Полная версия
Алексей Широких
Ярким примером позитивного обогащения и взаимовлияния не только в духовной, но и в социально-политической жизни якутского народа стали поэма Алексея Елисеевича Кулаковского «Сон шамана» и письмо «Якутской интеллигенции», расположившиеся, хотя и позже, в один ряд с шедеврами мировой литературы.
Отказ А.Е. Кулаковского, выполнившего колоссальную, кропотливую работу по подготовке к съезду тезисов и рукописей (переписал письмо «Якутской интеллигенции» в пяти экземплярах вручную – нынешнему поколению не понять), от дальнейшего участия в работе съезда до сих пор вызывает много вопросов, на которых нет ответа.
В статье «Исторические судьбы Письма Кулаковского» профессор Георгий Прокопьевич Башарин писал: «В Заложной части Якутска разыскан (1941—1942 гг.) дом семьи Васильевых, где накануне выезда на Всесоюзный тюркологический съезд Кулаковским, по слухам, были оставлены его документы и рукописи произведений». Во время работы Всесоюзного тюркологического съезда в начале 1926 г. семья Шадриных проживала в том же районе, где на Полковой улице располагался и дом Васильева.
В настоящее время обнаружены два экземпляра рукописи письма «Якутской интеллигенции». Первый («архивный») был передан Е.М. Молотковым или И.Е. Петровым в первой половине 30-х гг. первому секретарю Сунтарского райкома ВКП(б) Н.С. Максимову, сдавшему рукопись в партийный архив, а второй экземпляр («неустроевский»), судя по заглавию рукописи, был предназначен для выступавших на заседаниях съезда. Особый интерес вызывают редактирование и корректировка текста «неустроевского» варианта рукописи, а также то, для кого были предназначены тезисы «Якутской интеллигенции» для устного выступления на инородческом съезде 1912 г.
Значительная часть выступлений была пронизана идеями письма «Якутской интеллигенции», которые витали в зале заседания съезда и оказали, бесспорно, сильное влияние на его работу. В заседаниях и прениях съезда активное участие приняли И.С. Говоров, Е.М. Егасов, А.П. Рязанский [7], в выступлениях которых можно было услышать отредактированные и корректированные, возможно, ими или одним из инициаторов съезда А.Д. Широких [8], тезисы письма «Якутской интеллигенции».
О вкладе друзей-просветителей в написание письма А.Е. Кулаковский отметил: «…Кроме того, разработка предлагаемых вопросов едва ли посильна единичным людям – потому она всецело предоставляется соединенной силе интеллигентов, патриотов и народных масс».
Труд А.Е. Кулаковского «Якутской интеллигенции», просветленный длинными ночами напролет в немеряных обсуждениях с друзьями и растиражированный его каллиграфическим почерком, предназначался, вне всякого сомнения, «соединенной силе интеллигентов», которые редактировали и корректировали его для подготовки к выступлениям на заседаниях и в прениях съезда. И круг их ограничен и известен.
Михаил Шадрин-Налтан как литературный критик, рецензируя произведения А.Е. Кулаковского, позже в статье «Якутский Ленрот» написал: «Может быть, еще преждевременно сравнивать Кулаковского с Ленротом (поэтом, собравшим и объединившим финский народный эпос), но, по крайней мере, когда читаешь этот сборник стихотворений, то не знаешь, как назвать эти звучные песни и поэмы – творением ли вдохновенного поэта-импровизатора или этнографа-диаскеваста (обрабатыватель народного эпоса).
Сборник Кулаковского – не финские «калевалы», ибо все песни (их всего 8) носят несомненные черты личного творчества, но все же много в нем и эпического. В творчестве поэта Кулаковского больше всего личных качеств этнографа Кулаковского, поэтому самобытная красота песен, оригинальность поэтических образов, колоритность речи, богатство лирического содержания поэм имеют своим источником героический эпос якутов».
Итоги трудовой деятельности Алексея Дмитриевича к концу 1912 г. можно оценить по его наградам, которые он успел заслужить за столь короткий период работы: серебряная медаль для ношения на груди на Станиславской ленте за усердие и светло-розовая в память о 300-летии царствования Дома Романовых [9]. За короткое время один из инициаторов организации съезда якутов в честь 300-летия Дома Романовых стал лидером земского самоуправления и партии «Якутский трудовой союз федералистов». И в этом есть немалая заслуга его наставника и вдохновителя, уроженца села Хахсыт Хангаласского улуса Ивана Петровича Шадрина. Эпистолярную запись своих мыслей, переживаний и тревог он вел в стихотворной форме. Лира его – иносказательная исповедь двух миров человека, насыщенная метафорами и оборотами речи, вскрывающими не только процесс мышления, но и образные мысли, которые возникали из глубины мироощущения. Отсюда и вера в какую-то иную реальность, вера в свою философию.
«С точки зрения И.П. Шадрина, чтобы вникнуть в смысл происходящих природных и исторических событий, необходимо понять логику и цели его создателя – Бога, Мирового Разума или Мирового Духа. Это следовало из его определения, что «аан дайды» (земной мир или, как перевел И.П. Шадрин, «дверь во вселенную») устроен и функционирует разумно. …Божество находится вне мира сего, этот мир устроен Им настолько совершенным, что Ему нет надобности вмешиваться в дальнейший ход мировой жизни. Он оставил мир на произвол судьбы в автономном управлении» (из статьи Панкратия Петрова «Мысли изложены мастерски», журнал «Якутский архив», 2017 г.).
Годы Первой мировой войны
Первая мировая война привела к существенным изменениям в повседневной работе общественных организаций, занимавшихся социально значимой и культурно-просветительской деятельностью в Якутском крае. В 1914 г. для решения военно-организационных проблем, таких как организация добровольной помощи раненым воинам и их семьям, материальная помощь действующей армии и другие, в Якутске был создан инородческий комитет Якутского отделения Российского общества Красного Креста.
25—29 ноября 1915 г. в Якутске состоялось совещание глав и представителей улусов Якутского округа для обсуждения вопроса о продолжении пожертвований населения на нужды войны. На совещание были приглашены члены комитета Якутского отделения Российского общества Красного Креста В.В. Никифоров, А.И. Софронов, К.О. Гаврилов, И.П. Шадрин и А.Д. Широких.
Председателем совещания был избран доверенный из Борогонского улуса И.С. Говоров, товарищем (заместителем) председателя – доверенный из Западно-Хангаласского улуса Г.В. Ксенофонтов, секретарями были избраны члены инородческого комитета общества Красного Креста К.О. Гаврилов и А.Д. Широких.
На совещании главами и представителями улусов были рассмотрены следующие вопросы и приняты соответствующие постановления:
1. О продолжении пожертвований населения на нужды войны;
2. О желательности открытия университета в Иркутске и о сборе пожертвований на его устройство;
3. Об организации частных запасов посевных семян и о способах их хранения;
4. Об участии населения в последнем внутреннем государственном займе;
5. О снабжении инородческого населения чаем и сахаром;
6. О распределении врачебных и фельдшерских пунктов.
7 июня 1915 г. А.Д. Широких был зачислен в штат Якутской областной управы исполняющим должность делопроизводителя [10], а через два года стал руководителем канцелярии городской управы. Несмотря на загруженность на новой должности, Алексей Дмитриевич продолжал активно заниматься просветительской работой и 17 октября 1915 г. решением собрания Потанинского просветительного общества Якутской области был избран членом Правления этого общества.
На данном этапе жизни внимание А.Д. Широких привлекла активизация просветительской деятельности Потанинского общества, направленная на необходимость культурного и национального самоопределения народов Сибири на равных правах с другими народами России, а также на общественное возрождение населения Сибири для защиты прав на самостоятельное и независимое существование.
По его твердому убеждению, просвещением и переустройством жизни населения Якутской области должно было заниматься сообщество единомышленников, понимавших важность отстаивания своей культуры для обеспечения развития духовного и национального самосознания якутского народа, приобщая его к образовательному процессу и высшим достижениям европейской цивилизации. Такое убеждение определило его неизменное отношение к Потанинскому просветительству и областничеству на протяжении нескольких лет.
Потанинское просветительное общество было организовано в начале XX века в г. Томске известным ученым Григорием Николаевичем Потаниным и объединяло вокруг себя представителей сибирской интеллигенции, занимавшихся в дореволюционном культурно-просветительском пространстве Сибирского региона исключительно просветительской и пропагандистской деятельностью.
После Февральской революции 1917 г. Потанинское просветительное общество вступило на путь открытой политической борьбы. Как и следовало ожидать, представители самой активной и влиятельной на территории Сибири общественно-политической организации после Октябрьской революции оказались в стане противников власти Советов. Достойным внимания оказался тот факт, что члены Потанинского общества, обеспечивавшие последовательную борьбу против власти большевиков в революционной эпохе и во времена Гражданской войны в России, занимали различные должности в структурах новой власти. Необходимо отметить, что они не сражались с оружием в руках против советской власти, а использовали идейно-политические формы борьбы.
Очередное общее собрание членов Потанинского просветительного общества Якутской области состоялось в здании Якутской городской Думы, где в руководящий состав вновь выбрали тех же лиц. Дополнительно в связи с расширением полномочий и решением новых задач Потанинского общества было принято решение избрать кандидатами в члены Правления общества В.Н. Соловьева, Н.Е. Афанасьева и Е.М. Егасова.
25—26 ноября 1916 г. А.Д. Широких принимал участие в совещании представителей улусов Якутского округа, на котором обсуждался ряд вопросов, таких как продолжение пожертвований населения на нужды войны, открытие университета в Иркутске, сбор пожертвований на его устройство, организация частных запасов посевных семян, способы их хранения и другие.
Февральская революция 1917 года
А.Д. Широких был сторонником принципов демократии и парламентаризма. В силу этого он поддержал многообещающую Февральскую революцию 1917 г. и с головой окунулся в эпицентр всех происходивших изменений. Алексей Дмитриевич продолжал работать руководителем канцелярии городской управы, был избран депутатом в городскую Думу.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.