bannerbanner
Казачий домострой
Казачий домострой

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 10

Половцы появились в Великой степи в начале XI века. Впервые столкнулись с Русью в 1050 году, когда широким потоком рассекли самое большое княжество Тмутараканское. А в 1223 году совершили страшнейший по степным меркам поступок, которые монголы им не простили: половцы казнили монгольских послов. По европейским понятиям того времени, а половцы были уже народом Европы, проступок хотя и скверный, но простительный (можно покаяться, откупиться, как говорится, “замять”), по законам степи, такое каралось только смертью. Причем, за проступок вождя отвечало все племя. Степняки считали предательство болезнью вроде чумы холеры или проказы и уничтожали всех родственников предателя, как зараженных бациллоносителей, как бы мы сказали сегодня. Такое понимание предательства живет, в сказаниях и легендах, до сегодняшнего дня у коренных казаков и кавказских горцев. Этим преступлением половцы поставили под удар не только себя, но и своих, если не родственников, то уж во всяком случае близких свойственников – славянских князей.

Монголы пришли в степь наказать половцев. И сделали это по всем правилам, несмотря на отчаянное сопротивление кыпчаков. Тогда монголы были народом молодым, а главное, совсем по-другому организованным: у них – не родоплеменной союз, а железная орда. Орда означала –порядок, отсюда европейское слово орден – первоначально военная организация. (Впоследствии, это слово переведут, как слово “войско”, вот и станут казаки называться Донским войском, войском Яицким, Терским, Волгским. Хотя еще Булавин будет обращаться “ко всем казачьим ордам”).

Куда же, в конце концов, подевались половцы? Да никуда! Где были, там и остались, только влились в другие народы и стали основой для новых народов.

Монголы мало что внесли в генетику Степи, а вот государственное устройство изменили сильно. Завоеватели быстро растворились в многочисленных улусах покоренных. Они успели вырезать или изгнать узденей, продать в рабство не разбежавшихся кулов, а свободных общинников сделали татарской гвардией. Так половцы впервые превратились из народа в сословие.

В 1312 году Золотая Орда официально приняла ислам. Степняки язычники не особенно сопротивлялись, потому что с этого момента сразу и навсегда прекращаются караваны рабов-мамелюков из Степи. Гулямов воинов – рабов для Египта теперь набирают на Кавказе. И очень скоро от их былой славы не остается и следа, хотя корпус мамелюков дожил до Наполеона.

Однако, степняки средневековья, в значительной части христиане! Существовала даже Подонская и Сарская Православные епархии, учрежденная в Золотой Орде во времена Александра Невского. Православные половцы-казаки хлынули толпами на Русь, на Север, в Москву, в Литву и Польшу. Исход стал массовым, после 1347 года, когда началась, после смерти хана Узбека, “татарская замятня” – гражданская война в Золотой Орде. Исход довершил набег Темир-Аксака (“Железного хромца” Тамерлана). Тогда степняки, именовавшие себя казаками, хлынули в отступ и наводнили обозами пути на Русь. Они дошли до Ледовитого океана, где составляя иногда пятую часть населения таких городов, как Великий Устюг. Это они принесли сюда навыки мореплавания, унаследованные с античных времен. Это они превратились в городовых казаков московской службы. И отсюда начали свое шествие к Тихому океану в партиях и дружинах землепроходцев. Но даже само слово “казак” здесь, на Севере, приобретает другой смысл: “казак” – поденщик, работник за харчи. Самый последний бедняк-беженец. Размываясь в окрестных народах, кыпчаки все же сохраняли память о прошлом. Правда, пополняясь местными жителями, забывали язык и все чаще именовали себя казаками. Никогда, правда, не отождествляя себя с войском, а считаясь народом. Последние казаки с Севера были переселены Екатериной II на Кубань, в станицы Старо-Ладожскую, Тульскую и др.

Годуновы, Юсуповы, Кутузовы, Аксаковы, Тимирязевы, Боташевы… 300 дворянских родов, самых именитых, так называемых, “татар русской службы” дали половцы будущему русскому государству. Память об исламизации Дона сохранилась в казачьих родах коренного казачьего населени – «тумы прикоренной». Вероятно, к этому реликтовому населению относился Степан Разин (его дед, родовитый казак – мусульманин), Богдан Хмельницкий утверждал, что “по закону от отца он мусульманин”. Последняя волна «тумы» исламского населения донских степей ушла в Турцию, с разрешения русского царя в 1856 году. « Дочерей стало не за кого замуж выдавать – кругом все православные!», где бесследно растворилась в родственных южных тюрках.

История половцев, как самостоятельного этноса, заканчивается битвой на Калке. Однако, в XV веке имя половцы вдруг появляется вновь. Но возникло с новым, измененным наполнением. Вот что пишет Л.Н.Гумилев: «Так стали называть, и вполне правильно, степняков Причерноморья, вставших в оппозицию к татарам Поволжья. Вожди Причерноморских улусов – в XII веке Ногай, опиравшийся на Тверь, Москву и Переяславль, а в XIV веке Мамай, опиравшийся на Литву и генуэзскую колонию Кафу – боролись против Золотой орды и Ростово-Суздальской земли.

В 1377 году, при подготовке русского общественного мнения к Куликовской битве, осуждение “половцев” означало антипатию к Мамаю. И, видимо, летописец Лаврентий перенес близкую ему ситуацию на прошлое, уже потерявшее актуальность. Однако, будучи добросовестным историком, он не исказил хода событий, чем сделал очевидной дисгармонию между фактами и своими личными эмоциями. По свидетельству иностранных авторов, русские называли мусульманских кочевников “половцами” до 1630 года. Войдя в стихию иного, чуждого для Руси суперэтноса, эти “половцы” – татары, ногайцы – воевали со своими давно обрусевшими соплеменниками до конца XVIII века. Так этноним, пережив этнос, вводит в заблуждение историков, придерживающихся буквального восприятия текстов, а вслед за ним и читающую публику».

Для примера расскажем историю Мамая. (Есть смутная догадка-предположение, что носил он христианское имя Маммий). Того самого хана, потерпевшего поражение в 1380 г. на поле Куликовом. После поражения он бежал в свой улус, кочевавший за порогами (в Запорожье). Там, по поверию, которое живо у казаков до сегодняшнего дня, как человек принесший несчастье, он, чтобы отвести беду от соплеменников, ушел из рода. Был пленен, продан в рабство и задушен на галере недалеко от Кафы (Феодосии). Его сын – это и есть тот самый казак Мамай, который изображен на всех народных украинских картинках с неизменной кобзой, люлькой, кривой «козацькой шаблюкой» и оселедцем – хохлом (хох – оол (тюркск.) – “сын неба”, знак особой божественной печати и служения богу Тенгри), занесенный в Европу самодийским племенем “северян” или севрюков, жителей Северного Донца, Северщины и среднего Дона (к ним, например, принадлежал Булавин). Казак Мамай откочевал в Литву, где получил титул князя Глинского. Его сын, князь Глинский, прибыл в Москву, которая принимала в те поры казаков с распростертыми объятиями – нужны были служилые люди, – и выдал свою дочь Елену за Василия III. Таким образом потомок половцев хан Мамай – прадед русского царя Ивана Грозного… А Мамаев и Ногаев полно на Кубани и Днепре, на Дону Мамаевы и Ногаевы – тоже либо их прямые потомки, либо потомки татарских казаков – воинов из орд Мамая и Ногая.

Бродники, половцы, мещеряки, татары

Писатель историк Гордеев выводил название "бродники" от национально социальной группы рабов Золотой Орды, которые содержали броды и переправы через реки в Золотой Орде, забывая , что так именовались какие то племена , жившие в степи задолго до прихода монголов. Бродниками, вероятнее всего, именовались степные охотники. Их общины состоявшие из православных хазар, алан, болгар и славян чувствовали себя хозяевами в донских степях. Правда, у них было два врага: печенеги, торки и другие кочевники -тюрки, ходившие в степи, и черниговские, киевские и северские князья, которые, руками своих пахарей сдавливали гоны и ловы, осваивая новые и новые участки степи. И если с тюрками можно было договориться, от них можно было спрятаться, уйти, то князья наступали планомерно и постоянно и уж своих оенных пахарями уделов никому не отдавали.

