Полная версия
Венеция. Полная история города
Каналетто (Джованни Антонио Каналь) (1697–1768) – один из величайших художников-ведутистов[5] своего времени. Его отец Бернардо Каналь, талантливый художник из богатой семьи, обучил его рисовать декорации для венецианских театров. Этот опыт работы сценографа оказал на Каналетто решающее влияние: Венеция в XVII веке была городом-подмостками. В 1720-х годах Каналетто начал писать ведуты Венеции. Ведута – это городские пейзажи, в которых люди – мелкая деталь на фоне города. Самый урбанистический жанр в истории живописи существовал уже несколько столетий, однако именно Каналетто довел его до совершенства. Никому не удалось сравниться с ним в способности изобразить Венецию так детально. Настолько точной, что его можно считать лучшим бытописателем Венеции XVII века. Он усидчиво и последовательно изображал все погонные метры Канала Гранде и повседневную жизнь, которая кипит по обе его стороны: как чинят крышу, обсуждают сделки, торгуют посудой и зеленью, кавалер, укрывшись в фельце[6], читает письмо, дамы с балкона наблюдают за рыночным днем. Его ведуты сложены из десятков таких миниатюр.
Пьетро Лонги, настоящее имя Пьетро Фалька (1702–1785) – венецианский художник Сеттеченто. К середине XVIII века после совсем не блестящей карьеры исторического живописца переменил занятие и перешел к жанровой живописи, сменил тему и стиль. Пытливый взгляд Лонги обратился к Венеции будуаров и ридотто – игорных домов. Впервые венецианская аристократия была показана им в утреннем неглиже. Описывал этот частный мира Пьетро Лонги чрезвычайно деликатно, уделяя равное внимание белым баутам и черным моретам[7], дорогим тканям, пудреным парикам, кружевам, домашним собачкам, утренней чашке шоколада, новым духам. А вот платья из муара и аксамита[8], украшенные кружевами и вышивкой, были в основном венецианского происхождения.
Бальдассаре Галуппи по прозвищу Буранелло («выходец с острова Бурано») (1706–1785) – композитор, придворный капельмейстер императрицы Екатерины II. Отпущен композитор в Петербург был всего на три года, но успел за это время поставить три оперы – «Покинутая Дидона», «Король Пастух» и «Ифигения в Тавриде», вышколить придворный оркестр, «крича и бранясь на венецианском наречии». Неожиданным образом Галуппи оказал влияние и на русское церковное пение. И если вскоре после отъезда Галуппи из России его оперы были забыты, то его духовные сочинения на церковнославянские тексты сохранились в репертуаре церковных хоров до середины 2010-х годов.
Франческо Альгаротти (1712–1764) – сын венецианского купца, путешественник, шпион, космополит, собиратель произведений искусства, ученый, историк, поэт, дипломат, философ, искусствовед и торговец. Альгаротти при жизни считался самым известным и уважаемым литератором в Италии. Учитывая его неизвестность сегодня, он, может быть, один из величайших забытых людей в истории. Считается, что именно Альгаротти назвал город на Неве «окном в Европу». По крайней мере Пушкин в авторском примечании к своей строке «в Европу прорубить окно» в поэме «Медный всадник» именно на него и ссылается.
Джакомо Джироламо Казанова (1725–1798) – известный итальянский авантюрист, путешественник и писатель, автор обстоятельной автобиографии «История моей жизни». Казанова, как библиофил, хочет прочитать каждую женщину как книгу, а это значит, что, прежде чем открыть новую книгу, он должен закрыть предыдущую.
Джулиана Камерино, урожденная Коэн (1920–2010) – модельер, основавшая дом моды Roberta di Camerino в Венеции. Она одной из первых стала привержена принципу «сделано в Италии» в сфере моды еще до того, как это выражение приобрело какой-либо смысл. Джанни Версаче и Джанфранко Ферре после работы с нею стали стилистами; сестры Фенди изобрели свой бренд после того, как управляли одним из ее магазинов. Ее бренд стал известен в мире благодаря букве «R», что означало «Роберта» – Роберта ди Камерино. Джулиана получила «Оскар моды» Ньюмана Mаркуса, а также высшую итальянскую премию в области промышленного дизайна «Золотой циркуль». Но главное – она произвела революцию в отношении к дамской сумочке, которая из простого аксессуара стала неотъемлемой частью женского костюма. Использование монограмм на сумках тоже придумала она.
Глава первая. Торговля: морские конвои, пряности, шпионы
В XIII–XV веках Венеция была главными воротами в Европу, неизбежным транзитным пунктом для товаров, ввозимых и вывозимых из Старого Света. Козырной картой республики была густая сеть торговых отношений. Зона морской торговли Серениссимы включала в себя весь Средиземноморский бассейн с его полюсами активности в центре, на западе (Фландрия и Англия) и на востоке (бассейн Черного моря, Египет и Сирия). Огромный регион, господство над которым Венеция сумела установить благодаря военно-морским силам, внушавшим страх и уважение, и искусности своих торговцев, готовых в зависимости от обстоятельств послужить одновременно дипломатами или военачальниками.
