bannerbanner
История Испании
История Испании

Полная версия

История Испании

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
11 из 12

В начале 1479 г. Хуан II скончался на восемьдесят втором году жизни.

Грани экономического развития: упадок Каталонии и взлет Валенсии

Тяжелые последствия кризисного XIV в. постепенно изживались в следующем столетии во всех областях Арагонской Короны, за исключением Каталонии. Демографический рост происходил в Арагоне, Валенсии и на Мальорке. Каталония, напротив, теряла население: между 1378 и 1479 гг. его численность сократилась примерно на четверть. Очень показательны в этом контексте примеры городов Барселона и Валенсия. Население Барселоны накануне эпидемии Черной смерти составляло около 50 тыс. жителей, в середине XV в. оно едва достигло 20 тыс. А население Валенсии, напротив, выросло с 20 тыс. человек в первой половине XV в. до 40 тыс. столетием позже. Этот рост происходил в Валенсии в основном за счет иммиграции. Кроме того, восстановились темпы аграрного развития, особенно в той же Валенсии. Однако этого не произошло ни в Каталонии, ни на Мальорке, где, напротив, шел спад объемов сельскохозяйственного производства. Что касается ремесла, то производство тканей, так активно развивавшееся прежде в Каталонии, стало заметно замедляться. В Валенсии, наоборот, ремесло растет: в первую очередь развиваются текстильное и керамическое производство, ковроткачество, а также изготовление красителей и мебели.

Но пожалуй, наиболее заметна разница темпов развития между пребывающей в кризисе Каталонией и процветающей Валенсией в области торговли. В Каталонии товарооборот стремительно рухнул в XV в., хотя дискуссия относительно хронологии кризиса пока продолжается. Некоторые авторы считают, что наиболее тяжелыми были 1440–1455 гг. Но и период гражданской войны между 1462 и 1472 гг. оказался не легче. Этот процесс шел под влиянием очень многих факторов, включая как внутренние неурядицы в регионе, так и турецкую экспансию в Средиземноморье. Итальянский историк Марио дель Треппо61 показал, что между 1455 и 1470 гг. в порт Барселоны не зашло ни одно генуэзское судно из тех, что шли в сторону Фландрии, но также между 1465 и 1469 гг. из порта Барселоны ни одно судно не отправилось в Левант. Кроме того, в 1468 г. Таула де Канви, успешно действовавшая с начала XV в., объявила об отказе платить по счетам, т.е. фактически о банкротстве. Вся Каталония в этот период пребывала в финансовом хаосе. И в целом состояние региона в правление Хуана II напоминало агонию.

Ситуация в Валенсии, и прежде всего в самой столице королевства, была прямо противоположной. Расцвет торговли, который переживал регион, объясняет присутствие в городе многочисленных иноземных купцов, в первую очередь итальянских. Недавние исследования показали, насколько процветающим был в XV в. валенсийский порт. Валенсия торговала с Кастилией, с итальянскими землями (Сардинией, Сицилией, Неаполем, Генуей и Венецией), а также с некоторыми мусульманскими областями, включая Гранадский эмират и север Африки. Другая очень важная характеристика валенсийской экономики этого периода – стабильность денежного оборота. Наиболее ярким и наглядным свидетельством подъема экономики стал невероятный расцвет, который переживало в XV в. городское хозяйство Валенсии.

В Арагоне в XV в. торговля также была на подъеме: в Каталонию везли оттуда шерсть и пшеницу, в Наварру – масло, а шафран – в запиренейскую Европу. Что касается Мальорки, то она продолжала торговать своими тканями с Северной Африкой.

Социальная напряженность. Ременсы. «Ла Буска» и «Ла Бига». «Деревенщины»

Как в сельском, так и в городском обществе существовал очень резкий разрыв между аристократией и неблагородными слоями населения. На самой верхней ступени социальной иерархии располагались крупнейшие сеньоры, к которым в Арагоне принадлежал такой род, как Фернандес де Эредиа, в Валенсии – Виларагут и Сентельес, а в Каталонии – графы Ампуриаса и Пальярса. Мелкая неродовитая знать, которая сильнее всего пострадала во время кризиса XIV в., оставалась очень слабой до конца XV в. На низшей ступени социальной лестницы находились крестьяне, самая большая по численности группа, но одновременно и очень разнородная. В XV в. было множество крестьянских восстаний, таких, как, например, восстание работников в Маэлье, в Арагоне, выступивших против своего сеньора.

