Полная версия
Роса пустыни. 7 А Берешит, Шмот, Ваикра
Тогда можно выдвинуть предположение: во многих галактиках существуют планеты с разумной жизнью, каждая такая цивилизация реализует свою историю; существа в разных цивилизациях могут сколь угодно отличаться друг от друга внешним видом, устройством и физиологией; можно даже предположить наличие не только углеродно-органической, но и кремнийорганической или еще какой-нибудь жизни. Каждая такая цивилизация, возможно, получила свою Тору (соответствующий этой цивилизации срез бесконечной Б-жественной Торы, единой для всего мироздания) и решает свои духовные и материальные задачи. А Тв-рцу несложно одновременно наблюдать за всеми многочисленными цивилизациями и за каждым живым или неживым объектом в них. И именно обилие звезд и галактик в нашей Вселенной ставит под вопрос необходимость в параллельных вселенных, хотя и не исключает в силу неизвестных нам желаний и целей Тв-рца их существования. Возможно, совсем не случайно Тв-рец ограничил максимальную скорость сигналов во Вселенной скоростью света, которую Он же установил не столь уж большой по сравнению с расстояниями между галактиками (хотя в масштабах нашего земного мира она представляется нам огромной) для исключения взаимных контактов различных цивилизаций, разбросанных по необъятным просторам Вселенной.
Но ни нам, ни им не дано вступить во взаимный контакт из-за космических расстояний и технологических ограничений, которые никому не удастся преодолеть в ограниченный период существования Вселенной, и каждая такая цивилизация (включая, естественно, и нашу) будет существовать как единственная во всем необъятном мире. Похоже, что и духовные (посмертные?) миры каждой такой цивилизации образуют взаимно непересекающиеся множества большого супермножества таких миров.
1.1.3.б
Одно из наиболее известных выражений из нашей недельной главы приведено в стихе 2:18: «И сказал Г-сподь Б-г: нехорошо [имеется ряд переводов этого выражения «лё тов hэйо́т»] человеку быть одному, сделаю ему помощника как бы против него [также имеется ряд переводов этого выражения «э́зэр кэнэгдо́”; мы несколько свободно переведем это выражение как «помогающий критик»]». Следуя комментарию РАШИ, основной блок комментариев пошел по пути объяснения взаимоотношений мужа и жены. Мы же пойдем несколько другим путем.
На листе 84 (лист пэй-да́лет, конец станицы I и начало страницы II) трактата «Ба́ва Меци́а» Вавидонского Талмуда (название трактатов Талмуда принято оставлять в транслитерации, но не переводить на другие языки) приведена история спора рабби Йоханана бен Закая и рабби Шимона Рейш Лакиша, который закончился их разрывом, болезнью и смертью уже весьма немолодого (75 лет) рабби Рейш Лакиша, который был учеником и многолетним напарником (иврит: хавру́та) рабби Йоханана в изучении Торы. Заменой рабби Рейш Лакиша в качестве напарника рабби Йоханана в изучении Торы мудрецы назначили рабби Эла́зара бен Пда́та, одного из крупнейших мудрецов того времени. Эта замена не была принята рабби Йохананом в качестве желаемой, в результате и он заболел и спустя некоторое время умер в возрасте около 120 лет.
Нам важно понять, кем был рабби Шимон Рейш Лакиш для рабби Йоханана в изучении Торы и почему большой мудрец рабби Элазар бен Пдат не смог заменить рабби Йоханану рабби Рейш Лакиша. Гемара́ привела объяснение этому словами самого рабби Йоханана, обращенными к рабби Элазару бен Пдату (перевод р. Реувена Пятигорского): «Сын Лакиша каждый раз, когда я приводил то или иное положение [закона], возражал на мои слова, приводя двадцать четыре возражения, на что я приводил ему двадцать четыре объяснения, и так, в ходе нашего спора становился понятным закон. Но ты постоянно говоришь: „Учили в [той или иной] Бара́йте, которая помогает твоим словам“. Зачем мне это? Разве я не знаю, что то, что я говорю, верно?» Мы видим из слов рабби Йоханана, что рабби Шимон Рейш Лакиш был для него тем самым «помогающим критиком». Рабби Рейш Лакиш не опровергал слов рабби Йоханана и был бесконечно предан Учителю, но он своими возражениями помогал рабби Йоханану «отполировать» закон, довести его до законченной полноты и обоснованности, закрыть все возможные возражения и лакуны. Рабби Йоханану совершенно не были нужны подтверждения его слов или восхваления его мудрости – при таком напарнике он не продвигался в изучении и формулировании закона, и хотя он был изначально и безусловно прав в своих высказываниях, позднее могли прийти добросовестные, доброжелательные и ученые критики, ищущие только правду и точность закона, и предъявить возражения, которые уже на стадии изучения и формулировки закона приводил рабби Шимон Рейш Лакиш, и в поиске ответов на эти возражения рос в Торе рабби Йоханан (который прожил долгую жизнь, 80 лет был главой йешивы в Тверии и составил большую часть Иерусалимского Талмуда), но так не смог поступать мудрец рабби Элазар бен Пдат, всегда соглашающийся с Учителем.
