bannerbanner
Константин Чирков. Избранный духами стихий
Константин Чирков. Избранный духами стихий

Полная версия

Константин Чирков. Избранный духами стихий

Язык: Русский
Год издания: 2022
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Природа – прекрасное живое существо, живущее по своим законам и правилам, рядом с которым обитает человек. Арктика отличается экстремальными природно-климатическими условиями, которые требуют грандиозных адаптационных возможностей организма, психики и духовных качеств обитающих здесь людей. Уникальные природные явления (северное сияние, неподвижная Полярная звезда, полярные дни и ночи, длительная снежная пурга, стаи и гнезда перелетных птиц, снег, лед и так далее), как главные строители не только природного, но и культурного ландшафта Арктики, составляют основу картины мира северянина. Поэтому верно утверждение, что жизнь северян есть одна из форм поэзии. Здесь выжил человек, одухотворяющий свой мир, свободный от всех форм потребительского, внешне-предметного фетишизма и творящий, очеловечивший, поэтизировавший, эстетизировавший своей любовью живую природу. Только любя каждую травинку и предчувствуя дыхание пурги, можно выжить в необычайно трудных условиях Севера. Футуристичность поэзии северного сияния актуализируется по мере осознания человечеством надвигающихся экологических катастроф. Творческая личность будущего начинает творить себя с позиции экофильных ценностей.

Древнее наскальное искусство, сохранившееся в виде археологических памятников на высоких широтах планеты, насчитывает не менее 10 тысяч лет. Смог ли еще кто-то на земле освоить вечную мерзлоту и сознательно оставить столь долго сохраняющееся послание? Люди и события, предания и заветы запечатлены в наскальном искусстве и рунических письменах предков. Эта связь поколений оживает и предстает перед взором современных людей в нужное время и в нужном месте.

На территории Абыйского улуса обнаружены следующие археологические стоянки: Буолумуна-Тааса открыта С.И. Эверстовым в 1980 году в 617 км от устья р. Индигирки; Дениска Юрюйэтэ обнаружена С.И. Эверстовым в 1989 году в 621 км от устья р. Индигирки, стоянка у Белой Горы открыта в 1978 году С.И. Эверстовым и С.А. Федосеевой в 603 км от устья р. Индигирки [Атлас Абыйского улуса (района) Республики Саха (Якутия) / Под. науч. редакцией О.М. Кривошапкиной. – Якутск, 2014. – С. 8].

Коренные народы Севера считали себя божественными существами, созданными Всевышним Творцом (Күн Тойон Таҥара айбыт айылҕа оҕолорунабыт). Окружающая суровая природа Арктики с бескрайними безмолвными снежными просторами для коренных жителей была сродни Живому Храму Божества. Обитание на этой земле являлось для них привычным образом жизни.

В своей практике шаманы используют множество приемов, методов, способов, свойственных естественной среде обитания. Они способны подражать звукам природных явлений, животным, птицам, явить взору присутствующих на сеансе камлания снегопад, наводнение, огонь, медведей, щук, птиц, оживить замерзшую сову и так далее. И все эти представления безопасны, контролируются сознанием шамана и сопровождаются поэтическим словом на нескольких языках, музыкально-песенным ритмом инструментов и выразительным языком тела. Шаманский язык поэтичен, поскольку он обращен к природе, понимающей язык поэзии, а не прозы, обслуживающей отношения человека в обществе.

Чтобы слиться с природой, необходимо вдохновенное самоотречение шамана: нравственное, эстетическое, творческое и даже физическое. Соответственно, величие шамана определяет уровень шаманского искусства, которое в свою очередь обеспечивает безопасность и устойчивость жизни на планете. Шаманское искусство – это преодоление извечной покорности людей перед неведомой неукротимой силой природы. Шаман наделяется совершенно иным видом власти и властных отношений, отличным от всех существующих    в социальном мире. Это и есть экофильная творческая власть духа.

Экософия шамана была антагонистична внедряемой индустриальной цивилизации, нацеленной на борьбу с природой и экофильным мировоззрением аборигенов. Философия насилия начала свое экофобное антигуманное шествие на Севере с уничтожения шаманства коренных народов как духовного препятствия на своем пути. Это была не просто борьба идеологических противников, а начало детерриториализации коренного населения, привязанного к священным местам силы, создающим целостный мир человека во времени и пространстве. Разрыв связи осуществлялся посредством уничтожения шаманов, ответственных творцов безопасной жизни на Земле.

Однако шаманство неистребимо как особый вид флоры и фауны. Оно, имея статус совершенного духа, органично относится к сущности бионоосферы и призвано оберегать безопасность планеты.


Стихия огня

Огонь в Заполярье – это источник жизни. В условиях экстремального холода культ огня распространяется на все, чего он «коснулся». Дерево, пораженное молнией, приобретает особые энергетические свойства, поэтому его щепки используются в обряде очищения человека либо помещения от скверны. В огонь нельзя кидать мусор, категорически запрещается плевать на него, говорить о нем плохо. Нужно держать в чистоте печь, камелек (оһох, холумтан). Сакральное значение холумтана в судьбе семьи, женщины, поддерживающей огонь в очаге, отражено в сказках саха. Поэтому с большой тщательностью строили и оберегали камелек в жилище северян.

Огонь – главное чистилище срединного мира, регулятор баланса справедливости, уничтожающий дурное влияние ненависти и очищающий сознание от скверны. Пламя огня способствует усилению интуиции, интуитивному озарению. Очищение, освящение огнем и окуривание дымом являются обязательными ритуалами в шаманской практике.

У солнцеликих людей – солнцепоклонников, как определяют свой духовный образ саха, существует культ Солнца как части огня. Разжигание жертвенного огня устанавливает связь с духами предков, предоставляя им возможность войти в контакт с живыми потомками. Пациенты Абыйского старца отмечали, что он умел закрыть путь смерти с помощью пламени: души больных не могли переступить его и, оставаясь в срединном мире, получали возможность соединиться с телом.

В творческом наследии К.И. Чиркова сохранились два текста алгыса, относящиеся к культу огня. Это заклинание огня (Уот алгыһа) – мощный по силе алгыс, который, по мнению великого ойууна, может произноситься только в исключительных случаях, в самые трудные периоды жизни, когда решается судьба целого поколения или народа. Второй алгыс обращен к Духу Огня (Уот иччитин алгыһа). Им можно пользоваться чаще.


