bannerbanner
Совершенно не случайно. Как запрограммировать свою жизнь на удачу
Совершенно не случайно. Как запрограммировать свою жизнь на удачу

Полная версия

Совершенно не случайно. Как запрограммировать свою жизнь на удачу

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Другими словами, мы порой ведем себя настолько иррационально, что наш собственный рациональный ум выпадает в осадок.

И пятый пункт – бесконечный прогресс, обусловленный бесконечной же конкурентной борьбой умов. Каждый придумывает ход, который дал бы ему преимущество. И стоит кому-то его найти, как одни начинают его копировать, чтобы получить не меньше, а другие – искать контрмеры, чтобы это преимущество отобрать. Так взаимодействуют, например, бизнесы между собой и государство с предпринимателями. А мы вынуждены под все это подстраиваться. Да еще и с учетом того, что каждый ищет ход, который стал бы неожиданным для конкурентов и, соответственно, для нас.

– Что сейчас кажется обычным, а 200 лет назад было в дикость?

– Написать в телегу.

Другими словами, нестабильность принципиально неустранима, поскольку опирается на естественное желание выгадать. Низы стремятся наверх, верхи пытаются удержать свою власть и не допустить совсем уж большого хаоса. А тем, кто хочет всего лишь остаться на месте, достается и снизу, и сверху!

Хватит пока? Убедил строгого читателя? Но тут важно напомнить, что эта книга – не о силе воли или технологиях эффективного принуждения себя или других. Она об умении гармонично уживаться с такими иррациональными нами, прочими людьми, сообществами людей и природными стихиями.

Речь идет о том, как надо жить, чтобы от непредсказуемости многого внешнего и внутреннего как минимум не страдать, а при минимальной удаче получать заметные плюшки, бонусы и преимущества. Особенно над теми, кто привык «ходить по рельсам», жить по строгим правилам и втискивать себя и прочих в логику.

Ведь ясно же, что если одно и то же неожиданное событие (падение рынка, например, или изменение законодательства) доставляет неприятности всем участникам конкурентной борьбы, то умение пострадать меньше других уже оказывается существенным преимуществом и по итогу приносит выгоду (пока большинство лежало в нокауте, более адаптивный обслуживал их клиентов)!

Итак, мы будем учиться ловить удачу, сторониться неудач, а для внешних наблюдателей – «ходить сквозь стены» и добывать возможности «из воздуха».

И тут пришло время слегка приоткрыть завесу тайны над двумя словами – «чудо недеяния». Чудо – это неожиданно возникшее желанное событие. Неожиданно для современников, потому что ясно, что ваш мобильный телефон стал бы чем-то волшебным, предъяви вы его в двадцатом веке. Но мы-то хотим чудес в настоящем! И еще одно уточнение: я не учу нарушать законы физики. Но и без этого чудес хватает!

Например? Вот двое не могли договориться и даже собирались враждовать надолго. И вдруг – мир, дружба, помидоры. Чудо? Безусловно! Или ты не мог себя заставить взяться за проект (сесть на диету, заняться спортом, отстоять свои права). Но что-то происходит, и для тебя это уже легко! Или вот: совершенно безнадежная ситуация и соответствующие переживания. Но бах – и вот он, свет в конце тоннеля! Снова чудо.

Иногда одно событие или пара реплик способны кардинально изменить картину мира, эмоции и непроизвольные реакции. Или стыковка известной всем банальности с другой не менее всем надоевшей создает такую гениальность, что мир рукоплещет и засыпает славой и деньгами. Неужто не чудо? Нехитрая песенка звучит из всех устройств. Непритязательная книжечка становится настольной для сотен миллионов. Безвестный художник просыпается знаменитостью. Предприниматель нащупывает идею на миллиардный рост. Чудо же! И происходит раз за разом много где.

И вдруг его осенило.

– Слушай, – закричал он, – да ведь это и есть полет! Мы летали!

Затворник кивнул головой.

– Я уже понял, – сказал он. – Истина настолько проста, что за нее даже обидно[6].

