bannerbanner
Практика продвижения музыкальной группы
Практика продвижения музыкальной группы

Полная версия

Практика продвижения музыкальной группы

Текст
Aудио

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4

Возникает вопрос: должен ли продюсер иметь музыкальное образование?

Желательно да. Но позвольте мне ответить вопросом на вопрос: все ли музыканты имеют музыкальное образование? На мой взгляд, кроме организаторских способностей, коммуникабельности и умения вести переговоры, главное качество продюсера – предугадывать то, как будет воспринято творчество группы публикой, и понимать, кто эта публика. А если будет нужно, уметь объяснить музыкантам о необходимости внесения каких-то корректировок в результаты их творчества.

Лично я музыкального образования не имею и считаю это своим недостатком.


С 1998 года Федул Жадный продюсировал себя сам и достиг немалых успехов на этом поприще, став достаточно известным персонажем в Самаре и близлежащих городах. Участие в фестивалях и концертные выступления того периода были организованы им лично. С подключением к проекту меня в 2007 году география концертов вышла за пределы Самарской области, охватив европейскую территорию России, в том числе Москву и Санкт-Петербург. Были выпущены CD-альбомы, сборник стихов, записаны видеоклипы. В какой-то момент, в связи с уплотнением гастрольного графика, в 2011 году, часть своих функций я передал одному из музыкантов Федула, клавишнику Андрею Кочеткову. Он по совместительству взял на себя обязанности тур-менеджера группы. Концертный тур Саратов – Волгоград – Ростов-на-Дону – Краснодар – Симферополь – всецело его заслуга. Кроме того, будучи профессиональным журналистом, Андрей в значительной мере способствовал информационной поддержке музыкального проекта. С конца 2013-го на смену ему пришла концертный менеджер Замира, которая не является музыкантом группы. Её задача – заниматься исключительно организацией концертов и сопровождением музыкантов на гастролях. Теперь концерты Федула Жадного стали проходить и в Зауралье.


Принимаясь за проект, продюсер заранее представляет, что из него должно получиться. Он обязательно должен верить в его успех! Ещё более важным моментом в работе продюсера являются отношения с музыкантами, психологическая совместимость и доверие.


До того, как я занялся продюсированном Федула Жадного, ко мне обращались музыканты группы «Танго и кэш» с предложением о сотрудничестве. Я организовал им концерт у себя в городе, в рок-баре «Подвал». Через какое-то время узнаю, что группа, даже не поставив меня в известность, выступила ещё на одной концертной площадке. На мой вопрос, как такое получилось, лидер группы ответил, что концерт был организован по результатам его переговоров, потому как к нему обратились хозяева площадки напрямую и в этом случае он не видел надобности во мне. Я понял, что с такой его позицией мне с ними не по пути, на этом наше короткое сотрудничество закончилось, фактически так и не начавшись.


Согласованность действий – вот то главное, что делает вас одной командой.


Благодаря ряду громких скандалов в прессе среди обывателей сложилось расхожее мнение, что продюсер – этакий Карабас-Барабас, дёргающий за нити бедных музыкантов, отбирающий львиную долю прибыли, сам особо ничего не делающий, в то время как его подопечные трудятся в поте лица. Такое мнение крайне ошибочно и сродни тому, что дирижёр просто машет палочкой. В действительности продюсер решает достаточно сложные задачи. Естественно, он это делает не бесплатно. Кстати, «громкий» скандал становится возможным благодаря тому, что музыкант стал заметной общественной фигурой, каковой его сделал результат работы продюсера. Неизвестные музыканты интереса у средств массовой информации не вызывают. Поверьте, случаев, когда музыканты «кинули» своего продюсера, не меньше, но в силу непубличности продюсера такие случаи редко становятся достоянием общественности. Счёт здесь примерно пятьдесят на пятьдесят. «Обиженные» во многом от того, что недопоняли друг друга, есть с обеих сторон. Всё зависит от человеческих отношений, а интриганы, подлецы, негодяи и просто непорядочные люди, к большому сожалению, встречаются везде и среди тех, и среди других.


