Полная версия
Русский сундук. Основные конструкции и типы
8
Более подробный анализ литературы, касающейся тех или иных аспектов темы, см. в соответствующих разделах.
9
Костомаров Н. И., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского народа / авт. послесл. С. О. Шмидт. – М., 1996, С. 42, 307.
10
Савваитов П. И. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора, в азбучном порядке расположенное. 2-е изд. – СПб.: [Рус. археол. о-во], 1896, С. 104.
11
Роспись всяким вещам, деньгам и запасам, что осталось по смерти большого боярина Никиты Ивановича Романова и дачи по нем на помин души // ЧОИДР. – 1887. – Кн. 3. – С. 3, 4, 120; Розыскные дела о Федоре Шакловитом и его сообщниках. – М., 1893. Т.4. II с., 1102 стб. разд. паг., стб. 8, 23, 40, 41, 99, 108; Опись имущества боярина Артамона Сергеевича Матвеева // ЧОИДР. – 1900. – Кн. 2. – С. 17—18.
12
Промыслы Екатеринбургского уезда Пермской губернии / собр. и обраб. под ред. П. Н. Зверева; стат. отд-ние Екатеринб. земской управы. – Екатеринбург, 1889, С. 1 – 40.
13
Кучин Ф. Г. Сундучный промысел// Материалы по описанию промыслов Вятской губернии. – Вятка, 1890. Вып. 2. С. 44—97.
14
Федоров В. М. О производстве сундуков в городе Макарьеве // Нижегородский сборник, издаваемый Нижегородским губернским статистическим комитетом под ред. А. С. Гациского. Т. 10. – Нижний Новгород, 1890, С. 191—207.
15
Чернышев В. А. Рамочно-филеночная конструкция в изделиях русских мастеров XII – XVII веков// Из истории русской культуры. 4. Труды Государственного ордена Ленина Эрмитажа. Вып. XXIII. – Л.: Искусство, 1983, С. 18 – 25.
16
Там же. С. 24.
17
Попова З. П. Русская мебель XVII – XVIII вв. в собрании Государственного исторического музея// Русское художественное дерево/ Труды ГИМ. Вып. 56. – М.: Советская Россия, 1983, С. 20—24.
18
Там же. С. 10.
19
Гилодо А. А., Лобанева Т. А. Русские сундучные изделия с кованой железной отделкой XVII—XVIII вв. // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: ежегодник, 1989/ АН СССР. Науч. совет по истории мировой культуры. – М., 1990, С. 350 – 365.
20
Оленев С. Д. Расписные сундуки в собрании Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (ВГИАиХМЗ) (рукопись). Доклад не был опубликован. Благодарю автора за возможность ознакомиться с текстом.
21
Пудов Г. А. О «саркофаговой» конструкции в истории русского сундучного производства // «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА» / Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова. МГХПА. – 2021. – №2, часть 1. – С. 275 – 283.
22
Свирин А. К. К вопросу об изображении некоторых бытовых предметов в произведениях древнерусского искусства// Государственная Третьяковская галерея. Материалы и исследования. Т. II. – М.: Советский художник, 1958, С. 3 – 9.
23
Сапунов Б. В. У истоков русской мебели (XI—XIII вв.). // Труды ГЭ. Том XXIII. Из истории русской культуры. – Л.: Искусство, 1983, С. 5 – 17.
24
Радзивилловская летопись. [Факс. воспроизведение рукописи, хранящейся в БРАН]. – СПб.: Глагол; М.: Искусство, 1994, С. 116, 147, 181, 239 об.
25
ГРМ, инв. № ДРЖ-2772.
26
Некоторое значение как источник по истории развития конструкций русских сундуков имеют фотографии. К примеру, на фотоснимке из коллекции ГИМ (З. З. Виноградов, 1910-е годы, инв. №№ ИФ XX 6141/451) показан процесс оковки сундуков железными полосами в макарьевской мастерской.
27
Сокольский Н. И. Античные деревянные саркофаги Северного Причерноморья// Археология СССР. Свод археологических источников. Вып. Г1—17. – М.: Наука, 1969.
28
Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. – М.: Академический проект; Культура, 2015, С.369.
29
Там же. С. 376—380.
30
Этому типу сундуков в Европе посвящена обширная литература. Среди наиболее значимых работ следует назвать статью венгерской исследовательницы K.K Csillery (Csillery K.K. Le coffre de charpenterie // Acta ethnographica. Academiae scietiarium Hungaricae. Tomus I, fascilius 1—4. – Budapest: Magyar tudományos akadámia, 1950, p. 239 — 283) и монографию о свадебных сундуках J. Everhard (Everhard J. Tuugkisten in Oost Nederland. Versiering en typologie. – Oldenzaal: Twents-Gelderse Uitgewerij de Bruyn, 1994).
