bannerbanner
Театр кукол
Театр кукол

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Чэнь Сяопин

Театр кукол

История театральной куклы

Театральная кукла – это вырезанная из дерева человеческая фигурка. Она является не только реквизитом для постановок, но и произведением искусства, отражающим особенности местной культуры.

Искусство создания театральной куклы всегда было тесно связано с литературой, изобразительным искусством, музыкой, танцем, цирком и культурой в целом. Оно формировалось под влиянием разных исторических периодов, религиозных верований и народных обычаев.

Первые куклы создавались как атрибут похоронных церемоний и шаманских обрядов. Например, погребальные статуэтки юн, которые хоронили вместе с покойным, фигурки датаожэнь (букв. «люди из персикового дерева»), которые охраняли от нечистой силы, и другие. В древности с помощью кукол люди выражали надежду на спокойную жизнь в загробном мире. Позднее их стали считать медиумами между миром людей и миром духов, поэтому они стали важным атрибутом и в прочих ритуалах – свадьбах, похоронах, днях рождения, обрядах изгнания духов, гаданиях о замужестве, жертвоприношениях, вознесениях благодарности Небу и молениях божествам.

Одновременно с этим куклы использовались для развлечений: сформировался кукольный театр, который любили представители самых разных социальных групп. При подготовке кукольных представлений в качестве образца использовали традиционный китайский театр, поэтому они так же отличаются сильной условностью[1]. Особенности проявились и в создании «актеров».

Из-за изменений в жизни общества уже нет необходимых условий для создания театральных кукол: стареют мастера, прерывается преемственность. Дошедшие из народа до театральных подмостков куклы стали частью избранного культурного наследия. Большинство же так и остались лишь атрибутом народных обычаев и религиозных обрядов.

Кукольный театр начал зарождаться в эпоху Хань[2]. Есть одна интересная легенда о его возникновении: когда войска хана Модэ[3] окружили Лю Бана[4] в городе Пинчэн, советник Лю Бана по имени Чэнь Пин разузнал, что Модэ падок на женщин, а его яньчжи[5] очень ревнива. Тогда он вырезал из дерева прекрасную девушку, приладил к ней какой-то хитроумный механизм, с помощью которого ей можно было управлять, и отправил ее танцевать на городской стене. Яньчжи увидела ее и забеспокоилась, что, когда город будет захвачен, Модэ возьмет в жены эту «прекрасную девушку». Войска отошли, осада с Пинчэна была снята, а танец деревянной девушки стал считаться одним из первых кукольных представлений.

Во времена Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий искусство создания театральных кукол стало более сложным, а представления – более живыми. Уже в эпохи Суй и Тан деревянные актеры исполняли не только акробатические трюки, но и роли в песенно-повествовательных постановках. Тогда же кукольный театр обрел популярность и на оживленных городских улицах, и во дворцах императора и аристократии. А по мере того как правящие династии завоевывали новые земли, кукольный театр распространялся все дальше. В эпоху Сун, время расцвета городской культуры, появилось большое количество мастеров театральной куклы. При династии Юань на кукольный театр повлияла популярная тогда юаньская драма[6]. Во времена Мин и Цин укрепилась связь кукольного театра с народными обычаями, верованиями и другими местными театрами, что привело к появлению множества самобытных и уникальных видов кукольного театра по всей стране. Большая часть из дошедших до наших дней представлений местных театров была создана в период с середины правления династии Цин до первых годов Китайской республики.

Погребальные статуэтки с музыкальными инструментами

Считается, что куклы появились в результате изменений погребальных статуэток. Погребальные статуэтки – атрибуты похоронного обряда, чаще всего их изготавливали из тунгового дерева[7]. Такие статуэтки имитировали живого человека, поэтому их также называли оужэнь, что значит «соответствующий человеку».

Погребальные статуэтки появились еще в эпоху Вёсен и Осеней, а в период Сражающихся царств распространились повсеместно. Особенной популярностью статуэтки пользовались на территории царства Чу[8].


Погребальные статуэтки с музыкальными инструментами

Эпоха Западная Хань

Из коллекции музея провинции Хунань

Обнаружены в 1972 году на раскопках гробниц Мавандуя возле города Чанша провинции Хунань


На рисунке изображено пять статуэток женщин в изящно расписанных халатах. Они сидят на коленях, три из них играют на гуслях (сэ), а остальные – на свирелях (юй). Скорее всего, они были труппой покойного, захороненного в могиле, где их нашли.

