Полная версия
Отдаю любовь мою в твои руки…
Красивые молодые женщины, талантливые актрисы. Приятно быть в таком окружении, но его тянуло туда не желание пофлиртовать, а «крылатые глаза» Натальи Николаевны. Теперь он это понял, упиваясь её чарующим голосом, серебристым смехом. Как грациозны движения, выразительны жесты. Она совершенна. Она та Снежная дева, явившаяся ему в ореоле голубой метели.
Блок рассеянно отвечал на вопросы актёров и режиссёра, делал какие-то замечания, но мыслями он был не здесь. Увидеть ЕЁ, говорить с НЕЙ. Поэт вдруг резко повернулся и ушёл за кулисы, оставив в недоумении труппу, и столкнулся с Волоховой на лестнице.
Она уже переоделась и собиралась ехать домой.
– Александр Александрович, добрый вечер. Вам понравилась сегодня наша игра? – певучий русский говор всегда завораживал молодого человека, действовал на него магически.
Он, молча, без улыбки снизу вверх смотрел на неё, мучительно подыскивая вылетевшие из головы все слова, которыми мог так виртуозно играть. Она тоже перестала улыбаться и тревожно на него смотрела:
– Что с вами, Александр Александрович? Вам нехорошо?
Но он уже ничего не слышал. Надломленные колени опускались на ступени, рука потянулась к черному шёлковому подолу платья, забрызганному золотыми звёздами. Перед такой красотой можно только склониться в глубоком поклоне, смиренно ожидая своей участи. Наталья Николаевна недоумённо смотрела на коленопреклонённого поэта и не двигалась. Он крепко держал край её скромного тёмного платья и что-то шептал. Наконец поднял на неё свой светлый взгляд:
– Звезда, Мария. Я нашёл тебя. Нашёл. Ты пригрезилась мне в снеговой пелене. Дай насмотреться на тебя.
Он ещё что-то бессвязно бормотал, почти беззвучно, и женщина, оцепенев, была действительно похожа на ледяную статую.
Блок медленно поднялся с колен и, величественно выпрямившись, смотрел на свою звёзду. Она была не просто красива, а ослепительна. Высокая, стройная, в чёрном шёлковом платье с золотым поясом. Плечи окутаны соболями. Шлейф в звёздах волнами лежал у её ног. Бледное лицо спокойно и торжественно. И глаза… чёрные, огромные, нестерпимо жгут, проникая в самую душу. Кажется, она что-то говорит, но Александр не понимает, мысли путаются в голове. Ступени исчезают из-под ног – и он летит в бездну. Ему холодно, губы немеют, закостеневшие руки не слушаются. Он весь скован ледяными цепями. А влюблённое сердце изо всех сил пытается разогреть застывающую кровь, вернуть живое тепло в непослушное тело.
Его кто-то осторожно теребит за плечо, пытается разжать судорожно сжатые на платье длинные пальцы. Поэт недоумённо осматривается, смущённо освобождает из невольного плена актрису.
– Бога ради, простите Наталья Николаевна.
Голос слаб и сух. Он некоторое время сидит на ступеньке лестницы, прислонившись спиной к стене. Поднимается, ощущая дрожь в ногах. Блок не любил показывать свою слабость. Раздражение на самого себя придало ему силы, и уже в следующую минуту он произнёс звучным приятным голосом:
– Извините, Бога ради. Я вас напугал?
Он бережно берёт её руки, целует их, чувствуя на губах нежную прохладу: «Позвольте проводить вас. Уже поздно, я буду вашим верным рыцарем, чтобы никто не посмел обидеть мою госпожу».
Они неторопливо шли по заснеженным петербургским улицам. Больше молчали, чтобы лучше понять, почувствовать друг друга. Между двумя людьми должна возникнуть та духовная интимная близость, которая разрушит стену отчуждённости, позволит им понять друг друга с полуслова, стать откровенными и естественными.
Разговор разгораясь, сразу затухал, но паузы не были мучительными. Им было приятно идти вдвоём по снежному городу, молчать, наслаждаться ночной тишиной Северной Пальмиры13 и думать о своём. Поэт был полностью поглощён необычной новизной своего чувства. Ему казалось, что он наконец-то обрёл свою мечту. В той, что шла с ним рядом, он видел и Прекрасную Даму, и Незнакомку. И ещё не совсем оформившийся в сознании новый, фантастической образ небесной звезды, принявшей облик обворожительной женщины. А Наталья Николаевна, опершись на руку спутника, с грустью думала о недавнем разрыве с любимым человеком, о пролитых слезах, жалела себя и Александра. Что это? Любовь или игра его воображения? Как понять то, что она видела и слышала в театре? Она не знала, что выхождение из чувственного мира присуще великим поэтам. Для Блока это было не просто «выхождение», а слияние с миром. Сначала тоска – потом радость. Мир его поэзии рождался из тоски, а заканчивался просветлением. Он погружался в экстатическое состояние, преображался и преображал реальность.
