bannerbanner
Дрогичинский район, Дрогичин, Антополь, Хомск и евреи. История, холокост, наши дни
Дрогичинский район, Дрогичин, Антополь, Хомск и евреи. История, холокост, наши дни

Полная версия

Дрогичинский район, Дрогичин, Антополь, Хомск и евреи. История, холокост, наши дни

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

1980-е годы стали годами начала выпуска продукции Антопольской ватно-прядильной фабрики, продукции комбикормового завода, других производств. Быстрыми темпами развивались предприятия строительного комплекса.

1990-е годы

К середине 1990-х годов [2]:

«строительными организациями района было построено около 500 объектов различного социального значения, более 350 километров дорог».

IV Город Дрогичин: основные сведения

4.1 Понятие. Этимология

Город Дрогичин. Источник: https://zebrameb.ru/library/karta-g-drogichin.html


Понятие


Дроги́чин (па беларуску Драгічын) известен в качестве небольшого по размеру, находящегося недалеко от границы с Украиной, в одном из живописных уголков беларуского Полесья, на юге Беларуси города, административного центра Дрогичинского р-на Брестской об-ти. Расположение города – на ЖД-линии Брест-Гомель, автомобильные дороги Дрогичин-Береза (Р84) и Дрогичин-Белоозерск (Р136).

Численность населения – 14 856 человек (по состоянию на 1.01. 2023-го г.).

Этимология


Город Дрогичин. Источник: https://goo.su/T9ID9H


Что касается названия «Дрогичин», оно объясняется по-разному. По одному предположению, оно связано с восточнославянским племенем дреговичей («дригавичей»), заселявших юг Беларуси в периоде девятого-двенадцатого столетий. Согласно другому предположению, название имеет отношение к размещению города на перекрестке важных дорог. По третьему предположению, название связано с особенностями «дарог», «дрог».

4.2 Экономика. Образование. Культура

Экономика


Фото Дмитрия Ивченко. Источник: http://www.fotobel.by/goroda/drogichin/


Промышленный комплекс района представлены шестью предприятиями [4]:

«Трактороремонтный завод (по состоянию на 1 сентября 2021 года находится в стадии санации)

Комбинат кооперативной промышленности

Райсельхозэнерго

Фармацевтическое предприятие „Экзон“ (РУПП „Экзон-Глюкоза“ по состоянию на 1 сентября 2021 года находится в стадии санации)

Совместное предприятие „Фрост и К“. Комбикормовой завод (банкрот, по состоянию на 1 сентября 2021 года ликвидируется)

Райагросервис (банкрот, ликвидируется)»

К основным видам производимой в городе продукции относят продукцию ремонтную, комбикорма, чугунное литье, минеральную воду, запчасти к машинам для кормопроизводства и животноводства.

В ОАО «Экзон» производятся лекарственные средства, пищевые продукты и биологически активные добавки, к примеру, налажено производство глюкозы кристаллической пищевой, активированного угля, сиропов, гематогена.

В 2021-м г. численность рабочих за год составляла 243 чел.

Аграрный сектор экономики р-на представлен [4]:

«11-ю открытыми акционерными обществами, коммунальным сельскохозяйственным унитарным предприятием, сельскохозяйственным производственным кооперативом, государственным унитарным производственным предприятием, филиал „Дрогичинская межрайонная льносемстанция“, общество с ограниченной ответственностью, частное унитарное предприятие, частное предприятие».

На территории Дрогичиского района зарегистрирована сто пятьдесят одна организация (микро-, малая и средняя).

Образование


Дрогичинская детская школа искусств (Дрогичин). Источник: https://wikimapia.org/7483747/ru/Дрогичинская-детская-школа-искусств


В Дрогичине базируются учреждения образования [4]:

«Средняя школа №1 города Дрогичин», «Средняя школа №2 города Дрогичин», «Гимназия города Дрогичин» «Областной аграрно-производственный колледж» (ранее-профессиональный лицей). А также 20 других учреждений образования, расположенных в Дрогичинском районе».

Культура

Осуществление музыкального образования лежит на Дрогичинской школе искусств, имеющей филиал в дер. под названием Брашевичи, Антопольской горпоселковой музыкальной школе и 3-х сельских – Именинской, Хомской, Бездежскаой.

В районе работают [4]:

«281 коллектив художественной самодеятельности, 12 из них носят почётное звание «Народный».

Далеко за пределами Дрогичинского района известны [4]:

«народный ансамбль народной музыки и песни „Сваякі“ и народный фольклорно-этнографический коллектив „Купалінка“ Бездежского СДК, народные фольклорные коллективы „Таночак“ и „Скібічанка“ Гошевского СК и Липникского СДК, народный хор „Жывіца“ и народный ансамбль „Заряночка“ городского Дома культуры, народный ансамбль танца „Прыгажосць“ Дрогичинской хореографической детской школы искусств».

Год 1994-й (двадцать пятое августа). Это было время открытия Военно-исторического музея им. Д. К. Удовикова.


«3 сентября 2016г. в Дрогичине прошли областные „Дажынкі“. На мероприятие были приглашены передовики уборочной кампании со всего юго-западного региона». Источгник: https://brestcity.com/blog/v-drogichine-proshli-oblastnye-dozhinki-foto

4.3 События и мероприятия. Историко-культурное наследие

События и мероприятия


Год 2016-й ознаменовался тем, что в данное время прошел областной фестиваль «Дажынкi».

При Сретенской церкви ежегодно в мае проходит фестиваль духовных песнопений.


Историко-культурное наследие


Источник: https://d-cult.by/?view=show_article&article_id=70


Историко-культурное наследие [4]:

«Сретенская церковь

Сретенская церковь (1863), ул. Ленина, 3 – Знак „Историко-культурная ценность“ Историко-культурная ценность Республики Беларусь, шифр 113Г000174

Костёл Божьей Матери (1928)

Костёл Божьей Матери (новый костёл)

Здание (1929—1934), ул. Ленина, 138 – Знак „Историко-культурная ценность“ Историко-культурная ценность Республики Беларусь, шифр 113Г000280

Могила лейтенанта И. П. Губанкова (1944) – Знак „Историко-культурная ценность“ Историко-культурная ценность Республики Беларусь, шифр 113Д000175

Могила жертв фашизма (1942) – Знак „Историко-культурная ценность“ Историко-культурная ценность Республики Беларусь, шифр 113Д000176

Братская могила советских воинов и партизан (1941—1944) – Знак „Историко-культурная ценность“ Историко-культурная ценность Республики Беларусь, шифр 113Д000177

Братская могила (1944), ул. Ленина – Знак „Историко-культурная ценность“ Историко-культурная ценность Республики Беларусь, шифр 113Д000178

Бескурганный могильник периода раннего железного века (III – II вв. до н. э.) – Знак „Историко-культурная ценность“ Историко-культурная ценность Республики Беларусь, шифр 113В000179

Церковь христиан веры евангельской

Церковь евангельских христиан-баптистов»

Утраченное наследие

Утраченное наследие [4]:

«Часовня на кладбище

Монастырь францисканцев (1749)»


Дрогичин. Фото Дмитрия Ивченко. Источник: http://www.fotobel.by/goroda/drogichin/

V История города Дрогичин: общая

При подготовке данной Главы использовался источник [4].

5.1 Ранняя история. Семнадцатое столетие

Ранняя история


Возле Дрогичина было раскопано 5 погребений культуры – подклёшевых (абажурных) погребений, из них 3 ямных и 2 урновых.

Первое упоминание Дрогичина в письменных источниках относится к 1452-му году. Это упоминание села Довечоровичи.

Семнадцатое столетие


Источник: https://zdorovogotovim.ru/foto/napitki-velikogo-knyazhestva-litovskogo-83-foto.html


Год 1623-й. С данного года Довечоровичами было получено право считаться местечком в составе ВКЛ (Великого княжества Литовского).

В источниках 1655-го г. местечко впервые называется Дрогичином.

В семнадцатом столетии практиковалось употребление 2-х официальных названий: Довечоровичи и Дрогичин.

5.2 Восемнадцатое столетие. Девятнадцатое столетие

Восемнадцатое столетие

Инвентарь 1778-го г. Согласно ему Дрогичин считался городом, центром которого являлась торговая площадь прямоугольной формы с выполненной из дерева ратушей (заканчивалась альтанкой, увенчанной металлическим куполом с гербом города), рядом с которой стояла выполненная из дерева корчма с башнеподобной брамой и торговыми рядами. От площади в радиальных направлениях было расхождение Хомской, Пинской и Перковичской улиц, вдоль которых и концентрировались деревянные здания. В состав Дрогичина входили предместья Староселье и Заречка.