Регулировать отношения между продюсером и музыкантами призван продюсерский контракт. Оговорюсь, что термин «продюсерский контракт» является условным и вбирает в себя документы с различными названиями, подписанные между музыкантами и продюсером. К примеру, это может быть договор или соглашение. Кстати, и договор между участниками музыкального коллектива, о котором писалось в предыдущем разделе, тоже может называться по-разному, например, соглашением или контрактом. Здесь я пишу о сути названных документов, при этом использую наиболее распространённые их названия.


Как и любой другой договор, продюсерский контракт не имеет какого-то стандарта. Можно выделить три основных типа отношений между продюсером и музыкантами и в соответствии с этим типы продюсерских контрактов.

Первый – это когда продюсер является одним из участников музыкального коллектива, не будучи единственным его основателем. В таком случае, как правило, продюсер имеет с музыкантами равные права, хотя и наделяется определёнными полномочиями по представлению интересов группы. Отдельные пункты договора между участниками музыкального коллектива содержат положения, свойственные продюсерскому контракту.

Второй, так называемый «продюсерский проект». Продюсер создаёт его с нуля, набирая музыкантов, причём не обязательно по одиночке, это может быть и уже сыгранная группа со своим материалом. Продюсер обеспечивает их всем необходимым, платит музыкантам зарплату, «раскручивает» проект. Всё это предусматривается продюсерским контрактом. Прав по такому контракту у продюсера больше, нежели у музыкантов. Хотя и им предусматривается прогрессирующий процент: чем дальше продвигается проект, тем выше оплата их труда.

Третий тип – когда музыканты нанимают продюсера для выполнения конкретных задач. В этом случае продюсерский контракт по своему содержанию больше напоминает договор подряда.


Как видим, тип отношений изначально определяет, кто кому диктует условия. Хотя в любом случае продюсер работает на музыкантов, и без взаимопонимания и совместных усилий успеха не добиться. Отношения «начальник – подчинённый» при любом из названных типов весьма условные – вы прежде всего партнёры! При этом именно продюсер руководит процессом, его основная задача – продвигать группу. Но и музыканты должны держать под своим контролем основные финансовые вопросы; даже если это деньги продюсера или инвесторов, обязательно участвовать в согласовании бюджета, потому как в конечном счёте это и их деньги тоже.



Заключение продюсерского контракта чем-то напоминает куплю-продажу остова раритетного автомобиля. С одной стороны, покупатель-коллекционер, тут я подразумеваю продюсера, рассмотрев в этой основе тот конечный результат, которого он намерен добиться, понимает, сколько ему потребуется усилий и вложений, чтобы получился автомобиль его мечты. Он искренне желает его купить, при этом, оценив ситуацию, не намерен за него переплачивать. С другой стороны – продавец пока ещё не восстановленной машины желает получить максимально возможную цену, одновременно понимая, что если сделка не состоится, автомобиль может сгнить, так и не получив вторую жизнь. Это, конечно, утрированный пример, в случае с продюсером и музыкантами всё сложнее. Во-первых, продюсер становится не хозяином, а лишь совладельцем «автомобиля». Во-вторых, его доработкой они будут заниматься вместе, и ряд требуемых материалов должны принести музыканты. В-третьих, -четвёртых и -пятых – множество других нюансов.

Предварительно, ещё до заключения контракта, должны быть оговорены все вопросы, в том числе финансовые. К моменту подписания у вас не должно оставаться неясных моментов. Несмотря на то, что вы предварительно знаете его содержание, каким бы заманчивым контракт вам ни казался, совсем не обязательно подписывать его немедленно. Сначала хорошенько изучите все положения, лучше всего взять его для прочтения с собой, отложив подписание на следующий день.


Как вы понимаете, всевозможных версий продюсерских контрактов ещё больше, чем вариантов договора между участниками музыкального коллектива, при этом и последний может быть в какой-то мере «продюсерским контрактом».