31
Albrecht T. Truhen. Kisten. Laden. Vom Mittelalter bis zum Gegenwart am Beispiel der Lüneberger Heide. – Petersberg: Michael Imhof Verlag, 1997, S. 51.
32
Stülpnagel K. H. von. Die Gothische Truhen der Lüneberger Heidekloster/ Quellen und Studien zur Regionalgeschichte Niedersachsens. Band 6. – Cloppenburg: Museumsdorf Cloppenburg, 2000, S. 203 – 306.
33
Размеры: 98,5х116,5х68. См. ил.: Пудов Г. А. Указ. соч., С. 280.
34
Наиболее близкие аналогии новгородская конструкция крышки имеет среди прибалтийских «саркофаговых» сундуков (из коллекции Российского этнографического музея, инв. №№8111—133, 7435—43).
35
Pickvance C. Regional differences in medieval chest construction: a dendrochronological and comparative study of Buxted, Sussex, and Hindringham and Walcott, Norfolk pin-hinged clamped chests// Regional furniture. – 2020 – vol. 34. – p. 9. Впрочем, на некоторых миниатюрах Радзивилловской летописи можно заметить деревянные рейки, укрепляющие конструкцию древнерусских сундуков (на боковых сторонах).
36
Чернышев В. А. Рамочно-филеночная конструкция в изделиях русских мастеров XII – XVII веков// Из истории русской культуры. 4. Труды Государственного ордена Ленина Эрмитажа. Вып. XXIII. – Л.: Искусство, 1983, С.23. На древнерусских иконах можно встретить изображение деревянных оград в виде вертикальных деревянных опор и дощатых стенок, которые скрепляются с ними с помощью пазов (например, Псково-Покровская икона Божией Матери, которая в настоящее время находится в псковском Свято-Троицком соборе).
37
Инв. №№ CIRC. 540—1919, W. 28—1930, 69—1893, CIRC. 1—1958.
38
О широте распространения рамочно-филеночной конструкции свидетельствуют сундуки из Дагестана, которые датируются второй половиной XIX – началом XX века (например, в Национальном музее республики Дагестан, инв. № Ак.448, Д-502, Дер-802, Дагестанском музее изобразительных искусств, инв.№ Д-504, Д-505, Д-506, Д-539).
39
Инв. №29204/ДIV-1666. См.: Гончарова Н. Н. Русские расписные сундуки XVII – XVIII веков в собрании Исторического музея. – М.: Исторический музей, 2018. (Золотой фонд Исторического музея). С. 15.
40
Попова З. П. Указ. соч., С. 20.
41
Однако об ее повсеместном распространении в России можно говорить лишь с 1760-х годов (Любомиров П. Г. Из истории лесопильного производства в России в XVII, XVIII и начале XIX вв.// Исторические записки / Акад. наук СССР, Ин-т истории; отв. ред. акад. Б. Д. Греков. Вып. 10. – М.: АН СССР, 1941, С. 222).
42
Не во всех странах конструкцию «ласточкин хвост» называют именно так. Например, в Скандинавии она именуется «хвост лосося».
43
Инв. №№595—1883, 598—1899 соответственно.
44
Инв. №№41.190.284, 16.32.20, 41.100.176 соответственно.
45
Инв. №5461.
46
Инв. № Р-3853 (Тихвинский уезд Новгородской губернии). Другие представленные на иллюстрациях предметы, происхождение которых не указано, также находятся в коллекции ОНИ ГРМ.
47
Пожалуй, самое большое количество сундуков делалось в то время в Муромском уезде Владимирской губернии. У некоторых хозяев сундучных заведений были собственные лесопильные заводы, позволявшие механизировать часть производственных операций (ГАВО, ф. 379, оп.107, д.915, л. 1,6, 13; ф. 379, оп.107, д.972, л. 1; ф. 379, оп.107, д.972, л. 5—6).
48
Инв. № М-1128. Изготовлен на Среднем Урале во второй половине XIX века.
49
Размеры: 148х69х57.
50
Кнабе Г. С. Вещь как феномен культуры// Музееведение. Музеи мира. М., 1991. – (Сб. науч. трудов НИИ культуры). С. 119. Чешский музеевед Збынек Странский указывал еще более определенно: «в процессе отбора (из повседневной жизни – Г.П.) обычный предмет превращается в документ, который удостоверяет реальность» (перевод мой – Г.П.) (Stránský Z. Grundlagen der allgemeinen Museologie// Muzeologicke sešity. Suppl. 1. – Brno: Univ. J. E. Purkine, 1971, S. 50).
