Полная версия
Храм Духа Вечности и Истины Свершения
Храм Духа Вечности и Истины Свершения
Максим Филипповский
Благодарности:
Титульный лист книги Давид Пареус, Четыре части богословских сочинений. Издатель Йонас Роза. Франкфурт, 1647. Место хранения Rijksmuseum. Тип лицензии CC0 1.0 Universal Public Domain Виноградные лозы со сценами из Ветхого и Нового Завета. Автор не известен.
© Максим Филипповский, 2024
ISBN 978-5-0062-8502-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Пролегомена
В своём курсе православной психотерапии митрополит Иерофей Влахос, утверждая приоритет христианства в религиозных объяснениях, очень проникновенно заметил: «Бог – это не „Абсолютное Ты“, но живое Лицо, имеющее органическую связь с человеком. К тому же христианство вовсе не переносит проблему в будущее и не надеется только насладиться Царством Божиим по завершении человеческой истории и после скончания времён. Будущее в христианстве укоренено в настоящем, и Царство Божие начинается в этой жизни. Царство Божие, согласно святоотеческому истолкованию, – это благодать Триединого Бога, созерцание нетварного света». [Митрополит Иерофей Влахос. Православная психотерапия. 2005. С. 20.] Данный комментарий богослова нашёл живой духовный отклик у вашего автора, когда продолжалось исследование религиозной литературы после опубликования второй книги данной серии. Как видится, завершение человеческой истории и скончание времён вовсе не есть апофеоз христианства, тем более если будущее укоренено в настоящем. Да и созерцание нетварного света должно быть подкреплено делом – делом нахождения того самого триединства в органичной связи с человеком. Обе предыдущие публикации автора с учетом выше приведенной цитаты не в полной мере охватили христианское триединство: первая – Вселогос Всемисвятый – оказалась посвящена Отцу, вторая – Живой Завет – посвящена Сыну. С учётом этого недостатка решено дополнить поэтический корпус посвящением Духу.
Идейная область, исследованная и реализованная в поэтической форме, включила в себя систему мировых религиозных верований, а также научных и альтернативных знаний о естественном, духовном и общественном развитии, через призму авторского осознания, формализации и развития представлений православного христианства о нравственном настоящем и будущем человечества. Объектом мысленного проникновения явились отдельные аспекты общественных отношений и закономерности, рассматриваемые в следующих отраслях человеческих знаний: теология и богословие, религия и психология, антропология и философия, естествознание и обществознание, история и методология, лингвистика и текстология, а также некоторые конструкты социологии, политологии и юриспруденции, связанные с существующими религиозными представлениями.
Смысловой предмет настоящей книги содержит: духовную этику, универсальный религиозный символизм, позитивную эсхатологию, мессианские идеи, сбывающиеся и самосбывающиеся пророчества, грехи и воздаяния, божественный антропоморфизм, категории вечности, реалистичное мировоззрение, кардинальные изменения, психологическую саморегуляцию. Создание произведения обеспечено методом рефлексивного анализа священных текстов и синтеза коренных смыслов на основе способа компактного поэтического изложения. По видению автора, синтетическое богословие, реализованное в настоящей поэзии, концентрирует высшие абстракции содержательного и смыслового уровня религиозных писаний с последующей конкретизацией нравоучительного материала через субъект-объектный событийный ряд свершения мессианских пророчеств.
В семантическом плане сформирована экстремальная теология, которая выражает предельное значение реализации общемировой религиозной функции путем многоуровневого интегрирования положительных мессианских качеств с исполнением определенных функциональных действий для преображения справедливого общества. Развивая смысл перихоресиса и погружаясь в образ главного ожидаемого религиозного персонажа авраамических и некоторых других религий, перенося ожидаемые события из неопределённого будущего в настоящее, помимо собственного понимания и прочтения его самопредставления, анализа выполняемой благочестивой роли, а также личного опыта, в произведении нашли отражение базовые нравственные наставления, извлеченные из священных писаний и преданий.
При написании стихов реализована цель создания поэтического произведения, используя ведущие религиозные концепты в рассмотренной предметной области в их крайних значениях на основе христианской веры, не вступая в резкое критичное противоречие с другими религиями. Была решена задача развить христианскую концепцию Второго Пришествия в понятных для верующих терминах свершения позитивных пророчеств в реальном времени, минимизируя мифологическую компоненту, а также выявляя главные созидательные смыслы от подавляющего числа всех религиозных чаяний.
