bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 5

Это здание часто путают с внешне похожим зданием на улице Комсомольской.

***

В культпросветучилище мне предстояло провести немало занимательного и полезного времени, приобщиться к театру, музыке и танцам.

На С-В углу улиц Садовой и Карла Маркса стояло тогда добротное бревенчатое деревянное здание школы № 13, в котором в своё время учились мои папа и мама (его давно уже нет).

На Ю-В углу – неказистое деревянное здание, в котором до революции работала первая в городе типография А. П. Бусыгина. Одно из старейших зданий города. В 1917–1918 годах здесь располагался один из центров политической жизни города (здание стоит до сих пор).

К югу по этой же стороне улицы Карла Маркса, на следующем перекрёстке, в двухэтажном кирпичном здании находился Главпочтамт. До революции в нём располагался магазин колониальных товаров купчихи Сухоруковой, а в 1917–1918 годах – штаб Красной гвардии Стерлитамака (здание стоит до сих пор).

Перекрёсток улиц Карла Маркса и Садовой в июле 1918-го стал первым рубежом вооружённого столкновения стерлитамакского гарнизона с чешскими легионерами и бандитами «Народной армии» Комуча.

К востоку от зиявшего пустотой бывшего святого места, вдоль западной стороны улицы Карла Маркса (бывшая Большая Заводская) стояло светлое, приземистое, довольно массивное, с гладкими стенами, двухэтажное здание бывшей пересыльной тюрьмы, построенное в стиле минимализма.

***

До революции через Стерлитамак проходил один из главных арестантских этапных трактов – Уфимский. Здесь он разветвлялся на три направления: Оренбургское, Верхнеуральское и Белебеевское. Поэтому в городе была относительно большая пересыльная тюрьма с камерой пыток для заключённых. В ней летом 1918-го томились члены стерлитамакского ревкома, включая моего прадеда А. А. Ивлева. Отсюда, 18 сентября 1918-го, под покровом ночи, бандиты вывезли всех узников на подводах на 5-ю версту Уфимского тракта и расстреляли.

В день нашего путешествия в этом здании размещалась пожарная часть. При советской власти в нём много чего размещалось, жили люди, работал Дом музыки, в котором и мне довелось обучаться. Помню его строительные интерьеры, впечатление сильное, сохранились даже железные детали, вделанные в стены «пыточной камеры».

В 2019-м перестроенное здание было взято под охрану как объект культурного наследия регионального значения, адрес: улица Карла Маркса, 113.

***

Передвигаясь далее под мерный стук копыт нашей лошадки, мы въехали в так называемый «частный сектор». Здесь, на улицах Садовой и Халтурина, тогда жили многие преподаватели из «учебного квартала», который мы только что миновали, а также городские старожилы.

В непосредственной близости от Казанского храма, на улице Садовой-Соборной, во то время ещё жил бывший церковный староста собора Артемьев. После разгрома храма он хранил у себя дома многие священные предметы и служебные книги. В его доме собирались для молитвы прихожане разгромленного храма и монашествующие для коллективных молитв. В канун моего рождения рядом с его домом власти поставили деревянный павильон-шалман типа «пивнушка», место весёлое, шумное. Скорее всего, сделали это с умыслом. У Артемьевых при этом незаконно отрезали часть приусадебного участка. Простоял этот шалман, слава Богу, не долго. До сего дня на его месте пустой участок.

Напротив, через дорогу, стоял аккуратный, очень милый кирпичный домик, в котором некогда жили священники Казанского собора (недавно переделан до неузнаваемости).

Заканчивая шестую сотню метров пути, мы достигли перекрёстка с улицей Халтурина (бывшая Ашкадарская). Улица Халтурина тянется с юга на север вдоль левого берега реки Ашкадар. Она является частью старинного Оренбургского тракта, (по сию пору очень важная стратегическая магистраль).

Перед тем как пересечь улицу Халтурина, наша повозка остановилась. По этой улице уже тогда шло бойкое движение грузовых автомобилей, следующих на завод «Башстрой» и железнодорожный вокзал, и нам следовало быть осторожными.

Мы были уже на территории старейшей части русского Стерлитамака. Здесь и далее, до самого Ашкадара, жили уцелевшие потомки основателей города. Милиция и прочие представители власти сюда не заглядывали, нечего им здесь было делать. Народ жил небогато, но достойно, по исконным «понятиям» и неписанным правилам, безобразий не наблюдалось, преступлений и хулиганства тоже. Во многом сохранялся уклад русской городской общины, способной к самоуправлению и не склонной вовлекать в свои внутренние дела посторонних. До начала 1960-х уклад быта и нравы старой части Стерлитамака во многом были схожими с дореволюционными, за исключением отсутствия внешней религиозности.

По левую руку, на перекрёстке, в С-З углу, стояло двухэтажное, крепкое здание из наборных брёвен – дом Шепелюка (снесено недавно). В 1917–1918 годах здесь жил с семьёй герой революции П. П. Шепелюк, питерский рабочий, первый председатель Стерлитамакского ревкома, друг и соратник моего прадеда А. А. Ивлева. Отсюда Шепелюка проводили в последний путь. Останки его и моего прадеда лежат бок о бок в мемориальном сквере Шепелюка на улице Коммунаров.

По этой же стороне, к северу, по улице Халтурина, хорошо были видны три двухэтажные, аккуратные, каменные дома, по тем временам солидные, благоустроенные. В одном из них жили Виктор Васильевич Кичигин, мой будущий преподаватель физики в средней школе № 4 и Герой Советского Союза, военный лётчик Владимир Алексеевич Секин. В среднем из домов, на первом этаже, располагался небольшой продуктовый магазин, где моя семья покупала все продукты, которые нам тогда требовались (дома недавно снесены).

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
5 из 5