Но всё это было слишком сложно для молодой актрисы. Мысли о странном поведении спутника недолго беспокоили красавицу. Молодость, влюблённость поэта, прогулка по любимому городу напрочь избавили её хорошенькую головку от тягостных раздумий. Дома, лёжа в постели, она попыталась ещё раз подумать о странностях прошедшей ночи, но через несколько мгновений крепко спала, и ей ничего не снилось.
VII
Блок пришёл домой почти под утро. В комнате горела настольная электрическая лампа, освещавшая просторную комнату. Он сел за стол, положил на скатерть руки с длинными нервными пальцами. В полумраке задумчивое бледное лицо его напоминало древнюю греческую фреску. Рассеянный взгляд упал на книжный шкаф, где сидела сказочная птица с длинным клювом. Казалось, она, наклонив голову, внимательно смотрит на поэта. Вдруг её круглый глаз моргнул, клюв слегка приоткрылся, и она хрипло выдохнула: «Влюбился в Снежную деву, неразумный поэт. Она принесёт тебе боль и разочарование и ускользнёт от тебя вольной птицею».
Александр взъерошил руками волосы, отгоняя наваждение. Встал, подошёл к буфету и, стараясь не греметь, достал гранёный хрустальный графин и рюмку. Снова сел за стол, налил, но пить не стал. Так он и просидел с рюмкой в руке, забыв обо всём на свете, не слыша и не видя ничего вокруг себя. И меньше всего он думал о той, что лежала, не шелохнувшись, на невидимой в темноте кровати и горячие слёзы текли по её щекам.
Как странно и нелепо сложилась её судьба. Почему она вообще вышла замуж за Блока? Как она, рассудительная, чуткая, уравновешенная, могла совершить такой опрометчивый шаг? Ей всегда была чужда мистика. Отвлечённые рассуждения не доводили до нервического экстаза. Детство в доме отца было солнечным, радостным, счастливым, шумным. А юность… Юность была похожа на буйно цветущий яблоневый сад, наполненный ароматами и звуками весны. Она наслаждалась жизнью, одинаково с удовольствием посещая занятия на Высших женских курсах, студенческие концерты и балы. Жизнь била ключом и радовала её своими нехитрыми подарками. Знакомство с Блоком осталось сначала только знакомством, и она, если и вспоминала о нём, то кроме досады и раздражения ничего не испытывала.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
«Прекрасно воплощал образ героического арийца». – У представителей этого типа людей светлая кожа и волосы, как правило, светлые глаза: голубые, серые или зеленые со всеми оттенками. Они высокого роста. Черты лица тонкие, аристократические, пальцы рук тонкие. Руки не предназначены для грубой или тяжелой работы.
В 1853-1855 годах граф Жозеф Артур де Гобино, дипломат, социолог и писатель, опубликовал книгу «Опыт о неравенстве человеческих рас». Самой высокообразованной Гобино считал арийскую расу, главными представителями которой являются германские народы. В 1899 г. англичанин Хьюстон Стюарт Чемберлен в «Основах XIX века» (1899 г) делит человечество на две основные ветви, одной из которых являются арии – созидатели и основная развивающая сила цивилизации.
Рихард Вагнер, немецкий композитор, тоже поддержал расовую теорию и внес большой вклад в ее распространение. Вагнер полагал, что благодаря присутствию у немецкого народа нордических корней, они отличаются особым героизмом, стойкостью, особыми умственными данными. Первые постановки опер Вагнера в России относятся к 60-м гг. XIX в. («Лоэнгрин» в петербургском Мариинском театре, 1868 г., и др.). В 1889 г. немецкая труппа показала в Петербурге и Москве тетралогию «Кольцо нибелунга». Герой тетралогии Зигфрид стал эталонным образом героического арийца. Л.Д. Менделеева, конечно, знала об этом и, возможно, читала на курсах книги де Гобино и Чемберлена. Кроме того, в России конца 19 начала 20 веков образованные люди были знакомы с философией Ницше. Отсюда лишь внешнее сравнение Блока с образом героического арийца.
2
Менделеева Л.Д. – Менделеева Любовь Дмитриевна (1881 – 1939) – актриса, автор книги о балете, актриса, мемуаристка, автор книг «И быль, и небылицы о Блоке и о себе» и «Классический танец: История и современность». Дочь химика Д.И., супруга поэта Александра Блока.
3
Прюнель. – (фр.). Шерстяная материя, род пластика, употребляемая, главным образом, для обуви. Словарь иностранных слов.
4
Волохова Н.Н. – Волохова Наталья Николаевна (1878—1966) – русская, советская актриса. Знакомство Н. Волоховой с поэтом А. Блоком состоялось в 1906 году благодаря тому, что члены театрального кружка сторонников символизма В.Ф. Комиссаржевской, к коим принадлежали и Н. Волохова, и Л. Менделеева-Блок. А. Блок посвятил Волоховой сборник стихотворений «Снежная маска» (1907). Образ Волоховой отражён в цикле «Фаина», в пьесе «Песня Судьбы» и в «Сказке о той, которая не поймет его», с ней связаны многие стихотворения 1907 года.
5
Всемирная выставка. – Всемирная выставка 1900 года (фр. Exposition Universelle) проводилась в Париже (Франция) с 15 апреля по 12 ноября 1900 года.
6
Духи «Красная Москва». – Духи составлены из более 60 компонентов. В композиции есть ноты ириса, фиалки, гвоздики, апельсина, иланг-иланга, розы, амбры. Август Мишель – ведущий парфюмер «Брокар и Ко» создал аромат к 300-летию дома Романовых для императрицы Александры Федоровны. Духи стали её любимыми и получили название «Любимый букет императрицы». После Октябрьской революции фабрика перешла к коммунистам. В 1925 году Мишель представил публике измененный аромат, так полюбившийся последней императрице, под названием «Красная Москва». И духи стали неизменным парфюмом советских женщин.
7
«Спящая Венера» – это картина итальянского художника Джорджоне, написанная в 1510 году. На картине изображена обнажённая фигура богини.
8
Дункан. – Айседора Дункан (Duncan, Isadora) (1877—1927) – американская танцовщица свободного стиля, стоявшая у истоков современных направлений танца. Выступала в странах Европы, несколько раз в России (начиная с 1904), где познакомилась с танцовщиком и хореографом М.М. Фокиным, который тоже пытался освоить пластику Древней Греции. Проповедовала «высший разум в освобожденном теле». Одним из главных ее достижений – наряду с тем впечатлением, которое оставлял у зрителей ее танец, – стало утверждение возможности существования сценического танца вне прежних запретов, например, подражая ритму колеблемых ветром деревьев или волн. В 1921 приехала преподавать в Советскую Россию, где основанная ею школа и студия просуществовали до 1949. Жена поэта Сергея Есенина в 1922—1924 годах.
9
Мопассан, Бурже, Золя, Лоти, Доде, Прево. – Представители французского натурализма (от лат. natura – природа), течения в европейской литературе и искусстве, возникшего в конце XIX в. Натурализм – это крайняя степень реализма, доведение принципа правдоподобия до предела.
10
Комиссаржевская В.Ф. – Комиссаржевская Вера Фёдоровна (1864 – 1910) – выдающаяся русская актриса рубежа 19-20 веков, чье творчество оказало значительное влияние на развитие театрального искусства. С 1906 года режиссёром-постановщиком в Драматическом театре Комиссаржевской работает В.Э. Мейерхольд. За один сезон он выпустил 13 спектаклей, однако после нескольких провалов Комиссаржевская предложила ему уйти.
11
«Шли репетиции блоковского «Балаганчика». – Пьеса «Балаганчик» была написана в 1906 г. как развитие одноименного стихотворения Блока по совету писателя-символиста Георгия Чулкова, друга Блока. «Балаганчик» стал выражением протеста поэта против засилья мистики и в жизни и в искусстве. Постановка пьесы в театре В.Ф. Комиссаржевской 30 декабря 1906 года стала одной из значительнейших работ режиссера-новатора В.Э. Мейерхольда и стала крупным событием театральной жизни того сезона.
12
Мейерхольд. – Всеволод Мейерхольд (Карл Казимир Теодор Мейерхольд, (1874—1940 гг.) – один из первых авангардных режиссеров Советского Союза. Он экспериментировал с декорациями и актерской техникой, использовал собственные режиссерские приемы и изучал традиции старинных театров. В феврале 1940 года он был расстрелян – по обвинению в контрреволюционной деятельности.
13
Северная Пальмира. – Северная Пальмира в русской литературе с конца 18 века название Санкт-Петербурга, который сравнивался по богатству и красоте с древним городом Пальмира в Сирии.