Полная версия
Экскурсия по Самарканду
Камола Даниярова, Шодиер Данияров, Даниярова Барчиной
Экскурсия по Самарканду
Информация о туре
Здравствуйте. Меня зовут Шодиёр. Я сегодня вашим гидом по Самарканду – одного из древнейших городов Узбекистана и мира. Посетив Узбекистан вы не можете уехать не увидев Самарканд. Дыхание востока чувствуется в Самарканде как нигде. Но посмотреть Самарканд просто так без услуг аудио-гида не советуется так как вы можете посмотреть здание но можете упустить историю объекта которое тесно связано с судьбами людей живших в Самарканде много веков назад. Наш маршрут проходит по центру города и охватывает самые значимые достопримечательности Самарканда. В конце мы посмотрим достопримечательности, которые находятся на окраине Самарканда. Вместе со мной вы пройдете по тенистому парку Алишера Навои, повернете на Университетский бульвар, где установлен памятник Амиру Темуру. Большинство архитектурных шедевров относятся к эпохе Темура и Темуридов. После того как мы посетим мавзолей Гур-Эмир, где упокоился великий правитель наш путь лежит на главную площадь города Регистан – там находится три медресе ослепительной красоты: медресе Улугбека, Тилля-Кари и Шердор. Все три образуют неповторимый архитектурный ансамбль. Кроме этого мы посмотрим Мечеть Амира Темура – третья по величине в мусульманском мире, Шахи – Зинда – некрополь где похоронены сестры, жены и близкие люди Темура, обсерваторию – где работал правитель и основатель эпохи ренессанса, астроном Улугбек, и музей Афрасиаб который был основан в 1970 году. По пути в музей мы совершим поломничество в мавзолее Святого Данииля. Закончится наша с вами экскурсия у деревушки Конигил где производят Самаркандскую шелковую бумагу. По пути я вам расскажу историю людей чьи судьбы тесно связаны с Самаркандом. Если вам интересно вы можете узнать про быть Самаркандцев.
Наша GPS-экскурсия построена как классический культурный туристический маршрут и мы будем двигаться от одного объекта к другому. В конце каждого рассказа о достопримечательности я подскажу вам куда идти дальше. Чтобы доехать до обсерватории Улугбека и деревушки Конигил вам придется заказать такси. Длина маршрута 10 км 700 метров.
Памятник Алишеру Навои
У входа Центральному парку стоит памятник поэту и государственному деятелю Алишеру Навои. Этот парк так и называется Парк Алишера Навои – в честь этого поэта. В Центральной Азии очень много поэтов. Но почему парк называется именем именно этого поэта? Алишер Навои родился 9 февраля 1441 года и умер 3 января 1501 года – поэт, мыслитель и государственный деятель узбекского и других тюркских народов. На Западе его считают великим представителем чигатайской литературы, а на Востоке удостаивают звания «Низоми миллати ва дин» (религия и конституция нации).
После восхождения Хусейна Бойкаро на престол Хорасана (1469 г.) начался новый этап в жизни и деятельности Навои, он был назначен на должности министра и губернатора Астробада (город в Иране). В течение 1480–1500 годов он построил на свои средства несколько медресе, 40 рабатов (пассажирских остановок), 17 мечетей, 10 ханака (отелей для дервишей), 9 бань, 9 мостов, 20 бассейнов. Хусейн Бойгаро дает Алишеру Навои титул «Мукарраби хазрат Султани» («ближайшее лицо Его Величества Султана»). По его словам, Навои мог вмешиваться во все дела государства.
