bannerbanner
Ключи к гармонии мира
Ключи к гармонии мира

Полная версия

Ключи к гармонии мира

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Адель Чилякова

Ключи к гармонии мира

Всё во всём и всё должно быть едино.

Древневосточная философия

Всякое царство, в себе самом враждой разделённое, обратится в пустыню, также город всякий или дом, разделённый в себе самом, не устоит.

Евангелие от Матфея, 12:25

Когда Господу угодны пути человека,

Он и врагов его примиряет с ним.

Коран, 16:7

Мораль разрубает узел, который политики не могли развязать.

И. Кант, «К вечному миру»

Вся тьма в мире не может погасить света одной свечи.

Франциск АссизскийСовременники и классики

© Адель Чилякова, 2024

© Интернациональный Союз писателей, 2024



Адель Чилякова, Ташкент

Образование: Московский Государственный университет им. М. В. Ломоносова (факультет журналистики) и Государственный Карлов университет в Праге (доктор философии).

Писатель, поэт, автор научных работ, журналист, режиссёр-постановщик, модератор на дипломатических приёмах.

Издано около 30 книг, сборников, методических пособий и публикаций, художественных и научных, 200 журналистских произведений в Узбекистане, России, Чехии, Словакии и Англии.

Награды и статусы: Академик; PhD, профессор; Citizen of the Earth XXI и Aristocrat of the Earth XXI (UNESCO, 2023); Премия Министра Иностранных дел Чешской Республики Gratias Agit (2013); медали Ф. Достоевского, И. Бунина, А. Фета и «Святая Русь» (Российский Союз писателей (2021–2023).

Гармония мира: «Восток + Запад + Север + Юг» на платформе высших ценностей

Идея проекта «Планета – наша общая Родина» родилась вместе со мной в многонациональном Узбекистане, утверждалась в своей интернациональной сущности в период моей учёбы в Московском государственном университете и во время наших бесед с патриархом российской журналистики профессором Я. Н. Засурским, обретала многопрофильные знания и опыт во время защиты докторской диссертации в Пражском Карловом университете и во время моей работы в европейской сфере науки, образования, культуры, управления, дипломатии и экономики. Евразийский, а точнее, глобальный симбиоз и научно-гуманитарную синергию проекта я продолжила после возвращения на родину, черпая силы и знания из поддержки гражданского общества Узбекистана, Посольства Чешской Республики и Посольства Азербайджана в Узбекистане, Российского союза писателей, Союза композиторов и бастакоров[1] Узбекистана, Республиканского интернационального культурного центра, а также из глобальной сокровищницы научной мысли мира, классической и современной. Интерес к моему проекту и желание участвовать в нём проявили гуманитарные организации из Великобритании и Соединённых Штатов Америки, этому же способствовала публикация моих произведений в разных странах мира.

Особенно большое влияние на мои научные изыскания в области глобальных, комплексных систем и их применения оказали труды американского учёного Фритьофа Капры, российского профессора Владимира Буданова, англо-американского учёного Грегори Бейтсона, британского социолога Энтони Гидденса; из классической философии: древневосточной и немецкой. В совокупности это определило глобальный характер моих работ в области научного и гуманитарного творчества, а также их публичной и сценической презентации как единой синергетической композиции. Современные исторические и политические события сплелись воедино с моей личной судьбой и в форме автобиографических экскурсов составили с ней единое целое.

Универсум сохранения и устойчивого развития жизни ставит перед всеми сферами человеческого сознания и деятельности требование объединить решение ключевых задач в глобальную систему наук о сложных, живых, искусственных и образно-эмоциональных системах. Это требование не только научное – решающее значение в единении имеют человеческий фактор, наша способность ко взаимному обучению, самоорганизации и сотворчеству на единой международной платформе. Вышеупомянутое международное сотрудничество, несмотря на печальные события военных противостояний, глубоко трогает меня и придаёт веры в лучшие человеческие черты вместе с осознанием, что только вместе мы можем решать ключевые проблемы нашего времени. Вот некоторые из них.

➧ Новое возрождение единства мира на платформе метаэтических ценностей, присущих всем гуманным религиям и моральным кодексам мира.

➧ Сотрудничество философии, религии, науки, искусства и материального мира в построении единой платформы общечеловеческих ценностей «Восток + Запад + Север + Юг».

➧ Конвергенция естественно-научных и социогуманитарных дисциплин и методов для сохранения человеческого в человеке и восстановления расколотого единства мира.

➧ Народные академии как школа демократии и партнёрства гражданского общества, государства и личности.

➧ Познание как активное взаимное обучение, самоорганизация и сотворчество гражданского общества с государством и личностью.

➧ Механизмы, новые формы и модели совместного решения проблем с участием гражданского общества, народа.


Ответом на универсальные вопросы должен быть сопряжённый универсальный ответ, включающий вышеперечисленные и другие аспекты. Необходим системный мегалог и синергетический синтез наших совместных ответов. В качестве вклада предлагаю метафорическую связку ключей и опыт своего евразийского (а точнее, глобального) научно-гуманитарного проекта «Планета – наша общая Родина» и его театрально-научной лаборатории – арт-студии «Свет». За четырнадцать лет он прошёл интегральную аппликацию в гражданском обществе Узбекистана, которая подтвердила необходимость системного подхода, обоснованность теоретических установок синергетики и инновационных методик моих народных академий. Подтверждением служат и около ста отзывов и рецензий на мою деятельность, опубликованных в Азии и Европе, получение мною в 2023 году учёного звания «академик» и «профессор», наднациональных статусов «Гражданин мира» и «Аристократ мира» от Всемирного философского форума и Аристотелевской философской академии (ЮНЕСКО), Международной премии Gratias Agit от министра иностранных дел Чешской Республики в 2013 году и медалей Ф. Достоевского, И. Бунина и А. Фета и «Святая Русь» от Российского союза писателей в 2020–2023 годах. Перечисленные и другие документы и отзывы представлены на литературных порталах Российского союза писателей вместе с моей художественной прозой, поэзией и научной публицистикой («Проза. ру», «Стихи. ру», произведения, сборник «Евразия о деятельности А. А. Чиляковой», https://proza.ru/avtor/adela4 и https://stihi.ru/avtor/adela4).


Ключ первый. «Всё во всём и всё едино» (древневосточная философия)

Подобный способ мышления необходим для возрождения единой картины мира, трансдисциплинарной и всеохватной, мышления, анализирующего и синтезирующего реальные и потенциальные связи многочисленных параметров в сфере естественных, гуманитарных и образных дисциплин, на стыке и во взаимодействии философии, синергетики, математики, кибернетики, физики, биологии, социологии, религии, идеологии, управления, экономики, культуры, искусства, образования, психологии и пр. Подобный способ мышления необходим и для создания искусственного саморазвивающегося интеллекта, способного в качестве «единого мозга» объединять эти процессы согласно установке, что решение системных задач – это не простая сумма ответов на каждый отдельный вопрос, а их взаимодействие ещё в процессе создания ответов, в процессе их единения и взаимоувязывания. К сожалению, современная практика коллективной работы в междисциплинарной проблематике часто сводится не к созданию анализирующего синтеза, а к отдельным статьям из разных дисциплин, которые потом публикуются в общем сборнике.

Вышеуказанная трансдисциплинарность и всеохватность труда на стыке естественно-научных и социогуманитарных дисциплин – программа работы для научно-исследовательского коллектива или международного института. Нечто в этом роде предполагалось создать вначале, но после внезапной кончины руководителя организации, инициировавшей в Узбекистане мои разработки, новое руководство в 2018 году отстранилось от поддержки и государственного финансирования заказанных разработок, даже не обсудив их с автором. Однако идея проекта и его реализация к тому времени уже приобрели успешный характер запланированного сотрудничества с гражданским обществом и национальными культурными центрами этой организации, и я уже не имела морального права его прервать.

Проект включает фундаментальный и практический, естественно-научный и социогуманитарный анализ и синтез. Автор проекта в сотрудничестве с гражданским обществом объединяет в мегалоге людей, идеи и практические действия на платформе общих высших ценностей, становится автором и вдохновителем научных статей и художественных произведений, их публичной и сценической презентации, писателем, поэтом, драматургом, журналистом, переводчиком, сценаристом, режиссёром-постановщиком, организатором творческих и научных встреч, модератором, лектором, продюсером и актрисой. Все эти процессы реализуются в ходе собственного саморазвития и самоорганизации, без государственной поддержки и финансирования, в условиях репрессий со стороны чиновников, личный интерес которых не совпадает с инновациями, предлагаемыми проектом, ибо эти инновации способны упорядочить систему государственного и общественного управления согласно президентским документам и стратегии ООН и, таким образом, противостоять системе коррупции, взяточничества и клановости.

