bannerbanner
Азбука спасения. Том 50
Азбука спасения. Том 50

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 7

Преподобный Никодим Святогорец

Если ты желаешь победить своих врагов как можно скорее и легче, необходимо тебе, брат, вести брань со всеми страстями своими непрестанно и мужественно, особенно же и преимущественно против самолюбия, или неразумной любви к себе в самоугодии и в саможалении, – потому что оно служит основой и источником всех страстей и потому что его иначе укротить нельзя, как непрестанными произвольными самоозлоблениями и любовной встречей скорбей, лишений, напраслин, притеснений со стороны мира и мирских. Опущение из виду этого безжалостного к себе отношения было, есть и будет всегда причиной безуспешности наших духовных побед, их трудности, редкости, несовершенства и непрочности.

НЕСМЫСЛЕННАЯ ЛЮБОВЬ

Страсть есть неестественное движение души, или по несмысленной любви, или по безрассудной ненависти к чему-нибудь чувственному… Преподобный Максим Исповедник

Преподобный Максим Исповедник

Страсть есть неестественное движение души, или по несмысленной любви, или по безрассудной ненависти к чему-нибудь чувственному, или за что-нибудь чувственное: по несмысленной любви, или к яствам, или к женам, или к имению, или к преходящей славе, или к иному чему-нибудь чувственному, или ради сего: – по ненависти несмысленной, когда ненавидят, как выше сказано, без рассуждения что-либо из вышесказанного, или кого-нибудь по причине того.

Или опять – зло есть погрешительное суждение о познанных вещах, сопровождаемое неправильным их употреблением. Так в отношении к вещам, правильное суждение о совокуплении целью его поставляет деторождение, но кто имеет при этом в виду одну сласть похотную, тот погрешает в суждении, недоброе почитая добрым. И таковой, совокупляясь с женой, злоупотребляет сим. Подобным образом должно рассуждать о понимании и употреблении других вещей.

Когда демоны, отторгнув ум твой от целомудрия, окружают его блудными помыслами, тогда со слезами воззови ко Владыке: изгоняющии мя ныне обыдоша мя: радосте моя, избави мя от обышедших мя (Пс.16:11; 31:7). И избавишься. Изнемогают демоны, когда чрез исполнение заповедей уменьшаются в нас страсти: погибают, когда в силу бесстрастия души совершенно исчезают из ней, не находя в ней того, чем держались в ней, и чем воевали против ней. Сие-то значит: изнемогут и погибнут от лица Твоего (Пс.9:4).


Преподобный Григорий Синаит

Когда душа чрез вдуновение создана была разумной и мысленной, тогда вместе с нею не создал Бог ярости и похоти скотской, но одну силу желательную вложил в нее и мужество к исполнению желаний. Равным образом и тело создав, Он не вложил в него в начале гнева и похоти неразумной, но после уже чрез преслушание оно приняло в себя мертвость, тленность и скотность.

Тело, говорят богословы, создано нетленным, каковым и воскреснет, как и душа создана бесстрастной, но как душа имела свободу согрешить, так тело – возможность подвергнуться тлению. И обе они, т.е. душа и тело – растлились, и срастворились, по естественному закону сочетания их друг с другом и взаимного влияния: причем душа окачествовалась страстями, паче же бесами, а тело уподобилось скотам несмысленным и погрузилось в тление. Объединившись таким образом, силы обеих их составили единое скотоподобное существо, бессмысленное и неразумное, гневу и похоти работное. Вот как человек приложися скотам несмысленным и уподобися им всячески, как говорит Писание (Пс.48:13).

ПЛОТСКАЯ ЛЮБОВЬ

Любовь плотская и привязана к скоропреходящему, и сама скоро проходит, и подобна весенним цветам. Святитель Григорий Богослов

Апостол Матфей

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю, не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня, и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня, и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою, потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее (Мф.10:34—39).


Апостол Павел

Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин.3:6).

Апостол Иоанн Богослов

Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном (Рим.8:5).