Вероятно, половцы были серьезной угрозой бродникам. Во-первых, их много. Во-вторых, они не были кочевниками такими как печенеги и тюрки огузы. Они строили будуны – глиняные города, вежи – постоянные стоянки, были знакомы с огородничеством, поэтому на земле закреплялись прочно, степь осваивали основательно и очень скоро начали родниться с князьями Киевской Руси. В степи половцы повсюду. В топонимах осталось их родовое имя –“сары”. Сары – тоу – желтая (или принадлежавшая половцам) гора –Саратов, Сыры –су, желтая вода – Царицын, Ак су – Аксай – белая вода, и еще тысячи названий – вех тех мест, где обитали их орды. Скотоводство высвобождает множество воинов, которые ищут пастбища, защищают стада и станы. Звали их белые гуси – лебеди, по-славянски “ковуи” по кыпчакски “казаки” – вольный общинники, конные воины. Очень скоро киевские князья стали привлекать отряды половцев для воинской службы. Шла кровавая усобица и летописец не случайно говорит, что половцы на Русь сами не нападали – их наводили друга на друга князья. Воинов кипчаков стало столько, что появилось и вытеснило все другие названия новое тюркское слово – богатырь. О стремительном слиянии тюрок-половцев и славяно – русов говориться в знаменитом Слове о полку Игореве, где степняки оставляют чуть ли не основную часть княжеской дружины: тут и ковуи, и кметы – севрюки, все они именовались русскими, потому что служили русским князьям, а себя, скоре всего, называли “казак”.

Да и сам то князь Игорь Новгород – Северский – сын половчанки и своего сына женил на половецкой княжне. Кстати, мать Александра Невского была внучкой половецкого хана, а его отец – внуком ясской княжны. Русь и степь сливались, поэтому в “Слове” нет такого понятия как “переводчик”. Герои этого произведения говорят на новом славяно-тюркском языке – русском. Слиянию славян и тюрок в новый русский народ способствовало и то что значительная часть половцев христиане. (Возможно христиане – несториане)

У половцев лютые враги – монголы. Когда они не смогли проломить оборону половцев на Иргизе, тогда монгольское войско обошло Каспий и через Кавказский хребет вышло прямо в половецкие донские степи, где их никто не ожидал. Монголов провели по степям бродники, которые если не видели в них своих освободителей, то не упустили возможности отомстить князьям киевским. Совместное русско-половецкое войско оказалось на голову разбито при Калке (возможно, река Кальмиус), в 1223 году. Не уцелели и монголы. На обратном пути из Европы в Азию их перебили на Волжской переправе булгары, за что в последствии монголы подвергли их истреблению

Через пятнадцать лет монголы под водительством Батыя вернулись и Русь пала. А сколько же их было, монголов? Четыре тысячи, две из которых, сразу после похода, вернулись в Монголию. Значит, в океане Днепровско –Донских степей осталось две тысячи монголов. Они ничего не могли изменить этнический состав, живших здесь народов, но они изменили государственное устройство Степи. Прекрасно усвоив китайскую науку владения покоренными народами, они заставили всех русских князей признать их господство, выдавая им ярлыки на княжение. С половцами поступили круче: их долго преследовали, принудив большую часть бежать за Карпаты и Дунай и полностью изменили кыпчакское общество. Сначала вырезали или изгнали узденей –ханов старейшин и всю аристократию, рабы –кулы разбежались сами, а вот среднее сословие, те самые свободные общинники “казак”, были превращены в ордынское войско. Сюда же приписаны дружины и других степных народов, благо, все они, в основном, тюрки, так возникли “козаки татарские”. “Татарские”, потому что “татарами” монголы называли все, завоеванные и платящие им дань, народы, не вдаваясь в подробности кто они и кем себя считают. Так в VIII – IХ веке русскими стали называть всех кто платил дань варягам – русам. Для современников этих событий, да и все 240 лет владычества Золотой Орды, казак, ордынец и татарин – одно и то же. (Забегая вперед скажем, что в документах Московского царства писцы постоянно путают казаков ордынских и служилых татар, именуя их то “татарами”, то “казаками Великого князя” )

Очень скоро степные все тюрки от болгар – хазар до половцев, включительно, утратили письменность, (хотя своя руническая письменность у них была!), и смутно помнили о своем историческом прошлом, но сохранили веру Ислам и Православие. Это и развело их по разным народам. Монголы же к вопросам вероисповедания оставались, до поры – до времени, равнодушны. Чингисхан повелел в своей Великой Ясе "бояться всех богов" – то есть равенство всех вероисповеданий.

Татарские страницы истории

"Пришли народы незнаемые…"

XIII век. Первая четверть. Среди народов, населяющих Киевскую Русь, Великую Степь, Поволжье и Кавказ, просматриваются черты народов нашего времени. Черты смутные, едва заметные – но все-таки… В Предкавказье живут аланы – потомки сарматов и предки осетин. На Волге – болгары. Со славянами их развела религия: киевляне приняли Православие, болгары – Ислам. Между ними война. Князья Киевской Руси стремятся к Волге – болгары их не пускают.

Русские князья породнились с половцами – воюют вместе, в одних рядах, случается, что и предают половцев, если обстоятельства складываются не в их пользу.

А половцы ухитрились найти себе наисерьезнейших врагов: они дрались с монголами на рубеже Яика и с помощью башкир удерживали их за Эмбою и Иргизом. /Читателю надо бы запомнить эти названия: настанет время и на этом рубеже Оренбургские и Уральские казаки встанут против кочевников/

Война длилась долго… И вдруг к монголам – пришел успех, в 1219 – 21 годах они разбили хорезмшаха Ирана Мохаммеда, вышли на Кавказ и, мгновенно, разбили грузин. .Палее монголам никак было не пройти через неприступный Дербент – они и не стали биться за Дербент, а перевалили через Кавказ и ударили по аланам,

Когда-то аланы громили римские легионы. Но те времена давно переменились. Аланы были разбиты гуннами, после того часть аланов ушла в Испанию, другая на Кавказ, а остальные рассеялись. Аланы приняли христианство, но ни мира, ни спокойствия в их жизнь это не внесло: шла постоянная резня между родовыми кланами, даже на пахоту выходили вооруженными! Конечно же, не смогли аланы оказать хоть сколько-нибудь серьезного сопротивления. Правда, они обратились за помощью к половцам, но помощи не дождались: половцы никак не могли сообразить, кто же аланам угрожает? Половцы всё еще ждали монголов на Яике.

Донские степи монголы преодолели легко и быстро, потому что здесь обрели они союзников. Союзниками монголов оказались… бродники. Вот сейчас мы и подошли к узнаваемой и уже обозримой истории казаков. Можно спорить, являются ли бродники потомками хазар-христиан. Можно утверждать, что бродники – славяне-кочевники, так считают некоторые ученые, но то, что бродники предки казаков – бесспорно.

Казалось бы, жили себе бродники в степи спокойно: держались сами по себе, кормились охотой и давным – давно вошли в союз с половцами. Поскольку половцев было много, а бродников мало, то некоторые неприятные выходки половцев приходилось терпеть, но это не вызывало у бродников сильного протеста, вот если и испытывали бродники чувство ненависти, то только к Черниговским князьям, И эта ненависть была лютой, готовы были бродники хоть с кем объединиться – только чтобы против Черниговских князей: ведь это они, Черниговские князья, урезали постоянно охотничьи угодья у бродников и вторгались своими эапашками и ловами в их, бродников, племенные земли и реки.

Увидя в монголах не столько своих освободителей, сколько врагов половцев и ненавистных их союзников – черниговских князей, бродники провели монголов через великую Степь и помогли им пройтись по кыпчакским тылам. Разгромили монголы Юрия Кончаковича, а хана Котяна и Мстислава Удатного отогнали за Днепр.

Скорее всего, монголы не собирались воевать с Киевской Русью. И вот тут возникает разница в понимании ситуации. Сталкиваются два национальных стереотипа европейский и монгольский. Половцы совершили скверный поступок, но по – европейским меркам того времени вполне допустимый: они убили монгольских послов – парламентеров. В европейской части Великой Степи и на Руси/ со времен варягов/ за это преступление можно было откупиться казной. У монголов – только кровью. Остальное хорошо известно и подробно изложено даже в школьных учебниках истории.

Соединенные славяно-половецкие войска /около 80 тысяч воинов/ преследовали отступающих монголов, которые и не совершали никакого маневра, а, действительно, уходили, уклоняясь от боя с численно превосходящим противником.

Во время преследования, князья пошли в погоню не все , не одновременно.

Конные дружины растянулись вдоль пути преследования на большое расстояние, и, в конечном итоге, каждый остался со своей небольшой дружиной без взаимодействия с другими против всех монголов. Теперь уже численно превосходящими оказались монголы, к тому же у них каждый воин сражался лет уже по десять – так что монголы быстро поняли просчеты князей. Они пересели на свежих лошадей, которых вели в поводу, развернулись и перешли в стремительную конную атаку. Сначала монголы разбили половцев, а потом, одну за другой княжеские дружины. Дружины даже не успевали выстроиться в боевые порядки. Они впервые столкнулись с такой кавалерийской атакой. Это теперь, по прошествии множества лет, мы знаем, как быстротечен и переменчив конный бой, а тогда все – впервые. На плечах половцев монголы вламывались в ряды дружинников и сметали их.

Часть дружин со своими князьями укрылись в хорошо укрепленном лагере, где могли отсидеться в осаде. Осада длилась прока кони не съедали всю траву в округе, и конное войско вынуждено бывало осаду снять. Но тогда этого еще не знали , не сталкивались в Киевской Руси с этим новым ведением войны. Князья вступили с монголами через Плоскиню – вождя бродников, в переговоры. И вот тут опять сработал очень наглядно, различный стереотип поведения.

Вероломный (предающий единоверцев, ломающий веру) христианин бродник Плоскиня крест целовал на том, что монголы не прольют не единой капли княжеской крови. И он не лгал. Князья поняли это, как то что монголы оставят им жизнь, но Плоскиня, скорее всего, знавший монгольские воззрения на этот счет, не сомневался, что князья обречены.

Монголы, считали, пролитие крови, особенно на землю,– страшным грехом, поскольку в этом случае человек не возродиться в будущей жизни. (Правда, всех своих врагов, коих рубили нещадно, они не считали людьми). Монголы не испытывали к князьям ненависти и умертвили их без кровопролития. Плененных князей связали, навалили на них помост и сели пировать сверху. Таким образом князья погибли, но кровь не пролилась. Стало быть, грех убийства и предательства не на монголах, а на Плоскине. О проступке Плоскини казаки не смогут забыть никогда. Я помню, как в станичном моем детстве, мы длинными вечерами говорили о Плоскине, и так и этак, обсуждая страшное его деяние. То, что ненавидел он князей, врагов своих, – не могло быть осуждаемо, вражда была- старая и имела- под собой основания. То, что бродники вступили в союз с монголами – это их право. Грех, в том, что Плоскиня нарушил крестное целование. Как это?! Целовать крест, а клятву нарушить? Казачья легенда гласит, что иудин грех предательства не прошел для Плоскини даром – дружина бродников – христиан ушла от своего Атамана. Когда же увидел он, что случилось с Киевской державою и Русью, то от угрызений совести помешался и повесился, на осине, которая до сих пор дрожит от омерзения.

Монголы дойдя до Венгрии повернули обратно на восток. Но при переправе через Волгу, их окружили тюрки – болгарами (предки казанских татар) и истребили почти поголовно. Однако, этот рейд монголов (всего три тумена, около 20 тысяч всадников под командованием Джабе, Субутая, и Тугачара) направленный против половцев, оказался разведкой боем.

Монголы вернулись в 1237 году под предводительством внука Чингисхана – Батыя и его двоюродного брата Мункэ. Осенью монголы взяли Великий Булгар на Волге. И страшно отомстили булгарам за то, что они изрубили и потопили, возвращавшиеся, после победы при Калке, корпуса Субутая и Джабе. Волжские булгары обращались за помощью к владимирским и киевским князьям. Но те не сочли возможным помогать “ басурманам”, а на самом деле пребывая в нелепой уверенности, что монголы Волгу не перейдут, а стало быть, княжеские земли в безопасности. Монголы и не стали переходить Волгу. Они прошли старым путем через Кавказ.

Весной следующего, года напали монголы на алан и половцев. Был убит половецкий вождь Бачман, а войска хана Котяна отступили за Дон, и приготовились к обороне.

Когда же фронтальное наступление монголов захлебнулось, они, верные своей- излюбленной тактике, чуть ослабив нажим на половцев в Предкавказье., обошли их – и двинулись на север! Начался поход на Русь, как и в первый раз, очевидно, что вели их по степи – бродники.

Монголы разбили войско князя Рязанского. В Великом княжестве Владимирском взяли четырнадцать городов. На реке Сить разбили войско князя Юрия. Взяли Торжок и Козельск… Меня в детстве мучил вопрос, который, наверное, многие задают: почему князья не и помогали друг другу, почему они не бросались на выручку городов к которым подходили монголы. В школе нам объясняли это тем, что Русь переживала период феодальной раздробленности и князья радовались, когда во владения их соседей вторгались враги. Ну, во первых, не все соседи обязательно враждуют, бывает и союзничают. Но отгадка то в другом. И я до сих пор, боюсь в нее поверить.

А сколько вообще на Руси было городов и сколько ежегодно погибало в пожарах, от нападения степняков? На Руси в то время около 300 городов, что ежегодно горело и разорялось от 15% , то есть городов сорок – пятьдесят. А монголы разорили восемнадцать – двадцать, ну пусть сорок, пусть даже 70… Потому что многие города, высылали монголам коней и провиант – т.е. то, что они требовали и оставались целы, например, Углич, иные были разорены до монголов. Так Киев – мати городов русских, за пять лет до прохода Батыя, фактически стер с лица земли черниговский князь Рюрик. Там и брать в то время, кроме Десятинной церкви, нечего. Конечно, не хотелось бы выставлять приход монголов благом для Руси, но не надо на монголов, тем более, на «татар», кем на определенный период правления Золотой Орды стали именоваться все жители Руси, независимо от национальности, что называется "“грузить" – то, чего они не делали. Монголы не оставляли в покоренных княжествах своих гарнизонов, а, стало быть, завоевание и покорение было достаточно номинальным, русские леса завоевателей вообще, не интересовали. Больше того, в качестве компенсации за свой набег, монголы освободили Северную Русь на двадцать лет от уплаты дани! Дело не благородстве или в раскаянии монголов, просто как пастухи они хорошо знали, хочешь носить тулуп и есть шашлык – дай барану вырасти. Так что про войну и про иго мы очень много знаем того, чего на самом деле не происходило. Кстати “иго” – ярмо (деревянная рама-хомут) для волов! Иными словами это система управления. Вот систему управления монголы действительно поменяли. Но иго никого на Руси особенно то не придавило.

Это была война степная. Вот в Степи, действительно, несколько лет лилась кровь. Батый вернулся в степь, соединился с южной армией и вытеснил значительную часть половцев – лукоморцев в Венгрию! Именно это монголы считали своей победой.

В 1239 году монголы взяли Берников. В 1240 – взяли Киев. Черные клобуки – предки Днепровских казаков, конная гвардия Киевских князей, не просто разбиты – разгромлены! На этом монгольский поход против Руси закончился. Далее, вплоть до 1242 года, монголы воевали на Кавказе, в Венгрии и в Польше, Вопреки расхожему мнению, которое объективные историки не подтверждают, Киевская Русь прекратила свое существование не по вине монголов – просто она у ж е п р о ж и л а. свое время. Ущерб, нанесенный монголами, хоть и был серьезный, но не смертельным – люди успевали уйти из селений и оставались живы. Киевская Русь стала слаба, ее добивали все. Ведь не менее страшными для Киевской Руси были и нашествия с запада, которых (причём, уже и с помощью монголов) отбились. Монголы утвердились в Великой Степи, в землях половцев. Была изгнана или разбежалась малая часть населения, большая же оставалась в своих кочевьях, туда завоеватели пришли и остались надолго. Началось время Золотой Орды.

Ордынцы

Для того, чтобы лучше понять, что же происходило в Великой Степи после прихода сюда монголов, нужно подсчитать: а сколько же их, монголов, было? Если отбросить все преувеличения летописцев, то будет ясно, что монголов было не более 20 тысяч.

Безусловно, при штурмах городов, использовали они местные народы – гнали их впереди своих войск. Но в походе, на. марше, все по тому же "конному способу" { каждый всадник монгол вел с собой, еще двух коней) большего числа всадников степь просто-напросто не выдержала бы.

На страницу:
3 из 10