С момента возникновения Венеции главным источником ее богатства стал флот, военный и гражданский. Между Средневековьем и ранним Ренессансом, на пике могущества и процветания республики ее торговый флот составлял 4,5 тысячи кораблей. В год в Венецию прибывало не менее 2500 тонн разнообразных товаров, которые потом оказывались на рынке Риальто.
Пираты Адриатического моря
Еще в XI веке венецианские корабли пересекали Адриатику и пролив Отранто между Апеннинами и Балканами и продолжали путь средиземноморскими маршрутами в сторону Египта и побережья Северной Африки. На них, однако, часто нападали пираты далматского побережья, захватывая корабли республики, которые в первые века тысячелетия были плохо защищены.
Янес Вальтвазор. Изображение ускоков. XVII век
Это были пираты с реки Нарента (сегодняшняя Неретва), люди дикого и неукротимого нрава, которые создавали много проблем для зарождавшегося венецианского государства.
Неретвские пираты довольно успешно боролись с венецианцами за владычество на Адриатике. Дельта реки Неретвы/Наренты представляла собой густой лабиринт плавней, что помогало им промышлять разбоем в Далмации и успешно скрываться от преследователей. На своих небольших ладьях пираты могли плавать на мелководье, не опасаясь погони.
В 991 году в Венецианской республике к власти пришел 26-й венецианский дож Пьетро II Орсеоло. В 998 году он избавил венецианцев от 50-летней практики уплаты дани славянским пиратам, разорив их базы на островах Ластово и Корчула и захватив город Дубровник. Победа в морском сражении с пиратами у города Задар в 1000 году дала венецианцам полный контроль над всем Адриатическим морем и положила начало многовековой церемонии «Праздник обручения венецианского дожа с Адриатическим морем» (итал. Sposalizio del Mare).
Каналетто. Праздник обручения венецианского дожа с Адриатическим морем. 1729 год
Церемония символического бракосочетания происходила при введении в должность нового дожа. В день Вознесения (итал. Festa della Sensa – именно в этот день Орсеоло отправился в экспедицию) дож садился в свою личную 12-весельную галеру «Бучинторо» под знаменем Святого Марка и под грохот пушек, звон колоколов и приветственные возгласы толпы в сопровождении флотилии нарядно украшенных барок и гондол отплывал к каналу Порто Сан-Николо-ди-Лидо, прорытому в песчаной косе Лидо. У входа в канал, в водах перед церковью, посвященной Сан-Николо, св. Николаю, покровителю моряков, патриарх читал молитву о том, чтобы «для нас и для всех моряков море было спокойным и мирным»; затем торжественно окроплял святой водой дожа и его свиту, а остальную воду выливал в море. Дож со словами «Мы обручаемся с тобой, о море, чтобы вечно владеть тобой!» на глазах тысяч людей бросал в воду лагуны золотое обручальное кольцо. Его, впрочем, затем вылавливала группа молодых людей, называемых pescatori dell’anello – «ловцами кольца». С 1965 года муниципалитет Венеции организует историческую реконструкцию древнего ритуала. В ней принимают участие мэр Венеции, представители духовенства и военных.
В XII и XIII веках корабли Серениссимы все чаще и чаще пересекали пролив Отранто, все глубже и настойчивее внедряясь в торговлю с Левантом (Сирия и Египет), где в обмен на европейское серебро получали хлопок, специи и пряности. Со временем Светлейшая республика установила монополию и на левантийскую торговлю.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
«Львиной пастью» (вен. Boche de Leon) в Венецианской республике назывались почтовые ящики, предназначенные для сбора анонимных доносов. Их фасад имел прорезь для писем, напоминавший разинутую пасть.
2
Фьяба – жанр итальянского театра, созданный Карло Гоцци в полемике с другим венецианским драматургом Карло Гольдони. Представляет собой трагикомическую сказку, в которой сказочный сюжет сочетается с импровизацией и буффонадой комедии дель арте.
3
Комедия дель арте (итал. commedia dell’arte), или комедия масок – вид итальянского народного уличного театра, спектакли которого строились на импровизации, с участием актеров в масках.
4
Muda – см. главу «Перелетные птицы muda».
5
Ведута – жанр живописи и графики, особенно популярный в Венеции XVIII века. Представляет собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением городского пейзажа. Характерной особенностью ведут является фотографическая точность в изображении архитектуры, вплоть до мельчайших деталей.
6
Фельце (ит. felze) – кабинка гондолы для защиты от непогоды и нескромных глаз. Она скрывала пассажиров лодки во время тайных встреч, в том числе любовных, и во многом способствовала формированию мифа о Венеции как о распутном городе. Внешняя отделка каюты выполнялась резчиками по дереву, а внутренняя – обойщиками. Фельце украшали зеркала, ковры и жаровни. Ставни на окнах обеспечивали полную изоляцию. Кабинки убрали с гондол в 1930-х годах.
7
Баута и морета – маски венецианского карнавала.
8
Аксамит – плотная шелковая ткань с золотыми или серебряными нитями.