Куклы прошли путь от ритуального атрибута до театральных актеров. Они начинали с обрядовых представлений, затем научились исполнять разные трюки, и теперь кукольные постановки – часть традиционного китайского театра.

Большая деревянная кукла

В 1978 году в гробнице на территории деревни Дайшуцунь обнаружили деревянную куклу высотой 193 сантиметра. Она могла сидеть, стоять и садиться на колени. Корпус состоял из тринадцати деревянных брусьев, которые скреплены между собой шарнирами. На животе и бедрах фигуры множество маленьких отверстий – вся фигура была подвижной. Изначально кукла сидела на циновке, которая не сохранилась, но до нас дошло четыре груза, что ее придавливали. Рядом с куклой обнаружили серебряную палку длиной 115 сантиметров и диаметром 0,7 сантиметра. По всей вероятности, ее использовали, чтобы управлять фигурой во время представлений.

Это была подвесная марионетка (сюаньсы куйлэй) – самая ранняя из всех обнаруженных на данный момент. Она стала важным материалом для изучения становления и развития искусства театральной куклы в Древнем Китае.

Фреска «Блага, обретенные за следование с радостью» на сюжет из «Лотосовой сутры»[9]

В империи Тан кукольный театр получил большую популярность и стремительно развивался. Император Сюань-цзун[10] даже написал стихотворение «Напевы куклы-марионетки»:

Вырезана из дерева и подвешена за нитки фигура старика:Кожа в морщинах, седые волосы – не отличишь от живого.По мановению руки пляшет, а потом безжизненно повисает.Человеческая жизнь – это тоже всего лишь мимолетный сон.

Большая деревянная кукла

Эпоха Западная Хань

Обнаружена на раскопках в уезде

Лайси провинции Шаньдун


Фреска «Блага, обретенные за следование с радостью» на сюжет из «Лотосовой сутры»

Эпоха Тан

Фреска из пещер Дуньхуана[11]


Автор использует образ марионетки для того, чтобы показать, что жизнь так же скоротечна, как сон.

На танской фреске «Блага, обретенные за следование с радостью» на сюжет из «Лотосовой сутры» на северо-восточной стене 31 пещеры комплекса Могао изображены две молодые девушки высотой двадцать сантиметров. Одна девушка держит перед собой куклу, а вторая хочет ее отнять. Кукла, изображенная на фреске, – ранняя тростевая марионетка на деревянных прутьях (чжантоу муоу), хотя некоторые полагают, что это перчаточная кукла (будай муоу).

Картина «Дети, разыгрывающие кукольное представление»

В эпоху Сун искусство создания кукол достигло расцвета, выделилось пять их видов: подвесные куклы, тростевые куклы на деревянных прутьях, водные куклы[12], пороховые куклы[13] и «живые куклы»[14]. В это время также были популярны детские игры с подвесными куклами.


Картина «Дети, разыгрывающие кукольное представление»

Лю Суннянь

Эпоха Сун

Из коллекции Музея императорского дворца


Лю Суннянь (ок. 1155–1218) – один из четырех великих живописцев Южной Сун[15]. Он особенно знаменит картинами, изображающими людей, и пейзажами шаньшуй («горы и реки»). На его картине «Дети, разыгрывающие кукольное представление» изображена игра с подвесными марионетками. Один из мальчиков играет марионеткой Чжун Куя[16]. Перед импровизированным театральным павильоном (сипэн) сидят еще три мальчика и смотрят представление: один бьет в барабан (гу), у второго в руках кастаньеты (пайбань), а третий тянется за парой пиал или флейтой (ди) – они готовятся аккомпанировать действию. «Театральный павильон» сделан из перевернутого стола: столешница стала задником сцены, а сверху установлен каркас, на который повешен занавес, образующий портальную арку. Между занавесом и столешницей расположена наклонная ширма, за которой скрывается кукловод. Эта конструкция копирует традиционную сцену для представлений с подвесными куклами.

Иллюстрация из книги «Шесть фантазий Западного флигеля»[17]

В предисловии к «Пьесам эпохи Мин» говорится, что в эпоху Юань куклы «благодаря мастерству кукловода живо изображали разговор, пение, радость, гнев, скорбь и веселье». В репертуар же вошли реалистичные пьесы.

Шэн Мао – потомственный художник, известный своими картинами, изображающими людей, и пейзажами в жанрах шаньшуй и хуаняо («цветы и птицы»). Он родом из Утана округа Цзясин (на территории современной провинции Чжэцзян), годы его жизни неизвестны.

На этой картине изображено представление с подвесными куклами. Выступление происходит под расписанным навесом, опирающимся на четыре колонны, в середине стоит ширма. В качестве декораций используются стол и три стула. За ширмой два кукловода управляют марионетками, рядом стоит юноша, который аккомпанирует на барабане и кастаньетах. Сбоку от ширмы висят еще четыре марионетки. Персонажами постановки стали Цуй Инъин, Чжан Шэн, монах, генерал на белой лошади, служанка Хуннян, Чжэн Хэн[18].


Иллюстрация из книги «Шесть фантазий Западного флигеля»

Шэн Мао

Эпоха Юань

Из коллекции Музея искусства Дальнего Востока, Германия


Картина «Марионетки»

На картине запечатлен один из самых ранних спектаклей с подвесными куклами. Традиционно на сцене во время кукольных представлений не было привычных европейцам декораций, тем не менее она изображала самые разные пейзажи и убранства. Одна лишь дверь или стул – и вот перед зрителем предстает дом или даже дворец. Главная задача этого пространства – воплотить идею и передать настроение.

На картине за ширмой два кукловода управляют марионетками. Они разыгрывают сценку, как книжник со своим слугой прибывает в столицу для сдачи государственного экзамена. Вероятнее всего, это представление проводится на семейной встрече. В империи Мин люди часто устраивали кукольные представления на семейных встречах или домашних приемах – такие спектакли стали частью быта.

Выступление кукол цзинчжоучжоу

Тростевые куклы были распространены по всему Китаю и отличались друг от друга в зависимости от области, отражая местный колорит. Их даже называли по-разному: на северо-западе – шуаганьцзы (букв. «игры с шестом»); на юго-западе, в Сычуани, – мунаокэси (букв. «игры с деревянными головами») и цзинчжоучжоу (букв. «большие локти»); на юге, в Гуандуне, – тоси (букв. «игры [с куклами, которых надо было] держать снизу»). В Сычуани такие марионетки пользовались особой популярностью.

В основном тростевыми куклами управляли с помощью одного главного шеста (он крепился к голове) и двух ручных шестов (крепились к рукам), но их количество могло варьироваться. В зависимости от того, как располагались ручные шесты, марионетки делились на кукол внутреннего и внешнего управления. На полых деревянных головах вырезали лица, а внутрь устанавливали особый механизм, с помощью которого кукла могла двигать ртом и глазами.


Картина «Марионетки»

Эпоха Мин


Выступление кукол цзинчжоучжоу

Эпоха Цин


Картина «Выступление деревянных людей»

Изначально кукольный театр называли «театр деревянных людей» (мужэньси). Позднее «деревянными людьми» стали называть исключительно тростевых кукол. Например, известно, что во времена империи Цин в Ханчжоу театр таких марионеток называли «выступление деревянных людей».

Здесь представлена работа Шэнь Бочэня[19]. Он изобразил особый вид кукольного спектакля – «человек и кукла на одной сцене» (жэнь-оу тунтай). Такие спектакли были характерны для уезда Линьгао провинции Хайнань. На сцене нет ширмы, и публика видит как куклу, так и самого кукловода. Мастер в костюме управляет куклой, поет и декламирует на линьгаоском диалекте. Он принимает активное участие в выступлении, исполняя ту же роль, что и марионетка.


Картина «Выступление деревянных людей»

Шэнь Бочэнь

Период Китайской республики


Фото с постановки «Кукла пишет картину»

Сюй Хун родилась в 1963 году в уезде Гаою провинции Цзянсу. Она занимает пост главы труппы кукольного театра Театрального объединения провинции Цзянсу и является обладательницей таких наград, как «VIII Культурная премия за актерское мастерство» и «Культурное наследие» Министерства культуры КНР, также она получила четыре «Золотых льва» на II Всекитайском конкурсе кукольного театра и театра теней. Сюй Хун выступала более чем в десяти крупных и средних пьесах, например в пьесе «А-Фу» и «Фея драгоценного цветка», и снималась в пятнадцати детских кукольных фильмах. Для пьесы «Фея драгоценного цветка» Сюй Хун поставила множество новых танцев: танец бабочки, танец среди цветов и трав, танец при яркой луне, танец в одеждах с длинными рукавами и так далее. Она также является создательницей таких уникальных трюков, как смена масок и дыхание огнем. Ее оригинальная постановка «Кукла пишет картину» объединила приемы кукольного театра с приемами каллиграфии и живописи. До Сюй Хун ничего подобного не существовало.


Фото с постановки «Кукла пишет картину»

Национальный музей Китая

Кукловод Сюй Хун


Перчаточная кукла Чэн Яоцзиня[20]

Цзян Цзяцзоу (1871–1954) родился в округе Цюаньчжоу провинции Фуцзянь. С детства он обучался искусству создания кукол у своего отца Цзян Цзиньбана, и к совершеннолетию сам стал мастером-кукольником. За шестьдесят лет работы он значительно приумножил наследие отца: в пять раз увеличил количество образцов голов и создал девять новых причесок. Всего он вырезал более десяти тысяч кукольных голов и внес большой вклад в развитие искусства театральной куклы Китая. Головы его кукол точно отражают характер персонажа; резьба, роспись и покрытие воском умело выполнены: кожа марионеток глянцевая, а лица чистые и гладкие. Мастер создавал кукол, которые могли открывать рот и моргать, словно настоящие люди.


Перчаточная кукла Чэн Яоцзиня

Цзян Цзяцзоу

Современная работа


Виды театральных кукол и география мастерских

Китай принято делить на северный и южный[21], по этому же принципу разделяют и кукольный театр. Под влиянием культурных обычаев местное искусство создания театральной куклы приобретает уникальные и самобытные черты.

Северные куклы достаточно грубые и простые, среди них принято выделять несколько видов. Подвесные куклы уезда Хэян провинции Шэньси отличаются тем, что головы персонажей амплуа дань похожи на танские погребальные статуэтки, а чоу этой традиции называются лайбаоцзы (или лайпаоцзы)[22]. У кукол уезда Уцяо провинции Хэбэй примитивные лица – они похожи на традиционные народные глиняные игрушки. Кукла деревни Динцунь провинции Хэбэй отличается тем, что у персонажей амплуа шэн и дань аккуратно очерчены брови, а маска амплуа цзин детально прорисована. Также для них характерны глубоко посаженные глаза.

Южные куклы более аккуратные. Среди них также выделяют несколько разновидностей. Гуандунские тростевые куклы очень реалистичны и правдоподобно передают эмоции. У хунаньской марионетки овальное лицо, простая техника исполнения и множество масок амплуа. Куклы южной части провинции Фуцзянь имеют полную фигуру и аккуратную роспись.


Путешествие на Запад

Тайшунь, провинция Чжэцзян


Дань

Провинция Сычуань


Цзин

Хэян, провинция Шэньси


Шуньфэнъэр

Цюаньчжоу, провинция Фуцзянь


Мелкий чиновник

Сяои, провинция Шаньси


Ян Цзунбао

Чаочжоу, провинция Гуандун


Сохранение и передача художественной традиции изготовления театральных кукол

Сцена сидячего типа в современном южнофуцзяньском кукольном перчаточном театре

В современном южнофуцзяньском театре перчаточных кукол есть две сцены: сидячего и стоячего типа. Их конструкции схожи: над деревянными подмостками вешается занавеска, которая скрывает кукловода от зрителей, а за сценой есть своего рода «карман», куда ставятся куклы в порядке их выхода на сцену.


Сцена сидячего типа в современном южнофуцзяньском кукольном перчаточном театре

Юнчунь, округ Цюаньчжоу, 11 февраля 2005 года


За сценой представления ханьчжунского кукольного театра ханьдяо гуангуан

Ханьчжунский театр куклы гуангуан распространен на юго-западе провинции Шэньси, в районе округов Ханьчжун и Анькан. Напевы, речитативы, произношение, рифмы театра сформировались под влиянием местного диалекта. Его название «ханьдяо гуангуан», или «театр гуангуан», произошло от звука, который издает барабан, используемый в постановках для аккомпанирования. По-другому театр называли «южный циньцян» и «ханьдяо циньцян» – это связано с тем, что музыкальное сопровождение спектаклей было схоже с оперой циньцян

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Сноски

1

В отличие от привычного нам «европейского» театра, традиционный китайский театр минималистичен в декорациях и реквизите, акцент делается на музыкальное сопровождение, костюмы и актерскую игру, куда входят также пение, речитатив, жестикуляция, мимика, позы и акробатика. – Здесь и далее, если не указано иное, примечания переводчика.

2

Здесь и далее в тексте упоминаются основные эпохи китайской истории. Временные рамки всех эпох перечислены в таблице «Хронология истории Китая» на стр. 146–147.

3

Модэ, или Моду (234–174 гг. до н. э.), – основатель и правитель (шаньюй) империи Хунну.

4

Лю Бан (256–195 гг. до н. э.) – личное имя основателя династии Хань.

5

Яньчжи – титул супруги шаньюя Хунну.

6

Юаньская драма, или цзацзюй (букв. «смешанные представления»), – жанр традиционного китайского театра. Обычно пьеса состояла из нескольких актов, в каждом из них присутствовал цикл арий на одну рифму, которые пел лишь один персонаж. Иногда между актами ставились интермедии.

7

По-китайски «тунговое дерево» (тун) читается так же, как «одинаковый».

8

Царство Чу – государство, находившееся на юге Китая в периоды Вёсен и Осеней и Сражающихся царств.

9

«Лотосовая сутра» – один из известнейших священных буддийских текстов. Особо почитаем в буддизме махаяны Восточной Азии. – Примеч. ред.

10

Сюань-цзун (посмертное имя Мин-хуан) – император династии Тан, правивший с 712 по 756 год.

11

Буддийский храмовый комплекс Цяньфодун (иногда называемый по главной пещере Могао) находится на территории городского уезда Дуньхуан провинции Ганьсу. Комплекс объединяет в себе 492 пещерных святилища, украшенных фресками общей площадью около 42 км2. – Примеч. ред.

12

Водные куклы (шуй куйлэй) – покрытые лаком деревянные фигурки, управляемые с помощью прикрепленных к ним тростей. Выступление проводится на воде.

13

Подробнее о пороховых куклах (яофа куйлэй) см. на стр. 19, 111–117.

14

«Живые куклы» (жоу куйлэй, букв. «куклы из плоти») – загримированные и одетые в костюмы дети; ими, словно марионетками, управляли взрослые.

15

Четыре великих живописца Южной Сун – собирательное название для четырех наиболее выдающихся художников, живших в эпоху Южная Сун. Помимо Лю Сунняня в этот список также входят Ли Тан, Ма Юань и Ся Гуй.

16

Чжун Куй – божество китайской мифологии, повелитель демонов. Подробнее см. на стр. 88.

17

«Шесть фантазий Западного флигеля» – энциклопедия, посвященная знаменитой юаньской драме «Западный флигель» Ван Шифу.

18

Более подробная информация об основных пьесах и некоторых героях приведена в указателе на стр. 128–145.

19

Шэнь Бочэнь (1889–1920) – один из первых известных карикатуристов в Китае.

20

Чэн Яоцзинь (589–665) – генерал эпох Суй и Тан, персонаж большого количества романов, например «Сказания о династии Тан». Считается, что он обладал неприятной наружностью и был смел, но неосмотрителен в действиях.

21

Под северным Китаем обычно имеют в виду территории к северу от реки Янцзы, под южным – территории к югу от нее.

22

Для китайского традиционного театра характерно наличие системы амплуа. Она разнится от региона к региону, но принято выделять четыре основных амплуа: шэн (мужские роли); дань (женские роли); цзин, или бэй, или хуалянь (персонажи с разрисованными лицами); чоу (комики). Кроме того, амплуа также могут делиться на различные подвиды, а принадлежность персонажа к ним может меняться в зависимости от региона и пьесы. Каждому амплуа соответствует определенный грим или маска (ляньпу).

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу