Полная версия
Интернет зависимости.net. 41 воспитательная ошибка, которая толкает в цифровое болото. Часть 2
Так возникает конфликт между реальной и виртуальной средой. А дальше цифровое болото затягивает. Происходит реальное, медленное, очень постепенное изменение. Специалист нарколог вам расскажет про уровни «погружения»:
Обсессивно-компульсивное мышление. Когда по мере развития все больше внимания направляется в зону цифрового интереса, ребенок все время думает об одном – как бы быстрее попасть в виртуальный мир.
Утрата контроля. Когда выполнять текущие активности по возрасту уже «не в кайф», компьютер как бы поглощает другие сферы жизни, в которых начинают снижаться результаты. То есть наблюдаются изменения на психологическом, социальном, а часто и на физическом уровнях.
Отрицание. Как форма защиты, которая мешает признать наличие проблемы и начать что-то менять.
Так технологии могут способствовать личности в реализации, в развитии способностей и завоевании вершин, а могут стать бестолковой привычкой, пристрастием, увлечением, которое с каждым годом затягивает, разрушает сознание, пожирает энергию, здоровье, подчиняет все эмоции и мысли. Как правило, одномоментно в таком состоянии оказаться невозможно. Это годы. Годы неэффективного воспитания и дисфункциональных приемов, которые в результате и приводят к подобным способам психологической адаптации.
На этом этапе о профилактике речи не идет. Это болезнь, которую нужно лечить. И не терять время, потому что самая большая ошибка, когда семья начинает что-то менять, выстраивать новый воспитательный подход с подростком, у которого сформированная психологическая зависимость. И безусловное принятие и развитие навыков, которое было актуально в детстве, сейчас является потерей времени. Все, что вы делали до этого, возможно, способствовало развитию болезни. Поэтому сейчас нужно ставить вопрос четко: «Либо движение по социальным ролям, либо лечение». Не тяните, у детей недостаточно развит эмоционально-волевой ресурс. Если вы с ним все детство были в слиянии, то его вообще нет. Поэтому человек может понимать, что «делает что-то не так, всех подводит и это плохо», но сделать с собой ничего не может.
В той же аналогии с болотом: если ты уже по шею в трясине, то сам не выберешься, хоть сколько не пытайся двигать руками, ногами или даже мозгами. Ты будешь тонуть.
Семья – это главная система, к которой принадлежит каждый из нас. Психологи скажут – это группа людей, взаимодействующих как одно целое. А поскольку все части системы взаимодействуют в тесном контакте, то улучшение (ухудшение) состояния своих детей – это наших рук дело, реакция на воспитательные приемы.
В первой главе мы обсудили различия дисфункциональной семьи от функциональной в срезе постепенного развития конфликта реальности в сознании «цифрового ребенка». В этой обсудим воспитательную стратегию, которая оказывает влияние на формирование идентичности.
Ошибка 9. Полное непонимание воспитательной стратегии
Мнения профессионального сообщества, касающиеся вопросов экранного времени, достаточно разные. Да, ограничения обязательны для дошкольников и младших школьников. Но по мере развития подростки требуют все больше и больше автономии.
Идеально, когда с самого детства ребенок привык к каким-то внешним ограничениям. Например, в некоторых семьях модем автоматически отключается в девять вечера. И никто перед сном в интернете не зависает: ни дети, ни взрослые. И вопросов по этому поводу не возникает – это традиция для всех, привитая с самого раннего возраста. Но, по правде говоря, это один процент. У всех остальных все обычно по-другому.
Сначала непоследовательность в вопросах экранного времени, мы дергаем гаджеты и компьютеры, используя их как рычаг управления поведением и мотивацией более активно действовать в других сферах. По мере взросления сталкиваемся с сопротивлением, конфликты перерастают во взаимную ненависть и ожесточенную борьбу «кто кого».
В переходный возраст происходит разрыв. А следом психологическое отделение. Всё. По сути, дальше подросток двигается сам. Чаще всего его сознание уже подхватывает информационная волна и несет туда, куда дует ветер.
А родители, кто как может, пытаются справляться. И в этой точке многие совершают череду ошибок. Происходит бесконечная вереница ошибочных реакций на проблемное поведение подростка. Мы пытаемся хоть как-то удержать ситуацию под своим контролем, но эту набирающую силу лавину уже невозможно остановить. Вот эта точка, где каждый решает, как справляться со сложностями возраста, является спусковым крючком развития зависимости.
