bannerbannerbanner
Мир мертвых в представлении писателей античности и средних веков. Эссе
Мир мертвых в представлении писателей античности и средних веков. Эссе

Полная версия

Мир мертвых в представлении писателей античности и средних веков. Эссе

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 1

Мир мертвых в представлении писателей античности и средних веков

Эссе


Алексей Шарыпов

© Алексей Шарыпов, 2024


ISBN 978-5-0062-7678-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Одним из самых загадочных и вместе с тем пугающих вопросов является представление людей о загробном мире. Что ждет человека после смерти, куда он попадет, что за мир откроется за гранью жизни?

С древних времен люди верили в существование загробного мира, живущего по своим законам. В разные эпохи были сделаны попытки изобразить мир мертвых в произведениях литературного творчества. Начиная с античных времен, писатели не раз обращались к этой теме, описывая загробный мир в своих сочинениях. Многие авторы использовали идеи, взятые из мифологии, из фольклора, дополняя своими размышлениями и идеями.

Одними из первых известных нам произведений, рассказывающих о мире мертвых, являются миф об Орфее, «Одиссея» Гомера, «Лягушки» Аристофана и «Энеида» Вергилия. Отдельно стоит отметить и самое масштабное и каноничное произведение о загробном мире – «Божественная комедия» итальянского средневекового автора Данте Алигьери.

В каждом из этих произведения мир мертвых описан по-своему, но вместе с тем там есть и похожие элементы. В данной работе мы рассмотрим эти произведения, попытаемся найти общее и различное в изображении мира мёртвых.


– Миф об Орфее и Эвридике

Древнегреческая мифология содержит немало сведений об устройстве мира. Отдельное место в ней занимает и мир мертвых, Аид, царство бога смерти.

Древние греки обладали широким кругозором и большой фантазией, основанной на фольклорных историях. Они создавали новое видение вселенной, в которой был мир людей, мир богов и мир мертвых. Люди старались расширить свои представления об окружающем мире, поэтому задумывались о том, куда попадают люди после физической смерти. В их представлении это было подземное царство мертвых, в котором правил один из центральных божеств пантеона, брат Зевса – Аид.

Миф об Орфее стал одним из самых известных рассказов о путешествии в загробный мир и последующем возвращении. В этой истории мир мертвых тесно связан с рекой Стикс, которая протекает через загробный мир. Путешествуя по миру мертвых в поисках своей умершей возлюбленной, Орфей встречает разных людей, богов и других фантастических существ. Мертвые показаны бледными тенями, но вместе с тем, они обладают памятью о своей земной жизни. Орфей имеет божественное происхождение и ему можно путешествовать по загробному миру безбоязненно, но любой другой человек бы умер сразу там.


– «Одиссея» Гомера


Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» играют главную роль в реконструкции древнегреческих представлений о бессмертии1.

Представления о времени и пространстве являются важнейшими категориями, характеризующими сознание человека, образующими контуры «образа мира». При этом представления о пространстве могут изучаться в самых разнообразных аспектах2.

Обращение к эпосу в данном контексте не случайно. По сути, Одиссей, по мнению Ф. Артога, – это человек границы, который своими путешествиями очерчивает границы греческой идентичности3. Одиссей знает, что в конце пути его ждет смерть, предсказанная ему в Аиде прорицателем Тиресеем (Од., XI, 119—137). На Одиссея, по сути, проецируется общий облик греческой коллективной ментальности, которая является не только индикатором культурных, но и социальных отношений.

Появление верования в подземный Аид, населенный душами умерших, свидетельствует об определенной стадии разработанности пространственно-временных представлений о человеческом континууме, несмотря на то, что первоначально теории локализации потустороннего мира понимались в самом буквальном смысле. Именно Гомер первым в древнегреческой традиции занялся этим вопросом.

Важность данных представлений подтверждается многочисленными комментаторами Гомера, которые подходили к нему с наивным рационализмом. Они называли несколько, с их точки зрения, реально существующих входов в царство мертвых. Самые часто упоминаемые традицией: в Южной Лаконии, на мысе Тенар; в Мессении, недалеко от Пи-лоса; в Аркадии, у водопада на реке Стиксе; и в Италии, в Авернской пещере.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Обидина Ю. С. Идея воздаяния в ранней греческой традиции: о проблеме эволюции представлений о смерти и бессмертии в гомеровском эпосе // Историк и его дело. Межвузовский сборник научных трудов. «Серия памяти профессора В. Е. Майера». Ижевск, 2003. С. 85—89

2

Подосинов А. В. Ориентация по сторонам света в древних культурах как объект историко-антропологического исследования // Одиссей. М., 1994. С. 37—53

3

Артог Ф. Возвращение Одиссея // Одиссей. М., 1997. С. 71—95.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
1 из 1