Полная версия
Ведьмы и волшебники. Книга знаний и защиты
Франческа Маттеони
Ведьмы и волшебники. Книга знаний и защиты
Vivida® is a registered trademark property of White Star s.r.l.
Novice Witches and Apprentice Wizards. The Essential Handbook of Witchcraft
Illustrations by Elisa Macellari; Text by Francesca Matteoni
© 2021 White Star s.r.l.
Piazzale Luigi Cadorna, 6
20123 Milan, Italy
www.whitestar.it
www.vividabooks.com
© ООО «Издательство «Эксмо», 2024
Завеса тайны
Как часто мы загадываем, чтобы наши самые заветные желания сбывались как по волшебству; чтобы неприятные ситуации разрешались сами собой; чтобы мы могли в мгновение ока перенестись, куда только захотим, – и все это без особых усилий или серьёзных обязательств? В этом нам может помочь магия. Но что это такое? И кто знает, как ею пользоваться?
История разных народов показывает, что магия существовала всегда. На первый взгляд, весь окружающий нас мир – это самая настоящая магия: молния, поджигающая дерево; бушующий ветер; бурлящий поток воды; семя растения, пробивающееся сквозь почву.
Магия – совсем не простой дар. Для того чтобы им овладеть, сперва нужно приподнять завесу тайны и прикоснуться к душе, которая есть у любого существа, предмета или природного явления. Это первый шаг к понимаю скрытых взаимосвязей между вещами, но дальше – больше. Вам предстоит выучить тайный магический язык. Как только не называли в старину людей, владеющих этим языком, – чародеями и магами, ведьмами и колдуньями, волшебниками и знахарями. Их считали могущественными и уважаемыми, злокозненными и опасными, лживыми и коварными, возвышенными и мудрыми, мечтателями и воинами.
На самом же деле те, кто способен уловить хотя бы крошечную искру волшебства в самых обыденных вещах, обладают особым зрением и слухом. Они очень наблюдательны, полны внимания к окружающему миру, чутко относятся к малейшим переменам в нём. Поэтому они принимают все свои чувства и эмоции – ведь вместе с ними приходит и понимание происходящего кругом. А где понимание – там и знание.
Они признают существование боли, тревоги и страха наравне с радостью, счастьем и надеждой. Магия ничуть не оторвана от реальности, а представляет собой глубокое знание этой самой реальности – не только того, что можно наблюдать глазами, но и законов, по которым наблюдаемый нами мир существует.
Эта книга создана для всех, кто хочет пройти по пути магии, узнать о её истории, самых влиятельных фигурах, неотъемлемых атрибутах и, конечно же, о некоторых фундаментальных принципах магического искусства, взглянув на него через призму практик и ритуалов.
Первая часть книги посвящена магической истории западного мира, начиная с древних времен и заканчивая возрождением колдовства в наше время. Мы встретимся с гадалками, волшебниками, ведьмами и алхимиками. Познакомимся с духами, зельями и пророчествами, а также узнаем о наказаниях, ведь на протяжении десятилетий магия считалась страшным занятием, делом порочных натур, чем-то, что необходимо искоренить.
Во второй части мы познакомимся с ведьмами и волшебниками. Некоторые из них были реальными людьми, а другие – персонажами мифологии и литературы. Они предскажут наше будущее, исцелят нас, научат слышать музыку планет, предложат попробовать любовное зелье, расскажут о фейри и духах природы.
В третьей части мы узнаем о волшебных животных: некоторые из них служат верными компаньонами многим ведьмам и волшебникам, а другие сами обладают магическими и даже пророческими способностями.
В четвёртой части мы получим инструменты, необходимые для магических практик. Как пишут многие современные авторы, всё, что вам понадобится, – это небо над головой и трава (или песок!) под ногами. Нужно лишь собрать несколько ракушек, найти камень с отверстием или изготовить свечу. Наконец, в пятой части вы узнаете, как творить заклинания, которые помогут вам примириться с прошлым или осознать свои чувства, прежде чем принимать важные решения относительно будущего.
Магия подобна дереву, которое кажется почти неподвижным, – но научившись магическому восприятию, вы сумеете воочию увидеть, как ветви его и корни живут в двух разных мирах – на поверхности и под землёй.
