bannerbanner
Завоевание Средней Азии в хрониках российской армии
Завоевание Средней Азии в хрониках российской армии

Полная версия

Завоевание Средней Азии в хрониках российской армии

Текст
Aудио

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
12 из 12

3

Не полагалось давать и правдивую оценку рода занятий целых племён и народностей Средней Азии. В первую очередь это относится к туркменам. Не всех конечно, но значительную их часть, текинцев Ахала и Мерва, хивинских йомудов и в меньшей степени других. Основным их занятием был разбой и грабёж соседей. Это безусловный исторический факт. И в русской литературе, в каждой работе о туркменах это фиксируется. Более того, зарубежные авторы тоже отмечали это. (См.по тексту III главы). Но в советское время такое написать уже было нельзя. Туркмены входили в состав «братской» семьи народов СССР. Какие же они разбойники? И их назвали борцами, которые оказывали сопротивление персидским феодалам. (44,с.14,прим.). Ну а то, что северные области Персии просто обезлюдили, так это значит, феодалов там столько было.

4

Вот, например, как один из наших источников, человек не науки, а просто наблюдательный, ещё в середине ХIХв. побывавший в Персии описывал свои впечатления об этой стране: «…там, где есть вода, можно найти великолепные оазисы. Сотни подземных каналов (канатов), следы и остатки которых, можно встретить повсюду, свидетельствуют о былом благополучии страны. Ислам, как и везде, где он господствовал, постепенно сводил на нет величие … теперь это лишь тень того, что было когда-то». (4,с.93.)

5

Что касается вооружения туземных войск, то тут можно отметить два момента. Первый это постепенное улучшение их стрелкового оружия. У хивинцев, например, были уже в значительном количестве двухствольные капсюльные ружья тульской фабрики, у текинцев карабины Лефоше и винтовки Бердана. С начала интенсивных боевых действий огнестрельное оружие стало товаром ходовым и попадало в Среднюю Азию с торговыми караванами из России. Война войной, а торговля торговлей. Второй момент относится к следующему. Известно, что англичане довольно болезненно реагировали на проникновение русских в Среднюю Азию и на пути их движения ставили всякого рода преграды. Кроме дипломатического давления на Россию англичане стали напрямую помогать среднеазиатским ханствам деньгами и оружием. Однако в качестве трофеев английское оружие в руки русских не попадалось. Не было его и в арсеналах бухарских крепостей и в Хиве. Спрашивается где оно? В арсеналах Бухары? Туда русские так и не добрались. Тогда почему эмир не вооружал английскими винтовками своё воинство? У советских на это был ответ годный для всех времён и народов. Мол, власть имущие, боялись дать в руки народа оружие. Но речь ведь идёт не о народе, а об армии. Боялся что ли эмир, что его сарбазы продадут эти ружья? Или наоборот, сам ждал от них бакшиша. В общем, что-то тут не вяжется. Возникает даже вопрос, а была ли эта помощь? Возможен и другой вариант, англичане не снабжали азиатских владык оружием именно английского производства, а сплавляли им различное барахло собранное ими по колониям.

6

Вот пара примеров из жизни «реакционных» офицеров в боевых походах в Средней Азии. Во время хивинского похода 1873г. мангышлакский отряд кавказских войск совершал тяжелейший марш по Каракумам к Хиве. В отряде в качестве военного наблюдателя находился поручик прусской армии Штумм. Так вот он больше всего был поражён тем, что русские офицеры всех чинов и должностей помогали обессиленным солдатам, несли их винтовки, вещмешки. Ни в какой другой армии мира, заявлял Штумм, такое не только невозможно, но о таком и подумать даже нельзя. Там солдат это одно, офицер совсем другое. В русской же армии все тяготы войны «реакционеры» офицеры по-братски делили с «серой, забитой и бесправной массой» солдат. По тексту нашего изложения в потерях будет указываться число не только общее, но отдельно солдат и офицеров. Для чего это будет делаться? Очень просто. В русской пехотной роте облегчённого состава по мирному времени, т.е. в минимальном своём варианте по численности было 100 человек, из них офицеров в лучшем случае трое, обычно же два. Таким образом, офицеров в роте было 2-3%. А по потерям этот процент значительно выше. Т.е. здесь этими цифрами, мы хотим показать, что русские офицеры делили со своими солдатами не только тяготы походной жизни, но и фронтовой, за солдатские спины не прятались. А то и этим нет-нет, да и грешила советская литература.

