bannerbanner
Император Степи
Император Степи

Полная версия

Император Степи

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4

Снова блеснул улыбкой старик, рукой в сторону охотников повёл.

– Зовут меня Велимудр. Вот что, молодец… Ты скажи своим, чтобы встали с колен. Наслышан я, что вы – дети свободы. А человеку свободному негоже пресмыкаться перед кем-либо.

Цыкнул княжич на своих. Встали те с колен, смущённо посматривая друг на друга, но головы по-прежнему они долу держали, не смели смотреть старику в глаза., дошло до них, что не простой это старик. А тот словно сквозь Джучи смотрел своим горящим взглядом. Усмехнулся он:

– Видимо, далеко вперёд смотрит твой отец, княжич… Хорошо, я скажу о народах, что Тархтарию нашу окружают.

Он указал концом своего посоха на заходящее солнце.

– Там лежит Каменный пояс, горы такие же древние, как и наша страна. Там пределы нашей страны по западу. А вот за горами этими разные народы и народцы живут: мордва, меря, башкиры, булгары, татары вот недавно от вас, видимо, пришли. Но за ними другой народ обитается, большой народ, их русичами зовут. Много у них там княжеств больших и малых, и все они царьками да князьками управляются. За княжествами русичей другие люди живут: лопари, карелы, поляне, висляне, германцы воинственные, фраки да римляне, саксы да англы. Всех и не перечтёшь. Там уже Венея тесная от народов всяких лежит, а кончается та Венея морем тёплым бескрайним.

– Много как! – удивлённо протянул Джучи и тут же встрепенулся, – а на полдень солнечный тоже народы живут?

– Это на юге, значит? – уточнил старик, – и там роятся народы всякие. Ты вот о тангутах помянул. А на заход от них солнца, в горах тибетских пуштуны живут, афганы, инды, а дальше персы, половцы, горцы кавказские, тюрки. А ещё южнее их страны, арабами населённые, лежат. Страны жаркие, где и плодородные земли есть, и пустыни безжизненные. За ними страна египетская лежит, Ливия и Нубия. Ещё южнее пустыня великая лежит, через которую и не всякая птица сможет перелететь, не всякий зверь перебежит, так как там только песок раскалённый лежит и нет там травинки даже живой, нет рек и безжизненна та земля.

У княжича голова пошла кругом от рассказа старика. Оказывается, его родная просторная степь была всего лишь песчинкой по сравнению с тем огромным миром, который её окружал. Теперь наивными показались ему слова отца о том, что хочет тот стать властелином мира. Властелином этого огромного мира?! Теперь есть что рассказать отцу. Теперь сможет он убедить его, чтобы не тратил он жизнь на достижение недостижимого!

А старик, видимо, собрался прощаться с княжичем. Положил он свою тяжёлую длань на плечо юноши:

– Передай отцу своему, что в свою страну мы, тархтарцы, никого не пускаем, ни врагов, ни друзей, потому как заповедана наша земля нам родителями нашими и учителями небесными на веки вечные. Но и другое передай. Русичей, о которых я тебе говорил, с запада рвут на части народы венейские. Да и многие русичи не так давно от веры своей исконной отвернулись. Народ их ещё в сомнениях тяжких, а князьки да знать преклоняться стали перед чужим божеством с крестом осеняющим. И если поведёт отец твой воинство своё на Русь, то и мы, тархтарцы, присоединимся к вам, ведь не чужие русичи нам. И в

их, и в наших жилах та же кровь братская течёт. Поэтому не истреблять мы народ этот придём, а направить его на путь истинный, заповеданный нам предками нашими общими, если… если уже не поздно будет.

Тяжко вздохнул старик, головой в сторону охотников кивнул:

– Отправь ты своё воинство обратно в лагерь ваш. Пусть сил набираются перед дорогой обратной. А тебе, – он оценивающе посмотрел на княжича, – я так и быть покажу кое-что. Иди следом за мной. Хочу познакомить тебя с внучкой своей ненаглядной. Она, как и ты, тоже любопытствующая девица.

Растворились среди дерев тени спутников старика. Ушли в лагерь охотники. Один на один остался Джучи со стариком. Но не было теперь ему жутко от этого соседства. Тепло и доброта исходили от этого лесного человека. Зашагал, постукивая посохом, старик вперёд. И через пару часов такой неспешной ходьбы вывел Велимудр юношу на поляну, освещённую солнцем.. На поляне той изба просторная стояла: крыша покрыта зелёным мхом. Стукнул три раза старик набалдашником посоха в дверь, молвил:

– Заходи! Я отлучусь пока. Потом за тобой зайдут и назад отведут.

Не успел Джучи и рта открыть, а старика и след простыл! Делать нечего, открыл он дверь, зашёл в избу. Не сразу и пригляделся со свету. В полумраке увидел он неверный свет от жировика, что горел в плошке, стоявшей на столе, сколоченном из плашек. И вдруг увидел он краем глаза, как к нему из другой половины избы шагнула, даже не шагнула, а выплыла дева молодая красоты им не виданной. Длинные светлые волосы у неё были перехвачены на лбу красной перевязью с чудным орнаментом, растекались по плечам и спине густыми волнами. Одета она была в длинный сарафан зелёного цвета с вытканными на груди узорами. Белая кожа лица и открытые по локоть руки яркими пятнами выделялись в сумраке, царившем в помещении. Трижды обошла она вокруг парня, пристально вглядываясь в его лицо. Потом, словно прислушиваясь к себе, взяла обеими руками ендову с какой-то жидкостью и протянула её княжичу.

– Знаю, мучает тебя жажда, Джучи. Выпей это!

Он даже не удивился, что она знает его имя. В этой сказочной стране, в этом сказочном лесу всё явно. Коли старик Велимудр мысли его читал, как хороший охотник следы звериные на земле, то, видимо, и между собой лесные люди могли общаться даже не видя друг друга. Одеревеневшими руками взял он ендову от неё и, не отрывая взгляда от глаз девы, осушил чашу до дна. Странно! Он не чувствовал вкуса напитка или зелья, что ему пришлось выпить. Он даже не сразу понял, что девушка ему говорила, даже не открывая рта. Её слова просто отражались в его голове.

– Я Веселина, внучка волхва Велимудра, который привёл тебя сюда.

Она мягко коснулась ладонью его груди. Он буквально тонул в её огромных, широко распахнутых голубых глазах.

– Мы давно следим за тем, что происходит в вашей Степи. Знаем, что вознамерился твой отец стать властелином подлунного мира. Знаем мы, что многое ему удастся сделать на этом пути. Но непосильный груз взвалил он на себя. И часть этого груза понесут его сыновья, и ты тоже,Джучи, и его внуки и правнуки. А твоему сыну, княжич, мы, тархтарцы, ещё и помогать будем.

Она вдруг улыбнулась и прильнула к нему, прошептав:

– Но это ещё не скоро будет. Между монголами и тархтарцами не будет войны. И тому виной будем мы с тобой.

Он почувствовал, как мелкая дрожь стала разливаться по его телу.

– Да можно ли прозреть то, чего ещё нет?

Провела она ладошкой по его лицу и сама вспыхнула, почувствовав его дрожь.

– Можно, Джучи, можно! Ещё раз говорю тебе, что продолжателем дел отца твоего, тебя самого будет наш сын, Джучи…

Горячая волна желания накатила на него. Он сейчас, прямо сейчас захотел овладеть этим прекрасным, гибким телом, целовать эти чудесные голубые глаза, гладить её шелковистые длинные волосы…

Только к утру покинуло его наваждение. Свесил он ноги с ложа. Оглянулся на разметавшуюся по нему девушку, едва прикрытую медвежьей шкурой. Бисеринки пота на её лбу и верхней губе мерцали в свете жировика, как маленькие, переливающиеся радужным светом алмазы. Как прекрасна была эта дева, даже во сне! Оделся Джучи, выскочил из избы. Долго плескал он прохладную воду из дощатой кадки в разгорячённое лицо, всё ещё не веря в то, что случилось этой ночью.

Вернувшись в избу, Джучи застал Веселину уже одетой. Она раздула огонь в каменном очаге и положила на камни два вертела с тушками рябчиков, добытых накануне в тайге. Молча показала она парню на лавку, сняла с полки ковригу хлебную, завёрнутую в холстину. Её горячая ладошка скользнула по его щеке:

– Не удивляйся тому, что произошло этой ночью между нами. Так нужно было нам поступить во имя твоей и моей страны. Мой дед, главный волхв Тархтарии, да и я сама можем прозревать будущее. А будущее наше таково…

Она снова провела ладонью по его лицу.

– Твой отец покорит много стран и сотни народов. Но третья война с тангутами будет его последней войной. Ты станешь мостиком, объединяющим два наших народа, и потому не будет твой отец воевать против нас. После смерти отца братья твои ополчатся на тебя, берегись их! А имя нашему сыну я уже придумала. Мы назовём его Бату! Знаешь ли, что значит это имя?

Расплылся в улыбке княжич. Ещё бы ему не знать!

– Непобедимый! А есть и другое значение – Побеждающий зло!

– Верно, Джучи, непобедимый и зло побеждающий!

Она задумчиво посмотрела на него.

– Видишь ли, Джучи… За Каменным поясом на реках Ра, Славуть, Волхов живут родные по крови нам люди. Себя называют они русичами. Венейцы невежественные их скифами кличут. Была когда-то единой их страна, Русью называлась.. Да после того как отринули русичи богов, которым их предки поклонялись, и чужую веру к себе пустили, другой их страна стала. Сейчас не народ сам себе князей выбирает и лучших из лучших, а сами князья плодят своих наследников и крестом их осеняют священники веры чужой. А люди слабы. Зависть, корысть, обиды обуревают ими. И раздробилась Русь на множество княжеств малых, и ослабла она и мощью и духом. Теперь и с юга, и с запада терзают русичей враги извечные. Долго ли продержатся ещё под их напором? В видениях своих видела я, как воины твоего отца первый поход на Русь совершили. Но не было в том видении твоего отца и тебя самого. А вот когда Бату подрастёт, защитит он Русь от католиков алчных и даст он мир земле наших братьев на многие годы, и благословленной их земля станет. А сейчас вижу, как кровь рекою льётся на земле русичей. Старая и новая вера столкнулись между собой, брат на брата пошёл, сын на отца, князь на князя. Удалось венейцам треклятым расколоть страну русичей, ослабить её в свою пользу. Уже многие годы сюда,за Каменный пояс от распрей бегут тысячи и тысячи людей. Обезлюдела Русь…Убивают там последних волхвов великомудрых ослепшие в своей вере русичи и всё слабее становятся….

Обнял Джучи девушку, воскликнул:

– Бежим со мной в мою страну! Там родишь ты мне сына.

Покачала головой Веселина, к груди его приникла:

– После того как рожу я Бату, стану я жрицей храма Тары, это решено. Пока не суждено нам быть вместе. Но обещаю тебе так воспитать сына, чтобы предан он был и моему и твоему народам. И станет он мечом и щитом непобедимым для них, и сыном, преданным нам…


ГЛАВА 4

После возвращения Джучи из похода в северную страну три дня и три ночи просидел безвылазно в юрте Чингис, обдумывая всё то, что рассказал ему сын. А Джучи рассказал ему всё как на духу: о видениях Веселины, о том, что сына она ему родит, о речах волхва Велимудра. Умолчал он только о том, что третья война с тангутами будет последней войной для отца.

Ни Бортэ, ни Хулан, новая молодая жена Великого хана, не могли отвлечь его от тяжёлых дум. За эти дни и бессонные ночи только один малый кусок вяленого мяса он съел, даже не чувствуя его вкуса, выпил чуть ли не полный бурдюк забродившего кумыса, но не брало его в этот раз жидкое зелье. Джучи своим рассказом широко раскрыл ему глаза.

Оказывается, Ойкумена, окружавшая мир его народа, была столь велика, что и десяти жизней не хватит, чтобы просто проскакать на коне весь этот огромный мир из конца в конец. А ведь не гарцевать собирался он на коне. Он давно мечтал покорить весь подлунный мир, но теперь мечта эта поколеблена была. Вспомнились и слова волхва тархтарского и внучки его, сказанные сыну на прощание. Оказывается, там, где солнце прячется за край земли, лежит страна Русь, такая же загадочная для него, как и сама Тархтария. И в той стране с помощью степняков тартарцы намеревались восстановить порядок, который существовал при общих предках русичей и тартарцев, или, по крайней мере, отогнать алчных венейцев от границ Руси.

Да, Чингис желал обрести себе надёжного союзника. И, благодаря Джучи, он его обрёл! Судя по рассказу сына, эти союзники обладали такой силой, такими знаниями и умениями, что ему и не снилось! Но много земель занятыми другими народами лежит между Большой степью и далёкой Русью. Их ещё нужно победно пройти, прежде чем северные богатыри присоединятся к его войскам в походе на запад. И другое он понял: нельзя идти за край Ойкумены, не обезопасив свою страну, свой народ со всех сторон. Многолюдные ханьцы, почувствовав, что нет уже давления со стороны татар и меркитов, снова стали неумолимо продвигаться на север, захватывать земли севернее Хуанхэ, теснить кочевников. Чжурчжени на востоке и тангуты на западе от ханьцев пытаются теснить их и не только их. Уже и аймаки монголов не раз становились объектами их нападок. Как уйдёшь за горизонт, если с разных сторон тут же ринутся в Степь алчные ханьцы, кровожадные тангуты и непоколебимые чжурчжени? С ними, прежде всего, надо разобраться. Сильно расшалились соседи за последние десять лет мира.

А за прошедшие десять лет Чингис многое успел сделать для своей страны. Она, с точки зрения государственного устройства и управления, преобразилась до неузнаваемости. Стремительный переход от родо-племенного кочевого устройства к единому династическому государству сопровождался столь же стремительными и масштабными реформами. Всю верховную власть он сосредоточил теперь в своих руках. Законы, изложенные в его Великой Ясе, являлись обязательными к исполнению сначала на всей территории его страны, а затем они распространялись и на покорённые им страны и народы. Любые реформы, по крайней мере, в самом начале, какой-то частью общества всегда принимаются в штыки. Не всем ханам и нойонам понравилось, что Чингис забрал слишком много власти. Чингису приходилось маневрировать. Испокон веков монголы выбирали свою верховную власть, объявляли военные походы, вводили новые уклады в свою жизнь на всеобщем курултае. И Чингис сделал так, чтобы курултай не утратил своего значения как народное собрание. Правда, теперь, согласно Великой Ясе, в военное время курултай представлял собой лишь совещательный орган. А поскольку монголы постоянно воевали то с одним, то с другим соседом, статус совещательного органа за курултаем закрепился окончательно, а фактическая власть была сосредоточена в руках Великого хана. Кроме того, Чингис наделил себя ещё и правом высшей судебной инстанции, дав структурам судебной власти на местах лишь относительную независимость.

В финансовый фундамент функционирования своего государства он заложил чёткую и понятную всем налоговую систему. Позже в развитие этой системы его преемник, Угэдэй, усовершенствует финансовую модель, введя в оборот сначала монеты, а затем и бумажные деньги. Чингис организовал курьерскую службу. Сотни постоялых дворов, сотни километров трактов покрыли его страну, а затем, по мере продвижения его войск, и земли других покорённых стран. Курьеров на этих «ямах» (постоялых дворах) всегда ждали свежие лошади, запас продуктов, а при необходимости и охрана самих курьеров. Именно с тех времён из «ям» выросли ямщики. Теперь, благодаря этой службе, приказы самого Великого хана и сообщения к нему шли во много раз быстрее.

Особой гордостью Чингиса стала военная разведка. Именно благодаря этой службе он узнавал о противнике все, что ему было нужно для его разгрома. Летучие отряды разведки предваряли любое вторжение, любой военный поход. И во многом военные успехи монгольских войск обуславливались добротно проведённой разведкой фронта, тыла и флангов противника.

Им же была создана и фискальная разведка. Он не брал на веру слова ханов, беков и шахов покорённых стран. В зависимости от экономического состояния той или иной покорённой территории он на основании данных своей разведки сам назначал минимальный порог дани, собираемой с этих территорий, и, как правило, дань эта была посильной для сборов и не разоряла вассалов.

Он создал и своеобразный спецназ. Всегда, во все времена любому правителю нужны были такие люди, которые, как говорится, без шума и пыли могли совершать тайные операции, в которые самому правителю вмешиваться было нельзя или не своевременно. Эти особые отряды, кстати, продолжали добивать по всей Степи чудом уцелевшие анклавы меркитов и татар.

Да, за время многомесячного северного похода Джучи Чингису удалось завершить, наверное, главную работу в своей жизни. Писарь-китаец, неотлучно находившийся при нём, дописал под его диктовку последние строчки «Их засаг хууль» – свод законов верховной власти монголов. Сейчас она известна нам как Великая Яса Чингисхана. Кстати, подобный закон, например, в той же «продвинутой» Англии появился лишь две сотни лет спустя! Что же это за законы были придуманы для монголов-завоевателей и покорённых народов? Вот только некоторые из них:

– Приказываю верить, что есть только один свой бог для каждого народа на Земле (поэтому Чингисхан терпимо относился и к христианству, и к исламу, и к другим религиям, не навязывая веру в своего бога Тенгри-хана другим);

– Освобождаю служителей культа, врачей и омывателей тел от податей. (и уже только этим обрёл он много союзников в покорённых странах. Так, на Руси все годы так называемого «татаро-монгольского ига» с православной церкви налог не собирался, а ряд князей и множество народа православного на стороне тартарцев (не татар!) оказались);

– Запрещаю творить (заключать) мир со всяким вождём, князем или народом, что не подчинится моей воле (поэтому тартаро-монголы пальцем не трогали тех, кто сдавался на милость победителя, и жестоко расправлялись с теми, кто им сопротивлялся. На той же Руси они разорили четырнадцать городов из двухсот. Остальные же мирно процветали, даже во время «ига»);

– Под страхом смерти запрещаю воинам грабить врага и мародёрствовать, пока командующий не даст разрешения (а командующий разрешал такое лишь в том случае, когда противник оказывал сопротивление).

И тут напрашивается аналогия с действиями тех же храмовников и рыцарей тамплиеров на Ближнем Востоке. Эти псы Папского престола жестоко истребляли всех, кто становился у них на пути. И не важно, кто это был – иудеи, арабы или православные Византии. После их крестовых походов те же тамплиеры награбили столько богатств, что все страны Венеи-Европы той эпохи вместе взятые уступали им богатством своим.

Так вот, ни в одной европейской стране или армии тех времён таких уложений не было! Хотя европейские правители наперебой называли «татаро-монгол»,заметьте, не «тартаро-монгол», варварами азиатскими, дикими степными кочевниками, а с их подачи так же к ним относились и Романовы, от Петра Первого до Николая Второго – правители Московии-России. А главное, как лукаво и беззастенчиво совершилась подмена понятий. Всего-то одну букву изъяли они из слова «тартары» и вот превратились они уже в «татар!» А само слово это и народ тартарский навсегда вычеркнули Романовы-немцы из истории русской.

Вспомните, что сделали «цивилизованные» евро-американцы с Югославией, Ливией, Ираком, Афганистаном. Какой ад сотворили они на земле Сирии. Вспомните, что гораздо раньше творили орды Наполеона и Гитлера на нашей земле! Вот уж кто варвары так варвары! Попытки насильно навязывать другим народам свою волю обошлись человечеству в десятки миллионов жизней. Вот поэтому, чтобы обелить себя, «западники» и их «подпевалы» до сих пор, с пеной у рта, доказывают, каким кровожадным был Чингисхан. Мол, полмира стонало под его игом, а «бедная» Русь, чуть ли не триста лет «изнывала» под этим игом. Да уж, так изнывала, что её население за это время утроилось, а на её просторах были построены сотни православных храмов и церквей! Вот у нас сейчас в России наметилась явная депопуляция населения и прежде всего русского этноса. По мне, так именно сейчас гнетёт нас иго страшное, головы не даёт поднять, стреножило по рукам и ногам. Выживем ли? Да, речь идёт о либеральном засилье в нашей стране. Выходит, либералы наши гораздо кровожаднее Чингисхана!

Прежде чем объявить Ясу на очередном курултае, Великий хан решил вначале обсудить её в более узком, семейном кругу. Теперь он знал, как велик мир. Догадывался, что, возможно, не удастся ему самому осуществить свою мечту по завоеванию мира и уже его детям и внукам придётся завершать начатое им дело. К тому времени большой стала семья Великого хана. Вместе со своей первой и любимой женой, Бортэ, нажил он трёх сыновей: Джучи, Чагатая, Угэдэя, и снова беременна была четвёртым сыном. Родила она ему и трёх дочерей: Ходжин-бэги, Чечейген (Чичиган), Алагай (Аленгая). От жены, меркитки Хулан-хатун, были сыновья Кулкан (Кюльхан), а позже и Харачар. Ещё от одной жены, татарки Есугэн (Есукат), были сыновья: Чахур, потом Хархад и дочь Чару. И хотя Хархад, Харачар и Толуй ещё не достигли совершеннолетия или вовсе не родились, а дочки Алдуун и Тэмулен были малышками несмышлёными, всех собрал Чингис в большой гостевой юрте.

Пригласил он на «чтения» и главных багатуров: Сорган-Шира (сына того самого меркитского нукера, который фактически спас молодого Темучжина, когда тот прятался в озере от хана Керилтуха). Были здесь и Мухали, и Елюй-Чюцай, и Боору, и Джелмэ, и Хара Хиру, и Борохула, и Шиги-Хутуху. Приглашён был и Джамуха, его побратим. Чуть позже прискакал Субэтэй.

Женщины, как жёны самого Чингиса, так и жёны его старших сыновей, приносили в юрту кушанья и кумыс, но в обсуждении Великой Ясы не участвовали. Зачитывал Ясу с толстого свитка, намотанного на берцовую кость барана, писарь-китаец. Каждый раз, прочитав очередной абзац закона до конца, писарь выжидательно смотрел на хозяина юрты. Тот в свою очередь обводил взглядом своих сыновей и гостей, и если не было от них вопросов, давал знак читать дальше. Монголы были безграмотны, и лишь печальный опыт войны с чжурчженями заставил Чингиса начать обучение грамоте хотя бы детей знати. Он видел, что не всем понятно, о чём идёт речь. Но он упорно стремился к тому, чтобы то, что произносилось здесь, было понято и принято всеми, и прежде всего его сыновьями и военачальниками. Он заметил, что уже несколько раз морщилось лицо Угэдэя при чтении Ясы.

– Чем ты недоволен, Угэдэй?

– Я всем доволен, Великий хан! Но вот скажи, будут ли распространяться наши законы на тартарцев, если они примкнут к нам?

Лишь на секунду задумался Чингис:

– Всему своё время.

Поднял руку багатур Сорган-Шира:

– Меркиты, ойраты, татары и половцы, что остались ещё на окраинах Степи, тоже не хотят подчиняться Ясе и отказались прибыть на курултай…

Чингис резко взмахнул рукой, прерывая нукера:

– Они уже не раз предавали наш народ и даже пытались нас уничтожить. Если не подчинятся Ясе, то мы уничтожим их.

Тишина повисла в юрте. И даже звук от льющейся струйки кумыса, который наливала в этот момент одна из младших жён в пиалу Угэдэя, показался громче шума воды на речном перекате. Тяжёлым стал взгляд Чингисхана, когда он поднял глаза на людей:

– Когда мы начнём завоёвывать мир, страну за страной, народ за народом, не хочу я, чтобы их земли превратились в выжженную пустыню. Плохо станет им – плохо будет и нам. А эти законы, – кивнул он головой в сторону свитка в руках писаря, – помогут установить на покорённых землях такой порядок, который позволит благоденствовать нам, монголам, и безбедно жить тем, кого мы покорим. И эти же законы позволят и нукерам, и военачальникам чинить праведный суд над непокорными и злобствующими, но в пределах законов, а не выше их! Нам не нужен хаос в будущих улусах Великой монгольской империи.

А она будет создана нами! И будет она простираться от океана восточного до океана западного. Я так хочу! И даже если паду я, сражённый смертью, дело моё продолжите вы, мои сыновья и мои преданные багатуры…

В 1207 году, через год после знаменательного курултая, когда была объявлена Великая Яса монголов, когда хану Темучжину был присвоен титул Великого хана, он предпринял разведывательный поход к границам царства чжурчженей. Царство чжурчженей Цинь и царство тангутов Си Ся вели себя по отношению к степным кочевникам очень недружественно. Эти царства давно заключили между собой союзнический договор и медленно, но верно пробивали навстречу друг другу широкий коридор, проходящий через северные провинции Китая и южную границу Степи. И сейчас, когда из этих провинций ушли татары и меркиты, ничего не мешало им завершить начатое дело и объединить свои усилия в борьбе со степняками. И Чингис начал свой поход, прежде всего к границам Цинь, потому, что считал чжурчженей наиболее опасным противником.

Он заранее заслал к чжурчженям десятки своих соглядатаев и через них многое узнал об этой стране. Оказывается, древней была их страна. Не менее древней, чем многочисленные царства ханьцев. Царство чжурчженей занимало к тому времени весь юг современного Дальнего востока, северную часть Кореи и часть северных провинций ханьцев. В состав империи Цинь входило семьдесят два племени, а население (до пятидесяти миллионов человек) было сравнимо с населением средних и южных провинций Китая. Уже тогда в этой империи насчитывалось более тысячи больших и малых городов, не считая деревень. Там давно производились фарфор, бумага, бронзовые зеркала и…порох! Да, китайцы лишь позаимствовали у более продвинутых соседей эти вещи. Как, впрочем, они буквально всё «заимствовали» и копировали у остального мира вплоть до начала двадцать первого века. Ханьцы-китайцы были и остаются, пожалуй, самыми лучшими торговцами, но они НИКОГДА не изобретали исконно своего. Впрочем, и чжурчжени, этнос которых образовался от смешения даарцев и ханьцев ещё во времена русов, многое позаимствовали от ещё более древней цивилизации. Легенды народностей орочей, нивхов, нанайцев говорят о том, что раньше на их территории существовало загадочное государство ШубА. И, видимо, именно от них чжурчжени многое почерпнули. И даже когда жители Шуба вдруг ушли то ли под землю, то ли в глухую тайгу, приобретённые навыки остались, а потом перекочевали к соседним народам. И не зря именно ханьцы посылали своих студентов учиться в государственные университеты чжурчженей, а не наоборот! Кстати, несмотря на долгое соседство с ханьцами, чжурчжени использовали руническую письменность, а не иероглифы, подобные китайским. Наш знаменитый исследователь Дальнего Востока Владимир Арсеньев ещё на заре двадцатого века раскопал в приморской тайге с десяток руин городов чжурчженей и на их камнях обнаружил именно рунические надписи. Кстати, они до сих пор остаются нерасшифрованными. Своих предшественников, жителей ШубА, чжурчжени называли «рукокрылами». У меня был в своё время написан рассказ на эту тему. Он так и назывался: «Рукокрыл». Местные аборигены так описывали этих таинственных существ: маленькая голова, горящие огнём красные глаза, плоское и более легкое, чем у человека, тело и большие перепонки между руками и ногами, позволяющие им летать. Кстати в одной из экспедиций казаки Арсеньева подстрелили одно из этих существ. Его мумия и сейчас, наверное, экспонируется в хабаровском краеведческом музее. Сами чжурчжени были людьми европеоидной расы, белокожи, с некоторым «налётом» азиатщины. Своими густыми бородами, овалом лица, разрезом глаз они разительно отличались от тех же ханьцев. Северная граница государства чжурчженей проходила по реке Амур. И граничили они с…. Тартарией! Упоминаний о том, что тартарцы когда-либо воевали с чжурчженями, в истории не сохранилось. Более того, возможно, страна чжурчженей входила когда-то в состав Тартарии.

На страницу:
3 из 4