Это учит нас тому, что нам совершенно необходим критик наших мыслей и слов, так как практически никому из нас не дано увидеть картину какого-то явления в полноте всех его граней. Невозможно все время писать серьезные труды в закрытой келье, нужны помогающие возражения, споры с доброжелательными, но строгими и бескомпромиссными коллегами, использование в своей работе их наработок. Труд в Торе – он тоже коллективный, хотя в качестве автора чаще всего записан один человек.
В науке, кроме системы рецензирования, в любой серьезной работе приводится обзор литературы, чтобы понять и записать то, чего достигли предшественники и от чего следует отталкиваться, делая очередной шаг. Зачастую важным является доклад (или серия докладов) на конференциях с изложением научного достижения, также с целью получения доброжелательных (приятно, но научно менее важно) или критикующих (а это очень важно) отзывов для доведения работы до возможной ее полноты. Иначе мы легко можем попасть в положение героя эпиграммы Эльдара Рязанова:
Что ни напишет – издается вскоре,Доволен кабинетным варевом.Он думает – переплывает море,На деле – окунается в аквариум.И когда мы пишем, например, политическую статью, нам важно прочитать статьи многих наших сторонников и противников, чтобы увидеть проблему в блеске многих граней и подходов, увидеть полноту картины, которую один человек редко может самостоятельно, без знания многих иных, совпадающих по взглядам с автором или противоречащих им, мнений, построить в своей голове. И лишь тогда наше новое по сравнению с уже написанным слово, новый взгляд, новый подход, новая грань рассматриваемой проблемы засияют положенными им красками.
1.1.5.а
Так как Тв-рцу заведомо известны все события материального мира от его Творения до его конца (нельзя сказать «заранее», так как Тв-рец находится вне времени, которое существует только в нашем материальном мире), то Он знал, ка́к человек воспользуется дарованной ему свободой воли, знал, что он съест запрещенный плод и история пойдет по пути деятельности в мире смертных людей. Поэтому Он в Своей Торе поставил перед еврейским народом задачу непрерывно различать добро и зло и выбирать добро, что было бы невозможно без четкого понимания, что́ есть добро, что́ есть зло и как различать между ними. Тора пишет: «Смотри, предложил Я тебе сегодня [а значит, разъяснил или оперся на твое знание, идущее от поедания Адамом плода дерева познания добра и зла и переданное его потомкам] жизнь и добро, смерть и зло [жесткие, неразрывные пары] … жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие [«… благословение, если послушаетесь заповедей Г-спода, Б-га вашего, … а проклятие, если не послушаетесь…» – стих 11:27, 28 недельной главы «Рээ» книги Дварим]. Избери же жизнь» (стихи 30:15, 19 недельной главы «Ницавим» книги Дварим).
Наши мудрецы полагают, что плод дерева познания добра и зла был с самого начала предназначен в пищу человеку, который уже изначально должен был различать добро и зло, но плод был предназначен для поедания в первый шаббат, во время, посвященное познанию, а Адам съел его еще в шестой день. Он был наказан тяжелым трудом и смертностью его самого и его потомков, но знание добра и зла оказалось критически важным для человечества. Отсюда мы учим важную вещь: любое знание, даже самое необходимое, должно сообщаться человеку в то время, когда он может принять и понять его, а слишком ранняя передача информации может не просто оставить информацию непонятой, а сильно изменить, искривить жизнь человека. Но и поздняя передача необходимой информации или обучение соответствующим навыкам тоже могут привести к невозможности усвоения знания и навыков и тем самым сильно осложнить жизнь человека или не дать ему развиться до изначально данных ему уровней. Поэтому в психологии описаны временны́е (возрастные, по уровням зрелости ребенка) окна возможностей для многих видов знания, которые должны прийти на подготовленную для восприятия данного знания почву. Например, изучение сложного логического и абстрактного мышления должно начаться (на ранее подготовленной почве знаний и навыков мышления) в 9—11 лет. Раньше нормально развивающийся мозг еще не готов воспринять эти навыки, позже – закрывается окно возможностей глубокого восприятия этого типа мышления. Мы это явно видим на обучении музыке или игре в шахматы, которое нужно начинать рано, где-то в 5—6 лет, а более позднее начало обучения уже не приведет к выдающимся результатам даже в случае, когда соответствующие таланты были даны ребенку от рождения. Но это же верно и для восприятия сложных областей Священного учения: не раньше, но и не позже, всё в свое строго ограниченное время. Мы это подробно обсуждаем в 1-м томе нашей книги «Орбиты Израиля».
1.1.10.а
Существует огромный блок еврейской литературы, посвященной жертвоприношениям, – как описывающий «технические» особенности жертвоприношений, так и объясняющий смысл, мировоззренческие и философские аспекты этого типа Службы. И каждый человек должен постараться понять, пропустить через себя, принять на глубинном уровне эти совсем непростые идеи жертвоприношений.
Стих 4:3 говорит о жертве (первой в истории!) Каина Г-споду. А следующий стих говорит о жертве Эвеля. Идея жертвы Тв-рцу сама по себе выглядит странной: Тв-рец не нуждается ни в чем, в том числе в жертвах, и поэтому упоминаемые в Торе формулировки «приношение Мне», «Мой хлеб», «приятное благоухание Мне» (например, стих 28:2 недельной главы «Пинхас» книги Бемидбар) являются антропоморфными, то есть выражениями, написанными вроде бы в понятиях человека. Поэтому сама идея жертвоприношения нам не очень понятна – взять что-то ценное для человека или для его окружения и уничтожить. Это еще можно было бы принять как самонаказание человека за грех. Даже в качестве признания, заявления о том, что всё принадлежит Тв-рцу, было бы легче понять и принять реализацию этого признания в совершении Б-гоугодных дел, в помощи людям с передачей им своих материальных, временны́х и душевных ресурсов, в поведении и действиях, соответствующих указаниям Тв-рца («… послушание лучше жертвы, повиновение лучше жира баранов» – Шмуэль I, 15:22), но не в уничтожении чего-то ценного для человека, особенно если в этом ценном нуждаются другие евреи, но совершенно не нуждается Тв-рец.
Если идолопоклонников при жертвоприношениях (включая человеческие и особенно детские) вела идея задобрить их б-жество в предположении, что оно что-то получает от жертвы – желательное для него и умиротворяющее его, доставляющее ему удовольствие, – с целью получить что-то желательное человеку от этого б-жества или, наоборот, предотвратить нежелательное для человека действие весьма сильного б-жества, то как эта идея вошла в иудаизм в качестве одной из базовых идей, вложенных Тв-рцом в Свою данную нам Тору, да еще в виде наших обязанностей в процессе сложнейших процессов жертвоприношений в качестве службы Тв-рцу, мы не удостоились понять до конца.
Жертвы Эвеля и Каина описаны в Торе как абсолютно добровольные, инициированные исключительно сами жертвователями без указаний Свыше. В дальнейшем в Торе жертвоприношение в Храме стало одной из важнейших обязательных заповедей (точнее, большой системой общенародных и личных заповедей). Рав Адин Штейнзальц (Эвен-Исраэль) пишет на странице 175 своей книги «Контуры Талмуда» (Тель-Авив: Москва-Иерусалим, 1981. 244 с.): «… можно усмотреть в акте жертвоприношения три значимых аспекта – отдачу [вроде бы своего имущества], замену [себя при зарезании жертвы] и приобщение [к единой общенародной службе Тв-рцу]».
Мы ни в какой мере не сомневаемся ни в важности, ни в абсолютной обязательности тщательного исполнения всех указаний Торы, но пытаемся в соответствии с нашими скромными интеллектуальными возможностями и малыми познаниями насколько возможно понять эти указания. Одно из направлений понимания идеи и важности жертвы: зная особенности души и мышления человека, Тв-рец счел, что система жертв как часть службы в Храме, как и вся эта храмовая служба в ее сложной полноте, – наиболее успешный подход с целью удержать народ на правильном с Его точки зрения пути самих людей в жизни, способ создания и постоянного подкрепления их ощущения непрерывного ответственного стояния перед Тв-рцом в любой момент их жизни. Иначе все благие пожелания о правильном пути в жизни и помощи людям окажутся непрочными и недолговечными. Поэтому иудаизм не может сохраняться «в сердце», он должен реально выражаться во внешних делах, обязательно не только индивидуальных, но и общественных – в Службе, в изучении Торы, в активной жизни и в помощи людям именно как осознанный путь в иудаизме, который должен обязательно осуществляться во всем комплексе, а не в отдельных его аспектах.
Мы видим основное значение системы общественных жертвоприношений в качестве центрального объединяющего народ элемента построения и наполнения действиями храмовой Службы, создания ощущения общности народа, в качестве действия, цементирующего единство народа в единой Службе. А личные жертвоприношения – как необходимый элемент общественно демонстрируемого значимого для индивида поведения (как жертвы за грех, так и мирные жертвы для организации пира). Человек, для того чтобы устойчиво оставаться в рамках иудаизма, необходимо должен сознательно демонстрировать как окружению, так и, главное, самому себе «правильное» внешнее, глубоко индивидуально-добровольное по сути, по содержанию и общественное по форме поведение во многих аспектах, но наиболее зримо – в Службе (храмовой или синагогальной) и в изучении Торы, что должно стать внутренней потребностью и ведущей нитью поведения человека. Человек должен заботиться о своей правильности не только в глазах Тв-рца, но и в глазах окружения, ведь недаром мы просим в начальной части утренней молитвы (в конце утренних благословений): «И да обретем мы сегодня и впредь милость, любовь и милосердие в глазах Твоих и в глазах всех, кто видит нас».
И все-таки идея жертвоприношений осталась не до конца понятой нами, хотя совершенно невозможно списать эту идею на учет Тв-рцом человеческой приверженности традиции, предшествующей иудаизму, ведь еврейский народ сохраняется без Храма и без жертвоприношений, хотя и непрерывно изучает по текстам эту область Службы. Нам ни насколько не удалось представить себе, даже эскизно, возможное притягивающее и объединяющее построение Службы Тв-рцу без центральной точки службы (Храм реальный или виртуальный как память о реальном Храме с надеждой на его восстановление вскорости, в наши дни) и без общественных и личных жертвоприношений, реальных или виртуальных, изучаемых.
Но мы знаем, что огромные отрезки времени (уже полтора тысячелетия, включая современный мир) евреи провели и проводят без Храма и без жертвоприношений. И мы видим, что реально только «портативное государство» (ежедневное участие в службе и ежедневное же изучение священных книг, в первую очередь Талмуда, и сплоченное проживание в еврейском соблюдающем Тору и заповеди окружении при демонстрации «правильного» поведения) удерживает евреев и их детей (что особенно трудно в наше время) в иудаизме даже при современном существовании вроде бы еврейского (по декларациям, но не по фактам, не по построению и функционированию) государства Израиля, само существование которого никак не удерживает евреев в иудаизме.
И мы с нетерпением ждем построения Третьего Храма и восстановления всей системы храмовых жертвоприношений, хотя это будет нелегко в условиях господствующей городской цивилизации.
1.1.10.б
Особо отметим, что в допотопном сельском хозяйстве существовали растениеводство (от Каина) и животноводство (от Эвеля) и это было первым разделением труда между потомками Адама; правда, в Торе не описано птицеводства. Особая неясность с животноводством. Мясо до Потопа не было разрешено в пищу; тогда зачем сильно развивать животноводство, содержать большие стада, делая это специальностью для некоторых людей (например, для Явала, сына Лэмеха и Ады, по стиху 4:20) – только ради шерсти и молока (и навоза для удобрения почвы в растениеводстве)? Если нужны шкуры, то куда девать туши?
1.1.10.в
На вопрос Тв-рца Каину о его брате Эвеле после убийства последнего Каин отвечает одним из известнейших выражений: «Не знаю, разве я сторож брату моему? (иврит: hашомэ́р ахи́ анохи́. В классическом иврите нет вопросительных или восклицательных знаков и передаваемые этими знаками интонации задаются соответствующим грамматически построением предложений)» (стих 4:9). Конечно, на этот стих имеется бесконечное множество комментариев, в основном обсуждающих попытку Каина уйти от ответственности за совершенное преступление (запрет убийства следует отнести к естественным заповедям, без связи с указанием Тв-рца о таком запрете или отсутствием такого указания. Но и само убийство с одной стороны явно не было непреднамеренным (Каин самостоятельно и без принуждения сделал действия убийства), но с другой стороны и не было задуманным заранее (Каин не был врагом Эвеля вчера и позавчера), оно было осуществлено под влиянием аффекта и неясно осознавал ли в этот момент Каин, что он делает, мог ли различать добро и зло – обычные вопросы психиатрической экспертизы, призванной установить может ли человек отвечать перед судом за свои действия в момент совершения преступления). Мы же попробуем предложить объяснение слов Каина, исходя из его понимания бессмысленности лжи Тв-рцу или отрицания ответственности перед Ним за свои деяния, безусловно известные Тв-рцу не только на уровне действий, но и на уровне мыслей в пределах данной человеку в материальном мире свободы воли, свободы выбора. Будем исходить из идеи абсолютной правдивости Каина. Кстати, заметим, что в Торе нет ни слова о погребении тела Эвеля, что, среди прочих версий, может свидетельствовать о его мгновенном разложении до уровня праха и о том, что только его кровь принята землей.
Итак, «не знаю». Нет сомнения, что у Каина было понятие о различиях тела и души и о бессмертии души, обитающей вне тела в мире душ. И Каин ответил: «Душа Эвеля ушла к Тебе, и я, не зная устройства мира душ, действительно не знаю, где она теперь находится и что делает».
«Разве я сторож брату моему?» – «Я мог бы быть ему сторожем при его жизни в том же мире, где и нахожусь сейчас я, материальном мире. Но если его душа, его сущность, его Я ушли из моего материального мира, я не могу отвечать за него, контролировать его, „пасти“ его».
То есть ответы Каина были совершенно правдивыми, и он хотя не принял на себя ответственности за убийство Эвеля, не демонстрировал раскаяния в совершенном, но и не прятался от этой ответственности, не отрицал ее.
Но этот стих можно считать при таком прочтении декларацией Торы о существовании бессмертной души и о знании первых людей об этом, а само убийство (как и поедание запрещенного плода Адамом и Хавой перед этим) – демонстрацией наличия свободы воли у человека этого мира.
1.1.10.г
Расширим мысль о городской цивилизации, впервые созданной Каином, мысль, начало которой высказано нами в комментарии 1.1.10 на эту недельную главу в 1-м томе нашей книги «Роса пустыни».
После убийства (первого в истории!) Каином Эвеля Каин стихом 4:12 был отлучен от земли и приговорен быть скитальцем и странником. Он не потерял надежд на лучшее будущее (при серьезном раскаянии) и совершил великий подвиг общемирового значения: по стиху 4:17, он построил город под названием Ханох. Всё время существует вопрос: зачем был нужен город для одной семьи, что там огораживать?
Ответим на него: Каин основал совершенно иной тип цивилизации, чем тот, который развивался в то время на земле. В то время развивалась исключительно сельскохозяйственная цивилизация – животноводство и растениеводство (об эпохе собирательства и охоты Тора не упоминает). А Каин основал городскую цивилизацию, которая сегодня стала ведущей в мире. Сегодня о ней написано много книг и защищено немало диссертаций. Но первым был Каин. Особенностью людей городской цивилизации является выполнение нужных людям работ, не связанных напрямую с землей и получением продукции сельского хозяйства. Эта цивилизация была одним из следствий начавшегося разделения труда, и городские специальности требовали определенных, отличных от крестьянских, навыков и полнодневной работы. И тогда появились возможность и необходимость обмена результатами труда города и деревни (прямого обмена или через универсальный эквивалент труда – деньги). Можно предположить, что первыми работами городской цивилизации было ремесленничество (посуда, ткани, обработка металлов (Туваль-Каин, сын Лэмеха и Циллы, по стиху 4:22)), затем присоединились культура (Юваль, сын Лэмеха и Ады, по стиху 4:21), торговля как специальность, инженерия (сначала – мелиорация), медицина, юриспруденция и пр. Несколько особняком стоит мореплавание, по признаку отсутствия прямой связи с сельскохозяйственным производством отнесенное нами к городским специальностям.
Поэтому город Каина, начавшийся как поселение для одной семьи, со временем сильно изменил мир.
1.1.15.а
Перескажем поучительную историю, взятую нами из еженедельного листка «Таами́м лэшульха́н шабба́т» («Приправы к субботнему столу») в переводе на русский язык, шаббат главы «Шмини» книги Ваикра 2023 года: «Гаон рабби Михл-Йеhуда Лефкович, глава йешивы Поневеж для молодых, в молодости жил в городе Воложин, и когда он поднялся в страну Израиля, то учился в йешиве Хеврон. Однажды в разгар учебы возникло сложное противоречие [при изучении одного из разделов Талмуда], которое даже лучшие умы йешивы, включая глав йешивы, не смогли разрешить. По совету одного из учеников они обратились к рабочим-йеменцам на соседней стройке и изложили вопрос из трактата Талмуда. Пожилые йеменцы развернули перед ними всю тему с комментариями РАШИ и То́сфот предельно ясно и просто, так что противоречие само собой исчезло. Михл-Йеhуда изумился и спросил друзей: „Что это за скрытые праведники, так ясно и глубоко понимающие весь Талмуд? Почему они трудятся на стройке как простые рабочие?“ Друзья ответили, что эти рабочие – действительно гении в Торе. Но у них есть правило, которое они усвоили у предков: не получать материальной выгоды от короны Торы. Они работают на стройке полдня, а остальное время посвящают Торе».
1.2 Недельная глава «Ноах»
1.2.4.в
Зададим вопрос: а зачем вообще был нужен всемирный Потоп? Тв-рец в дальнейшем так легко будет устраивать моры (быстротекущие смертельные эпидемии неясной этиологии и невыясненного генеза) в народе Израиля при его, народа, не лучшем поведении, что для Него устроить всеобщий мор для всего живого на земле с минимальными исключениями для тех, кто в конце концов оказался в Ковчеге, – дело легкой техники (а в технике исполнения Своих желаний Тв-рец явно никак и ничем не ограничен). Можно было устроить всеобщий мор (не коснувшийся тех, кого Тв-рец решил сохранить). Можно было лишить всех уничтожаемых людей, животных, пресмыкающихся и даже птиц свободы воли и отправить их добровольно утопиться. Можно было лишить живое на земле способности размножаться. Да мало ли что еще мог придумать Вс-сильный в своей неограниченной фантазии. Поменять свойства земли, которая, по мнению еврейских мудрецов, до Потопа чувствовала моральный уровень проживающих на ней и реагировала соответственно (но почему-то сама не расправилась с извращающими свой путь на земле), а после Потопа это свойство осталось только у земли Израиля – для Него тоже несложно (и это мы воочию наблюдаем сегодня! Наша Страна сжимается как шагреневая кожа и «свободный», бесконечно «прогрессивный» мир поддерживает наступающих на нас со трех сторон бандитов (а четвертая наша сторона – море, куда нас хотят сбросить). Да, недаром говорят, что у всех нееврейских народов столько неба над головой, сколько земли под ногами, и только у евреев столько земли под ногами, сколько Неба над головой).
Поэтому нам осталось констатировать только две цели Потопа – растворить трупы погибших людей и животных (чего можно было бы легко достичь при добровольном утоплении живности) и дать Ноаху с семьей ощущение чудесного спасения, что тоже было несложно организовать. Маловато целей, и поэтому огромное по массивности используемых средств исполнение Потопа для таких некрупных задач оставляет нас в недоумении (по мнению некоторых ученых, техника осуществления Потопа заключалась в том, что вода поднялась из мантии Земли (небольшая часть имеющейся в мантии горячей воды (примерно 20%) подняла уровень Мирового океана на 8 тысяч метров при его средней нормальной глубине 4 тысячи метров) и туда же спустилась по окончанию Потопа. Роль дождей в Потопе, по-видимому, была крайне незначительной и должна была дать ощущение, что вода – везде, и сверху, и снизу. Физический механизм извлечения воды из мантии и отправки ее обратно неизвестен).