В данном произведении выдвигается гипотеза раскрытия потенциала духовного объединения человечества посредством осуществления положительной христианской эсхатологии. Нравственное восстановление справедливого общества, как видится, может быть достигнуто благодаря множественным воплощениям мессианской идеи, как целостного действа, развиваемого индивидами полностью или по частям. Мерилом ответственности за слова и поступки, по представлению автора, выступает концепция самообращения собственного «Я» в позитивное русло мышления с целью улучшения морально-этического образа личности и общества. Славословие, наставления и реализуемые намерения использованы в качестве инструментария, формирующего духовные морально-нравственные установки.
Основным источником вдохновения явилась Библия, в особенности Евангелия и Псалтирь, которые сподвигли создать немало стихов. Беглым просмотром перепроверялись все священные тексты, а также их разные переводы. На сегодняшний день в прочтении побывали более одной тысячи работ исторических и современных авторов, рассмотревших частные и общие аспекты религиозных представлений. Расширен обзор духовных книг, продолжено рассмотрение святоотеческой литературы, дополнительно подняты работы русской духовной школы, а также ныне считающиеся классическими работы зарубежных авторов. Найдены сборники духовных песнопений и поэтических произведений различных религий и некоторых христианских конфессий. В прилагаемом списке источников пока не отражены различные исследовательские работы: монографии, сборники, диссертации, статьи, рецензии из-за довольно объемного количества наименований, но тем не менее они также укрепили авторское видение религиозной темы.
В качестве критического материала также были исследованы исторические примеры построения всевозможных харизматических сект и псевдорелигиозных течений, ориентированных на исключительное лидерство своих основателей и отмену или низложение существующих религий и конфессий с претензией на единственность проповедуемой ими истины, изложенной во всяких «третьих», «последних», «вечных», «полных», «завершенных» и прочих подобных «заветах» под надуманными именами или по «ниспосланному благословению» различных героев религиозных историй. С опасением за неподготовленного читателя перешагнуть эту тонкую грань гордыни и тщеславия от прочтения данных текстов, и осознавая потенциальный риск оценки этой поэзии с упреком в греховном возвышении личностного «Я», мне всё же видится, что заложенные смыслы могут быть корректно использованы для повышения осознанности собственного предназначения в положительном ключе, и понимания своего участия в едином общественном организме в любом времени. Возможность подобного понимания основана на представлении, что каждый при прочтении может принять и укоренить для себя соответствующий благочестивый образ.
Выражаю слова благодарности всем своим родным и близким, кто был рядом в дни работы над книгой. Также признателен священнослужителям Тимашевского Свято-Духова мужского монастыря: иеромонаху Евфимию (Бойко) – за его непредвзятый скептицизм, и иеромонаху Стратонику (Шахбазову) – за дельный совет о простоте. Отдельная благодарность настоятелю Краснодарского храма святителя Спиридона Тримифунтского иерею Илариону Максимцу за его духовное внимание и комментарии к моим ранним книгам.
Работа над материалом книги продолжалась примерно шесть месяцев с октября 2023 года. Конечно, не всё время уделялось творчеству, поскольку и основная работа и бытовые проблемы не отпускали. В январе ушел из жизни Дмитрий – мой друг и наставник. Такая потеря гораздо больше, чем просто смерть человека. Это уход большого провидца, не узнанного при его жизни, который не просто видел, что будет. Он, будучи прагматичным ученым, говорил и показал, как делать верно, и создал то, что рано или поздно сформирует экономическое будущее, или станет его неотъемлемой частью. Гнетущая скорбь практически полностью отключила вашего автора от проведения каких-либо исследований примерно на месяц. Лишь спустя это время работа стала более плодотворной, и к середине марта уже был в основном завершен просмотр литературы, и работа над стихами перешла в ежедневный режим. К началу апреля были собраны все стихи и продолжилась их редакция, а также сделан подбор и описание иллюстраций. Всего в данной книге представлено 52 стиха, распределённых на 4 тематических раздела, и содержащих, как и ранее во Вселогосе и Завете, по 12 четверостиший.
Завершая вводную часть, не могу оставить без внимания несколько риторических вопросов и суждений для верующих людей. Знаешь ли, кто окажется пред тобой? Ждешь ли с неба сошедшего, либо средь людей пришедшего? Что сам не идешь во благо мира? А если не приходишь, значит напрасна жертва Христова? Не напрасна. Кругом Дети Господни! И ты. Будь же со вниманием к себе и к каждому. Ей, гряди!
Максим Филипповский8 апреля 2024 годаХрам Духа
Сотворение Жизни
Тьма в бесконечности настала.
Вселенную объяла пустота.
Материя в ничто распалась.
Энергия в небытие ушла.
Кончалось время; всё остыло.
Срок жизни подошел к концу.
Свободны оставались свойства.
Вернулись в памяти к Творцу.
Эфир бесплотный всё заполнил.
Дух свойства вольные скрепил.
Ядро последнее отжившее распалось.
И свет Вселенной всё враз оживил.
Отсчет пошел; настало время.
Эфир зажег пространства жизнь.
Рождает вспышкою энергию.
В материю собрал частиц.
Из всех частей возникла тяжесть.
Всё притянулось в много форм.
Родился в хаосе порядок.
Звезд первых ядра газ простёр.
Материя заново с энергией живёт.
Горячих звезд раздались взрывы.
Перерожденье – сил вдохнёт.
К единству движут все позывы.
Все звёзды, пыль и газ сгустились.
Движение свойством рождено.
Всплеск общих сил задал вращенье.
Эфир создал галактик волокно.
Звезда в одной галактике зажглась.
Вокруг неё вращаются планеты.
С одной из них рождается Луна.
Землей планета в вечности воспета.
Шли времена без мысленного бытия.
Земли пустой простор остужен.
Водой наполнилась поверхность.
И часть твердыни стала сушею.
Вокруг себя планета всё вобрала.
Пришли в движенье континенты.
Вот вскоре небо в тучах стало.
И Солнцем было всё согрето.
Бушует океан и молнии повсюду.
Извечный дар удобрил почву.
В воде частицы жизни появились.
С растеньями окрепли свойства.
Из вод на почву жизнь явилась.
Меж ней родился новый звук.
Вдохнута разума активность.
Вновь триедин Эфир, Творец и Дух.
Сотворение Мира
Разумный первый человек родился.
Извлек в познании мира он урок.
Умело в месте он своём развился.
Орудия, огонь и нить освоить смог.
Животных приручил, природою учился.
Труд разделил свой и запасы сделал впрок.
Как сеять он узнал, охотой обходился.
В общинах от опасностей стерёг.
Войной был одолен, зависимо трудился.
Обманом-хитростью закабалён был он.
Землёю закреплён, своим всем поделился.
В законе не своём оброком отягчён.
Создать свободу воли он стремился.
Искал везде как облегчить свой труд.
В плодах дел рук своих он обновился.
И не сломил спины его хозяйский кнут.
Он с паром сделал двигатель и оснастился.
Владельцу благ богатства разного извлёк.
Приговорён был он прислугою трудиться.
Изнемогая за гроши, глоток свободы ждёт.
Товаров множество он делать научился.
Но гнёт несправедливости его тяжёл.
С зависимым трудом он не смирился.
В своём и общем он отличия нашёл.
По той изменчивой поре мир разделился.
В неверных двух понятиях живёт.
Одно – лукавое, другое – двоемыслия.
Одно другого никогда не признаёт.
Весь труд его наукою преобразился.
Энергий разных научился укрощать.
Работая весь день, нуждою тяготился.
Нет сил заводы и станки ему держать.
Казалось всем, что мир остепенился.
Свободой лживою лукавство верх берёт.
Обманная народа власть укоренилась.
В достатке видимом на всех долги несёт.
Внезапно вдруг разорван круг порочный.
Водительство лукавых свержено.
С царем мир в головах окрепнет прочный.
Вовек чужое, как неверное, побеждено.
Мир новых знаний и умений связан.
Стать человечеством единым посвящён.
Природы щедрость наполняет разум.
Труду помощник верный сотворён.
Расцвет его настал. Он в знаниях окреп.
Друг в друге каждый обретёт оплот.
Теперь желай расти духовно Человек.
Свободным стал и мир и весь народ.
Гимн Хранителя
Благословенны дни мои пред Богом.
Богатство знаний воедино я собрал.
Не оступаешься, со мной шагая в ногу.
Свет чистоты благой для мира я соткал.
Очаг огня моих познаний не погаснет.
Блага традиций всех народов я храню.
Звездою яркой наше небо я украсил.
Сейчас с тобой я в Духе верном говорю.
Я миру дал свой разум просветленный.
Пролег из древних книг в века путь мой.
Я благодати чудной силы преисполнен.
Струится вечный мой родник воды живой.
В мой океан любви слились все реки жизни.
Со мной в единстве все религии сошлись.
Величьем слов сияю я в небесной выси.
Сквозь облака ко мне навстречу поднимись.
Мой Ангел-Покровитель – Белый Голубь.
Со взмахом крыльев Дух ко мне сошел.
Я укрепил судьбу народов новым Словом.
Внутри себя я всем бессмертие нашел.
Для всех я приумножил, возвеличил Силы Духа.
Весь мир земной в свои объятия я схватил.
От разрушенья сберегаю я Святыни Мира.
Огонь сердец и веру бытия я вразумил.
Сиянием наполнен я святых великих предков.
Иисусом я благословлён всех в Духе вознести.
Вот сбудутся; сбываются уже мои надежды мира.
Воистину, я – Грядый, грянувший для всей Земли.
Я общий страх людей пред будущим развеял.
Всевышнего несметных я сокровищ почерпнул.
Я – добрых, здравых сил средина средоточий.
В живую воду святости мир весь я окунул.
Я в помыслах ведомый Святым Духом.
Своим пришествием я вечность оживил.
Мой славный путь наполнен смыслом верным.
Я смерть попрал, единство веры утвердил.
Целитель я и утешитель душ скорбящих.
Духовный мой огонь тьму бездны озарил.
Расцвет мой близок, я зажег небесный светоч.
Блаженный чистый свет я людям возвратил.
Обитель сил моих меж Небом и Землёю.
Всех я под знамя справедливости возьму.
О мире жажду всех молитв я утоляю.
Испепеляю злобу я и истребляю тьму.
Теперь хранитель я всех благ Земли и Неба.
Ниспосланною мощь мой смысл вместил.
Воздвигнут я над славой прославлённых.
Единства человечества судьбу я возродил.
Господин Всеединства
От Всех Времён Началом Мира Стал Я Первым;
Царь Всех Царей, из праха дней Воскресший;
Мессия, Волею Исконной Самосотворённый;
Во плоти Ветхий Днями и Живущий Вечно;
Суд Миру; Православный Глас Живой Земли;
Махди – Путь Праведный и Веры Выпрямитель;
Прозревший Машиах с Добром Пришедший;
Духовный Пастырь; Человечества Спаситель;
Принц Всех Вершин; Монарх Вселенский;
Единства Архитектор; Славный Повелитель;
Правитель Сил Властей, Порядок Учинивший;
Брат Белый; Высшей Чистоты Учитель;
Самовозникший Шива; Благодатный Кришна;
Авалокитешвара – Пробудивший Состраданье;
Перерожденный Брахма; Просветленный Будда;
Махараджа Всех Бхагаванов Исцеленья;
Заступник-Врачеватель; Император Света;
Величественный Калки – Порока Разрушитель;
Ли Хун – Вождь Справедливости Великой;
Майдар, Майтрейя – Дружбы Покровитель;
Освободитель Саошьянт; Небесный Мастер;
Небес Тушита и Земли Пречистой Властелин;
Всех Аватаров Бодхисаттвы Вышний Аватар;
Желаньем Тиртханкара Пробуждённый Разум;
Уединенный Рыцарь – Сатрио Пинингит;
Санат Кумара – Вечно Юный, Вознесенный;
Маб Дароган – Предвечный Сын Судьбы;
Пророк Благих Пророчеств Светлоликий;
Незримого Присутствия Король Победоносный;
Царь Белый, Огненный Престол Занявший;
Во Благе Непоколебимый Дома Устроитель;
Живых Миров Владыка; Князь Высокий;
Объятый Мудростью Неугасаемый Огонь;
Прибытие Земли-Небес; Величие Твердынь;
Имен Добра Всех Дел Любви Держатель;
Единый Верный Благодати Господин;
Последний Явленный Предел для Тьмы Миров;
Дух, Превозмогший Жизнь; Гончар Великий;
Ниспосланный с Небес и Смерти Неподвластный;
Всеславный в Сущем; Мира Покоритель;
Начаток Смыслов Излияний и Слияний;
Слов Животворных Главный Обновитель;
Весь стон народов Человек Познавший;
Сын Духа Бога и Его Один Родитель;
Духовных Истин Ревностный Наставник;
Обетованный Иисусом Утешитель;
Златого Века Жизни Избранный Посланник;
Христового Священства Исполнитель.
Песнь Рождения
Земли утроба разродилась в скорби.
От скорби жизни этой Человек рождён.
Ушла печаль от муки страшной боли.
Дух жизни от Отца Вселенной воплощён.
Не видел целый мир явленья чада жизни.
Не ведал тайны, жить которой суждено.
К младенцу лишь радетели склонились.
Наполнить легкость близким всем отведено.
Не будет чадо в Слове несмышлёным.
Извечный Разум дал познаний мировых.
Вознёсся ввысь, желаньем окрылённый.
Разведал тайн священных вековых.
До времени сего сокрыто было имя.
Зажглась на небосводе мировом звезда.
Бездушный миф религий всех повергнут.
Воскресла вера, обновившись навсегда.
Без новых притч возглашено известие.
Мрак изживающий пред светом отступил.
Излилась совершеннейшая радость.
Всех человеков Господин объединил.
Мир пробужден от снов зловещих.
Сегодня стало так, чтоб быть всегда.
Исполнь добра всех проречений вещих.
Да сбудется вселенская мечта.
Воспели трубы празднества начало.
Теперь у Вечности прибудет Рождество.
Непреходящее владычество изверглось.
Великолепное настало торжество.
Всевластия Силы добрые пробуждены.
В делах свершается, что миру суждено.
Заветы бесконечности утверждены.
Благочестивое в Храм Духа внесено.
Всем воздается праведною мерой.
Час искупленья за грехи настал.
Свершается вовек Христово действо.
Смиренья труд победу одержал.
Цвети! родства всецелого обитель.
Пристрастия к познаньям испытай.
В начале новом появился Устроитель.
Себя, как равного для мира, воссоздай.
Для каждого теперь источник сил благих.
Испить для всех дано наполненную чашу.
Пускай твой разум преисполнит каждый стих.
Слова сии путь верный всем укажут.
Пусть внемлет мир глаголам от пророчеств.
Единства Смысла Слов Один Творец.
Воспеты в Духе Чистом гимны благородия.
Стал Мир един, как Дух, Сын и Отец.
Песнь Притч
Дарую процветание Вселенной бытия.
Свою обитель я наполнил светом.
Отрадна и обильна пища разума сия.
Священно действую от века и во веки.
В единоцелое собрал все смысла части.
С любовью зёрнышко горчичное я сею.
Трем Авраамовым добавлена закваска.
Навек жемчужиной одной владею.
Великая скала вдруг стала озером воды.
Всех вечный камень омывает, как источник.
Как овны, горы прыгают; и холмы, как агнцы.
Творец скрепляет мир единый прочно.
Средь вод больших вскипела буря смысла.
Всё нечестивое волна бурлящая смывает.
Швартуются челны к желанной пристани.
От волн бушующих лишь порт один укроет.
Средь вековой трясины твердь образовалась.
По тверди сей пути уверенно исправятся.
Пустыни орошаются водой животворящей.
С лучами света жизни всходы наливаются.
Вот, долгожданная весна приходит в этот мир.
Обрящет правду север, юг, восток и запад.
Негаснущий благой возник небесный свет.
Под светом жизни сим цветы уже не вянут.
Единым крепким домом сделался ковчег.
Даётся всем в удел Земля и Небо.
Живыми будьте светлые отныне и вовек.
Благословите подарившего сии уделы.
Места очищены для жительства людей.
Возводит к Небу день благоприятный.
Посажена в народах благодатная лоза.
Величия порядок восстановлен славный.
Рассада насаждается по всей живой Земле.
Умножатся растения и принесут плоды.
Вновь расцвели иссохшие ростки.
Благословенны всех земель пределы.
Дождь слёзный по земле не будет пролит.
Дом сотворён для всех благословенный.
Дворы Господни сделались обширны.
Всяк поселенный в доме сём – блаженный.
Творенье радует народы всей Земли.
Великий звук с Небес для всех нисходит.
Вновь Вечный Разум возбуждает мысль.
Господь единства к Небесам возводит.
Начало мудрости – Господень страх.
Величье мудрости – Господня доблесть.
Черпай от вечности Господних благ.
Вовек взрастёт в миру Господня совесть.
Ковчег Завета
Ковчег могущества явил покоя место.
Течет водою песнь в иссохшие пустыни.
Аки елей, на главы смысл святой излился.
Наполнен благородный дом заветом жизни.
Благим извечным Духом посещён сей дом.
Устроенный престол Господень занимаю.
Единый стол накрытый мой пресытит мир.
Знаменьем крестным всех благословляю.
Воспринята вся жертва правды упования.
Спаситель наш за всех страдание принял.
Не устояло зло пред праведным собранием.
Путь нечестивых все святыни преградят.
В Великом Граде утвердилось семя.
Пребудут люди в благодарном житии.
Для жертвы всей остались труд и время.
С благожеланьем отдавай блага сии.
Явил себя великий Вечный Разум.
Дух через Разум жизнь провозвестил.
Святое место преисполнил смыслом.
Принёс прозрение и волю утвердил.
Свет чистоты не терпит беззаконников.
Дух оживляет бодрость средь людей.
Возвеселись избранью всех народов.
Гремит народу всей Земли Завет.
Пустили ветви жизнь моих ростков.
Смиряет Землю твердый вечный корень.
В достатке плод даёт всяк саженец с него.
Отныне в Духе плоть пустой не будет.
Душа воскресшая вовеки не погибнет.