Второй пример больше характерен как показатель корпоративности в среде русских офицеров, причём в самом положительном смысле этого понятия. Дело было во время кокандского восстания при втором занятии Андижана 8 января 1876г. На город наступали три колонны русских войск. Координацию наступления осуществлял начальник штаба отряда полковник барон Меллер-Закомельский. В этот раз решено было дать отличиться командиру 1го стрелкового батальона капитану Ионову, который начальствовал 3й колонной штурмовых войск. Так вот, полковнику Меллеру-Закомельскому по ходу операции дважды пришлось осаживать 2ю колонну, чтобы дать возможность Ионову первому войти в город и занять цитадель. А 2й колонной командовал флигель-адъютант ротмистр барон Меллер-Закомельский, родной младший брат начальника штаба. Вряд ли, в какой другой армии, включая советскую и современную российскую, такое могло произойти. Забегая вперёд, скажем, что капитан Ионов с лёгкой руки полковника-барона пойдёт вверх, дослужиться до генерала и именно он поставит последнюю точку в 1893г. в продвижении России в Азию. Об этом подробно будет изложено в IV главе.

7

Ну и автор! В одно предложение дважды ввернуть определение «царский» – это надо уметь. А, вообще читая её работу, особенно введение и 1ю главу, поражаешься обилием довольно редкой в русском алфавите буквы «ц». Сплошь царизм, царские, царское, царский и т.д. Замечательный образчик советского языка.

8

В русской литературе ХIХ-нач.ХХвв. термина «казах, казахи» не было. Казахи назывались киргизами, реже киргизказаками, через «к». Что до киргиз современных, то они назывались в русской литературе каракиргизами, иногда дикокаменными киргизами. В предлагаемой работе все названия и термины даны так, как они назывались в источниках.

9

Histoire des Mogols et desTatares pur Aboul-Ghasi-Behader-Khan, publiee, traduite et annotee le baron Desmant.TomeII. Traduetion, Sp, 1874, Pages, 312-313.

10

Данные по Макшееву, однако, у него в графе «итого» указано всего 6655 человек.

11

Здесь у Макшеева ошибка. 8й Сибирский линейный батальон был переименован не в 3й Туркестанский, а в 3й Оренбургский. В туркестанский, этот бывший 8 Сибирский, а затем 3 Оренбургский, будет переименован в 1867г. и получит номер 12. Вот что писал о нём один из наших источников: «… Где, например, в наших хрониках значится, кем и когда заняты и построены укрепления Копал, Верный и др., а, между прочим, это дело нашего славного 8 Сибирского, ныне 12 Туркестанского линейного батальона, передвинутого для занятия Копала в 1848г. из Семипалатинска, а в 1853г. отправленного дальше в степи за реку Или в отряд под начальством пристава при киргизах большой орды майора Перемышльского, основавшего в 1854г. нынешний цветущий город Верный». (45,2,с.358).

12

В.А.Перовскому несказанно повезло. Его племянница С.Л.Перовская выбрала полем своей деятельности политический бандитизм (сейчас это терроризмом называют), была одной из многочисленных «бабушек» русских революционеров. Именно этот род её занятий, высоко ценившийся большевиками-коммунистами, а, следовательно, и советскими историками, помог её дядюшке, оренбургскому генерал-губернатору, избежать в советское время исторического забытия, как это случилось со многими политическими деятелями того времени.

13

Залив Кайдак в русских источниках иногда ещё называют Мёртвый Култук или залив Цесаревича.

