bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 5

В 1831 году в Стерлитамаке впервые за его историю разразилась эпидемия холеры, которая была занесена с юга. За три летних месяца в городе умерли 368 человек, а зимой 1834 года «по недосмотру» сгорела деревянная Казанская церковь. Стерлитамакское купечество, напуганное грозными знамениями, решило щедро пожертвовать на строительство нового, каменного собора, который должен был стать украшением Стерлитамака и прославить его по всей России. Почин поддержали все горожане, и он, с Божией помощью, оказался успешным.

Предприимчивость, трудолюбие, порядочность в делах и умение использовать выгодное географическое положение и местные природные ресурсы без их уничтожения позволили жителям старого Стерлитамака с уездом выстроить систему развития народного хозяйства, основанную на свободной, широкой торговле, самообеспечении продовольствием и полной занятости населения. Лучшие в мiре почвы – тучные чернозёмы – рождали лучший в мiре хлеб, липовые леса дарили людям лучший в мiре башкирский мёд, целинные степи кормили табуны лошадей, которые приносили знаменитый башкирский кумыс. Полноводные, кристально чистые реки кишели рыбой, в том числе осетровых пород.

Сказочно богатый край обеспечивал людей всем необходимым. Процветали хлебопашество, коневодство, овцеводство, лесопереработка, салотопное, винокуренное и поташное производства, бортничество, рыболовство, бахчеводство. На стерлитамакских базарах и ярмарках активно торговали продукцией местного производства: зерном, хлебопродуктами, лошадьми башкирской породы, мясом, кумысом, мёдом, молочными продуктами, рыбой, кузнечными и столярными изделиями, деревянной и глиняной и каменной посудой, точильным камнем (песчаник) высшего качества, кровельным сланцем (натуральный шифер), кожами, юфтью, войлоком, сапогами и валенками, овчинами, шубами и шапками, шерстяной пряжей, холстами, пестрядью, крестьянским сукном, тесёмками, шнурками и поясами, кружевами, рыболовными сетями, пуховыми платками-шалями, мехами, плетёными корзинами, мебелью, ободьями, лаптями, рогожами, кулями, свечами, спичками, лыком, мочалом, рогожей, воском, салом, мылом, семечками, грибами, ягодами. Стерлитамакское пиво, сваренное на ашкадарской воде, славилось своим непревзойдённым вкусом. Многочисленные кирпичные заводы производили до семнадцати видов фасонного кирпича, который шёл на строительство красивейших зданий в городе.

Все природные ресурсы, используемые в народном хозяйстве, были возобновляемыми. Никаких опасных для жизни отходов, критического загрязнения окружающей среды, промышленных свалок и т. п. не было и в помине. Никто не покушался на священные шиханы. Реки Белую и Ашкадар регулярно чистили, родники охраняли, занимались озеленением и благоустройством.

Местная промышленность и предпринимательство были направлены главным образом на максимально широкое обеспечение потребностей местного населения. Нужно признать, что получалось это у них неплохо. Крупными партиями, на продажу, в Стерлитамак завозили только мануфактуру, чай и сахар, кожи и кубовую краску.

Зерно и хлебопродукты из Стерлитамакского уезда по водным путям поставлялись в крупные города России и Центральной и Северной Европы, вплоть до Британии.

На всём тысячевёрстном маршруте поставок башкирского хлеба, решающее значение в торговой цепочке играли средние и мелкие предприниматели. Каждый желающий поработать получал таковую возможность, начиная от крестьян, которые составляли хлебные обозы, грузили баржи, до артелей, которые сплавляли груз по реке или тянули его вверх по течению. Таким образом, в хлеботорговлю была вовлечена значительная часть активного взрослого населения, что обеспечивало более справедливое распределение прибыли. В сезон через Стерлитамак проходили сотни тысяч подвод с хлебом. Их обслуживали многочисленные постоялые (конные) дворы, закусочные, трактиры, шорные мастерские, кузницы, мелкие лавки. Для более солидных предпринимателей и купечества имелись гостиницы, чайные, ресторанчики.