Год 1778-й. В данном году [4]:

«в городе с деревнями предместьями Старосельем и Заречкой насчитывалось 785 жителей, из них христиан – 69%, евреев – 31%».

Год 1795-й. С данного года Дрогичин являлся составной частью Российской империи.

Девятнадцатое столетие

С 1801-го г. и на протяжении всего девятнадцатого столетия Дрогичин в качестве местечка Кобринского уезда входило в состав Гродненской губернии.

Год 1897-й. С данного года [4]:

2258 жителей, 280 дворов, церковно-приходская школа, двухклассное народное училище, сельская больница.

5.3 Двадцатое столетие

Перед 1-й мировой войной

Год 1905-й. В данном году в городе вкупе с предместьями проживавших в Дрогичине людей насчитывалось примерно 3 609. Они в основном занимались сельским хозяйством, ремеслами и торговлей.

В преддверии 1-й мировой войны [4]:

«в Дрогичине работали две маслобойни, завод по очистке мела, фабрика соломенных шляп (в 1914 году – 12 рабочих, выпущено продукции на 8 тыс. рублей), семь мельниц, на которых работало 36 рабочих.


Дрогичин; фотография 1916-го г.


Периоды с сентября 1915 г. по 1939-й год

Период с сентября 1915-го года по год 1918-й. В данном временном периоде Дрогичин был под оккупацией войск кайзеровской Германии.

Период В 1920-го —1939-го годов. В этом временном периоде город находился в составе Польши, был поветовым центром Полесского (Брестского) воеводства, в нем насчитывалось примерно 4 000 жителей.

Перед 2-й мировой войной

Перед 2-й мировой войной и в первые ее дни в городе имело место размещение двадцатого отдельного мотоциклетного полка.

Время немецкой оккупации


Период с двадцать пятого июня 1941-го года по семнадцатое июля 1944-го г. Это было время оккупации Дрогичина немецкими военными.

Период с июля 1941-го года по второе 2 ноября 1942-го года. В данном временном периоде на территории Дрогичина располагалось гетто. Известно следующее [4]:

«Из установленного комиссией ЧГК общего числа в 4991 человек, погибших за три года оккупации в Дрогичине и ближайших населённых пунктах, евреев было 3338 – в том числе жители самого Дрогичина, беженцы, а также евреи, перемещённые в Дрогичин из других гетто».

Освобождение Дрогичина от немецко-фашистских оккупантов


Освобождение Дрогичина от немецко-фашистских оккупантов произошло благодаря войскам первого Беларуского фронта в ходе операции под названием «Багратион».

Время после 2-й мировой войны


Год 1967-й ознаменовался преобразованием поселка Дрогичин в город с районной подчиненностью.


«Каким он был, Дрогичин. Исследуем „Пенькны дах“ и другие постройки польского времени на улице Комсомольской. Она отнюдь не маленькая. Первая часть улицы, что до перекрестка с ул. Дзержинского, более старая, существовала на карте города еще в довоенное время, и большинство построек там „польские“. Вторая, более длинная часть улицы, стала застраиваться… примерно со второй половины 50-х годов… А еще в начале улицы.. до 1980 года в нескольких одноэтажных частных домах располагались отделения районной больницы. Она также была создана еще в польское время. Тогда улица называлась – Больничная, или правильнее назвать ее на польский манер, – Шпитальная. В послевоенные годы она была известна как улица Ворошилова, пока где-то в середине 60-х не стала именоваться, как и сейчас – Комсомольская». Источник: https://goo.su/njso

VI История города Дрогичин: еврейская

Подготовка данной главы книги в основном опирается на источник [5].


6.1 Первые упоминания о присутствии евреев в Дрогичине-Полесском. Шестнадцатое столетие

Первые упоминания о присутствии евреев в Дрогичине-Полесском

Первые упоминания о присутствии евреев в Дрогичине-Полесском относятся к 15-му веку. Однако это было лишь временное присутствие, не связанное с существованием общины.

Шестнадцатое столетие


Александр Ягеллончик. Гравюра неизвестного автора, 1521


В начале 16 века великий князь литовский Александр Ягеллон приказал изгнать евреев из города. Однако вскоре они вернулись, и в середине 16 века была основана община. Источником доходов общины в этот период могла быть таможенная аренда и торговля на торговых путях.

6.2 Восемнадцатое столетие. Девятнадцатое столетие

Восемнадцатое столетие

В 1747 году еврейская община в Дрогичине насчитывала 843 человека.