14

В этом случае Россия ничем не рисковала. Торговля в те времена практически была односторонней. Русские караваны в Хиву не ходили. Хивинские власти творили дикий произвол над русскими купцами и приказчиками, обирали их до нитки. Везти туда свой товар было равносильно его безвозмездной потери. По этому, арестовав купцов и засеквестровав их товары, русские могли быть спокойными, адекватных мер, хивинцы применить не могли, русские в Хиве были только в качестве пленников.

15

Молоствов принял начальство над колонной несколько позже, уже в походе. По выходу из Оренбурга ею командовал полковник Мансуров.

16

В России температурная шкала была по Реомюру, в дальнейшем по тексту указаний не будет. Разница же температур Цельсия и Реомюра, она небольшая, приводится в конце книги, в приложении.

17

В русской литературе подобного рода «воинские подразделения» называются или «толпами», иногда «сбродом», чаще же всего «скопищем». Советские на это жутко обижаются, обвиняя русских историков в национализме, шовинизме и прочей ерунде. Мы же считаем, что эти определения точны и конкретны, поэтому в дальнейшим и будем их придерживаться. А как их ещё называть, эскадронами что ли?

18

Солдата этого они потом конечно убили. Но эти скоты просто так безоружных пленных убивать не умели. Застрелить или зарубить шашками, такого никогда не было. Надо было обязательно что-нибудь садистское, извращённое, снять с живого кожу или посадить на кол. Тащились они, что ли от этого? Здесь была степь, кольев не было. Было холодно, кожу снимать целое дело. Этого безымянного солдата сожгли на медленном огне. Мы вначале ошиблись. Сравнивать их со скотом, значит, скот этот обижать, как ни как они наши братья меньшие. Читать про это противно, ещё противнее писать. Это грех, но иногда начинаешь жалеть, что русские к ним подобного не применяли. Европейцы – австрийцы, поляки, венгры – в этом деле были менее щепетильны. К туркам, например, во время войн XVI-XVIIвв., применяли точно такие меры, как и те к ним.

19

Укрепление Ак-Булак при отходе было также взорвано. Иногда, даже в драматических ситуациях, случаются довольно смешные истории. Так вышло на Ак-Булаке. Большая часть верблюжьего транспорта шла в сопровождении одних калмыков. Те, обревизовав поклажу, обнаружили, что значительную часть составляет непонятный для них груз – маленькие кирпичи. Калмыки, недолго думая, груз этот выбросили как ненужный, а верблюдов перевели в резерв, полагая, что этим, сослужили русским хорошую службу. Когда уже на зимовке в новом лагере, русские хватились этих «кирпичиков», то калмыки совершенно искренне им заявили, что они их выбросили, но что в Оренбурге вернут им столько же и нормального размера. «Кирпичики» эти были плитками телячьего бульона, чего калмыкам не сказали, то ли по забывчивости, то ли из-за опасения, что те по пути съедят их сами, отсюда и трагикомический результат.

20

Циалковского сильно подозревали в отравлении генерала Молоствова, который внезапно, без видимых на то причин, тяжело заболел непонятной болезнью, после чаепития в палатке у Циалковского. После этого Циалковский делал неоднократные попытки заполучить к себе на чашку чая и Перовского, но тот все его приглашения отвергал.

21

Сведения о финансировании того или иного военного предприятия в русской литературе всегда самые противоречивые. Причём разница в цифрах просто огромна. Были приведены данные Захарьина, Лобысевич же пишет о 6,5 млн. ассигнациями! (29,с.588).

22

За эти свои пьяные выкрутасы, приведшие к гибели 9 человек, Иванов попал-таки под следствие. Однако его спасло то, что он был очень храбрым и в результате всё же хивинцев отогнал.

23

Голов впоследствии в чине полковника примет участие в Хивинском походе 1873г., будет командовать Казалинской колонной Туркестанского отряда.

24

В отряд первоначально было назначено 36 орудий, 13 было оставлено в Аральске и на Казале, одно в форте №2 на урочище Карамакчи. Итого 36-14=22. Под Ак-Мечеть же, по Макшееву, прибыло 17. Где ещё 5 орудий оставил Перовский, источник не сообщает.

25

Двух человек из этого числа кокандцы захватили в плен во время вылазки 19 июля, утащили в крепость и там с живых сняли кожу. (32,с.194).

26

У Макшеева и Абаза Шкуп майор, у Бларамберга – капитан.

27

Изредка, правда, но и в русской литературе встречались фантастические описания тех или иных событий, основанных на каких-то слухах или сплетнях. Так, например, один чиновник победу под стенами Ак-Мечети 19 декабря 1853г. объяснял не смелостью русских солдат и умением командиров, а просто каким-то невероятным случаем. Вот что он пишет: «… форт Перовский, знаменитый тем, что в следующую же зиму, по занятии его нашими войсками, кокандцы желая завладеть им обратно, явились неожиданно в числе 15 тысяч при 10 орудиях, затеяли жаркое дело с высланным навстречу отрядом в 500 казаков, но появление коменданта в парадной форме, который им почудился чем-то вроде значительного подкрепления, охватило их таким паническим страхом, что они также неожиданно и с примерным единодушием обратились в бегство, оставив за собою самые приятные воспоминания о таковой одержанной нами виктории». (5,с.277).

28

Это данные Макшеева. Абаза состав отряда называет в 1750 человек при 12 орудиях. (1,с.62).

29

В Узбекистане, например, в школьных учебниках по истории этого периода, пишутся, мягко говоря, малопонятные вещи и приводятся факты, переставленные с ног на голову. Гг. Исхакова и Костецкий в учебнике за 8-9 классы осаду Пишпека почему-то перенесли на Токмак. О Пишпеке у них нет ни слова. А Токмак да, небольшой киргизский городок, оказал упорное сопротивление, выпущено по нему 954 снаряда, в сражении (!) участвовало 13 тысяч царских войск (!!!). Бред какой-то. И ведь, главное, источники-то читали. Цифра 954 у них точная. Но зачем они Пишпек с Токмаком перепутали и откуда 13 тысяч солдат взяли? И это их не первая ошибка. Штурм Ташкента у них 17 маем датирован, во введении это уже упоминалось. См. «История народов Узбекистана» 8-9 классы, Ташкент, 1994, стр. 157. Педагоги они может и хорошие, а как историки – годны лишь на составление примитивных учебных пособий для дефективных.

30

Тем не менее, Рустамбек донёс Маляхану в Коканд о поражении русских и о взятии и разрушении им Костека. Редчайший случай, но хан не поверил, перепроверил, узнал правду и Рустамбека с командования войсками сместил. Обычно же подобные победные реляции после встречи с русскими, были делом обычным, ханы им верили или делали вид что верят. Более того, некоторые такие «победы» безоговорочно и всерьёз, принимались за истину советскими историками и, естественно, попадали на страницы советской исторической литературы, например бой под Иканом.(43,с.136).

31

Впоследствии погибнет при первом штурме Ташкента в 1864г.

32

Артиллерией у Канаат-Ша командовал беглый каторжник Евграф, угодивший на рудники из казачьей батареи. Говорят, что перванези боялся брать с собою пушки, потому что они могли быть захвачены русскими, а в Коканде за это придётся ещё отвечать. Но вернее, что пара заморенных кляч едва волокла каждое из его орудий по горной местности. В силу артиллерии Канаат-Ша, не сражавшийся до сих пор с русскими, не верил. (37,с.23-23).

33

Абаза довольно-таки интересно описал эти события, но умудрился датировать их не 1860, а 1861 годом. (1,с.62).

34

Некоторые географические названия дважды, а то и более раз, в Средней Азии повторяются. Здесь пишется о Яны-кургане кокандском, был ещё Яны-курган бухарский, недалеко от Джизака. Там в 1867г. шли упорные бои русских войск с бухарцами. (об этом ниже, гл.II, ч.2).

35

Среди последних был, тогда ещё поручик артиллерии А.К.Абрамов, герой черняевских и последующих походов. Он буквально взлетел на воздух. С тех пор он страдал приступами головной боли и, вероятно поэтому, до конца дней своих носил на голове плотно облегающую чёрную шапочку, наподобие как еврейского раввина, или советского академика. Шапочку эту видно на многочисленных его фотографиях, видать ношение этого неуставного головного убора, специально было разрешено начальством. Об этом упоминает один из наших источников Полторацкий, однако ошибочно указывает, что это случилось в 1860г., когда Пишпек брал Циммерман. (38,с.413).

36

Костек до 1864г. был передовым пунктом к кокандским владениям со стороны Сибири, как Джулек со стороны Оренбурга. Был основан в 1859г. генерального штаба штабс-капитаном Венюковым.

37

О конкретной разнице между стрелковыми и линейными или пехотными ротами русской армии см. приложение в конце книги.

38

И опять немного о современных учебниках истории, и опять в Узбекистане. Создаётся впечатление, что для их написания подбиралась команда, где профессионализм, да и умственные способности её членов, особой роли не играли, скорее наоборот. На первом месте по передёргиванию фактов и изобретению новых, конечно же, стоит учебник за 9 класс, автор Рахимов, Ташкент, 2001г. По данному эпизоду, т.е. взятие Аулие-Ата. Он изобрёл какой-то бредовый ультиматум Верёвкина, в котором тот якобы грозился взорвать мавзолей Ахмада Яссави, если город не сдастся. Это уже поклёп. Русские, за всё время завоевания Средней Азии, не тронули ни одного не только исторического памятника, но и современных тогда зданий общественного пользования, т.е. мечетей, медресе, караван-сараев. Если что и разоряли, а такое тоже случалось, то делали это целенаправленно, жгли базары и жилые кварталы, уничтожали цитадели. Хотя бы подумал. Ведь даже с технической стороны взорвать такое сооружение как вышеупомянутый мавзолей, было просто невозможно. В 30х гг. ХХв. по всей территории СССР, прокатилась волна уничтожений памятников архитектуры. В Узбекистане, например, в Шахрисябзе, пытались взорвать Ак-Сарай. По своей массе он примерно такой же, как и мавзолей Ахмада Яссави. Никто коммунистам не мешал, готовились заранее, взрывчатку подвозили и, ничего не вышло. Раньше умели строить. Тимуровский дворец устоял. А как бы Верёвкин смог сделать это в XIXв.? Да ещё в условиях войны? И подобного бреда в этом учебнике ….

39

Абрамов впоследствии дослужился до генерал-лейтенанта. В Самарканде центральный бульвар и парк были названы его именем. В советское время, как и почти в любом городе бывшей России, они были переименованы именем пролетарского писателя. Однако, по крайней мере, ещё лет 10-15 назад, любой самаркандец называл этот бульвар Абрамовским. Как этот бульвар и парк называются сейчас, не знаем, и желания знать, не имеем. Именем, какого бы местного героя, или какого-либо события он не назывался, основал его всё же Абрамов.

40

Существует ещё одна версия черняевской бравады. Вдвоём, с унтер-офицером, они после сдачи города, верхами проехали по кривым азиатским улочкам и выехали прямо на базар. А там, в разгаре митинг, на котором призывают вновь браться за оружие. И именно появление генерала безо всякой охраны, настолько поразило толпу и изменило её настроение на противоположное, что о сопротивлении и думать забыли. Черняев с унтером после этого ещё помылись в азиатской бане и вернулись в отряд в сопровождении большой группы аксакалов. В общем-то, Черняев, этим своим «банным походом», как бы предвосхитил делом известное скобелевское выражение, что «Азию надо бить не только по загривку, но и по воображению».

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
12 из 12