Торгово-промышленный, русско-татарский город на левом берегу Ашкадара был нужен всем: русским, казакам, казанским татарам, башкирам, чувашам, киргизам (казахам) и прочим народностям, проезжим купцам из дальних стран, как место, где они могли общаться, торговать, обмениваться товарами и услугами, найти пристанище и защиту от лихих людей, а со временем и как место для обучения и образования детей. Все народности и религиозные конфессии в нём мирно уживались и сотрудничали. Для населения старого Стерлитамака были характерны чувство собственного достоинства, самостоятельность, предприимчивость, способность к кооперации и самоорганизации, крепкие моральные устои и хорошо развитое самоуправление.

«Хороший, бойкий городок, расположенный при слиянии реки Белой с Ашкадаром, с тремя большими площадями, длинными, прямыми, широкими улицами с прехорошенькими домиками, массой зелени и утопающим в густых деревьях, назойливо мозолящим глаза здании присутственных мест», – таким увидел Стерлитамак петербуржец Георгий Петрович Енишерлов летом 1877 года. Член кружка Нечаева, он в течение четырех лет отбывал здесь ссылку, служа в земской управе.

С первых лет своего возникновения Стерлитамак по причине удалённости от центра империи оказался местом ссылки политически неблагонадежных подданных. Так, в усадьбе известного в городе помещика С. Я. Левашева с 1789 по 1793 годы жил, исполняя обязанности домашнего учителя, автор замечательных записок об эпохе Екатерины II Григорий Степанович Винский, после польских восстаний в 19 веке здесь вынужденно осели поляки-конфедераты, а в начале 20 века в числе политических ссыльных оказались учителя, врачи, инженеры, земские служащие. Это обстоятельство во многом определило дальнейшее развитие города.

Очень важной для Стерлитамака была проблема транспортных торговых путей. Реки Ашкадар и Белую бережно, с умом расчищали, углубляли фарватер в интересах судоходства. Все работы по развитию водного транспорта финансировались частным капиталом, правительство не давало ни копейки.

Для развития местного предпринимательства были учреждены Общество взаимного кредита, кредитные товарищества и городской общественный банк.

Роскоши в старом Стерлитамаке не было, но был достаток.

Город рос в соответствии с регулярной планировкой и благоустройством европейского типа, от реки Ашкадар. Улицы называли так, чтобы людям было легче ориентироваться в городе: Соборная, Дворянская, Мечетная, Выездная, Базарная, Заводская, Ашкадарская, Набережная, Сенная. Центральная часть города (Старый город) усиленно застраивалась красивейшими каменными и комбинированными зданиями, удобными, крепкими, рассчитанными на века. Главные улицы города мостили камнем, поскольку движение гужевого транспорта было чрезвычайно интенсивным.

Квалифицированные рабочие в городе были нарасхват. Переселенцы с Северо-Запада и Центра России, с Украины и даже из европейских стран находили Стерлитамак местом, достойным для проживания.

Символом нового, богатого и самодостаточного хлебного города Стерлитамака, одного из самых быстрорастущих и перспективных городов Российской империи, стал величественный каменный собор иконы Казанской Божией Матери, одно из семи чудес Стерлитамака. Он был заложен в 1837-м, а завершилось строительство в 1864 году. Собор высился в геометрически выверенном центре старого Стерлитамака и являлся высотной доминантой города.

* * *

Некоторое представление о жизни в Стерлитамаке и окрестностях во второй половине 19 века можно получить, прочитав эпопею П. И. Мельникова (Андрея Печерского) “В Лесах” и “На Горах”. В ней автор подробно и увлекательно описал жизнь, быт, кустарные промыслы, народные праздники русского населения в Заволжье и Предуралье, нравы и обычаи старообрядческих купеческих общин, использовав свои личные наблюдения.

* * *

Из окрестных селений переезжали в Стерлитамак башкиры и люди других народностей. Прибывали ссыльные, в основном интеллигенция из крупных городов, поляки, евреи. Весьма заметны были немецкие поселенцы. Работы хватало на всех. Все постоянные семейные жители города имели достойное жильё. На регулярной основе в городе находились воинские и конвойные команды, офицерство, в том числе Оренбургского казачьего войска.