Перепись 1766 года показывает, что в общине и ее окрестностях проживало 510 евреев.


Пример деревянной синагоги. «Когда-то Беларуси и Литве помимо деревянных церквей, костёлов и мечетей существовали ещё и деревянные синагоги». Источник:https://dzen.ru/a/XgklCCvrSQCvO8Al


В описании города 1778 года упоминается синагога, но известно, что она существовала и раньше. Вероятно, она была деревянной. В условиях российского раздела еврейская община должна была функционировать в соответствии с российскими правилами, которые ограничивали ее права. Несмотря на это, местные евреи были в экономическом отношении очень активны.

Девятнадцатое столетие

В ходе национальных восстаний 1830 и 1863 годов местные евреи понесли урон с обеих воюющих сторон – поляков и русских. По переписи 1897 года в Дрогичине проживало 784 еврея при общей численности населения в 1707 человек.

Традиционно их дома располагались в центре города, сохраняя черты типичного еврейского местечка. Еврейская община играла важную роль в экономике города и района.

6.3 Двадцатое столетие до 2-й мировой войны

До 1-й мировой войны

В 1908 году главой городского совета был Юдель Пясецкий. В городе существовали небольшие еврейские предприятия, занимавшиеся переработкой древесины и сельскохозяйственной продукции. Еврейская община отличалась высоким уровнем традиционного образования.

До Первой мировой войны существовала Талмуд-Тора, было также несколько хедеров. Существовали традиционные благотворительные объединения. В местечке находился приют для бедных евреев.

Еврейское население активно участвовало в политической жизни. Медленная модернизация города снизила влияние на общественную жизнь ортодоксальных кругов. Некоторые евреи поддерживали идеи сионизма, который был представлен в городе через различные организации. Молодежь постепенно вовлекалась в революционное и рабочее движение.

Создание местной организации бунда


Иллюстративное фото. «Тащем-то „Бунд“ – еврейская социалистическая партия, действовавшая в Восточной Европе с 90-х годов XIX века – до 40-х годов XX века». Источник: https://pikabu.ru/story/ko_dnyu_bunda_9737192/author


В 1903 году при поддержке Центрального комитета в Пинске была создана местная организация Бунда. Ее лидерами стали сын местного врача Мордехай Вайсман и В. Поляк. Тайные собрания членов Бунда проходили в лесу или в здании возле старого кладбища.

Первой крупной победой бундовцев стала забастовка рабочих фабрики сапожника Реувена Бейта, который отказался принять требования рабочих. Член Бунда Ареле Розенцвейг заставил предпринимателя принять условия рабочих: восьмичасовой рабочий день и повышение зарплаты


.

Влияние 1-й мировой войны


Первая мировая война. Источник: https://russian7.ru/post/pervaya-mirovaya-poslednyaya-voyna-carsk/


Первая мировая война оказала негативное влияние на развитие еврейской общины. Отступающие русские войска сожгли многие здания, пострадали синагоги. Ввод немецких войск в город совпал с вспышкой эпидемии брюшного тифа. В городе был создан полевой госпиталь. Евреи – врачи и медсестры – приложили все усилия для борьбы с опасной болезнью Религиозная жизнь во время войны не замерла. Изучавшая Талмуд группа перебралась в единственную сохранившуюся в городе хасидскую синагогу.

После 1-й мировой войны

После ухода немцев из Дрогичина началось возвращение местных крестьян, ранее бежавших в Россию. Конфликт возник из-за того, что крестьянских домов больше не существовало – немцы обложили дороги города досками из заброшенных зданий, а часть построек забрали местные евреи, «переселив» их на свои участки взамен сожженной русской армией своей собственности. Крестьяне требовали возвращения своих домов, а местные антисемиты подстрекали их к действию. Для предотвращения насилия в отношении евреев были созданы отряды самообороны. Их члены старались, прежде всего, не допустить ограбления еврейских купцов. В конечном итоге нападавшие были обезоружены.

Во время польско-большевистской войны


Советско-польская война (1919—1921). Источник: https://barcaffe.ru/sovetsko-polskaja-vojna-1919-1921/


Во время польско-большевистской войны местные евреи понесли материальные потери. В 1921 году настоящий шок вызвало жестокое убийство нескольких еврейских семей в небольшом поселке Закозеле солдатами войск генерала Станислава Булака-Балаховича. Пострадавших похоронили на кладбище в Дрогичине. Также см. Приложение 8.