Кроме того, контракт может быть не только коллективным, под которым подписываются все участники группы, но и индивидуальным, для каждого музыканта – отдельно свой. Такое чаще практикуется в «продюсерском проекте» или для вновь присоединившихся к группе участников.

Если рассматривать все положения таких контрактов, то только их описанию можно посвятить целую книгу. Поэтому ограничусь тем, что предложу для примера один из них в Приложении 3.


5. Концертная деятельность.


В подавляющем большинстве случаев концертная деятельность – основа продвижения музыкальной группы, исключением являются виртуальные проекты, подобные Gorillaz13.


Начинать концертную деятельность я бы посоветовал с «квартирника». В советские времена такой концерт устраивался на обычной квартире, отсюда и название. Он предусматривает тесную «домашнюю» обстановку. В настоящее время «квартирник» является таким же концертом группы, что, скажем, и в клубе, с той лишь разницей, что проводится для небольшой аудитории. Это имеет свой плюс: концерт для ограниченного круга лиц не требует рекламной кампании. Обеспечить посещение 10-30 человек из числа своих друзей, посвящённых в творчество группы, посредством персональных приглашений не представляет большого труда. Отыграв такой концерт, вы получите: во-первых, опыт его организации; во-вторых, рецензии на своё творчество; в-третьих, что самое главное, верных поклонников. С целью распространения информации о вас на «квартирник» стоит пригласить журналистов и блогеров. В дальнейшем, получив определённую известность, делать «квартирники» также полезно. Создавая, таким образом, эксклюзив, вы даёте возможность людям, посетившим его, быть в числе избранных, причастных к жизни группы, познакомиться с вашим коллективом «изнутри», что бесспорно прибавит вам «очков».

Где проводить «квартирник»? Конечно, это можно сделать, как и в старые времена, на квартире, но в таком случае вы ограничиваете себя акустическим концертом. К счастью, в наше время возможности по месту проведения «квартирника» значительно расширились. Это может быть: репетиционная база или чей-то гараж, кафешка или чайная, магазин музыкальных инструментов или магазин по продаже CD-альбомов и виниловых пластинок, парк-отель или турбаза, актовый зал организации или учебного учреждения, подвал или бункер, ангар или дебаркадер, заброшенная стройка или развалины графского замка, да мало ли что ещё.


К примеру, самарская группа «Станционный смотритель» устраивала свои первые концерты на крыше девятиэтажки. В том самом доме, на последнем этаже которого жил один из музыкантов. Запитавшись электричеством через окно, в его квартире они устраивали полноценные концерты! Реакция соседей не заставила себя долго ждать, по жалобе жильцов и группу, и её поклонников строем препроводили в милицию. Неправда ли, очень неплохое начало для панк-рока?! В результате группа получила хорошую поддержку со стороны участников тех концертов, они в дальнейшем составили костяк её поклонников.


Место проведения «квартирника» полностью зависит от ваших договорённостей и финансов. Можно найти бесплатную площадку, это бывает выгодно её хозяевам – своим концертом вы привлечёте посетителей. Возможно, вы создадите событие, которое осветят средства массовой информации, сделав, таким образом, дополнительную рекламу заведению, где вы устроили свой концерт. Это может быть своего рода бартер: вам предоставляют площадку, вы в свою очередь делаете дополнительный бесплатный концерт, например, для учащихся или сотрудников организации. С хозяевами потенциально интересующих вас мест нужно разговаривать, находить точки соприкосновения и взаимовыгоды. Возможно, вас попросят заплатить за аренду помещения. Кроме того, учтите затраты на установку звука. Хватит ли мощности у вашего личного аппарата, или придётся его откуда-то брать? Не забудьте продумать, кто будет за пультом. У вас есть свой звукорежиссёр или, к примеру, есть смысл арендовать аппарат вместе с обслуживающим его спецом.


Получив реакцию на творчество группы от «своих», заявляйте о себе более широкой публике. Хороший способ – участие группы в фестивале. По своему масштабу фестивали бывают разными и включают в себя от трёх до нескольких десятков групп-участников, длятся один или несколько дней, проходят на открытых площадках (open-air-фестивали) и в закрытых помещениях. При этом любой фестиваль собирает значительно больше зрителей, чем сольный концерт одной из групп, в нём участвующих, что вполне понятно. Выступив на фестивале, вы значительно расширите круг своих приверженцев.

Чтобы вашу группу включили в число участников фестиваля, необходимо связаться с его оргкомитетом. Конечно, можно послать заявку через Интернет, но более эффективный способ – найти прямой контакт с организаторами, а лучше всего встретиться с ними.

Классический пример того: «Братья Гримм» мне сказали, что через неделю около «Парк Хауса»14 пройдёт «пивной» фестиваль, и было бы неплохо на нём выступить.

Выяснив, кто организатор (им оказался Юрий Кузьмин), связавшись, я получил категорический отказ: «Время выступлений между группами уже полностью распределено, больше групп для участия в фестивале не требуется, лимит исчерпан, и вообще я сейчас убегаю, очень спешу, опаздываю, так что разговаривать нет времени».

Я проезжал как раз недалеко от того места, где находился Юрий, и предложил ему заехать за ним, чтобы подвезти. «Тем самым снимем цейтнот и по дороге поговорим», – сказал я, и он согласился. В результате проехав примерно четыре-пять кварталов, пообщавшись и прослушав несколько песен «Братьев», Юрий проникся их творчеством, включил их в число участников фестиваля и обещал заплатить за выступление некий гонорар.

На том же фестивале выступал и Федул Жадный, но я тогда не был его продюсером. Как-то позднее мы с Федулом вспомнили этот случай, он мне сказал, что, когда он узнал, что «Братьям» заплатили, в то время как ему сказали «спасибо» за выступление, вручив пару банок пива, он был очень зол.


Выйти на организаторов фестиваля можно и через знакомых музыкантов, чья группа к участию в фестивале уже заявлена. Распространённое явление, когда одну группу рекомендует другая.

Так, на проводимый мною фестиваль «РОКот КОНФЕДЕРАЦИИ» по совету музыкантов группы «Панкреатин» была приглашена группа «Станционный смотритель».

Или взять такой пример: в 2009 году на самарском фестивале «Самый плохой» между Федулом Жадным и королями Санкт-Петербурга – группой «НОМ» – зародились дружеские отношения, продолжающиеся поныне. С тех пор Федул частый гость фестивалей, к организации которых причастны «НОМ».


Фестиваль – не только место, где вы со своим творчеством знакомите публику, фестиваль – место, где есть прекрасная возможность знакомиться и общаться с музыкантами, чьё творчество вам импонирует. Здесь вы можете положить начало сотрудничеству, договориться о совместных концертах.


«Квартирники» и фестивали – это лишь прелюдия к настоящей концертной деятельности, которая заключается в выступлениях на концертных площадках, будь то клуб, большой концертный зал или стадион, выступление только вашей группы или с кем-то совместное.


Где найти площадку для проведения концерта? Вопрос, не требующий ответа. Вы же не в вакууме живёте! Посмотрите вокруг, где устраивают свои концерты другие группы. Как договориться о проведении концерта? Мысленно взгляните на ситуацию со стороны организаторов или хозяев концертной площадки: каков их резон в вашем концерте? Соответствует ли стилистика заведения вашей музыке? Сможете ли вы привлечь на него достаточное количество публики, чтобы не только окупить затраты, но 51 ВАДИМ МОРОЗОВ и дать возможность заработать на нём? Ответив для себя на эти вопросы, идите договариваться! Приведите свои доводы и планы по организации этого концерта. Заинтересуйте их так, чтобы они не смогли вам отказать! Возможно, сообщениями о вашей группе кишит весь Интернет, о вас говорят на каждом углу, и концерт ожидаем, вы планируете проведение мощной рекламной кампании в поддержку концерта – подробно расскажите им обо всём этом.

Сразу оговорите все условия выступления: технические, организационные, финансовые.

Чтобы не возникло досадных недоразумений, особенно в самый последний момент. Договоритесь о техническом обеспечении концерта: кто и за чей счёт выставляет необходимую аппаратуру, барабанную установку, пульт и чей звукорежиссёр будет им управлять.

Решите организационные вопросы: дату, время начала и окончания концерта. Обговорите, во сколько начнётся саундчек15 – обычно за час-два до начала выступления. Стоимость билетов. Цена на концерты в конкретном заведении может быть устоявшейся, к ней уже привыкли завсегдатаи, возможно, не стоит её менять. За чей счёт печатаются афиши, осуществляется их расклейка? Возможно ли привлечение спонсоров, в том числе информационных, и разрешено ли вывесить их рекламу на сцене? Кто станет печатать билеты и кто проверяет их на входе? Кто осуществляет охрану? Определитесь с местом, где можно будет выставить ваш мерч для организации его распространения и продажи. Имеют ли музыканты право на получение «проходок», то есть провести какое-то количество людей на концерт бесплатно. Почти стандартное правило: количество «проходок» по количеству музыкантов на сцене, но бывают и другие договорённости. Если предполагается посещение концерта представителями средств массовой информации, то их аккредитация также предполагает бесплатный вход. Какое помещение будет предоставлено для отдыха и переодевания музыкантов? Кто будет дежурить в раздевалке (гримёрке) или, если она будет закрыта на ключ, у кого он будет находиться? В случае проведения концерта в другом городе обозначьте вопросы транспортных расходов, организации питания и проживания.

Немаловажен и финансовый вопрос: как оплачивается ваше выступление? Существует три основных вида условий оплаты.

Первый – аренда концертной площадки, то есть вы платите какую-то определённую сумму и все расходы, связанные с проведением концерта, равно как и доход от продажи билетов – ваши. Такие условия обычно устанавливаются хозяевами заведения в случае, когда они не хотят заниматься организацией концерта или сомневаются в его успехе и хотят обезопасить себя от финансового провала. Но и вы можете настаивать на таких условиях, если есть большая уверенность в том, что на концерт придёт значительное число поклонников вашего творчества и такие условия вам выгодны. Наиболее распространённым является то, что вместе с арендой хозяева предоставляют и свою штатную охрану. Но бывает и так: взяв с вас кроме аренды ещё и залог, предоставляют помещение в полное распоряжение. В таком случае, чтобы избежать навешивания на вас того, в чём вы не виноваты, следует составить письменный договор, в котором подробно описать состояние принимаемого помещения и оборудования в нём. Все повреждения стоит сфотографировать. Если вы или посетители порчи не причинили, залог вам полностью вернут, если ущерб нанесён – его сумму из залога вычтут. Поэтому заранее, в приложении к договору, составьте прейскурант цен, чтобы не оказалось, что обычный сломанный стул стоит столько, словно он принадлежал египетскому фараону. Заранее оговорите, на кого возлагаются обязанности по уборке и наведению порядка после концерта – на вас или на сотрудников заведения.

Другой вариант условий, прямо противоположный первому – фиксированный гонорар, его ещё называют выступлением под гарантию. В этом случае все риски – на плечах организаторов. Ваша задача – выступить и получить обещанную плату. По этому принципу чаще всего оплачиваются выездные концерты, когда вы достаточно известны или это концерты с обеспеченным посещением публики, так называемые «корпоративы»: всевозможные праздники, дни рождения и свадьбы, где всё оплачивают хозяева торжеств.

Третий вид – процент от реализации билетов или, как говорят чаще, процент от входа. Он наиболее распространён в клубах, при этом процентное соотношение может быть абсолютно разным: повышенный процент может быть как в вашу сторону, так и в сторону клуба, а может быть и ровно пополам – это уж как вы договорились. При таких условиях есть смысл поставить «своего» человека на вход для контроля и подсчёта пришедшей на концерт публики, сравнения их числа с количеством проданных билетов.