В результате бюрократического противодействия сложилась ситуация, в которой логическая необходимость единого сопряжённого анализа и синтеза свелась к тому, что я оказалась единым (и единственным) мозговым центром и актором фундаментальных и прикладных разработок проекта и их публичной презентации. Это был вызов судьбе, абсурдный по своей сложности, но имеющий и логическую обоснованность в необходимости единого инновационного мозга. Чтобы принять его, надо, наверное, быть немножко сумасшедшей. Приняв этот вызов, я, конечно, не осознавала полного масштаба его всеохватное™. Всю фантастическую сложность и красоту такого трансдисциплинарного, трансконфессионального, транснационального и мультикультурного труда я с ужасом и восторгом осознала, уже погрузившись в него, а потом не могла от него оторваться. Несмотря на отсутствие государственной поддержки, я работала самостоятельно и благотворительно для Республики Узбекистан над евразийским (глобальным) проектом, начатым мной ещё в Европе, субсидируя его собственным трудом и своей обычной пенсией по возрасту.

К моему внутреннему восторгу от логической красоты закономерностей науки и перспективных моделей устойчивого развития прибавилось чувство благодарности за безвозмездное участие представителей всех основных структур гражданского общества Узбекистана в моём проекте и международную поддержку, которая началась со стороны Посольства Чешской Республики в Узбекистане и продолжилась участием международных и духовных организаций России, Англии, США и других, несмотря на то что сегодня идёт 2024 год, третий год печальных военных событий и противостояния этих стран. Это ещё одно подтверждение факта, что внутреннее спонтанное притяжение духовных идей и ценностей, логической силы науки и красоты искусства заложено глубоко в человеческой душе и оно не исчезло. Не могу без внутреннего трепета комментировать совместное гармоническое участие и интерес представителей этих стран к моему творчеству и деятельности, в моей душе навсегда запечатлелась эта уникальная гармония человеческого в человеке. В результате этого мой проект «Планета – наша общая Родина» оказался не мертворождённым творением, а успешным экспериментом, происходящим на глазах у мировой общественности.

Пожалуй, возможности дальнейшего развития проекта на платформе и в условиях одной страны, Узбекистана, на сегодня себя исчерпали. Перспективными являются развитие и реализация инновационных форм и моделей проекта «Планета – наша общая Родина», способствующих решению ключевых задач мирного и устойчивого развития на иной, международной, демократичной и интернациональной, платформе в странах с авторитетным государственным управлением.


Ключ второй. Общая платформа, аудитория и методика на основе единых метаэтических ценностей

Автор рассматривает и имплицирует понятия единства, целостности, устойчивости, развития и высших общезначимых ценностей в системе и структурной динамике их взаимодействия с теорией живых систем, теориями сложных систем и образных систем, таких как ключевые характеристики разумной жизни, во взаимодействии восточного и западного мышления, расширяя их географию на Восток + Запад + Север + Юг. Относится к ним не как к простой сумме, а как к форме внутреннего диалога, вернее, многополярного мегалога, их пересечения в живом взаимодействии. «Восток и Запад есть в каждой вещи», – сказал Гегель. Принципы науки синергетики и теории живых систем присутствуют в традициях и мышлении Востока и Запада. Представления восточных культур о природном мире как живом организме взаимодействуют с современными представлениями о биосфере как целостном организме, в который включен человек. Несиловые взаимодействия синергетики, основанные на кооперативных эффектах, порождающих новые структуры и уровни организации, созвучны принципу «у-вэй»[2] восточной культуры и стратегии решения без насилия. Рациональность западной культуры корреспондирует с древневосточными представлениями о связи истины и нравственности.

Предчувствие и осознание единства мира, необходимость объединительных тенденций нашего познания и познавательных систем отмечали многие известные физики XX века. Сторонник диалога культур физик Фритьоф Капра в книге «Дао физики» отмечает, что современная картина мира близка к представлениям восточных религиозно-философских систем, к которым относятся индуизм, буддизм, даосизм, дзен-буддизм. Понятия современной физики, говорит он, зачастую обнаруживают изумительное сходство с представлениями, воплощёнными в религиозных философиях Дальнего Востока. А. Генис в своей книге «Вавилонская башня (искусство настоящего времени)» отмечает, что мир – это не собранное из отдельных элементов-кубиков сооружение, а единое целое; Вселенная состоит не из вещей, а из процессов; это паутина взаимозависимых и равно важных процессов. Китайская философия рассматривает Вселенную как когерентную, в которой каждое событие связано с другими событиями. «Наука сегодня, я надеюсь, – пишет Илья Пригожин, лауреат Нобелевской премии, – сохранит аналитическую точность, присущую западной науке, но также будет заботиться о глобальной, холистической перспективе, стало быть, выйдет за рамки раздробленности классической культуры». Российский учёный Е. Н. Князева видит в синергетике резонанс идей и культурных традиций Запада и Востока: «От Востока синергетика воспринимает и развивает далее идею целостности (всё во всём), идею цикличности и идею общего закона, единого пути, которому следует и мир в целом, и человек в нём. А от Запада она берёт позитивные стороны традиции анализа: опору на эксперимент, общую значимость научных выводов, их кумулятивность и транслируемость».