51
Кнабе Г. С. Указ. соч., С. 137.
52
Кнабе Г. С. Диалектика повседневности// Вопросы философии. —1989. – №5. – С. 27.
53
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. – Т. II. М.: Прогресс, 1967, С. 460.
54
Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. – В 2 т. Т. 1. М.: Рус. яз., 1994, С. 468.
55
Там же. С. 467.
56
Словарь русского языка XI – XVII вв. АН СССР. Институт русского языка. Вып. 8. – М., 1981, С. 172.
57
Срезневский И. И. Словарь древнерусского языка. – В 3 т. М.: Книга, 1989, Т. II, Ч. 1. С. 8.
58
Вкладные книги Далматовского Успенского монастыря (последняя четверть XVII – начало XVIII в.). / Сб. документов. Сост. И. Л. Манькова. – Свердловск: Ин-т истории и археологии, 1992, С. 110.
59
Имеются в виду хозяйственные лари (церковные остаются вне рамок публикации). Вещи из ГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» (инв. №№ Д-2999, Д-3000), Ненецкого краеведческого музея (инв. №№ Др-216, 217), МБУ «Шурышкарский районный музейный комплекс» (Ямало-Ненецкий автономный округ, с. Мужи) (инв. № МЭП-356) и многих других музеев.
60
Сапунов Б. В. У истоков русской мебели (XI—XIII вв.). // Труды ГЭ. Том XXIII. Из истории русской культуры. – Л.: Искусство, 1983, С. 14.
61
Инв. № д-2468. Размеры: 98 x 120 x 72, датируется концом XIX – началом XX века.
62
Следует отметить, что лари изготавливались с использованием не только «саркофаговой» конструкции, но и других (например, ларь из коллекции Пермского краеведческого музея, датирующийся 1920-ми годами, изготовлен на основе конструкции «ласточкин хвост», №ПОКМ-17824/1). Рассмотренные предметы привлечены для лучшей наглядности.
63
Следует выделить коллекции Государственного Исторического музея, Сергиево-Посадского музея-заповедника, Кирилло-Белозерского музея-заповедника, Архангельского музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», Вологодского музея-заповедника.
64
Пудов Г. А. Русские сундуки-подголовники: художественный стиль и культурно-исторический контекст // Вестник культуры и искусств. – 2020. – №2 (62). – С. 71—77; он же. О сундуке-подголовнике (1750) из коллекции отдела народного искусства Государственного Русского музея// «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА»/ Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова. – МГХПА, 2022. – №2, часть 2. – С. 169 – 178.
65
Савваитов П. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора, в азбучном порядке расположенное. – СПб.: тип. Императорской Академии наук, 1896, С. 104.
66
Словарь русского языка XI—XVII вв. / гл. ред. Ф. П. Филин. Вып. 15. – М.: Наука. 1989, С. 245.
67
Гончарова Н. Н. Русские расписные сундуки XVII—XVIII веков в собрании Исторического музея. – М.: ГИМ, 2018. – (Золотой фонд Исторического музея). С. 17.
68
Описание Кирилло-Белозерского монастыря 1771—1773 гг. В 3 томах. Т. 3. Имущество/ Государственный архив Вологодской области [и др.]; сост. и отв. ред. И. В. Пугач. – Вологда: Древности Севера, 2020, С. 127 – 129.
69
Забелин И. Домашний быт русских царей и цариц в XVI и XVII столетиях. Материалы. Том III. – М.: Языки славянской культуры, 2003 (материалы к тому II). С. 768.
70
Как в подголовниках из коллекций ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская Слобода» (инв. № Д 1479) и ФГБУК «Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник» (инв. № Д-1249).
71
Подголовник из Кирилло-Белозерского музея-заповедника, на который нанесены инициалы и дата создания: 1771 год (инв. № Д-118).
72
Например, из коллекции ГИМ, инв. № ГИМ 43803/ДIV-61 (Гончарова Н. Н. Указ. соч., С. 108—111).
73
Розыскные дела о Федоре Шакловитом и его сообщниках. – М., 1893. – Т. 4. – разд. паг.10, стб.112.
74
Сочинение Кильбургера о русской торговле в царствование Алексея Михайловича [исследование и прил. текст] / сост. Г. Б. Курц. – Киев, 1915 – (Сборник студенческого историко-этнографического кружка при Императорском Университете св. Владимира под руководством профессора М. В. Довнар-Запольского. Вып. 6). С. 114.
75
Костомаров Н. И., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского народа / авт. послесл. С. О. Шмидт. – М.: Просвещение, 1996, С. 42, 307.
76
Гилодо А. А. Сундуки (http://www.sundook.ru/article/a02.html#sn10). Дата посл. обращения: 12.09. 2018 г.
77
Инв. № М-4.
78
Подтверждение этому – подголовник из коллекции ГМО «Художественная культура Русского Севера» (инв. № Гф 346). Он декорирован разноцветной соломкой, основные мотивы – геометрические: треугольники, звезды, ромбы и проч. Несвойственные этому типу изделий техника и материалы декорирования в данном случае привели к неоднозначному в художественном отношении результату.
79
№ КП ГРМ 586. Называется в музее «сундук-косник». Датируется XVIII веком. См. в Государственном каталоге Музейного фонда РФ: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=43338351.
80
Инв. №3972-д. Размеры: 14,5х16,0х9,5.
81
Fiske J. When oak was new. English furniture & daily life 1530—1700. – Ipswich, Massachusets: The Belmont press, 2013, p. 47.
82
На Русском Севере из медных сплавов делались в XVII веке чернильницы в виде подголовников (например, в коллекции ГРМ: инв. № ДРМ 3228). Это может свидетельствовать не только о первоначальном предназначении русских сундуков-подголовников, но и о путях проникновения этого вида сундучных изделий в Россию.
83
Инв. № W.4:1, 2—1911.
84
Nonsuch chest (англ.) – один из видов английских сундуков, на которых в технике интарсии разными сортами дерева изображались гротески, фантастические здания, животные; лицевая сторона разбивалась на равные поля. Ранее предполагалось, что композиции таких вещей воспроизводят дворец Генриха XVIII в графстве Суррей. В настоящее время считается, что они делались в Лондоне эмигрантами из Северной Германии и Нидерландов, а композиции их восходят к гравюрам Вредемана де Вриса (1527—1604). Об устойчивости типа таких сундуков свидетельствуют многочисленные образцы, хранящиеся во многих музеях мира.
85
Например, из коллекции музея Виктории и Альберта, инв. № W.3:1 to 7—1925. «Берлинскими» изделиями называли текстильные предметы (одежду и элементы интерьера), декорированные вышивкой крестиком с использованием «берлинской шерсти», т.е. тонких, окрашенных в яркие цвета шерстяных ниток.
86
Kunst- und Antiquitätenauktion 25./26. September 2003. Stuttgarter Auktionshaus dr. Fritz Nagel. Katalog. – Deizisau: Druck Schefenacker, 1999, Farbtaf. 1689, 1694.
87
Stiftelsen Nordmøre Museum (инв. № KM.02036).
88
Macquoid P. A history of English furniture. In four volumes. Vol. I. The age of Oak. 1500—1660. – New York: Dover Publications, 1972, fig.158.
89
Инв. № М-34.
90
Надо напомнить не только о значительных торговых привилегиях, дарованных Иваном IV английским купцам, но и о наличии тесных культурных связей между Россией и Англией в тот период (Накашидзе Н. Т. Русско-английские отношения во второй половине XVI в. – Тбилиси: изд-во Тбилис. гос. ун-та, 1955, С. 66, 75—77, 78, 82, 113, 114).
91
Богуславская И. Я. Проблемы народного искусства в трудах Л. А. Динцеса // Сообщения ГРМ. Вып. XI. – М.: Изобразительное искусство, 1976, С. 4. Кроме того, по одной из версий, «мороз» по жести как техника декорирования сундуков проникла в Россию (на Урал) именно из Англии (Промыслы Екатеринбургского уезда Пермской губернии / собр. и обраб. под ред. П. Н. Зверева; стат. отд-ние Екатеринб. земской управы. — Екатеринбург: Екатеринб. уезд. земство, 1889, С. 10.
92
О не случайности совпадения форм русских и зарубежных сундучных изделий свидетельствует тот факт, в России (в частности, на Русском Севере) бытовали и специальные приспособления-«подголовники» для сна. Они представляли наклонную плоскость на брусках. Делались «подголовники» и других видов, но также с покатой плоскостью (Бломквист Е. Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов // Восточнославянский этнографический сборник: Очерки народной материальной культуры русских, украинцев и белорусов в XIX – начале XX в. / [отв. ред. С. А. Токарев]. – М.: изд-во Акад. наук СССР, 1956. – (АН СССР. Труды Института этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая. Нов. серия; Т. 31). С. 431).