Рассмотрим этот механизм простым языком, а не в бесконечной научной терминологии. И от самого простого, от понимания сути сконструируем общую воспитательную модель, систему действий, чтобы понять стратегическое направление движения.
Чаще всего мы зарываемся в оперативке, вязнем в мелких проблемах, разрушаем отношения со своими детьми сиюминутными эмоциональными упреками из-за неспособности добиться желаемых результатов и переживаний на почве страха собственной несостоятельности как родителя. В результате у многих дом из тихой гавани просто превратился хаотичную среду, где траектория каждого настольно импульсивна и реактивна, что напоминает мотыльков, которые кружат над костром.
Понятно, когда взрослые себя ведут так, то дети просто это копируют у нас же?
Возьмем обычную семью. У каждого, нравится им это или нет, существуют определенные обязательства и роли, с ними связанные. Дети учатся, родители работают, сидят в декрете с маленькими или просто выстроили такой образ жизни, позволяющий заниматься своим хобби. Не важно, самое главное – у каждого есть свое направление и цели, с ним связанные. Допустим, каждый день взрослые и дети садятся в машину и едут за грибами. Каждый день мы встаем, собираемся, оцениваем погоду, как нужно одеться, выстраиваем маршрут движения, соответствующий целям. И используем технологии как средство их достижения.
Но вот проблема – подросток взрослеет, требует все больше свободы, при этом его намерения ограничиваются стремлением почаще развлекаться и прыгать в цифровой мир. А процесс «сбора грибов» (обучение, развитие), естественно, отходит на второй план. Родители об этом беспокоятся больше, тинейджеру и так хорошо – кормят, защищают от непогоды в теплой комнате, решают вопросы с внешним миром, планируют будущее.
Так как в этом возрасте происходит отделение от семьи, на родителей часто смотрят буквально как на чужих, а в сознании идет процесс полной переоценки ценностей, то закономерно возникают споры и последующий передел власти. Вот она точка, где постепенно растет и копится напряжение – дети не особо хотят вообще рано вставать и совершать действия в реальном мире, учиться. И каждый пытается «воспитывать».
То есть мы выбираем способ, с помощью которого пытаемся решать проблему отсутствия желания с удовольствием бегать за грибами. От выбора доминирующих в вашей семье приемов, взглядов на текущее положение дел, своего поведения и поступков будет зависеть, как сформируется направленность личности ребенка. Вокруг чего в результате сформируется устойчивый интерес – собирать реальные грибы и ягоды в настоящей жизни, используя при этом свои способности, технологии, зная свои сильные стороны и таланты? Или стремиться всеми силами в иллюзорный мир, где собранный урожай будет пустышкой? Способны ли будут ваш сын или дочь самостоятельно управлять этим процессом переключения с получения удовольствия и бесплатного кайфа на реальные дела, которые требуют дисциплины, концентрации и воли? Что будет более важно для них самих, когда личность, по сути, остается наедине с собой, сепарируясь от мнения близких в силу процесса отделения и большей ориентации на сверстников?
Одно из определений воспитания – управление процессом развития личности. Все наши действия имеют значение в долгосрочной перспективе – они либо созидают, приближая к независимости и способности отвечать за себя или свои действия. Либо, наоборот, разрушают, подталкивают все глубже заныривать в цифровое болото без какой-либо способности контролировать себя и время, проведенное в интернете.
Специалисты фактор семьи считают ведущим. То есть больше половины случаев, когда у подростка явная симптоматика зависимости, приходится на влияние дисфункциональной семьи. Когда с самого раннего возраста родители применяли свою единственно правильную воспитательную модель, в результате чего с годами получили явные черты характера у своего ребенка. И самое главное, продолжили совершать ошибки, выбирая реакции на проблемное поведение. В нашем случае это цифровые интересы и неспособность ими управлять. Но можно расширить – употребление алкоголя, курение, энергетики или сильнодействующие ПАП (психоактивные вещества).
Интересный момент. Когда человек после лечения снова попадает в ту же среду, то происходит как бы откат. Его поведение может повториться, а сознание вернуться на прежний уровень, если взрослые не пересмотрят свои воспитательные подходы и не поймут, что они сами же взращивают приспособленца, который врет и ведет себя агрессивно. Но они же имеют все рычаги, чтобы это изменить. И они в ваших руках! Самое главное – перестроиться и понять эти процессы как можно раньше, тогда вы с проблемой вообще не столкнетесь к переходному возрасту. И даже в случае, когда подобные проявления и появятся, то сохраните выдержку и грамотно эффективно среагируете, отодвинув эмоции и стресс, который может поглотить любого. Потому что вопрос серьезный. И он касается собственных горячо любимых детей.
Дальше мы будем обсуждать эти элементы системы, что добавить, а что нужно убрать из-за неэффективности. Пятая книга, в общем-то, об этом.
Но если стратегически посмотреть на процесс воспитания «цифрового ребенка», то внимание, которое обычно вертится вокруг бесконечных запретов экранного времени, сместится полностью в другую зону. На развитие способностей и талантов, связанных со сбором грибов в реальном лесу. На том, что благодаря грамотно выстроенной системе мотивации ребенок получает положительные эмоции, двигаясь по социальным ролям. На том, что у него с каждым годом получается все лучше и лучше, и родители это видят и замечают. Более детально обсудим это дальше. Самое важное понять процесс – ты получаешь ощущения счастья и победы, и постепенно именно с этой активностью сознание связывает свою жизнь и удовольствие.
Лучшие клинические психологи работают в индустрии гейм-дизайна и они прекрасно знают механику вовлечения. Когда ты прошел уровень, получил ачивку и планируешь, как ты пройдешь следующий этап. Эти приемы просто нужно использовать, чтобы научить собирать реальный урожай, получая ощущение победы от результатов в своей жизни, а не от пустышки в онлайн-игре.
Добавлять новые элементы имеет смысл тогда, когда вы четко видите то, что не работает. Вот от чего стоит отказаться в первую очередь:
Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется четким правилам.
Взрослые – хозяева ребенка. Что правильно, а что нет, решают они.
Родители держат эмоциональную дистанцию, всегда правы и с высоты своих лет точно знают, как нужно действовать.
Воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее.
Чтобы понять уровень текущего развития своего ребенка, достаточно сделать один простой шаг. Полностью убрать все внешние ограничения и трезво посмотреть правде в глаза. Будет ли он учиться, посещать занятия, хватит ли внутренней мотивации и понимания смысла этой деятельности? Или все с радостью будет заброшено, как только тебя перестанут контролировать? Вот об этом нужно задуматься как можно раньше. Потому что к переходному возрасту ваши приказы будут встречать отпор, а возможно, уже. Когда вам в открытую заявляют: «Как же ты достал/-а!» При этом и грибы собирать с удовольствием желания нет – только вкусно ужинать, пока другие взрослые бегают по лесу в поисках пропитания.
Ошибка 10. Наличие признаков дисфункциональной семьи, гипоопека, гиперопека
Если в автомобиле какая-то поломка, то в сервисе механик начнет с диагностики, чтобы выявить причину поломки и понять, какой механизм перестал исправно функционировать и где необходима замена. Врач пациента с жалобами отправит на определенные анализы, а только потом по результатам назначит лечение.
Специалист, занимающийся коррекцией поведенческих девиаций, в том числе различными формами зависимостей, при первой консультации предполагает дисфункцию семейной системы. Как обычно происходит? Взрослые, обращаясь за помощью, прямым образом взваливают ответственность на самого ребенка или подростка. «Он ничего не хочет! Она не учится! Ничего нельзя заставить! Целыми днями сидит в телефоне или играет в онлайн-игры!». Список можно продолжать: онлайн-казино, порноконтент, интернет-серчинг (бесцельное шатание по цифровому городу).
Все это проблемы «цифрового общества». Но важно не обвинять в чем-то своих детей, не виноватить их каждый раз. Да, проблема патологического вовлечения в интернет есть. Да, проблема серьезная. Да, ваш сын или дочь могут нарваться на мошенников и попасть под влияние. И еще раз да, подросток разворачивает внимание на окружающий мир, а группа становится более значима, чем родительский авторитет.
Если семейная система функционирует исправно, то «поломки» личности, явных поведенческих проблем и тем более дезадаптации не возникнет.
Не ребенок виноват, что «так себя ведет». А взрослые, которые частенько применяют воспитательный мусор, прямым образом создают среду, способствуя развитию отклонений. Врачи, занимающиеся лечением более серьезных химических зависимостей, называют это наркогенной готовностью. То есть родители немало потрудились на ниве семейной педагогики, что подготовили почву для болезни.
Вернемся к аллегории со сбором грибов. Взрослый обращается за помощью с жалобой – не хочет чадо ничего делать, целыми днями сидит дома и играет. Уже не знаем, что и делать. Лечите его! А мы дальше побежим по своим делам, потому что надо еще грибы собирать. Но вам ответят, что необходима семейная психотерапия, наивысшая цель которой – помощь в превращении дисфункциональной семьи в функциональную.
Поэтому кратко обозначим основные механизмы родительской семьи с целью диагностики и выявления текущего положения дел в формате ваших детско-родительских отношений:
Признаки дисфункции:
Отрицание проблем и поддержание иллюзий.
Замороженность правил и ролей.
Конфликтность во взаимоотношениях.
Недифференцированность «Я» каждого члена («Если мама сердится, то сердятся все»).
Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимой стеной.
Все скрывают секрет семьи и поддерживают фасад псевдоблагополучия.
Склонность к полярности чувств и суждений.
Абсолютизирование воли, контроля.
Вакуум интимности.
Закрытость системы.
На что заменить нефункциональные механизмы?
Проблемы признаются и решаются.
Поощряются свободы (свобода восприятия, мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества).
Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся.
Члены семьи умеют удовлетворять свои потребности.
Родители делают то, что говорят.
Ролевые функции выбираются, а не навязываются.
В семье есть место развлечениям, в том числе цифровым.
Ошибки прощаются, на них учатся, делают выводы и извлекают уроки на будущее.
Гибкость всех семейных правил, возможность их обсуждения.
Отдельно стоит остановиться на двух стилях дефектного воспитания, которые способствуют развитию эгоизма и ложной системы ценностей.
Гипоопека
Родители уделяют детям мало времени и внимания, так как сами «очень занятые люди». Подобные семьи делятся на две категории.
В первой родители заняты пьянством. Беспризорник, не найдя любви и внимания дома, будет искать их на улице. Но в цифровую эпоху ситуация изменилась – детям доступны любые группы деструктивной направленности прямо в социальной сети. И многие там оказываются. Во второй категории семья является внешне благополучной. Но родители заняты зарабатыванием денег, строительством карьеры, квартиры, личной жизни. Поэтому на ребенка физически не хватает времени. Близкий контакт заменяется подарками, игрушками, велосипедами, модной одеждой. Но ребенку это не нужно. Ему нужно личное участие в жизни, когда тебя обнимут, разделят эмоции, поймут и поддержат и будут любить любым. В таких условиях, где родительское внимание – дефицитный ресурс, вырастает эгоист. И пример он скопирует у взрослых, как заниматься только собой, а к близким людям проявлять лишь формальное внимание и откупаться подарками. И часто единственный близкий друг и соратник – компьютер, а в некоторых случаях незнакомый френд из чата, который понимает тебя лучше, чем вечно недовольные родители.
Если рассматривать гипоопеку на примере нашей семьи грибников, то родители где-то далеко, всегда заняты, их физически нет рядом. Поэтому приходится учиться ориентироваться в лесу самостоятельно, никто ничего не подскажет, на практике не научит, не поможет в сложной ситуации сориентироваться на местности. Отсюда возникает целый спектр проблем, потому что без взрослого очень легко заблудиться, прийти к ложным умозаключениям, присоединиться к хищникам, которые будут действовать только в своих интересах.
Гиперопека
В этом случае родители просто все решают и делают за своего ребенка. Чрезмерная забота в таких семьях является следствием любви, которая в дальнейшем может просто разрушить личность.
Как это выглядит? В норме каждый выполняет свои обязанности. У всех свои роли. Но один из гиперопекающих родителей так сильно любит, что системно берет часть ответственности и решений задач по возрасту на себя. Он еще маленький, он без меня не справится. И так годами. Вместо того, чтобы учить детей навыкам, как собирать грибы, как с каждым годом делать это еще лучше, показывать, как осваивать новые территории, где еще больше урожай, родители ребенка жалеют, перекладывая в пустую корзиночку малыша то, что собрали сами. Или просто в лес не пускают, потому что комары искусают. Такие дети очень плохо ориентируются во времени и пространстве, они очень слабо адаптированы к реальным условиям жизни, потому что все детство прошло под колпаком родительской опеки. Они не умеют бороться ни за себя, ни тем более отвечать за других. При первой серьезной проблеме человек быстро ломается, потому что он просто не привык. Он испытывает эмоциональную перегрузку, с которой психическая система быстро найдет, как справиться: либо в онлайн-игре, либо в алкоголе, либо в наркотиках. Спасибо родителям.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.