Полная версия
Вода и грёзы. Опыт о воображении материи
31
Mallarmé St. Herodiade.
32
Роденбах, Жорж (1855–1898) – бельгийский франкоязычный поэт, сподвижник Э. Верхарна. – Прим. пер.
33
Игра слов: espion – «ручное зеркальце» и «шпион» – Прим. пер.
34
Brugge на фламандских диалектах нидерландского языка означает «мост». Поэтому – уже своим названием – это «город над водой». – Прим. пер
35
Narcisse // Valéry P. Mélanges.
36
Катоптромантия – от греч. κάτοπτρον «зеркало» – гадание по зеркалу. – Прим. пер.
37
Гидромантия – гадание по воде. – Прим. пер.
38
См.: Delatte. La Catoptromancie grecque et ses dérivés. Paris, 1932, p. 111.
39
Гаске, Жоашен (1873–1921) – франц. поэт. Автор монографии о Сезанне, сделавшем его портрет (Осло, Нац. галерея).
40
Shelley P. Œuvres complètes. Trad. Rabbe. T. I, p. 93.
41
Keats J. Poèmes et Poésies. Trad. Gallimard. 1910. P. 96.
42
Панкализм (греч.) – красота мироздания; принцип красоты, лежащий в основе устройства Вселенной. – Прим. пер.
43
Клагес, Людвиг (1872–1956) – немецкий философ, психолог и исследователь почерков (графолог). По образованию – химик. В трактате «Дух как отрицатель души» (1929–1933) писал об изначальном единстве между телом и душой, которое было нарушено интеллектом. – Прим. пер.
44
См.: Klages L. Der Geist als Widersacher der Seele, Band 3. T. I, S. 1132: «Без полюса мира не существовал бы полюс души».
Widersacher – еще и постоянный эпитет Сатаны; значит, у Клагеса дух – с отрицательной коннотацией. – Прим. пер.
45
Eluard P. Le Livre ouvert, p. 30.
46
He только шлифует, но еще и «смягчает», и «омывает пресной водой» (оттенки глагола adoucir). – Прим. пер.
47
Schlegel F. Lucinde. Éd. 1907, p. 16.
48
Д’Орс-и-Ровира, Эухенио (1882–1954) – испанский (точнее, каталонский) философ и искусствовед. Доктор права. Инициатор возрождения каталонского языка. «Искусство и жизнь Гойи» (1928). – Прим. пер.
49
D’Ors E. La vie de Goya. Trad., p. 179.
50
Д’Орса Башляр не критикует, а просто отмечает несовместимость своего (как «человека воды») эстетического восприятия с восприятием живописи, характерным для этого испанского философа («человека земли»). – Прим. пер.
51
Natura naturans («природа творящая» – т. е. Бог или позднее Мировой Дух); natura naturata («природа сотворенная») – латинские термины средневековой философии. – Прим. пер.
52
Claudel P. L’Oiseau noir dans le Soleil levant, p. 230.
53
Shelley P. Œuvres complètes.T. I, p. 23.
54
Strindberg. Swanevit. Trad., p. 329.
55
Кройцер, Георг Фридрих (1771–1858) – немецкий филолог. Был тесно связан с Гейдельбергским кружком романтиков. Написал четырехтомную «Символику и мифологию древних народов, преимущественно греков» (1810–1822). Основатель сравнительной мифологии. – Прим. пер.
56
См.: Creuzer G. Religion de lAntiquité. Trad Guigniaut. T. I, p. 168.
57
Аргус – стоглазый страж Ио, дочери аргосского царя Инакха. – Прим. пер.
58
«Колеса, исполненные очей» – образ из Книги пророка Иезекииля. Рациональные «критики» Библии утверждали, что Иезекииль видел всего лишь павлина с распущенным хвостом, а принял его за сверхъестественное существо. – Прим. пер.
59
Игра слов: je tire le rideau – не только «опускаю занавес», но и «молчу». – Прим. пер.
60
Опуская «занавес», павлин распускает свой «многоочитый» хвост, как бы продолжая наблюдать за Сваневит. – Прим. пер.
61
Hugo V. Le Rhin. II, p. 20.
62
Lamartine A. Confidences, p. 245.
63
Claudel P. L’Oiseau noir dans le Soleil levant, p. 229.
64
Там же.
65
Там же.
66
Eaux printanières – активнее, чем русское «вешние воды», ибо снабжены суффиксом nomina agentis. В какой-то степени это «веснотворящие воды», «воды, предшествующие настоящей весне». – Прим. пер.
67
Пейоративный (лат. peiorativus) – наделенный отрицательной коннотацией. – Прим. пер.
68
Слово dialectiser можно понимать и как «вести сократический диалог», и как «диалектически отличать», и как «говорить на диалекте». – Прим. пер.
69
Эрин – поэтическое название Ирландии. Зеленый цвет – национальный. – Прим. пер.
70
«Феноменизм» – термин, придуманный Башляром, видимо, характеризует поверхностную поэзию, лишь «регистрирующую» явления. – Прим. пер.
71
Waldquellen (нем.) – лесные источники. – Прим. пер.
72
Пеней – река в Фессалии, ныне Саламврия; в «Фаусте» – царь нимф, каждая из которых символизирует его приток. – Прим. пер.
73
Goethe I. W. Faust.
74
Наяда (греч. Ναΐδες) – речная нимфа, русалка. – Прим. пер.
75
Навсикая – царевна из «Одиссеи», см. знаменитую сцену купания. – Прим. пер.
76
Нереида (греч. Νηρηίδες) – дочь морского бога Нерея, морская нимфа. – Прим. пер.
77
Дриада (греч. Δρυάς) – лесная нимфа. – Прим. пер.
78
Гамадриада (Αμαδρυάδες) – нимфа, образующая единое целое с дубом: рождается в нем, живет и умирает. – Прим. пер.
79
Имеется в виду то, что в заимствованиях из греч. во франц. (archaïque, egoïste и пр.) часто ставится «трема» (две точки над i). «Связь» обывателя с водной стихией, по Башляру, почти исчерпывается «поливанием» точками буквы i. – Прим. пер.
80
Жан-Поль (Иоганн Пауль Фридрих Рихтер) (1763–1825) – нем. философ и эстетик; теоретик юмора и иронии. Создатель термина «романтизм». Утопический и полумифологический роман «Титан» написан в 1800–1803 гг. – Прим. пер.
81
Jean-Paul. Le Titan. Trad. Chasles. T. I, p. 36.
82
Орографический (греч.) – горный. – Прим. пер.
83
Гёте И. В. Фауст. Пер. Б. Пастернака. Ч. 2. Акт II, с. 282–283. Башляр цитирует прозаический перевод Порша (Goethe I. W. Faust. 2e parti. Acte II. Trad. Porchat, p. 342.). – Прим. пер.
84
См.: Nietzsche F. La naissance de la tragédie. Trad. G. Bianquis, p. 112.
85
Пер. стихотворения В. Коломийцева (см.: Ницше Ф. Соч. В 2 т. Т. 1, с. 145). – Прим. пер.
86
Возможно, в «Лебеде» Малларме не без удивления встречаешь слияние любовного нарциссизма с нарциссизмом, свойственным смерти от любви. Клод-Луи Эстев в очерке о Малларме («Философские этюды о литературной выразительности», Estève C.-L. Études philosophiques sur l’ехpression littéraire, p. 146) пришел к синтетическому выводу: «Лебедь Малларме, с его красотой и нарциссической утомленностью, с шеей (но не лапами), трясущейся от ледяной агонии, или же, наконец, обездвиженный во льдах, всегда останется Чистотой и Великолепием».
87
Луи, Пьер (1870–1925) – франц. писатель, представитель «александрийского» декаданса. Пьер Луи испытывал такое тяготение ко всему «древнему» и греческому, что даже архаизировал написание собственной фамилии на «греко-старофранцузский» лад (Louÿs – с «трема» над игреком). Может быть, для Башляра он и есть тот самый обыватель, зараженный «комплексом Навсикаи»? – Прим. пер.
88
Название «Сумерки нимф» представляет собой явную и, возможно, неосознанную пародию на «Сумерки богов» Ницше. Но если название труда Ницше ассоциируется с планетарными катастрофами древнегерманской мифологии, то «Сумерки нимф» – с обывательской «галантной» мифологией. – Прим. пер.
89
См.: Louys P. Le Crépuscule de Nymphes (éd. Montaigne).
90
Еще один иронический намек на произведение Ницше. – Прим. пер.
91
Слово Léda Луи пишет с accent circonflexe (Lêda), что производит впечатление манерности (Леда – супруга спартанского царя Тиндарея. Мать Кастора и Поллукса, Елены и Клитемнестры). – Прим. пер.
92
Крылья, распростертые над землей, – символ Гермеса – Меркурия и позднеегипетского Феникса. Их синкретический культ – в древнеримской религии. – Прим. пер.
93
См.: Cassel P. Der Schwan in Sage und Leben. Berlin, 1872.
94
Сатиры – низшие лесные божества, спутники Диониса. – Прим. пер.
95
Имеется в виду миф о рождении близнецов Кастора и Поллукса из яйца Леды. Пьер Луи в своем рассказе, по мнению Башляра, использовал его неумело. – Прим. пер.
96
Delcourt M. Stérilités mystérieuses et naissances maléfiques dans l’antiquité classique, 1938.
97
Новелла «Леда без лебедя» (1913) Габриэля д’Аннунцио (1863–1938) написана ритмической прозой. – Прим. пер.
98
Еврот – главная река в Лаконии. – Прим. пер.
99
В подтексте – «Метаморфозы» Овидия. – Прим. пер.
100
Фестий – царь Этолии, отец Леды. – Прим. пер.
101
Реверди, Пьер (1889–1960) – франц. поэт; с 1925 г. – добровольный затворник. В его творчестве часты герметические образы и мотивы. – Прим. пер.
102
Reverdy P. «Le gant de crin», p. 41.
103
Sublimation – и «сублимация», и «возвеличивание», «восхваление». – Прим. пер.
104
Тибоде, Альбер (1874–1936) – наиболее авторитетный литературный критик во Франции в период между двумя мировыми войнами. По философским взглядам – бергсонианец. – Прим. пер.
105
См.: Jung C.G. Métamorphoses et symboles de la Libido, p. 331.
106
Schwan – «лебедь» (нем.). – Прим. пер.
107
Swen – «лебедь» и «солнце» (древневерхненемецкий). – Прим. пер.
108
Sonne – «солнце» (нем.). – Прим. пер.
109
Jean-Paul. Titan. T. II, р. 129.
110
Лафорг, Жюль (1860–1887) – франц. поэт. Для его творчества характерны мотивы «сплина», богемного дендизма, болезненной иронии. Один из основоположников верлибра. – Прим. пер.
111
См.: Laforgue J. Lettres // Nouvelle Revue Française, mars 1941, p. 432.
112
Анамнез (греч.) – воспоминание. – Прим. пер.
113
Элизабет Арнольд Хопкинс По – умерла в 1811 г., когда поэту было два года. – Прим. пер.
114
Сара Хелен Уитмен. – Прим. пер.
115
Фрэнсис Аллан умерла в 1829 г. – Прим. пер.
116
Вирджиния Клемм умерла в 1847 г. – Прим. пер.
117
Musique cristalline можно понимать и как «прозрачная музыка». – Прим. пер.
118
Под «стыками» (франц. charnières) имеются в виду места, где сходятся грезы разных стихий. – Прим. пер.
119
Рое Е. Histoires grotesques et sérieuses. Trad. Baudelaire, p. 280.
120
Имеется в виду, что вода как бы становится идеей самой себя. – Прим. пер.
121
Имеется в виду, что вода становится «майей», нереальной материей, насылающей миражи. – Прим. пер.
122
Рое Е. Nouvelles histoires extraordinaires. Trad. Baudelaire, p. 278.
123
«Странствия Франца Штернбальда» (1798) – роман Людвига Тика (1773–1853) – немецкого романиста и новеллиста, автора сказок, популяризатора «практической» философии. – Прим. пер.
124
«Чувствительное имущество» – каламбур по типу «движимого», «недвижимого» и прочего имущества. – Прим. пер.
125
Те же образы повторяются и в «Острове фей» (L’Ile des fées, p. 279).
126
Ср. Bachelard G. Lautréamont. Éd. José Corti, p. 64.
Лотреамон, граф (наст. имя Изидор Дюкасс) (1846–1870) – франц. поэт. Его «Песни Мальдорора» (1870) переполнены инвективами в адрес Бога – за то, что Он создал человека, – и человека за то, что в нем нет ничего, кроме зла. «Больной гений» и основоположник «новой риторики». В 1939 г. Башляр написал о нем книгу. Здесь упоминается в связи с тем, что его «Песни Мальдорора» изобилуют образами фантастических животных. – Прим. пер.
127
Wordsworth W. Prélude. Trad. E. Legouis IV, p. 256–273.