Полная версия
История эмоций
411
Ibid. Р. 31, 181. Конструкция души у бедуинов очень похожа на западное представление о душе как о пространстве для чувств внутри тела.
412
Abu-Lughod L. Veiled Sentiments. Р. 220–221.
413
Ibid. Р. 103–108, 117.
414
Ibid. Р. 229.
415
Ibid. Р. 230.
416
Ibid. Р. 230. Кроме того: адекватной реакцией жены на оскорбление считались не слезы и не вербальная контратака, а декламация стихотворения. См. Ibid. Р. 196–197.
417
Goffman E. Presentation of Self in Everyday. Метафора, используемая Гоффманом, явно базируется на Марксовой концепции отчуждения.
418
Abu-Lughod L. Veiled Sentiments. Р. 237–238.
419
Abu-Lughod L. Veiled Sentiments. Р. 239–240, 251–252, 256–257.
420
Абу-Луход и Латц выпустили вместе книгу: Lutz C. A., Abu-Lughod L. (Ed.) Language and the Politics of Emotion. Cambridge, 1990.
421
Lutz C. A. Unnatural Emotions. Р. 3, 22, 26, 29, 39, 151.
422
Ibid. Р. 14–17.
423
Обе цитаты – Ibid. P. 3.
424
Lutz C. A. Unnatural Emotions. Р. 3–4.
425
Ibid. Р. 4.
426
Ibid. Р. 5, выделено в оригинале.
427
Ibid. Р. 8.
428
Более слабые жители Ифалика, когда хотели наказать человека за нарушение границы, говорили о песне вождя, а не о посягательстве на табу; Lutz C. A. Unnatural Emotions. Р. 169, 158. О песне вообще см. Lutz C. A. Unnatural Emotions. Сh. 6.
429
Lutz C. A. Unnatural Emotions. Р. 120, 134.
430
Ibid. Р. 136.
431
Ibid. Р. 215, 55.
432
Ibid. Р. 56.
433
Ibid. Р. 56–57, 62, 67, 73.
434
Ibid. Р. 61, 71–72.
435
Ibid. Р. 92–94, 88–89, 82, 102–103, 87–88.
436
Lutz C. A. Unnatural Emotions. Р. 128, 149, 152, 219.
437
Не один историк споткнется, увидев фотографии в этих этнографических работах: они очень характерны для своего времени, особенно когда мы на них рядом с «аборигенами» видим антропологов с длинными волосами, в старомодных джинсах и рубашках с большими отложными воротниками, какие носили в 1970‐е годы. Фотографии вообще на удивление редко становятся предметом анализа, что не может не броситься в глаза историку, получившему хоть самую элементарную подготовку в области работы с изобразительными источниками. У Латц подписи к одной серии фотографий, демонстрирующих эмоциональные выражения лица, вдруг обнаруживают редукционизм: например, фотография улыбающейся матери с голой грудью, защищающей рукой своего голого ребенка, подписана так: «Мать улыбается, видя испуг дочери, которой сказали, что у фотографа в корзине есть игла для подкожных инъекций». – Ibid. Р. 50. Первым, кто деэссенциализировал старую (не нынешнюю) этнографическую фотографию, стал Кристофер Пинни – см. Pinney C. Photography and Anthropology. L., 2011.
438
Не путать с raasa или raas – танцевальной песней в честь Кришны или Шивы. См. Schwartz S. L. Rasa: Performing the Divine in India. N. Y., 2004; repr. Delhi, 2008. P. 20.
439
Ibid. P. 8.
440
Ibid. P. 4. После «Натьяшастры» было написано еще множество комментариев; Ibid. P. 17.
441
Gargi B. Theatre in India. N. Y., 1962. P. 12. Цит. по: Schwartz S. L. Rasa. P. 15.
442
См. Shweder R. A., Haidt J. The Cultural Psychology of the Emotions: Ancient and New // Lewis M., Haviland-Jones J. M. (Ed.) Handbook of Emotions. 2nd edn. N. Y., 2000. P. 397–414, здесь p. 401.