Преподобный Ефрем Сирин

Того желай… чтоб любили тебя любовию Спасителя нашего Иисуса Христа, и питай ненависть к плотской любви, которая заключает в себе следующее: чревоугодие, пьянство, роскошь, зависть, злобу, непотребство, страсть, сокрушение, печаль и подобное тому, конец же этого – смерть.

Святитель Григорий Богослов

Любовь плотская и привязана к скоропреходящему, и сама скоро проходит, и подобна весенним цветам. Как пламень по истреблении им вещества не сохраняется, но угасает вместе с тем, что горело, так и страсть сия не продолжается после того, как увянет воспламенившее ее.

Плотская любовь, пьянство, ревность и бес – равны между собою. К кому пришли они, у того погублен ум.

Святитель Григорий Нисский

Как при здоровом состоянии нашего естества жажда появляется в теле благовременно, а в ком такое расположение произведено угрызением особого рода ехидны, о тех никто не скажет, что жажда действует в них благовременно, потому что жажда у них бывает не естественным побуждением, но недугом; так и нечистая любовь юности есть не любовь, но болезнь воли, производимая воспалительным угрызением возраста.

Святитель Иоанн Златоуст

Любовь плотская – вина, а духовная – похвала; та есть ненавистная страсть души, а эта – радость, веселие и лучшее украшение души; та производит вражду в уме любящих, а эта уничтожает и существующую вражду и водворяет в любящих великий мир; от той не бывает никакой пользы, но еще великая трата денег и какие-то неразумные издержки, извращение жизни, всецелое расстройство домов, а от этой – великое богатство правых дел, великое изобилие добродетелей.

Любящие плотскою любовью справедливо стыдятся признаваться в ней, так как и самих себя срамят, и слушающим вредят. Любящие благообразные тела и увлекающиеся красивыми лицами, если сами мерзки и безобразны, от пристрастия к тому не получают прибыли для устранения собственной уродливости, но еще оказываются более мерзкими и противными.

Предающихся необузданной любви следует жалеть больше, чем сильно страждущих горячкою.

Преподобный Исидор Пелусиот

Любовь плотская, как пресмыкающаяся по земле, поскольку устанавливается между телами скорогибнущими, и сама гибнет, течет, увядает, наподобие цветов. Ибо и огонь не продолжает гореть по истреблении вещества, давшего пишу пламени, но с ним вместе исчезает, и привязанность не сохраняется при оскудении того, что воспламеняло ее.

Преподобный Нил Синайский

Помышляй о благолепии небесных благ, и не войдет в тебя никакая любовь к земле и к земным наслаждениям.

Блаженный Диадох Фотикийский

Любовь плотская, не будучи связана духовным чувством, как только представится какой даже незначительный повод, очень легко испаряется. Любовь же духовная не такова, но, хотя случится потерпеть какое огорчение, в душе боголюбивой, состоящей под воздействием Божиим, союз любви не пресекается, ибо, возгревши себя теплотою любви к Богу, она тотчас возвращается к благому настроению и с великою радостью восприемлет любовь к ближнему, хотя бы и немалое от него получено было оскорбление или понесен большой вред, потому что тогда сладостью Божиею совершенно поглощается горечь разлада.


Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Любовь Божия умерщвляет любовь плотскую, душевную


Не имеет цены пред Евангелием любовь от движения крови и чувствований плотских. Естественная любовь доставляет любимому своему одно земное, о небесном она не думает. Она враждует против Неба и Духа Святаго, потому что Дух требует распятия плоти. Она враждует против Неба и Духа Святаго, потому что находится под управлением духа лукавого…

Естественная любовь наша повреждена падением, ее нужно умертвить… и почерпнуть из Евангелия святую любовь к ближнему, любовь во Христе.

Нет в моем сердце для вас укоризны. Есть в нем желание вам душевной пользы, есть искренность. Принимайте слова мои с простотою и любовию, потому что они говорятся с простотою и любовию. Любовь не подозрительна, исполнена веры я говорю о любви духовной; плотская любовь всегда растворена ревностию и подозрительностию.

Кумирами называю или, лучше, научился называть, научился у святых отцов, в их писаниях, земные предметы и образы их, приковывающие к себе мысль и сердце. Эти кумиры падают, когда произносится в храме душевном всемогущее и спасительное имя Иисуса. Желаю, чтоб это совершилось во мне, а потому и в Вас. Что Вы находите в этом желании жестокого? Правда оно ведет к тесному и прискорбному пути, совершаемому мыслями и чувствованиями о Господе, но путь сей выводит к блаженству. Не сетую на вас за равнодушие ко всем, не ищу от вас пламенной любви к Спасителю. Ищу сердца сокрушенного и смиренного, которого Бог не уничижит.

Что значит не уничижит? Значит, что в смиренное сердце, сокрушающееся блаженною печалию о множестве согрешений и недостатков, Бог изливает из Себя любовь к Себе. Свидетель сему святой апостол Павел, который говорит, что в него излилась любовь Божия Духом Святым, данным ему (Рим.5:5). Любовь Божия умерщвляет любовь плотскую, душевную. Она Дух. Она пребывает в тонком хладе, всегда ровная, как в Евангелии, но научает уязвленного ею полагать душу за ближнего своего. Ибо ощущение этой любви сладостнее ощущения жизни.

Она поставляет человека в правильное отношение ко всем и ко всему. Она в святом мире, и мир в ней. Она в святой чистоте, и чистота в ней. В чистоту входим покаянием, покаяние должно нас умалить, привести в состояние детей. Поцелуйте за меня Колю и полюбуйтесь им: нам надо быть таким, как он, чтоб войти в Царство Небесное, которое есть Божественная Любовь.


Никодим Благовестник

…Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф.10:37), – это говорит не человек, но Творец Бытия – Дух (Бог). Сложный евангельский вопрос заповеди Христа об отречении от сродников многими понимается буквально, без рассуждения по Духу. А Он велит отрекаться только от плотской составляющей человека, прилепляющей его к земле, и как силками сатанинскими связывающей его душу и тело страстями и заботами житейскими. Таким образом, те, которые приняли крещение и управили свой жизненный путь по заповедям Христа и Евангелия, не являются уже сродниками по плоти, но братиями и сестрами, ибо в житии по вере …нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал.3:28).

Те же, которые не покоряются Творцу и не хотят жить по воле Его, являются врагами Божиими, как свидетельствует о том Он Сам: кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф.12:30). Таких еще называют токсичными людьми, которые хотят понудить родственника христианина жить не по Божиим заповедям, а их собственной воле?! И, в таком случае, они точно становятся врагами человеку (Мф.10:36). Тогда какая может быть связь с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у Света с тьмою? (2Кор.6:14). Ибо Небо и земля прейдут (в том числе и сродники), но слова Мои не прейдут (Мк.13:31).

ЛЮБОВЬ ПО БОГУ

Любовь по Богу и целомудренна, и предметом имеет постоянное, и сама продолжительна. Святитель Григорий Богослов



Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке, подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего, и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего, ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк.6:27—36).

Святитель Григорий Богослов

Любовь по Богу и целомудренна, и предметом имеет постоянное, и сама продолжительна.

Преподобный Иоанн Кронштадский

Имей христианское благоискусство от сердца благословлять проклинающих тебя, да угодишь тем Христу твоему, рекшему: благословите кленущия вы. – Люби врагов своих искренно, не обращая внимания на их вражду, но – на образ Божий, по коему они сотворены, видя в них себя самого. Делай добро ненавидящим тебя, как сын Отца Небесного, который благ есть на безблагодатны я и злыя, веруя, что благим победишь злое, потому что добро всегда сильнее зла. – Молись за творящих тебе напасть, да молитвою и их избавишь, если Бог благоволит, от лукавства, злобы и козней, и себя избавишь от напасти. – Просящему у тебе дай, и от взимающаго твоя, не истязуй (Лк.6:27,35; 28:30), ибо все Божие, и Господь, если восхощет, может все отнять от тебя.

Помни, что ты наг сам исшел из чрева матери своей, наг и отыдешь (Иов.1:21), и ничего с собою не возьмешь. Если так будешь жить, стяжешь себе бесценное сокровище мира и любви и долголетен будеши на земли: ибо кротцыи, сказано, наследят землю (Мф.5:5), и насладятся о множестве мира (Пс. З6:11).

Преподобный Никодим Святогорец

Когда ум достигает великого безмолвия и беззаботности, тогда его волнует лишь страх Божий, очищая его с великим чувством от всякой земной тяжести, чтобы возвести его со многой любовью к благости Божией. Страх свойственен очищающимся как средство, приводящее к любви, а совершенная любовь принадлежит уже очистившимся, у которых уже никогда не будет страха. Как сказано в Писании, совершенная любовь изгоняет страх (1Ин.4:18). И страх Божий, и любовь к Богу доступны только праведникам, которые творят добродетели действием Святого Духа. Поэтому говорит Писание: Бойтесь Господа, [все] святые Его (Пс.33:10).



И еще. Любите Господа, все праведные Его (Пс.30:24). Мы должны ясно сознавать, что страх при посредничестве любви есть свойство духовно очищающихся праведных, а духовно очистившиеся, как уже было сказано, обладают совершенной любовью. В них уже нет никакого помысла страха, но только непрестанное воспламенение любви и страстное стремление души к Богу действием Святого Духа. Как сказано в Писании: К Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя Одерживает меня (Пс.62:9).

Никодим Благовестник

Могут ли мужчина и женщина любить друг друга любовью по Богу, т.е. духовной любовью? Могут, если будут жить по вере и обратят плотскую любовь в духовную во Христе Иисусе Господе нашем. Как? В согласии с благовестием Евангелия: нет уже Иудея, ни язычника, нет раба, ни свободного, нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал.3:28). Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Любовь Божия умерщвляет любовь плотскую, душевную. Она Дух. Она пребывает в тонком хладе, всегда ровная, как в Евангелии…, ощущение этой любви сладостнее ощущения жизни».

Ранее, как повествуют Предания, когда муж и жена возрастанием в вере достигали духовной любви, расходились по монастырям: он – в мужской, она – в женский. Расходились, чтобы не искушаться похотями плоти, зная, что разлучаются только на время земной жизни, чтобы встретиться навечно в Царствии Небесном и уже никогда не расставаться.

ЛЮБОВЬ ПОСТЫДНАЯ

Они заменили истину Божию ложью… Потому предал их Бог постыдным страстям… Апостол Павел

Апостол Павел

Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце, называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.

Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным, подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти, однако не только их делают, но и делающих одобряют (Рим.1:18—32).

Святитель Иоанн Златоуст

Употребляй меньше вина, потому что от пьянства рождается блудодеяние, сквернословие и прочие дурные похоти.

Целомудрие ли стяжал кто-либо, стыдливость ли, пристойность ли, кротость ли, смирение ли – все это пьянство повергает в море нечестия.

И что я говорю: Царствия Небесного? Пьяный не видит и настоящих предметов; пьянство дни превращает для нас в ночи, свет во тьму; пьяный, смотря во все глаза, не видит и того, что у него под ногами.

Пьянство – многообразный и многоглавый зверь… здесь вырастает у него блуд, там гнев, здесь тупость ума и сердца, а там постыдная любовь.

Преподобный Ефрем Сирин

Никаких выгод не приносишь ты любителям своим, мир – жилище скорбей. Всех приближенных своих обольщаешь сокровищами и всякими удовольствиями, но в день смерти и благообразие прекрасных и крепость сильных низвергаешь во гроб. Горе тому, кто любит тебя и тобою любим! Его радости превращаются в вопли.



Любим мы мир, как нечто постоянное, а он обманывает нас, заставляя гоняться за ним. Хотя здешние узы наши скоро расторгнутся, однако же, ум наш озабочен этой грязью. Благословен Благий, силою отрешающий нас от жизни.

Мир сей спешит к своему концу и нас понуждает спешить, чтобы дать место другому непреходящему миру. В течении своем ежедневно нас обманывает он своей привлекательностью, представляет нам множество забав и до того обольщает, что почитаем его непреходящим.

Как злополучен конец мира для любителей его! Вдруг взыщут его и не найдут, взыщут прежних удовольствий и их уже нет, взыщут прежде бывших утех, и они миновались, а любовь к миру изменилась в душевное раскаяние.

Любящие тебя, <мир>, не наслаждаются радостями, а ненавидящие тебя не плачут. Блажен, кто расторг твои сети, он наследует чертог радостей.

Мир объюродел в чадах своих. Они грешат, мятутся, обуреваются собственными своими волнениями. Как многие из них кружатся, не зная себе покоя, собирают терния для огня! Нечестие надменно отверзает свои уста, истина безмолвна и молчит. Беззаконие витийствует, а правда скрывается. Только смерть заставляет умолкнуть всех вступивших в мир. Блажен, кто совершил в нем путь и не погряз!

Боюсь тебя, мир, ибо, если буду любить тебя, подвергнусь осуждению, да и оставить тебя будет мне страшно. Отрекаюсь от тебя, лукавый мир.

Любовь к миру унизила нас и сделала бедными, привязанность к излишествам довела нас до такого уничижения. Как низко наше бесстыдство! Любовь мира дым, честь его – суета сует, красота его – сети для любящих мир.

Обольстил ты меня, мир, одеждами, приманил своими благами, как птицу поймал подложенною приманкою, сделал, что ловил я руками летучие тени. Подобно обманутому сонною мечтою занесся я вверх, и ты погубил меня.

ЛЮБОВЬ ПРОСВЕТЛЕННАЯ

Кто обладает безмолвием и собеседованием знания, тот легко и быстро достигнет любви Божией, а посредством любви к Богу приблизится он и к совершенной любви к людям. Преподобный Исаак Сирин

Преподобный Исаак Сирин

Без опьяняющей любви к Богу, нельзя приблизиться к просветленной любви к людям. Никогда человек, не удостоившись прежде усладительной и опьяняющей любви к Богу, не бывает способен приблизиться к просветленной любви к людям.

Прийти от труда и борьбы с помыслами к просветленной любви к людям, и отсюда уже подняться к любви к Богу – такого в достичь в этой жизни, прежде исхода из мира, как бы кто ни боролся, невозможно. Посредством заповедей и рассудительности возможно человеку подчинить свои помыслы и очистить свою совесть по отношению к людям, и он даже может делать для них добрые дела. Но что он не сможет достичь просветленной любви к людям посредством борьбы, в этом я убежден: нет никого, кто достиг бы ее так, и никто не достигнет этой цели таким путем в настоящей жизни.

Без вина не пьянеет человек, и не бьется радостно сердце его, а без опьянения в Боге никто не обретет естественным образом добродетель, которая не принадлежит ему, так чтобы она осталась в нем тихо и без принуждения.

Бывает также, что кто-либо по естеству кроток и милосерден, всякого человека с легкостью любит, милосердствуя о всяком естестве – не только о людях, но также и о домашних животных, птицах, диких зверях и так далее: ведь есть же такие души! Но бывают времена, когда и они тоже смущены, если какие-то причины для беспокойства возникают у них из-за другого человека.

Но кто удостоился вкушения божественной любви, тот из-за сладости ее обычно забывает все – ведь от этого вкуса все видимые предметы кажутся презренными, душа его с радостью приближается к просветленной любви к людям, не делая различия между ними, он никогда не побеждается их слабостями и не смущается.

Он подобен блаженным апостолам, которые среди всех зол, претерпеваемых от людей, были совершенно неспособны ненавидеть их или пресытиться любовью к ним. Это проявилось на деле, ибо после всего прочего они даже и смерть приняли ради их искупления. И это были люди, которые совсем недавно умоляли Христа послать огонь с неба, чтобы истребить самарян – потому лишь, что те не приняли их в свое селение!



Но после того, как получили они дар и вкусили любви Божией, усовершились они даже в любви к злодеям: терпя всевозможные напасти ради искупления их, они никак не могли ненавидеть их. Итак, ты видишь, что благодаря одним лишь заповедям не обретается совершенная любовь к людям.

На страницу:
5 из 7