До революции через Стерлитамак проходил один из главных арестантских этапных трактов – Уфимский. Здесь он разветвлялся на три направления: Оренбургское, Верхнеуральское и Белебеевское. Поэтому в городе была относительно большая пересыльная тюрьма.

Мощный поток людей с торговыми караванами, арестантскими конвоями, передвижением войск, приток специалистов и квалифицированных рабочих из крупных городов приносили в Стерлитамак новости и свежие идеи.

Политически активными были, кроме рабочих, интеллигенция, преподаватели, студенты, младшие офицерские чины, учащиеся и даже духовенство из окрестностей Стерлитамака, из беднейших приходов.

Чудом сохранившееся, самое красивое до сего дня строение Стерлитамака – здание Земской управы – было возведено в 1914 году. Оно стало памятником периода исторического подъёма самосознания и творческой энергии народа России перед 1-й мiровой войной.

После 1905 года инициатива давно назревшей модернизации Российской империи перешла к земствам – выборным органам местного самоуправления. Растущая русская интеллигенция: агрономы, доктора, преподаватели, инженеры, служащие земских управ быстро становились третьей силой империи. Молодые люди из крестьянского и мещанского сословия, получив образование, сильно отличались от своих родителей. Они были целеустремлёнными, трезвомыслящими, не боялись трудностей и угроз со стороны властей, много внимания уделяли образованию и развитию своей личности, были настоящими патриотами.

В Стерлитамаке начала 20 века таких людей было уже достаточно много. В Санкт-Петербург и Москву они не рвались, видели своё будущее в Стерлитамаке, который действительно был весьма перспективным евразийским городом нового типа.

Это был «звёздный час» Стерлитамака. Местное самоуправление в городе в тот период развилось до самого высокого уровня, после того уже никогда более не достигнутого. Развернулись массовые работы по благоустройству и озеленению города. Прорабатывался проект строительства железной дороги Уфа – Оренбург.

На дореволюционных фотографиях города видно, что проезжая часть улиц содержалась в образцовом порядке, на пяти главных улицах была выложена камнем, ровные водосточные канавы прочищены, откосы выкошены, перед каждым домом сделан мостик-проезд к воротам с водопропускным отверстием. Не видно покосившихся ворот и заборов со щелями; дома, ворота, изгороди ярко окрашены; красного цвета крыши покрыты листовым железом; деревянные мосты, водоводы, высокие фонарные столбы, решётки и ограждения в прекрасном состоянии; на улицах чистота, видны молодые деревца, высаженные вдоль проезжей части главных улиц, городской сад выглядит весьма достойно; торговые площади и торговые ряды хорошо организованы, имеют опрятный вид.

Сохранившиеся дореволюционные постройки, включая деревянные, доказывают, что стерлитамаковцы умели работать, здания возведены с любовью, на века.

* * *

Во время первого советского строительного бума 1932–1935 годов, приезжие горе-строители тиражировали типовые проекты, навязанные из «центра». В результате в Старом городе был выстроен ряд нелепых деревянных двухэтажных домов, без учёта опыта и традиций деревянного зодчества стерлитамакских мастеров. Дома имели парапеты, задерживающие снег, слишком большие окна для условий сурового климата и лишены какого-либо декора, вид имели унылый и непривлекательный. Все эти дома быстро пришли в негодность и давно снесены.

* * *

Дореволюционный Стерлитамак крепко стоял на двух ногах: широкой свободной торговле и мощном уездном сельском хозяйстве с переработкой его продукции в городе. Товарное производство зерна стало стержнем, на котором держалась экономика Стерлитамакского уезда, составлявшего единый экономический организм со Стерлитамаком. Городская промышленность полностью обеспечивала местные потребности в товарах первой необходимости. Торговля приносила городу достаток, а развитое сельское хозяйство кормило народ досыта, гарантировало свободу и независимость от внешних поставок. Голода в старом Стерлитамаке не знали, в принудительной индустриализации Стерлитамак не нуждался, он имел вполне определённый, устойчивый, весьма перспективный вектор развития.

Численность населения города в 1917 году составляла около 18000 человек (больше, чем, например, в старинном Ростове Великом), и Стерлитамак был всем чем угодно, но только не «захолустьем».

Архивы сохранили сведения о том, как весной 1914 года Стерлитамак посетили около 120 учащихся Константиноградской, Весёловской, Рязановской и Старо-Петровской школ. Дошли они до города пешком. В городе посетили земскую управу, типографию А. П. Бусыгина, фотографию А. Голошубова, кожевенный завод Щуровых, паровую мукомольную мельницу А. В. Кузнецова, осмотрели на Ашкадарской пристани пароход, присутствовали на сеансе кинотеатра «Мираж». Земство приняло детей на ночлег, обеспечило питанием и снабдило продуктами на обратный путь.

Нота бене: старый Стерлитамак не был идеальным городом. Он находился под влиянием всей дикости, косности и коррупции, процветавшей тогда в Российской империи, которая, после 1905 года, вступила в полосу затяжного, всеобъемлющего кризиса. При этом Стерлитамак сильно отличался от городов Северо-Запада и Центра России. В рамках исторической реальности того времени это был вольный, самодостаточный город с эффективным местным самоуправлением. Значительные группы горожан: старообрядцы, интеллигенция, ссыльные, сторонники национального возрождения, образованная молодёжь сформировали в старом Стерлитамаке атмосферу свободолюбия, сопротивления произволу и насилию, стремления к сотрудничеству и ответственности за свою жизнь и жизнь города. Русская революция была встречена в Стерлитамаке с пониманием, местами с ликованием.

Центральная власть в Петербурге и других крупных городах Российской империи двигались в противофазах с периферией, в частности со Стерлитамаком. Абсолютная власть коррумпируется абсолютно. Военно-полицейское государство было уже не в состоянии отвечать на вызовы 20 века. Русская революция, которая началась в 1905 году, продолжала набирать силу. Умные, образованные люди, патриоты своей Родины, понимали необходимость перемен и ждали своего часа.

В отличие от "профессиональных революционеров" верхушки партии, стерлитамакские революционеры не были одержимы жаждой власти. Для них мерилом правды были справедливость, равенство и готовность к самопожертвованию ради общего блага, во имя "светлого будущего". Отличались они дисциплиной, организованностью, вели трезвый образ жизни, непрерывно занимались самообразованием. Все они трудились, содержали семьи, большинство имели детей. Как люди умные и достаточно образованные, они понимали необходимость перемен в стране и имели несокрушимую уверенность в возможности переустройства общества на справедливых началах, при наличии стальной воли и неукротимой энергии. Конечной целью своей деятельности они видели воспитание нового человека, который будет свободен от алчности, эгоизма и дикости эксплуатации человека человеком.

До 1918 года все революционные силы на местах в той или иной степени сотрудничали. Замечу, что старые большевики (вступившие в партию до 1917 года) отнюдь не были такими кровожадными, как их теперь изображают неолибералы. Конечной целью большевиков до 1917 года было осуществление идеи, которая составляет сущность России – идеи всемiрного человеческого обновления. Старые большевики не стремились к насилию и не устраивали террористические акты, по этой части преуспели эсеры, партия в то время наиболее сильная и многочисленная, имевшая особенно сильное влияние в армии и в Поволжье.

Изменить жизнь страны возможно только после катастрофического кризиса, случившегося по объективным причинам или искусственно созданного. В разгар кризиса действия населения конкретно взятой страны зависят от того, какие идеи были до этого внедрены в данное общество. Именно тогда то, что казалось политически невозможным, становится политически неизбежным. Большевики поняли это лучше всех остальных партий, поэтому они победили.

Давно ожидаемый кризис возник в результате 1-й мiровой войны, которая была ничем иным как всеобщим безумием. Начало войны, в августе 1914 года, стало началом конца империи и старого Стерлитамака. Последующие неизбежные, необратимые события привели к колоссальным изменениям в жизни города и почти полной смене населения и вектора его развития.

Русская революция не была силой навязана Стерлитамаку, горожане активно приняли её и взяли власть в городе в свои руки. После короткого периода анархии и разгула преступности при Временном правительстве, новой власти в лице Стерлитамакского ревкома удалось остановить насилие, вандализм и анархию в городе, наладить нормальную жизнь. Никаких репрессий со стороны Стерлитамакского ревкома не было, ни один житель города не был расстрелян по приказу ревкома. Традиции местного самоуправления сохранялись, представители всех политических партий, священнослужители действовали свободно, храмы и мечети были открыты для верующих.

Отличительной особенностью советских органов власти в Стерлитамаке до июля 1918-го была разумная, взвешенная политика, основанная на сотрудничестве со всеми революционными силами, включая умеренно националистические, с опорой на традиции местного самоуправления. Старые большевики, в лице авторитетных лидеров, в условиях изоляции от центральных органов власти, в окружении врагов, сделали всё, чтобы не допустить в городе хаоса, разгула преступности, погромов, межнациональной вражды, голода и эпидемий.

Стерлитамакский ревком представлял собой коалицию большевиков и эсеров, причём эсеры имели преимущество, поскольку контролировали воинский гарнизон города. Стерлитамакский ревком не сбежал, не бросил город на произвол судьбы, но остался с народом после того, как Стерлитамак был захвачен врагами. Все ревкомовцы и многие советские работники города и уезда были злодейски убиты. Большевики и эсеры, русские и башкиры, татары и украинцы лежат в одной братской могиле, в «Старом городе» Стерлитамака.

В июле 1918 года, в самом начале гражданской войны, в Стерлитамаке сошлись в смертельной схватке четыре идеи. Против сторонников идеи советско-социалистической единым фронтом выступили носители либерально-социалистической, европоцентристской и консервативной идей. Строго говоря, «белые» в захвате Стерлитамака в июле 1918 года не участвовали, ибо белое движение к востоку от Волги сформировалось позже, в ноябре того же года (Колчак).

Инициаторами нападения на мирный город Стерлитамак были Комуч и Чешский легион.

Комитет членов Всероссийского Учредительного собрания (сокращённо Комуч) стал первым альтернативным правительством России после Октябрьской революции. Организовали его бывшие члены Учредительного собрания, которые не признали роспуск Собрания большевиками 19 января 1918 года, в подавляющем большинстве эсеры.

Чешский легион состоял в основном из военнопленных, молодых людей, неискушённых в политике. Их целью было скорейшее возвращение на родину, не с пустыми руками, чтобы там добиться независимости от Австро-Венгрии. В России они называли себя «Чешско-Словацким революционным войском». Как истинные европейцы немецкого толка, чехи видели себя носителями высшей, передовой цивилизации в варварской стране и действовали по обстоятельствам, не гнушались грабежами и массовыми казнями мирного населения. Проблемы туземцев их интересовали настолько, насколько они затрагивали их шкурные интересы.

Народная армия Комуча представляла собой разношёрстное образование под командованием бывших офицеров императорской армии и выходцев из семей крупных землевладельцев и промышленников, которые были убеждёнными антисоветчиками, социалистических идей не приняли и после краха и самороспуска Комуча перешли к Колчаку.

Командование Народной армии не брезговало ничем и набирало в свои ряды откровенное отребье, уголовников и психопатов. Именно этот сброд действовал в оккупированном Стерлитамаке с особой жестокостью, грабил и убивал мирных жителей, не щадя стариков, женщин и детей.

18 ноября 1918 года, в результате переворота в Омске, белое движение возглавил адмирал А. В. Колчак, провозглашённый временным Верховным правителем России. Именно тогда началось противостояние красных и белых в Поволжье, на Урале и в Сибири. До этого красным приходилось иметь дело с эсеровским Комучем и кадетско-эсеровским Временным Сибирским правительством.

Называть войска Народной армии Комуча белогвардейцами или просто белыми некорректно. Комуч состоял преимущественно из социалистов правого направления, в основном эсеров, над зданием в Самаре, где заседал Комуч, развевался красный флаг.

Так же некорректно называть и бойцов Чешского легиона «белочехами». Именовать всех противников Советов «белыми» (белочехи, белополяки, белофинны, белоэстонцы и т. д.) было пропагандистским приёмом, фигурой речи, рассчитанной на широкие народные массы.

