у вас возникает кратковременное чувство гордости и ложное ощущение собственной значимости. Они подстегивают вас к тому, чтобы стремиться получить еще больше. Чем больше вы получаете, тем больше хотите, и тем труднее наслаждаться тем, что когда-то было действительно важным. Это бесконечное стремление становится болезнью, которая приводит к отчаянию, поскольку ваша личность приравнивается к списку достижений, внешности или тому, как вас воспринимают другие. Стоит добиться того, чего вы хотите, как вы понимаете, что это химеры.

В западной культуре вирус потребления распространен повсеместно. Когда все вокруг болеют простудой или гриппом, трудно не заразиться; но вы должны постараться укрепить свой иммунитет, чтобы сопротивляться этой пандемии. Защищает от вируса сильное чувство самоидентичности, настоящая Цель и проверенная система управления своими мыслями, чувствами и желаниями.

Путешествуя и изучая другие культуры, я обнаружил, что жизнь намного проще, чем можно подумать. В Коста-Рике, например, адвокаты и таксисты, покупатели и владельцы магазинов были на одной ноге. Стоматолог может запросто общаться с водителем эвакуатора и пригласить его на ужин после того, как его автомобиль увезут, – так и поступила моя принимающая семья, в которой я был наставником. До сих пор помню, как глава семьи, где я жил, попросил эвакуаторщика остаться на ужин таким тоном, как будто это нормальное явление, – и как он потом обрадовался за столом, когда водитель сообщил, откуда он родом: они были земляками. Жизнь в Коста-Рике оказалась намного счастливее и беспечнее, чем у меня на родине, в США. Они там ходят на работу, обедают, играют. В стране, которая не претендует на мировое господство, люди мало в чем нуждаются и многое ценят.

Ваше самое заветное желание

О, Бог чудес, дай мне способности удивляться тому, что удивительно, и положи конец моему влечению к мимолетному.

Д-р Джон Пайпер, теолог

Около 1700 лет назад жил да был человек по имени Аврелий Августин, который, как говорят, любил мудрость и жаждал истины. В своих письмах он поделился интересной мыслью: «Нас определяют не мысли или дела наши, а то, что мы любим. Ведь когда мы спрашиваем, хороший ли это человек, мы спрашиваем не о том, во что он верит или на что надеется, а о том, что он любит».

Другими словами, именно любовь управляет нашими поступками и течением жизни. То, что мы любим больше всего в каждый конкретный момент, и управляет нами в этот момент. Августин считал, что основная причина нашего уныния в том, что наши страсти не туда направлены. Если более всего вы цените славу, то неуверенность в себе будет преследовать нас повсюду.

Цените что-то более важное, например, саму любовь – безусловную доброту, – и обретете внутреннюю силу и удовлетворение.

Чтобы жить полной жизнью, надо расположить наши увлечения в порядке, который поможет расширить наши возможности. То есть выше всего в списке ставить то, что обладает наибольшей силой.

Когда профессионально играл в бейсбол, то думал, что больше всего люблю хоум-раны, радостные возгласы болельщиков, спортивную форму и соревнование в моменте. С тех пор я понял, что на самом деле действительно любил одно – ощущать полноту жизни. Я жаждал быть целиком вовлеченным, быть в моменте… играть со всей страстью… быть частью команды, становиться ближе в общем стремлении.

То, что вы любите больше всего, – хороший показатель того, заражены ли вы вирусом потребления. Как узнать, что заставляет ваше сердце биться чаще? Задайте себе три вопроса:

1. О чем я мечтаю?

2. Что меня беспокоит? (Что регулярно заставляет меня беспокоиться?)

3. Из-за чего я расстраиваюсь? (Что разозлило меня больше всего?)

Ответы на эти вопросы покажут, что на самом деле для вас самое важное. И ваша жизнь станет настолько стабильной, насколько важна эта вещь. Ведь это то, вокруг чего она строится. Подцепили ли вы этот вирус?

Один из симптомов болезни – претенциозность. Когда вы привыкли к определенному успеху и ваша идентичность стала переплетаться с ним, вы очень обеспокоитесь, если чьи-то слова или действия будут угрожать вашей репутации или статусу. Те вещи, которые общество считает важными – даже если они на самом деле преходящие, – определили вашу личность. Они стали частью вас.

Самая опасная составляющая этого вируса – не просто жажда большего, а жажда иметь больше, чем другие. И эта жажда заставляет все тело гореть огнем.

У всех нас есть врожденное желание расти духовно, становиться лучшей версией себя. Однако бывает нелегко понять, что это значит и как к этому стремиться. Легко отвлечься, пойти по ложному пути, преследуя поверхностные цели и руководствуясь низменными увлечениями. Мы хотим невероятных впечатлений и жизни, полной смысла, но часто попадаем в плен сиюминутных желаний, сравнений с другими и тратим время на дела, которые не имеют ни смысла, ни интереса. И если ваше главное стремление или желание в конечном итоге оказывается пустышкой, жизнь превращается в День сурка.

Обладатель Пулитцеровской премии Дэвид Фостер Уоллес говорит, что если вы думаете, что точно живете по принципу «не сотвори себе кумира», то обманываетесь.

Уоллес объясняет:

«Для взрослых людей в повседневной жизни на самом деле не существует атеизма. И нет такого понятия, как “не поклоняться”. Все поклоняются. Единственный выбор, который есть, – это чему поклоняться. И главная причина выбрать объектом культа какого-нибудь бога или духовную сущность – будь то Джей Си или Аллах, Яхве или викканская богиня-мать, Четыре благородные истины или какой-то неосязаемый набор этических принципов – в том, что все остальное, что можно боготворить, просто сожрет вас заживо. Если вы поклоняетесь деньгам и вещам – и именно в них вы находите настоящий смысл существования, – то вам никогда не будет этого достаточно. Золотой телец ненасытен. Это правда. Если вы возводите в культ свое тело, красоту и сексуальность, то всегда будете в глубине души чувствовать себя уродом, а когда время и возраст начнут давать о себе знать, в воображении умрете миллионом смертей, прежде чем она вас окончательно настигнет. На каком-то подсознательном уровне мы все это уже знаем – эти истины зашифрованы в виде мифов, пословиц, клише, эпиграмм, притч: это основа любой великой истории. Фокус в том, чтобы держать истину на виду в массовом сознании. Обожествляете власть – и будете чувствовать себя беспомощным и испуганным, и вам потребуется все больше власти, чтобы держать других в страхе. Верите в свой интеллект, считаете себя умником – в итоге вы всегда будете чувствовать себя идиотом, самозванцем на грани разоблачения. И так далее».

На страницу:
2 из 3