Теперь про недеяние. Это когда у тебя покупают, хоть ты и не бегаешь за покупателями. Это когда тебя рекомендуют, хоть ты и не выпрашиваешь отзывы. Это когда мир движется навстречу твоим целям или несет тебя к ним течениями и ветрами удачи. Это когда рядом оказываются приятные и нужные люди, а неподходящие сами проскальзывают мимо. Это когда тебя подхватывает вдохновение, и поток ценных мыслей сам заполняет твою голову. Или когда решение приходит само и вовремя – то, что зовут находчивостью. Это когда для влияния на ситуацию достаточно твоего присутствия, взгляда, паузы в речи. Это когда сотрудники работают сами и с энтузиазмом.

Недеяние – это не всегда бездействие, хотя бывает, что в ключевой момент действуешь уже не ты. В недеянии важнее отсутствие насилия, тупого противостояния. Сила может понадобиться, но применяется она с умом. В частности, мы не собираемся переть на буран или толкаться с горами. Впрочем, это уже тонкости, которые мы будем обсуждать подробно. Для нас же сейчас важно, что недеяние часто выглядит чудом, поскольку ситуация решается, но шиш такое повторишь! Здесь кажется, что внешнее бездействие вдруг сдвинуло весь мир.

Молодой парень гулял по лесу и заблудился. В конце концов вышел к маленькой избушке. Постучав в дверь, он был встречен древним на вид китайцем с длинной седой бородой.

– Можно у вас переночевать?

– Конечно, только при одном условии. Если вы прикоснетесь хоть пальцем к моей дочери, я подвергну вас трем наиболее жутким китайским пыткам.

– Хорошо, – согласился парень и вошел в дом.

За ужином он не мог оторвать глаз от дочки хозяина и заметил, что она тоже постоянно смотрела на него. Однако, помня угрозу хозяина, он не подал вида и после еды пошел спать. Ночью он не мог заснуть от желания и решил потихоньку прокрасться в комнату дочки в надежде, что та его ждет и хозяин ничего не услышит. Под утро он прокрался обратно в свою комнату, усталый и счастливый.

Проснулся он от чувства тяжести в груди. Это был большой камень, на котором было написано: «Китайская пытка номер 1: большой тяжелый камень на груди». «Ну это ерунда, – подумал парень, – если это лучшее, что старик смог придумать – мне нечего волноваться». Он поднял булыжник, подошел к окну и выбросил его.

Тут он заметил другую записку, на которой было написано: «Китайская пытка номер 2: камень привязан к левому яичку». В панике он глянул вниз из окна и увидел, что веревка близка к натяжению.

Решив, что лучше поломать несколько костей, чем быть кастрированным, он выпрыгнул из окна. Падая, он увидел большую надпись, нацарапанную на земле: «Китайская пытка номер 3: правое яичко привязано к ножке кровати».

Итого: эта книга о том, как из таинственного и непредсказуемого мира (включая нас самих и окружающих людей) добывать возможности и совершать чудеса недеянием, которое вовсе не безделье и с ленью не в родстве. А заодно о том, насколько чудесен, таинственен, магичен и прекрасен мир, в котором нам повезло родиться!

Куда мы движемся?

Давайте еще раз обозначим, куда я предлагаю развиваться. На другом немного языке, чтобы меня поняли и те, кому ранее озвученные точки зрения оказались недостаточно ясными и убедительными. И чтобы те, кто уже заинтересовался, могли подступиться к теме ближе.

Мы будем двигаться от принуждения к везению, добровольности и вдохновению, от диктата разума к дружбе с иррациональным, от западного подхода к восточному, от гордыни эго к объединению с силами мира. И в этом нам помогут работы древних, недавних и современных мудрецов и практиков: Лао-Цзы, Кастанеды, Гриндера, Бендлера, Коржибски, Минделла, Андреаса, Талеба, Коллинза, Алехина, Курпатова, Гагина, Батищева, Кронина (список литературы – в конце).

Принуждение – это попытка заставить мир, других людей или самих себя соответствовать нашим ожиданиям и представлениям о правильном. Уговоры, обман, манипуляции, подкуп, шантаж и угрозы – в ту же степь. Любые способы прогнуть мир под себя суть принуждение.

Этот принцип довольно неплохо работает, когда мы заведомо сильнее (в отношениях с детьми, подчиненными, зависимыми от нас, теми, кто слабее и не может избежать нашего общества), но начинает сбоить, когда другие набирают силу (скажем, дети вырастают в подростков), и совсем не работает, когда сильнее уже не мы (с высшими чинами, силовиками, людьми с железной волей и, конечно же, с силами природы и энергией социума). Плюс, напомню, мы не властны над чувствами, желаниями и всем таким непроизвольным.

– Невроз вашей жены не опасен. С ним она проживет много лет, – говорит врач-психиатр.

– А я? – спрашивает муж.

Именно поэтому мы будем учиться приглашать желательные настроения, заинтересовывать, договариваться, создавать условия и вливаться в потоки, чтобы внешние силы надували паруса наших лодок, а не топили их в своих течениях. Впрочем, увернуться вовремя – тоже вполне себе достижение. Не стоять под стрелой и переходить на зеленый – полезно. Равно как и оставлять запас на случай непрухи. Потому что отсутствие принуждения означает, что мир, люди и наша же психика могут не принять нашего приглашения и проследовать своим путем. Иногда и там, где мы стояли.

Если же все хорошо, люди будут делать то, что мы хотим, на собственном желании (энергии и силе), к нам будут приходить удачные эмоции, мысли и настроения, а мир будет регулярно подкидывать удачные шансы и возможности, которые нам остается лишь вовремя схватить и реализовать. Вдохновение, творческий поток, везение и легкость в отношениях.

Обычно, если маг иссушает реки, сворачивает горы, испепеляет города – словом, совершает что-нибудь крупное, – ему приходится преодолевать сопротивление. Весь этот мир, вся эта пошлая, косная материя сопротивляется магии. Иногда сильнее, иногда слабее, но она оказывает противодействие. И вместе со стеной магической силы всегда докатывается эхо иного рода, отзвук этого бессмысленного противодействия. Иногда оно ощущается как гнев, иногда отзывается страданием, иной раз – яростью, презрением, отвращением; бывает, что и равнодушным от усталости терпением, но и только. Мир не любит магию.

Но на сей раз дела пошли по-иному. Налетев на стену силы, Инсанна внутренне приготовился к удару гнева, бессмысленной ярости: стена была несокрушимой, значит, и удар должен воспоследовать чудовищный. Ан нет! Не было удара! Взамен того, чтобы огреть Инсанну отзвуками боли, мир ответил… восторгом!

Поначалу Инсанна подумал, что это эхо восторга самого мальчишки. Надо же, сопляк настолько рад своей силе, что по всей земле эхо отдается. Но подумал об этом Инсанна неискренне, отлично сознавая, что ему хочется так думать. Мальчишка, как же! Такой радости, такого ликования человеку не снести, будь он хоть трижды магом. Такой восторг его попросту разорвет, разнесет на кусочки. И нет в этом восторге ничего человеческого. Так может радоваться лес, река, скала, но не человек.

Слыхал Инсанна о магах, которым мир не сопротивляется, но верить – не верил. На его памяти ни одного такого не было.

А мальчишка, похоже, еще не разобрался толком, какая страшная, грозная, чудовищная сила находится в его распоряжении! Не его собственная магическая сила – да и кто знает, какова она? Может, и вправду велика, а может – тьфу, и растереть? Кто его знает, по силам ли ему заставить гору обрушить лавину или реку – течь вспять? Но в том-то и дело, что ему, паршивцу, и заставлять не надо. Ему достаточно просто как следует попросить[7].

Но откуда берется желание прогибать мир под себя, если очевидно, что он таки сильнее? Из страха. Мы боимся неизвестности (для нас она родственна смерти, поскольку никто не знает достоверно, что ждет за ее порогом) и непредсказуемости.

Поэтому сначала мы пытаемся опутать мир сетью правил и законов, а затем обижаемся и пугаемся, когда он почему-то из нее выламывается. Мы же хотим действовать по плану, верно прогнозировать, достигать с гарантией и полагаться на чужую надежность. По-детски – капризно и безосновательно. А люди подводят. А мир – так вообще. То эпидемия, то война, то гениальные открытия, что перемешивают напрочь карты!

И я бы тоже хотел так – предсказуемо, надежно и логично. И стараюсь иметь дело с такими людьми, с кем есть вероятность договориться. Вот только если на работе это плюс-минус возможно, та же личная жизнь дисциплиной убивается. Секс по расписанию, дружба по правилам, экстаз по заказу – не работает. Можно проехать тысячи километров, чтобы соприкоснуться с произведением искусства, и не почувствовать ничего (пример от Гришковца). Поэтому мы и будем учиться извлекать удовольствие и пользу (или хотя бы минимизировать вред) именно из непредсказуемо спонтанной иррациональности. Своей, чужой, мира. Без этого умения – сплошная нервотрепка да обиды!

– Чего ты больше всего боишься?

– Стоматологов и темноты.

– Ну, стоматологов понятно, а темноты-то чего бояться?

– А знаешь, сколько в темноте может прятаться стоматологов!

Чем отличается восточный подход от западного? Воспитанные в западной культуре, мы привыкли к формуле «Чем больше, тем лучше» и девизу «Быстрее! Выше! Сильнее!». Что приучает нас стремиться зарабатывать и покупать все больше, лезть по карьерной лестнице, расти над собой, обзаводиться связями и прочему в том же духе. Западное мышление – это стрела из ада в рай, оно линейно и ненасытно. Соответственно, мы запрограммированы презирать тех, кто ниже, чем мы (достиг меньшего или родился менее удачно), и завидовать тем, кто выше по любому из параметров (деньги, власть, слава, красота, здоровье и даже – ха-ха-ха – духовность). Поэтому западный подход ведет к интенсивному развитию и одновременно делает каждого отдельного человека глубоко несчастным.

Восточный же подход основан на цикличности. Утро-день-вечер-ночь, вдох-выдох, смена времен года, приливы и отливы… Здесь усиление одного приводит к возникновению противоположности. Еда приносит голодному наслаждение, затем удовольствие, затем ничего, затем дискомфорт и вплоть до страдания. Продолжение интереснейшей беседы начинает утомлять и душить скукой. Лежание на диване радует лишь уставшее тело.

И наоборот. Если начало работы может быть трудным, дальше ты врабатываешься и входишь в состояние потока, при котором дело доставляет много радости. Начало изучения науки мучительно, но продолжение вызывает интерес и пробуждает любопытство. Подозрительный незнакомец при дальнейшем общении может стать близким другом. Одно переходит в другое! И важным становится не количество, а мера, достаточность.

Когда в организм попадает слишком много работы, он начинает вырабатывать антидела.

Если западный подход особенно хорош в подчинении неразумной природы, восточный позволяет куда лучше уживаться с неуправляемым. В частности – обретать гармонию и мир в своей душе. Там, где Запад видит грех и недостаток, Восток будет искать проявление необходимости или признак дисбаланса. И гармонизировать, а не бороться. Поэтому за счастьем – на Восток. Его подходы здесь помогут лучше. Равно как и в том, как уживаться обычному – довольно слабому – человеку с превосходящими его силами. Например, тем же государством.

И здесь, как раз в духе восточного подхода, я не могу не указать, что я вовсе не утверждаю, что западный, рациональный, волевой подход однозначно хуже восточного, иррационального и ориентированного на везение! Задача книги – дать вам инструменты обретения баланса на этих качелях.

– Сколько нужно даосов, чтобы закрутить лампочку?

– Один, но нужно, чтобы она сама захотела.

Любой подход – и волевой, и через недеяние – работает в большинстве жизненных ситуаций. Условно, в девяти случаях из десяти. А оставшийся? Становится проблемой и откладывается в стопку нерешенных. И эта стопка годам к сорока превращается в нехилый холмик, а то и гору! У властного человека одна гора, у фаната недеяния – другая. Через недеяние трудно сбросить вес или отстоять себя в конфликте. Через принуждение не добиться любви и доверия, например. Вот нам и надо взять недостающие инструменты, чтобы разобраться со своей горой!

И пара слов о гордыне. Многим очень важно заявить: вот это сделал я, значит, я лучше! Поэтому мы даже милость случая приписываем к своим заслугам. Не ниша удачная, а я хороший бизнесмен. Не с супругой повезло, а я идеальный мужчина. Не родиться в хорошей семье повезло, а я обогнал всех в личностном росте. Последствия этого мы еще обсудим, но одно из них – противопоставление себя миру. А мир сильнее. Заведомо. И всегда.

Эгоист – это глупец, возомнивший, что он – сам по себе, а остальной Мир существует отдельно. Но Мир большой, а он – маленький, и ему страшно… Так что эгоист – это еще и испуганный глупец[8].

