bannerbanner
Мир и мы. Стереть стереотипы
Мир и мы. Стереть стереотипы

Полная версия

Мир и мы. Стереть стереотипы

Язык: Русский
Год издания: 2012
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 5

Речь тут надо вести и о кардинальной реформе армии и её оснащения, о стимулировании НИОКР военного и двойного назначения и производстве высокоинтеллектуальной продукции в оборонном комплексе ради соответствия вооружённых сил актуальным вызовам и передовым системам, чтобы наша совместимость с последними, взамен нынешней готовности генералов к архаичной войне, не была утрачена к тому времени, когда она сможет быть востребована.

Реальный шанс

Чтобы превратить свой потенциал в действительность, нам пора перестать мучительно переживать свой византинизм и понять, что говоря о дуализме русского сознания Николай Бердяев и Георгий Федотов имели в виду синтетический характер национального духа, а вовсе не банальную дихотомию добра и зла или разную специализацию полушарий мозга. С другой стороны, нельзя и возгордиться своим синкретизмом, пренебрежительно обозревая окрестности. Иначе можно повторить судьбу Константинополя, бесславно закончившего свой путь и так и не выполнившего до конца свою миссию. В конце концов, к сдержанности нас толкает собственная традиция: Соловьёв писал об отсутствии в ней стремления к исключительности и односторонности. Да и повезло нам больше, чем Византии: от нас не требуется духовного подчинения Западу. Наоборот, его лучшие умы сами ощущают острую потребность в идейной и культурной подпитке из родственных источников. Наши интересы совпадают, что ещё усиливает позиции России.

Когда мы всерьёз возьмёмся за свою ответственность в европейской модели, то есть погрузимся в по-настоящему патриотическое делание, тогда страна обретёт привлекательность для проживания, деятельности и сотрудничества. Нет ничего нереального, в частности, в приёме западных выходцев для обучения на русском языке и их жизни на свободных территориях, где есть инфраструктура и граждане, отвечающие минимально привычным им стандартам, что станет важным элементом нужного нации демографического роста.

Для этого надо не гоняться за тотальным превосходством над развитыми экономиками, но понять, что наша специализация – уникальные знания и эксклюзивная продукция, без которых не сформируешь запрос на тираж, – и сосредоточиться на универсальных образовании, науке, культуре, медицине. Если Южная Корея нашла свою цель в «интеллекте и традиции», почему нам не обрести её в «знаниях и творчестве»? Чем не национальная идея – стать локомотивом европейской цивилизации? Мы обладаем неповторимым ресурсом культуры (даже базовый диагноз кризиса западной модели цивилизации дал Питирим Сорокин, он же отточил и ключевые принципы социального партнёрства и европейского «социализма»), который никому иному не по силам в общем проекте. Следует лишь отдать себе отчёт в том, что культура есть не свободный набор простеньких признаков, а сложная система. Так нация сохранит себя. И вернёт вторую половину мозга западному проекту. Станет его интеллектуальным трестом и умом сердца, заняв своё достойнейшее место.

Поэтому не стоит посыпать голову пеплом из-за того, что в стране беда с выпуском своих серийных автомобилей: зато десятки штучно работающих тюнинговых ателье, заваленные заказами на годы вперёд. Да, с дизайном ширпотреба худо, однако в Ираке американцы выбросили свои М-16 и перешли на автомат Калашникова, базовая модель которого была создана сержантом с тремя классами образования! Точно также в авиапроме мы разрабатываем аэродинамику, материалы, корпуса и формируем идеологию и требования к авионике и двигателям, которые изготавливают европейцы и израильтяне. Надо не плодить подмастерий и не дурманить себя призраками жандармской державности, а возродить крепкую политическую и гражданскую нацию, уважаемую за авторитет разума, силу духа и нравственного аргумента. Россия впервые имеет шанс достичь всего, не эксплуатируя жертвенность, и заботясь, прежде всего, о себе самой, уравновесить рассудочность западного проекта и укрепить тем самым мировой баланс, ни в чём не поступившись своими приоритетами (милосердием, состраданием, совестливостью) и следуя высокому пониманию драмы жизни Св. Серафима Саровского («стяжи мирный дух и вокруг тебя спасутся тысячи») и Соловьёва («Спасающий спасётся. Вот тайна прогресса»).

Химеры

Увы, вместо деятельного движения к союзу, начиная хотя бы с поставок энергоносителей в Северную Америку, и Россия, и США в поиске сепаратного выхода пытаются за спиной друг у друга договориться с Китаем. Одни подогревают его территориальные аппетиты, другие считают, что смогут его использовать в своём противостоянии с Вашингтоном. При этом обе стороны упускают главное: подобно тому, как турки, когда за их расположение состязались Византия и западные королевства, не были намерены ни с кем договариваться надолго, китайцам ныне тоже нет в этом никакой нужды, поскольку они имеют перед собой совсем другие ориентиры и стандарты. Во-первых, для ханьцев существует единственный вид мировых господ, ибо только самих себя они считают обладателями божественного мандата на управление земной жизнью. Насколько серьёзно они относятся к своему избранничеству, показывают неоднократные еврейские погромы в Пекине и Шанхае в XX в., хотя крошечная иудейская община не обладает там никаким влиянием. Волну насилия власти объяснили сугубо идеологическими мотивами – под Небом только один народ (и это китайцы) может быть его представителем. В последнее время в этом же отношении очень характерна тональность антияпонских выступлений. Во-вторых, европейцев и американцев в Поднебесной за глаза именуют «ваньджу вандзе»: «заморские черти». При этом (вспомним, что понятия в китайской культуре шире определений, а ум и сердце неразделимы, как душа и тело) их считают бесами в буквальном смысле. Кстати, отношение к русским отнюдь не более завидно. На нас они смотрят со смесью восхищения, зависти и презрения. Последнее мы заслужили за то, что, обладая мощной культурой, не ищем в ней опоры, а постоянно насилуем её и отказываемся находить в прошлом точки отсчёта для насущной модернизации. Имея великих мудрецов, понимавших значение традиции и духовный смысл прогресса, не следуем их советам. Располагая такой литературой и древней живописью, утратили известное им знание о качествах времени и связях интеллекта с душою. Наконец, надо помнить, что всякий, в том числе китайский, магизм принципиально враждебен любой христианской культуре. В-третьих, китайцы ни у кого не видят адекватного себе понимания перспективы: если у них краткосрочной называется программа, рассчитанная до 10-ти лет, среднесрочной – до 25-ти, а долгосрочная начинается с 50-ти, то в экономике потребления те же показатели соответствуют 5, 10 и 25 годам, а у нас – 1,3 и 7-10-ти. При такой рассогласованности плодотворное взаимодействие проблематично.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

За исключением Израиля, где противостояние пролегает между городской/денежной формой цивилизации и сельской, где главные ценности – земля и вода.

2

Речь идёт о преимущественных характеристиках культурных моделей Запада и Востока.

3

Столь откровенный ответ китайского императора британскому монарху Георгу III так поразил Арнолда Тойнби, что даже русский дайджест его трудов пестрит ссылками на него.

4

Хотя Бжезинский и Киссинджер пришли к пониманию неизбежности многополярности, разглядят ли они её за пределами западного мира и его сателлитов?

5

Силу их воздействия можно оценить по интерпретации деспотизма и отношений Церкви и Царства на востоке и западе Европы такими разными авторами, как Соловьёв и Тойнби.

6

Так же, как передача ею ему политических институтов и культурных навыков – внутри- и межвидовым обменом.

7

Есть мнение, что кампанию подтолкнули разработчики альтернативного топлива. Если (?) так, то, хотя будущее за ним, слишком дорого оно уже обходится.

8

Недаром крупный европейский бизнес сделал в начале XX в. ставку на свою активность в Российской Империи.

9

Историческая заслуга М. С. Горбачёва в том, что он интуитивно бросился навстречу Западу, отчего и проявлял известную уступчивость. Сумей он провести политику вестернизации, у СССР были шансы сохранить единство, вместе с Прибалтикой.

10

Которые в нашем климате, особенно в детстве, крайне полезны для здоровья и развития традиционных функций у обоих полов.

11

Наш народ (до 70 % численности) век живёт в состоянии тяжелейшего стресса – войны, революции, голодоморы, разрухи, репрессии, гонка вооружений, резкие изломы с 30-х по 90-е, кризисы. Оттого он и тоскует по «застою», периоду относительного покоя.

12

Наличие или отсутствие общих границ сейчас не имеет такого значения для возникновения конфликта, как ещё несколько десятилетий назад.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
5 из 5