Четырнадцатилетний опыт моего проекта подтверждает обоснованность этих заключений и развивает их на единой платформе, в единой аудитории и с единой методикой народных академий во взаимодействии культур, религий, философий и наук разных народов и конфессий, на основе общезначимых этических ценностей, в условиях многонационального, многоконфессионального и многокультурного Узбекистана, в сотрудничестве с достижениями науки и культуры остальных стран мира. Объективно существует система общезначимых ценностей, применимых к людям любой эпохи, расы, национальности и вероисповедания; с системой этих ценностей согласился бы любой нормальный, здравомыслящий взрослый человек на основании рационального размышления. Глобальная платформа общих ценностей, закреплённая в документах ООН, ориентирует на самосохранение человеческого сообщества как целостной системы и полноценной личности. Метаэтические, то есть высшие моральные ценности были в XVIII веке сформулированы европейским философом Иммануилом Кантом и глобально расширены в документах ООН. Недостаток внимания к культуре и философии неевропейских народов, в том числе восточных и стран глобального Юга, догму суверенитета и другие пункты, за которые был раскритикован автор философского трактата «К вечному миру», автор проекта «Планета – наша общая Родина» корректирует и в духе Всемирного философского форума (ЮНЕСКО), в духе философии «Восток + Запад + Север + Юг» предлагает идеологию нового Возрождения, подтверждая рациональную научную суть эмотивными образами своих художественных произведений, театральными адаптациями мировой и своей драматургии и собственными переводами из поэзии тридцати стран мира, пяти частей света: Австралии, Азии, Америки, Африки и Европы.

Интуитивизм, обращённость к внутреннему миру человека, спиритуальность и восприятие реальности как единого целого и живого мира, присущие восточной философии, объединяются с теорией живых систем, с формированием мышления посредством рациональных и эмотивных образов и понятий, в симбиозе научного и образного, эстетическо-этического мышления. Вместе с тем автор проекта опирается на возможности построения рациональных математических матриц и моделей развития, на принципы синергетики сложных систем, размышляет и работает в масштабах транснациональности, трансконфессиональности, трансдисциплинарно-сти и многокультурности, на стыке многих дисциплин и сфер сознания, в диалоге культур, традиций и философий. При этом авторская парадигма общих ценностей Востока, Запада, Севера и Юга свободна от тяготения к той или иной идеологии, религии и культуре, она включает не то, что разделяет участников, а то, что их объединяет. Сближение религий и культур, в отличие от сближения наук, не означает их слияния и отказа от собственных гуманных принципов, традиций и образов.

Совместный труд, коллективное творчество и действия – это подтверждение социальной значимости каждой страны и каждой личности, которая примет участие в общем процессе взаимного обучения, самоорганизации и сотворчества в рамках региональных и транснациональных народных академий, предложенных моим проектом и направленных на совместное решение конкретных задач в разных сферах жизни, с опорой на устойчивые ориентиры: нравственные, материальные, культурные и духовные. Это общий знаменатель сближающего, многополярного мегалога людей и стран и совместная школа демократии.


Ключ третий. Структурный характер народных академий – условие перехода от «ручного» управления к научному в региональной и глобальной системах

Единое – одно из фундаментальных понятий философии и математики не только в смысле целостности, но и в смысле диалектической взаимосвязи его свойств, систем и структур. Создание и воссоздание новых структур особенно важно, ибо сегодня рушатся даже привычные структуры, многие из них становятся неэффективными, не давая возможности охватить комплексность проблем, понять связи и взаимодействия между вещами, находящимися для сегментированного сознания в разных областях. Парадигма народных академий позволит эффективнее строить не только междисциплинарные, межнациональные, межкультурные и межконфессиональные связи, но и взаимодействие систем неравновесных, живых, искусственных и образных, а также выстраивать взаимосвязанную структуру отношений и встраивать новые структуры по принципу живых систем эволюционирующего живого организма.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Бастакор – узбекский и таджикский профессиональный традиционный музыкант. Сочинитель и исполнитель, создатель версий традиционных инструментальных и вокальных мелодий. – Прим. ред.

2

У-вэй – недеяние, отсутствие (целенаправленной) деятельности], в китайской философии (особенно в даосизме) термин, который выражает принцип невмешательства в естественный порядок вещей и ход событий ни с этических (конфуцианство, моизм), ни с прагматических (моизм, легизм) позиций. – Прим. ред.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу