Полная версия
Одному тебе. Я хотела посвятить тебе жизнь, а мне приходится посвящать тебе стихи
Посвящается: рядовому Чадину Владимиру Степановичу, погибшему в возрасте 20 лет в 1944 году
Мой герой, ты не придешь ко мне…
Мой герой, ты не придёшь ко мне
И не обнимешь,
Ты смерть нашёл на рубеже,
Зачем, судьба, ты так жестока?
Ему бы жить и жить на Родине-земле.
Я больше не увижу блеска твоих тёмных глаз,
И голос твой меня уж не окликнет,
И не напишешь больше ты
О том, что тяжело к войне привыкнуть.
Я не услышу смеха твоего,
Ты не поправишь больше свои волосы,
И мне осталось только лишь письмо
Твоё последнее, о Господи, за что?
«Ну что, всё хорошо у нас,
Пока спокойно, не волнуйся,
Ты знаешь, я почти привык,
Что бомбы рядом грозно рвутся.
Не так уж сложно оказалось
Стрелять под ледяным дождём
И спать, ничем особым не укрывшись,
Но сложно видеть, как гибнет целый батальон.
Я убивать почти привык,
Но руки иногда трясутся,
Вся наша жизнь – один лишь миг,
И на войне все судьбы рвутся.
Ты знаешь часто вспоминаю
Семью, друзей, но чаще все тебя,
Хочу сказать, чтоб точно знала,
Я всё люблю, всё также, как тогда.
Ты знаешь, мне с тобой не страшно.
Правда. Твоя любовь меня хранит,
Ты знаешь, высшая награда —
Знать, что кто-то там спокойно спит.
Ты знаешь, я люблю тебя,
Спешу тебе ещё раз повторить,
Ведь всё-таки у нас война,
Я тороплюсь, я научился жить.
Ты знаешь, на войне уже не страшно,
И голод знаю, слышал смерть,
Я видел парня в девятнадцать
Он умер от ожогов, вот так вот, заживо сгореть…
Ты знаешь, хочется вернуться,
Так хочется тебя обнять
И жить, о Боже мой, как хочется,
Но Родину я должен защищать.
Прости меня, уже пора,
Скажи родным, все хорошо.
Скажи, что я вернусь,
А если нет… то знай одно…
И смерти разлучить нас не дано».
О мой герой, ты спи спокойно,
Всё в порядке, война окончена давно,
Не многие вернулись, правда,
Но знаешь, для любви ведь это ничего.
Я буду помнить, обещаю
Каждый день и каждый час
И о тебе, любимый, все узнают
Через этот мой живой рассказ.
2022
В 3 ночи
Я опять напишу тебе перваяПоздно ночью каким-нибудь прошлым летомИ скажу как ни в чем не бывало «Здравствуй»,А ты бы знал, сколько горести в слове этом.Ну, а сколько решимости надо,Чтобы просто вот так написать…Я смогла только ночью, не глядя,«Сообщенье отправить» нажать.А потом, безгранично радуясь,Что ты хотя бы ответишь мне,Я ждала на экране имя твое,Что исчезнет навсегда в сентябре…И не важно, какой сейчас год,И не важно, какой будет век,Я все жду, что ты мне однажды напишешь,Мой самый дорогой человек.09.02.2022
Я брожу по улицам часами…
Я брожу по улицам часамиИ не думаю ни о чем.На душе моей легчает,Я уже не представляю нас вдвоем.Я свободна!После стольких маяний тобой.Но пока не понимаю,Для чего ты послан был судьбой.23.02.2022
Может быть, через десять лет…
Может быть, через десять лет
Ты зайдешь на мою страницу случайно,
И ты узнаешь, что я неплохой поэт,
И ты узнаешь все, что еще для тебя оставалось тайной.
Может быть, ты будешь собой гордиться,
Все хотят оказаться в стихах у поэта,
Только прошу, подумай, что в них отражается
Душа простого человека.
6.03.2022
Я любви твоей никогда не желала…
Я любви твоей никогда не желала
И понять не могу, как так вышло,
Только в полночь ты неожиданно пишешь,
Чтобы я оставалась красивой.
И не знаю я, что мне делать.
Мы ошибкой друг для друга будем.
Только вот ты сутки мне уже не пишешь,
И я гадаю, сколько тебя не будет…
А сейчас обновляя страницу устало,
Я поймала на мысли себя,
Что уже по привычке давней
Я жду сообщение от тебя.
08.03.2022
Александр Ломоносов «Психология любви»
«Я любви твоей никогда не желала…», – это небольшое стихотворение-исповедь. Это очень глубокое произведение, причём очень ценное в план психологических наблюдений. Если бы для мужчин были курсы по изучению женской души, а не пошлые «курсы пикаперов» со слоганом «затащи любую в постель», это произведение Ксении пользовалось бы популярностью в качестве учебного материала.
О чём нам рассказывает автор? О том, что женщина, как говорится, «любит ушами». Нужны ей слова восхищения, внимания и заботы. Пусть эти слова не произнесены, а написаны в мессенджере или электронном письме, женщина всё равно воспринимает их как услышанные.
Сила этих сказанных мужчиной слов такова, что она даже отодвигает на второй план логику героини, понимающей, что эта любовь будет ошибкой. И вот здесь – стоп! Автор не говорит нам этого напрямую, но это читается между строк: любовь никак не соотносится с логикой. Любовь или есть, или её нет. Логике она не подчиняется. А как понять, есть ли любовь? Героиня стихотворения сама и отвечает на этот вопрос, рассказывая нам, как не находит себе места, не получив сообщений от возлюбленного в течение суток, как вновь и вновь обновляет страницу в надежде, что вот сейчас на экране появится непрочитанное ею письмо. Щемящая картина!
А теперь у меня как у читателя возникли вопросы. Почему он не пишет? Я бы, например, не мог не писать женщине, к которой неравнодушен (хорошо, что таких женщин очень немного, а то сутки проводил бы за клавиатурой!). Проще сказать о герое, что он не очень-то и ценит ту, которая так ждёт его писем, но не будем спешить с навешиванием ярлыков. Бывают объективные обстоятельства, технические сбои. Есть люди, которым просто очень тяжело изъясняться в эпистолярном жанре, а записывать голосовые сообщения не всегда позволяет обстановка. А может быть, герой является поклонником знаменитой пушкинской строки «Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей?» и намеренно подвергает возлюбленную страданиям, надеясь укрепить её привязанность к себе? Впрочем, тогда это уже не любовь, а манипулятивная технология из арсенала вышеупомянутых «пикаперов».
Вот сколько вопросов вызывает это небольшое и, казалось бы, очень простое по смыслу стихотворение. На самом-то деле это настоящее психологическое исследование происходящего с влюблённым человеком, тонкое наблюдение, переданное поэтическим языком. И именно этим оно для нас и ценно.
Ты у меня не в «важных»…
Ты у меня не в «важных»,Тебя и в друзьях у меня нет.Я удалила все наши короткие переписки,Все слова мои в них, надо признаться, бред.Все поступки мои – порывы безумия,Не осуждай их, прошу,Я никого так не любилаИ полюбить не смогу.Я тебе уже не напишу.Мне не хочется, если по правде,Если увижу тебя на аллее, сверну,Даже если мне сворачивать вовсе не надо.Я надеюсь, ты будешь счастлив,А что будет со мной неважно,Повторю тебе, как и писала:Ты в моей жизни был не напрасно.Ты у меня не в «важных»,Я давно удалила номер твой,Только вот все твои короткие фразыЗаучены мной.21.03.2022
Я хоть когда-нибудь тебе нравилась?
Я хоть когда-нибудь тебе нравилась?Хоть на мгновение ты терялся во мне?Знал бы ты только, как я измаялась,Сколько стихов одному тебе.Ты казался тем самым,Тем, кого стоило столько ждать.Я уже не сомневалась в нашей свадьбе,Мне не следовало об этом мечтать…Ты казался самым родным,Ради тебя я почти отреклась от Бога,Я готова была не верить близким своим,Лишь услышав от тебя восторженное слово.А теперь, пережив отчаянье страшное,Нежелание жить без тебя,Я понимаю, что напрасноЯ тогда совсем позабыла себя. * * *Ты уже не самый родной,Я научилась тебя не ждать.Представляешь? Наверное, скоро и стихиПерестану тебе посвящать.08.03.2022
Я совсем перестала тебе писать…
Я совсем перестала тебе писать.
Ты давно отвечал мне односложно и безразлично,
Наверное, не боялся меня потерять,
А раз не боялся, то так и вышло.
Я могу долго-долго не отпускать,
Так уже как-то во мне устроено,
Но потом я способна навсегда замолчать
И уйти, не оглянувшись в твою сторону.
Я ушла, замолчала, и мне стало легче.
И ты не пишешь, должно быть, тебе все равно.
Но только в холодный осенний вечер
Ты обязательно вспомнишь мое:
«Ну, как ты там? Все хорошо?»
24.04.2022
Думала, ты особенная?
Думала, ты особенная?
Или он не такой, как все?
А он сегодня к другой подходит
И прижимает ее к себе.
А ты уже вас представляла
Свадьбу, детей и любовь до старости лет,
Только вот в реальности ты одна,
И сил ошибаться больше нет.
А улыбку ты натягивать научилась
Лучше, чем это делает самый прекрасный актер.
Жаль, что любви у вас не случилось,
А, может быть, и хорошо, что он с другой
целоваться сегодня пошел…
Кто-то ждет тебя в светлом будущем,
Пусть тебе сейчас не видно его лица,
Но этот кто-то просит также любви у Бога,
И этот кто-то ждет лишь одну, только тебя.
29.04.2022
Скучаю
Я скучаю по нашим перепискам,
В них что-то такое было,
Но общаться, как прежде, с тобой уже не могу,
Всё твоя любовь, непонятная мне, загубила.
И хочется тебе написать,
Увидеть твое: «печатает»,
Так хочется тебе, что-то там отвечать,
И это желание всё чаще охватывает.
Мы стали за это время чем-то большим,
Какой-то невидимой связью.
Или я себя вновь обманываю?
Или ты себя мне навязываешь?
Будто бы ты уже зависимость,
Но это обман желания.
Я больше не напишу, прости.
Спасибо за все старания.
25.05.2022
А все получается не так, как ты хочешь…
А всё получается не так, как ты хочешь,
А всё получается далеко не с первого раза,
И выбор перед каждым стоит один:
Дальше как-то ползти или поставить всё это на паузу.
Это только на словах всё просто,
Это только в книгах легко бывает,
А на самом деле это невыносимо
Видеть, как все попытки бесследно исчезают.
А мне дают советы какие-то,
Говорят, мол, не сдавайся, всё сможешь,
А я улыбаюсь невольно,
В глазах моих застывшие слёзы.
10.06.2022
Без повода
Я помню ужасную летнюю ночь,
Я тогда не спала, вся измаялась,
Я чувствовала, что ты любишь меня,
И я хотела тебе сказать,
Что ты тоже мне очень нравишься.
Я помню бессонную летнюю ночь,
Я помню, как о тебе и о нас тогда думала,
Я помню, как обезумев совсем,
Я решилась тебе написать, повод даже придумала…
И вот теперь в такую же душную ночь
Я всё также не сплю и всё также о тебе думаю.
Неужели ещё люблю? Не поверишь,
Люблю и без повода.
Посвящено: Y.G.
14.06.2022
Александр Ломоносов «Ранимость, беззащитность»
Очень атмосферное стихотворение Ксении. Духоту и жар ужасной и бессонной летней ночи читатель буквально ощущает на себе. И снова тончайшее наблюдение – именно так и воспринимает человек любовную горячку – как жар в голове и невыносимую духоту. И не до сна, конечно же. Какой уж тут сон?
А посмотри, читатель, каким жертвенным и чувствующим человеком предстает перед нами героиня стихотворения! Она думает не о себе, не о собственных переживаниях и боли. Она думает о любимом человеке, она пытается понять его чувства и с облегчением для себя делает вывод: «Я чувствовала, что ты любишь меня». А дальше смотрите, как тонко: «И я хотела тебе сказать, Что ты тоже мне очень нравишься». Это маленькая оговорочка-наблюдение стоит дорогого. Здесь героиня еще не готова признаться мужчин в любви. Для неё это всего лишь «нравишься», но мы-то с вами понимаем… Дело в том, что она и самой себе в этой любви признаться ещё не готова. Вот если бы возлюбленный сам сделал первый шаг – в данном случае написал бы, тогда да. А так пока просто «нравишься». И какая же в этой маленькой оговорочке трогательная беззащитность!
А вторая строфа – это же апофеоз беззащитности. Ну не хочет наша героиня уподобляться пушкинской Татьяне Лариной, не хочет писать своему Евгению Онегину то самое хрестоматийное письмо! Вместо этого наша современница мучительно пытается придумать повод для этого письма. И придумывает, конечно. А получается-то, что образ Татьяны Лариной выглядит грубее, прямолинейнее, жёстче, нежели образ героини стихотворения, зашифрованной местоимением «я».
Третья строфа – это неизбывная боль душевной раны. Героиня всё ещё любит своего героя. Причём, как понятно из текста, любит безответно – «без повода». Ну никак не даёт ей повода любить себя этот железный человек! А она-то всё равно любит. Потому что это и есть настоящая любовь, которую веками воспевают в стихах и сонетах. Когда любишь не за что-то, не в ответ, не по расчёту, не «на перспективу». Когда просто любишь. «Рассудку вопреки, наперекор стихиям». Когда любишь взахлёб, потеряв голову и измучившись от бессонных ночей. И всё что тебе надо от любимого – это просто знать, что он где-то есть!
Вот такое у Ксении получилось глубокое, многоплановое, трагическое произведение. Это настоящий гимн жертвенной самоотреченной любви. А ведь настоящая любовь и может быть только такой!
Ты моя тихая грусть на людях…
Ты моя тихая грусть на людях,
Ты мой громкий крик в ночной темноте.
Все говорят, что любовь проходит,
Я говорю, что не верится в это мне.
Год с тобой мы уже не виделись,
Несколько месяцев я не рвусь писать тебе,
Почему же твоё короткое имя
Стучит и стучит в моей голове?
Ну, а если любви и впрямь не бывает,
И даже если от неё отрекутся все с этой Земли,
Это ничего для меня не меняет.
Знай, что в душе моей также будешь лишь ты.
Посвящено: Y.G.
18.06.2022
Александр Ломоносов «Портрет женской любви»
Ещё одно щемящее стихотворение о любви. И снова автор делится с нами своими переживаниями, подобно врачу, ставящему эксперимент на собственном организме. И это ощущение усиливается, так как автор сразу называет сроки, даёт привязку ко времени.
Признаюсь, лично меня будто ударило по голове чем-то тяжёлым после прочтения строчки «Год с тобой мы уже не виделись»! Я бы так не смог. Слаб. Мне и одного дня вынести тяжело, а тут год! Также героиня произведения сообщает нам, что уже несколько месяцев не испытывает непреодолимого желания писать возлюбленному. И опять не могу не экстраполировать на себя – а я и одного дня не выдержу, если ничего не напишу любимому человеку. Слаб вдвойне!
Это я к чему о себе тут рассказываю? Во-первых, в этом великое достоинство произведения, которое читателя в предлагаемые обстоятельства переносит и задаёт ему вопросы: а ты бы как поступил? Ты бы выдержал? А во-вторых показывает силу и жертвенность женской любви, которая умеет ждать и согласна на это. Знаю по себе – мужчины так не могут. Им надо всё время что-то делать, куда-то бежать, что-то писать, пусть даже и в стол.
И это при том, что женская любовь всеобъемлюща и многовариантна. «Ты моя тихая грусть на людях, Ты мой громкий крик в ночной темноте», – это сформулировано доходчиво и роскошно. Это настоящий портрет женской любви.
Третья же строфа – это утверждение безальтернативности выбора героини. Она уверена, что её любовь вечна, даже если вечной любви не может быть по мнению… Да хоть по мнению всего человечества! Всего населения планеты Земля!
Убедительнейшее свидетельство вечности и силы этого самого прекрасного чувства. Автор описывает любовь не нуждающейся в подпитке ни ответными знаками внимания, ни перепиской с возлюбленным, ни даже собственным творчеством (хотя она творит, и из под её пера выходят великолепные произведения). И это очень ценное наблюдение.
А ещё стихотворение интригует. Впрочем, интрига – неотъемлемая часть сюжетов произведений, выходящих из-под золотого пера Ксении. Интригует нас, конечно же, личность возлюбленного героини. Но эта тайна так и останется не раскрытой, что добавит ещё одну чёрточку к портрету этой любящей, самоотверженной и бесконечно талантливой женщины. И эта чёрточка – благородство. Прекрасный портрет героини стихотворения читатель видит отчётливо. Здесь интриги нет, именно здесь она и не нужна, ведь портреты и создают для того, чтобы ими любовались люди.
Не вини себя ни за любовь, ни за искренность…
Не вини себя ни за любовь, ни за искренность,
Ты ни ему, ни себе тогда не лгала.
Хватит терзать себя, словно пред исповедью,
Нет на тебе греха.
И прости себя уже за навязчивость,
На любом суде я смогу тебя оправдать,
Ты хотела для себя и его счастья лишь,
Разве можно благие намерения осуждать?
И плевать, как ты в глазах его теперь выглядишь.
И плевать, что он думает о тебе.
Я такими, как ты, восхищаюсь, слышишь?
Я таким, как ты, посвящаю стихи.
Сохрани в себе это, пожалуйста,
Смелость, решительность и желание «по любви»,
А за все твои неудачи я перед людским судом отвечу
И у совести твоей замолю грехи.
04.07.2022
Я у Бога тебя попросил…
Я у Бога тебя попросил,Но он желание мое не исполнил,Я устроил ему грандиозный скандал,Мне казалось, на то был весомый повод.Я его проклинал, оскорблял,От него отрекался,Он мне тебя так и не дал,Я, признаться, во многом разочаровался.Только теперь по прошествии летЯ ничего не хотел бы исправить,Даже Бога суровое «нет»Я для себя обратил в драгоценный камень.14.07.2022
Александр Ломоносов «Бог есть любовь!»
А это своего рода богоискательское, философское стихотворение. Оно написано от лица мужчины и посвящено оно его конфликту… ни много ни мало с Богом. И ведь сразу же интересно нам с вами – а из-за чего это мужчина может разочароваться во Всевышнем? Вернее, из-за кого? Догадываемся, конечно же. Из-за женщины.
Именно из-за женщины мужчина может и в конфликт вступить с кем угодно, и разочароваться. Не только в Боге, но и даже в себе самом. Очень правдиво пишет Ксения, хорошо понимает поэт мужскую душу.
А вот какой интересный литературный приём применяет поэт. В стихотворении открытая завязка. Вот про открытый финал, когда читателю самому предлагается додумать, чем закончилось произведение, все знают. А что такое открытая завязка? А это тончайший приём, когда уже начало произведения интригует своей недосказанностью. Герой стихотворения попросил у Бога возлюбленную, но ком конкретно идёт речь? Была ли это мольба о встрече с некоей незнакомой женщиной, мимо которой пройти будет просто невозможно, или же мужчина просил помочь ему сблизиться с женщиной вполне определённой, которая уже стала избранницей героя, но пока сама об этом не знает? На эти вопросы поэт нам не отвечает. Знаете почему? Потому что это не важно!
Наблюдения, сделанные автором стихотворения поистине универсальны. Именно так мужчина и может себя вести и в ситуации, когда только ещё ждёт ту единственную, которой будет посвящать стихи, а также, когда он её уже нашёл, но не знает, как поведать о своём чувстве. Тогда любой нормальный мужчина обращается к Богу за подсказкой или помощью. Бывают исключения, но только подтверждающие правило. Бывают мужчины, которые не молят о любви, но Господь, руководствуясь каким-то своим, неведомым нам промыслом, показывает им вдруг такие женские глаза, в сравнении с которыми меркнет солнце!.
Вот не можем мы постичь Божьего замысла! Кто-то и не молит о любви, а её обрушивают на его голову водопадом. Кто-то молит о даровании этого высокого чувства, но женщина, проникающая взглядом прямо в его сердце, на жизненном пути так и не встречается!
А вот другая ситуация. Женщина встретилась, сердце на неё безошибочно указало, а как подойти, как рассказать о своих чувствах, как не спугнуть? К кому обратиться за помощью? К Всевышнему! И не надо брать пример с безумцев, которые, очертя голову, кидаются всё делать самостоятельно! Пламя любви не только согревает, в нём можно и сгореть. Это очень тонкая и опасная игра. Гораздо дальновиднее препоручить свою судьбу Богу. Пусть Он приведёт к вам возлюбленную, ну или вам проложит дорогу к ней. Но ведь может и отказать. Так, как это описано в стихотворении.
И тут у мужчины с Богом возникает конфликт. Конфликт описан поэтом ярко, пронзительно и правдиво. Финал конфликта глубоко философский – мужчина смирился с волей Всевышнего и оценил её: «Даже Бога суровое „нет“ Я для себя обратил в драгоценный камень». Как красиво сказано!
Прав был герой? Или, не получив Божьей помощи, ему следовало идти к любимой одному? Но ведь это будет против воли Бога? Сложные, казалось бы, вопросы, но нет. Они простые. Если смирился, если понял, что можешь остановиться, что в одиночку далее не пойдешь, значит, решение правильное. В противном случае никакими вопросами не задаешься и ни в чьей помощи не нуждаешься. Не идти, не продираться к своей любимой через препятствия ты просто не можешь. Поможет Господь на этом пути – хорошо, не поможет – пойду один, если путь ведёт к гибели – так тому и быть! Выбора нет! Есть здесь Бог? Или здесь появляется Его антипод, который искушает и подталкивает человека на гибельный путь? Веками человечество искало ответы. Не нашло до сих пор.
Вот какие глобальные вопросы ставит перед нами это небольшое стихотворение. Небольшое по объёму, но очень-очень глубокое по смыслу. Впрочем, при желании этот смысл можно уложить в короткую фразу – Бог и любовь суть понятия равновеликие. Или ещё короче – Бог есть любовь!
Я с тобой, а ты со мной
Мы с тобой два путника в вечном поиске,
Рассекаем неудачи наперебой.
Если у меня в жизни что-то и получается,
То лишь потому, что ты рядом со мной.
На велосипеде летнем прохладным вечером
Мы несемся, как дети, в заходящую неповторимую даль
И мечтаем с тобой о несбывшемся.
Знай, что этот вечер моя незаслуженная медаль.
Посвящено: Ежику
18.07.2022
Я плохо пишу стихи
«В твоих стихах нет рифмы», —Мне говорила ты.Наверное, так и было,Вот только все мои стихи посвящены тебе,А ты их низко оценила.«Твои стихи все о любви,Ещё о чём-то ты писать умеешь?» —Тебе подвластны струны моея души,А ты её не любишь, не жалеешь.«Зачем тебе вообще писать?Поэтов в мире и так много,А лучшим тебе всё равно не стать,Поэзия – бесперспективная дорога!»Твои слова пронзили голой правдой,Я долго буду их из памяти стирать.Мне жаль, что ты моим стихам не рада,Но я найду людей, которых буду восхищать.09.08.2022
Моя слабость
Я верила твоим словам, взглядам, поступкам
Так доверчиво-слепо,
Как нельзя было верить, я знаю,
Но я повстречала в тебе слабость свою, своего человека.
Я была, должно быть, наивной,
Но уже не жалею об этом.
Жаль, что не с тобой я свой век проживаю,
Ну, а ты даже не знаешь о сожалении этом.
А я, представляешь, тогда даже не думала,
Что у тебя ко мне была нелюбовь,
Вся душа моя девичья верила
В первый и последний раз так кому-нибудь.
Я уже ни с кем не хочу, не чувствую,
Такое больше невозможно ни к кому испытать.
Только жаль того, то что было в твоей душе,
Я уже никогда не смогу понять.
Посвящено: Y.G.
15.08.2022
Искать тебя глазами
Искать тебя глазами даже в той толпе,
Где тебя точно нет.
Кричать в подушку, пока слезы текут ручьями,
И не спать до утра,
Гадая, любишь ты меня или нет.
Писать стихи, оставляя короткое: «Посвящено…»
В надеже, что ты когда-нибудь их прочитаешь,
Вот только моим стихам изменить что-то не дано,
Стихами полюбить тебя не заставишь.
Думать о тебе, с кем ты и как,
Больше ничего мне не положено,
Даже тебе писать,
Ведь это когда-то меня уничтожило.
Посвящено: Y.G.
21.08.2022
Вся правда
– Все кричало о моей любви,
Но ты, будто намеренно, затыкала уши.
А теперь скажи,
Почему тогда не хотела слушать?
– Я знала о твоей любви.
И да, намеренно затыкала уши.