Алишер Навои превыше всего ценил поэзию. Он никогда не переставал писать стихи. Окружающие смотрели на его работу с одобрением и уважением. В то время как первый сборник стихов великого поэта составляли его поклонники, свой первый сборник – ("Начало искусства") он написал в 1472–1476 годах по приказу и желанию правителя. В 1485–1486 годах появился второй деван – ("Бесконечные редкости"). В 1481–1482 годах Алишер Навои написал произведение «Вакфия». Вакф относится к земле или имуществу, выделенному для покрытия расходов на благое дело. Самой большой мечтой Алишера Навои было написать эпос, прежде всего, создать «Хамсу», которая стала эталоном поэтической силы после великого поэта Низами Гянджеви (1141–1209) 12 века. «Хамса» Низами, вошедшая в историю под названием «Пандж Гандж», состояла из 5 маснави (жанр персидской поэзии): «Махзан ул-асрар» («Сокровище тайн»), «Хусрав и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Хайф Пайкар» («Семь красавиц»), «Искандарнама». Через сто лет ему ответил Хусрав Дехлеви (1253–1325). Его эпосы называются «Матла уль-Анвар» («Начало света»), «Ширин и Хусрав», «Меджнун и Лейли», «Хашт бехишт» («Восемь небес»), «Ойнайи Искандарий» («Зеркало Искандера»). Но все они были написаны на персидском языке. Их читали только персы и те, кто знал этот язык. Навои было больно, что его народ лишился такого сокровища.
Навои обращается за советом к своему учителю Абдурахману Джами. Джами побуждает Навои к скорейшему началу этой работы, укрепляет его уверенность в собственных силах и возможностях. И так Навои написал пять эпосов за два года. Он начал писать свою «Хамсу» в 1483 году и закончил ее в начале 1485 года. Если учесть рабочие дни поэта, то огромная поэма в 54 000 стихов была закончена за 6 месяцев. «Хамса» впервые создается на тюркском языке. Ученые и писатели встретили это событие бурными аплодисментами.
И так благодаря усилиям Алишера навои узбекская литература и язык были вознесены на качественно новый уровень.
Вот поэтому в Узбекистане поэт очень почитаем, и его имя носят театры, библиотеки, парки и город Навои.
«Всегда и горе, и беда цветут от глупых слов,Язык бедою нам грозит, и тяжестью оков.Не сдержанный язык – палач, не сдержанным в речах,Несчастен тот, чья речь порой несёт народу страх.,»– писал Алишер Навои.
Следующий пункт назначения Краеведческий музей.
Краеведческий музей
Самаркандский краеведческий музей был открыт в старинном кирпичном особняке раньше принадлежавшему Абраму Калантарову – купцу первой гильдии и одному из лидеров общины бухарских евреев Самарканда. Если посмотреть на здание снаружи, то оно выглядит по-европейски, но его интерьер выполнен в восточном стиле. Калантаров нанял лучших мастеров своего времени которые трудились над отделкой интерьера.
Абрам Калантаров, самаркандский еврей, родился в купеческой семье в то время, когда чудесный город Самарканд входил в состав Бухарского эмирата. После присоединения Самарканда к России генералом фон Кауфманом в 1868 году дела семьи Калантаров пошли в гору. Абрам еще больше увеличил семейный капитал. В начале прошлого века молодой Калантаров владел винокурней и несколькими фабриками, был купцом первой гильдии и даже имел связи в окружении Императора.
В 1902 году Абрам Калантаров услышал, что Самарканд собирается посетить русский царь Николай. Возможно, это событие произойдет в 300-летнем юбилее дома Романовых в 1913 году. Так говорили все. И у купца была идея! Построит дворец, где остановится сам Николай II! Сказано – сделано. Уже в 1902 году Калантаров начал строительство дома-дворца.
Стиль был определен как европейский снаружи и восточный внутри. В этом, собственно, и вся суть Средней Азии… Построена итальянским архитектором из Санкт-Петербурга Е. О. Нелле в стиле историзма с 1902 по 1916 год, внутреннее убранство создавали таджикские архитекторы из Бухары и Самарканда. Доработанная в 1916 году усадьба купца Абрама Калантарова стала самым богатым домом в городе.
Но царь так и не пришел. Однако наш купец не унывал. Он жил в любимом доме со своей семьей. Но прожил он там недолго, до 1920 года. По понятным причинам. Наутро самый богатый человек Самарканда, купец уже не существующей первой гильдии Абрам Калантаров пешком пришел с добровольным пожертвованием. Он отдал свой дом новому правительству. Тот самый дом, известный всему Самарканду. Он сказал: «от души, Абсолютно бесплатно».
«Советы» дали слово не трогать ни Калантарова, ни его семью. Сила слова держалась. У них даже была квартира…
После Великой Отечественной войны люди, бывавшие в Самарканде, рассказывали о странном задумчивом старике. Каждый день он сидел перед городской прокуратурой (прокуратура и краеведческий музей находятся на территории дома Абрама Калантарова) и если видел заинтересованных из России, предлагал показать дом бесплатно.
Это был сам старик – Калантаров.
Абрам Калантаров умер в 1951 году.
Теперь перейдем к описанию здания. Обратите внимание на резные деревянные потолки которые расписаны маслом, разве они не удивительны? Стены особняка украшены резьбой по ганчу, а печи отделаны керамической плиткой. Интерьеры здания всегда вызывают большой интерес у посетителей. В его отделке принимали участие опытные мастера – усто Камол, усто Садык, усто Хафиз и другие. Строительство особняка обошлось хозяину дома более чем в 130 тысяч рублей золотом. Сегодня особняк по праву считается памятником архитектуры начала ХХ века и охраняется государством. Яркая колоритная гостинная – мехмонхона, как и некоторые другие залы, сохранила свое первозданное убранство. Стоимость работ по оформлению гостинной обошлась хозяину особняка в 16 тысяч рублей золотом.
Сейчас здесь размещается Самаркандской областной краеведческий музей который был открыт декабре 1981 года. Его коллекция включает экспонаты относящиеся истории местного края с древнейших времён до начала ХХ века. С 1982 года здание находится в составе Самаркандского музея-заповедника. Побывав в музее вы можете узнать про быть древних Самаркандцев.
В музее два отдела: отдел истории и отдел природы.
Все комнаты внутри особняка вытянуты в ряд, образуя анфиладу. Расположенный на первом этаже музея отдел истории знакомит с самобытной историей края с древнейших времён до начала ХХ века, местами обитания первобытного человека, образованием Согда, одного из древнейших государств Средней Азии, памятниками материальной культуры раннего, развитого и позднего средневековья, традиционной национальной культурой обычаями и обрядами народов края.
Притягивают на себя внимание интерьеры отдела истории. Стиль гостиной особняка модерн, элементы которого такие как витражи, ажурные металлические перила для лестничных клеток, нарядные печи причудливо сочетаются с резным деревянным потолком, расписаным масляными красками. Стены оформлены по технике «пардоз» т. е. многоплановой резьбой по ганчу. Привлекательны ганчевые панжара (решётки) в сочетании с витражами из цветного стекла. Отличаются изяществом отделки и неповторимым рисунком керамические печи. Нарядная, сияющая хрустальная люстра прекрасно сочетается с убранством мехмонхоны. В гостиной особняка выставлена мебель «стиля ампир» конца XVIII начала XIX века. По одной из версий, мебель могла принадлежать императору Наполеону и была привезена в Санкт Петербург императором Александром I и подарена одному из царедворцев.
Отдел природы располагается на втором этаже и знакомит посетителей с богатейшей флорой и фауной края. Здесь выставлены редкие гербарии и чучела диких животных.
Сегодня в экспозиции музея выставлено более 2000 экспонатов.
Центральный парк Алишера Навои
Из-за летного зноя парки и тенистые скверы в Средней Азии считаются настоящим спасением. Это понимал и великий правитель Амир Тимур. По его задумке Самарканд – столица его империи должен был стать самым красивым и величайшим городом мира.
Амир Тимур оставил много мудрых слов о здоровье природы и людей, благоустройстве пустынь и развитии земледелия. «…Я приказал построить мечети, медресе, ханака и бани в каждом городе, построить рабаты у дорог для иностранных путешественников и построить мосты через реки. У того кто улучшит пустыню, или озеленит сад только в третий год будет взиматься налог по закону».
В земледельческих оазисах Моваруннахра (так называлась раньше территория Узбекистана), в частности, в Зеравшанской долине, были построены десятки оросительных сетей, расширены сельскохозяйственные угодья. Были улучшены кладбище и святыни.
Канал Старый Анхор в Кашкадарьинской области был построен Амиром Тимуром в честь победы над султаном Баязидом. Историк Хафиз Абро пишет, что Амир Тимур, видя разрушение земледелия и развития в Мургобской долине в Хорасане (Территория нынешнего Афганистана), прорыл от реки 20 каналов и заложил основы земледелия и развития. По его приказу были построены мосты через Коак-Зарафшан, Амударью и Сырдарью. Также был прорыт канал из Сырдарьи и Охангарона. По приказу Амира Темура были проведены ирригационные работы в Бухаре, Самарканде, Шахрисабзе и Фергане. Подобные творения получили продолжение и в других регионах страны. Он построил 42-километровый канал в далеком Карабахе. Он построил 12 садов в городе Мугань в Азербайджане.
Во времена Амира Темура были созданы уникальные сады и даны им уникальные имена. Первые сведения о них можно найти в трудах историков, поэтов и путешественников прошлого. Также сады Амира Темура изображены на миниатюрах средневековых художников. Эти сады были двух типов по своей структуре:
• Чарбоги – геометрической (четырехугольной) формы, каждая сторона простирается на расстояние около 1 км. Канавы, проходящие через поверхность, делили их на 4 равные части. На каждом углу окружающих высоких стен стояла башня. В центре Дворец. Ворота таких садов строялись лицом к городу.
• Сады с негеометрической структурой, построенные в естественных рощах и зарослях. Такие парки предназначались правителю для охоты, а основная часть сохранялась естественной, нетронутой. Дворцы и шатры были построены для отдыха лишь в небольшой их части. Были вырыты бассейны и установлены фонтаны. Флора и фауна этого типа парка чрезвычайно богата.
Самыми красивыми и известными садами Амира Тимура являются:
• БОҒИ БАЛАНД. (САД ВЫСОКИЙ). Темур построил его для своей внучки (дочери Мироншаха) возле мавзолея Чупонота на севере Самарканда (недалеко от нынешнего аэропорта). В его строительстве принимали участие мастера-садоводы и архитекторы из Ирана, Азербайджана и других стран. Посреди сада находился роскошный дворец, построенный из тебризского белого мрамора, в окружении виноградников, фиговых и оливковых рощ, придающих саду прекрасную свежесть.
• БОҒИ БЕҲИШТ (РАЙСКИЙ САД). В 1378 году Темур построил для своей любимой жены Хайрунисе на западе Самарканда. В некоторых письменных источниках его называют «Небесным садом». На искусственном холме, окруженном рвом посреди сада, стоял роскошный дворец, построенный из белого тебризского мрамора. Во дворец можно было попасть через несколько разводных мостов. С одной стороны этого парка находился зоопарк, в котором содержались различные животные.
• БОҒИ ДАВЛАТОБОД (САДОВОЕ СОСТОЯНИЕ). Этот сад находился в 13 км к югу от Самарканда, на левой стороне нынешнего большого массива Узбекистана. В этом саду Амир Темур отдыхал и принимал иностранных послов после возвращения из победоносных походов. В нем были рвы, четыре пруда и большой дворец. Дворец построен на искусственном холме, окруженном рвом. Доступ к нему осуществлялся через два разводных моста.
• БОҒИ ДИЛКУШО. (Сад который радуют цердца). был построен в 1397 году в честь Тукалханум, одной из жен Амира Темура. Этот парк был расположен в 5 км к востоку от Самарканда, по правой стороне Пенджикентской дороги (на месте древнего села Хиждуван). Со всех сторон он был окружен соломенной стеной. В центре четырех ворот сада стоял роскошный дворец. Дворец имел три этажа, на каждом этаже был фонтан. На стенах дворца висели картины времен войн под предводительством Темура. Деревня Дилкушо расположена на месте этого сада.
БОҒИ ЖАҲОННОМА (Сад Зеркало Мира). Амир Темур построил сад семь фарсахов (42 км) от Самарканда, у подножия горы Зеравшан (примерно в Ургутском районе). В нем был дворец и крепость. Территория сада была очень большая, говорят что у одного вельможа пропала лощадь и пропавшую лощадь нашли спустя 6 месяцев.
• БОҒИ МАЙДОН (САДовая ПЛОЩАДЬ). Он был расположен на севере Самарканда, у подножия холма Чопонота. Согласно историческим источникам, в саду было роскошное крыльцо (кошк) и трон из драгоценных камней. Внук Амира Темура Мирзо Улугбек благоустроил этот сад. Это садовое место до сих пор называется Боги Майдан.
• БОҒИ НАВ (новый сад). Этот сад был построен Амиром Темуром на юге Самарканда в 1404 году. Находится в селе Лолазор. Этот сад прямоугольной формы, окружен высокой соломенной стеной, с высокими минаретами в каждом углу. В центре был дворец большего размера, чем в других садах, с большим прудом перед ним.
• БОҒИ ЧИНОР (Платоновый САД). Амир Темур построил его на востоке от Самарканда (с юго-западной стороны Конигила, на месте нынешнего холма Коштамгалык). В нем было много замечательных платонов. Дворец был расположен в центре сада.
• БОҒИ ШАМОЛ (САД ВЕТРА). Амир Темур построил его в 1397 году для своей внучки (дочери Мироншаха). Этот сад находился на западе Самарканда. Дворец в нем был прямоугольной формы, в каждую сторону было 1500 шагов. Стены были покрыты мрамором, а пол сделан из сосны и слоновой кости.
Кроме того, Амир Темур построил вокруг Самарканда несколько садов и дворцов.
До сих пор в Самарканде продолжается традиция сажать деревья и создавать сады и парки.
Центральный парк имени Алишера Навои который был заложен в 19 веке назывался Городским парком. Часть города, в которой находится парк, начала развиваться в конце 19 – начале 20 века. Самарканд, как и многие другие города узбекских ханств, тогда завоевала Российская империя. После создания Туркенстанского генерал-губернаторства русское правительство стало отстраивать новую часть города. Первый генеральный план застройки города утвердил генерал-губернатор Туркестана Константин фон Кауфман.
Следующий пункт назначения Мавзолей Гури Эмир. Путь в мавзолей через Университетский бульвар. По дороге мы пройдём около биологического факультета Самаркандского Государственного университета и памятника Амира Темура.
Университетский бульвар
После завоевания Туркестана Царской Россией в конце 19 века территория бульвара и сам бульвар были заложены. План постройки нового – Русского Самарканда утвердил Туркестанский генерал-губернатор Константин Петрович Кауфман в 1870 году.
Этот бульвар получил название Абрамовского – в честь первого губернатора Самаркандской области Александра Константиновича Абрамова так как его закладывали при нем. Можно сказать что функция бульвара разделение города Самарканда на две части – новый и старый. Административные здания были из жженого кирпича. Главный центральный бульвар имел ширину 60 саженей (128 метров), длину 490 саженей (1044 м), имел 3 аллеи, обсаженные платанами, тополями, карагачами, акациями и айлантусами и пересекался двумя проездами.
Улица разделена на две части блогадаря аллее расположенной в середине Университетского бульвара.
Сейчас здесь очень много высоких деревьев, отлично спасающих в жару. Вдоль бульвара располагаются другие здания столетней давности, построенные в русском стиле такие как
• Резиденция и дом губернатора Самарканда – 1888 год
• Здание Русско-Китайского Банка – 1896 год
• Женская Гимназия – 1904 год
Летом люди которые хотят просто подышать свежим воздухом не прибегая к кондиционеру спасаются от жары здесь. Если выйдите ранним утром, то можете увидеть как люди занимаются бегом и ходьбой.
Бульвар выходит к Регистану и Ташкентской улице.
Гуляя по бульвару нужно отметит что озеленением тогдашнего Абрамовского бульвара занимался Александр Николаевич Черневский военный инженер, топограф и ирригатор. Саженцы деревьев и кустарников выращивались в доме биолога, чиновника для особых поручений при военном губернаторе Михаила Ивановича Невесского. Его дом находился в конце западной части бульвара.
• Современные здания в бульваре составляют в основном учебные заведения такие как Самаркандский государственный институт иностранных языков, Многочисленные здания и факультеты Самаркандского Государственного Университета и др. (и поэтому он полностью соответсвует своему названию – Университетский бульвар), отели, памятник Амиру Темуру и библиотека.
Бульварь считается центром Самарканда. Отсюда курсирует наземный общественный транспорт. Раньше здесь курсировали троллейбусы но их убрали в начале 1995-х годов.
Биологический факультет
Гуляя по бульвару нельзя не заметит старинное двухэтажное кирпичное здание с высокими окнами. Это биологический факультет Самаркандского университета. Однако это здание была женской гимназией.
Первоначально в Самарканде женская гимназия располагалась в небольшом здании и попечительницей училища являлась супруга самаркандского военного губернатора, графиня Татьяна Ростовцова, а начальницей – Людмила Симонова (Хохрякова).
Мариинского училища, открытого в 1890 году, было одноэтажным зданием и состояло из девяти комнат. В январе 1899 года Мариинское училище было преобразовано в женскую гимназию. Население Самарканда увеличивалось из года в год. К 1901 году количество учащихся гимназии равнялось 222 ученицам. Здесь учились не только русские девочки, но и девочки еврейской национальности.
Новое здание гимназии было построено к осени 1904 года на подаренном городом участке земли с прилагающимся обширным садом на Абрамовском бульваре.
Архитектура здания была очень проста и удобно для проведения полноценных занятий. Начальные классы находились на первом этаже рядом с кабинетом директора, библиотеки, музыкального зала и т. д. работники гимназии проживали на первом этаже. На втором этаже расположились 8 старших классов и просторный актовый зал.
Строительство гимназии обошлось в 142.182 рубля. 100.000 рублей были собраны из 6 городов Самаркандской области и 42.182 рубля были выделены из сметы Министерства народного просвещения.
Павел Александрович Дьячков был назначен первым директором женской гимназии.
Владислав Дамианович Фигельский был одним из преподавателей гимназии был. После революции он был назначен председателем совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов Самаркандской области и был расстрелян в 1919 году во время мятежа, руководимым К. Осиповым.
Функционировала женская гимназия до 1918 года, а после революции здание некоторое время использовалось не в образовательных целях. Биологический факультет был основан в 1927 году, на базе которого в 2018 году 24 августа была заново реорганизована.
На факультете ведётся подготовка кадров по направлениям бакалавриата Биология (по видам)», «Биотехнология (по отраслям)», «Методика преподавания биологии», по специальностям магистратуры «Биология (ботаника, зоология, физиология человека и животных)», «Биотехнология», «Зоология» и «Ихтиология и гидробиология», а также по 4 специальностям докторантуры.
На факультете функционируют 5 кафедр (ботаника, зоология, физиология растений и микробиология, физиология человека и животных, генетика и биотехнология). Существующие на факультете научные школы в области ботаники, физиологии растений, зоологии, биохимии и генетики, проводят научно-исследовательские работы, начатые основоположниками этих школ и продолжающиеся их учениками, в области изучения и анализа систематической, биохимической, физиологической, генетической и биотехнологической особенности флоры и фауны Зарафшанской долины, а также по внедрению в производство методов их рационального использования.
При факультете в гимназической домовой церкви имеется Зоологический музей, который включает более 4000 экспонатов, где выставлены многочисленные экспонаты чучел животных и птиц, в том числе и скелет слона.
Здесь также есть оранжерея, в которой произрастают более 1000 экземпляров 250 видов растений, Гербарный фонд включает более тысячи образцов растений, энтомологическая коллекция, охватывающая почти все виды насекомых местной фауны, а также учебные современные лаборатории, оснащенные новейшим оборудованием.
На сегодняшний день здание сохранилось неплохо, даже на фоне новых строений оно выглядит довольно гармонично и презентабельно. Во дворе биологического факультета растут чинары, клёны, ели, есть и свой небольшой ботанический сад. размещен музей биофака.
Памятник Амиру Темуру
На перекрестке дорог установлен памятник Амиру Темуру – великому правителю средневековья который создал огромную империю центром которого был Самарканд. В трех городах Узбекистана установлены статуи Амира Темура – в Ташкенте, в Шахрисабзе и в Самарканде.
Почти каждый памятник в Самарканде связан с эпохой Темура и Темуридов.
Почему Темур так почитаем в Средней Азии?
Давайте заглянем глубже в историю.
В сердце Центральной Азии, Окруженный с юга Афганистаном, на западе пустыней Кара кум, на севере и на северо-востоке очаровательными горами Тянь-Шань простиралась Междуречье, нынешняя территория Узбекистана. Арабы называли этот край Мевереннахром. Этот место принадлежало улусу Чагатая второму сыну Чингизхана территория которого простиралась с юга Аральского моря к востоку до границ Монголии и Китая. Этот разнородный край в западной часть которого включал такие города как Самарканд, Бухара, Кеш, Балх, Термез, Бамиян и Газну которые сохранили богатую исламскую культуру и северная часть которая состояла из степи.