Здесь же мы будем учиться замечать, как много в наших заслугах помощи мира. Что, например, «мои гениальные идеи» опираются на идеи великих предшественников или многих поколений не столь уж крупных мыслителей, каждый из которых принес свою крупинку на гору, с которой мне открылся чудный вид. И за мной придут следующие, что так же встанут на «мою» гору, а точнее – на принесенную мной крупинку. И увидят чуть дальше меня. Стечение обстоятельств, удачные случайности, подходящее настроение (мое и других), тектонические сдвиги больших социальных процессов… Я уж не говорю о, например, достижениях прогресса типа персональных компьютеров и удобных жилищ, что позволяют современным людям творить!

Мужик на телеге въезжает в село:

– Народ, я уголь привез!

Лошадь ржет в истерике:

– Он!

Телега:

– Привез!

Или вот, например, такая мысль: любой творец существует только при условии наличия тех, кто способен его творчество оценить по достоинству. Как учитель есть лишь тогда, когда существуют те, кто согласен у него учиться. Мы вписаны в этот мир. «Мы ценны как звенья цепи», по словам Батищева. Мы часть мира и часть стаи, ведь приматы – стайные животные.

Небо и земля долговечны потому, что они существуют не для себя. Вот почему они могут быть долговечными.

Поэтому совершенномудрый ставит себя позади других, благодаря чему он оказывается впереди. Он пренебрегает своей жизнью, и тем самым его жизнь сохраняется.

Не происходит ли это от того, что он пренебрегает личными [интересами]? Напротив, [он действует] согласно своим личным [интересам][9].

Корень нашей теории

Так откуда вообще берутся чудеса? Они живут в пространстве между словом и реальностью. Пока непонятно? Сейчас разъясню кратко, поскольку мы еще только входим в тему, а где-то во второй половине книги расскажу об этом подробно.

Дело в том, что наши умы живут в мире словесных описаний реальности, а тела входят в нее непосредственно. И поскольку описания реальности гарантированно менее подробные и точные, возникает зазор, в который и просачиваются неожиданности. Чудо – это просто неожиданность приятная.

Но что значит «ум живет в описаниях»? Дело в том, что наш мозг – довольно слабенький компьютер, и он вынужден экономить вычислительные мощности. Это ни разу не уничижение, поскольку человеческих мозгов оказалось вполне достаточно, чтобы победить в эволюционной гонке и не дать природе создать мыслительный орган еще более мощный.

Как он экономит?

Первое – статика вместо динамики. Мы игнорируем процессуальность окружающего, ужимаем видео до фото. Максимум – до слайд-шоу. Яркий пример – люди. Мы вроде как знаем, какие они, притом что любой человек меняется постоянно. И не только в плане развития или старения, но и в зависимости от текущего настроения и состояния. Еще пример – небо. Мы как бы в курсе, что оно меняется ежесекундно, но быстро об этом забываем, чтобы не перегружать мозг лишней работой. Поэтому, например, способны месяцами ходить мимо стройки, а затем внезапно обнаружить почти готовый дом. И удивиться. Или годами думать, что в отношениях все нормально, а потом неожиданно выяснить, что они давно кончились. Соответственно, тот, кто «заглядывает за слова» чаще, может заметить более ранние признаки и повлиять – сотворить чудо!

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Никонов, А.П. Судьба цивилизатора. Теория и практика гибели империй. – Питер, 2010. (Прим. автора)

2

Мой пост от 2.11.2022. (Прим. автора)

3

Булгаков, М.Л. Мастер и Маргарита. – Эксмо, 2024. (Прим. автора)

4

Физики шутят: Сборник. – Мир, 1966. (Прим. автора)

5

У анекдотов авторство народное. Поэтому, если байка смешная, это анекдот из интернета. А если это просто история из жизни или нечто близкое к афоризму, то автор – я. Или просто анекдот несмешной попался. (Прим. автора)

6

Пелевин, В.О. Затворник и Шестипалый. – Эксмо, 2014. (Прим. автора)

7

Раткевич, Э.Г. Деревянный меч. – Эксмо, 2007. (Прим. автора)

8

Бродецкий, Евгений. Brodetsky: сайт. – https://brodetsky.livejournal.com. (Прим. автора)

9

Дао дэ цзин. – Азбука, 2012. (Прим. автора)

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2