Самым крупным движением сельского населения в XV в. стало восстание ременсов в каталонских землях. Ременсы составляли примерно четверть населения принципата. Несомненно, кризис XIV в., способствовавший укреплению так называемых «дурных обычаев», которые вошли в обиход у крупных сеньоров, создал условия для возникновения конфликта. В целом кризис затронул трудящихся неравномерно. Некоторые немало выиграли от него, но для большинства условия жизни ухудшились. С одной стороны, существовало движение за отмену «дурных обычаев», а с другой – владельцы, присоединившие заброшенные земли к своим участкам, стремились закрепить права на них. Социальная напряженность в сельском мире Каталонии возрастала весь XV в. и достигла кульминации в правление Альфонсо V, который решил поддержать ременсов. Они возобновили свои выступления в 1447 г., а в следующем году образовали союз. В 1455 г. была принята «Сентенция», в соответствии с которой отменялись все виды личных повинностей, включая и «дурные обычаи». Но проблема ременсов не был решена. Спустя несколько лет волнения возобновились в Старой Каталонии и совпали по времени с началом гражданской войны в 1462 г. Ременсы, как известно, поддерживали в этом конфликте Хуана II. Вопрос со статусом ременсов оставался нерешенным до правления Фернандо Католического.

Конфликт иной социальной природы, связанный прежде всего с городской средой, случился в середине XV в. в Барселоне. Речь идет о соперничестве двух партий – «Ла Буска» и «Ла Бига», первая из которых объединяла защитников интересов непривилегированного городского населения, а вторая была связана с патрициатом. Городское управление в Барселоне контролировали «почетные граждане», и эта ситуация вызывала острое недовольство других групп горожан. Они в 1452 г. создали Союз трех сословий и народа Барселоны, который объединил ремесленников, мелких и средних торговцев, лиц свободных профессий. В следующем году «Ла Буска» при поддержке королевского наместника в Каталонии Галсерана де Рекесенс, захватила власть в Барселоне. «Щепочники», находясь у власти, предприняли ряд мер протекционистского характера по отношению к местному производству, а также начали преобразования в городском управлении, нацеленные на демократизацию. Они постановили, что в Совете ста должно быть равное представительство всех городских слоев. Также «щепочники» пытались провести финансовую реформу. Однако их преобразования не привели к ожидаемым улучшениям, что очень разочаровало большинство горожан. В результате «Ла Бига», т.е. олигархия, восстановила контроль над городом. Сторонники «Ла Биги», как написал Жауме Сафонт в 1457 г., считали «щепочников» предателями. Соперничество этих двух партий в Барселоне стало одной из главных причин жестокой кровопролитной гражданской войны, которая длилась десять лет.

Наконец, еще одним очень крупным и заметным конфликтом середины XV в. было восстание «деревенщин» на Мальорке. Термин «деревенщина» (foran) использовался для обозначения крестьян и жителей небольших городков в отличие от «горожан» – жителей Пальмы. «Деревенщины», недовольные действиями городской олигархии Пальмы, восстали в 1450 г. Альфонсо V поддержал «горожан». В 1451 г. на восставших наложили огромный штраф, а некоторые из их предводителей были казнены. Эти меры привели к новым возмущениям, причем в них участвовали теперь и некоторые непривилегированные «горожане». В 1452 г. королевские войска с помощью итальянских наемников окончательно подавили восстание. На крестьян обрушились жесточайшие репрессии. В 1457 г. был казнен вдохновитель и предводитель восстания «деревенщин» Симо Бальестер.

В Арагонской Короне продолжали существовать общины мудехаров и иудеев. Самое серьезное столкновение с мусульманами произошло в Валенсии в 1456 г., когда морерия подверглась нападению христиан и была полностью разграблена и разрушена. Иудейская община сильно сократилась из-за массового обращения в христианство после событий 1391 г., а также из-за проповедей Висенте Феррера и Тортосского диспута, который состоялся в 1413–1414 гг.

Политическая структура Арагонской Короны

Арагонская Корона представляла собой довольно сложно организованную политическую структуру, поскольку включала в себя сразу несколько политических образований. Можно разделить, во-первых, собственно земли Короны, которые располагались на Пиренейском полуострове, т.е. Арагон, Каталония и Валенсия, и заморские владения: в начале XV в. это Мальорка, Сардиния и Сицилия, а в середине века был присоединен Неаполь. Таким образом, существовали значительные различия между королевствами, каждое из которых сохраняло свой собственный облик, но было объединено с другими фигурой общего суверена; и все это, вместе взятое, со времен Педро IV Церемонного стало именоваться Арагонской Короной. В данном случае следует говорить об объединении королевств, а не о федерации. Именно такая форма, как показал историк Луис Суарес Фернандес62, позволяла сочетать множественность конкретных административных форм с прочным единством в целом: «…многообразие в основе при прочном единстве на вершине». Полномочия и возможности Короны достигли своего наивысшего расцвета на излете Средневековья. Они позволяли добиваться исполнения законов, трудиться ради общего блага подданных, защищать территорию Короны от нападений врагов и, наконец, поддерживать мир.

С середины XIV в. в Арагонской Короне существовала должность главного местоблюстителя королевства (locumtenens, llochtinent). Эту должность, по сути альтер эго короля, замещали обычно ближайшие родственники монарха – жена, сыновья или братья, они исполняли королевские обязанности в случае отсутствия короля. Институт местоблюстительства имел большое значение в XV в., в частности из-за частого и длительного отсутствия в испанских землях королевства Альфонсо V. Так, когда он в 1420 г. отправился в Италию, местоблюстителем в испанских землях осталась его супруга, королева Мария. На время своего второго отъезда в итальянские земли он оставил власть в королевствах Арагон и Валенсия своему брату Хуану, а Мария стала править в Каталонии.

Полномочия Генеральной депутации, или Женералитат, созданной в середине XIV в. при Педро IV Церемонном, постоянно росли. Первоначально ее полномочия ограничивались фискальной сферой, но затем к ней добавились политические функции, и она постепенно стала органом сословного представительства в принципате. Поскольку в Женералитат были представлены все влиятельные слои населения, она стала играть исключительно важную роль во время гражданской войны 1462–1472 гг. Подобные учреждения появились и в других землях Арагонской Короны. В 1412 г. в Арагоне создали Депутацию королевства, состоявшую из восьми членов – по двое от каждого из сословий. В 1419 г.

похожее учреждение, также называвшееся Депутация королевства, появилось в Валенсии.

Культура. Распространение гуманизма

В XV в. развитие церкви в Арагонской Короне мало чем отличалось от того, что было в это время в других частях христианского мира. Великая схизма, безусловно, оказывала свое негативное влияние, пока не была преодолена в начале XV в. Необходимость церковной реформы осознавалась как высшими иерархами, так и простыми верующими. Прелаты, принадлежавшие, как правило, к знатным родам, беспокоились больше о делах земных, чем о духовных. Например, один из епископов Вика за время своего пребывания в должности ни разу не побывал в собственном диоцезе. Что касается народных масс, то здесь царили предрассудки и мистицизм. Но некоторые изменения в королевстве все же происходили, в частности здесь появился орден иеронимитов. Кроме того, были иерархи, которые убежденно отстаивали необходимость церковных реформ, например епископ Жироны, а позже кардинал Жоан Маргарит.

В XV в. в Арагонской Короне появились два новых университета, оба в Каталонии – в Барселоне и в Жироне. Кроме того, очень значительных высот достигло искусство картографии, особенно картографическая школа на Мальорке63. Самым знаменитым ее представителем был иудей Иегуда Крескес, принявший христианство. Среди произведений, созданных в XV в., следует упомянуть «Историю завоеваний королевства Арагон и принципата Каталонии», которую написал каталонский хронист Пере Томич, а также «Испанские хроники» епископа Жоана Маргарита, где он пишет о существовании единой Римской Испании. Но несомненно, самым блестящим автором XV в. был валенсиец Аузиас Марк. Его стихотворные произведения на каталанском языке были объединены в сборнике «Песни о любви, морали, душе и смерти». Интересным автором был валенсиец Жоанот Мартурель, сочинивший рыцарский роман «Тирант Белый».

Наиболее существенной чертой культуры Арагонской Короны было появление гуманистических течений и идей, пришедших из Италии. Важную роль сыграли тесные связи с Италией, которые объясняют то, что здесь довольно быстро узнали о Данте и Петрарке. Одновременно в Арагоне осуществлялись переводы текстов многих известных античных авторов: Овидия, Сенеки, Цицерона и Аристотеля. Важнейшую роль в рецепции идей гуманизма сыграл король Альфонсо V Великодушный. Этот монарх поддерживал отношения со многими прославленными гуманистами: Панормитано, Лоренцо Валлой, Джованни Понтано, Антонио Манетти. Альфонсо V проявлял большой интерес к культуре, к сочинениям античных авторов. Здесь можно вспомнить слова Панормитано: «Он никогда не отправлялся на войну, не прихватив с собой сочинений Цезаря». И добавлял: «Общеизвестно, что ничто так не радовало его, как книги». А маркиз Сантильяна задавал о нем риторический вопрос: «Разве кто-нибудь знает латынь столь же хорошо?»

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

1

Тарик ибн Зийад – правитель Танжера, военная экспедиция которого в 711–718 гг. положила начало арабо-мусульманскому завоеванию Испании.

Здесь и далее (кроме специально оговоренных случаев) примечания составлены переводчиками.

2

Кастро Кесада, Америко (1885–1972) – выдающийся испанский филолог и историк культуры.

3

Homo antecessor (лат. человек-предшественник) – предположительно занимал промежуточное положение между Homo ergaster (лат. человек работающий) и Homo heidelbergensis (лат. гейдельбергский человек). Возраст ископаемых останков составляет 936 тыс. лет.

4

Альтамира – пещера в Кантабрийскийх горах, в которой в 1879 г. был открыта живопись эпохи верхнего палеолита. Временные границы создания изображений установлены как 35600–15 тыс. до н. э.

5

Капитуляция Нуманции (городское поселение в современной провинции Сория, в настоящее время – археологический памятник с музейной экспозицией) завершила вторую Нумантинскую войну (143–133 гг. до н. э.), которую римская армия вела против кельтиберов, сопротивлявшихся экспансии Рима. Осада Нуманции и героическое поведение осажденных стали важным эпизодом в историографии испанского государства. Эти события, как и первая Нумантинская война (154–151 гг. до н. э.), были частью серии военных конфликтов, которые часто именуются Кельтиберскими войнами; так, в частности, вторая Нумантинская война известна также как третья Кельтиберская.

6

Исп. – Via de la Plata. Название переводится как «серебряная дорога», впервые оно письменно зафиксировано в XVI в. Предположительно название произошло от арабского слова al balat – мощеная дорога, которое в кастильском языке превратилось в la plata, а затем уже возникла ошибочная гипотеза о том, что это название указывает на специализацию дороги: она связывала Эмериту Августу с Астурикой Августой, близ которой находились серебряные рудники.

7

Присциллиан (340–385) – епископ Авилы, был казнен в 385 г. в Трире. Считается, что это была первая казнь за приверженность ереси. Проповедовал аскетический образ жизни, отказ от вина, целибат либо воздержание в браке. Осуждал использование труда рабов. Оспаривал состав канона Священного Писания, в частности не считал апокрифом Книгу Еноха. О целибате см.: С. 229, сн. 116.

8

Другая распространенная в исторической литературе датировка этого события – 718 г.

9

Мосарабы (от араб. musta’rib – арабизированный) – христиане, жившие на землях Пиренейского полуострова, подвластных мусульманам.

10

Аррабаль (от араб. rabad) – район, возникавший за пределами огороженного стеной ядра города – медины. Восстание в кордовском аррабале 818 г. получило название «восстание Аррабаля».

11

Отсылка к 18-й суре Корана (Пещера), в которой излагается история о том, как праведник Зуль-Карнайн воздвиг стену для защиты от народов Гога и Магога.

12

Слово «халиф» в арабском языке означает наместник, заместитель, стало обозначением верховного правителя всех мусульман – наместника Пророка.

13

Михраб – место в мечети для предстоящего на молитве. Оформляется как ниша в стене, ориентированной на Каабу, к которой молящийся должен быть обращен лицом.

14

Родинсон, Максим (1915–2004) – французский исламовед, историк и социолог.

15

Коранический налог для поддержания нуждающихся. Все мусульмане должны платить закят, так как это один из «пяти столпов Ислама» – положений, обязательных для соблюдения.

16

Сакалиба (от араб. s. aqa¯liba – славянин) – так на арабском именовали славян, а также другие народы Центральной и Восточной Европы.

17

Маликизм – богословско-правовая школа, основанная Маликом ибн Анасом (711–795). Была распространена в Северной и Западной Африке, аль-Андалусе.

18

Мутазилизм – (от араб. му’тазала, обособившиеся, отделившиеся) – первое крупное направление в исламской мысли, возникшее в VIII в. в Басре.

19

Мувашшах – средневековый жанр строфической песни с рефреном. Каждая песня состоит из 5–7 строф по 4–10 строк. Заджаль, бытовавший в аль-Андалусе в устной форме с IX в., по форме воспроизводил мувашшах, но в арабоязычном тексте использовались слова или целые строки на романсе.

20

Моксо, Сальвадор де (1921–1980) – медиевист, исследовавший сеньорию и проблемы истории феодализма в Испании.

21

Санчес Альбонос-и-Мендуинья, Клаудио (1893–1984) – испанский и аргентинский историк-медиевист и политик, в 1968–1971 гг. возглавлял испанское правительство в изгнании.

22

Менендес Пидаль, Рамон (1869–1968) – выдающийся испанский историк-медиевист и филолог.

23

Эти термины использовались для обозначения зависимого крестьянского населения. Четкой разницы в степени и характере зависимости между ними не прослеживается. Частота использования терминов зависит от хронологии и региона.

24

Сведения об этом событии стали основой для одного из самых знаменитых средневековых поэтических произведений – «Песни о Роланде», записанной в XII в. на старофранцузском языке. По версии, изложенной в поэме, на арьергард армии Карла Великого, возвращавшейся с испанских земель, напали мусульмане, которым противостоял племянник императора – Роланд, погибший в сражении при Ронсевале.

25

Старая Каталония – исторический регион, возникший на территории Испанской марки, где в IX в. сложились графства Ампуриас, Руссильон, Бесалу, Серданья, Жирона, Уржель и Барселона. Условной границей между Старой и Новой Каталонией считается линия вдоль реки Льобрегат, по долине верховьев Сегре до гор Монтсек.

26

«Толкование на Апокалипсис» Беата Льебанского (730–800) известно по многим рукописям. Их главной особенностью является обилие миниатюр, среди которых одна из самых ранних европейских карт мира (mapa mundi) с указанием регионов миссионерской деятельности апостолов. Эти манускрипты принято именовать «беатами».

27

Тайфа – (от араб. тауаиф) – группа, религиозная община.

28

«Страх 1000 года» – эсхатологические настроения, которые, по мнению ряда исследователей, распространились в европейских странах в канун наступления 1000 г.

29

Не путать с современным автономным сообществом Эстремадура.

30

Мосарабский обряд – особый чин богослужения, сложившийся на Пиренейском полуострове в VI–VII вв. Другое название – испанская (вестготская) литургия.

31

В тех случаях, когда автор дает каталонские имена в кастильском варианте, это сохранено при переводе, однако в соответствии с отечественной традицией при первом упоминании персонажа в скобках дается каталонский вариант имени.

32

Мелкая монета, изготовлявшаяся из вельона – сплава серебра и меди в разных соотношениях.

33

Мудехары – мусульманское население Пиренейского полустрова, остававшееся на территориях, отвоеванных христианами в ходе Реконкисты.

34

Констанция Сицилийская (1248–1302) была дочерью Манфреда, короля Сицилии и незаконного сына императора Фридриха II Гогенштауфена, т.е. принадлежала к династии, правившей Сицилией до Анжуйской династии.

35

Анжуйская династия – ветвь дома Капетингов, представители которой правили в Неаполитанском королевстве, Сицилии, Венгрии и Польше в XII–XV вв. Основатель – Карл I Анжуйский (1227–1285).

36

За власть над островами в это время шла борьба между Пизой и Генуей. Для того чтобы получить власть над Корсикой и Сардинией, Хайме нужно было вытеснить оттуда генуэзцев, которые к тому моменту их контролировали.

37

Как король Сицилии (в 1296–1337 гг.) известен как Фадрике (Федериго) II (III). Двойной «порядковый номер» связан, видимо, с тем, что прадед короля Фридрих Гогенштауфен, первый с таким именем на троне Сицилии, как император был Фридрихом II и Федериго, именуя себя Федериго III, хотел подчеркнуть имперскую линию наследования.

38

Альмога´вары (almogа´vares) – легкая пехота в странах Арагонской Короны, прославившаяся в ходе Реконкисты. В XIII–XIV вв. в качестве наемников воевали также в Италии и в Восточном Средиземноморье.

39

Морской консулат – судебный орган, занимавшийся делами морской торговли. Кроме Барселоны сущестовал также в Валенсии и в ряде городов за пределами Испании.

40

Среди историков существуют разные мнения о том, какую из Королевских курий можно считать первыми кортесами Арагона и Каталонии.

41

Югада – единица земельной площади в Испании. Традиционно считается, что ее размер составлял 32 га. Однако историки полагают, что размер югады сильно различался в зависимости от области и хронологического периода.

42

Арансада – единица земельной площади. Варьировала в разных областях от 3,6 кв. м. до 4,5 кв. м.

43

Перес де Гусман, Алонсо (1256–1309) – основатель дома герцогов Медина-Сидония. Эпизод обороны Тарифы в 1294 г., когда ее комендант Перес де Гусман пожертвовал сыном, чтобы отстоять крепость, стал сюжетом романса и приобрел хрестоматийную известность.

44

После того как Энрике одержал победу в этой борьбе, его графский титул стал названием новой династии.

45

Рехидоры – должность в муниципальном управлении. Входили в состав аюнтамьенто – главного органа муниципальной администрации в Испании и Латинской Америке.

46

Подразумевались королевские родственники, отличавшиеся неумеренными амбициями.

47

На страницу:
11 из 12