Применяются и комбинированные способы оплаты. Например, если количество посетителей меньше определённого, вы получаете фиксированную сумму, если больше – то процент от входа.

Обычно, при незначительных гонорарах, финансовые взаимоотношения между организаторами и музыкантами держатся на честном слове. Если речь идёт о серьёзной сумме, обязательно заключайте письменный договор.


Устоявшейся практикой является то, что молодые, малоизвестные коллективы на первых порах, в том числе на «разогреве» у известных команд, зачастую выступают бесплатно. Подходите к такому положению вещей творчески. С одной стороны, это возможность заявить о себе, с другой – частые бесплатные выступления могут приучить организаторов не платить вам. Поэтому щепетильно выбирайте время и место, иной раз концерт в убыток себе будет полезнее бесплатного выступления. Советую, кроме того, для бесплатных концертов подготовить урезанную программу. Здесь я имею в виду не только укороченное по времени выступление (возможно, что вам долго играть и не позволят), но и игру в сокращенном составе с использованием «минусовки»16. При этом исполняйте свои самые лучшие песни.


Вне зависимости от того, в каком концерте вы принимаете участие, будь то «квартирник», фестиваль или выступление группы на концертной площадке, сольное или совместное, вне зависимости от условий проведения концерта, даже если не вы организатор и риски лежат не на вас, держите все основные моменты под своим контролем. Всецело помогайте организаторам, делайте всё от вас зависящее, чтобы концерт удался, ведь это ваш концерт! Именно вы должны приложить максимум усилий к его организации. Выступление должно пройти так, чтобы вас хотели пригласить ещё! В идеале – это когда не все желающие смогли на него попасть, лучший показатель успеха – нет мест, особенно если вход был платным. Покупая билеты на концерт с вашим участием, публика голосует за вас своим рублём, показывая, чего на самом деле вы стоите на сегодняшний день. Если вы делаете совместный концерт или участвуете в фестивале, не думайте, что реклама мероприятия – это чья-то работа, проводите тот же комплекс мероприятий, что и перед своим сольным концертом, тогда благодаря вашим усилиям большинство зрителей придёт именно на вас, и вы станете гвоздём программы! Знайте: хозяева клубов и других площадок, организаторы концертов и фестивалей всегда анализируют ситуацию, общаясь между собой. Как позитивная, так и негативная информация о вас не останется незамеченной, и иной раз стоит чем-то пожертвовать ради того, чтобы сохранить лицо. Кстати, отзывы об организаторах также распространяются среди музыкантов. Мир тесен!


К подготовке любого концерта нужно относиться очень серьёзно.

Организуйте рекламную кампанию концерта. Используйте все доступные вам способы и ресурсы.


Ваш концерт соберёт определённую публику – подумайте, для какого рекламодателя она является потенциальным клиентом. Обратитесь к нему за спонсорской поддержкой. И не обязательно просить денег. Возможно, кто-то разработает вам дизайн-концепцию графических материалов: афиш, флаеров, наклеек, магнитиков и прочее, кто-то их растиражирует. Кто-то выпустит флаеры с рекламой концерта, разместив на обратной стороне свою информацию, и сам распространит их. Вероятно, кто-то сможет выделить продукцию или товар, которые вы раздадите зрителям со сцены, проведя конкурс, сделав тем самым рекламу. Продумайте сами, кто и чем вам сможет помочь и что вы сможете предложить взамен. Реклама спонсоров может выглядеть вполне достойно, всё зависит от того, что и как вы будете рекламировать, как преподнесёте это зрителям. В случае если спонсором является магазин, вы можете предоставить ему место для размещения торговой точки на вашем концерте, если таковое предполагается. Заранее решите этот вопрос с хозяевами площадки.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

На страницу:
3 из 4