Булак Балахович в польской форме


https://drevo-info.ru/articles/26982.html

Время стабилизации

Стабилизация произошла только во время правления Второй Польской республики после Рижского мира. В 1921 году здесь проживал 1521 еврей. В Дрогичине, столице повета Полесского воеводства появились новые инвестиции. Возродилась духовная, экономическая и культурная жизнь.

Были восстановлены еврейские ремесленные мастерские и торговые фактории. Было создано ссудно-сберегательное общество, выдававшее ссуды еврейским мастерам. Евреи жили ремеслами и торговлей. На рыночной площади стояли ларьки, где продавались изделия еврейских мастеров. Клиентурой были в основном крестьяне из близлежащих деревень, приезжавшие в уездный центр по разным делам.

Каждый месяц проходила ярмарка. Евреи также владели гостиницами. Самый большой принадлежал Сидреру – в нем было шесть комнат по 2,50 злотых каждая за день.

Существование многих еврейских семей благодаря благотворительности

Однако многие семьи существовали только благодаря поддержке еврейских благотворительных организаций и соотечественников, уехавших за границу. Особенно значительную финансовую помощь оказали мои соотечественники из Чикаго.

Активность еврейской общины

Общественная и культурная жизнь еврейской общины была активной. В межвоенный период в Дрогичине действовали еврейские объединения. Бедным помогал Линат ха-Цедек, а общество «Центос» помогало сиротам…


На фото 1924 года еврейские дети (из Польши) играют в шахматы.


Хорошее развитие еврейского образования

Еврейское образование также было хорошо развито, и семьи могли выбирать, в какое учреждение отдать своих детей. В 1930 году в Дрогичинском районе действовало пять частных школ, где обучение велось на иврите, и одна школа на идише. Также существовала школа сети «Тарбут» и общинная школа Талмуд-Торы. Отделение Культур-Лиги играло важную роль в культурной жизни. Оно было связано с библиотекой, где было собрано множество книг на иврите и идише. Большой популярностью пользовался драматический кружок.

Важная роль евреев в здравоохранении


Евреи играли важную роль в здравоохранении Дрогичина. Двое из трех практикующих врачей были евреями по национальности. Давид Лампель был участковым врачом, а также руководил медицинским центром, где жители получали консультации по лечению туберкулеза, венерических и неврологических заболеваний. Специалистом по внутренним болезням был Йонаш Тенненбаум. Стоматологами были еврейские женщины: Злата Малка Гинзбург и Хая Гольдман.

Опасения евреев Дрогичина погромов против них и их имущества


В 1937 году евреи Дрогичина опасались погромов, направленных против них и их имущества. Главный раввин города, Каленкович, успокоил членов общины, объяснив, что не допустит погрома. Была организована делегация для поездки к католическому епископу в Пинске. В ее состав вошли раввин Каленкович, врач Давид Лампель, Г. Гроссман, Захария Шмид, Менахем Ауэрбах и другие. Они хотели подарить епископу свиток Торы, хлеб, соль и попросить его предотвратить насилие над евреями. 13 августа 1937 года епископ Пинский Казимеж Букраба (1885—1946) принял делегацию евреев из Дрогичина. Он обратился к ним с речью, в которой указал, что не позволит верующим заниматься антисемитской деятельностью. Эта речь вскоре была опубликована в польской прессе

Занятие Дрогичина войсками Красной Армии


НКВДШНИК допрос. Источник: https://fikiwiki.com/kartinki/992-kartinki-nkvd-57-foto.html


В сентябре 1939 года город был занят войсками Красной Армии, занявшей восточную Польшу. Сразу после установления Советской власти началась плановая и постепенная ликвидация еврейских учреждений, муниципальных и религиозных учреждений, а также политических организаций. НКВД арестовало множество богатых еврейских семей, отправив их вглубь России. Другие опасались, что их сошлют в Сибирь.

Некоторые семьи пытались доказать советским чиновникам, что они бедны, и просили оставить их дома. На месте торговых киосков, ранее принадлежавших еврейскому населению, в Дрогичине было создано девять государственных магазинов. Новые власти конфисковали весь товарный запас. Жителям города теперь приходилось по нескольку часов стоять в длинных очередях за хлебом и продуктами. В продаже не было ни сахара, ни соли.

6.4 Дрогичин под немецкой оккупацией

На страницу:
2 из 3

Другие книги автора