Уот алгыһа

Сиэрэ таастан ситимнээх,Чох таастан тутулуктаах,Айылҕаттан аҥаардаах,Абааһыттан арыалдьыттаахКытыылыыр атыыр сылгымМоонньоох баһын саҕаКыһыл кытыан кыымнаах,Үөһээҥҥи сириэһининҮс хат хаттыгастаахҮөлэт маҥан халлааммарӨрө тыган тахсыбыт,Алларааҥҥы сириэһининАлларааҥҥы аҕыс бииһин ууһугарТаҥнары тараадыйан түспүт,Эбиэккэр эмэх мас эмсэхтээх,Үтэҕэр үөл мас үтэлээх,Аһылыккар аһаах мас аһылыктаах,Хонуккар куруҥ мас хонуктаах,Моҕол хаан холумтан иччитэ,Үс саха үөскээбититтэн ылатаҮрүҥ айыыта буолбут,Кыһыл Төлөн, Кыыра БырдьайЭһэм оҕонньор!Сыралҕаннаах сылааскар сымыстанан,Итии куйаас эркиҥҥэр иэнигитэ иитэҥҥин,Балчырбын барҕардан,Торҕон бэйэбин торолутан,Доҕорго суламматах суланыылаахСуобаспын солбонутар буолаайаҕын,Эйэлээхпэр эппэтЭкчи кирдик тылбын эйиэхэ этэбин.Тоҕус киһи үйэтин тоххоруТорҕоммун торолуппута тугуй диэн,Суланан эрэбин,Барҕан бэйэлээхтэрбэрБараммат баһаам баайда кулу диэнБаар-суох тылбынан маргыйан эрэбин.Абааһыттан аҥаардааҕыҥ,Айыыттан саҕыаллааҕыҥ быһыытынанАҕаҕа анаабатах аартаһыылаах тылбынАйахтатар күнүм буолла.Эйиэхэ эдэр бэйэлээхтэримЭмэхсийэ кырдьыахтарыгар дылыИтии куйаас эккиҥҥэр иэнигитиэ диэн,Этэр тылым эгэлгэтин этэн эрэбин.Туҥуй бэйэлээхтэрбинСуомах киһи буолуохтарыгар дылыСуоһуралаах суоскар торолут диэмминСуланыылаах суобаспын тобулан эрэбин.Хаан чаҕааттарбынХара тыыннарын харыһый диэнХахсааттаабыт хахсааппын хаалларар буолаайаҕын,Сиикэй куорсуннаах, сиидэрэс бэйэлээхСимэһин хааннаах ньирэйдэрим тустарыгарСиликтээбит силикпин сиргэ хаалларан,Сиидэрэстиир буолаайаҕын.Ороһу бэйэлээхтэринУокайдаан турар буолуохтарыгар дылыУурайбат уһун уйгуну,Быстыбат быдан быйаҥы,Кэбэлльийбэт кэтит кэскили биэрэ тур.Оноҕойдоох уһун тылбын оломноомо,Кэлбэрийбэт кэтит кэскил тылбын кэһибэ.Сайа көрөн олороммунТабылыктаах чахчы дьыллыгыДьалкыйыаҕа диэммин тамалыйдым.Оноҕой айыыттан оҥоһуулаахУһун уйгур тылбынОломнуо суоҕа диэн онолуйдум.Сэттэ киһи үйэтин тоххоруСириэдийдэр дьиэгэнийбэт,Үтүөлээтэр өҕүллүбэт,Кэбиэлээтэр кэбэлдьийбэт,Баттаатар маталдьыйбат буолуо диэн,Дьылҕа Хаантан тыыннааххыттан,Айыы хаантан сагыаллааххыттан,Абааһыттан аҥаардааххыттанҮс киһи үйэтин тухарыҮтүөҕүттэн үлтүрүтүмэ диэнҮөгүлээн сүгүрүйэн эрэбин.Итэҕэһиҥ да туолбут курдук санааҥҥын,Быһаҕаһыҥ да сиппит тэгил курдук санааҥҥын,Кэлэҕэй кэмэлдьилээх,Татыайы таҥнаах,Былдьыры быһыылаах,Солоҕой суобастаах курдукСаныыр буолаайаҕын,Кыыһар төлөн,Кыыра бырдьайЭһэм оҕонньор,Чуо Хаараҕан.

Заклинание огня

С серным камнем связанный,Из каменного угля исходящий,Природой великой рожденный,Всеми духами взлелеянный,Искрами с головы и шеиЧетырехтравого жеребцаЖарко пылающийВверх, в трехярусноеНебо светозарное,Пылко взметнувшийся,Вниз, в логово гибельноеВосьми родов дьявольских,Шумно низвергнувшийся;Древесной трухой не брезгающий,Подгнившими дровами питающийся,Сухостой радостно поглощающий,Сырые полена пожирающий —Священного очага дух-хозяин,С самого начала родов трех сахаСтавший духом-покровителем,Полыхающее пламяКыыра Бырдьай,Дед мой!Жаркой негой ласкавший,Горячими объятьями закаливший,Оголодавшего меня откормивший,Обращаюсь к тебе со словами,Не высказанными ближнему,Не поведанными и другу —Смиренную просьбу прими;Девять поколений родаПокровительством поднималИ сегодня мольбу не отвергай.Потомков бедных моихНесметными богатствами одари.К тебе – рожденномуИ верхними богами светлыми,И нижними духами темными —В этот памятный деньОбращаю нижайшую мольбу,Не высказанную отцу.Чтоб моих юных детейДо самой глубокой старостиНежил своим теплом,Умножив их силы, —Из глубин души слова.Чтобы незрелых детей моихБлагодатным теплом закалил —Сокровенная дума моя.Кровной родне моейБудь заступником верным —Слова мольбы достигнут рока,Не оставляй, не отбрось…Ради теленочков милых,Пташек неоперившихся,Костью не окрепшихИ с жидкой кровью,Горячую просьбу моюНе отвергай, не отбрось…Ради теленочков милых,Пташек неоперившихся,Костью не окрепшихИ с жидкой кровью,Горячую просьбу моюНе отвергай жестоко.Поздно родившихся моихДоведи до возмужания,Неиссякаемой благодатью,Неубывающим богатством,Неомрачаемым счастьем наделяй.Веками выношенные словаВ грязь не бросай,Издревле идущие заветы не нарушай.Острым взором проникая,Вижу, направишь к добру судьбу,Об этом заклинания мои.Духом Оногоя рожденную,Долгую песню святую,Питая надежду крепкую,Изо всех сил пропел тебе.В течение семи поколенийНичем не нарушится,Толкай – не шелохнется,Топчи – не прогнется,Навались – не пошатнется,Богом рока утвержденный,Небесными духами рожденный,Злыми духами поддержанный —О ты, великий дед!На три века человечьихБлагодатью своей не обойди,Трепетный бью поклон!Прими, как будтоНедостающее выполняется,Неполное наполняется.Не думай, что обращаетсяКосноязычный урод,С разумом темным,С нравом дурным,С совестью нечистой —О, великий,Полыхающее пламя,Кыыра Бырдяй,Дед мойЧуо Хаараган!

(Перевод Е. Сидорова)


Коренные жители Севера отождествляли родную природу с Живым Храмом Божества. Они считали себя божественными существами и искренне верили, что Бог сотворил их для жизни на северной земле. Бог говорил им: «Природа вас лечит, кормит, одевает, согревает и дает все для жизни, являясь Живым Храмом Творца Всевышнего. Вы должны поклоняться ей, любить и оберегать ее, относиться как к самому себе».

Весной северяне разжигали священный огонь и через поклонение Духу Огня общались с силами живой природы, со Всевышним. Они считали Дух Огня самым сильным, древнейшим из духов, обеспечивающим жизнь на земле. Относились к нему с глубоким уважением, зная его могучую созидательную и разрушающую силу.


Стихия воды

Вода – источник и основа жизни на планете, начало зарождения жизни и ее творящего пути на земле.

При изучении связи шаманства с водной стихией особый интерес представляет отношение к определенным видам рыб. В архивных источниках, записанных со слов северных ойуунов, содержатся загадочные сведения о рыбе ерше: «Рассказывают, что в старину существовала какая-то мистическая песня о ерше «Хаахынай балык ырыата», при исполнении полного текста которой проваливалась земля в преисподнюю, и «вода смерти» могла заполнить целые города» [Отчет, программа по собиранию фольклора и служебная переписка Г.М. Васильева. 1945 г. // Архив ИГИиПНМС ЯНЦ СО РАН. Ф. 5. Оп. 3. Ед.хр. 665. Л. 12].

Стихия воды в сознании коренных северных народов занимает важное место. Вода, как и Огонь, является для них основным источником жизни. Соответственно, к Духу Воды, как и к Духу Огня, они относятся как к самому сильному древнему жизнеобеспечивающему духу, имеющему одновременно созидательную и разрушающую силу. Поэтому преклоняются ему с особым почтением.

* * *

В качестве интересного примера хочу рассказать о необычном происшествии, случившемся со мной более полувека назад. Это было в бывшем административном центре Абыйского района – пос. Дружина летом 1969 года. Тогда я работала врачом районной больницы. История началась буднично: зазвонил телефон. Я подняла трубку и услышала знакомый голос прокурора: «Здравствуйте, Александра Константиновна!» В качестве врача-эксперта я не раз ездила с этим рассудительным человеком на различные происшествия. И по голосу сразу почувствовала, что случилось что-то нехорошее. Прокурор не оставил времени для догадок: «Речники обнаружили утопленника между Зашиверском и с. Кэбэргэнэ. Вам, как хирургу-эксперту, надо присутствовать при поднятии трупа. Сейчас заедем за вами». На лодке вместе с двумя милиционерами, начальником районного отдела милиции и прокурором района мы отправились в путь. В Кэбэргэнэ взяли еще председателя наслежного совета и двух понятых. Проплыли вверх по реке километров 40 и увидели стоящего утопленника. Да, действительно, утопленник стоял у крутого берега, как будто подпираемого упавшим деревом, и обнимал его крепкий ствол. Видимо, он плыл по течению реки и был задержан упавшим с обрыва деревом.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2