Примечательно, что к осени 1918-го идея великой и неделимой России, управляемой диктатурой, стала всероссийской, к ней пришли основные стороны конфликта. Промежуточные идеи угасли, утратили какую-либо существенную поддержку внутри России. Отказавшиеся сложить полномочия члены Комуча, по приказу Колчака, были арестованы в Уфе и расстреляны в Омске.

Гражданская война навсегда изменила Стерлитамак. В результате Стерлитамакской трагедии 1918 года от рук бандитов погибли тысячи лучших людей города и его окрестностей, а купеческий, патриархальный, имперский Стерлитамак канул в небытие вместе с людьми, определявшими его жизнь. События тех дней ознаменовали начало второго, непримиримого этапа гражданской войны в России и навечно вписали Стерлитамак в анналы отечественной истории.

На волне подъёма национального сознания, роль и значение Стерлитамака значительно выросли, что, наряду с особым географическим положением города, стали причиной того, что Стерлитамак стал первой столицей Автономной Советской Башкирской Республики, на период с 1919 по 1922 годы.

14 июня 1922 года столица Башкирии была перенесена из Стерлитамака в Уфу, по политическим мотивам. Всё самое ценное, например оборудование городской телефонной сети, равно как специалистов и лучших работников аппаратчики забрали с собой, жители города были оставлены на прозябание. После окончательного установления советской власти центральное руководство железной рукой приступило к перестройке в прошлом зажиточного, хлебного, безмятежного, глубоко религиозного города. Дореволюционный Стерлитамак в угоду политическим целям был несправедливо заклеймён пропагандой как "отсталый, грязный, захолустный, во всех отношениях никуда не годный городишко".

«Старая гвардия» большевиков, состоявшая из людей умных, образованных и дальновидных, в большинстве своём погибла в годы гражданской войны. Экономически активное население старого Стерлитамака, создавшее высокоэффективный торгово-промышленный комплекс городского и уездного хозяйства, нацеленного прежде всего на благосостояние местного населения, либо погибло, либо покинуло город. На смену им пришли, неведомо откуда, молодые люди, «выдвиженцы» из комсомола, различного происхождения, с самым что ни на есть начальным образованием, нетерпимые, многие из них с психикой, повреждённой безумием гражданской войны, с чёрствыми сердцами. Отождествлять дореволюционных большевиков с коммунистами, взявшими власть в свои руки после гражданской войны, неправомерно.

Отсутствие глубоких знаний и беззаветное самомнение, примитивная, прямая как палка идеология и агрессивное политиканство, неспособность учитывать коренные интересы всего общества, сотрудничать с другими политическими силами подмяли под себя здравый смысл и экономический расчёт.

Всех, кто не вписывался в новую жизнь: купцов, офицеров, заводчиков, царских инженеров, специалистов, духовенство, зажиточное крестьянство, сослали в лагеря или истребили. Стерлитамакское пароходство разогнали, Стерлитамакскую пристань уничтожили. Склады, торговые ряды порушили. Крупные, хорошо организованные поместья, конные заводы, артели, кооперативы, пасеки и пригородные огородничества разорили. Ураганными темпами провели коллективизацию, без учёта традиционных методов хозяйствования. Уклад жизни, основанный на предпринимательском хлебопашестве, коневодстве, овцеводстве, животноводстве, бортничестве, рыболовстве, бахчеводстве, деревообработке и других мелких производственных промыслах при этом был проигнорирован. Кожевенные, шубно-овчинные, салотопные, мыловаренные, пимокатные и обувные мастерские, артели и заводики, мельницы, лесопилки, кузницы и пивоварни были экспроприированы, пришли в упадок, многие прекратили своё существование. Все торговые связи со Средней Азией, Китаем, Персией порвали. Восстановить успешно работавший до революции высокоэффективный комплекс хлебопашества, переработки и торговли хлебом, основанный на крепких фермерских хозяйствах и массовом предпринимательстве, в условиях военного коммунизма и последующей коллективизации было невозможно.

На страницу:
3 из 5