История магии
Магия существует на границе между обществом (которое стремится к равновесию и усреднённости) и яркой, неповторимой индивидуальностью отдельной личности. Тот, кто решается переступить эту границу, становится либо изгоем, либо наоборот – добивается всеобщего уважения. В любом случае, такие люди воплощают в себе страхи, желания и тайны, недоступные другим. В данной главе мы проследим историю магических искусств с момента их зарождения до эпохи Средневековья, коснёмся раннего Нового времени, когда великих волшебников-философов и ведьм считали приспешниками тёмных сил, и дойдём до более поздних столетий, когда магия приобрела форму личной практики для исцеления и осознанного отношения к мирозданию.
Провидцы, оракулы и знахари древнего мира
Традиционно магия используется для понимания природы, а также для взаимодействия со всеми её стихиями, духами и иными невидимыми существами. В культуре древних египтян существовала концепция «хека» – обретения и увеличения силы, которая оживляет и поддерживает космос. Ею пользовались как духовные, незримые сущности, так и люди, которые получили эту силу, – пользовались в те далекие времена, когда не было жёсткой границы между осязаемым и бесплотным мирами, когда они ещё вели постоянный диалог.
Первые упоминания о существовании ведьм пришли к нам из Древней Месопотамии. Те ведьмы творили заклинания с помощью демонов, враждебных по отношению к людям. Считалось, что знание имени демона даёт человеку власть над этим опасным существом, а ритуалы и амулеты защищают от заклинаний ведьм.
Само слово «магия» – из древнегреческого, так как появилось в Элладе. А магами эллины называли зороастрийских жрецов из соседней Персии. Они были главными хранителями тайных ритуалов и толкователями снов. Именно трое таких вот магов, увидев однажды в небе комету, верно истолковали её божественный знак, а затем последовали за ней через пустыню, чтобы преподнести священные дары Младенцу Иисусу.
Жрецы и жрицы объясняли божественные знамения простым людям и могли предвидеть будущее. Одна из самых известных предсказательниц в истории – древнегреческая Пифия. Это женщина-оракул, которая находилась в храме Аполлона в Дельфах, вдыхала испарения источника, скрытого под храмом, и под воздействием этих испарений изрекала пророчества. Её коллега, Сивилла, жрица храма Аполлона в Кумах близ Неаполя, писала свои пророчества на листьях растений. Её предсказания зачастую было трудно понять, потому что она вещала на языке богов, то есть речи ее состояли из символических и поэтических образов.
Поэзия – это ещё одна форма магии. Яркий пример – поэт Орфей. Его стихи, музыка и пение исцеляли людей. Известна легенда об Орфее и его жене Эвридике – когда она ушла из мира живых в подземное царство теней, поэт попытался вернуть любимую. И хотя попытка эта оказалась неудачной, миф, как считается, лёг в основу орфизма – мистического учения, чьи последователи стремились к возрождению после смерти. Многие из них исполняли обычные жреческие ритуалы, но некоторые прибегали к особым практикам, осуждаемым в других религиях: некромантии, гаданию, травничеству и общению с духами мёртвых.
В одной из книг Библии, в «Левите», наряду с видениями пророков, можно найти и запрет верующим пользоваться подобными магическими методами: «Не обращайтесь к вызывающим мёртвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш». Буквально это следовало понимать так, что истинные чудеса только от Бога, а от ведьм – лишь иллюзии и фокусы.
В 13 году до н. э. римский император Октавиан Август приказал сжечь две тысячи магических рукописей. Римские философы называли магию искусством мошенников. А тех, кто практиковал магию, считали опасными людьми за то, что они умели использовать тайные силы природы.
И всё же люди продолжали прибегать к магии, чтобы бороться со сглазами, привораживать возлюбленных, защищаться от болезней и даже проклинать своих недругов. Ярким доказательством тому являются всевозможные статуэтки духов, дощечки с выцарапанными на них заклинаниями, амулеты, обнаруженные археологами. В Средиземноморском регионе магические практики сохранялись на протяжении всей Античности начиная с V века до н. э. – времени фессалийских ведьм. Они считались настолько могущественными, что якобы могли одним движением руки убрать с неба Луну, вызвать землетрясение, приручить самых страшных хищников.
Одной из самых мощных фессалийских ведьм была Эрихто – страшная обликом, она избегала жить спокойно среди обычных людей, обитала в разорённых гробницах и в могилах, ей было позволено общаться с мёртвыми. Образ Эрихто сохранился в литературе благодаря римским поэтам Овидию и Марку Аннею Лукану – он увековечил её в своей поэме «Фарсалия». Упомянули Эрихто и Данте в «Божественной комедии», и Гёте в «Фаусте».
Фессалийские ведьмы, казалось, обладали невероятными способностями – но в то же время легенды о них отражают страшную путаницу в людских представлениях того времени о божественном, магическом, естественном и сверхъестественном.
Опасные и таинственные, ведьмы у некоторых европейских народов часто ассоциировались с совами. Нередко представления о могущественных ведьмах сливались с представлениями о крылатых демонах и демоницах, особенно это характерно для верований Ближнего Востока. Жители Месопотамии верили в коварную демоницу Лилит. В Древней Греции представляли, что существует страшная Ламия, наполовину женщина, наполовину змея. И Ламия, и Лилит, согласно верованиям древних, вредили женщинам, похищали детей и молодых мужчин. От всех этих образов произошли древнеримские стриксы – ночные птицы-вампиры, губящие новорождённых младенцев.
Маска – ещё одно название демонических ведьм, которое использовалось наряду со стриксами вплоть до Средневековья. Согласно поверьям, они кружили над деревнями, пробирались в дома под покровом ночи, пили кровь спящих и похищали детей. В мифологии древних германцев эти существа приобрели более человеческие черты благодаря тому, что их связывали с матронами – женскими мифологическими персонажами. По словам римского историка Тацита, германские народы верили, что женская сущность священна, поэтому советы женщин имели большой вес в местных сообществах. Однако даже в этом случае разница между священным и демоническим была настолько неосязаема, что зависела порою от того, как именно пролетела птица в ночном небе, от того, как прозвучал её крик: тревожно или, наоборот, благозвучно.
Костры и демоны: великая охота на ведьм
Говоря о ведьмах, мы представляем себе старых женщин, которые варят зелья, бродят по кладбищам, носят остроконечные шляпы, разговаривают с чёрными котами и летают на мётлах. Но, кроме этого, на ум приходит великая охота на ведьм и её злосчастные жертвы – люди, сожжённые на кострах несколько столетий назад.
Печально известная охота на ведьм шла в Европе и американских колониях в XV–XVIII веках нашей эры. К смертной казни были приговорены десятки тысяч людей, и, как правило, большинство из них были женщинами.
Но осуждённым за колдовство мог оказаться кто угодно. В некоторых местах, таких как Нормандия и Эстония, преследуемых за колдовство мужчин оказалось больше, чем женщин.
Как мы уже поняли, магия существует с самых древних времён – и в каждом уголке земного шара обитали свои ведьмы и колдуны (зачастую они же являлись жрецами различных культов местных божеств). Их услугами охотно пользовались все, у кого в том имелась какая-либо надобность: защититься от неурожая, отвести порчу от имущества, поправить здоровье, причинить вред врагу. Тем не менее этим же самым ведьмам и колдунам упорно приписывают несколько общих черт:
* используют магические приёмы, чтобы причинить вред другим людям;
* это изгои, всегда действуют тайно, ведомые своей врождённой порочностью и злобой;
* следуют традициям, которые передаются от наставника к ученику;
* с ними можно бороться с помощью защитной магии, которая раскрывает их истинную сущность, заставляет использовать силу для доброго дела, тем самым уничтожая физически.
В тот мрачный период истории, сначала в Европе, а затем и в американских колониях Новой Англии, ведьмы были объявлены главными врагами всех социальных институтов. Они подвергались преследованиям, их предписывалось уничтожать любыми законными методами. На этом настаивали приверженцы религиозных догм, приписывая ведьмам и колдунам исключительно злое начало, делая их пособниками самого Сатаны – тогда как упомянутые чародеи чаще всего просто следовали очень древним традициям поклонения природе и её силам.
Следуя требованию немецкого инквизитора Генриха Крамера, папа Иннокентий VIII издал документ, папскую буллу Summis desiderantes affectibus («Всеми силами души»), которая определяла еретическую природу ведьм и приказывала бороться с колдовской заразой. Несколько лет спустя Крамер опубликовал Malleus Maleficarum («Молот ведьм»). В этом поистине женоненавистническом тексте утверждалось, что женщины более склонны к дурному влиянию, потому что они слабы, неполноценны и греховны от рождения.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.